Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе « Путешествие в прошлое»
Муниципальное бюджетное дошколное образовательное учреждение Вологодского муниципального района " Грибковский детский сад"
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе
« Путешествие в прошлое»
Епечурина А.А.
Цель : Создание условий для формирования представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи:
- расширять представления детей о том, как жили люди в старые времена на Руси
- закреплять знания детей о русской избе, дать представление об основных предметах быта и их значении: ухват, , печь, чугунок, самовар и т.д.
- научить детей с помощь взрослого делать тряпичную куклу «отдарок за подарок»
- развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
- развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;
Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход занятия : Звучит русская народная музыка. Дети входят в музыкальный зал , воспитатель и муз руководитель в русском наряде.
Воспитатель: Посмотрите ,ребята , сколько у нас сегодня гостей . Давайте поздороваемся ( дети здороваются)
В: А какие слова говорят долгожданным гостям?
( добро пожаловать , рады вас видеть , милости просим и т. д.)
В: А вы обратили внимание в каких необычных костюмах мы пришли сегодня к вам? Сейчас часто встретишь на улице людей в таких костюмах? А когда такие наряды носили? ( ответы детей )
-А вам интересно узнать , как жили наши бабушки и дедушки в далекие времена?
Тогда я приглашаю вас в путешествие в прошлое , а поможет нам в этом волшебный экран
В: Присаживайтесь на стульчики , устраивайтесь поудобней , спинки выпрямите.
( Звучит русская народная музыка) . На экране слайд 1 « Деревянные избы»
В: Куда же мы с вами попали?( ответы детей ) . Это деревня , деревенская улица с деревянными домами. А как раньше назывались дома , отгадайте:
Стоит жилище -
Деревянные бочища.
Внутри печь да дрова -
Это русская ( изба) . Много лет назад люди жили в деревянных домах , которые называли избами . Войдем в одну из них.
Слайд 2 « Горница»
В : В избе комната одна . Как ее называют ? ( горница)
В: Я еще приготовила для вас загадки
В избе – изба,
На избе – труба, Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.( печь) Слайд 3 « Печка»
Самым главным предметом в избе была печь. Как вы думаете почему?
( ответы детей).
В : Правильно, в печке готовили еду , пекли хлеб , она давала тепло, в доме становилось светло от ее огня , и даже в печке мылись, у печки весили люльку , чтобы тепло младенцу было ( слайды 4, 5, 6)
Как раньше называли печку? ( матушка , кормилица).
Про печку сложено много пословиц и поговорок . Давайте их вспомним: «Без печи изба – не изба,» « Печка - наше солнышко. Печь нам мать родная», « Мала печка да тепленька.
В : А теперь отгадайте загадки про помощников хозяйки
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк ?
Кашу сварит... (чугунок).
Это были помощники хозяюшки .(Cлайд 7 ) При помощи ухвата в печку садили чугунок с едой . А сейчас у ваших мам есть чугунки и ухваты ? Чем чугунок заменили ?
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит ( самовар )( Слайд )
В : В каждом доме был самовар, и вся большая семья собиралась на чай из самовара.( Слайд)
В :Работать в то время приходилось много и тяжело. Делать приходилось все вручную , техника в то время еще не существовала , поэтому люди трудились на земле с утра до позднего вечера . ( Слайды)( пашут , сеют , убирают урожай). После работы собирались все в горнице на вечерние посиделки. Телевизоров тогда не было , купить товары было негде ,поэтому делали всё своими руками : шили одежду , пряли пряжу ,плели лапти .( слайд ) А в большие праздники люди устраивали гулянья на улице с песнями и хороводами.( слайд)
В : А чем же занимались дети, когда взрослые работали? ( помогали взрослым в поле и дома , нянчились с малышами )
- А когда было свободное время- играли , также как и вы, вот только таких игрушек, как у вас, у них не было. Игрушки мастерили своими руками .
- А из чего делали игрушки в те времена?( из дерева , из тряпочек , из глины, из соломы)
( Слайды)
И в подвижные игры играли , и хороводы водили.( Слайды).
Давайте и мы с вами отдохнем и немножко поиграем. Набор в хоровод
« У воробышка головушка болит» ( игра Вологодской области)
После того , как дети расположились на стульях, выносится сундучок .
-Хотите узнать , что в нем ? надо сказать слова :
«Сундучок , сундучок приоткрой- ка свой бочок»
«Известно всем, что в русской деревушке
Лоскутная кукла- любимая игрушка!»
- В этом сундучке я храню куколок , которые мне достались от моей прапрабабушки .( Показать кукол , рассказать , как они называются )
-Вот это кукла « стригушка». Она сделана из льна , а еще их раньше делали из веток, из соломы, название она получила оттого, что ее выравнивали , подстригали
-« Отдарок за подарок» , ее дарили, желая отблагодарить кого- то.
- « Крупеничка» , куколка так же для игры , набита была крупой. А это «Травница», её набивали травой .
-« Неразлучники», обычно дарили на свадьбу, как пожелание вечной любви.
- «Вепская плодородие», на востоке нашей области живет и поныне народ вепсы, эту куклу придумали они. Это образ женщины – кормилицы .
- « Хороводная» , она так и пляшет в руках
В : А вы обратили внимание , что у куколок лицо не нарисовано . Раньше считалось , что кукла с лицом может принести человеку вред , а кукла без лица – безликая ,наоборот, оберегала от несчастий
А вы ,ребята, хотите сделать для себя куклу , чтобы она вас могла оберегать от несчастий ? Я предлагаю изготовить куклу , которая называется « Отдарок за подарок» Проходите, выбирайте ткань , которая вам понравится. Игрушки вологодских мастериц были из льняной ткани , так как лён выращивали повсеместно .
Ватный комочек положите на середину ткани и соедините концы заготовки, далее руками сформируйте голову, возьмите нитку и обвяжите вокруг головы, скрестите ниточки и выделите талию куколки, перевернем куколку и сделаем то же самое с другой стороны.
- Вот наша кукла и готова. А давайте поиграем с ней , сначала уложим спать.
А как называется песня , которой укачивают малыша? (колыбельная )
Дети поют «лю-лю-бай» .
Когда куколка просыпалась , ей пели побудку – потешку. Давайте и мы споём : « Скок , скок , поскок , молодой дроздок …..
Славно поиграли , пора возвращаться в детский сад (слайд) , вам понравилось путешествовать? А что больше всего понравилось ? А кто запомнил , как называется кукла , которую мы с вами сделали?