Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Избирательное право и молодежь: проблема абсентеизма

МБОУ СОШ №11 им. Г.М.Пясецкого города Орла

 

Избирательное право и молодежь: проблема абсентеизма

 

Колесникова Н.Н.,

учитель истории и обществознания

 

 

 

     Данный урок  разработан для старшеклассников  и может быть использован в рамках курса обществознания на этапе обсуждения и решения общественных проблем.

     Цель урока: обсуждение актуальной темы, посвященной вопросам  активности  молодежи в политической жизни страны.

     Занятие спланировано на основе использования интерактивных методов и приемов обучения: анализа источников, сбора и анализа статистической информации,  интервьюирования, работы в группах, элементах ролевой игры.

     Целеполагание:  после урока учащиеся смогут                   

 - называть преимущества и трудности участия молодежи в избирательных технологиях;                                              

 - продолжить развивать умение анализировать источники, аргументировать свою точку зрения;                                                                                                       -  задуматься о важности участия граждан в политической жизни страны, выразить свое отношение к выборам как к способу выявления воли народа.

     Основные понятия: электорат,  активное и пассивное право, выборы, абсентеизм.

     Методическое оснащение: учебник под ред. Л.Н.Боголюбова «Обществознание» (базовый уровень), раздаточный материал для групп.

Ресурсы к занятию:

Баглай М.В.  Конституционное право Российской Федерации. М., 2018.

Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.  Избирательное право и процесс в РФ. Ростов-на-Дону, 2014.                                                                                     

Методические материалы по гражданскому образованию. М.,ООО  «Изд. Дом «Новый учебник», 2003.                                                           

Комментарии к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. Л. А. Окуньков. М., 2016.                                                                                                     

Черникин В.В.  Защита избирательных прав граждан в РФ. М., 2013.                     

Шаг в будущее. Сборник материалов. Орел, «Труд», 2006.

Интернет – ресурсы

План занятия:                                                                                                   

1.  Мотивация.

2.  Целеполагание.

3.  Предоставление новой информации.

4.  Интерактивное упражнение, работа в группах.

5.  Технология ролевой  игры.

6.  Выводы.

7.  Рефлексия.

8.  Домашнее задание.  

                                                                    Ход  урока

    1 этап. Мотивация.                                                                    

    Зачитать учащимся высказывание автора:    «Политика - слишком важное дело, чтобы поручать его только политикам»    (Шарль де Голль)     

     Задать учащимся вопросы:                                                             

 Чем руководствуются избиратели при выборе своих депутатов?

 Почему молодежь мало интересуется вопросами политики?     

     Комментарий учителя совместно с учащимися:

     Включение молодежи в решение собственных проблем - это стратегический путь политической социализации молодежи, поскольку только на этом пути она осознает необходимость своих представителей в органах власти и значение своего  влияния на политику.

       2 этап.  Определение цели занятия учащимися.

Пути  повышения электоральной активности молодежи

     3 этап.  Предоставление новой информации.  

Блиц - опрос учащихся: « Знаете ли вы?»

Когда в РФ пройдут выборы в ГД восьмого созыва?

Когда состоятся  очередные выборы Президента РФ?

Какие изменения предложил внести действующий российский Президент в Конституцию РФ?

     Работа с презентацией:  «Электоральная активность российской молодежи» (Представлены данные репрезентативной выборки при  опросе 127 учащихся  9 - 11 классов данной школы в возрасте 15-17 лет по вопросу отношения к политическим процессам в стране и данные ВЦИОМ в отношении электоральной активности молодежи старше 18 лет)

     Актуализация проблемы 

Одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день современного российского общества является нежелание граждан, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни страны. Многие молодые люди   не ходят  на выборы,   позволяя   политической   жизни течь  в русле, диктуемом другими возрастными группами.  Актуальность выбранной темы: будущее России зависит именно от современной молодежи.

     4 этап. Интерактивное упражнение,  работа в группах. 

 Каждая  из трех групп получает задания на бланках и отвечает устно на поставленные вопросы: 

 Группа № 1. «Условия, влияющие на электоральную активность  молодежи»  (Приложение № 1)

 Группа № 2. «Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах»  

(Приложение № 2)                                                                                                                                             

Группа № 3. «Факторы повышения электоральной активности»  (Приложение № 3)

Выступление учащихся.  Обсуждение результатов   выступления 

     5 этап. Технология ролевой игры: «Пресс - конференция».

     1. Видео - интервью учащихся  11 класса с  заместителем Председателя Орловского областного Совета народных депутатов Кошелевым О.П.

     Вопросы:

- Спортсмен, руководитель одной из лучших в стране школ каратэ, судья международной категории, политик. Какие качества личности позволили добиться успеха?

- Ваше мнение в отношении проблемы молодежного абсентеизма?

     2. Школьная пресс-конференция, приглашены депутаты различных уровней муниципальной власти  

     Основные педагогические задачи:        

 продемонстрировать ученикам с помощью их непосредственного участия активные способы взаимодействия и групповой работы, обеспечить формирование в учебной группе общего опыта коллективного исследования проблем общественного характера.

