Конспект урока «Грамматический дом – деепричастие»
МБОУ Школа №35 г.о.Самара.
Конспект урока
«Грамматический дом – деепричастие»
Разработала: Зинина Юлия Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Тема урока: Повторение и обобщение по теме «Деепричастие».
Цели урока:
Образовательные:
- формировать систему знаний о деепричастии и деепричастном обороте у учеников 7 класса.
- воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
регулятивные : определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности(этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе.
коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение говорящих, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для организации всей деятельности;
познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы правописания.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи, определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами, составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий.
ЛичностныеУУД:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Оборудование: распечатанные карточки для взаимозачёта, презентация.
Тип урока: урок повторения и обобщения ЗУН
Форма: урок-проект
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Пословица.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда - за работу.
Успехов желаю всем вам!
- Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл,
Я по наречию похоже на глагол.
- Что это?
- Кто даст правильный ответ? – деепричастие
В царстве Морфологии,
Столице Филологии,
У Глагола и Наречия
Возникли противоречия.
Мы в них тоже примем участие
И вспомним о деепричастии.
- Запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: Повторение и обобщение по теме«Деепричастие»
- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова:
- повторить и обобщить …
- закрепить умения …
- воспитывать интерес ……………………….
2. Введение в урок
Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Обратимся к истории. Некоторые ваши товарищи провели маленькое исследование и хотят с нами поделиться своим результатом. Послушаем их сообщения.
1 ученик. (Желенок)
Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.
Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.
2 ученик.(Ефремова)
По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюркских языках, венгерском и эскимосском.
Термин "деепричастие" введен в 17 в. русским учёным Мелетием Смотрицким, оно образовано от слова "причастие" при помощи частицы дѣе-.
Частица “дее” обозначает (от "дѣяти" - делать). Оно будет причастно к действию
УЧИТЕЛЬ:
Из всего сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занимались изучением морфологии с 14 века.
3. Подготовка учащихся к работе по теме урока
Сегодня у нас последний итоговый урок по интересной и необычной теме русского языка – "Деепричастие”. На предыдущих уроках мы старательно собирали кирпичики-знания, чтобы построить большой грамматический дом под названием "Деепричастие”. Так давайте сегодня возведем этот дом, проверим и закрепим наши знания, которые мы приобрели, изучая тему "Деепричастие”. (Эпиграф)
4.Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, с чего начинают строительство дома?
- С фундамента.
- Так давайте и мы постараемся заложить фундамент нашего дома. Он должен быть крепким и прочным.
1) Дидактическая игра «Веришь – не веришь» .
1. Деепричастие – служебная часть речи.
2. Деепричастие обозначает добавочное действие.
3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4. В предложении деепричастие является обстоятельством.
5. В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
6. Деепричастия изменяются.
7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
8. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
9. Не с деепричастиями пишется всегда слитно.
10. Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения.
Сверь ответы с эталоном:
1-не верю, 2-верю, 3-не верю, 4-верю, 5-не верю, 6-не верю, 7-верю, 8- верю, 9 –не верю, 10-верю
2) Чтение слепого текста. (Бакулина)
……… себя называю,
…………. действие обозначаю.
На вопрос ……………. отвечаю,
………….. и ………….. вида бываю,
……….. поясняю.
Чтобы от глагола меня образовать,
надо …………. взять.
Деепричастием себя называю,
Добавочное действие обозначаю,
На вопрос КАК? Я всегда отвечаю
Совершенного или несовершенного вида
бываю,
Сказуемое-глагол поясняю,
В предложении обстоятельством себя
являю.
5. Основная часть. Совершенствование и закрепление знаний.
Учитель: Молодцы, ребята. Теперь попробуем поднять стены нашего дома. Для этого мы будем складывать кирпичик за кирпичиком, чтобы дом стоял устойчиво.
1) Орфографическая разминка с элементами развития речи. (Еремина)
-Я диктую вам словарные слова, с которыми мы знакомились в ходе изучения темы «Деепричастие». Вы должны составить словосочетания, используя эти слова и деепричастия.
