Использование модульной технологии на уроках истории
ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж»
Использование модульной технологии на уроках истории
Автор работы: преподаватель истории Чибиркина М.Г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Использование элементов модульной технологии на уроках истории………………………………………………………………………………4
- Общая характеристика модульной технологии …………………...……..4
- Приемы и методы, используемые на уроках истории…………………....7
2 Методическая разработка урока по теме: «Западная Европа в XVI-XVIII вв.»…………………………………………………………………………………..7
2.1 Структурные компоненты урока……………………………………………..11
2.2 Основные стадии урока……………………………………………………….11
3 Лист инструкций по теме «Первая Мировая война»……..…………………..24
Список использованных источников……………………………………………26
Введение
В настоящее время продолжается реформирование системы образования с тем, чтобы, студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования. Таким образом, на первый план выходит процесс познания, а не преподавание, как это было при традиционном обучении.
Действительно, прочность приобретаемых студентами знаний в той или иной области вызывает беспокойство, т.к. эти знания подвергаются изменениям каждый год, эти знания устаревают подчас раньше, чем обучающиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы сегодняшние студенты, а в дальнейшем дипломированные специалисты умели самостоятельно работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Общество, в котором мы живем, заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении студентов инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.
Формированию этих качеств выпускников способствует модульная технология на уроках истории.
1 Использование элементов модульной технологии
- Общая характеристика модульной технологии
Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
• преподаватель общается со студентом, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально;
• каждый студент работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
- активизация учебного процесса;
- повышение уровня усвоения изучаемого материала;
- мотивация учения;
- развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
- развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение студентов работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.
Суть рационализации:
- индивидуализированное содержание обучения;
- выбор учащимися путей и темпа усвоения;
- возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного обучения:
- модульности;
- выделение из содержания обучения обособленных элементов;
- динамичности;
- паритетности;
- разносторонности методического консультирования;
- осознанной перспективы;
- действенности и оперативности знаний;
- гибкости.
Каждый студент – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция студента – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: преподаватель – студент – группа. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие педагог – студент идёт с помощью модуля.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Что включает в себя система действий преподавателя?
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение студентов в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера преподавателя в способности студента.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение преподавтелем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где студенты под руководством педагога работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний студентов по всей теме.
1.2 Приемы и методы, используемые на уроках истории
Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Во-первых, необходимо тщательно проработать весь учебный материал темы урока в отдельности; выделить главные основополагающие идеи и сформулировать для студентов интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия студент должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во-вторых, тщательно определить содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подобрать дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для студентов.
Затем пишу методическое пособие для студентов, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству студентов в группе.
Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта урока. Она включает в себя:
- целевой план действий для студента (планирование результатов деятельности для студентов на уроке);
- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
- руководство по усвоению материала (виды деятельности студентов, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего студент овладевает различными приемами самообразовательной работы);
- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Общий план проведения блочно - модульного урока
1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов (УЭ) - графа №1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Студенты должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.
2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала.
3) Уровень знаний по каждому УЭ студенты оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность студентам учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый студент вместе с преподавателем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, студенты объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ студенты выставляют в лист учета знаний.
4) В УЭ-0 – ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике.
Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.
5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности студентов.
6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).
7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.
8) Последний этап – подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.
Самое сложное в процессе обучения – это оценка. Традиционная система оценивания студентов несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е. не вызывает у стдента стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний студента. Следует помнить, что сегодня студенты получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа, средние и высшие учебные заведения требуют от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности обучаемого, и у каждого студента был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого студента, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом человеке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый студент, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи.
Оценочный лист
Фамилия, имя |
УЭ-1 |
УЭ-3 |
УЭ-4 |
УЭ-5 |
УЭ-6 |
УЭ-7 |
итог |
оценка |
Что же дает модульное обучение?
На занятиях остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для большинства студентов средством активной познавательной деятельности. Студентам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Студенты на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.
2 Методическая разработка урока по теме: «Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы в XVI-XVIII вв.»
