Конспект открытого занятия в старшей группе «Откуда хлеб на стол пришел» по основной образовательной области «Познавательное развитие»
МБДОУ «Золотой петушок» п. Плесецк Архангельская область
Конспект открытого занятия в старшей группе «Откуда хлеб на стол пришел»
по основной образовательной области «Познавательное развитие»
Маркелова Марина Сергеевна
воспитатель
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди.
- Рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу. Составление с помощью опорных картинок связного последовательного рассказа.
- Воспитывать уважение к хлебу и к труду людей, его выращивающих.
- Закрепить технические приемы тестопластики (сглаживание, вытягивание, скручивание).
Словарь: хлеб, пшеница, рожь (пшеничный, ржаной), зерно, комбайн, хлеборобы, хлебозавод, пекарь.
Предварительная работа: экскурсия на хлебозавод; загадывание и отгадывание загадок по теме; экскурсия к хлебному ларьку; чтение «Кто в поле главный» (Н. Забила), «Моя мама пахнет хлебом» (В. Сухомлинский), «Чем пахнут ремесла» (Д. Родари); рассматривание репродукции картины «Рожь» (Шишкин), иллюстраций о хлебе, полевых работах, хлеборобах; заучивание стихотворения Е. Серовой «Рожь»; коллективная аппликация «Хлебное поле»; совместная деятельность «Готовим тесто».
Материалы:
соленое тесто, скалки, стеки, колпаки, фартуки – на каждого ребенка; блюдо для изделий;
опорные картинки-схемы для составления рассказа
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый!»
- Что у нас сегодня было на завтрак?
- А что бывает на обед?
- Верно, меню все время меняется, а какой продукт постоянно на нашем столе и утром, и днем, и вечером?
- Правильно, каждый день у нас в детском саду и дома на столе – хлеб.
- Ребята, а вы любите хлеб?
- Какой хлеб вы любите? Давайте придумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб, но сначала угостимся, попробуем маленький кусочек хлебушка.
- Ну и какой же хлеб? (вкусный, мягкий, свежий, теплый, ароматный, аппетитный)
- Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Раздается: Ку-ка-ре-ку! (из-за ширмы достаю игрушку петушка)
Петушок: - Здравствуйте, дети! Шел я шел и что-то нашел! Что это? (показывает колосок)
- А как вы думаете, из какой я сказки? («Колосок»)
- Какой у вас душистый хлеб на столе!
- Где же хлеб растет? (в поле)
- А кто его вырастил? (хлеборобы)
- А откуда его привезли в детский сад? (из магазина)
- Как же он в магазин попал?
Воспитатель: - Конечно мы знаем, петушок. Давайте, дети, с помощью картинок расскажем, как появился хлеб на нашем столе. (рассказ детей по схеме)
Петушок: - Молодцы, детки!
Физкультминутка: Ча-ча-ча – наша печка горяча
Чи-чи-чи – печет печка калачи
Чу-чу-чу – будет всем по калачу.
Петушок: - Какие хлебные растения вы знаете?
- Что готовят из пшеницы? (муку, манку, макароны)
Воспитатель: - А наши дети стишок про рожь знают (дети читают стихотворение «Рожь» Е. Серовой)
Петушок: - Молодцы!
Физкультминутка «Баба сеяла горох»
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите быть пекарями?
- Тогда давайте оденем колпачки, завяжем фартуки и пройдем в воображаемую пекарню (дети садятся за столы)
- Из чего мы сегодня будем печь? (из теста)
- А что можно, кроме хлеба, испечь из теста?
- Прежде чем приступить к работе – разомнем пальчики:
1) Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, морковь и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен
Пусть росток выходит вон!
2) Прошли по полю два комбайна.
За ними прыгают птички
И собирают зернышки.
- Итак, пекари, за работу! А ты, петушок, посиди да погляди. (совместная деятельность детей и воспитателя)
Петушок: - Какие замечательные булочки у вас получились!
Воспитатель: - Мы тебя угостим, петушок! Отнеси наш хлеб своим друзьям!
Петушок: - Спасибо, дети! Мои друзья-мышата будут очень рады! Но я вам тоже гостинец припас – вкусные сухарики!
Воспитатель: - Спасибо, петушок! После занятия мы вымоем руки и обязательно попробуем сухарики!
- Ребята, как вы считаете, легко ли хлеборобам вырастить хлеб?
- Верно, тяжел труд хлебороба. Во время уборки урожая они работают днем и ночью, и мы поэтому, должны беречь хлеб. Ведь хлеб – наше богатство!
(ребенок читает стихотворение «Колосок»)
Воспитатель: - Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Хлеб – всему голова!
Без хлеба – нет обеда!
Не шуба греет, а хлеб!
Хлеб – батюшка, вода – матушка!
Воспитатель: «Хлеб, баранки, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют»