Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Использование модульной технологии на уроках истории

ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж»

 

Использование модульной технологии на уроках истории

Автор работы: преподаватель истории Чибиркина М.Г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Использование элементов модульной технологии на уроках истории………………………………………………………………………………4

  1. Общая характеристика модульной технологии …………………...……..4
  2. Приемы и методы, используемые на уроках истории…………………....7

2 Методическая разработка урока по теме: «Западная Европа в XVI-XVIII вв.»…………………………………………………………………………………..7

2.1 Структурные компоненты урока……………………………………………..11

2.2 Основные стадии урока……………………………………………………….11

3 Лист инструкций по теме «Первая Мировая война»……..…………………..24

Список использованных источников……………………………………………26

 

Введение

В настоящее время продолжается реформирование системы образования с тем, чтобы, студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования. Таким образом,  на первый план выходит процесс познания, а не преподавание, как это было при традиционном обучении.

Действительно, прочность приобретаемых студентами знаний в той или иной области вызывает беспокойство, т.к. эти знания подвергаются изменениям каждый год, эти знания устаревают подчас раньше, чем обучающиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы сегодняшние студенты, а в дальнейшем дипломированные специалисты умели самостоятельно работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Общество, в котором мы живем, заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении студентов инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Формированию этих качеств выпускников  способствует модульная  технология на уроках истории.

 

1 Использование элементов модульной технологии

  1. Общая характеристика модульной технологии

Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);

• преподаватель общается со  студентом, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым  индивидуально;

• каждый студент работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. активизация учебного процесса;
  2. повышение уровня усвоения изучаемого материала;
  3. мотивация учения;
  4. развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
  5. развитие навыков сотрудничества и делового общения.

И как ожидаемый результат – это способность и умение студентов работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.

Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.

 

Суть рационализации:

- индивидуализированное содержание обучения;

- выбор учащимися путей и темпа усвоения;

- возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.

Принципы модульного обучения:

  1. модульности;
  2. выделение из содержания обучения обособленных элементов;
  3. динамичности;
  4. паритетности;
  5. разносторонности методического консультирования;
  6. осознанной перспективы;
  7. действенности и оперативности знаний;
  8. гибкости.

Каждый студент – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция студента – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: преподаватель – студент – группа. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие педагог – студент идёт с помощью модуля.

Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Что включает в себя система действий преподавателя?

Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

1. Четкая организация всего учебного процесса;

2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;

3. Сочетание словесных, наглядных методов;

4. Широкое вовлечение студентов в различные виды самостоятельной деятельности;

5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;

6. Вера преподавателя в способности студента.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение преподавтелем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где студенты под руководством педагога работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний студентов по всей теме.

 

1.2 Приемы и методы, используемые на уроках истории

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, необходимо тщательно проработать весь учебный материал темы урока в отдельности; выделить главные основополагающие идеи и сформулировать для студентов интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия студент должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых, тщательно определить содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.

В-третьих: подобрать дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для студентов.

Затем пишу методическое пособие для студентов, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству студентов в группе.

Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта  урока. Она включает в себя:

- целевой план действий для студента (планирование результатов деятельности для студентов на уроке);

- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;

- руководство по усвоению материала (виды деятельности студентов, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего студент овладевает различными приемами самообразовательной работы);

- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;

- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;

- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

 

Общий план проведения блочно - модульного урока

1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов (УЭ) - графа №1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Студенты должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.

2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала.

3) Уровень знаний по каждому УЭ студенты оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность студентам учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый студент вместе с преподавателем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, студенты объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ студенты выставляют в лист учета знаний.

4) В УЭ-0 – ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике.

Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.

5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности студентов.

6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).

7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.

8) Последний этап – подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.

Самое сложное в процессе обучения – это оценка. Традиционная система оценивания студентов несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е. не вызывает у стдента стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний студента. Следует помнить, что сегодня студенты получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа, средние и высшие учебные заведения требуют от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности обучаемого, и у каждого студента был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого студента, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом человеке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый студент, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи.

 

Оценочный лист

 

Фамилия, имя

УЭ-1

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-7

итог

оценка

               
 

 

Что же дает модульное обучение?

