Конспект открытого занятия «Происшествие в музее»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМР
Конспект открытого занятия
«Происшествие в музее»
Автор: Букова Татьяна Ивановна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Музей самодельной куклы «Забава» - это музей созданный руками детей для детей. В нем собрано более 200 экспонатов. Это самодельные куклы и игрушки, сшитые детьми из творческих объединений Центра «Созвездие» и старинные предметы быта.
В музее оформлены четыре экспозиции: «От Берегини до Тильды», «Старые добрые сказки», «В космосе», «Домашние помощники». Здесь проводятся интерактивные экскурсии, мастер-классы и циклы занятий по темам, связанным с данными экспозициями. Представленное занятие - заключительное открытое занятие из цикла «Сказки».
Тема цикла занятий: «Сказки»
Цель цикла занятий: Популяризация сказок через интерактивные экскурсии в музее
Тема занятия: «Происшествие в музее»
Цель занятия: Выявление интереса и знаний сказок через игру в профессию музейных работников
Задачи:
- приобщить детей к культурному наследию и общечеловеческих ценностей;
- повторить профессии музейных работников;
- способствовать воспитанию активности, любознательности;
- расширить кругозор.
Условия эффективности проведения мероприятия:
- план занятия;
- разнообразие форм и методов занятия в соответствии с возрастными особенностями;
- творческий характер деятельности участников;
- участие детей в цикле занятий.
Формы и методы реализации:
- ролевые игровые ситуации;
- интерактивный диалог;
- практическая работа;
-самостоятельная поисковая деятельность.
Возрастные группы обучающихся: 6-8 лет
Оборудование и материалы.
1.Оборудование
Ноутбук, колонки, стулья, столы.
2. Демонстрационные материалы:
- экспозиции «Старые добрые сказки;
- куклы Домовой и Шишига с конвертом;
- мягкая игрушка – яблочко;
- корзина с капсулами и крючком, замок с ключом, шкатулка;
- таблички с названиями сказок;
- игра «Продень через колечко»;
- разрезная картинка с изображением композиции из сказки «Каша из топора»;
- шапочка Мухи-цокотухи для игры;
- картинка со следами из сказки «Три медведя»;
- Аудио сказки, песни.
3. Раздаточный материал:
- ножницы, для каждого;
- желтый или оранжевый лоскут ткани квадратной формы, лоскут ткани зеленого цвета, льняные суровые нитки, вата для каждого.
План занятия:
1. Организационная часть
1.1.Встреча детей.
1.2.Правило поведения в музее.
2. Основная часть
2.1. Повторение значений слов: экскурсовод, экспозиция.
2.2.Проблемный момент.
2.3.Выполнение заданий – имитация работы музейных работников (научных сотрудников, реставраторов, экспозиционеров)
2.4.Практическая работа.
Имитация работы художников-оформителей.
3.Заключительная часть
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Забава: Здравствуйте, ребятки! Сегодня вы снова пришли к нам в музей. Вы знаете, что в музее нужно соблюдать определенные правила поведения? Какие? (Ответы детей). Правильно. А теперь давайте повторим их в стихотворной форме. Я буду говорить предложение, вы слушайте и запоминайте, затем повторяйте вместе со мной.
Ай-люли, ай-люли, сегодня мы в музей пришли.
Тра-та-та, тра-та-та, здесь такая красота.
Динь-донь, динь-донь, без разрешенья ничего не тронь.
Ай-ди-ди, ай-ди-ди, от экспонатов на шаг отойди.
Ай-жу-жу, ай-жу-жу, слушай внимательно, что расскажу.
Чок-чок-чок, ротик на замок.
2. Основная часть
Забава: Ребята, давайте вспомним, кто в музее все рассказывает и показывает посетителям? (Ответы детей). Правильно - экскурсовод. Сегодня экскурсоводом буду я, хозяйка музея – Забава. Мы с вами продолжим говорить о сказках. А что такое - сказки? (Ответы детей). Да, правильно. Давайте подытожим ваши ответы и скажем, что сказки – это интересные, удивительные и поучительные истории, в которых обязательно происходят какие-то чудеса. В нашей экспозиции «Старые добрые сказки» много разных сказок. Вы помните, что такое экспозиция? (Ответы детей). Экспозицией называют выставку в музее. В нашей экспозиции представлены композиции из разных сказок. Это и народные, и авторские сказки. Вот посмотрите. Ой-ой-ой. Кто-то забрал все таблички с названиями сказок. Наверное, это Шишига с Домовым похозяйничали. Стоят, улыбаются да подмигивают нам. Посмотрите, рядом с ними какой-то конверт. Что там такое?
