Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МБДОУ «ДСКВ № 57» МО г. Братска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Н.П. Федорчак

 

 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В рамках реализации области «Познавательное развитие» проводятся образовательные занятия с учетом задач программы, в которой выделен раздел «Развитие экологических представлений». Работа по данному разделу включает следующие направления:

1. Развитие представлений об окружающем мире;

2.Освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих им получать знания: опыт экспериментирования, проживания, сотрудничество со взрослыми;

3.Развитие познавательной активности;

4. Развитие познавательных и творческих способностей.

К методам и приемам творческой деятельности экологической направленности с детьми в дошкольном образовательном учреждении относятся следующие:

1. Создание игровой ситуации;

2. Наблюдения. Экскурсии. Целевые прогулки;

3. Элементы поэзии и детского фольклора;

5. Исследовательская деятельность (Эксперименты);

6.Использование знаковых приемов обучения (мнемотаблиц и мнемодорожек, схем и алгоритмов);

7.Изобразительной деятельности;

8.Речевой деятельности;

9.Театрализованной и музыкальной деятельности.

Целью таких приёмов является создание условий для формирования экологических знаний детей через различные приемы творческой деятельности.  Происходит как бы соединение познавательного материала экологической направленности с продуктивной творческой деятельностью детей.

В творчестве детей наиболее востребованными являются поделки и рисование.Что может лучше передать всю красоту природы, как ни её творческое изображение! Здесь уместно будет использование нетрадиционных техник рисования. К нетрадиционным приемам рисования можно отнести:

-Набрызг;

-Кляксография.

-Рисование мятой бумагой.

-Монотипия.

-Граттаж

-Рисование пальчиками и ладошкой.

-Оттиск печатками листьями и сырой картофелем.

-Тычок жесткой полусухой кистью.

-Выдувание кляксы трубочкой.

Поделки на тему «Экология» - один из творческих методов экологического образования для дошкольников. С самого раннего детства дошкольникам надо объяснять, насколько важно заботится об окружающей природе: что нельзя выбрасывать на улице мусор, а только в мусорные баки; что многие бросовые материалы можно использовать вторично в домашнем хозяйстве и творчестве.

Творческая деятельность - это настоящее чудо. Создавая свои неповторимые рисунки, поделки, у дошкольников развивается воображение, память, что помогает ребенку лучше познать окружающий мир.  Подборка интересных приемов на дорисовывание животных и предметов, также вызывает у детей интерес и любознательность к природе.

На занятиях экологического содержания, поделки выполняются из бросового материала, ведь для творчества можно использовать самые разнообразные материалы, дети с удовольствием будут создавать поделки из крупы и бумаги, а также из пластика.  Дошкольники узнают, как вдохнуть новую жизнь в те материалы, которые обычно без сожалений мы выбрасываем в мусорное ведро.

Экологические прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность, именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, что способствует формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Игры-эксперименты, опыты содержат примеры таких тематик по экологии как:

  • строение растений;
  • условия, необходимые для жизни растений;
  • размножение растений;
  • опыты в огороде и цветнике;
  • опытническая деятельность по сезонам;

Значительным моментом в развитии знаний об окружающей природе является и логическое мышление. Использование таблиц, лабиринтов, схем- также развивает творческое восприятие и знания об окружающем мире.

Целесообразно использовать художественную литературу, поэзию, фольклор, как средство формирования экологических знаний. Не маловажным здесь является и аспект речевого развития и активизации словаря!

Нельзя забыть и про игровую деятельность. Игры на экологическую тематику, помогают закреплять у детей полученные знания, вызывают интерес и развивают творчество. Игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений, в том числе лекарственных, и животных, вопросы о природе, способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.

Расширение инновационной палитры форм, методов, приемов экологического просвещения – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, которые должны вести экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Использование приемов познавательной и творческой деятельности будет способствовать развитию творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Литература

1.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: Мозаика-Синтез; Москва; 2013-82.

2.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 336.

3.Плохий З.П. Экологическое воспитание дошкольников / / Образование в области окружающей среды. Казань.-2007.