На занятиях остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для большинства студентов средством активной познавательной деятельности. Студентам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Студенты на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

 

 

2 Методическая разработка урока по теме: «Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы в XVI-XVIII вв.»

2.1 Структурные компоненты урока

Вид урока: модульный урок

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

- выяснить предпосылки и последствия перехода  к мануфактурному производству и промышленному перевороту и их сущность;

- уяснить причины кризиса католической церкви, дать представление об основных протестантских течениях, о причинах и историческом значении Реформации и Контрреформации в Европе;

- определить особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы

Воспитательные:

- формировать умение ориентироваться в предложенных вопросах.

Развивающие:

- развитие умения анализировать исторические документы;

- способствовать развитию умений выделить главную мысль.

Обеспечение урока: учебник Н.В.Загладина «Всемирная история»,  технологическая карта урока.

 

2.2 Основные стадии урока

УЭ-0 . Организационный момент-1-2 мин

Цель: обобщить знания студентов по вопросу  политического и экономического развития стран Европы  в XVI-XVIII в.в.

Задачи:

1. Охарактеризовать экономическое положение европейских стран в XVI-XVIIIв.;

2. Уяснить  сущность Реформации и Контрреформации в Европе

3. Выяснить сущность абсолютизма

4. Уяснить причины, ход и основные итоги европейских революций  XVI-XVIII в.в.

 

УЭ-1. 10  мин.

Цель: определите Ваш исходный уровень знаний о политическом и экономическом развитии Европы в XVI-XVIII в.

 

1) Вставьте пропущенные слова и даты.

«Новое время – принятое в исторической науке название исторической эпохи, отрезка времени, продолжавшегося в Европе с ________ до ____________. За пять столетий человечество проделало огромный путь. Оно вступило в пору ____________, предпринимательства, __________________ отношений – от патриархальной аграрной цивилизации, пережив в ___________ промышленную революцию, уверенно двинулось по пути ________________ прогресса к _______________ обществу.

Раннее Новое время начинают отсчитывать от эпохи __________________, которые перевернули представления людей об окружающем мире. Традиционные религиозные взгляды подверглись серьезному переосмыслению в ходе  церковной _______________ XVI в., в результате которой наряду с католической церковью возникло несколько христианских протестантских течений.

Одна из главных черт Раннего Нового времени – зарождение и развитие __________ в его ранней мануфактурной форме. Веком индустриальной  цивилизации по праву называют _______ столетие. Мануфактурный капитализм остался далеко в прошлом, ему на смену пришел ________. Человечество получило новые. Невиданные ранее источники энергии: нефть и ____________.»

 

 Ответ запишите в  виде пронумерованного списка.

2) Проверьте правильность выполненных заданий по ответам находящихся  у преподавателя

3) определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 0-1 ошибка – «5»; 2-4 ошибки – «4»; 5-7 ошибок – «3»; более 7 ошибок – «2».

4) проанализируйте ошибки

 

УЭ-2. 15 мин.

Цель: выяснить предпосылки и последствия перехода  к мануфактурному производству и промышленному перевороту и их сущность.

Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.

  1. Изучив материал учебника (с.188-189), перечислите предпосылки перехода к мануфактурному производству.
  2. Запишите определение мануфактуры.

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике.

  1. Изучив материал учебника (с.189-190), перечислите типы мануфактур.
  2. Изучив материал учебника (с.190-192), определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.
  3. Запишите определение понятия промышленный переворот.

Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, в ходе которого сформировались промышленная буржуазия и пролетариат, были заложены основы индустриального общества.

  1. Изучив материал учебника (с.254-256), укажите предпосылки промышленного переворота.
  2. Изучив материал учебника (с.256-257), назовите технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота.
  3. Проверьте правильность выполненных заданий.
  4. Определите уровень ваших умений  по следующей схеме: все задания выполнены правильно – 5 баллов, 2-4 неточно определенных тезиса – 4 балла, 5-7 – неправильно определенных тезиса – 3 балла, 1-2 – неправильно выполненных задания – 2 балла, 3 – неправильно выполненных задания – 1 балл.

 

УЭ-3. 15 мин.

Цель: уяснить причины кризиса католической церкви, дать представление об основных протестантских течениях, о причинах и историческом значении Реформации и Контрреформации в Европе.

Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.

