Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Конспект мастер-класса по начальному техническому моделированию «3Д игрушка»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМР

 

 

Мастер-класс по начальному техническому моделированию

«3Д игрушка из бумаги»

 

 

Автор Букова Татьяна Ивановна,

педагог дополнительного образования

 

г. Тутаев 2018

 

Оглавление

Введение.………………………………………………………………..3

Тема мастер-класса………………………………………………….….3

Возможности использования ………………………………………….3

Цель мастер-класса……………………………………………………..3

Задачи мастер-класса ……………………………….………………….3

Основная часть……………………………………………..………...…4

Методы и приемы……………………………………………………….4

Структура мастер-класса……………………………………………….4

Оборудование и материалы…….………………………………………5

Ход мастер-класса……………………………………………………….5

Литература……………………………………………………………….

Приложения в эл. папке

Введение Дата проведения: 20 февраля 2018 года

Место: МОУ СШ №3 г. Тутаев Региональная образовательная акция «Педагогический субботник»

«Техносфера – среда для развития инженерного мышления обучающихся»

Участники: Педагоги дополнительного образования, учителя школ Ярославской области

Тема мастер-класса: «3Д игрушка из бумаги»

Возможности использования: Мастер-класс адресован педагогам дополнительного образования и учителям, занимающимся внеурочной деятельностью.

Непосредственно практическая часть может быть проведена с учащимися.

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе освоения опыта работы по начальному техническому моделированию.

Задачи мастер-класса:

- знакомство с этапами работы педагога с обучающимися начальным техническим моделированием;

- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам практической деятельности по изготовлению динамической игрушки;

- популяризация авторских идей и находок по обучению начальному техническому моделированию.

Основная часть Методы и приемы, используемые на мастер-классе:

- Словесный (лекция с элементами беседы, объяснение);

- Наглядный (демонстрация эскизов, моделей игрушек, схем и др.);

- Практическая работа (изготовление динамической игрушки по образцу с элементами творческой деятельности);

- Проблемно-поисковый (решение геометрических задач);

- Игровой прием (проведение дидактических игр – узнай фигуру на ощупь, словесный портрет, игра – «Аукцион» на тему «Предметы, похожие на конус» и др.)

Структура мастер-класса:

1. Вводная часть - Рефлексия; - Формирование групп теоретиков и практиков; - Обоснование занятием НТМ;

2. Основная часть - Рассказ об этапах работы с обучающимися НТМ; - демонстрация образцов динамических 3 Д игрушек; - Практическая работа по изготовлению динамической игрушки (обучение приемам работы с бумагой и декорирование по схеме); - Решение творческих геометрических задач; - Проведение дидактических игр.

3. Заключительная часть. Рефлексия. -Анализ готовых работ; - Ответы на вопросы участников мастер-класса; - Заключительной слово.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Дидактический материал:

1.Демонстрационный материал: объемные фигуры - тренажеры, динамические 3Д игрушки, рамка с пикселями.

2. Раздаточный материал: цветная бумага, лист бумаги с расчерченной раскладкой, ножницы, клей, кисточки, карандаши, канцелярские ножи, линейки, схемы, очки-повязка, объемные фигуры – тренажеры.

Ход мастер-класса:

1. Вводная часть Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Букова Татьяна Ивановна. Я работаю в Центре «Созвездие» зав. отделом ДПиТТ. Я не только управленец, но и практикующий педагог. Поэтому хочу провести мастер-класс по начальному техническому моделированию как педагог дополнительного образования. Мне очень хотелось бы узнать, с каким багажом знаний, умений и навыков вы пришли на мастер-класс.

Во-первых, прикрепите, пожалуйста, свои стикеры к таблице в ту ячейку, к категории какого контингента вы себя относите.