2.1 Структурные компоненты урока
Вид урока: модульный урок
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
- выяснить предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству и промышленному перевороту и их сущность;
- уяснить причины кризиса католической церкви, дать представление об основных протестантских течениях, о причинах и историческом значении Реформации и Контрреформации в Европе;
- определить особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы
Воспитательные:
- формировать умение ориентироваться в предложенных вопросах.
Развивающие:
- развитие умения анализировать исторические документы;
- способствовать развитию умений выделить главную мысль.
Обеспечение урока: учебник Н.В.Загладина «Всемирная история», технологическая карта урока.
2.2 Основные стадии урока
УЭ-0 . Организационный момент-1-2 мин
Цель: обобщить знания студентов по вопросу политического и экономического развития стран Европы в XVI-XVIII в.в.
Задачи:
1. Охарактеризовать экономическое положение европейских стран в XVI-XVIIIв.;
2. Уяснить сущность Реформации и Контрреформации в Европе
3. Выяснить сущность абсолютизма
4. Уяснить причины, ход и основные итоги европейских революций XVI-XVIII в.в.
УЭ-1. 10 мин.
Цель: определите Ваш исходный уровень знаний о политическом и экономическом развитии Европы в XVI-XVIII в.
1) Вставьте пропущенные слова и даты.
«Новое время – принятое в исторической науке название исторической эпохи, отрезка времени, продолжавшегося в Европе с ________ до ____________. За пять столетий человечество проделало огромный путь. Оно вступило в пору ____________, предпринимательства, __________________ отношений – от патриархальной аграрной цивилизации, пережив в ___________ промышленную революцию, уверенно двинулось по пути ________________ прогресса к _______________ обществу.
Раннее Новое время начинают отсчитывать от эпохи __________________, которые перевернули представления людей об окружающем мире. Традиционные религиозные взгляды подверглись серьезному переосмыслению в ходе церковной _______________ XVI в., в результате которой наряду с католической церковью возникло несколько христианских протестантских течений.
Одна из главных черт Раннего Нового времени – зарождение и развитие __________ в его ранней мануфактурной форме. Веком индустриальной цивилизации по праву называют _______ столетие. Мануфактурный капитализм остался далеко в прошлом, ему на смену пришел ________. Человечество получило новые. Невиданные ранее источники энергии: нефть и ____________.»
Ответ запишите в виде пронумерованного списка.
2) Проверьте правильность выполненных заданий по ответам находящихся у преподавателя
3) определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 0-1 ошибка – «5»; 2-4 ошибки – «4»; 5-7 ошибок – «3»; более 7 ошибок – «2».
4) проанализируйте ошибки
УЭ-2. 15 мин.
Цель: выяснить предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству и промышленному перевороту и их сущность.
Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.
- Изучив материал учебника (с.188-189), перечислите предпосылки перехода к мануфактурному производству.
- Запишите определение мануфактуры.
Мануфактура – это капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике.
- Изучив материал учебника (с.189-190), перечислите типы мануфактур.
- Изучив материал учебника (с.190-192), определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.
- Запишите определение понятия промышленный переворот.
Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, в ходе которого сформировались промышленная буржуазия и пролетариат, были заложены основы индустриального общества.
- Изучив материал учебника (с.254-256), укажите предпосылки промышленного переворота.
- Изучив материал учебника (с.256-257), назовите технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота.
- Проверьте правильность выполненных заданий.
- Определите уровень ваших умений по следующей схеме: все задания выполнены правильно – 5 баллов, 2-4 неточно определенных тезиса – 4 балла, 5-7 – неправильно определенных тезиса – 3 балла, 1-2 – неправильно выполненных задания – 2 балла, 3 – неправильно выполненных задания – 1 балл.
УЭ-3. 15 мин.
Цель: уяснить причины кризиса католической церкви, дать представление об основных протестантских течениях, о причинах и историческом значении Реформации и Контрреформации в Европе.
Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.
- Изучив материал учебника (с.193-194), перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.
- Запишите определения терминов Реформация, секуляризация, индульгенция.
Реформация - религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в XVI в. в Европе.
Индульгенция – грамота об «отпущении грехов», выдаваемая католической церковью за деньги.