Забава подходит к куклам, берет конверт и читает: «Кто хочет восстановить таблички с названиями сказок, должен выполнить наши инструкции, то есть специальные указания».
Забава: Ребята, что это за музей без названия экспонатов? Очень важно, чтобы каждый экспонат содержал информацию. Давайте выполним указания и оформим музей по всем правилам.
Представьте, что вы научные сотрудники музея. Думайте, исследуйте, находите.
Первое указание: Отгадывая загадки, назовите названия сказок, найдите их в экспозиции и разложите правильно таблички к композициям сказок. (Дети отгадывают и раскладывают таблички)
Второе указание: В сказке «Курочка Ряба» не хватает золотого яичка. Оно спрятано в лабиринте. Вы сможете его достать, если проведете его по лабиринту к выходу. (Дети выводят из лабиринта золотое яйцо)
Третье указание: По многим сказкам сняты фильмы и мультфильмы, в которых звучат разные песни. Угадайте, из каких сказок эти песни, найдите их в экспозиции и положите таблички к композициям сказок. (Дети отгадывают и раскладывают таблички)
Четвертое указание: С помощью игры вспомните, кто приходил на именины к мухе-цокотухе. Дети играют в игру «Муха-цокотуха». (Дети играют в игру и называют всех персонажей сказки)
Пятое указание: Узнайте аудио сказки и положите таблички к композициям этих сказок. (Дети отгадывают и раскладывают таблички)
Шестое указание: Вы – реставраторы. Знаете, что это сотрудники музея, которые ремонтируют и восстанавливают экспонаты. Соберите развалившуюся картинку и угадайте название сказки. Положите табличку с названием этой сказки. (Дети собирают картинку и угадывают сказку)
Седьмое указание: В этой композиции остался только домик, а персонажей нет. На картинке остались их следы. Кто герои этой сказки и как она называется? Поставьте персонажей сказки у домика и положите табличку с названием сказки. (Дети по следам на картинке узнают героев и название сказки)
Восьмое указание: Помоги лягушке поймать стрелу Ивана-царевича. (Дети играют и находят табличку) Положите табличку с названием этой сказки.
Девятое указание: Отыщите ключик в одной из капсул. Этим ключом откройте сундучок, возьмите оставшиеся таблички с названиями сказок и прикрепите их к экспонатам. (Дети находят ключик, открывают сундук и достают табличку)
Десятое указание: Осталась одна сказка без таблички. Как она называется? (Ответ детей). Правильно. Это сказка - «Золушка». Из чего была сделана карета? (Ответ детей). Да, из тыквы. А где же в этой композиции тыквы? Давайте поработаем художниками-оформителями (экспозиционерами) - сделает тыковки из кусочков ткани, ваты и льняной нити. Но прежде, посмотрите вокруг. Найдите в музее экспонаты, которые могут быть чем-либо связаны с этими материалами. (Если дети не могут догадаться, можно задать наводящие вопросы: из чего сделан материал, какие стариннае инструменты использовались для его изготовления (Прялка, веретено, нити и веточки льна – веревка; простейший ткацкий станок-рамка, утюг – кусочек ткани; веточка с коробочками хлопка – вата). (Дети изготавливают тыковку и дополняют экспозицию)
Молодцы, все правильно! (Приложение 10)
3.Заключительная часть
Забава: Ребята, сегодня вы поработали как сотрудники музея, помогли навести в нем порядок. Разобрались в сказках и их героях.
У меня в руках наливное яблочко. Передавая это яблочко, расскажите, что было интересно, что было легко выполнить, а что - тяжело. Что нужно знать и уметь, чтобы преодолеть все возникшие трудности? (Ребята делятся впечатлениями).
Интернет-источники
-
Боченко Ирина. Картотека «Сказочные подвижные игры»: [Электронный ресурс] //MAAM.RU (международный образовательный портал) – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-skazochnye-podvizhnye-igry.html (дата обращения 25.10.19.)
-
Нечаева Сетлана Егоровна «Интерактивные формы работы в музее с десткой аудиторией: [Электронный ресурс]. URL: http://belozermus.ru/wp-content/uploads/2016/03/%D0%9D%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%A1.%D0%95..pdf (дата обращения 25.10.19.)
-
Орлова О.С. Учебно-методическое пособие по разработке «Музейного урока»: [Электронный ресурс] // Инфоурок: сайт. – URL: https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-po-razrabotke-muzeynogo-uroka-1867596.html (дата обращения 30.10.19.)