«Хоровой класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кадетская школа» города Бийска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Хоровой класс»
(разработчик Н.В.Гладкова
рецензент Н.В.Романенко, преподаватель БигМК)
руководитель Гладкова Н.В.
г. Бийск, 2021г
1 ВВЕДЕНИЕ
Музыкальные занятия хором занимают одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания в кадетском классе. Замечательный педагог современности В.Сухомлинскийписал: «Душа ребенка-душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое - к человечному».
Очевидно, что эта мысль по-особому значимо воспринимается сейчас, когда в выступлениях педагогов, родителей, ученых, деятелей культуры и искусства звучат тревожные нотки озабоченности за судьбы подрастающего поколения. Бездуховностьугрожающе «оплетает» души детей со всех сторон: в обществе с изменившимся в худшую сторону нравственным климатом; в средствах массовой информации. Думается, что наступило время конкретных действий всех тех, кто может и должен влиять на судьбы детей.
В эстетическом воспитании детей в школе особое место принадлежит кружковой работе в области художественно-творческого профиля, в частности занятиям по хору. Профессионально организованная работа таких занятий создает в коллективе ребят особую художественно- эстетическую среду.
Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности кадетов, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключенное в русских народных и композиторских песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информация, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание. Включение в вокальный репертуар, осваиваемый кадетами на занятиях хором, подобных вокальных произведений обеспечивает возможность этнической самоидентификации с народной национальной культурой, национальными традициями.
В процессе изучения учащимися русского героико-патриотического репертуара реализуются следующие функции музыкального искусства: воспитательная (когда воздействие на учеников происходит через поступки героев); эстетическая (происходит формирование у учащихся эстетического идеала — триединство героя — человека — патриота); этическая функция (нравственный выбор героев песен в принятии судьбоносного для них и для Родины решения); познавательная функция (учащиеся получают знания об истории нашей страны, о жизни и быте русского народа в различные исторические эпохи); коммуникативная функция (реализуется на нескольких уровнях: произведение — слушатель, композитор — слушатель, герои произведения — слушатель, исполнители произведения — слушатель, исполнители произведения — слушатель, человек — слушатель, общественное сознание — слушатель), отражения действительности (сюжеты многих композиторских песен, имеющих патриотическую направленность, отражают конкретные факты российской истории);гедонистическая (песни, обладая красивейшей мелодией, особой душевностью, не могут не вызвать чувства наслаждения в процессе их исполнения).
Чувство патриотизма формируется через эмоциональное переживание, где объектами идентификации являются герои песен и музыкальных произведений. Идентификация же, в свою очередь, способствует появлению соответствующих ценностных ориентаций.
В рамках патриотического воспитания, добровольной подготовки к военной службе воспитанников, программой предусмотрено изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах. Значение эмоционального воздействия музыки и строевых песен в воинских ритуалах очень велико. Широко известны слова А. В. Суворова «солдат без песни, что без оружия». Генералиссимус использовал игру оркестра и бой барабанов для поднятия боевого духа войск.
Музыка выполняет в военных ритуалах воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир воинов, синхронизируя и ритмизируя их движения, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Так, гимн Российской Федерации, являясь одним из элементов государственной музыкальной символики, сплачивает и вдохновляет всю нацию, и является мощным средством патриотического воспитания детей и юношества.
Музыка включалась в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков.
Военные ритуалы, где музыкальное сопровождение играет огромную роль, реализует, среди прочих, эмоционально-чувственную и эстетическую функции, вызывают эффект сопереживания и подражания, когда патриотические идеи и взгляды, переходя во внутренний мир личности, становятся жизненной позицией современных кадетов.
Сегодня музыкальное сопровождение присутствует в таких военных ритуалах, традиционно проводимых в нашей школе, как принятие военной присяги, вынос знамени, различные парады, проведение праздников, возложение венков к памятникам воинам, павшим в боях.
В настоящее время занятия музыкально-эстетического цикла формируют у воспитанников качества гражданина-патриота, честь и достоинство, верность Отечеству и готовность к выполнению конституционного долга по его защите.
