«Использование экранизаций на уроках литературы»
«Использование экранизаций на уроках литературы»
Номинация: Методические материалы; разработка урока
МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина» г. Балахны нижегородской обл.
Чернонебова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Овладение приемами работы с экранизациями становится актуальным и необходимым условием работы учителя-литератора. За последние 50 лет были экранизированы лучшие программные произведения классической литературы и даже не раз. Заметно, что режиссеры бережно относятся к тексту. «Литература и кино оказываются не соперниками, а союзниками в духовном обогащении человека. В их отношениях господствует не принцип взаимозаменяемости, а дополнительности». (В.Г. Маранцман).
Включение экранизации в урок, сопоставление книги и кино должно помочь увидеть своеобразие произведения, понять замысел автора, оценить героя и его трактовку в кино и сформировать собственное представление о событиях и героях произведения. Для старшеклассника, готовящегося к итоговому сочинению полезны процессы «узнавания» и последующего «заякорения» реплик героев. Материал для сопоставительной работы обширный: уже не только книга и кино, но и решение эпизода у различных режиссеров.
Сопоставление произведений разных видов искусства даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, для исследования. В процессе этого сопоставления развивается эстетический вкус, формируется «своя точка зрения». Углубляется и расширяется круг литературных интересов, открываются большие возможности для развития речи. Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений.
- Кино на уроках литературы. Петрова О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга» .Электронный журнал http://ext.spb.ru/faq/1920-2012-11-30-17-25-45.pdf
Литература:
- Ю.Лотман Ю.Цивьян «Диалог с экраном», Таллинн, «Александра», 1994.
- Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2 ч.- М.:Просвещение, ВДАДОС, 1994
- Фефилова Г.Е. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.
Тема: Образ Анны Одинцовой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Проверка» героя любовью.
Цель: охарактеризовать образ Анны Одинцовой в романе; выявить, как меняется поведение главного героя – нигилиста, сопоставить трактовки образа героини в экранизациях разных лет; совершенствовать навыки анализа эпизода текста, сопоставления различных трактовок, умения вести дискуссию; способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.
Оборудование: текст романа «Отцы и дети», раздаточный материал (текст романса «Когда душа объята сомненьем…»), аудиозапись романса, видеофрагменты экранизаций романа: 1) 2008г. реж. Авдотья Смирнова; 2)1983 г. реж. В. Никифоров; 3)1958 год. Режиссер: Адольф Бергункер, Наталья Рашевская (эпизод признания Базарова).
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся выполняют аналитическую работу, характеризуют образ Анны Одинцовой и поведение Базарова-нигилиста, участвуют в беседе, выполняют сопоставительную работу.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний.
На листочках распечатан текст романса (см. приложение).
- Ребята, прослушайте, пожалуйста, романс. Как вы считаете, кому из героев романа могут относиться слова романса? (Учащиеся актуализируют знания о главном герое, вспоминают положения теории нигилизма – оценивать все критически, с точки зрения полезности, ничего на веру не принимать, деятельность ставить превыше чувств – и приходят к выводу, что, скорее всего, текст соотносится с Базаровым.)
III Мотивация учебной деятельности.
Поясняю, что этот романс взят из экранизации романа 2008г. реж. Авдотьи Смирновой. Смотрим небольшой отрывок. Романс исполняет Одинцова. Почему? В какой степени текст романса соотносится с героиней? Постановка целей урока.
IV Работа по теме урока.
Базаров у Одинцовой. Возможна беседа по вопросам:
-почему герой здесь? Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой?
-о чем говорят герои?
- как себя ведет? Как меняется поведение? Что сам о себе думает?
- когда возникает любовь?
(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки. Хотя он и боится этого, сдерживает себя, начинается смятенность героя)
- комментированное чтение отрывка из VII главы. Кого напоминает Базаров? (Павла Петровича)
- А каково ее отношение к Базарову? История героини. Портрет. Цель жизни Одинцовой?
(Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.)
V. Работа в группах. Анализ эпизода объяснения Базарова с Одинцовой.
просмотр видео фрагментов из трех экранизаций.
Предварительные задания для групп:
Первая группа оценивает игру актеров. (Кто показался более убедительным, соответствующим вашим представлениям о герое и его поведении)
Вторая группа сравнивает с текстом.(Какая из экранизаций ближе к тесту. В чем смысл расхождений?)
Третья группа анализирует видеоряд, значение зрительных метафор, декорации.
Анализируем каждый фрагмент. Представители от каждой группы.
VI. Подведение итогов урока.
-Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой?
(В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)
- Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)
-Как же проходит это испытание любовью Базаров-нигилист?
Как нигилист – проиграл, а как личность – он, отвергнутый, одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной)
Домашнее задание. 1)Ответить письменно на вопрос: Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?
2) выбрать материал по теме «Базаров и родители»
Приложение
Когда душа объята смятеньем
И дышит все предчувствием любви,
Двух демонов власть - мечты и сомненья -
Как яд в крови, как яд в крови.
И если вдруг мечта поманила,
И звезды видно только вдвоем,
То все, что когда-то сердце любило,
Погибнет в нем, погибнет в нем.
Но яд сомненья сердце остудит
И снег блеснет с холодных вершин.
И все отдашь, что было и будет,
За сон души, за сон души.
Когда душа объята смятеньем
И дышит все предчувствием любви,
Двух демонов власть - мечты и сомненья -
Как яд в крови, как яд в крови.
И если вдруг мечта поманила,
И звезды видно только вдвоем,
То все, что когда-то сердце любило,
Погибнет в нем, погибнет в нем.
Но яд сомненья сердце остудит
И снег блеснет с холодных вершин.
И все отдашь, что было и будет,
За сон души, за сон души.
Когда душа объята смятеньем
И дышит все предчувствием любви,
Двух демонов власть - мечты и сомненья -
Как яд в крови, как яд в крови.
И если вдруг мечта поманила,
И звезды видно только вдвоем,
То все, что когда-то сердце любило,
Погибнет в нем, погибнет в нем.
Но яд сомненья сердце остудит
И снег блеснет с холодных вершин.
И все отдашь, что было и будет,
За сон души, за сон души.