Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной деятельности "Художественно-эстетическое развитие" "Маленькие помощники" в подготовительной к школе группе

Программное содержание: 1.Формировать представления детей о культуре чувашского народа, ее орнаментальном богатстве, разнообразии и красоте. 2. Познакомить со смысловым значением чувашского узора «солнце». 3. Развивать способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества. 4. Обучать создавать образы – символы чувашских узоров, изображающих солнце или звезду в технике рисования витражными красками. 5. Продолжить вызывать восхищение красотой чувашского узора, высказывать свое мнение. Методические приемы: -встреча с бабушкой -рассматривание интерьера чувашской избы -закрепление выученных слов «сетел», «сак», «чашак» -рассматривание женских головных уборов «тутар», «сурпан» и др. - корригирующая гимнастика -подвижная игра «Дети ветра» -знакомство с витражными красками -показ приема рисования витражными красками -самостоятельная работа детей (рисование узора) -пальчиковая гимнастика «Пурнесем» -музыкальная игра «Парапан» -сюрпризный момент «Звездочки на импровизированном небе» -поощрение детей Материал к непосредственной образовательной деятельности: 3 головные повязки масмак с изображением солнца и звезд, наборы витражных красок (по количеству детей), трафареты для рисования, ватные диски, бумажные салфетки, печеная картошка, уйран. Предшествующая работа 1. Знакомство с чувашской легендой о Пинеслу. 2.Рассматривание изделий народно-прикладного искусства. 3. Разучивание д/игр «Сложи чувашский узор», «О чем говорят узо-ры». 4. Разучивание чувашских народных игр. 5. Знакомство с новым видом оформительского искусства – витражом. 6. Разучивание пальчиковой гимнастики. Ход деятельности: Воспитатель: - Сегодня я вам ребята предлагаю отправиться в гости к бабушке. У бабушки много старинных вещей и она ждет нас в гости. Дорога будет длинная, долгая, мы пойдем через луга, леса, поля и овраги. Ребята, в гости без подарочка не ходят, я предлагаю взять в подарок нитки для вышивания, мне кажется, бабушка будет очень рада. - Ну что, тогда отправляемся в путь? Отправляемся в путь по волшебной дорожке... Идем красиво, спина прямая, дышим правильно. (Корригирующая гимнастика: ходьба змейкой, ходьба на носочках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием ног, перепрыгивание через ручеек, обычная ходьба). - Лес нас встречает, и играть приглашает (чувашская игра «Дети вет-ра»). - Воздухом чистым вздохнем, Силу чувашского края в легкие наберем. - Вот и дошли до опушки леса, а вот и бабушкин дом. -Бабушка! Ты дома? Мы пришли к тебе в гости. Бабушка - Сыва пулар, хисепле ачасем! Как я рада, что вы пришли, мои дорогие внучата и внученьки. Устали, наверно с дороги, проходите в дом (дети проходят в дом и рассаживаются). Воспитатель - Асанне, как у Вас здесь интересно и необычно. Бабушка: - Да! В таких избах жили чуваши. Здесь все только необходимое. Это стол, как будет звучать это слово на чувашском языке? (сетел), это скамейка (сак), на столе лежат ложки (кашак), стоит кружка (чашак).Около этой стены вы видите прялку- арламалли урапа,,,,,, на этой стороне стоит печка- камака, с помощью которой чуваши не только грелись, но и готовили еду в специальном горшочке, горшочек в печке становился горячим, поэтому его доставали ухватом, выглядит он вот так (показывает). Воспитатель: -Асанне, а это что такое? Бабушка: - Это сундук (арча), где хранятся старинные вещи. Как вы думаете, что там лежит? (дети отвечают). Открывает сундук, вытаскивает по одной вещи. Посмотрите, какая красота, платок – тутар (одевает на девочку), это сур-пан (тоже демонстрирует на девочке). Посмотрим, что еще лежит здесь? (вытас-кивает масмак). Детки мои, вы знаете, что это такое? (масмак). Что такое масмак? (ответы детей). Кто же его носил? (ответы детей) - Матур ачасем. Масмак – это своеобразное головное украшение. Оно представляет собой полоску холста с вышитыми узорами. А для чего нужен был масмак? (высказывания детей). - Лайах, лайах, ачасем. А еще, моя бабушка рассказывала, что чуваши считали эту головную повязку вещью, которая как бы связывала их с небом, небесным миром, откуда человек получает от солнца тепло и свет. И считалось, что если не носить эту головную повязку, то они могут заболеть. Поэтому они старались с помощью масмак предупредить, оберечь себя от болезни, то есть масмак был оберегом для них. Мои дорогие, все эти вещи: тутар - платок, сурпан, масмак – как вы думаете, ребята, как можно назвать их одним словом (женские головные уборы), да, и на них вышиты чувашские узоры. В моем сундуке еще есть другие виды масмак, какие красивые узоры на них (рассматривание), раньше каждая чувашская мастерица вышивала свой узор, поэтому каждый масмак отличался друг от друга. А вот этот самый старинный масмак, я его любила носить в молодости, посмотрите внимательно на узор (показывает масмак с узором звезды на белом фоне). Я думаю, вы догадались, какой узор здесь вышит? (ответы детей). Правильно, таким узором мастерицы вышивали звезду или солнце. Ка-кие цвета девушки использовали в этой вышивке? (ответы детей). А еще древние чуваши вышивали нитками желтого, зеленого, синего цветов, каждый цвет символизировал что-то. А что символизировал красный цвет. А что обозначали зеленым и т.