Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Интеллектуально-развивающая игра «Птичья азбука»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Приокский»

 

Методическая разработка

интеллектуально-развивающей игры

«Птичья азбука»

 

Авторы:

педагог-организатор Богомолова Людмила Валентиновна,

педагог дополнительного образования Сорокина Людмила Викторовна

 

 

Рязань

 

Аннотация

Интеллектуально-развивающая игра «Птичья азбука» разработана педагогами МБУДО «ЦДТ «Приокский» Сорокиной Л.В. и Богомоловой Л.В. в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы «Истоки. Природа. Человек. Культура».  Игра содержит вопросы о птицах, экологии,  народной культуре и традициях. 

Данная игра может быть использована учителями школ, классными руководителями, воспитателями групп продленного дня, руководителями школьных оздоровительных лагерей, педагогами дополнительного образования с детьми 1-3 классов.

Введение

Интеллектуально-развивающая игра «Птичья азбука» разработана педагогами МБУДО «ЦДТ «Приокский» для проведения итогового занятия по теме «Птицы России» в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы «Истоки. Природа. Человек. Культура» (автор – Сорокина Л.В.), которая включает изучение  общих сведений о природе, растениях, животных, получение экологических знаний, знаний о традициях, культуре народа.

Большое место в программе занимает региональный компонент. На занятиях используются фото-, видео-материалы, дидактические игры. В течение года учащиеся ведут собственные наблюдения в природе. В ходе обучения по программе «Истоки» учащиеся участвуют в экологических акциях, конкурсах, выставках.

Наличие в ЦДТ «Приокский» музея этнографии «Берегиня» позволяет дать учащимся более глубокие знания в области этнографии и краеведения. Экспонаты музея используются как наглядный материал или рассматриваются детьми в ходе экскурсий, тематических мероприятий, проводимых руководителем музея Богомоловой Л.В.

Выбор игры как формы подведения итогов по изучению темы определяется возрастом учащихся (1-3 класс). Опыт работы показывает позитивное отношение детей на проведение занятий-игр. Порядок работы может быть индивидуальным или групповым.  Мы предлагаем работать в командах, так как эта работа развивает навыки общения.

Цель: определить уровень знаний учащихся по итогам изучения цикла занятий по теме «Птицы России».

Задачи:

  • расширять знания детей о птицах как биологическом виде,
  • воспитывать и развивать экологическую грамотность учащихся,
  • формировать потребность в получении знаний по этнографии и краеведению.

Возраст участников игры – 1-3 класс.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Место проведения: ЦДТ «Приокский».

Время проведения: по календарному учебному графику.

Необходимые материалы, оборудование: вопросы, плакат с алфавитом, карточки к вопросам с изображением птиц. Листы бумаги с таблицей для ответов, карандаши.

Дополнительные материалы, оборудование (используются в оформлении кабинета, в котором проводится игра): карточки со знаками, показывающими  правила поведения человека в природе (приложение 1), экспонаты музея «Берегиня» (посуда, игрушки, предметы народных ремесел) с изображением птиц, Красная книга Рязанской области, определитель птиц.

Правила игры

Выбираем способ проведения игры – индивидуальный или командный (делимся на команды).

Ведущий объясняет правила игры, правила приема ответа, оценки.

Начинаем игру. Ведущий задает вопросы, игроки отвечают.

Вариант 1 (индивидуальная игра). Игроки заносят ответы в таблицу (1-я графа – буква алфавита, 2-я графа – место для ответа). По окончанию игры подсчитываем количество правильных ответов и определяем победителя.

Вариант 2 (командная игра). Игроки заносят ответы в таблицу, по просьбе ведущего озвучивают ответ.  За правильный ответ команда получает жетон. Победитель определяется по количеству набранных жетонов.

Вопросы для игры «Птичья азбука»

 

Задание

ответ

Дополнительные материалы

А

Какая из птиц, занесенных в Красную книгу России и других стран, изображена на эмблеме Окского заповедника.

