Книжка-планшет «Большой огород»
МБДОУ № 30 муниципального образования Усть-Лабинский район
Книжка-планшет «Большой огород»
Разработано:
воспитателем МБДОУ № 30
Ефремовой
Аленой Александровной
Многофункциональное учебно-наглядное пособие «Большой огород» является развивающим пособием, цель которого – содействие гармоничному познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка раннего и старшего дошкольного возраста.
Игры, используемые в пособии, позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.. Преимущества данного пособия: предназначено для детей от раннего до старшего дошкольного возраста (от 2-х до 7 лет), как с нормальным речевым развитием, так и для детей с речевыми расстройствами.Возможно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Удобен в использовании, легко перемещается из кабинета в кабинет и из группы в группу. Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и сенсорно-моторное развитие. Обогащает активный словарь дошкольников, способствует развитию всех сторон речи.Развивает познавательный интерес и познавательную активность.
Методические рекомендации по использованию учебно-наглядного пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Характеристика учебно-наглядного пособия.
Книжка-планшет «Большой огород» сделан из безопасного материала. Все герои и атрибуты – пальчиковые куклы, огород, сад, сшиты из фетра. На обратной стороне книги-планшета есть большой карман, куда можно убрать героев и съёмные детали.
В развивающий планшет входит игровое поле, которое отражает понятийные для ребёнка природные и социальные объекты. Очень хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся к панно при помощи ленты-липучки, крючков, пуговиц, кнопок, шнуровки. Все предметы, атрибуты съёмные, можно менять сюжет по замыслу потешки, песенки, сказки. В набор входят фигурки людей, домашних и диких животных, предметы, овощи, фрукты и другое. Возможно внесение цифр в среднем и старшем дошкольном возрасте. Это пособие создано для познавательного развития детей, развития мелкой и крупной моторики, тактильных ощущений, что особенно важно для детей. Занятия и игры на панно вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышая их активность как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.
Игровое поле- это зона познавательного и сенсорного развития дошкольников. Работа в данной зоне поможет решить следующие задачи:
- расширить представления и знания детей о некоторых ягодах и грибах; лесных животных;
- развивать умения различать и называть существенные детали и части предметов;
- группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- расширять знания и представления о некоторых овощах и фруктах;
- определять положение предмета в пространстве.
- формировать представление детей о способах питания животных.
В зоне «Огород, сад» можно выращивать овощи, фрукты и выгуливать домашних животных. «Огород» выполнен из ткани коричневого цвета в горох в виде кармашков. Овощи «высаживают», размещая в кармашки, и «собирают», вынимая из них. Фрукты выполнены из фетра и крепятся к деревьям при помощи крючков, кнопок, липучки.
Для развёртывания самостоятельных игровых действий в огород и сад могут быть помещены девочка и мальчик, которые будут собирать овощи и фрукты в разные корзины - «Помогать бабушке сажать огород и собирать урожай»
Некоторые объекты игрового поля (деревья, трава, река) являются пришивными элементами панно.
Примеры дидактических игр в «Большом огороде»:
- «Кто чем питается?». Цель: познакомить детей с особенностями питания животных.
- «Собери грибы в корзину», где происходит отработка сенсорных эталонов.
- «Собери в корзинку овощи зелёного цвета». Цель: помогает сформировать умения различать предметы по цвету;
- «Посади на одну грядку 1 овощ, на другую – много». Цель: помогает сформировать умения различать предметы по цвету, количеству и величине;
- «Что лишнее?» Цель: учатся находить признаки сходства и различия;
- «Где растёт?» Цель: помогает детям сформировать представления о месте произрастания овощей и фруктов;
- «Приготовь сок и варенье». Цель: происходит закрепление названий овощей, ягод, фруктов, формируется умение образовывать притяжательные прилагательные.
- «Собираем урожай». Цель: разместить овощи в одну корзину, а фрукты – в другую.
Данная зона прекрасно подходит для развёртывания сказочных сюжетов и использования фигурок зверей в самостоятельной игре. Здесь же мы рассказываем и пересказываем русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», а также учимся придумывать сказки, используя объекты учебно-наглядного пособия.
Дидактические игры по лексическим темам «Сад», «Огород» не только повышают уровень познавательной сферы ребёнка, но и обогащают словарь, позволяют отрабатывать грамматические категории, развивают связную речь.
В самостоятельной деятельности дошкольник может просто играть, выступая в роли фермера, и приглашая своих друзей посетить его ферму.
Развёртывание игровых сюжетов может перетекать в любые части учебно-наглядного пособия. У детей начинают развиваться коммуникативные качества, основанные на дружеском взаимодействии. Дети учатся договариваться, распределять игровой материал и роли.
Предполагаемый результат.
Познавательное развитие:
- сформированы знания о питании домашних и диких животных и их детёнышах; овощах, фруктах и грибах;
\Сенсорное развитие:
- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине;
- скоординированы движения пальцев рук.
Речевое развитие:
- активизирован и обогащён словарь ребёнка в соответствии с возрастом.