Для целенаправленного патриотического воспитания кадетов в практике дополнительного образования и внеклассной деятельности организовываются различные формы организации музыкальной деятельности и творчества воспитанников кадетских классов: конкурсы патриотической песни, тематические концерты, вечера, музыкальные композиции на военно-патриотическую тематику.
II. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»
Предлагаемая программа рассчитана на год обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 - 16 лет, При реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
III.Цель и задачи программы
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к хоровому пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы
Образовательные:
Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусствевокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка. Учить учащихся быть чуткими слушателями и исполнителями;
Воспитательные:
Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
Сформировать кадетский хор, как цельный творческий коллектив.
Развивающие:
Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
Развивать уважение к музыкальному наследию своей страны.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Главная задача музыкального руководителя — не только раскрыть духовный потенциал осваиваемого учащимися вокального репертуара, но и приобщить их к традиционным народным обычаям и праздникам, создание на занятии такой психологической ситуации, в процессе которой у учащихся возникнут переживания, способствующие формированию чувства патриотизма.
IV. Актуальность и новизна
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения духовно – нравственных качеств личности, патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины через музыкальные занятия хоровым пением.
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Патриотизм, согласно С. И. Ожегову, — это преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Формирование чувств, в данном случае патриотических, осуществляется, во-первых, через воздействие на личность ученика и, во-вторых, через специальное воздействие на сферу его чувств. Воздействие на сферу чувств учащихся происходит при восприятии художественных, в том числе музыкальных, произведений, пение патриотических песен, участие в школьных и поселковых мероприятиях этого направления.
Музыкальные занятия хорового пения выполняют множество функций, которые, безусловно, необходимо востребовать в патриотическом воспитании современных кадетов: воспитательную, познавательно-просветительскую, компенсационную, коммуникативную, эстетическую, этическую, функцию отражения действительности. Разучивание вокальных произведений, содержание которых реализует следующее патриотическое значение: идея государственности; идея самоотверженного служения Родине; идея региональности; идея воинской службы несет в себе огромное воспитательное значение.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь воспитанника хора богаче и интереснее. В процессе его занятий в коллективе происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой его личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, наполняя её духовно-нравственным богатством.
Именно для того, чтобы любой воспитанник или кадет школы мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве и разработана программа музыкально-патриотического воспитания, направленная на их духовное развитие.
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые имеют разные стартовые способности. Новизна опыта состоит в том, что опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по развитию ключевых компетенций у учащихся.Впрограмме представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
В данных условиях программа музыкально-патриотического воспитания- это механизм, который определяет содержание обучения пению в хоре, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы музыкального воспитания кадетов.
Программа музыкально-патриотического воспитания в кадетском хоре позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности патриотического воспитания кадет, она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей кадет в хоре.
Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
V. Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы.
Программа музыкально-патриотического воспитания в рамках детского хорового коллектива кадетской школы имеет практическую значимость и может быть применена для работы в общеобразовательной школе.
Занятия хором дают возможность каждому из учеников реализовать свои музыкальные способности, радовать школьный социум и окружение школы своим творчеством, получить оценку и общественное признание в школе, своем городе. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
VI. Ведущие принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития голоса и воспитывать душу? Как помочь воспитанникам разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать учащимся, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.
Принципы обучения:
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастнымиособенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей безисключения;
- последовательности и систематичности изложения;
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видовмыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,
- оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом возрастной группесвойхор - сплоченный коллектив.
В основу программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесбережения;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Система обучения предусматривает занятия с детьми с 1 по 11 класс без специального отбора.
Продолжительность каждого занятия 45 минут:
1 – 4 классы - два раза в неделю – 68 учебных часов;
5 – 11 классы – два раза в неделю – 68 учебных часов;
Здоровьесбережение и гигиена голоса.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы и поэтому забота о здоровье детей- важная задача педагога. Учитывая состояние физического развития детей, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. С первых же знаний педагог начинает прививать учащимся навыки личной гигиены (опрятность костюма и причёски, чистота тела).
Хоровые занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. Необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата; внимательного и бережного отношения к своему голосу; о важности режима речи и пения ( особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования, правильное пение, несомненно, является средством охраны голоса.