     Шаги:

А)   Инструкция участникам о правилах, условиях и целях проведения пресс-конференции, о ее регламенте.

Б)   Участие в пресс-конференции, приглашены депутаты различных уровней муниципальной власти 

Вопросы (определены предварительно в процессе подготовки учащимися путем ранжирования, см. Приложение № 5):

В)   Обсуждение результатов пресс-конференции: «Что необходимо знать людям, идущим  во власть?»

     6 этап.  Выводы (совместно с присутствующими)

Для  преодоления   низкой активности  молодежного  электората необходимы:

-    Политическое просвещение молодежи (необходимость четкого понимания структур и функций институтов исполнительной, законодательной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти и политических институтов)

-    Активная работа СМИ (проблема использования  коммуникаций, через которые можно наладить связь между молодежью и органами власти; создание положительного имиджа народного избранника и выявление лиц, порочащих этот статус)

-    Универсальные  ценности (проблема выявления системы ценностей,  присущей молодому поколению и более старшим людям, трансляция этих ценностей через СМИ)

 -   Преодоление проблемы молодежного  инфантилизма (подготовленность молодежи к самостоятельному решению своих проблем)

     7 этап. Рефлексия.

     Задание:  Задать учащимся вопросы: «Что было для вас полезным на этом уроке? »,  «Что узнали для себя?»

     Упражнение «Светофор»

С помощью пунсонов различного цвета каждому участнику  мероприятия обозначить свое личное отношение к проблеме электоральной активности в нашей стране

     Зеленый цвет - буду участвовать

     Желтый цвет - пока не знаю

     Красный цвет - не буду участвовать

     8 этап. Домашнее задание.

Прокомментируйте письменно высказывание:  «Политика - слишком важное дело, чтобы поручать его только политикам»    (Шарль де Голль)     

     Приложение № 1. «Условия, влияющие на электоральную активность молодежи»         

     Прочитайте текст.  Опираясь на текст, укажите основные условия влияния на молодежную политику в сфере избирательного права.

     К  основным условиям, влияющим на электоральную активность граждан в нашей стране, относятся:

1. Внешние (зависящие от внешних факторов развития и существования общества и государства, к ним относятся политическая, экономическая и социальная обстановка в стране);                                 

2. Внутренние  (не зависящие, к ним относится возрастной критерий).                                      

     Правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата.

     Одним из элементов правовой культуры является правосознание. Оно формируется двумя способами: во-первых, под влиянием общества и, во-вторых, при помощи самовоспитания и самообучения. В первом случае на человека воздействуют внешние факторы - экономическая ситуация в стране, «правящая» политическая партия, общее настроение в обществе, обучение в школе и вузе и т.п. Во втором - человек сам «делает себя», познавая мир самостоятельно, у него существует свой взгляд, не зависящий от окружения, и зачастую противоречащий ему.  Правосознание общества - уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем, снижения проявления абсентеизма в обществе. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

     Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений.

     К экономическим условиям относится: низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п.

     Право избирать и быть избранным существует только у молодых людей, достигших 18 лет. В этом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов, зачастую голосуя не умом, а эмоциями или по примеру родителей. К тридцати годам молодые люди  набираются жизненного опыта, у них формируется своя жизненная позиция, они точно знают, чего ждут от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор. Таким образом, существует прямая зависимость от того, насколько обдуманно сделан выбор, от возраста молодого человека.

     Приложение № 2. «Формы привлечения молодежи к участию в выборах»

     Прочитайте текст. Какой из форм повышения избирательной активности современная молодежь отдает предпочтение, на ваш взгляд? Обоснуйте свой ответ.

     Выделяются две формы привлечения молодежи к участию в выборах: устная и письменная. Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы, т.е. работа с письменными либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях и т. д.

     Основными инструментами привлечения молодежи к участию в выборах являются:

  • Семья. Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Существует большая вероятность того, что если родители участвуют в выборах и проявляют активную гражданскую позицию, то и дети тоже будут участвовать в выборах.
  • Школа и высшие учебные заведения. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности. Возможным является создание дискуссионных клубов, общественных объединений для развития политической и правовой культуры.
  • Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различных общественных проектах.
  • СМИ. Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через   СМИ,   поэтому   необходимо   обсуждать проблемы    государственного    устройства,    систему    выборов,     права    и обязанности граждан и т.д.
  • Партии и общественные движения. Наибольшее внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

   В настоящее время многие обсуждают проблему снижения активности избирателей на выборах, усматривают в этом выражение недоверия населения ко всему, что связано с понятием «власть». Одну из важнейших причин, следует искать в государственной молодежной политике. 

Таким образом, низкий уровень электоральной активности молодежи является вполне закономерным результатом двух процессов. Первый – фактическое отстранение государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй - использование  молодежи в   электоральном    процессе    более    сильными социальными группами как средства достижения своих групповых целей. В результате молодежь чувствует себя обманутой, и повторять свой опыт политического  участия  желания не испытывает.