Секуляризация – конфискация церковной и монастырской собственности.
- Прочитав нижеприведенный текст письменно ответьте на вопрос: «В чем смысл учения Лютера?»
В 1517 г. один из посланцев папы Иоганн Тецель прибыл в Германию с индульгенциями и начал торговать ими в церквях. Это возмутило доктора теологии из университетского городка Виттенберга Мартина Лютера.
По преданию, 31 декабря 1517 г. Лютер прибил на дверях замковой церкви Виттенберга «95 тезисов против индульгенций». В тезисах утверждалось, что папа не властен над душами в чистилище, не имеет права даровать индульгенции, поскольку истинная веpa и раскаяние в душе важнее формального отпущения грехов, полученного от священника. Рим усмотрел в этом посягательство на авторитет папы и ересь, пригрозил отлучением от церкви. Однако Лютер не отказался от истины, в которую верил. В 1520 г. он прилюдно сжег один из экземпляров буллы, требовавшей его отречения от ереси. Так началось его долгое противостояние с Римом, которое привело к Реформации в Германии.
В1520-х гг. из-под пера Лютера вышло множество трактатов с изложением его взглядов на проблему веры и спасения, а также на ту роль, которую должна играть церковь в мире. Их основная идея: человек спасается лишь своей искренней верой в Бога, его душевные порывы и внутреннее сокрушение о грехах значат неизмеримо больше, чем формальная исповедь перед священником. Следовательно, христианин не нуждается в особых посредниках между собой и Богом. Каждый верующий, независимо от того, грамотен он или нет, мужчина он или женщина, сам себе священник.
Провозгласив оправдание верой, а не с помощью внешних ритуалов и обрядов, Лютер вывел отсюда целую программу реформы церкви. Из семи таинств он согласился признать только два — крещение и причастие, поскольку они были описаны в Библии, а остальные объявил позднейшими выдумками духовенства. Опора на Библию стала одним из главных аргументов немецкого реформатора, а идеал церковного устройства виделся ему в образе лишенной мирских богатств ранней церкви, основанной Христом и апостолами.
Лютер отверг поклонение иконам, скульптурным изображениям святых, реликвиям, распятиям, которое называл суеверием и идолопоклонством. В его церкви не осталось места живописи, фрескам, витражам, изысканной утвари. Церковь превращалась в пустой и просторный храм, в котором человек один на один вел беседу с Богом. По мнению, Лютера, Священное Писание должно стать единственным источником истины и веры для каждого. Но чтобы познать этот источник, верующий должен прочесть тексты Священного Писания, до сих пор недоступные большинству, поскольку Библия издавалась лишь на латыни. В короткий срок Лютер перевел книги Ветхого и Нового Завета на немецкий язык, совершив тем самым настоящий переворот в культуре своего народа.
- Изучив дополнительный материал, заполните таблицу.
Протестантизм в Западной Европе
Течение |
Различия с католицизмом |
Участие в религиозных войнах |
Кальвинизм |
|
|
Лютеранство |
|
|
Дополнительный материал
Реформация положила начало протестантизму как новой разновидности христианства.
Кальвинизм — течение в протестантизме, основанное Жаном Кальвином, проповедующим свое учение в Женеве. Распространилось во Франции (гугеноты), Нидерландах, Шотландии, Англии (пуритане). Под знаменем кальвинизма проходили Нидерландская (XVI в.) и Английская (XVII в.) революции. Кальвинисты довели свое противостояние с католической церковью до полного разрыва отношений. Они заявили, что между Богом и Человеком нет и не может быть никаких посредников, что веру можно постичь, только опираясь на собственный разум и религиозное чувство. В отличие от католической церкви кальвинисты не почитали бедность как признак святости, в щедрости видели порочную расточительность, одобряли скупость и призывали к усердию в труде ради накопления богатства. Они проповедовали «мировой аскетизм» — отказ от развлечений, от нарядной одежды, умеренность в еде. Для кальвинизма характерно также утверждение об абсолютном предопределении — полной зависимости судьбы человека от воли Господа.
