Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ В НОМИНАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ДОСУГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 8 КЛАССОВ ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «Удивительный мир – ВОДА»

МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2» Алтайский край Родинский район с. Родино

 

КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ В НОМИНАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ДОСУГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 8 КЛАССОВ ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «Удивительный мир – ВОДА» 

 

Лягушкина Марина Михайловна 

учитель химии и биологии

 

Экология – одна из самых актуальных наук современности. На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды.

Экология – это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов. Каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. От нас зависит, каким будет наша планета в ближайшем и отдаленном будущем. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей уже со школьной скамьи.

Главная моя цель, как учителя – создание системы экологического образования и воспитания, формирующую экологически ориентированное поведение в окружающей среде, новое отношение к природе, новую экологическую культуру на основе приобретённых знаний у учащихся.

В среднем и старшем звене на уроках биологии, географии и краеведения закладываются азы экологического образования. Сложность в том, что проблемы экологии всегда становятся второстепенным компонентом предмета и подчинены структуре и логике основной дисциплины, в рамках которой изучаются проблемы окружающей среды.

Самой удачной системой, направленной на формирования экологической культуры, я считаю, является, усиление экологического компонента во всех учебных дисциплинах на широкой межпредметной основе и экологизацию внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, позволяющая на базе всех учебных предметов рассматривать глобальные и региональные аспекты взаимодействия человека, природы и общества.

Таким образом, система непрерывного экологического образования позволяет формировать экологическую культуру у подрастающего поколения.

Традиционно на базе нашей школы в преддверии Международного дня Воды ребята организуют различные мероприятия, посвященные этой дате. В этом году для ребят среднего звена была организована и проведена массовая конкурсная игра-путешествие «Удивительный мир ВОДА».

Цель. Формирование экологической культуры личности у учащихся основной школы.

Задачи.

·                   способствовать повышению уровня экологическое мышление и культуры учащихся основной школы;

·                   развивать любознательность, творческие способности и креативное мышление.

·                    формировать ценностное отношение к природе и ее водным ресурсам.

МЕСТО ПРОВЕДЕНМЯ. Рекреация школы (школьные кабинеты).

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ. Игра-путешествие.

ОБОРУДОВАНИЕ. Экран; проектор; микрофоны; аппаратура; жетоны со словами из высказывания Леонардо да Винчи о воде: «Воде», «была», «дана», «волшебная», «власть», «стать», «соком», «жизни», «на», «Земле».

ОФОРМЛЕНИЕ. Презентация «Удивительный мир ВОДА».

УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СТАНЦИЙ. Количество команда равно количеству станций, т. е. 10. По мере прохождения станций команды набирают определенное количество баллов. Суммарный бал равен 100. При выполнении заданий на станциях команда получает жетон с одним из слов высказывания Леонардо да Винчи о воде «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Если команда собрала высказывания раньше, чем прошла оставшиеся станции, то она автоматически получает максимальное количество баллов, которые могла бы заработать, выполняя задания на тех станциях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...

О каком веществе сегодня пойдет речь? (ответы учащихся – о воде). Правильно о воде!

Ученик.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Там – речка, тут – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой...
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар ты голубой –

Любимую планету.

Ведущий 2.

Ребята, а почему Земля из окна ракеты кажется голубой? (...).
А кто помнит, сколько на планете воды? (¾ занимает вода)

Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
Где на Земле можно встретить воду? (ответы учащихся)

Все ли Вы знаете о воде? (ответы учащихся).

Ведущий 1.

Вашему вниманию предлагается путешествие по станциям, в ходе которого игротехники проверят ваши знания о воде и расскажут много нового. Вы согласны?

Представление игротехников. (Игротехники – члены кружка «Юные экологи», помогающие в организации конкурсов на станциях и оформлении станций «водного путешествия»)

Знакомство с условиями путешествия по станциям.

Станция №1. «Без примет и ходу нет»

Станция №2. «Водные растения Алтайского края»

Станция № 3. «Вода на полотнах известных художников»

Станция № 4. «Загадки о воде и ее состояниях»

Станция № 5. «Каждую птицу – на свое место»

Станция № 6. «Народная мудрость о воде»   

Станция №7. «Тест на здоровье»

Станция № 8. «Водопады Алтая»

Станция № 9. «Речка быстрая, серебристая…»

Станция №10. «Вода в мелодии и звуках»

Ведущий 2.

С игротехниками мы познакомились, пришло время формировать команды.