VII. Формирование основныхкомпетенций
Хоровой коллектив, как детское творческое объединение дополнительного образования в школе, способствует формированию культурно – эстетической и культурно - досуговой компетентностейвоспитанников и кадет, создавая широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ими ценностей основного образования и более успешного усвоения его содержания, включая каждого ребенка в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения. Через компетентности дополнительного образования происходит развитие и реализация индивидуальных задатков и способностей ребенка, участие его в культурно-созидательной деятельности, стремление к познанию и творчеству.
Ожидаемые результаты заключены в виде ключевых компетенций воспитанника хора:
I. Музыкально-творческая компетенция – основная компетенция, которая характеризуется мотивационно-творческой активностью в единстве с достаточным уровнем развития музыкальных способностей воспитанника, которые позволяют ему достигнуть социально и личностно значимых творческих результатов через слушание музыки и овладение музыкальной грамотностью (умение определять музыкальные средства: темп, динамика, движение, направление звуков мелодии), концертные выступления;
2. Компетенция личностного самосовершенствования, которая подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной жизненной ситуации. Ребенок не только учится слышать и слушать окружающий мир, выражать музыкальными звуками свои впечатления и развивать свою эмоциональную отзывчивость, но и учится воспринимать нравственные и эстетические ценности искусства как средствадля формирования личной позиции.Восприятиеим своей национальной культуры сквозь призму мировой культуры, оценивание, тем самым, ее уникальность и неповторимость.
3. Коммуникативная компетенция–искусство общения с музыкальными произведениями. Восприятие, осмысление, осознание музыкального материала, расширение художественно-познавательных интересов и дальнейшее развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,их художественного вкуса и потребности в общении с искусством
– это еще и результат коммуникативного общения.
VIII. Содержание предмета «Хоровой класс»
Младший состав хора 7-11 лет – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе. Происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.
Старший состав хора 12-16 лет –закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, активная концертная деятельность, активная концертная деятельность, работа с солистами и малыми ансамблями.
Учебно-тематический план
Младший состав хора
дата |
Кол-во часов |
Тема |
Содержание деятельности
|
сентябрь
|
8 |
«Дыхание – основа вокала» |
Вокально-хоровые навыки. Певческая установка, дыхание. Теория: типы дыхания, нотная грамота: ноты и паузы и их длительность Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокально - хоровому пению.
|
октябрь |
10 |
«Соло – Ансамбль- Хор»
|
Артикуляция, дикция. Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Ноты на добавочных линейках. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. |
ноябрь |
6 |
«Нотная азбука» |
Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Ключи. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения. |
декабрь |
8 |
«Аккомпанимент и a capella» |
Интервалы /общая характеристика/. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Воспитание культуры пения |
январь |
7 |
«Унисон- основа хорового пения» |
Хоровой строй. Ансамбль звучания. Интервалы /чистые/.Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения. |
февраль |
8 |
«Виды многоголосья» |
Работа над произведениями. Разучивание произведений. Интервалы /малые и большие/ Освоение многоголосия. Пение учебно-тренировочного материала. Воспитание коллективного пения. |
март |
7 |
«Партия – партитура – дирижер» |
Разрешение интервалов. Работа над партиями. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения могоголосия. Воспитание культуры пения. |
апрель |
8 |
«Смысловая интонация» |
Обращения интервалов. Работа с солистами и ансамблями. Практика: учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в выработка единой манеры пения. Воспитание коллективного пения.
|
|
|
|
|
май |
6 |
«Обобщение» |
Нотная терминология. Обобщение. Воспитание культуры пения.