     Приложение № 3. «Факторы повышения электоральной активности молодежи».

     Прочитайте текст. Назовите любые  факторы  повышения активности электората, проиллюстрируйте один  из приведенных факторов  примером из личного опыта. 

Разработкой и реализацией действенной системы мер (правовых, экономических, организационных) необходимо успеть переломить  политико-психологическое   противостояние  власти подавляющей части молодежного электората.  За годы реформ в молодежной среде сложилась особая система ценностных ориентации. Что необходимо:

    Во-первых: приоритетность государственной молодежной политики. Это принцип долгосрочного инвестирования в молодежную политику в целом и в первую очередь в ее социальную составляющую. Это означает, что государство в полной мере должно выполнять свои регулятивные и социальные функции по отношению к молодежи как социальной группе. Но долгосрочное инвестирование в молодежную политику - это не только финансовые вливания в нее. Это и формирование идеалов, ее нравственных принципов и установок, на базе которых происходит становление ее гражданских качеств, проявляется сущность ее отношения к политике, формам политического участия. Принцип долгосрочности инвестирования в молодежную политику предполагает, что получение желаемого результата в этой сфере, как показывает мировая практика, можно ожидать в границах жизни одного поколения.                                                                                                                              

     Во- вторых: необходимость учета последствий процесса социального расслоения в молодежной среде при формировании государственной молодежной политики. Это означает, что через систему государственного регулирования необходимо создавать более или менее равные стартовые возможности для представителей различных групп российской молодежи. При этом важно учитывать и региональные аспекты этой проблемы.

     На электоральную активность российской молодежи уже сейчас серьезно влияет процесс социального расслоения. Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья, получения   социально значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами. Но проблема в том, что государству необходимо привлечь внимание общества к молодежи, найти пути и способы включения самой молодежи в решение собственных проблем, помочь молодежи мобилизовать социальные и финансовые ресурсы для их решения. Особую роль здесь должны играть средства массовой информации, предоставляя молодежи каналы для выражения своих интересов и прививая культурные формы этого выражения.

     Принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране. А это возможно лишь тогда, когда государство реально, а не формально сделает приоритетной молодежную политику, доступным станет получение образования, открытие своего дела, реализация приобретенных профессиональных навыков за достойную плату, создание семьи, приобретение жилья, медицинское обеспечение и т.д.

     Приложение № 4.  Глоссарий юридических терминов по избирательному праву    

     Абсентеизм - отрицание участия в политической сфере деятельности  общества                                                          

     Агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

     Бюллетень избирательный - установленной формы документ, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах и лично им заполняемый, на основании которого устанавливается волеизъявление избирателя.

     Выборы в Российской Федерации - избрание гражданами Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц; важнейший институт организации и функционирования публичной власти в российском обществе.

     Депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     Избиратель -  гражданин Российской Федерации,  обладающий активным избирательным правом.

     Избирательная кампания  - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

     Мажоритарная избирательная системаизбирательная система, предусматривающая распределение мандатов среди кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей в соответствующем избирательном округе.

     Наблюдатель -  лицо, назначенное при проведении выборов кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением.

     Пропорциональная избирательная система -  избирательная система, при которой распределение мандатов производится между списками кандидатов, зарегистрированных избирательными объединениями, избирательными блоками.

     Ценз избирательный - установленные законами ограничения избирательных прав граждан. Ограничения могут устанавливаться как для активного избирательного права, так и для пассивного

     Электорат - совокупность избирателей, подобранных по определенному критерию. Например, электорат определенной партии, т.е. совокупность избирателей, голосующих за данную партию. См. Избирательный корпус.

     Приложение  № 5.

     Вопросы учащихся  к  пресс – конференции с  депутатами  различных уровней муниципальной власти  региона (подготовлены на предварительном этапе к занятию)

1.  Секретарем регионального орловского отделения «Единой России» были произнесены слова:  «Задача депутатов  – слушать и слышать людей». Сложно ли осуществлять этот тезис на практике?

2.  Существует представление об использовании  грязных технологий в избирательной сфере. Что нужно им противопоставить, чтобы победить на выборах?

3.  В Орловской области запущен  молодежный  проект «ПолитСтартап» с целью поиска активных и ответственных молодых людей, интересующихся политикой.  Как они будут задействованы в дальнейшем в политической жизни нашего региона?

4.  Депутатская работа это двойная нагрузка и двойная ответственность. Что лично Вас заставило пойти в политику? 

5.  Считаете ли необходимым, чтобы в будущем в школьной программе старших классов изучение политики велось углубленно, наряду с правом и экономикой?

6.  Насколько успешно в нашем регионе органы власти на местах влияют на молодежный электорат  и какие мероприятия предназначены для молодежи в этом плане в ближайшей перспективе?

7.  Имея опыт депутатской работы, какой форме избирательной активности Вы отдадите предпочтение в будущем: избирать или быть избранным в органы власти? 

8.  Молодежная политика в нашей стране на государственном уровне станет реально выполнимой в обозримом будущем?