  1. Изучив материал учебника (с.193-194), перечислите факторы, содействовавшие  ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.
  2. Запишите определения терминов Реформация, секуляризация, индульгенция.

Реформация - религиозное и социально-политическое движение  за коренное обновление церкви, развернувшееся в XVI в. в Европе.

Индульгенция – грамота об «отпущении грехов», выдаваемая католической церковью за деньги.

Секуляризация – конфискация церковной и монастырской собственности.

  1. Прочитав нижеприведенный текст письменно ответьте на вопрос: «В чем смысл  учения Лютера?»

В 1517 г. один из посланцев папы Иоганн Тецель прибыл в Германию с индульгенциями и начал торговать ими в церквях. Это возмутило доктора теологии из университетского городка Виттенберга Мартина Лютера.

По преданию, 31 декабря 1517 г. Лютер прибил на дверях замковой церкви Виттенберга «95 тезисов против индульгенций». В тезисах утверждалось, что папа не властен над душами в чистилище, не имеет права даровать индульгенции, поскольку истинная веpa и раскаяние в душе важнее формального отпущения грехов, полученного от священника. Рим усмотрел в этом посягательство на авторитет папы и ересь, пригрозил отлучением от церкви. Однако Лютер не отказался от истины, в которую верил. В 1520 г. он прилюдно сжег один из экземпляров буллы, требовавшей его отречения от ереси. Так началось его долгое противостояние с Римом, которое привело к Реформации в Германии.

В1520-х гг. из-под пера Лютера вышло мно­жество трактатов с изложением его взглядов на проблему веры и спасения, а также на ту роль, которую должна играть церковь в мире. Их основная идея: человек спасается лишь своей искренней верой в Бога, его душевные порывы и внутреннее сокрушение о грехах значат не­измеримо больше, чем формальная исповедь перед священником. Следовательно, христиа­нин не нуждается в особых посредниках между собой и Богом. Каждый верующий, независимо от того, грамотен он или нет, мужчина он или женщина, сам себе священник.

Провозгласив оправдание верой, а не с помощью внешних ритуалов и обрядов, Лютер вы­вел отсюда целую программу реформы церкви. Из семи таинств он согласился признать только два — крещение и причастие, поскольку они были описаны в Библии, а остальные объявил позднейшими выдумками духовенства. Опора на Библию стала одним из главных аргументов немецкого реформатора, а идеал церковно­го устройства виделся ему в образе лишенной мирских богатств ранней церкви, основанной Христом и апостолами.

Лютер отверг поклонение иконам, скульптурным изображениям святых, реликвиям, распятиям, которое называл суеверием и идолопоклонством. В его церкви не осталось места живописи, фрескам, витражам, изысканной утвари. Церковь превращалась в пустой и просторный храм, в котором человек один на один вел беседу с Бо­гом. По мнению, Лютера, Священное Писание должно стать единственным источником истины и  веры для каждого. Но чтобы познать этот источник, верующий должен прочесть тексты Священного Писания, до сих пор недоступные большинству, поскольку Би­блия издавалась лишь на латыни. В короткий срок Лютер перевел книги Ветхого и Нового Завета на немецкий язык, совершив тем самым настоящий переворот в культуре своего народа.

  1. Изучив дополнительный материал, заполните таблицу.

Протестантизм в Западной Европе

Течение

Различия с католицизмом

Участие в религиозных войнах

Кальвинизм

 

 

Лютеранство

 

 

 

Дополнительный материал

Реформа­ция положила начало протестантизму как новой разновидности христианства.

Кальвинизм — течение в протестантизме, основанное Жаном Кальвином, проповедующим свое учение в Женеве. Распространи­лось во Франции (гугеноты), Нидерландах, Шотландии, Англии (пуритане). Под знаменем кальвинизма проходили Нидерландская (XVI в.) и Английская (XVII в.) революции. Кальвинисты довели свое противостояние с католической церковью до полного разры­ва отношений. Они заявили, что между Богом и Человеком нет и не может быть никаких посредников, что веру можно постичь, только опираясь на собственный разум и религиозное чувство. В отличие от католической церкви кальвинисты не почитали бед­ность как признак святости, в щедрости видели порочную расто­чительность, одобряли скупость и призывали к усердию в труде ради накопления богатства. Они проповедовали «мировой аске­тизм» — отказ от развлечений, от нарядной одежды, умеренность в еде. Для кальвинизма характерно также утверждение об абсолют­ном предопределении — полной зависимости судьбы человека от воли Господа.

