Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Интегрированный урок (история и география)»

МБОУ СОШ №25 Воронежской области, г. Воронежа

Безрядина Светлана Николаевна, учитель географии

«Интегрированный урок (история и география)»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 9 КЛАССЕ (география и история)

ТЕМА: « Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно?!»

ЦЕЛЬ: доказать правомерность появления города на берегах Невы.

Хотя А.С.Пушкин считал появление Санкт-Петербурга закономерно, но, так ли это на самом деле?

ЗАДАЧИ:  Опираясь на пройденный материал на уроках географии и истории

проанализировать все факторы (природные, исторические) и тенденции появления города на берегах Невы;

выяснить что способствовало и препятствовало появлению города;

 учить обобщать и делать выводы;

формировать умение применять полученные знания на уроках разных дисциплин; 

формировать навыки отбора материала

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформировать четкий ответ «ГОРОДУ - БЫТЬ!» на основании размышлений и сопоставлении знаний, фактов, полученных ранее на уроках географии и истории.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЙ КОМПЛЕКС:

- физическая карта Ленинградской области

–контурные карты

- «Древнейшая карта устья Невы 1630-1640г.г.»

-в/фильмы: мультипликационный ролик о пути из «Варяг в греки», фрагменты о  петербургских наводнениях

-на доске выводы (пока прикрыты): 1.Природные условия 2.Географическое положение 3. История 4. Политика

- презентация

ФОРМА УРОКА: урок-размышление. Подготовительный этап к уроку: 1. заранее дать задание подобрать высказывания о городе, отрывки из литературы о суровой природе этого края; 2. доклад о влиянии природных условий на жизнь людей; Основные вопросы урока: 1. Что такое город. 2. Природные условия Невских земель. 3. Исторические условия. 4. Порубежный край.

ХОД УРОКА:

На доске тема: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно! ?»..

1Оргмомент (готовность, что на столе, как работаем)

 2.Вступительное слово учителя. Звучит отрывок из «Медного всадника» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася, бедный челн По ней стремился одиноко, По мшистым топким берегам Чернели избы здесь и там- Приют убогого чухонца. И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: «От сель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно…»(стихи сопровождаются презентацией)

3.Изучение нового материала. (по ходу объяснения ребята заполняют карты; индивидуальные)

ГП (по карте) рассказ учителя

-берег р.Невы

-выход в Балтийское море

-связь с Европой

Вывод : в целом выгодное географическое положение.

Природа:

-климат (объяснение по слайду в сравнении с Воронежем температурный режим, осадки)  вывод очень влажный.

-к тому же существует большая опасность наводнений на Неве (демонстрация видео о наводнениях  на Неве)

- об атмосферных явлениях и их влиянии на жизнь, быт и здоровье людей.

В этом крае возможны туман, дымка, гололед, изморозь, гроза,град. Близкая к 100% относительная влажность воздуха в туманах способствует коррозии металлов, старению лако-красочных покрытий. Туманы опасны для здоровья людей т.к. в них содержатся выхлопные газы и вредные примеси. СПб занимает одно из 1-х мест в стране по заболеванию органов дыхания. Много бед приносит гололед и изморозь. Обледенение проводов, высотных сооружений, конструкций, образование ледяной корки на дорогах могут вывести из строя промышленные объекты, а так же вызвать травматизм людей. Дымка, туман, метель, осадки ухудшают видимость на дорогах, затрудняют морскую, речную навигацию, осложняют работу в порту, движение на автострадах. Бывают здесь и грозы, выпадает град, который приносит большие неприятности сельскому хозяйству.

Вывод о природе С-Петербурга.

Раздел «История»

Учитель: Славяне с древнейших времен проживали на этой территории. Археологические исследования свидетельствуют о появлении здесь славян в VI в., когда появляются племена кривичей, а затем в VIII  веке плена ильменских словен. Здесь же начиналась славянская часть древнего пути из «Варяг в греки». Демонстрируется ролик о пути. Затем идет работа с контурной картой, на которую наносится путь от моря до моря.

В XII – XIII веках на эти территории начинают претендовать сначала Ливонский орден, а затем покорившая ее Швеция. При Иване Грозном значительная часть Ижорской земли с крепостями Копорье, Ям и Ивангород  были утрачены в результате Ливонской войны. Русские восприняли это как утрату исконных земель, которые надо вернуть. Вопрос учащимся: Какая территория была утрачена в период Смуты? (восточная часть Карельского перешейка отошла к Швеции, которая получила наименование Ингерманландия).

С 1642 года административным центром Ингерманландии становится город Ниеншанц, который был основана в устье Невы (указывается на карте, сравнить с нынешним положением Санкт-Петербурга).

Обсуждаются с классом изученные события Северной войны. Что привело к завоеванию территории устья Невы? (1602 год взятие крепости Нотебург (Орешек) и в 1603 году крепости Ниеншанц).

Когда был основан город Санкт-Петербург?

Была ли эта территория новой для русского населения? (подвести к записи в карточку о том, что это были исконные русские земли).

Политика.

Учитель проводит обсуждение о причинах переноса столицы в Санкт-Петербург?

Давайте вспомним детство Петра I. С какими событиями связана его жизнь в Москве? (стрелецкие бунты, узурпация власти Софьей Алексеевной, погромы и убийства его родственников по матери).

Доверял ли царь московским боярам? (нет)

Подвести к выводу о том, что перенос столицы был волей царя, желанием разрушить старую политическую элиту.

Рассматривается план Петербурга петровским времен. Учитель говорит, что Петр строил город по европейскому образцу, желая не только подражать, но и показать близость России к Европе, тем самым наладить дипломатические контакты. Как Вы считаете, выгодно ли было для развития страны налаживать торговлю? (Да, записать в карточку).

Но какую угрозу создает нахождение столицы у границы государства? Когда Санкт –Петербург пострадал от своего положения? (ученики говорят о событиях Великой Отечественной войны, блокаде). Положительно ли это для основания города? Подвести к выводу о негативности этого фактора.

Сняла ли победа в Северной войне угрозу нападения полностью? (Да)

4. Обобщение:

Учитель: Мы с Вами рассмотрели разные факторы, влиявшие на появление города. Давайте проверим заполнение индивидуальных карточек. Ученики в презентации видят критерии оценивания, а затем проверяют верность заполнения индивидуальных карточек.

5. Домашнее задание: Найдите информацию о городах, которые также появились вопреки природным условиям, но стали крупными городскими центрами.

6. Вывод: Так что же мы должны поставить в конце фразы  Пушкина? Сформулируйте правильный ответ с точки зрения истории и географии.

Учитель: Природа как биосферная сила была против, но природа человека позволила основать здесь город, который стал жемчужиной и украшением нашей культуры.