Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Автор - Дятлова Ирина Геннадиевна ПРОЕКТ «МИЛОЕ СЕРДЦЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ

Дятлова Ирина Геннадиевна

учитель-дефектолог

ГОКУ СКШИ № 25, г. Братск, Иркутская область

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МИЛОЕ СЕРДЦЕ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ

Аннотация: проект содержит проблему, цель, задачи, ожидаемые результаты, оценку и отчётность, этапы работы, методы работы, план мероприятий, содержащий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, межпредметные связи, необходимое оборудование, дальнейшее развитие проекта. Проект направлен на формирование чувства милосердия, доброты у детей – сирот с нарушением интеллекта.

 Ключевые слова: проблема, милосердие, доброта, отзывчивость, нравственные понятия, комплекс мероприятий, методы, этапы.

  Сегодня люди поставлены в экстремальные условия выживания, основные их силы направлены на зарабатывание денег в ущерб психическому здоровью и моральному благополучию. Это является причиной нарастающей агрессии и равнодушия людей друг другу.  Данная проблема затрагивают не только взрослых людей с устоявшейся точкой зрения и принципами жизни, но и детей, которым ещё предстоит научиться жить в современном обществе.

Это подводит общество к осознанию необходимости обращения к нравственным ценностям, таким как милосердие, доброта, отзывчивость, сострадание и др. Они по представлению Р.Р. Калининой противопоставляются агрессии и равнодушию, потому что милосердие, доброта -  это действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое.

    Проблема формирования личности ребёнка с проблемами в развитии, оставшегося без попечения родителей, подготовка его к самостоятельной жизни в обществе – одна из актуальных проблем педагогики.

В нашей стране свыше полутора тысяч общеобразовательных школ-интернатов, в которых воспитывается около полумиллиона детей. Эти дети отличаются рядом негативных особенностей, которые мешают дальнейшей социализации развития.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание многих специалистов. А.С.Макаренко, А.В. Сухомлинский Ш.А.Амонашвили, Д.С.Лихачев в своих работах уделяли большое внимание формированию нравственных понятий, в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выпускники школ-интернатов являются «чужими» в обществе после оставления ими учреждения. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических параметров отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Нереализованные ребенком потребности в любви, привязанности и признании приводят к деформации личности, искажению формирования самосознания. Все учащиеся нашей школы-интерната помимо синдрома «детского дома» имеют диагноз «умственная отсталость». Умственная отсталость накладывает огромный отпечаток на личностное развитие. Это атипия развития, при которой страдают не только интеллект (в первую очередь), но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Умственно отсталые дети не дифференцируют эмоции, страдает умение делать выводы, обобщения, планировать свою работу, умение анализировать, рефлексировать. По мнению исследователей, психологов, дефектологов Кащенко В.П., Рубинштейн С.Я., Выготского Л.С. умение проявлять чувства, совершать добрые поступки значительно затруднено у такой категории детей. Поэтому ребят нужно учить различать чувства, дифференцировать понятия «добро-зло», учить проявлять свои лучшие качества, раскрывать потенциальные возможности личности, опираться на положительные черты характера.

 Главная проблема заключается в том, что   государство, в основном, работает над тем, чтобы активизировать деятельность общества в плане проявления милосердия к детям – сиротам, имеющими проблемы в развитии, проводятся акции, направленные на привлечение внимания общества к этим к детям, а формированию чувства милосердия, доброты у самих детей – сирот с нарушением интеллекта уделяется недостаточно внимания.

К тому же в специальной методической литературе недостаточно разработаны вопросы   по формированию нравственных понятий у детей-сирот с нарушением интеллекта. 

Учитывая жизненную ситуацию детей и их воспитание в условиях сиротского учреждения, определенно можно сказать, что формирование нравственных понятий, умения совершать добрые поступки - очень важная проблема, которая практически не затрагивается в ежедневной работе с детьми. Мы предполагаем, что систематическая работа в этом направлении, основанная на коллективных творческих делах детей, значительно повысит уровень сформированности нравственных понятий у учащихся, умения и желания совершать добрые дела в повседневной жизни.  Коллективные творческие дела (КТД) — одно из эффективных вос­питательных средств, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни коллектива педагогов и воспитанников. К тому же, основываясь на том, что проектная деятельность способствует развитию познавательной активности учащихся, работа будет способствовать коррекции познавательной деятельности и личности ребёнка в целом.

Цель проекта: создать комплекс мероприятий по формированию нравственных понятий (доброта, чуткость, взаимовыручка и др.), умение совершать добрые поступки у детей – сирот с нарушением интеллекта.

          Задачи:

1.       Раскрыть особенности личности детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся вне семьи.

2.       Выявить уровни сформированности нравственных понятий, умения совершать добрые дела    на данный момент у детей-сирот с нарушением интеллекта (высокий, средний, низкий).

3.       Внедрить комплекс мероприятий по формированию нравственных понятий у детей – сирот.

4.       Выявить эффективность комплекса мероприятий 

           Ожидаемые результаты:

1.       Выявлены уровни сформированности нравственных понятий, умения совершать добрые дела    на данный момент у детей-сирот с нарушением интеллекта (высокий, средний, низкий).

