Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА»

Разработчик: Костина И.С.

Заместитель заведующей по ВМР

Аннотация

В статье представлены современные подходы в организации работы детского сада по формированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Основным в организации здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ является, безусловно, использование здоровьесберегающих технологий. Мы придерживаемся мнения, что эффективность здоровьесберегающих технологий определяется их грамотной “встроенностью” в общую систему здоровесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

В нашем детском саду используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:     

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация

Технологии эстетической направленности

  • Гимнастика пальчиковая
  •  Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Ленивая гимнастика
  • Гимнастика корригирующая

     Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Физкультурное занятие
  • Обучение скалолазинию
  •  Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Самомассаж

Коррекционно-развивающие технологии:

  • Арт-терапия      
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказко-терапия
  • Технологии коррекции поведения
  • Логоритмические минутки

Одной из технологий обучения здоровому образу жизни нами осваивается технология обучения дошкольников скалолазанию. Эта технология привлекла нас не только тем, что дает возможность развивать физические качества дошкольников, но и формирует логическое мышление детей. Это новая и интересная форма занятий несет в себе огромный потенциал положительных эмоций дошкольников. Детям, начиная с раннего возраста свойственно стремление познавать окружающий мир опытным путем. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе и лазание. По данным к 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения деятельность по обучению детей элементам скалолазания. Скалодром для детей – это действительно один из самых эффективных способов заинтересовать ребенка спортивным образом жизни – захватывающие тренировки помогут ребенку по-настоящему увлечься и укрепить здоровье.

Скалодром - это искусственная имитация скалы на стене позволяющая повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание образовательной деятельности и совершенствовать навыки лазания.

Цель деятельности направлена на обогащение двигательного опыта детей и совершенствование физических качеств дошкольников. К особенностям организации образовательной деятельности на скалодроме относится этапность процесса развития двигательных навыков.

  • 1 этап заключается в общей физической подготовке и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме.
  • 2 этап – это практическая образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой образовательной деятельности), которая также проводится в определенной последовательности:

Основные принципы развития юного скалолаза вытекают из особенностей организации деятельности.

Образовательная деятельность по скалолазанию малыми подгруппами в индивидуальном порядке, в соответствии с расписанием образовательной деятельности по обучению скалолазанию. Дети занимаются на скалодроме в удобной спортивной форме и обуви. Образовательной деятельность проходит 2 раза в неделю длительностью 15-20 минут.

Таким образом, скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели и справляться с трудностями (высота, сложность движений), становится более решительным. Почти все дети без исключения,  любят лазать, преодолевать препятствия, соревноваться в ловкости. Занятие на скалодроме позволяет делать все то же самое, но безопасно, под присмотром педагогов.

Наш детский сад уделяет внимание именно комплексному использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе поддержки детской инициативы. Одной из форм поддержки детской инициативы и формирования валеологической компетентности дошкольников является организация проектной деятельности детей и направлена на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты проектов выражены в достижении ценностного ориентира. Проекты  «Окошки в мир», «Олимпиада» и др. реализовывались через разные виды детской деятельности и  направлены на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Данные проекты позволяют комплексно использовать здоровьесберегающие техногии, интегрировать различные виды деятельности детей, поддержать интерес детей в течение всей деятельности, добиться положительных результатов в достиженнии ценностных ориентиров в области валеологического образования детей.

Важным в формировании навыков здровьесберегающего поведения является создание центров активности дошкольников, которые должны дать импульс самостоятельной деятельности детей. В каждой группе детского сада созданы центры здоровья, где детей встречают сестренки Ладушка и Кислородинка. Ладушка развивает мелкую моторику рук у дошкольников.

Кислородинка заботится о развитии правильного дыхания. Все упражнения в данном разделе разработаны на основе парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это лекарство от всех болезней. Уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад. Не имеет ограничений, можно заниматься в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Стрельниковскую гимнастику называют парадоксальной потому, что вдохи и выдохи производятся одновременно с движениями.

Таким образом, важно, чтобы  каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Список литературы:

  1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. – М., 1978.
  2. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М.,1988.
  3. Википедия – электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Скалолазание
  4. Толстикова О.В., Савельева О.В., Овчинникова Т. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Екатеринбург: ИРО,2013.