Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Сказка мудростью богата»

ГБОУ СОШ № 10 г. о. Чапаевск, Самарской области

 

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: «Сказка мудростью богата.»

 

Учитель:

Гаврилова Анастасия Владимировна

 

 

Предмет:Литературное чтение

Класс: 2

Раздел: «Сказка мудростью богата»

Тема: «Сказка мудростью богата»

Тип: урок «открытия нового знания»

Технологии:

-  технология развивающего обучения;

-  информационно – коммуникативная технология;

- технология здоровьесбережения;

- технология – проекта

Цель:

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь различать жанрыустного народного творчества;

- характеризовать героев сказки;

- совершенствовать навык чтения;

- развивать речь, внимание;

- находить главную мысль в произведении;

- выразительно читать произведение;

- уметь передавать содержание произведения

Метапредметные УУД

Познавательные

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

- высказывать предложения, делать выводы;

Коммуникативные

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- уметь слушать учителя, одноклассников;

- употреблять вежливые формы обращения;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе;

- уметь с точностью выражать свои мысли, отвечать грамотно на поставленный вопрос;

Регулятивные:

- с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель, задачи, тему урока;

- самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

Личностные:

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

Формы организации взаимодействия: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная.

Основные понятия, термины: сказка, жанр, быт, мудрость, богатство, сатира, добро,  калач, баранка.

Межпредметные связи: математика, русский язык, музыка, физическая культура.

Оборудование:экран, проектор, магнитная доска, ноутбук,

наглядные пособия (презентация), дидактический материал (карточки для работы), калач, баранка, аудиозапись, шляпы, схемы для чтения, декорация для инсценировани сказки, словари.

Использование УЛО: ПРОкласс

Форма контроля: учитель – ученик, ученик – ученик;

Ход урока:

Настрой на урок

1. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

2. Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Чудесных открытий желаю я вам.

3. Прочитаем вместе. Эпиграф: «Вы талантливые дети!

Когда ни будь вы сами приятно поразитесь, какие вы…(умные), как много хорошего умеете, если будете постоянно … (работать) над собой, ставить новые …(цели)и стремиться к их достижению. (Ж.Ж.Руссо)

4. Девизом нашего урока будут слова «Тот, кто хочет много знать – должен сам всё постигать!»

Актуализация знаний

1. Работа над смыслом «Сказка мудростью богата»

Учитель:Ребята, чем занимаются на уроках литературного чтения? (ответы детей).

Учитель: Каждый урок литературного чтения – это новая встреча с героями, новыми писателями, новыми произведениями.

Учитель: Скажите, пожалуйста, над каким разделом вы работаете? («Сказка мудростью богата») – хоровое чтение

Учитель:Что такое сказка? (Сказка – это вид устного народного творчества, жанр фольклора, это вымышленная история со счастливым концом, где добро побеждает зло)

Учитель:кто сочиняет сказки? (Народ и автор)

Учитель: Назовите виды сказок по содержанию (волшебные, сказки о животных и бытовые)

Учитель: Что такое мудрость? (Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)

Учитель: Что такое богатство? (Богатство – это обилие материальных ценностей, денег, но важнее в жизни духовные ценности)

Вывод: Вот этими ценностями и богата сказка и этими богатствами она с нами делится.

Учитель: Я попрошу вас поработать в группе.

Учитель: На столе у вас лежат волшебные шляпы Муми – Тролля. В шляпе находится послание. Нужно прочитать послание и определить из какой сказки отрывок.(читают отрывок)

- Какой народ сочинил данную сказку?

Учитель: Вывод: В России живут люди более 200 национальностей. Живут дружно и стараются узнать о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга. Мудрость, честность, доброта, преданность, скромность всегда ценились разными народами.

Новая тема урока

1. Учитель: Познакомимся с произведением, название которого вы сможете определить, расшифровав запись

(3 калача и одна баранка )

2. Что такое калач? (Калач – это пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (дуга) - (толковый словарь)

3. Что такое баранка? (Баранка – это пшеничный твёрдый хлебец, в  виде кольца, меньше, чем калач) - (толковый словарь)

Учитель: говорит о разнообразии словарей

4. Учитель: предположите жанр произведения(сказка)

5. Учитель: Глазки дружно закрывайте

Сказку в душу пропускайте

6. Чтение сказки учителем (прослушивание аудиозаписи)

7.Учитель: О чём или о ком говорится в сказке? (ответы детей) (о быте, о жизни)

8. Учитель: ситуация, которая разыгралась здесь, происходила в реальной жизни. Слова жить и быть очень близки. Можно сказать, что сказка жизненная, бытовая.

