Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Конспект НОД «Каменная сказка»

МБДОУ «Детский сад № 24 «Журавлик»

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 «Каменная сказка»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Автор:  Столяренко Г.П., воспитатель

 

 

П. Пионерский

2016 год

 

         Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Речевое развитие

Виды детской деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская

             Цели деятельности педагога:

  • Познакомить со свойствами камней (крепкий, твердый, ровный или неровный, гладкий, тяжёлый и т.п.)
  • Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения замысла
  • Учить детей делать простейшие выводы на основе наблюдений и экспериментирования
  • Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы
  • Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе: взаимовыручку, поддержку, помощь друг другу

Планируемые результаты развития интегративных качеств ребёнка:

  • Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые объяснения
  • Выражает положительные эмоции (интерес, радость) при проведении экспериментов
  • Проявляет интерес  к участию в совместной деятельности

Материалы и оборудование: коробка зелёного цвета, розовая ленточка; письмо в конверте; коллекция камней; на каждого ребёнка  - поднос с камнями разной фактуры, кусочком пластилина, баночка с водой,  салфетка; фотографии с изображением процесса разрушения гор.

Предварительная работа: знакомство с глобусом и картой; беседа о формах земной поверхности (горах и равнинах, вулканах).

Ход организованной образовательной деятельности:

  Дети стоят рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель: Сегодня утром почтальон передал мне письмо. Как проверить, правильно ли пришло письмо, действительно оно адресовано нам? (Ответы) Правильно, надо прочитать адрес. Кто знает адрес, номер и название нашего детского сада? (Ответы) На конверте так и написано -  посёлок Пионерский, ул. Бонивура, дом 12, детский сад № 24 «Журавлик», детям группы «Рябинка». (Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо, читает его) «Здравствуйте, дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо её найти. До встречи в моём царстве! Хозяйка Медной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда пойдём её искать. (Дети ищут посылку, находят и приносят воспитателю). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте её прочитаем. (Читает) «Открыть меня вы сможете, если отгадаете загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А встройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый  большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»  (ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку. (Открывает посылку) Смотрите, в посылке камни. Давайте сядем на ковёр и рассмотрим их внимательно. (Дети садятся на ковёр.Воспитатель  достаёт из посылки различные камни, выкладывает их на низкий столик, сопровождая действия рассказом). Все ли камни одинаковые? Чем они отличаются? (Цветом, размером). Где можно увидеть в природе  камни? (В горах, на берегу реки, моря, на дороге)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, нужны ли камни человеку? (Дети высказывают свои версии)

Воспитатель: С древних времён люди использовали камни – делали из них наконечники стрел, каменные топоры, потом научились строить крепости, дома.(Воспитатель показывает фотографии, на которых изображены крепость и каменные дома на горе).  В наше время люди  применяют камни в строительстве зданий, мостов, памятников,  украшения станций метро, набережных рек (воспитатель помещает на доску иллюстрации, на которых изображены станция метро, кремль) – это гранит, мрамор. (Воспитатель показывает названные камни). Давайте вспомним сказку три поросёнка. Из чего построили поросята свои домики? Из чего был построен дом, в котором спрятались братья от волка? Почему волк не смог разрушить этот дом? Правильно, дома построенные из камней прочные и крепкие. Есть камень, который хорошо горит, выделяет при этом тепло и помогает человеку отапливать помещения, согревать воду в батареях. Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Каменный уголь - воспитатель показывает образец).  А ещё есть драгоценные камни, из которых делают украшения – серьги, бусы, кольца. Таких камней тоже много, вы о них, наверняка, слышали – это  бриллианты, изумруды, рубины. (Воспитатель демонстрирует, несколько ювелирных изделий).

Воспитатель:  Почему же камни такие разные – большие и маленькие. Откуда они берутся? (Выслушивает версии детей) Хотите узнать? Сейчас я расскажу небольшую сказку, а вы мне поможете.