Во-вторых. За этот стол попрошу сесть тех педагогов, которые имеют навыки работы с бумагой и тех, кто хочет уйти с мастер-класса с поделкой. За этот стол всех остальных коллег. Условно, группа практиков и группа теоретиков, т.е. группа педагогов, которые любят работать руками и группа педагогов, которые любят смотреть как люди работают руками.

Скажите мне, что же такое начальное техническое моделирование? (Ответы педагогов)

Начальное техническое моделирование (НТМ) - первая ступень или первый шаг детей в область технического творчества. Бытует мнение, что им смогут заниматься только дети - технари. Я считаю, что начальным техническим моделирование могут и должны заниматься все дети, и технари и гуманитарии.

Цитируя знаменитых педагогов – «ум находится на кончиках пальцев» и «математика в порядок ум приводит», хочу сказать, что все это в полной мере относится к начальному техническому моделированию. Начальное техническое моделирование способствует развитию пространственного представления и воображения, геометрической интуиции, графических навыков, глазомера, изобретательности, творческого и нестандартного мышления, а также развитию речи и мелкой моторики. Навыки различных видов деятельности, полученные на занятиях НТМ, помогут лучше учиться в школе, мыслить творчески, нешаблонно. Лучший период для развития пространственного воображения, как утверждают психологи, приходится на возраст 6-9 лет. Чем же можно заинтриговать, заинтересовать ребенка 6-8 лет? (Ответы педагогов). Конечно, в таком возрасте – волшебством, играми, игрушками. Дайте мне определение игрушки. (Ответы педагогов). Игрушка – это уменьшенная или увеличенная копия чего-либо. Техническим языком - это трехмерное изображение предмета в установленном масштабе, т.е. 3Д модель. Значит, объемную игрушку можно назвать 3Д моделью или просто 3Д игрушкой. Я предлагаю приобщить детей к занятием НТМ посредством изготовления 3Д игрушек из бумаги.

2. Основная часть Игрушку, модель или любой окружающий нас предмет можно представить в виде совокупности нескольких геометрических фигур. Самым доступным и простым в работе материалом для изготовления поделок служит бумага и картон. Да и магия превращения плоского листа в объёмную конструкцию, увлекает ребят, не оставляет равнодушным никого. Ребята в возрасте 6 лет уже знают названия плоских и объемных геометрических фигур, но вот их свойств и геометрических фактов – не знают. Для лучшего объяснения в привлекательной форме служит изготовление игрушек в технике оригами.

При изготовлении игрушек-оригами ребята получают теоретические знания, основные приемы работы с бумагой, а также первоначальные навыки чтения чертежей и технологических карт. Затем происходит переход к изучению объемных фигур и их свойств посредством изготовления трехмерных игрушек. Эти познания ребенок получает в процессе моделирования из бумаги и картона, а также модульного оригами. В самом начале ребенок делает игрушки на основе простых фигур (куб, конус, призма и т.д.), дополняя их деталями (ручки, ножки, ушки, хвост и т.д.).

В дальнейшем, фигуры усложняются. При изучении объемной фигуры, первую игрушку он делает на основе этой же готовой фигуры. Затем знакомится с разверткой этой фигуры. Для упрощения работы развертка выполняется на листе в клетку, затем вырезается, наклеивается на изнаночную сторону цветной бумаги или тонкого картона и снова вырезается. Затем детали скрепляются между собой и игрушка художественно оформляемся. Игрушки могут быть подвижными и неподвижными. Посмотрите несколько разновидностей динамических игрушек. (Демонстрация игрушек). Сегодня наша группа практиков будет делать игрушку с четырьмя поверхностями. Декорировать все будут самостоятельно. В целях экономии времени, я предлагаю вам готовый чертеж данной игрушки. Его необходимо подготовить к сборке. Вырезать фигуру по контуру. Все расчерченные внутри контура линии необходимо очень точно согнуть. Для этого: накладываем линейку на линию и проводим по ней острыми концами ножниц, не слишком сильно надавливая. Все наклонные линии нужно согнуть вовнутрь, все вертикальные - наружу. Сборка игрушки по схеме. Сначала склеиваем её в виде змейки. Затем замыкаем в круг. Готовую игрушку – декорируем рисунком или аппликацией. Кто как захочет. Я периодически буду подходить, если возникнут проблемы – подсказывать. Приступаем к работе. Пока одна группа делает игрушку и внимательно слушает, другая группа тоже не будет скучать. Педагогу очень важно не преподносить истину, а учить её находить. Даже теоретические знания (геометрические факты), я хочу, чтобы ребенок получал в процессе активных действий - эксперимента, исследование или решения проблемы. Предлагаю вам, как нашим обучающимся, самим найти истину, решив интересные задачи.