|
итого
|
68
|
|
|
Учебно-тематический план
Старший состав хора
дата |
Кол-во часов
|
Содержание деятельности
|
сентябрь |
8 |
Вокально-хоровые навыки. Голосовые регистры. Певческая позиция. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). Длительности нот и пауз. Ноты на добавочных линейках. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению. |
октябрь |
10 |
Артикуляция, дикция. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Интервалы (повторение). Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. |
ноябрь |
6 |
Звукообразование, звуковедение. Голосовые регистры. Певческая позиция. Интервалы (закрепление). Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения. |
декабрь |
8 |
Аккорд (общая характеристика). Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. |
январь |
7 |
Хоровой строй. Ансамбль звучания.Унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.Воспитание коллективного пения. |
февраль |
7 |
Лады народной музыки. Пение многоголосия.Работа над произведениями. Разучивание произведений. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения. Воспитание коллективного пения. |
март |
7 |
Работа над партиями. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия. |
апрель |
8 |
Обращения аккордовв. Работа с солистами и ансамблями. Практика: учебно - тренировочный материал на развитие вокальных навыков пения в разных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями. Работа над смысловой интонацией, импровизация. |
май |
7 |
Нотная терминология. Обобщение. Воспитание культуры пения.
|
итого |
68
|
|
В случае успешной апробации программы «Хоровой класс» у ее участников должна сформироваться система специальных знаний, умений и навыков:
1. Наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству.
2. Умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью слова и музыки.
3. Навыки коллективного хорового исполнительского творчества.
4.Навыки исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
5. Знание устройства и принципов работы голосового аппарата.
6. Владение всеми видами вокально-хорового дыхания.
7. Умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях.
В результате воспитательной деятельности воспитанники должны получить:опыт творческой деятельности;радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;навыки коллективного творчества;возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
IX. Ожидаемые результаты
На уровне педагога:
участие вконкурсах, фестивалях различного уровня,
проведение отчетных концертных программ,
участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации.
На уровне воспитанников коллектива:
формирование и поддержание интереса к данному курсу,
результативность участия всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах, фестивалях,заинтересованность в личном творческом росте.
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Оценка успешности реализации программы «Хоровой класс» идет через результативность конкурсных выступлений творческого коллектива (Умение артистично выступать перед публикой. Умение реализовывать поставленные цели. Умение донести до слушателей музыкальный образ, смысл музыкального произведения).
Чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.
X. Репертуарный список
- «Горячий снег» муз А. Пахмутова, сл. М. Львова
- «Дети блокады» муз Соловьёв – Седой, сл. Л. Шахова
- « Имя города» муз
- « Лененградки» муз.
- « Ленинградские Мальчишки» муз. И. Шварца, сл. В. Коростылёва
- « Ленинградцы»
- « Марш Российского солдата»
(В. Чекалин, А. Гордеев)
- «Матери погибших сыновей» Автор не известен
- « Мы единое целое» муз и сл К.Губи
- Песни войны не умрут никогда муз. А. Дерябина, сл. В. Тихомиров
- «Ромашка» муз. Е. Птичкин, сл. А.Поперечного
- «Счастье»
- «Хотят ли Русские войны»
- «Честь имею» автор муз и слов О. Дубова
- « Это наша Россия» Автор
- «Алтай»
- «На всю оставшуюся жизнь» муз. В. Баснер, сл. П. Фоменко, Б.Вахтин
- «Идет солдат по городу» муз. В.Шаинский,сл.М. Танич
- « Служить России» муз. сл. И.Резник
- « С тобой и за тебя, Россия» муз.
- «Гимн кадет» муз.
- «День победы» муз.
- « Армия моя»
- «Песня защитников Москвы» сл. А.Суркова, муз. Б. Мокроусова.
- « Бессмертные полки» муз. Ж. Колмагорова, сл. В. Плетнева
- «Победная весна 45» муз. и сл.
- «Мы Русские» муз.
- « Славься» муз.
- «Юнкера» Строевая песня Николаевского кавалерийского училища
- «Жить» сл.и муз. О.Газманов
- « Встань за веру Русская земля» В.И. Агапкин,А.Михалёв
- «Баллада о солдате» муз.
- «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
- « Аист на крыше» муз. Д.Тухманов, сл. А Поперечный
- « Мы желаем счастья вам» муз.
- «Травы луговые» сл.
- «Солнечный круг» муз.
- « Военные марши» сл.
