Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Использование метода проектов в практике работы дошкольных учреждений»

МАДОУ "ДС №282 г. Челябинска"

 

«Использование метода проектов в практике работы дошкольных

учреждений»

 

Составитель: Грибанова Е.С. Старший воспитатель 

 

Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Проект должен соответствовать требованиям:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется        

          исследовательский поиск;

  • проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых;
  • проект включает детскую самостоятельность (при поддержке педагога), эмоциональный настрой, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков овладения знаковой системы, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы осуществления проекта:

  1. Постановка цели (формирование проблемы)
  2. Планирование деятельности
  • выбор деятельности
  • выбор материала
  • выбор места
  • выбор способа деятельности
  1. Реализация плана
  2. Презентация проекта
  3. Анализ

Планировать тематический проект – значит вместе с детьми обсудить, выбрать и принять решение о том, что станет общей темой на ближайшее время (в течение 1-2 недель).

Главная задача педагога – помочь начать процесс инициирования, обсуждения и аргументирования тем и содержания. Не просто «хочу», а «хочу, потому что мне интересно…, …узнать, … могу научить других».

Дальнейшее планирование темы включает обсуждение и запись всех идей детей. «Что можно сделать для того, чтобы у нас получился проект «Детский сад»?

На первом этапе важно мотивировать действия детей.

Например: В начале года в группу пришли новые дети, возникают частые обиды, конфликты. Рассказ воспитателя: чтобы не было беспорядка на дорогах, люди придумали правила дорожного движения (демонстрация книги). Все взрослые живут по одним законам, которые прописаны в Конституции (демонстрация книги). Зная законы и выполняя правила, все живут в мире и дружбе.

  • Как вы думаете, что поможет нам в группе жить дружно? (придумать правила, создать книгу).
  • Какой бы вы хотели видеть нашу книгу? (идеи детей).
  • Из чего мы будем делать нашу книгу? (идеи детей)
  • Какой нам понадобится материал? (карандаши, фломастеры, мелки, ножницы, клей, кисти и т. д.).
  • Каким способом мы сможем скрепить страницы? (идеи детей)
  • Давайте выберем такой, чтобы книга получилась красивой
  • Что можно сделать в центре литературы?
  • А какие идеи у вас есть для центра математики?
  • А где мы можем нарисовать картинки к книге?

Задача педагога: стимулировать активность детей. Все идеи детей педагог записывает на большом листе печатными буквами или знаковыми символами и обязательно подписывает имя автора.

 

В ходе такой работы дети научатся:

  • Инициировать интересные дела и действия в рамках конкретной темы.
  • Будет сформировано представление о разнообразных возможностях – интересы, дела, способы познания могут быть различными у разных людей (детей).
  • Представление о том, каким может быть общий результат – каждый предложил что-то свое, и получился общий интересный план.
  • Возможность предстать перед другими детьми инициатором интересных дел, найти друзей и партнеров на этой основе.
  • Умение работать с разными источниками информации (справочники, энциклопедии, родители).
  • Умение принимать решения.

Тематический проект сохраняется как основа, содержание совместной работы столько дней, сколько у детей сохраняется к нему интерес, и столько, сколько педагоги готовы поддерживать и развивать этот интерес.

Тематический проект может включать и идеи педагога. Сначала идеи детей, затем педагогов (воспитателя, психолога, логопеда, руководителя ИЗО, музыкального руководителя – тех, кто непосредственно работает с этими детьми) и родителей.

Идеи детей и взрослых можно записать разными цветами (красным и синим). В этом случае их можно сразу опознать и проанализировать.

Такой план разрабатывается в самом начале проекта. Лист с планом лучше разместить там, где проходит групповой сбор (круг общения). К нему можно периодически обращаться для того, чтобы уточнить, все ли запланированные интересные дела выполнены.

Когда в группе есть общий план темы на большой период времени, дети могут выбрать и спланировать интересную деятельность на текущий день. Дети договариваются о том, кто и что будет делать. Заполняют индивидуальные планы.

Во время утреннего сбора педагог рассказывает детям о том, какие учебные и игровые материалы подготовлены в центрах активности, но не называет конкретных действий. Ребенок самостоятельно учится придумывать, принимать решение, планировать. Учится ответственности за свой выбор.

В ситуации, когда ребенок принимает решение о том, в какой центр он планирует пойти, что он хочет там сделать, чему хочет научиться, с кем он планирует работать вместе, задача педагога – помочь ему проговорить свой план. Когда ребенок проговаривает свой выбор и свой план, он утверждается в своих силах и смыслах. Когда дети слышат чей-то план, они понимают, что они управляют ситуацией, своим учением, своей деятельностью. У детей формируется представление о текущей ситуации, о перспективе, то есть – понимание того, что происходит и будет происходить.

При реализации планов дети учатся работать самостоятельно или сотрудничать. Они решают работать в команде сверстников или приглашают в свою команду взрослых. У такого тематического проекта обязательно будет ярко и разнообразно представлен итог – написанные слова, книжки-самоделки, картины, постройки и т.д.

Презентация проекта   может быть организована на итоговом сборе, где происходит и анализ деятельности, направленный на обсуждение того, что запланировали, что получилось в результате. Можно пригласить на презентацию детей из других групп, родителей. Дети в роли авторов книги, экскурсоводов, архитекторов, художников и т.д. знакомят всех с результатами своей деятельности