Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе « Путешествие в прошлое»

Муниципальное бюджетное дошколное образовательное учреждение Вологодского муниципального района " Грибковский детский сад"

 

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе

« Путешествие в прошлое»

Епечурина А.А.

 

Цель : Создание условий для формирования  представлений детей о культуре и быте русского народа. 
Задачи:

-  расширять представления детей о том, как жили люди в старые времена на Руси
- закреплять знания детей о русской избе, дать представление об основных предметах быта и их значении: ухват, , печь, чугунок, самовар и т.д.

- научить детей с помощь взрослого делать тряпичную куклу «отдарок  за подарок»

- развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
- развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.

 

Ход занятия : Звучит русская народная музыка. Дети входят в музыкальный зал , воспитатель и муз руководитель  в русском наряде.

 Воспитатель: Посмотрите ,ребята , сколько у нас сегодня гостей . Давайте поздороваемся ( дети здороваются)

В: А какие слова говорят долгожданным гостям?

( добро пожаловать , рады вас видеть , милости просим и т. д.)

В: А вы обратили внимание в каких  необычных  костюмах мы пришли сегодня к вам? Сейчас часто встретишь на улице людей в таких костюмах? А когда такие наряды носили? ( ответы детей )

-А вам интересно узнать , как жили наши бабушки и дедушки в далекие времена?

Тогда я приглашаю вас в путешествие в прошлое , а поможет нам в этом волшебный экран

В: Присаживайтесь на стульчики , устраивайтесь поудобней , спинки выпрямите.

( Звучит русская народная музыка) . На экране слайд 1 « Деревянные избы»

В: Куда же мы с вами попали?( ответы детей ) . Это деревня , деревенская улица   с деревянными домами. А как раньше назывались  дома , отгадайте:

Стоит жилище -

Деревянные бочища.

Внутри печь да дрова -

Это русская (  изба)  . Много лет назад люди жили в деревянных домах , которые называли избами . Войдем в одну из них.

Слайд 2 « Горница»

В : В избе комната одна . Как ее называют ? ( горница)

В: Я еще приготовила для вас загадки

В избе – изба, 
На избе – труба, Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.( печь) Слайд 3 « Печка»

Самым главным предметом в избе  была печь. Как вы думаете почему?

 ( ответы детей).

В : Правильно,  в печке готовили еду  , пекли хлеб , она давала тепло, в доме становилось светло от ее огня , и даже в печке мылись, у печки весили люльку , чтобы тепло младенцу было ( слайды 4, 5, 6)

 Как раньше называли печку? ( матушка , кормилица).

Про печку сложено много пословиц и поговорок . Давайте их вспомним: «Без печи изба – не изба,» « Печка - наше солнышко. Печь нам мать родная», « Мала печка да тепленька.

 В : А теперь  отгадайте  загадки про помощников хозяйки

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)

Он как круглая кастрюля 
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк ?
Кашу сварит... (чугунок).

 Это были помощники хозяюшки .(Cлайд 7 ) При помощи ухвата в печку садили чугунок с едой . А сейчас у ваших мам есть чугунки и ухваты ? Чем чугунок заменили ?   

Стоит толстячок,    
Подбоченивши  бочок,
Шипит и кипит – 
Всем пить чай велит ( самовар )( Слайд )
 

В : В каждом доме был  самовар, и вся большая семья собиралась на чай из самовара.( Слайд)

В :Работать в то время приходилось много и тяжело. Делать приходилось все вручную , техника в то время еще не существовала , поэтому люди  трудились на земле  с утра до позднего вечера . ( Слайды)( пашут , сеют , убирают урожай). После работы собирались все в горнице на вечерние посиделки. Телевизоров тогда не было , купить товары было негде ,поэтому делали всё своими руками   : шили одежду , пряли пряжу ,плели лапти  .( слайд ) А в большие праздники люди устраивали гулянья на улице с песнями и хороводами.( слайд)

 В : А чем же занимались дети, когда взрослые работали? ( помогали взрослым в поле и дома , нянчились с малышами )

- А когда было свободное время- играли , также как и вы, вот только  таких игрушек, как у вас, у них не было. Игрушки мастерили своими руками .

-  А из чего делали игрушки в те времена?( из дерева , из тряпочек , из глины, из соломы)

( Слайды)

И в подвижные игры играли , и хороводы водили.( Слайды).

Давайте и мы с вами отдохнем и немножко поиграем. Набор в хоровод

« У воробышка головушка болит» ( игра Вологодской области)

После того , как дети расположились на стульях, выносится сундучок .

-Хотите узнать , что в нем ? надо сказать слова :

«Сундучок , сундучок приоткрой- ка свой бочок»

«Известно всем, что в русской деревушке

Лоскутная кукла- любимая игрушка!»

- В этом сундучке я храню куколок , которые мне достались от моей прапрабабушки .( Показать  кукол , рассказать , как они называются )

-Вот это кукла « стригушка». Она сделана из льна , а еще их раньше делали из веток, из соломы, название она получила оттого, что ее выравнивали , подстригали

-« Отдарок за подарок» , ее дарили, желая отблагодарить кого- то.

- « Крупеничка» , куколка так же для игры , набита была крупой. А это «Травница», её набивали травой .                                                                   

-« Неразлучники», обычно дарили на свадьбу, как пожелание вечной любви.

- «Вепская плодородие»,  на востоке нашей области живет и поныне народ вепсы, эту куклу придумали они. Это образ женщины – кормилицы .

- « Хороводная» , она так и пляшет в руках

В : А вы обратили внимание , что у куколок лицо не нарисовано . Раньше считалось , что кукла с лицом может принести человеку вред , а кукла без лица – безликая ,наоборот, оберегала от несчастий

А вы ,ребята, хотите сделать для себя куклу , чтобы она вас могла оберегать от несчастий ? Я предлагаю изготовить куклу , которая называется « Отдарок за подарок»  Проходите, выбирайте  ткань  , которая вам понравится. Игрушки вологодских мастериц были из льняной ткани , так как лён выращивали повсеместно .

Ватный комочек положите на середину ткани и соедините концы заготовки, далее руками сформируйте голову, возьмите нитку и обвяжите вокруг головы, скрестите ниточки и выделите талию куколки, перевернем куколку и сделаем то же самое с другой стороны.

- Вот наша кукла и готова. А давайте поиграем с ней , сначала уложим спать.

А как называется песня , которой укачивают малыша? (колыбельная )

Дети поют «лю-лю-бай» .

Когда куколка просыпалась , ей пели побудку – потешку. Давайте и мы споём : « Скок , скок , поскок , молодой дроздок …..

Славно поиграли , пора возвращаться в детский сад (слайд)  , вам понравилось путешествовать? А что больше всего понравилось ? А кто запомнил , как называется кукла , которую мы с вами сделали?