Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Конспект по ИЗО «Народные промыслы»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Д/сад №12 «Журавушка» комбинированного вида г.Орска.

Конспект по ИЗО

«Народные промыслы»

Подготовил воспитатель:1к.категории

Рязанова.И.В.

Бекенова Р.А

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

Задачи:

-формировать знания у детей о народных промыслах России;

- содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- развивать навыки художественного творчества детей.

-развивать мелкую моторику рук.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Предварительная работа: познакомить детей с русскими народными промыслами: «Хохлома», «Дымково», «Гжель» -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками; во время прогулки рисование на снегу элементов гжельской росписи подкрашенной синей гуашью водой из пластиковых бутылочек; рисование элементов гжельской росписи на бумаге гуашевой краской синего цвета; беседы с детьми о русских народных традициях; знакомство детей с русской народной игрой «Карусель».

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материалы

- Изделия из хохломы, Гжели, Городца, Дымково.

- Заготовки для росписи, клеенки.

- Тряпочки, подставки, гуашь, кисти, тычки, палитра, банки с водой.

Технические средства

- Телевизор для просмотра,

- Фото городов

- Магнитофон для прослушивания русских народных мелодий.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

- Руки народных мастеров поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

Воспитатель: Верно! Ребята, мы сейчас с вами говорим о народных умельцах, мастерах народных промыслов. А вы знаете, откуда вообще возник народный промысел?

(ответы детей)

- Правильно! В старину в летнее время у людей было много работы, зимой – наоборот. Рано темнело, телевизоров тогда не было, компьютеров тоже, а потому люди находили для себя занятие: некоторые выстругивали матрёшек, некоторые украшали шкатулки. У каждого села было свое искусство. Оттуда и названия народных росписей. И сейчас ручную работу ценят высоко. Ну, а сейчас настало время нашего путешествия на ярмарку народных промыслов. А поможет нам попасть на ярмарку карусель. Посмотрите, какая она яркая. Подходите ко мне сюда, беритесь за красочные ленточки, держитесь крепче и повторяйте за мной:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра

Вот и первая остановка (на экране деревня Дымково) Мы приехали в деревню Дымково из-под города Вятки. Знаменито это село своими игрушками.

А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Мы игрушки знатные, Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Из чего делают эти игрушки? (из глины)

Игрушки лепили из глины, потом обжигали в печь, затем белили мелом и расписывали.

А каким узором расписывали игрушки? (кружочки, клеточки, полоски)

Какие цвета используют мастера? (синий, красный, желтый, зеленый)

Получались все игрушки непростые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

Музыка «Русский сувенир»

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра

Вторая остановка (на экране деревня Гжель) 

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Чашка эта голубая

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не расстает синий луг.

Рассветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фасьянсе!

Неужели, неужели

В Вашем доме нету Гжели?

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра

Третья остановка (на экране деревня Хохлома) 

Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята! Послушайте стихотворение о Хохломе.

 

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра

Четвертая остановка (Городецкая роспись)

Городецкая роспись — одно из наиболее ярких и самобытных явление русской народной живописи. Зародился этот вид росписи более двух веков назад в Нижегородской области — в Городце. Образцы росписи встречаются на старинных прялках, сундуках, санях, ставнях, дверях и предметах мебели. Деревянную поверхность городецкие мастера украшают цветочным орнаментом, несложными сюжетными композициями и изображением животных. Отличительной чертой городецкой росписи является расписывание предмета без предварительного нанесения рисунка. Используются яркие краски: красная, синяя, зелёная. Для обводки применяется чёрная и белая краски.

Городецкая роспись — как её нам не знать.

 

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

СМОТРЕТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