ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МБДОУ «ДСКВ № 57» МО г. Братска
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Н.П. Федорчак
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В рамках реализации области «Познавательное развитие» проводятся образовательные занятия с учетом задач программы, в которой выделен раздел «Развитие экологических представлений». Работа по данному разделу включает следующие направления:
1. Развитие представлений об окружающем мире;
2.Освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих им получать знания: опыт экспериментирования, проживания, сотрудничество со взрослыми;
3.Развитие познавательной активности;
4. Развитие познавательных и творческих способностей.
К методам и приемам творческой деятельности экологической направленности с детьми в дошкольном образовательном учреждении относятся следующие:
1. Создание игровой ситуации;
2. Наблюдения. Экскурсии. Целевые прогулки;
3. Элементы поэзии и детского фольклора;
5. Исследовательская деятельность (Эксперименты);
6.Использование знаковых приемов обучения (мнемотаблиц и мнемодорожек, схем и алгоритмов);
7.Изобразительной деятельности;
8.Речевой деятельности;
9.Театрализованной и музыкальной деятельности.
Целью таких приёмов является создание условий для формирования экологических знаний детей через различные приемы творческой деятельности. Происходит как бы соединение познавательного материала экологической направленности с продуктивной творческой деятельностью детей.
В творчестве детей наиболее востребованными являются поделки и рисование.Что может лучше передать всю красоту природы, как ни её творческое изображение! Здесь уместно будет использование нетрадиционных техник рисования. К нетрадиционным приемам рисования можно отнести:
-Набрызг;
-Кляксография.
-Рисование мятой бумагой.
-Монотипия.
-Граттаж
-Рисование пальчиками и ладошкой.
-Оттиск печатками листьями и сырой картофелем.
-Тычок жесткой полусухой кистью.
-Выдувание кляксы трубочкой.
Поделки на тему «Экология» - один из творческих методов экологического образования для дошкольников. С самого раннего детства дошкольникам надо объяснять, насколько важно заботится об окружающей природе: что нельзя выбрасывать на улице мусор, а только в мусорные баки; что многие бросовые материалы можно использовать вторично в домашнем хозяйстве и творчестве.
Творческая деятельность - это настоящее чудо. Создавая свои неповторимые рисунки, поделки, у дошкольников развивается воображение, память, что помогает ребенку лучше познать окружающий мир. Подборка интересных приемов на дорисовывание животных и предметов, также вызывает у детей интерес и любознательность к природе.
На занятиях экологического содержания, поделки выполняются из бросового материала, ведь для творчества можно использовать самые разнообразные материалы, дети с удовольствием будут создавать поделки из крупы и бумаги, а также из пластика. Дошкольники узнают, как вдохнуть новую жизнь в те материалы, которые обычно без сожалений мы выбрасываем в мусорное ведро.
Экологические прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность, именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, что способствует формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека.
Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Игры-эксперименты, опыты содержат примеры таких тематик по экологии как:
- строение растений;
- условия, необходимые для жизни растений;
- размножение растений;
- опыты в огороде и цветнике;
- опытническая деятельность по сезонам;
Значительным моментом в развитии знаний об окружающей природе является и логическое мышление. Использование таблиц, лабиринтов, схем- также развивает творческое восприятие и знания об окружающем мире.
Целесообразно использовать художественную литературу, поэзию, фольклор, как средство формирования экологических знаний. Не маловажным здесь является и аспект речевого развития и активизации словаря!
Нельзя забыть и про игровую деятельность. Игры на экологическую тематику, помогают закреплять у детей полученные знания, вызывают интерес и развивают творчество. Игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений, в том числе лекарственных, и животных, вопросы о природе, способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.
Расширение инновационной палитры форм, методов, приемов экологического просвещения – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, которые должны вести экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Использование приемов познавательной и творческой деятельности будет способствовать развитию творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Литература
1.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: Мозаика-Синтез; Москва; 2013-82.
2.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 336.
3.Плохий З.П. Экологическое воспитание дошкольников / / Образование в области окружающей среды. Казань.-2007.