Конспект мастер – класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным промыслом Вологодского края «Северная чернь»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»
Конспект
мастер – класса по ознакомлению
детей старшего дошкольного возраста
с народным промыслом Вологодского края
«Северная чернь»
Тема: «Серебряные сказки»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Чугунникова Елена Викторовна
г. Череповец
2020 г.
Конспект мастер – класса по ознакомлению
детей старшего дошкольного возраста
с народным промыслом Вологодского края
«Северная чернь»
Тема: «Серебряные сказки»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном промысле Вологодского края «Северная чернь»
Программные задачи:
-познакомить детей с изделиями «Северной черни»;
-расспросить детей о Великом Устюге, городе, где появился в старину и по сей день процветает серебряный промысел;
- закрепить знания детей об этапах изготовления серебряных изделий и профессиях, связанных с ними (художник, гравер, чернильщик, полировщик);
- формировать умение создавать рисунок, имитирующий рисунки на серебряных изделиях;
-развивать эстетический вкус;
-развивать мелкую моторику рук;
-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Предварительная работа: сюрпризный момент от Деда Мороза – просмотр видеофильма «Серебряные сказки»
Материалы для проведения мастер-класса:
шкатулка с изделиями «Северной черни», мольберт с образцом работы; на каждого ребенка: баночка черной гуаши, белый лист с предварительно нанесённым прорезным рисунком с изображением терема Деда Мороза, баночка с водой, кисть №1.
Ход мастер – класса:
1. Вступительная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на красивую шкатулку, которую она принесла:
-Как вы думаете, что находится в этой шкатулке? Я вам подскажу – загадаю загадку:
В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют,
Серебрятся капли-крошки.
Называются? (сережки)
Дети: Сережки.
Воспитатель: Верно, но в шкатулке не только сережки, но и другие украшения. Если вам интересно узнать, что это за украшения, тогда подходите поближе и смотрите. Дети берут в руки и рассматривают серебряные изделия.
Воспитатель: Где вы видели такие украшения?
Дети: В видеофильме Деда Мороза.
Воспитатель: А как называется город, в котором эти украшения делают?
Дети: Великий Устюг.
Воспитатель: В видеофильме вы, ребята, видели, как идет процесс создания
серебряного изделия, назовите мне этапы его изготовления и профессии, связанные с ними.
Дети: рисунок на изделие наносит художник; вырезает рисунок на изделии гравёр; чернильщик накладывает черневый состав на вырезанный рисунок и обжигает его; убирает лишнюю чернь и полирует изделие полировщик.
Воспитатель: Верно. Сегодня вы попробуете себя как бы в роли всех этих людей. Проходите за столы.
Динамическая пауза:
-Оглянись скорей вокруг,
Опиши руками круг,
А затем квадрат, овал
И немножко пошагал.
Отдохнул? Теперь садись
И за кисточку берись!
2.Практическая часть.
Сейчас мы с вами сделаем рисунок, изображающий терем Деда Мороза.
Для изготовления нам понадобится лист белой бумаги с нанесённым контуром. Прежде, чем начать, обращаю ваше внимание на несколько особенностей. Во-первых, закрашиваем только замкнутые, как бы вырезанные детали. Во-вторых, работая черной гуашью, следите за состоянием кончика кисти: он не должен быть лохматым, иначе рисунок будет выглядеть неопрятно. Теперь приступим!
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Рисунок готов!
3. Рефлексия.
- Что нового мы сегодня узнали?
- Что было труднее всего сегодня?
- Вы замечательно потрудились. Молодцы!
4. Выставка детских работ.
Литература:
1.Князева О.М., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. Издательство «Детство – Пресс» Санкт – Петербург, 2006.