Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Использование экранизаций на уроках литературы»

«Использование экранизаций на уроках литературы»

Номинация: Методические  материалы; разработка урока

МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина» г. Балахны нижегородской обл.

Чернонебова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Овладение приемами работы с экранизациями становится актуальным и необходимым условием работы учителя-литератора. За последние 50 лет были экранизированы лучшие программные произведения классической литературы и даже не раз. Заметно,  что режиссеры бережно относятся к тексту. «Литература и кино оказываются не соперниками, а союзниками в духовном обогащении человека. В их отношениях господствует не принцип взаимозаменяемости, а дополнительности». (В.Г.  Маранцман).

Включение экранизации в урок, сопоставление книги и кино должно помочь увидеть своеобразие произведения, понять замысел автора, оценить героя и его трактовку в кино и сформировать собственное представление о событиях и героях произведения. Для старшеклассника, готовящегося к итоговому сочинению полезны процессы «узнавания» и последующего «заякорения» реплик героев. Материал для сопоставительной работы обширный: уже не только книга и кино, но и решение эпизода у различных режиссеров.

Сопоставление произведений разных видов искусства даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, для исследования. В процессе этого сопоставления развивается эстетический вкус, формируется «своя точка зрения». Углубляется и расширяется круг литературных интересов, открываются большие возможности для развития речи. Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений.

  1. Кино на уроках литературы. Петрова О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга» .Электронный журнал  http://ext.spb.ru/faq/1920-2012-11-30-17-25-45.pdf

Литература:

  1. Ю.Лотман   Ю.Цивьян  «Диалог с экраном», Таллинн, «Александра», 1994.
  2. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2 ч.- М.:Просвещение,  ВДАДОС, 1994
  3. Фефилова Г.Е.  Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.

Урок литературы в 10 классе

 Тема: Образ Анны Одинцовой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Проверка» героя любовью.

Цель: охарактеризовать образ Анны Одинцовой в романе; выявить, как меняется поведение  главного героя – нигилиста, сопоставить трактовки образа героини в экранизациях разных лет; совершенствовать навыки анализа эпизода текста, сопоставления различных трактовок, умения вести  дискуссию; способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.

Оборудование: текст романа «Отцы и дети», раздаточный материал (текст романса «Когда душа объята сомненьем…»), аудиозапись романса, видеофрагменты экранизаций романа: 1) 2008г. реж. Авдотья Смирнова; 2)1983 г. реж. В. Никифоров; 3)1958 год. Режиссер: Адольф Бергункер, Наталья Рашевская (эпизод признания Базарова).

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся выполняют аналитическую работу, характеризуют образ Анны Одинцовой и поведение Базарова-нигилиста, участвуют в беседе,  выполняют сопоставительную работу.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Актуализация опорных знаний.

На листочках распечатан текст романса (см. приложение).

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, романс. Как вы считаете, кому из героев романа могут относиться слова романса? (Учащиеся актуализируют знания о главном герое, вспоминают положения теории нигилизма – оценивать все критически, с точки зрения полезности, ничего на веру не принимать, деятельность ставить превыше чувств – и приходят к выводу, что, скорее всего, текст соотносится с Базаровым.)

III Мотивация учебной деятельности.

Поясняю, что этот романс взят из экранизации романа 2008г. реж. Авдотьи Смирновой. Смотрим небольшой отрывок. Романс исполняет Одинцова. Почему? В какой степени текст романса соотносится с героиней? Постановка целей урока.

IV Работа по теме урока.

Базаров у Одинцовой. Возможна беседа по вопросам:

-почему герой здесь? Что  привлекло  Евгения  Базарова  в  Одинцовой? 

-о чем говорят герои?

- как себя ведет? Как меняется поведение? Что сам о себе думает?

- когда возникает любовь?

 (Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки. Хотя он и боится этого, сдерживает себя, начинается смятенность героя)

- комментированное чтение отрывка из VII  главы. Кого напоминает Базаров? (Павла Петровича)

- А каково ее отношение к Базарову? История героини. Портрет. Цель жизни Одинцовой?

(Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.)

V. Работа в группах.  Анализ эпизода объяснения Базарова с Одинцовой.

просмотр видео фрагментов из трех экранизаций.

Предварительные задания для групп:

Первая группа оценивает игру актеров. (Кто показался более убедительным, соответствующим вашим представлениям о герое и его поведении)

Вторая группа  сравнивает с текстом.(Какая из экранизаций ближе к тесту. В чем смысл расхождений?)

Третья группа анализирует видеоряд, значение  зрительных метафор, декорации.

Анализируем каждый фрагмент. Представители от каждой группы.

VI. Подведение итогов урока.

-Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой?

(В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

- Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

-Как же проходит это испытание  любовью Базаров-нигилист?

Как нигилист – проиграл, а как личность – он, отвергнутый, одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной)

Домашнее задание. 1)Ответить  письменно на вопрос: Прав  ли  Достоевский,  увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

2) выбрать материал по теме «Базаров и родители»

Приложение

Когда душа объята смятеньем
И дышит все предчувствием любви,
Двух демонов власть - мечты и сомненья -
Как яд в крови, как яд в крови.
И если вдруг мечта поманила,
И звезды видно только вдвоем,
То все, что когда-то сердце любило, 
Погибнет в нем, погибнет в нем.
Но яд сомненья сердце остудит
И снег блеснет с холодных вершин.
И все отдашь, что было и будет,
За сон души, за сон души.

Когда душа объята смятеньем
И дышит все предчувствием любви,
Двух демонов власть - мечты и сомненья -
Как яд в крови, как яд в крови.
И если вдруг мечта поманила,
И звезды видно только вдвоем,
То все, что когда-то сердце любило, 
Погибнет в нем, погибнет в нем.
Но яд сомненья сердце остудит
И снег блеснет с холодных вершин.
И все отдашь, что было и будет,
За сон души, за сон души.

Когда душа объята смятеньем
И дышит все предчувствием любви,
Двух демонов власть - мечты и сомненья -
Как яд в крови, как яд в крови.
И если вдруг мечта поманила,
И звезды видно только вдвоем,
То все, что когда-то сердце любило, 
Погибнет в нем, погибнет в нем.
Но яд сомненья сердце остудит
И снег блеснет с холодных вершин.
И все отдашь, что было и будет,
За сон души, за сон души.