Конспект психологического занятия с элементами тренинга для родителей и детей с ОВЗ «Вместе с мамой»
МАДОУ ДС № 6 "Василек" г. Янаул, Республика Башкортостан
Конспект психологического занятия с элементами тренинга для родителей и детей
с ОВЗ «Вместе с мамой»
Юсупова Ляйсан Разифовна
педагог-психолог
Конкурс методических материалов
Заявленная номинация: «Организация развивающего досуга в образовательных организациях».
Конспект психологического занятия с элементами тренинга
для родителей и детей с ОВЗ «Вместе с мамой»
Актуальность занятия. В современном мире, взрослые, в силу своей занятости на работе, недостаточно уделяют внимание своим детям. В нашем детском саду есть группа компенсирующей направленности. Там обучаются дети с ОВЗ с диагнозами: тяжелые нарушения речи и дети с задержкой психического развития. Контингент семей очень разный: от гиперопеки до неблагополучных семей, где родители игнорируют проблемы детей. Некоторые родители так же, как и их дети, имеют проблемы с социализацией, коммуникацией, не общаются с другими родителями группы и отрицают психологические проблемы детей, считая, что имеются лишь незначительные нарушения звукопроизношения. А некоторые родители еще и стесняются неправильной, непонятной, речи своего ребенка. Детям с ОВЗ жизненно необходима поддержка со стороны мамы. Актуальность данной проблемы подтолкнула меня провести совместное занятие с детьми с ОВЗ и их мамами.
Цель: сплочение семьи, организация развивающего досуга в детском саду, уравновешение детско-родительских отношений, реальная оценка родителями возможности своих детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.
Контингент: дети с ограниченными возможностями здоровья старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности (логопедической) «Улыбка» и их родители (5-6 лет).
Занятие построено таким образом, чтобы мамы могли со стороны оценить трудности и возможности своих детей, поучаствовать сами, поддержать детей и друг друга.
Материалы: рисунки детей деревьев, цветные карандаши, клей карандаш, ватман, вывески с названиями станций, крышки с подставками.
Предварительная работа: в день тренинга дети рисуют рисунок дерева на листе А4 напополам цветными мелками.
Ход занятия: Все сидят за партами
Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на тренинг по сплочению семьи, чтобы вы стали еще ближе к своим детям, больше понимали своих детей, посмотрели, что ваши дети на сегодняшний момент знают, умеют. И в конце учебного года сравним.
-
Разминка «Знакомство». Встали в круг (мама, ребенок, мама, ребенок,…).
Цель: научить мам видеть в своих детях потенциальные возможности, хвалить детей, морально поддерживать.
Ход занятия: Мы не всегда можем похвалить наших детей, ругать легче. Сейчас вам надо рассказать о положительных качествах своего ребенка. Мама, представьте нам себя и своего ребенка в следующей форме: «Я Ляйсан, мой ребенок добрый и ласковый, я мама замечательного ребенка, Салавата».
Рефлексия: молодцы, мамочки, легко или сложно было хвалить ребенка своего? А вам, ребята, приятно было слышать, как мама хвалит? Как часто мама хвалит вас?
Это удивительно, но лишь две мамочки смогли без подсказки похвалить своих малышей. Это говорит о многом.
-
Разрезная картинка «Транспорт»
Цель: развитие речи, наглядно-образного мышления детей, представление о транспорте, видах транспорта.
Ход занятия: Сегодня мы с вами поедем в путешествие по станциям. Интересно, а на чем же мы поедем? Присаживайтесь за парты, дети соберут разрезную картинку и назовут, на чем же они поедут в наше путешествие. У каждой семьи свой транспорт. Назовите полным ответом: «мы поедем на автобусе,…»
-
Станция «Цветная» (на полу крышки с подставками 6 шт)
Цель: развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, работа в паре (мама и малыш), ориентировка в собственном теле, развитие крупной моторики.
Материал: собственноручно изготовленное оборудование – на картонной подставке ткань приклеила, на ней горлышко от бутылок пластиковых пришито. Отдельно лежат крышки соответствующих цветов.
Ход занятия: Возьмитесь за руки, у вас на семью свободные только 2 руки. Надо закрутить крышки на соответствующую подставку. Садимся на пол в круг, в середине лежат крышки и у каждой семьи своя подставка. Ребенок берет соответствующие цвету своей подставки крышки и закручивает, а мама держит. Как закрутили все крышки, поднимаем обе руки вверх.
Рефлексия: в чем сложности возникли при выполнении? Что помогло семьям?
-
Станция «Лесная»
Цель: через рассказы детей о нарисованных деревьях, открыть завесу своего подсознания и рассказать о себе, своих интересах и желаниях, тревогах и страхах, развитие мелкой моторики рук. За счет обрывания пальчиками лишней бумаги на рисунках по контуру, снятие тревоги, физического и эмоционального напряжения.
Материал: рисунки детей, пеналы с карандашами цветными, клей-карандаши, ватман.
Ход занятия: Родители, образуйте большой круг, а дети, забирают свои рисунки. Покажите родителям. Ребята, расскажите про свое дерево: какое это дерево, что оно любит, что его окружает? Кто поделится с нами?
Дети рассказывают
Замечательно! Мамочки, надо дерево своего ребенка по контуру оборвать руками (без ножниц). Мы с мамочками нарисуем солнце. Я круг, а мамы – нарисуют лучики к солнцу.
Затем, намажьте клеем с маминой помощью и, дети, подойдите к ватману и приклейте свое дерево. Мамы и дети, дорисуйте рисунок, травку, облака и т.п. Все вместе рисуем.
Цель: совместное творчество способствует сплочению коллектива, сближению семьи, анализу работы детей родителями.
Рефлексия: Родители, когда дети рассказывали о своем дереве, это они рассказывали о самих себе. У вас есть повод для раздумий. И как они приклеили свое дерево, тоже понятно, как они позиционируют в группе. Чем выше рисунок и ближе к центру, тем ему комфортнее. Если в угол приклеил ребенок свое дерево, значит, неуверенно чувствует себя.
Заключение: а теперь предлагаю каждой семье вспомнить, на каком транспорте они сюда добрались и вернуться в группу, т.е., встать в круг.
Куда мы сегодня ездили? В путешествие по станциям. На каком транспорте каждая семья ездила? Как мы узнали транспорт? (разрезная картинка) Что вам понравилось сегодня на занятии? Что было сложным? Спасибо за занятие!
Литература.
-
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
-
Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок).
-
Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.
-
Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
-
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.
-
Развиваем пространственные представления у детей (ч.1) с особенностями психофизического развития. В 2 ч. Боровская И.К. , Ковалец И.В. Издательство: Владос, 2004, с. 35.
-
Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Трясорукова Т.П. Издательство: Феникс, 2010, с. 93.
-
Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.