Гугеноты — приверженцы кальвинизма во Франции в XVI— XVIII вв. Социальный состав гугенотов был довольно пестрым: тут низы и средние слои горожан, часть родовитого дворянства, в ос­новном южного, члены городского магистрата, купечество. Фео­дальная знать и дворянство Северной Франции поддерживали ка­толиков. Борьба гугенотов с католиками в XVI в. вылилась в рели­гиозные гражданские войны — так называемые гугенотские войны.

Варфоломеевская ночь — массовая резня гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. — день Св. Варфоломея — в Париже, организованная Екатериной Медичи и Гизами.

Нантский эдикт 1598 г. — издан французским королем Генри­хом IV — окончательно завершил религиозные войны. По Нант-скому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослуже­ния во французских городах (кроме Парижа), в замках и ряде сел. Гугеноты получили определенные политические права. Людовик XIV в 1685 г. полностью отменил Нантский эдикт.

Лютеранство — одно из главных направлений протестантизма, сложившееся в Германии в XVI в. Названо по имени его основопо­ложника Мартина Лютера, впервые сформулировавшего главные положения этого учения: укрепление веры, а не церкви, отрица­ние основных догматов католицизма, в том числе папства, отказ от поклонения иконам, от пышных обрядов.  Аугсбургский религиозный мир 1555 г., между германскими протестантскими князьями и императором Карлом V, завершил ряд войн между католиками и протестантами, установил право князей определить вероисповедание своих подданных (по принципу: «чья страна, того и вера»). Этот мир признавал лютеранство официальным вероисповеданием наряду с католицизмом и санкционировал секуляризацию церковного имущества, проведенную до Пассауского договора 1552 года. Аугсбургский религиозный мир способствовал усилению власти местных князей в Германии. Лютеранство распространилось в Скандинавии, Германии, США, странах Балтии.

 

  1. Запишите определение понятия Контрреформация.

Контрреформация церковно-политическое движение  в Европе середины XVI-XVII в.в., во главе с папством, направленное против Реформации.

  1. Изучив материал учебника (с.196-197), напишите методы борьбы католической церкви с «протестантской ересью».
  2. Проверьте правильность выполненных заданий по ключу в приложении, полученный результат дополните и обсудите в паре.
  3. Определите уровень ваших умений  по следующей схеме: все задания выполнены правильно – 4 балла, 1-3 неточно определенных тезиса – 3 балла, 4-5 – неправильно определенных тезиса – 2 балла, 1-2 – неправильно выполненных задания – 1 балл, 3 – неправильно выполненных задания – 0 баллов.

 

УЭ-4. 10 мин

Цель: определить особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы.

Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.

  1. Запишите определение понятия абсолютизм.

 Абсолютизм – форма правления, при  которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу – монарху.

  1. Изучив материал учебника (с.198), перечислите предпосылки усиления центральной власти в странах Западной Европы.
  2. Изучив материал учебника (с.199-200), напишите особенности абсолютизма в Англии и Франции.
  3. Проверьте правильность выполненных заданий
  4. Определите уровень ваших умений  по следующей схеме: все задания выполнены правильно – 3 балла, 2-4 неточно определенных тезиса – 2 балла, 1 – неправильно выполненное задание – 1 балла.

УЭ-5. 30 мин.

  • : уяснить причины, ход и основные итоги  европейских революций изучаемого периода

Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.

  1. Запишите определение термина революция.

Революция – радикальное, относительно быстрое насильственное изменение политических и социальных структур, а также основных систем ценностей.

  1. Изучив материал учебника (с.221-223), напишите причины кризиса абсолютистского режима в Англии.
  2. Запишите в тетрадь: Пуританизмрелигиозное движение, стремившееся к очищению  церкви от дорогостоящих обрядов и таинств, от власти епископов, от церковных судов.
  3. Изучив материал учебника (с.223), напишите названия двух основных течений пуританизма.
  4. Запишите дату английской буржуазной революции.
  5. Изучив материал учебника (с.223-227), заполните таблицу.

Развитие английской буржуазной революции

Даты

События

Их значение

Апрель-май 1640

 

Король распустил парламент, что вызвало волнения.