д.? (ответы детей). Все эти цвета, которыми вы любите рисовать. Матур ачасем, теперь вы знаете, какие головные уборы носили чуваши в старину, как они называются и какие красивые узоры на них были вышиты (убирает вещи в сундук) Ой, заболталась я , вы наверно проголодались с дороги? У меня всегда есть для гостей угощенье, а сегодня я испекла в печке - камагара вкусную картошку (достает из печки горшочек с картошкой, раздает детям, наливает уйран). Это печеная картошка, а это уйран - чувашское национальное блюдо (дети чистят картошку и пьют уйран). Воспитатель: - Что-то мы засиделись, пора возвращаться в детский сад. Мы тебе, ба-бушка, подарок принесли, нитки для вышивания. Бабушка: - Ах, тавта пус! У меня для вас тоже есть подарок - параппан, вот возьмите, играйте, веселитесь (дает барабан). Дети возвращаются в детский сад, идут по дороге змейкой, с высоким подниманием ног и т.д.) и слышат загадочный голос звезды. Голос звезды «Какие дружные ребята, как им весело. А я одна на таком просторном небе, даже не с кем поиграть». Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Чей - то голос, по - моему, это сверху? Что она говорит? (повтор слов звезды). Это звездочка, нужно ей помочь. Дойдем до детского сада и что-нибудь придумаем. (Дошли до детского сада, их встречает второй воспитатель). Воспитатель. - Здравствуйте, ребята, вас целый день не было в детском саду. Где же вы были? (высказывания детей). Вы так долго ходили, наверное, устали, присаживайтесь на стульчики и мне все расскажете (дети присаживаются) Долго вы были у бабушки, что она вам интересного показала? (высказывания детей). - А что интересного с вами произошло в пути? (ответы детей) - Да, звездочка скучает одна на небе, а мы можем ей помочь? А как? (высказывания детей: подарить ей подружек, вырезать, слепить). - Молодцы, очень хорошо придумали. А знаете, ребята, у меня есть не-обычные краски, с помощью которых можно нарисовать звездочки, они будут сиять и переливаться разными цветами (показывает детям витражные краски). - Вы, наверное, вспомнили, как называются эти краски? - Молодцы, ребята, - это краски по стеклу, по-другому – витражные. Вспомните, какой узор вам сегодня бабушка показывала на головном уборе масмак? (солнце или звезда). Такие звездочки мастерицы вышивали чем? (нитками, бисером). А я сегодня предлагаю нарисовать их витражными красками. Что же нам необходимо для работы? (витражные краски, трафарет, ватные диски, стекло). А вместо стекла, мы будем использовать прозрачную пленку. Контур рисунка мы рисуем черной краской (контурной) (показывает на столе). Когда контур немного подсохнет, мы зальем нужным цветом каж-дый лучик, но при этом не забываем о сочетании цветов. А какими же цветами вышивали чувашские мастерицы свои узоры? (высказывания детей). Эти же цвета мы можем увидеть и на изображении звезды (показывает). Ребята, обратите внимание, лучики у звездочки расположены попарно. Воспитатель показывает, как правильно заливать витражными красками один лучик). - А теперь, ребята, возьмем необходимые материал для работы и присаживайтесь за стол (дети самостоятельно подбирают необходимый материал). К работе все готово, осталось подготовить наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Пурне, пурнесем, аста пултан? Ку пиччепе – вармана кайрам. Ку пиччиепе кампа тупрам. Ку пиччепе – яшка песертем. Ку пиччепе – ларса сирем. Вай пухрамар, есе пикентемер. Ну, все, теперь мы готовы и начинаем работу. Самостоятельная деятельность детей (руководитель обращает внимание детей на технику рисования контура). Воспитатель: - Пока контур нашей звездочки будет сохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру «Парапан». (малоподвижная игра) Воспитатель: - Ну а теперь продолжим нашу работу (дети самостоятельно выполняют 2 этап работы, заливают лучики разными цветами). Готовые работы дети относят на импровизированное небо. Сюрпризный момент: на небе загорается гирлянда. Слышится голос звезды: - Ой, как много звездочек появилось на небе, у меня теперь тоже много друзей и мне не будет так одиноко. Спасибо вам, ребята. Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы настоящие волшебники. Посмотрите, сколько ярких звезд появилось на небе! Ваша доброта помогла одинокой звезде обрести друзей. Мы можем похлопать себе. Кто нам помог сотворить такие прекрасные звездочки, какие краски?