слов.сл.+деепричастие
бассейн - плавая в бассейне
галерея – посетив галерею
дистанция – преодолев дистанцию
комбинация – предлагая комбинацию
сиять – сиять, не переставая
2) Орфоэпическая минутка (Никишина)
Цель: закрепить орфоэпические нормы (подготовка к ЕГЭ)
Ржаветь- ржавЕя
ЧЕрпать-чЕрпая
БаловАться-балУясь
Образуйте деепричастия несовершенного вида, поставьте ударение.
3)Распределительный диктант. (Казарина, Григорян)
Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы.
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, погрузившись в раздумья
деепричастия совершенного вида деепричастия несовершенного вида
пригорюнившись, убежав, устремив, Отражаясь, качая, облетая, ощущая,
погрузившись
4) Выборочно выписать номера предложений, где причастия и деепричастия пишутся с НЕ раздельно.
1.В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.
2. (Не) записав предложение, не сможешь сделать синтаксический разбор.
3.По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.
4.Мы увидели еще (не) скошенные луга.
5.Тоскливо, (не)доумевая, детские глаза смотрели из-за пыльных узлов.
6. На столе лежала (не)прочитанная книга.
(Ответы: Раздельно -1,2,3,4)
Взаимопроверка по презентации.
Физкультминутка.
Слушайте меня внимательно. Выполняя упражнения, не забудьте посчитать, сколько вам встретится деепричастий.
- А теперь….
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой.
Посмотрите влево, вправо.
Ну, довольны вы собой?
Мы, играя, отдыхали!
Деепричастия считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья? (Четыре деепричастия).
- Садитесь, пожалуйста, ребята. Все справились с заданием и смело ставим себе плюс.
Поднять стены - это еще не построить дом. Надо покрыть крышу. Думаю, мы и с этим этапом работы справимся.
1) Игра «Четвёртое лишнее». (Зайцев)
Цель: Анализировать, сравнивать, группировать, делать вывод
1. Бежать, смеяться, говорить, закрыв.
2. Зависевший, умывшись, подействовав, играя.
3. Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.
4. (не)зная, (не)суйся, (не)доумевая, (не)работая.
3) Игра «Редактор» (Слетков)
А) Исправляем грамматические ошибки
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Б) Продолжите предложение с деепричастным оборотом (творческое задание):
Сделав уроки,….
тетради и учебники были сложены в портфель.
Оля решила почитать любимую книгу.
мне показалось это интересно.
4) На пути к ОГЭ.
Среди предложений найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.-(из ОГЭ)
(1)Я долго шёл по ельнику стараясь (не)нарушить безмолвия и покоя.
(2) Единственный музыкант работающий без устали дли(н,нн)ым языком доставал засевших в древесин... личинок. (3) Я спрятался за куст любуясь работой. (4) Дятел недоумевая покосился на меня и продолжил работать.
Учитель: Молодцы, ребята. Хорошими кровельщиками оказались вы. Теперь не страшен ни дождь, ни снег. Но чего еще не хватает у нашего дома?
- Окон. (Ким)
- Да, ребята. Вставим окошко, заглянем в дом и узнаем, что находится внутри дома.
Мать не просто глядела на сыновей, а глядела, рыдая3.-выполнить синтаксический разбор предложения
Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.
Глядела (как?), рыдая.
Н.ф. – рыдать.
II. Морфологические призн.: несов.в., неизмен. ф
Глядела (как?), рыдая.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами закрепили знания по трудной теме. Выстроили большой и красивый дом. Со всеми трудностями справиться вам помогли ваши знания, которые вы кропотливо копили на протяжении нескольких уроков, когда изучали тему «Деепричастия». Молодцы, ребята.
- цели, которые поставили в начале урока, были нами достигнуты или нет?
6.Обобщение материала. Итоги урока.
А в общем, вы сегодня все молодцы!
6. Рефлексия.
1. |
На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. |
Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. |
За урок я |
не устал / устал |
5. |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. |
Свои знания по теме урока я оцениваю на |
отлично/ хорошо/ удовлетворительно |
- Ребята, благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, отметив в своем маршрутном листе одно слово: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».
- Отражая своё самочувствие в конце урока, отметьте ваше настроение.
Смайлики.
Урок окончен. Спасибо. До свидания!
7.Задание на дом: