Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Конспект интегрированного урока «Богатство звуков и красок»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска

 

Конспект интегрированного урока

«Богатство звуков и красок»

 

Федорова Светлана Викторовна

преподавателя по классу скрипки

 

 

Цели:
- духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся.
Задачи:
- формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой и рисованием;
- развитие творческих способностей;
- воспитание сценических навыков.
Оформление зала:
- работы учащихся отделения изобразительного искусства на тему «Времена года»;
- видеоаппаратура.
Участники: учащиеся 6-8 классов оркестрового отделения (класс скрипки) и 4-5 классов отделения изобразительного искусства, преподаватели, родители, выпускники прошлых лет.
Подготовительная работа:
- знакомство с творчеством известных художников;
- изучение тем: «Виды искусства», «Взаимосвязь живописи и музыки»;
- прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагогического ансамбля скрипачей и ансамбля скрипачей старших классов: Шостакович «Романс», Шнитке «Элегия», Куртис «Вернись в Сорренто», Каччини «Аве, Мария», Тёмкин «Зеленые листья июньских лесов», Лаврик «Менуэт дождя», Серж де Карло «Румба», Цфасман «Лирический вальс», Солтан «Элегия».
 
Ведущая: Ребята! Сегодня мы проводим итоговый урок по теме взаимопроникновения двух прекрасных видов искусства – музыки и живописи – и их удивительной способности нести свет в души человеческие. Как когда-то Музы Древней Греции вдохновляли творцов, так сегодня музыка и живопись оказывает мощное влияние на развитие человечества.
Видеоряд.
Звучит музыка в исполнении педагогического ансамбля скрипачей.
Ведущая: Выбор данной темы обусловлен существующим мнением: музыка и живопись существуют сами по себе, никакого взаимопроникновения нет, тема надумана. Но… Каждый из нас по себе знает, каким мощным потенциалом обладает искусство. Хорошая музыка и хорошая живопись может окрылить, придать невероятные силы в любом деле. Гениальных картин и удивительных стихотворений, написанных под влиянием музыки, великое множество. И наоборот. Прекрасная живопись вдохновляла композиторов во все времена. Мы попросили ребят подготовить короткие рассказы такого взаимного обогащения на примере великих музыкантов и живописцев.
Ответы:
 - Живопись оказывала влияние на известных музыкантов. Ференц Лист говорил, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена.
- «Без музыки я не мыслю жизни», – писал Репин. Когда живописец создавал свою картину «Воскрешение дочери Иаира», его брат, студент консерватории, играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с красками на полотно проникали звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину.
- Искусствоведы и простые слушатели, зрители находят аналогии в изображении природы у Чайковского и Левитана, в сказочных персонажах у Римского-Корсакова и Васнецова.
Ведущая: «Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. И действительно, музыка и живопись – виды искусства, которым по силе воздействия на душу человека нет равных.
Звучит музыка в исполнении ансамбля скрипачей старших классов.
Видеоряд.
Ведущая: Сочиняя музыку, композиторы часто используют приёмы, которые усиливают наши зрительные образы. Музыка как будто рисует полотна. Великолепный тому пример – яркая образность фортепианного цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Посмотрите на картины наших ребят, которые были созданы при подготовке к одноимённому конкурсу под влиянием музыки. А какие примеры можете привести вы, ребята?
Ответы:
 - Музыка умеет рисовать. Существует жанр музыкального портрета. В фортепьянном цикле «Карнавал» Шуман музыкальными средствами нарисовал портреты своих гениальных современников: скрипача Паганини и композитора Шопена. Шуман и себя изобразил.
- Существует особый жанр в музыке – симфоническая картина. С большим мастерством изобразил море Римский-Корсаков в сюите «Шехеразада».
Видеоряд.
Ведущая: Необходимо заметить, что музыка не всегда бывает образной. У слушателя не должна обязательно нарисоваться в воображении какая-то картина. Музыка способна вызывать настроение, может быть, желание, какой-то порыв, бывает, очень мощный. Иногда уже само название пьесы указывает на те или иные настроения. Например, Ган «Раздумье», Гречанинов «Ласковая просьба» и многие другие. Итак, музыка может вызывать образы и настроения, которые можно изобразить. А картина может звучать? 
Ответы:
- Живописцы-романтики, используя особые живописные приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой.
- На известной картине Караваджо «Лютнист» юноша настраивает инструмент. Он поглощён льющимися звуками. Его глаза рассеянно смотрят мимо зрителя. Это написано так виртуозно, что кажется, будто мы слышим звучание инструмента.
Видеоряд.
Ведущая: Чтобы картина «зазвучала», на ней совсем не обязательно должен быть изображён музыкант. «Звучать» может любой сюжет. Всё зависит от воображения зрителя. Конечно, чтобы в душе возникла музыка, надо много слушать, знать музыку. Когда вы посетите выставку, попытайтесь вглядеться в картины и почувствовать, какую музыку вы слышите. Представьте музыку, которая дополняла бы эту картину. В каждой картине заложены чувства, настроения и эмоции художника. И у картин есть своё настроение, есть своя жизнь, как и в музыке.