2.       Разработан и внедрён комплекс мероприятий по формированию нравственных понятий у детей – сирот.

3.       Выявлена эффективность комплекса мероприятий – произошло повышение уровня сформированности нравственных понятий, умения совершать добрые дела в повседневной жизни.

4.Учтены возможные недостатки проекта, выявлены через анализ и самоанализ.

            Оценка и отчетность: оенивать работу по реализации проекта будут: администрация школы; администрация Дома престарелых; разработчик проекта (через самоанализ).

    Отчетность по проделанной работе будет проходить на педагогическом совете в форме:

1. Отчёта - презентации и демонстрации фотоальбома «Милое сердце».

2. Представления копилки методических материалов.

3.  Анализа и самоанализа работы (насколько достигнуты цели и задачи; какие факторы этому способствовали, а какие мешали; насколько эффективны методы; чему научились участники проекта; какие допустили ошибки и как их можно исправить).

           Этапы работы над проектом: констатирующий, формирующий, контрольный.

            Методы исследования на 1 и 3 этапе:

1.       Изучение и анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

2.       Сравнение, систематизация, обобщение данных.

3.       Методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, решение практических задач, анкетирование.

              Педагогические методы: беседа, рассказ, объяснение, убеждение, игра, практическая работа, упражнения, чтение и анализ произведений, мультфильмов и др.           

  План мероприятий:

1. Констатирующий этап (сентябрь - октябрь):

-Диагностическое наблюдение за детьми на уроках и переменах «Взаимоотношения между детьми» (межличностное общение, проявление взаимопомощи, взаимовыручки)» «Отношения ко взрослым-педагогам».

-Диагностическое исследование уровня сформированности нравственных понятий через решение практических ситуаций.

- Диагностическое исследование уровня сформированности нравственных понятий через решение практических ситуаций.

- Анкетирование по теме   «Что такое доброта, добрые дела. Готовность совершать добрые поступки».

- Обработка полученных результатов.

- Вывод по констатирующему этапу.

      2. Формирующий этап (ноябрь-февраль):

-Классный час на тему: «Урок доброты» (введение в проект).

-КТД. Оформление классного уголка «Милое сердце», начало оформления журнала.

- Чтение и анализ литературных произведений на уроках чтения по теме проекта.

-Чтение и анализ дополнительной литературы по теме проекта.

Внеклассные мероприятия на тему: «Ежели вы вежливы». «Доброжелательные мероприятия – залог крепкой дружбы».

- Иллюстрирование прочитанных произведений.

- КТД. Изготовление кормушки для птиц. Кормление птиц.

- Изготовление новогодних игрушек для учащихся 2 класса.

- Оформление выставки книг по теме «Добро и милосердие в литературе».

- Классный час на тему «Как сделать доброе дело».

- Выставка рисунков по теме прочитанных произведений.

- Разучивание игр «Сороконожки», «Пирамида добра», «Снег кружиться» и др.

- Подбор мультфильмов по тематике «Доброта, милосердие, добрые дела» в мультфильмах». Просмотр мультфильмов.

- КТД, Подготовка концерта для Дома Престарелых.

- КТД. Изготовление подарков для жильцов дома престарелых.

- КТД. Выезд с концертом в Дом престарелых.

-  Классный час с чаепитием «Как мы реализовывали проект».

- КТД. Оформление фотоальбома проекта.

- Вывод по формирующему этапу

3.  Контрольный этап (февраль – апрель)

- Диагностическое наблюдение за детьми на уроках и переменах «Взаимоотношения между детьми» (межличностное общение, проявление взаимопомощи, взаимовыручки)» «Отношения ко взрослым-педагогам».

- Диагностическое исследование уровня сформированности нравственных понятий через решение практических ситуаций.

- Анкетирование по теме   «Что такое доброта, добрые дела. Готовность совершать добрые поступки».

-Обработка полученных результатов.

 - Вывод по контрольному этапу.

- Оформление методической копилки. Подготовка мастер-класса.

        Межпредметные связи: русский язык, развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, чтение, музыка и пение, изобразительная деятельность, трудовое обучение (ручной труд, профессионально-трудовое обучение), физкультура.

          Необходимое оборудование: медиа проектор, ноутбук, колонки, телевизор,  магнитофон,  цветной принтер; мультифоры форматом А3, листы ватмана форматом А3, бумага форматом А4, цветные ленточки, ножницы, цветная бумага, металлизированная, бархатная, лакированная  бумага, белый и цветной картон, клей, карандаши, фломастеры, материалоотходы (для поделок), столярные инструменты; кружки, чайник, конфеты, печенье (для чаепития); ГСМ (для выезда); книги на тему «Добро и милосердие в литературе», атрибуты для игр, атрибуты и костюмы для сценки «Сказка про Заиньку и добрые дела»

          Дальнейшее развитие проекта:

1. Данный проект можно реализовывать на других классах школы с учетом возрастных особенностей, а также в других учреждениях специального образования.

2. В 5 классе (в 2015-2016 учебном году) желательно продолжить реализацию проекта, составив дополнительный план мероприятий, расширив сферу деятельности. 

2. При финансовых возможностях учреждения можно реализовывать проект с расчётом бюджета.