1640-1653

 

 

Были приняты законы об отмене монополий, о запрете роспуска парламента и т.д.

Ноябрь 1641

 

 

Вопрос о принятии этого документа вызвал раскол в парламенте

Август 1642

 

Серьезные поражения парламентской армии привели к реорганизации армии.

14 июня 1645

 

Поражение сторонников короля (роялистов)

1647

 

Кромвель занял Лондон, переговоры с королем привели к его бегству и возобновлению гражданской войны

30 января 1649

 

Англия стала республикой

20 апреля 1653

 

Верховная власть перешла к Кромвелю

  1. Запишите дату реставрации монархии в Англии.
  2. Изучив материал учебника (с.227), письменно ответьте на вопрос: «Каковы были особенности режима, установившегося после реставрации?»
  3. Изучив материал учебника (с.280-281), заполните таблицу.

Причины революции во Франции

Политические

 

Экономические

 

Социальные

 

 

  1. Изучив материал учебника (с.281), письменно ответьте на вопрос: «С какой целью король созвал Генеральные штаты?»
  2. Изучив материал учебника (с.281-288), заполните таблицу.

Развитие Великой французской революции

Даты

События

14 июля 1789

 

26 августа 1789

 

Осень 1791

 

1791

 

20 сентября 1792

 

Январь 1793

 

31 мая 1793

 

27 июля 1794

 

12. Проверьте правильность выполненных заданий.

13. Определите уровень ваших умений  по следующей схеме:1-3 неправильно определенных тезиса – 7 баллов, 4-6  неточно определенных тезиса – 6 баллов, 7- 9 – неправильно определенных тезиса – 5 баллов, 1-2 – неправильно выполненных задания – 4 баллов, 3-4 – неправильно выполненных задания – 3 баллов, 5-6 – неправильно выполненных задания – 2 балла,

УЭ-6. 7-8 мин.

Цель: обобщение знаний.

1)Решите задания из ЕГЭ, определив самостоятельно уровень своей работы: уровень А- базовый уровень (3 балла), Б- повышенный уровень (4 балла), уровень В- высокий уровень (5 баллов).

 

Уровень А:

Выберите правильный вариант ответа:

1) Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, в ходе которого сформировались буржуазия и пролетариат:

   А) промышленная революция                               Б) промышленный переход

   В) фабричный переворот                                       Г) промышленный переворот

2) Протестантизм – это:

А) одно из трех основных направлений христианства, откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в.

Б) одна из трех мировых религий

В) церковно-политическое движение  в Европе середины XVI-XVII в.в., во главе с папством, направленное против Реформации.

Г) форма правления, при  которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу – монарху.

3) В Англии в 1660 г.:

А) началась революция            Б) была восстановлена монархия

В) был казнен король               Г) начал работу парламент

Уровень В:

1. Расположите  в хронологическом порядке следующие события: начало английской буржуазной революции, падение Бастилии, выступление М.Лютера, «Великая ремонстрация» английского парламента.

2. Установите соответствие между именами исторических личностей и событиями, связанными с их деятельностью.

 

 

       ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ                                         СОБЫТИЯ

А) начало Реформации                                                             1) Ж. Кальвин

Б) вождь Английской революции                                             2) Людовик XVI

В) основатель ордена иезуитов                                                 3) М.Лютер

Г) созыв в 1789 г. Генеральных штатов                                   4) И. Лойола

                                                                                                    5) О.Кромвель

 

Уровень С:

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

«В начале XV в. в Германии зародилась Реформация, захватившая вскоре многие европейские страны. Это было мощное движение за духовное обновление, сплотившее самые разные слои общества. Реформация привела к переосмыслению  отдельных догматов христианской веры, расколу христианской церкви и возникновению течений и национальных церквей.

Общей тенденцией для развития большинства европейских стран стало становление национальных государств вокруг единого центра, изменение форм верховной власти, усиление, расцвет и кризис республиканской формы правления. В Новое время сложилась общеевропейская, а позднее и общемировая система международных отношений. В социально-экономической сфере важнейшими процессами были генезис и развитие капиталистических отношений, переход в индустриальное общество в результате научно-технической революции.»

 

 

УЭ-7.  мин. Итог урока.  Выставление рейтинговой оценки за урок -2 мин

Цель: рефлексия

1)Вернитесь к целям и задачам урока, определите насколько достигнуты цели Вами.