Задания:

1. С помощью канцелярского ножа превратить объемную фигуру-тренажер в плоскую. (Получить развёртку фигуры, разрезав её по ребрам. Причем развертка одной и той же фигуры может отличаться).

2. Изобразить данную объемную фигуру на листке бумаги в натуральную величину или оставить графический «след» объемной фигуры. (Проекции фигуры на чертеже: вид спереди, вид сверху, вид сбоку).

3. Пиксель (1 см2 - 4 четыре клеточки) и миллипиксель (1 мм2 - одна клеточка). Посчитать количество пикселей у каждой фигуры. И найти фигуру с самым большим их количеством. Простой вариант – плоской, усложненный – объемной фигуры (её развертки). (Это площадь фигур. В примере: у всех фигур равное количество пикселей. Разные фигуры могут иметь одинаковые площади).

4. Поставить точку на листке бумаги. Доказать, что через одну точку на листке бумаги можно провести сколько угодно линий (прямых), не используя карандаш. (Точка пересечения нескольких сложений бумаги) 5. Доказать, что через две точки, поставленные карандашом на листке бумаги, можно провести только одну линию (прямую). (Сгиб через две точки).

Закрепляем знания с помощью дидактических игр.

1. Черный ящик (найти заданную фигуру на ощупь);

2. Словесный портрет фигуры;

3. Пантомима «Фигура»;

4. Аукцион «Предметы похожие на шар (куб, пирамиду и др.);

5. Игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэт предмета по образцу или замыслу. “Геометрическая мозайка”, “Танграм”, “Составь картинку”, “Колумбово яйцо”, "Волшебный круг", "Головоломка Пифагора", "Вьетнамская игра";

6. Сколько нас? (количество фигур в заданной игрушке);

7. Логическое лото

8. Рамка для картины

9. Пооперационная карта (разрезные картинки) и др. Изготавливая игрушку, ребенок не только знает и понимает ее конструктивную особенность, но и применяет творчество и фантазию. Как и наши педагоги, которые уже закончили свою динамическую 3Д игрушку. Давайте рассмотрим все наши игрушки. (Обсуждение ошибок и их исправление, интересные находки в декорировании и др.)

3. Заключительная часть. (Что больше всего понравилось и запомнилось на мастер-классе. Что можно применять, использовать в вашей практике? Какие ваши предложения?) Уважаемые педагоги, прошу всех прикрепить ваши стикеры к таблице в ячейки, соответствующие вашему отношению к начальному техническому моделированию после мастер-класса. Симбиоз науки и искусства, технического и декоративно-прикладного творчества приводит к самым интересным результатам. В данном случае, он приводит к интересной, занимательной и красивой игрушке. Спасибо всем за хорошую и плодотворную работу на мастер-классе!

Литература:

1. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Жабина Ю.О., Афанасьева Л.В., Начальное техническое моделирование: от выставки до семинара [Электронный ресурс] // Внешкольник.рф [сайт] / Информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании Режим доступа: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij-opyt/1431-nachalnoe-

3. Фролова, Т.В. Программа «Начальное техническое моделирование» [Электронный ресурс] // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. Режим доступа: https://infourok.ru/programma-nachalnoe-tehnicheskoe-modelirovanie-1230234.html