Аист черный

Эмблема заповедника

Б

Вставьте недостающее слово в пословицу «Всяк кулик свое _________ хвалит».

 

Болото

 

В

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Воробей

 

Г

17 марта по народному календарю отмечается день Герасим Грачевник. Об этих птицах А.К. Саврасов написал картину «Грачи прилетели». За какой работой изобразил птиц художник?

Гнезда вьют

Картина А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Д

Если зима выдается студеная, суровая, эти птицы (снегирь, дрозд, свиристель) прилетают зимой поближе к жилью человека рябиной полакомиться. Назовите птицу, которая этому дереву тезка.

Дрозд-рябинник

Изображение снегиря, свиристеля, дрозда-рябинника

Е

На каком дереве чаще всего живут клесты?

ель

Изображение клеста на ветке ели

Ё

Про эту птицу в народе придумали загадку:

Шапочками красноваты,

 Грудками  розоваты.

На тонких веточках сидят,

«Че-чёт», «че-чёт»

Свистят, трещат.

Какую гласную букву надо вставить вместо пропущенной.

 

Чеч_тка

Изображение чечётки

Ж

В питомнике Окского биосферного заповедника разводят семь видов этих птиц. Один их них – стерх. Как называются эти птицы?

Журавль

 

З

Что объединяет птиц, изображенных на картинках (воробей, галка, ворона)?

Зимующие

Изображение воробья, галки, вороны

И

Рано-рано на рассвете

Средь листвы затрепещу,
То спою на зависть флейте,
То, как кошка, запищу.

Иволга

 

Й

Если вы птичку-невеличку обидите, а она вас за это клюнет, чтобы рука не болела, нужно ранку смазать этим средством.

Йод

 

К

12 ноября отмечается в народе Зинькин день или Синичкин праздник. Говорят: синичка пищит – зиму вещит, холод накликает. Что по обычаю делают люди в этот день, чтобы помочь зимующим птицам?

Кормушки развешивают

 

Л

Какая птица лепит из глины гнезда под причелиной крыши?

Ласточка деревенская

 

М

Птица-юстрица

На девяти ногах стоит,

На ветер глядит,

Крыльями машет,

А улететь не может.

Мельница ветряная

 

Н

Назовите способ добычи корма зимородка.

Ныряние

 

О

Птица, изображенная на гербе России.

Орел

 

П

Этих животных в народе считали символом добра, верности, счастья и семейного благополучия. Их вышивали на полотенцах, изображали на посуде и другой бытовой утвари.

Птица

 

Р

Что объединяет птиц, изображенных на картинке? (скопа, зимородок, чайка)

Рыболовы

Изображение скопы, зимородка, чайки

С

Стриж самая быстрая птица в мире. Форма крыла стрижа похожа на орудие труда жницы. Назовите его.

Серп

 

Т

Назовите одну из птиц, которая зимой ночует, зарывшись в снег. В. Бианки называет его в своем рассказе Терентий.

Тетерев

Изображение глухаря, тетерева, куропатки

У

Какой птице посвящена ежегодная Всероссийская акция по учету зимующих птиц «Серая шейка»?

Утка

 

Ф

Эта птица занесена в Красную книгу Рязанской области. Самая крупная из сов.

Филин

 

Х

Один из рассказов В. Бианки назвал «Кто чем поет». Вспомните «чем поет» бекас?

Хвост

 

Ц

На одной ноге в охоте

Замираю на болоте.

И ловлю в кругу подружек Зазевавшихся лягушек.

Цапля

 

Ч

На высоких ножках, с черным хохолком на голове. У воды бегает, у всех спрашивает «Чьи вы? Чьи вы?»

Чибис

Изображение чибиса

Ш

Почему перестал расти клевер в сказке В. Бианки «Сова»?

Шмели перестали летать, опылять его.

 

Щ

Назовите птицу с ярким оперением, пчелоедку, которая делает гнезда в норах на обрывистых берегах рек.

Щурка золотистая.

Изображение щурки

Ь

Эти буквы есть в названии животного, которого ловит по ночам сова.