2)Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы:

Оценочный лист.

Фамилия, имя ______________________________  Группа ____________

этапы

Кто оценивает

кол-во баллов

УЭ-2

самооценка

 

УЭ-3

самооценка

 

УЭ-4

самооценка

 

УЭ-5

самооценка

 

УЭ-6

самооценка, преподаватель

 

итого

оценка

 

«5» - 20-22 балла

«4» - от15 до 20 баллов

«3» - от 10 до 14 баллов

3) Выберите домашнее задание в зависимости от полученной на уроке оценки.

Домашнее задание

Уровень 1 (оценка «3») - задания 3,4,5 в рабочих тетрадях на печатной основе

уровень 2 (оценка «4») - задания 2,3,4,5 в рабочих тетрадях на печатной основе

уровень 3 (оценка «5») – задания 1,2,3,4,5 в рабочих тетрадях на печатной основе.

 

3 Лист инструкции по теме «Первая мировая война»

 

Урок состоит из 3 УЭ (учебных элементов)

 

УЭ 1.

  1. Подготовьте тетрадь к работе. Запишите название темы.
  2. Изучите материал учебника §8 (с.79-83).
  3. Продолжите фразу: «Германия проявляла наибольшую агрессивность в борьбе за передел мира, т.к. …»
  4. Назовите район мира, где противоречия между европейскими державами проявлялись с особой остротой? Объясните, почему?
  5. Запишите в тетрадь «Причины первой мировой войны: передел территорий, захват колоний, борьба за рынки сбыта и сферы влияния»
  6. Продолжите фразу «Россия вмешалась в конфликт между Австро-Венгрией и Сербией, т.к. …»
  7. Запишите даты начала первой Мировой войны, вступления в войну Франции, Англии.

 

УЭ 2.

  1. Изучите материал учебника  §9 (с.84-87)
  2. Зарисуйте таблицу в тетрадь и заполните ее.

Государство

Цели в войне

Великобритания

Раздел Германской колониальной империи, а также «турецкого наследства.

Франция

Возвращение Эльзаса и Лотарингии, установление границы с Германией по Рейну, укрепление позиций на Ближнем Востоке.

Россия

Приращение территории за счет Восточной Пруссии, Галиции, Великой Армении, установление контроля над черноморскими проливами.

Япония

Усиление позиций в Тихом океане за счет немецких колоний.

Германия

Серьезное расширение собственной колониальной империи за счет владений Великобритании и Франции, оккупация Бельгии, овладение западными окраинами Российской империи.

Австро-Венгрия

Укрепление позиций на Балканах.

   

  1. Запишите планы ведения войны Германией,  Францией и Англией.
  2. Заполните таблицу «Военные действия первой Мировой войны в 1914-1916 г.г.»

 

Военные действия на Западном фронте

Военные действия на Восточном фронте

Роль Восточного фронта

5-9 сентября 1914 г. – битва на Марне, в результате была ликвидирована угроза Парижу.

 

 

Позиционная война в 1915 г.

 

 

21 февраля -18 декабря  1916 г. – Верденская операция;

Осень 1916 г. – битва на Сомме.

 

 

 

УЭ 3.

  1. Изучите материал учебника §11-12 (с.103-106)
  2. Запишите в тетрадь дату вступления США в первую Мировую войну.
  3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания: «В 1918 г. инициатива перешла к … . В сентябре 1918 г. капитулировала …, в октябре 1918 было заключено перемирие с … . Начался распад … . 3 ноября вышли из войны … .»
  4. Запишите дату окончания первой Мировой войны.
  5. Выпишите в тетрадь решения Парижской конференции.

Список используемых источников:

1 Александров В Г. Разработка общей концептуальной модели программного обучения: дне. док. пед. наук. — М., 1992.

2. Архнгельский С. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. — М., 1990.

3. Кров Р. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла: дис. канд. пед. наук.— М., 1998.

4. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. — М., 1998.
5. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования. Методическое пособие.— Краснодар: Ку6ГУ, 2001.

6. Саоляренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов: ИД «феникс», 2000.

7. Черкилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

8. Юцявич С.П. Теоретические основы модульного обучения: дис. док. пед. наук.— Вильнюс, 1990.