Гугеноты — приверженцы кальвинизма во Франции в XVI— XVIII вв. Социальный состав гугенотов был довольно пестрым: тут низы и средние слои горожан, часть родовитого дворянства, в основном южного, члены городского магистрата, купечество. Феодальная знать и дворянство Северной Франции поддерживали католиков. Борьба гугенотов с католиками в XVI в. вылилась в религиозные гражданские войны — так называемые гугенотские войны.
Варфоломеевская ночь — массовая резня гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. — день Св. Варфоломея — в Париже, организованная Екатериной Медичи и Гизами.
Нантский эдикт 1598 г. — издан французским королем Генрихом IV — окончательно завершил религиозные войны. По Нант-скому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения во французских городах (кроме Парижа), в замках и ряде сел. Гугеноты получили определенные политические права. Людовик XIV в 1685 г. полностью отменил Нантский эдикт.
Лютеранство — одно из главных направлений протестантизма, сложившееся в Германии в XVI в. Названо по имени его основоположника Мартина Лютера, впервые сформулировавшего главные положения этого учения: укрепление веры, а не церкви, отрицание основных догматов католицизма, в том числе папства, отказ от поклонения иконам, от пышных обрядов. Аугсбургский религиозный мир 1555 г., между германскими протестантскими князьями и императором Карлом V, завершил ряд войн между католиками и протестантами, установил право князей определить вероисповедание своих подданных (по принципу: «чья страна, того и вера»). Этот мир признавал лютеранство официальным вероисповеданием наряду с католицизмом и санкционировал секуляризацию церковного имущества, проведенную до Пассауского договора 1552 года. Аугсбургский религиозный мир способствовал усилению власти местных князей в Германии. Лютеранство распространилось в Скандинавии, Германии, США, странах Балтии.
- Запишите определение понятия Контрреформация.
Контрреформация – церковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII в.в., во главе с папством, направленное против Реформации.
- Изучив материал учебника (с.196-197), напишите методы борьбы католической церкви с «протестантской ересью».
- Проверьте правильность выполненных заданий по ключу в приложении, полученный результат дополните и обсудите в паре.
- Определите уровень ваших умений по следующей схеме: все задания выполнены правильно – 4 балла, 1-3 неточно определенных тезиса – 3 балла, 4-5 – неправильно определенных тезиса – 2 балла, 1-2 – неправильно выполненных задания – 1 балл, 3 – неправильно выполненных задания – 0 баллов.
УЭ-4. 10 мин
Цель: определить особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы.
Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.
- Запишите определение понятия абсолютизм.
Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу – монарху.
- Изучив материал учебника (с.198), перечислите предпосылки усиления центральной власти в странах Западной Европы.
- Изучив материал учебника (с.199-200), напишите особенности абсолютизма в Англии и Франции.
- Проверьте правильность выполненных заданий
- Определите уровень ваших умений по следующей схеме: все задания выполнены правильно – 3 балла, 2-4 неточно определенных тезиса – 2 балла, 1 – неправильно выполненное задание – 1 балла.
УЭ-5. 30 мин.
- : уяснить причины, ход и основные итоги европейских революций изучаемого периода
Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в парах.
- Запишите определение термина революция.
Революция – радикальное, относительно быстрое насильственное изменение политических и социальных структур, а также основных систем ценностей.
- Изучив материал учебника (с.221-223), напишите причины кризиса абсолютистского режима в Англии.
- Запишите в тетрадь: Пуританизм – религиозное движение, стремившееся к очищению церкви от дорогостоящих обрядов и таинств, от власти епископов, от церковных судов.
- Изучив материал учебника (с.223), напишите названия двух основных течений пуританизма.
- Запишите дату английской буржуазной революции.
- Изучив материал учебника (с.223-227), заполните таблицу.