Проводится игра «Гора и камешки»

    Дети-камешки стоят все вместе, тесно прижавшись друг к другу. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер, вода и мороз утверждали, что они сильнее. Шло время. Вода проливалась на гору дождями, делала в камнях трещины. Мороз замораживал воду в трещинах, и от горы стали откалываться камни. Сильный ветер подхватывал камешки и уносил с поверхности горы. Вот покатился один камешек (один ребёнок отходит от  остальных), потом другой, третий (дети отходят и садятся на ковёр). Начала гора уменьшаться, и стала она совсем незаметной. (Все дети сидят на ковре) Так вода, ветер и мороз победили большую гору.

    Воспитатель демонстрирует  фотографии с изображением гор, обращает внимание на фото, где изображены камни, которые разрушаются.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в учёных. Давайте пройдём в нашу лабораторию.

(Дети проходят на балкон,  где на столах  стоят подносы  с камешками разной формы, кусочками пластилина, баночки с водой, тканевые салфетки, чайные ложки)

Эксперимент № 1: Что вы видите у себя на подносах? Все ли они одинаковые? (Ответы) Потрогайте камешки, найдите и покажите самый неровный камешек. Можно его по руке покатать? Что мешает? Положите на салфетку. А теперь найдите и покажите мне самый гладкий камешек? Можно ли его по руке покатать? Чего нет у этого камешка? (Углов) А раньше они были? Эти гладкие камешки можно найти на берегу моря. Посмотрите на камни. Какие они? (Ответы детей) Возьмите камешки в ладошку, попробуйте их потрясти. Чувствуете, как они ударяются друг о друга. Вот так

и вода в реке, море передвигает камешки, они ударяются друг о друга и постепенно все уголки стираются. Камешки становятся гладкими, ровными. Такие камни  называются галькой.

Эксперимент № 2:  Найдите на подносе кусочек пластилина. Возьмите его в одну руку, а любой камешек в другую. Сожмите крепко ладошки. Что произошло с пластилином? (ответы)  А с камнем? Почему? (Ответы детей)

Вывод: пластилин мягкий, поэтому он смялся, а камень твёрдый с ним ничего не произошло.

Эксперимент № 3: Как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Дети высказывают свои версии). Возьмите любой камешек и положите его в стакан с водой. Что произошло с камнем? (Ответы). Достаньте камень из баночки с водой, изменил ли он цвет? Каким он стал?

Вывод: Камень тяжёлый, в воде он тонет. В воде камень меняет цвет, он становится темнее.

Эксперимент № 4: Посмотрите на эти два камня.  (Воспитатель показывает детям  одинаковые по размеру керамзит и круглый морской камень). Чем они похожи, чем отличаются? (Ответы) Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Воспитатель опускает оба камня в пластиковые стаканы с водой) Что вы видите? (Ответы) Почему один камень утонул, а второй плавает на поверхности воды? (Ответы детей)

Вывод: в керамзите много дырочек, в которых находится воздух, поэтому он лёгкий и  не тонет в воде.

Воспитатель:  Как называется наш полуостров, на котором мы с вами живём? Камчатку с давних времён называют горной страной, почему?

Далее воспитатель приглашает детей в зрительный зал, где демонстрирует сюжет о формах земной поверхности Камчатского края видеофильма «Наша Камчатка».

Рефлексия: О чём мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали? Что понравилось больше всего? О чём вы расскажите дома?

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть камни, которые находятся в экологическом уголке на балконе детского сада.

 

Сопутствующий материал:

Тропка каменистая поднималась в гору,                 Через реки – каменные мосты,

Камешки и камни лежали без разбору.                    Через речки – поменьше мостики,

Каменщики строили каменный наш дом,                Через грязь проложили мостки,

В этом доме каменном мы теперь живём.         Мы идём по мощёной камнем площади

 

В гористой местности бывает много гор,

Есть горочки, горушки и пригорки,

В предгорье развели мы вечером костёр,

Он ярко осветил зверюшек норки.