Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Исследовательская работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Исследовательская работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Балдин Максим Сергеевич, учитель начальных классов частного образовательного учреждения общего образования «Православная епархиальная классическая гимназия «Умиление» Аннотация:В этой статье описаны результаты диагностических работ по выявлению экологических представлений у обучающихся 3-го класса. По результатам проведенных диагностических работ, были разработаны методические рекомендации с целью повышения уровня экологической сформированности представлений у младших школьников. Направление нашей исследовательской работы объясняется тем, что бережное отношение к окружающей среде, осознание важности ее охраны и защиты, формирование экологических представлений в сознание детей закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому перед школой появляется особо важная задача - формирование экологических представлений детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: экологические представления, методики, младшие школьники. Наша задача исследования обуславливается тем, что бережное отношение к окружающей среде, осознание важности ее защиты и охраны, формирование экологических представлений природоохранного сознания закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому перед школой появляется особо важная задача - формирование экологических представлений детей младшего школьного возраста. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из главных направлений - это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». (1) В повседневной жизни мы используем большой багаж слов, слово «экология» не исключение. Это слово прочно вошло в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В учебной, научной литературе существует много определений. В своей работе мы возьмем за основу определение академика М.С. Гилярова:«экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой». (2) В результате исследования научной, психолого-педагогической литературы мы выяснили, что экологическая культура - это небольшая часть общей культуры, которая является процессом связанным с увеличением и освоением знаний, технологий, опыта и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных бесед. Анализируя этот термин, мы пришли к выводу, что экологическая культура напрямую связана с экологическим образованием, которое непосредственно происходит в непрерывном процессе обучения, самообразования, накопления опыта в развитии личности, направленная на формирование ценностного ориентирования, норм поведения и получение необходимых знаний по охране окружающей среды и природопользованию, которые реализуются в грамотной экологической деятельности. Представление об экологии определяются как представления о взаимосвязях в системе человек - природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи, зависимости. (3) Анализируя УМК «Начальная школа XXI века» по предмету «Окружающий мир» в 3 классе, мы выявили экологические представления, которые должны быть сформированы у младших школьников к концу учебного года: - находить самые простые связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в самой живой природе; уметь использовать их для бережного отношения к природе; - уметь узнавать и различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; - определять виды деятельности взаимоотношений человека с природой, находить способы влияния этих отношений на природные объекты, на безопасность человека и его здоровье; - осознано понимать и определять ценность окружающей природы и необходимость нести ответственность за её сохранность и соблюдать простейшие правила экологии в быту (экономичное использование воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора, макулатуры) и в живой природе; Исходя из анализа данных диагностических работ учащихся 3-го класса, можно сделать вывод, что уровень сформированности экологических представлений класса средний (81,3%). Учащиеся класса умеют определять и отличать от объектов неживой природы представителей живой природы, но не умеют видеть взаимосвязь между ними. Большее количество учащихся понимают что нужно оберегать природу, но совершенно не знают зачем. Результаты анкетирования по изучению уровня сформированности экологических представлений позволили нам определить цель практической работы: с помощью различных методов, форм работы и межпредметных связей повысить уровень сформированности экологических представлений у обучающихся 3 класса. Чтобы повысить уровень умения обнаруживать простейшую связь между живой и неживой природой, мы составили тренажёр, напоминающий мозаику, при помощи которого учащиеся могли тренироваться составлять цепочки питания и цепочки взаимосвязи. Цель данного тренажёра: отработать навык составления пищевых цепочек и цепочек взаимосвязи между объектами живой и неживой природы. После апробирования тренажёра третьеклассники могли в свободное время тренироваться: на переменах, на внеклассных мероприятиях. Через две недели после апробирования тренажёра на уроках окружающего мира, мы увидели, что большинство детей класса имеют высокий уровень ориентирования в составлении пищевых цепочках и цепочках взаимосвязи. В целях повышения уровня сформированности знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы, необходимости нести за нее ответственность, был разработан комплекс уроков в соответствии с ФГОС НОО: «Условия жизни на земле», «Разнообразие мира растений (флоры)», «Природные сообщества», «Красная книга России» по УМК: «Начальная школа XXI века». (4) Цель уроков была одна - формировать у учащихся чувство ответственности за окружающий мир - природу. На уроках использовались различные формы, методы и приемы работы. На этапе актуализации опорных знаний (АОЗ) использовался словесный метод передачи информации с помощью слухового восприятия информации (беседа, рассказ). В беседе с детьми говорилось о том, что нашей планете и природе угрожает опасность, учащимся рассказали о случившихся экологических катастрофах и о тех, которые могут случиться, и о том, как они влияют и могут повлиять на всю природу в целом. Был использован наглядной метод передачи информации т.е. зрительного восприятия информации (видеофильм) - ребятам на уроках были показаны фильмы, в которых представлены экологические катастрофы. После всего увиденного и услышанного нами были созданы проблемные ситуации. На следующим этапе нашей работы мы использовали такие методы, как контроль и самоконтроль, т.е. (фронтальный опрос), где дети выдвигали свои предложения о том, как помочь нашей экологии и спасти планету от гибели. Когда все обучающиеся озвучили свои предложения и варианты, они ознакамливались с материалом учебника, где узнали о заповедных зонах и национальных парках и для чего их создают. Вместе с педагогом обучающиеся рассматривали самые знаменитые заповедные зоны Волгоградской области (словесный метод передачи информации и метод наглядной передачи информации), наглядным методом послужил гербарий растений, собранных на территории Волгоградской области, демонстрационные плакаты животных. На этапе окончания урока дети познакомились с красной книгой и изучили ее представителей, которые обитают в нашей области и России. На этапе рефлексии, учащиеся поделились своими впечатлениями об увиденном, услышанном и сделали соответствующий вывод: природу надо беречь, она нуждается в нашей защите, если мы не будем ее оберегать, катастрофа неизбежна. Сопровождением каждого урока являлись презентации и фильмы, что служило повышению интереса детей. Применение мультимедийных технологий является неотъемлемой частью каждого урока, т.к. дети воспринимают лучше информацию увиденную чем услышанную. По окончании проведения уроков и комплекса мероприятийпо выявлению экологических представлений у обучающихся мы заметили, что дети стали более активно работать на уроках окружающего мира, им стал интересен этот предмет, а уровень сформированности экологических представлений класса стал выше. Список литературы 1. Электронный ресурс ФГОС НОО (http://www.ug.ru/new_standards/3) 2. Гиляров М.С. Общая экология. - М.: Юнити-Дана, 2001 - с.234. 3. Сураветина И.Т. Основы общей экологии. – М.: Устойчивый мир, 2009 - с.158. 4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по образовательной системе «начальная школа 21 век» с учетом требований ФГОС. - Вентана-Граф, 2015. 5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2013.