Развитие английской буржуазной революции
Даты |
События |
Их значение |
Апрель-май 1640 |
|
Король распустил парламент, что вызвало волнения. |
1640-1653
|
|
Были приняты законы об отмене монополий, о запрете роспуска парламента и т.д. |
Ноябрь 1641
|
|
Вопрос о принятии этого документа вызвал раскол в парламенте |
Август 1642 |
|
Серьезные поражения парламентской армии привели к реорганизации армии. |
14 июня 1645 |
|
Поражение сторонников короля (роялистов) |
1647 |
|
Кромвель занял Лондон, переговоры с королем привели к его бегству и возобновлению гражданской войны |
30 января 1649 |
|
Англия стала республикой |
20 апреля 1653 |
|
Верховная власть перешла к Кромвелю |
- Запишите дату реставрации монархии в Англии.
- Изучив материал учебника (с.227), письменно ответьте на вопрос: «Каковы были особенности режима, установившегося после реставрации?»
- Изучив материал учебника (с.280-281), заполните таблицу.
Причины революции во Франции
Политические |
|
Экономические |
|
Социальные |
|
- Изучив материал учебника (с.281), письменно ответьте на вопрос: «С какой целью король созвал Генеральные штаты?»
- Изучив материал учебника (с.281-288), заполните таблицу.
Развитие Великой французской революции
Даты |
События |
14 июля 1789 |
|
26 августа 1789 |
|
Осень 1791 |
|
1791 |
|
20 сентября 1792 |
|
Январь 1793 |
|
31 мая 1793 |
|
27 июля 1794 |
|
12. Проверьте правильность выполненных заданий.
13. Определите уровень ваших умений по следующей схеме:1-3 неправильно определенных тезиса – 7 баллов, 4-6 неточно определенных тезиса – 6 баллов, 7- 9 – неправильно определенных тезиса – 5 баллов, 1-2 – неправильно выполненных задания – 4 баллов, 3-4 – неправильно выполненных задания – 3 баллов, 5-6 – неправильно выполненных задания – 2 балла,
УЭ-6. 7-8 мин.
Цель: обобщение знаний.
1)Решите задания из ЕГЭ, определив самостоятельно уровень своей работы: уровень А- базовый уровень (3 балла), Б- повышенный уровень (4 балла), уровень В- высокий уровень (5 баллов).
Уровень А:
Выберите правильный вариант ответа:
1) Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, в ходе которого сформировались буржуазия и пролетариат:
А) промышленная революция Б) промышленный переход
В) фабричный переворот Г) промышленный переворот
2) Протестантизм – это:
А) одно из трех основных направлений христианства, откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в.
Б) одна из трех мировых религий
В) церковно-политическое движение в Европе середины XVI-XVII в.в., во главе с папством, направленное против Реформации.
Г) форма правления, при которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу – монарху.
3) В Англии в 1660 г.:
А) началась революция Б) была восстановлена монархия
В) был казнен король Г) начал работу парламент
Уровень В:
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: начало английской буржуазной революции, падение Бастилии, выступление М.Лютера, «Великая ремонстрация» английского парламента.
2. Установите соответствие между именами исторических личностей и событиями, связанными с их деятельностью.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ СОБЫТИЯ
А) начало Реформации 1) Ж. Кальвин
Б) вождь Английской революции 2) Людовик XVI
В) основатель ордена иезуитов 3) М.Лютер
Г) созыв в 1789 г. Генеральных штатов 4) И. Лойола
5) О.Кромвель
Уровень С:
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
«В начале XV в. в Германии зародилась Реформация, захватившая вскоре многие европейские страны. Это было мощное движение за духовное обновление, сплотившее самые разные слои общества. Реформация привела к переосмыслению отдельных догматов христианской веры, расколу христианской церкви и возникновению течений и национальных церквей.
Общей тенденцией для развития большинства европейских стран стало становление национальных государств вокруг единого центра, изменение форм верховной власти, усиление, расцвет и кризис республиканской формы правления. В Новое время сложилась общеевропейская, а позднее и общемировая система международных отношений. В социально-экономической сфере важнейшими процессами были генезис и развитие капиталистических отношений, переход в индустриальное общество в результате научно-технической революции.»
УЭ-7. мин. Итог урока. Выставление рейтинговой оценки за урок -2 мин
Цель: рефлексия
1)Вернитесь к целям и задачам урока, определите насколько достигнуты цели Вами.
2)Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы:
Оценочный лист.