9. Учитель: Определите вид сказки по содержанию (бытовая)

Первичное закрепление

предлагает составить план работы над сказкой

познакомиться со сказкой

выяснить особенности бытовой сказки

- учиться грамотноанализировать сказку

- учиться выразительно и правильно читать сказку

2. Учитель: Приступим к осуществлению наших целей (задач)

- познакомились со сказкой (да)

- определили вид сказки (да)

  •   А можем ли мы сейчас проверить, как вы хорошо и внимательно слушали сказку. Предлагаю,  поработаем в парах и системе ПРОкласс

тест

1. Определи жанр прослушанного произведения

А) Загадка

Б) Сказка

В) Стихотворение

2. Определи вид сказки по содержанию

А) Волшебная

Б) Бытовая

В) О животных

3. Сколько было калачей?

А) 3

  1.  

В) Не было калачей.

4. Как называется сказка?

А) Три калача и одна баранка

Б) Один калач и три баранки

В) Калач и баранка

  •  

Ча – ча – ча (3 хлопка по бёдрам)

         Печка очень горяча (2 прыжка)

         Чи – чи – чи (3 хлопка над головой)

         Печёт печка калачи (присели 2 раза)

         Чу – чу – чу

Я калачика хочу (ем калач)

 

Работа над текстом

1. Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним правила чтения (Очень важно читать чётко, красиво, так, чтобы тебя все понимали)

2. Речевая разминка: Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается

- прочитай медленно (знак - черепаха)

- жужжащим чтением (знак - пчела)

- чтение за диктором (знак - телевизор)

Самостоятельное чтение произведения

3. Работа над сказкой

- Кто герой сказки?

- Почему же мужик огорчился, что сразу не сообразил и не съел одну баранку? (он был глупый и не понял, что он был сыт уже после съеденных калачей)

- Какой же мудростью богата эта сказка? (высмеивает глупость)

- Чему она учит? (не попадать в нелепые ситуации)

4. Чтение сказки детьми

Вопросы:

- Как вы думаете, кто сочинил эту сказку: молодой или старый человек? (пожилой, мудрый человек, который имеет опыт)

- Почему эта сказка дошла до наших дней? (они нас учат быть честными, порядочными, не завидовать, не попадать в смешные ситуации)

Учитель: Это сатирическая сказка. Что такое сатира? Это юмор. В основе таких сказок лежат смешные и поучительные истории

Учитель:В этом году исполняется 85 лет со дня рождения нашего земляка Владимира Бондаренко. Библиотека, которая находится на улице Куйбышева названа в честь него. Мне хотелось вам порекомендовать прочитать его сказки и прочитать сказку о глупости …

Включение нового знания в систему знаний

1. Разыграем сказку как в театре (костюмированное)

Сколько героев?

Распределение ролей (автор, мужик, глашатые, продавцы)

(играет музыка «Ярмарка)

Глашатые: Собирайся народ!

В гости ярмарка идёт!     

Не сиди на печи,

Покупай калачи да бараночки.

Итог урока

1. Учитель: я знаю вы знаете очень хорошее стихотворение про сказку, можете со мной поделиться, а я поделюсь с ребятами своего класса)

2. В мире много сказок (кто-то выучит и расскажет)

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло

  • а ум торжествует над глупостью

3. Мини – проект

Учитель: Я верю, что сказки заронили в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут прорастать и приносить хорошие плоды, напишем на зёрнышках (которые лежат у вас на столе) напишем одно доброе слово, соединим их в колосок. Мы этими зёрнышками засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.(добро, мир, хлеб, спасибо, красота, …)

4. Учитель: предлагает детям продолжить фразу: «Сегодня на уроке мы…(читали, знакомились с новым произведением, сотрудничали, отвечали на вопросы, встретились с новым героем…)

Я тоже хочу продолжить «Сегодня на уроке я была довольна вашими ответами, гордилась вами, что вы большие молодцы, благодаря вам цель нашего урока была достигнута»

1. Учитель:Покажите правую ладошку и положите на неё, то самоехорошее, что у вас есть (или что унесёте с собой с урока), а на левую то, что вы ещё не имеете. Соедините руки в парах и скажите друг другу спасибо.

2. Благодарственное письмо

3. Спасибо за урок.