Интерактивное мероприятие в 3 классе на тему "Толерантность к себе и другим"
МБОУ «СОШ №20» г. Чебоксары
Открытое внеклассное интерактивное мероприятие в 3 В классе
с участием родительской общественности.
Толерантность к себе и к другим.
Цель: Обозначить проблему толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
- Обсудить примеры некорректного поведения и способы их предотвращения
- Познакомить участников с понятием конфликта и способами его разрешения
- Создание сплоченной группы
- Обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта
- Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми
- Тренировка коммуникативных навыков
- Формирование навыков совместной деятельности
- Обменяться опытом семейного воспитания
- Наметить план мероприятий, проводимых в классе по этой тематике
Подготовительная работа:
- Проведение классных часов на темы: «Что такое толерантность?», «Толерантная личность»
- Проведение диагностических методик: «Насколько я толерантен», «Фотография», «Дом, в котором я живу»
- Анкетирование родителей
Ход мероприятия:
- Вступительное слово учителя
Проведённые диагностические методики:
№1 “Фотография”
№2 “Дом, в котором я живу”
№3 «Насколько я толерантен»
№4 Анкетирование родителей
- Разминка
- "Вспомнить все".
Необходимое время: 10 минут
Процедура проведения: Участники бросают друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все члены группы.
2. Упражнение «Карандаши»
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Инструкция. Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.
— Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
— Присесть, встать.
— Шагнуть вперед, поднять руки.
— Держать карандаш безымянными пальцами.
- Держать карандаш мизинцами.
— Выполнить упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение
- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
— На что ориентироваться при выполнении этих действий?
— Как установить необходимое взаимопонимание?
Вывод: надо «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
- Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создается под влиянием двух факторов: психологическая атмосфера семьи и коллектив класса.
- Обязательным условием развития личности ребенка в кол-ве является эмоциональное благополучие, потребность в общении.
III. Развитие навыков коллективной работы.
Весь коллектив делится на три группы.
Задаю ситуацию – провокацию. К доске выходят 3 участника. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.
Они начинают рисовать. Останавливаю игру и прошу начать всё сначала, потому что участники допустили ошибку. Так останавливаю игру несколько раз, перебиваю и выдвигаю всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.
Затем даю возможность закончить рисунок. После чего сообщаю, что всё-равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Участники после выполнения данного задания были очень рассержены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/
- Почему рисунок не получился? /Комментарии участников: “Плохо объяснили”, “Мы не поняли”./
- Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/
- Можно было избежать конфликта? / “Можно”./
- Как?
- Результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.
IV.Создание проблемной ситуации
- Ситуация успеха
- Мой сосед учится в 3 классе. Однажды его папа был в длительной командировке. И вот приехал и говорит:
- Ну-ка сын, расскажи, какие в вашем классе есть радости и трудности?
- Класс у нас очень хороший, - ответил мальчик. – На уроках все вместе с трудностями справляемся. А вот на прогулках иногда конфликты бывают
- А ты знаешь, что такое конфликт? – удивился папа.
- Конечно, знаю. Конфликт – это (помогайте, ребята) столкновение интересов, когда один хочет сделать так, а другой – эдак. Чаще конфликт заканчивается ссорой, вызывает обиду и злость.
- А вот тут я с тобой не согласен, сказал папа. – Конфликт он как задача. Решишь неверно – огорчишься. А если правильно – все будут довольны. Только решать конфликт ещё труднее, чем задачу.
Давайте и мы с вами будем учиться решать конфликты
2.Разыгрывание конфликтных ситуаций.
Как быть толерантным в общении
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Необходимое время: 20 минут
Процедура проведения:
-Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Предлагаю группам разыграть конфликтные ситуации. Дети разыгрывают роли взрослых, взрослые – детей.
Ситуации для обсуждения.
1-я группа. «Дети строятся идти на прогулку. Миша и Петя хотят стоять первыми, начинают толкаться.
2-я группа. «На прогулке случилась такая история: Наташе не понравилось, что Петя, пробегая мимо, нечаянно коснулся её куртки. Куртка была новая, и Наташа её берегла. Поэтому она крикнула ему: «Бегать надо осторожнее!», а потом догнала и стукнула его по спине. Петя удивлённо остановился. «Мы же только на классном часе разбирали, как надо мирно конфликты решать», - сказал он ей. «Глупости всё это, - ответила Наташа, - никому это умение не нужно. Это просто взрослые придумали, чтобы нами было удобнее управлять. Вот я тебя стукнула, мне хорошо, а ты меня нет – тебе плохо, вот и разрешай дальше конфликты мирно»...
3-я группа. «Мальчики играют. Подходит Витя, хочет с ними играть. Один из них отвечает: Отойди, ты нам мешаешь»
4- я группа. Ваш ребенок, получив плохую отметку, вырвал из дневника страницу, чтобы вы эту отметку не увидели.
5-я группа. Ваш ребенок устроил драку с одноклассником.
6-я группа. Ваш ребенок украл у одноклассника сотовый телефон.
Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.
- Какой конфликт был самым ярким? Почему? Трудно ли было найти решение?
Вывод: конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт. Отличие конфликта от задачи состоит в том, что его можно решать разными способами.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
Заповеди толерантного общения:
1.Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
2.Не делай другому того, от чего больно тебе.
3.В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
4.Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
5.Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
6.Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
7.Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
Правила управления конфликтом:
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на оскорбление.
4. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Y. Оформление и защита проекта «Школа толерантности»
YI.Упражнение «Что я узнал»
Цель: подведение итогов работы.
- Спасибо, наше мероприятие подошло к концу. Всего доброго!
Подготовила и провела мероприятие:
учитель начальных классов МБОУ "СОШ №20" г. Чебоксары Чувашской Республики
Дурапова Светлана Алексеевна