Фамилия, имя ______________________________ Группа ____________ |
||
этапы |
Кто оценивает |
кол-во баллов |
УЭ-2 |
самооценка |
|
УЭ-3 |
самооценка |
|
УЭ-4 |
самооценка |
|
УЭ-5 |
самооценка |
|
УЭ-6 |
самооценка, преподаватель |
|
итого |
||
оценка |
«5» - 20-22 балла
«4» - от15 до 20 баллов
«3» - от 10 до 14 баллов
3) Выберите домашнее задание в зависимости от полученной на уроке оценки.
Домашнее задание
Уровень 1 (оценка «3») - задания 3,4,5 в рабочих тетрадях на печатной основе
уровень 2 (оценка «4») - задания 2,3,4,5 в рабочих тетрадях на печатной основе
уровень 3 (оценка «5») – задания 1,2,3,4,5 в рабочих тетрадях на печатной основе.
3 Лист инструкции по теме «Первая мировая война»
Урок состоит из 3 УЭ (учебных элементов)
УЭ 1.
- Подготовьте тетрадь к работе. Запишите название темы.
- Изучите материал учебника §8 (с.79-83).
- Продолжите фразу: «Германия проявляла наибольшую агрессивность в борьбе за передел мира, т.к. …»
- Назовите район мира, где противоречия между европейскими державами проявлялись с особой остротой? Объясните, почему?
- Запишите в тетрадь «Причины первой мировой войны: передел территорий, захват колоний, борьба за рынки сбыта и сферы влияния»
- Продолжите фразу «Россия вмешалась в конфликт между Австро-Венгрией и Сербией, т.к. …»
- Запишите даты начала первой Мировой войны, вступления в войну Франции, Англии.
УЭ 2.
- Изучите материал учебника §9 (с.84-87)
- Зарисуйте таблицу в тетрадь и заполните ее.
Государство |
Цели в войне |
Великобритания |
Раздел Германской колониальной империи, а также «турецкого наследства. |
Франция |
Возвращение Эльзаса и Лотарингии, установление границы с Германией по Рейну, укрепление позиций на Ближнем Востоке. |
Россия |
Приращение территории за счет Восточной Пруссии, Галиции, Великой Армении, установление контроля над черноморскими проливами. |
Япония |
Усиление позиций в Тихом океане за счет немецких колоний. |
Германия |
Серьезное расширение собственной колониальной империи за счет владений Великобритании и Франции, оккупация Бельгии, овладение западными окраинами Российской империи. |
Австро-Венгрия |
Укрепление позиций на Балканах. |
- Запишите планы ведения войны Германией, Францией и Англией.
- Заполните таблицу «Военные действия первой Мировой войны в 1914-1916 г.г.»
Военные действия на Западном фронте |
Военные действия на Восточном фронте |
Роль Восточного фронта |
5-9 сентября 1914 г. – битва на Марне, в результате была ликвидирована угроза Парижу. |
|
|
Позиционная война в 1915 г. |
|
|
21 февраля -18 декабря 1916 г. – Верденская операция; Осень 1916 г. – битва на Сомме. |
|
|
УЭ 3.
- Изучите материал учебника §11-12 (с.103-106)
- Запишите в тетрадь дату вступления США в первую Мировую войну.
- Вставьте пропущенные слова и словосочетания: «В 1918 г. инициатива перешла к … . В сентябре 1918 г. капитулировала …, в октябре 1918 было заключено перемирие с … . Начался распад … . 3 ноября вышли из войны … .»
- Запишите дату окончания первой Мировой войны.
- Выпишите в тетрадь решения Парижской конференции.
Список используемых источников:
1 Александров В Г. Разработка общей концептуальной модели программного обучения: дне. док. пед. наук. — М., 1992.
2. Архнгельский С. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. — М., 1990.
3. Кров Р. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла: дис. канд. пед. наук.— М., 1998.
4. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. — М., 1998.
5. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования. Методическое пособие.— Краснодар: Ку6ГУ, 2001.
6. Саоляренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов: ИД «феникс», 2000.
7. Черкилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
8. Юцявич С.П. Теоретические основы модульного обучения: дис. док. пед. наук.— Вильнюс, 1990.