Звучит музыка в исполнении педагогического ансамбля скрипачей.
Ведущая: Сегодня мы пытаемся понять: рассматривая произведения изобразительного искусства, можно ли услышать музыку? Рисует ли воображение картину, когда мы вслушиваемся в музыкальные сочинения? Какие у вас возникли ассоциации, настроения? Есть ли связь между музыкой и живописью? Просим ответить ребят, преподавателей и родителей. Сегодня в составе ансамбля скрипачей выступают наши выпускники – участники учебно-образовательных поездок в Лувр, Дрезденскую галерею, Музей Оранжери, Исторический музей Амстердама. Интересны и ваши впечатления, ребята!
Ответы:
- Некоторые произведения вызвали у меня мурашки по коже, без каких-то ассоциаций. В душе восторг! 
- «Зелёные листья» воскресили в памяти известную картину Шишкина «Рожь» с уходящей вдаль дорогой…Дорогой жизни…
- Когда я слушаю музыку, смотрю картины, у меня возникает гордость за человека, который способен добиться совершенства духа и тела.  Александр Цфасман – параллель с фильмом «Покровские ворота» и московскими пейзажами Аполлинария Васнецова: желание жить, всматриваться, впитывать жизнь!
- «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» Брюллова и «Вернись в Сорреното» – нега, изящество в картине и светлая грусть в музыке.
- «Зелёные листья» – тоска по тому, чего не вернуть… Очень трогательно. Как «Летний пейзаж» Ильи Репина.
- «Румба» – в воображении возникла яркая картина деревенского праздника где-то на юге, в солнечной живописной стране.
- «Румба» - танец хоть и кубинский, но представляю картины итальянского современного художника Борелли: очарование старинных улочек, солнце, радость жизни…
- А у меня «Румба» ассоциируется с фильмом «Человек-амфибия», когда танцуют красавица Гуттиэре и несмелый Ихтиандр, только познающий земную жизнь.
- «Вернись в Сорренто» – это музыка-настроение, воспоминание. Какие-то пейзажи удивительные, встречи в маленьком уютном местечке, где время течёт неторопливо.
- «Сорренто» – город-мечта. Странно, может быть, но у меня возникло ощущение не Италии, а нашего города. Только не современного, а старинного. Я недавно рисовала исторический центр Пиллау, как раз район нашей музыкальной школы, где сохранились довоенные здания, водонапорная башня. Я бы точно хотела сюда вернуться. 
- «Родина» Аполлинария Васнецова и «Элегия» Солтана – проникновенно. Щемящие чувства о своих корнях, о сокровенном, личном.
- Цфасман – музыка рисует картину из старых довоенных фильмов: выпускники в белых платьях и белых рубашках, взявшись за руки, идут по пустынному городу, встречают рассвет…
Ответы:
- У меня совершенно отчётливая связь между «Сикстинской Мадонной» Рафаэля и «Аве, Марией» Каччини. Никогда не забуду того ошеломляющего впечатления, когда впервые увидела картину в Дрезденской галерее.
- Хочу сказать, что ассоциации могут возникнуть не мгновенно, глядя на картину, а даже спустя годы. У меня произошло это сейчас, хотя в Париже была несколько лет назад. «Кувшинки» Клода Моне и «Менуэт дождя» Сергея Лаврика – туманное утро, дымка, покой, тишина, романтическое настроение.
- Скажу откровенно. Обычно, разглядывая картины, музыка меня не посещала. И только сейчас, послушав информацию, фантазия начала просыпаться, и я поняла: если задуматься, проникнуться, картины могут зазвучать… «Элегия» Шнитке и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи.
- Когда мы были в Амстердаме, видели «Ночной дозор» Рембрандта. Художник, вопреки ожиданиям заказчиков, остался верен своему замыслу, видению. Это мужество, честность, как в «Романсе» Шостаковича.
- Чтобы картина наполнилась музыкой, человек не должен быть материальным. Чуть-чуть фантазии, души. Нужно распахнуть свое сердце. Душа есть у всех, потому что в каждом человеке есть хорошее.
- Как родитель, выскажу своё мнение. Затронутая тема многогранная и глубокая. Это толчок к размышлению, прекрасное желание затронуть душевные струны наших детей. Сейчас так много чёрного, негативного в интернете. А такие уроки – островок света, надежды, что наши ребята, соприкасаясь с прекрасным, вырастут порядочными людьми.
 
Ведущая: Музыка и живопись… Две Музы, две вдохновительницы, без которых трудно представить нашу жизнь. Хорошая живопись обладает способностью звучать, как хорошая музыка. Но самое главное, что музыка и живопись украшают нашу жизнь, наполняют её особым смыслом и делают нас лучше, сильнее и чище.
Творчество – та же птица:
вперед лишь стремиться может.
Но в камень она превратится –
Стоит лишь крылья сложить.
Творчество – это птица,
всегда летящая к звездам!
Чем яростней вихри жизни,
Тем крылья ее сильнее.
Звучит музыка в исполнении ансамбля скрипачей. Шнитке. Адажио.
Мастер-класс «Птица»
 
Использованная литература:
  1. https://topref.ru/referat/78376.html (дата обращения 22.03.2020)
  2.  https://cinref.ru/razdel/02700kultura/11/171095.htm (дата обращения 22.03.2020)  
  3.   http://vuz-24.ru/nex/vuz-76129.php (дата обращения 02.05.2020)