М_Ш_

 

Ы

 

Ъ

 

 

 

Э

В переводе с древнегреческого языка это звучит «наука о доме» или наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Экология

 

Ю

Лесной  жаворонок, который  носит название детской народной игрушки из-за  волнообразного способа полета.

Юла

Изображение лесного жаворонка

Я

В годы Великой Отечественной войны на службе в Красной Армии состояли почтовые голуби. Они переносили донесения, документы, солдатскую почту, вели фото-, видео- съемку. Для их поимки  фашисты использовали

хищных птиц. Назовите ее.

Ястреб

 

Из опыта  проведения игры «Птичья азбука»

  До начала игры учащиеся изучили темы  «Перелетные и зимующие птицы», «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы леса», «Пернатая радуга» в рамках программы «Истоки. Природа. Человек. Культура». Стали участниками Всероссийских уроков «Сохранение редких видов животных», «Чистый город начинается с тебя», образовательного проекта «Птицы Рязанского края», приняли участие в экологических акциях «Помоги птицам», в рамках ежегодной Общероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц!», акциях и кампаниях Союза охраны птиц России «Серая шейка», «Соловьиные вечера»,  и др. В течение учебного года дети посещали музей этнографии «Берегиня», где знакомились с бытовой утварью, произведениями рязанских ремесел, элементами народного костюма, народной игрушкой из различных материалов. Изучили  историю экспонатов, процесс изготовления, материалы, из которых они сделаны. Познакомились со значением символов орнамента, верованиями народа, источниками устного народного творчества.

  При составлении вопросов для игры все эти знания детей были учтены.

  Мы используем разные формы проведения игр. Этот выбор зависит от характера группы играющих, времени, определенного для ее проведения. Более удобной считаем командную форму проведения игры.

После озвучивания вопроса и рассматривания дополнительных наглядных материалов (карточек с изображением птиц, экспонатов музея, предметов декоративно-прикладного творчества, справочных материалов), каждая команда обсуждает ответ и записывает его. По команде ведущего игроки дают ответы. За правильные получают жетон. В конце игры по количеству набранных жетонов определяются победители.

  Во время обсуждения ответов ведущий делает пояснения, что позволяет конкретизировать знания детей, дополнять их, давать новые данные. В то же время педагог имеет возможность определить пробелы в знаниях учащихся, выяснить их интересы, чтобы предусмотреть в будущем при реализации программы.

Знания, которыми должны обладать учащиеся для участия в игре

  1. Знать видовое разнообразие птиц.
  2. Знать особенности внешнего вида, образа жизни и поведения птиц.
  3. Иметь представление о взаимосвязях в природе.
  4. Обладать начальными навыками экологической культуры.
  5. Знать произведения устного народного творчества, детских писателей, авторские сказки о птицах.
  6. Иметь начальные знания о народных игрушках, ремеслах, костюме.

Использованная литература

  1. Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Береги природу!: Птицы Красной книги СССР. _ М.: Педагогика, 1986.
  2. Детям – о традициях народного мастерства. – М., 2001
  3. Загадки русского народа. – М., 1996
  4. Иллюстрированный справочник. Птицы европейской части России. – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013.
  5. Красная книга Рязанской области: официальное научное издание. Отв. ред. В.П. Иванчев, М.В. Казакова. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Рязань, НП «Голос губернии», 2011.                      
  6. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. – СПб., 2005
  7. Мосалов А.А. Птицы России. Определитель. – М.: АСТ, 2018.
  8. Птицы: Животный мир Рязанской области: Справочник / Авт.-сост. Г.М. Бабушкин, Т.Г. Бабушкина; РГПУ. – Рязань, 1999.
  9. Стасов В.В. Русский народный орнамент. – М., 2012

Электронные образовательные ресурсы.

  1. www.rzn-ecolog.ru
  2. www.m.vk.com
  3. www.rbcu.ru
  4. https://ecoclass.me/lk/lessons/
  5. www. metodkabinet.eu
  6. www.ped-kopilka.ru
  7. www.slavynskaya-kultura.ru