  • Перед входом в актовый зал, все участники мероприятия получают жетоны с цифрами, обозначающие принадлежность к той или иной команде. Всего команд 10,соответствующих числу станций.
  • Формирование команд. Выбор капитанов, которые ответственны за сохранность личного состава команды и наличия маршрутного листа.
  • Двигаются команды по станциям согласно маршрутного листа, который капитан сдает членам жюри после прохождения всех станций.

Основной блок – игра-путешествие

Станция №1 . «Без примет и ходу нет»

Игротехник. Народные приметы это наблюдения многих поколений наших предков, они позволяют устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между, казалось бы, совершенно различными предметами и явлениями. А какие приметы знаете Вы? (ответы учащихся).

Если мы попробуем проверить истинность народных примет о погоде, то, вероятнее всего, заметим, что в прогнозах будут некоторые ошибки и неточности. Это, в том числе, связано и с глобальными изменениями климата на нашей планете. Очевидно, что некоторые приметы теряют свою актуальность, тем не менее они не теряют для нас важности и ценности как пример народной мудрости и наблюдательности.

Реквизит. Карточки с приметами.

Условия игры: участники получают карточку с приметами. В левой части начало приметы, в правой ее продолжение. Маркером в течение 5 минут они должны найти соответствие правой и левой частей пословиц и соединить их стрелками. Максимальное количество баллов, которые получает на данном этапе соревнований команда – 10.

Приложение 1.

Станция №2. «Водные растения Алтайского края»

Оформление: выставка книг растений Алтайского края.

Реквизит. «Игровое поле», состоящее из двух зон. Первая зона – это изображения растений водоемов Алтайского края. Второе поле – названия растений Алтайского края. Карточки с изображениями растений. Карточки с подписями названий растений.

Условия игры. Игроки, пользуясь раздаточным материалом «подписывают» (надписи напечатаны заранее) изображения растений на первой половине поля. Вторую половину поля они закрывают изображениями растений, находя соответствующие ячейки с подписями. За верно выполненное задание на любой половине поля – 1 балл. Максимальное количество баллов, которое получит команда на данном этапе игры – 10. Продолжительность игры команды на этапе – 5 минут.

Приложение 2.

Станция № 3. «Вода на полотнах известных художников»

Игротехник. Водная стихия – прекрасная, неповторимая, манящая стихия. Много произведений искусства посвящено воде. По-разному отразили художники, скульпторы, писатели и поэты водную стихию в своих произведениях.

Оформление. Презентация «Вода на полотнах известных художников».

Условия игры. Игротехники демонстрируют картины известных художников. Перечень фамилий художников демонстрируемых репродукций предлагается команде, членены которой пытаются найти соответствие « картина – художник». За каждый правильный ответ команда получает – 1 балл. Максимальное количество баллов, которые получает на данном этапе соревнований команда – 10.

Приложение 3. Презентация.

Станция № 4. «Загадки о воде и ее состояниях»

Игротехник.

Давайте с вами поиграем,

Про воду кое-что узнаем – выходите все вперед (дети проходят на свободные места играют под музыку).
Вокруг себя все повернитесь.

И в капельки все повернитесь.
Если я буду говорить про дождь – вы будете прыгать,
Когда про паркачать руками,
А про лед – приседать.

Готовы? Начинаем!

Мимо тучка полетала.
На землю дождиком упала. (прыгают)
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж. (качать руками)
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь, (прыгают)
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез. (приседают)
Солнца луч задел все льдинки -
Превратились все в дождинки. (прыгают).
Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Сейчас, мы проведем конкурс загадок о воде. Отгадав загадки, вы ответите на вопрос, в каких агрегатных состояниях и какие же формы может принять вода.

Условия игры: За каждый правильный ответ команда получает – 1 балл. Максимальное количество баллов, которые получает на данном этапе соревнований команда – 10.

Приложение 4. Текст с загадками.

 

Станция № 5. «Каждую птицу на свое место»

Ведущий. Без воды нет на Земле жизни. Она нужна как воздух, как Солнце, как пища. Каждую былинку, каждую травинку поит она своей живительной влагой. Вода нужна не только животным, но и растениям. Одни растут на дне водоемов. Их называют водоросли. Другие, хоть и обитают на суше, но требуют много влаги. Есть и такие , что обходятся без воды месяцами. Они произрастают в пустынях. А вот для некоторых существ вода – это среда обитания, это их «дом».

Реквизит. Магнитная доска с изображением болота и озера. Карточки- фотографии птиц болот: Цапля, Аист, Журавль, Болотная Сова, Бекас и водоплавающих птиц: Пеликан, Пингвин, Утка, Лебедь, Гусь.

Условия игры. Команды получают 10 карточек-фотографий, которые необходимо разделить на две группы: птицы болот и водоплавающие. С помощью магнитов они крепят карточки на «Болото» и «Озеро».

Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, выполняя данное задание – 10. Время работы с карточками – 3 минуты.

Приложение 5.

Станция № 6. «Народная мудрость о воде»         

Игротехник. – А Вы знаете, сколько мудрых поговорок оставили нам предки о воде!

Реквизит. Хронометр. Раздаточный материал.

Условия игры. В течение 5 минут команда собирает народные мудрости из предложенных двух частей – А и Б. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное время игры на данном этапе – 5 минут.

Приложение 6

Станция №7. «Тест на здоровье»

Игротехник. – А знаете ли Вы, что ...

·        принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды!

·        наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете лишь 200 литров воды!

·        разовый смыв в туалете расходует 8 – 10 литров воды

·        каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды!

·        средний расход обычного водопроводного крана 15 литров в минуту!

·        оставленный открытым кран выливает за час около 1000 литров воды!

По некоторым оценкам за 60 лет жизни человек выпивает около 50 т воды – целую цистерну! Значимость воды для организма колоссальна! А на сколько вы ориентируетесь в вопросах значимости воды для организма мы сейчас проверим. Для этого Вам предлагается ответить на вопросы теста.

Реквизит. Раздаточный материал (тест).

Условия игры. В течение 5 минут команда отвечает на вопросы теста За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов время на данном этапе – 10.

Приложение 7.

Станция № 8. «Водопады Алтая»

Игротехник. Многие реки Горного Алтая буквально изобилуют различными водопадами. Подавляющее большинство водопадов расположены на небольших реках в пределах Катунского, Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов, и долине реки Чулышман. А например, в бассейне реки Катунь их насчитывается около 7 тыс

Водопады на Алтае очень сильно отличаются друг от друга по размерам и форме – от скромных (и часто безымянных) водопадов высотой 1-5 метров до мощных творений природы высотой в несколько десятков, а то и более сотни метров; от небольших, укрытых от постороннего взгляда, водопадиков, до мощных каскадов, голос которых слышен за километры.

Красота водопадов Горного Алтая, как правило, не особо зависит от их масштабов. Каждый водопад в чем-то неповторим и, будучи, органичной частью окружающего ландшафта, привлекает к себе пристальное внимание туристов.

Реквизит. Карта горного Алтая. Текст-описание водопадов.

Условия игры. В течение 5 минут команда пользуясь картой и предложенным текстом должна найти названия 10 водопадов Алтая. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

Приложение 8.

Станция № 9. «Речка быстрая, серебристая…»

Условия игры. Пользуясь подсказками, отгадайте СЛОВА, в которых текут эти российские РЕКИ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное время игры на данном этапе – 5 минут.

Приложение 9.

Станция №10. «Вода в мелодии и звуках»

Условия игры. В течение 10 минут команды «перепивают» друг друга. Команда исполняет 2 – 3 строчки песни, в которой упоминается о воде. Если не знает – пропускает … Команда, дважды пропустившая ход выбывает из игры. За каждое исполнение песни выставляется 1 балл.

Реквизит. Баян.

Блок подведения итогов игры-путешествия. Награждение.

Ведущий. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – сказал в прошлом веке И. С. Тургенев устами своего героя. На исходе ХХ века мы стали замечать, что жить в мастерской довольно неуютно. И это все последствия деятельности человека на природу. Она наша мать, кормилица. Жизнь на Земле возможно только до тех пор пока существует планета Земля.

Чтец 1.

Земля пытается порой

Предупредить своей волной

Все безрассудство от людей,
Что стало жестче и сильней.
Планета борется всегда
За все живое до конца.
Она пытается сама
Исправить беды и дела.
Чтец 2.

Но люди слышать не хотят
И беспредел судьбы вершат.
Тогда Планета бьет сполна,
Сметая вмиг все города.
Земля поднимет изнутри,
Все силы водного пути.
Усилит волны и ветра,
Нашлет цунами без конца.

Чтец 3.

Стихия водная ревет
Строенья слабые снесет.
И наводнения кругом
Вокруг разрушат любой дом.
И нет преграды для воды –
Она затопит мир Земли.
Зальет свободные места
И поглотит творенья зла.

Чтец 4.

Но нас Планета бережет
И силы полной не дает.
Предупреждая иногда, 
Что надо думать нам всегда.
Планета людям говорит,
О боли внутренней скорбит.
И намекает нам слегка:
Что только вместе жизнь сильна.
Чтец1 - 4.

Давайте мудрость сохранять
И будем Землю понимать.
Тогда умчится вдаль беда,
Уйдет стихийная волна.

Смотреть работу полностью