- « Красивые мамы»
- «Мамы» муз. Ю.Чичкова сл. К. Ибряева
- «День Победы» сл. и муз. С. Еремеева
- «Давайте сохраним» муз. В. Серебрянникова, сл. М. Старшинова
- «Марш» муз. Я. Дубравина сл. В. Суслова
- «Звуки» муз. В. Бибергана, сл. Н.Огорева
- «Дорога добра» муз. М.Минкова. сл. Ю.Энтина
- «Родина моя» муз. Д.Тухманова, сл. Р. Рождественский
- «Хоть глазочком» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина
- «Вверь нам Россия» муз и сл Т. Симоновой
- «От героев былых времен»
- «Если завтра война» муз. Д.Покрассов, сл.В. Лебедев – Кумач
- «Россия» муз.О.Канцедал, сл. К.Зайцева
- « В путь» из к\ф «Максим Перепелица»
- «Главный праздник» сл. Н.Мазанов, муз. Н. Мухамеджанова
- « Слава героям» сл. и муз. В. Голикова
- «Россия, вперед!» из репертуара О. Газманова
- «Кадеты» муз. С.Эссаулова, сл.А. Юматова
- «Сочиненье о весне» муз. Я. Дубравин, сл. Н.Просторова
- «Алые паруса» слова и музыка Владимира Ланцберга.
Работа с музыкальными сайтами в интернете: подбор фонограмм, песен, музыкальных презентаций, видеоматериалов.
XI. Условия реализации программы
1. Хорошо проветриваемое просторное помещение
2. Фортепиано
3. Стулья
4. Акустическая система для пения под фонограмму
5. Микрофоны
XII. Основной список литературы
1.Петрова Л.П., Иванова С.Н., Прохоров Е.И. Детская хоровая студия.
Программы для учреждений дополнительного образования детей.М., 2004.
2. Петрова С.Н. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских
хоровых коллективах М.1985г.
3.Усачев В.В. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе. Львов., 1991.
4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. –
СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
5. Гонтаренко Н.Б. Пение: секреты вокального мастерства Изд. 2-е – Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительный список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
- Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
- Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
- Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
- Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
- Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
- Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
- Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
- Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.
Краткая аннотация работы
Организация духовно-нравственного воспитания кадет
через работу хорового коллектива МБОУ «Кадетская школа»
«От цели доброй становятся добрыми. Чем выше цель, тем чище и совершеннее дело» – эти слова принадлежат святителю Феофану Затворнику. Из XIX века, когда богослов сформулировал постулаты нравственности, ведет ниточка в наше время, в Бийскую кадетскую школу, где вот уже более 20 лет существует муниципальный кадетский хор.
Музыкальные занятия хором занимают одно из ключевых мест в системе духовно-нравственного воспитания кадет. Еще В. Сухомлинский подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое - к человечному».
Бездуховность угрожающе «оплетает» души детей со всех сторон: в обществе с изменившимся в худшую сторону нравственным климатом; в средствах массовой информации. Думается, что наступило время конкретных действий всех тех, кто может и должен влиять на судьбы детей.
Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности кадета, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключенное в русских народных и композиторских песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информация, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание. Включение в вокальный репертуар, осваиваемый кадетами на занятиях хором, подобных вокальных произведений обеспечивает возможность этнической самоидентификации с народной национальной культурой, национальными традициями.
Широко известны слова А. В. Суворова «солдат без песни, что без оружия». Генералиссимус использовал игру оркестра и бой барабанов для поднятия боевого духа войск, потому, что в здесь музыка выполняет воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир воинов, синхронизируя и ритмизируя их движения, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Так, гимн Российской Федерации, являясь одним из элементов государственной музыкальной символики, сплачивает и вдохновляет всю нацию, и является мощным средством патриотического воспитания детей и юношества.
Военные ритуалы, где музыкальное сопровождение играет огромную роль, реализует, среди прочих, эмоционально-чувственную и эстетическую функции, вызывают эффект сопереживания и подражания, когда патриотические идеи и взгляды, переходя во внутренний мир личности, становятся жизненной позицией современного подростка.
Давно известно, что только культура в ее духовном измерении способна открыть дверь в будущее. И начинать освоение ее, как показывает практика, нужно как можно раньше. Пример кадетского хора, в котором заняты обучающиеся школы с 1 по 11 класс, это вполне подтверждает. В этот коллектив не приходится «загонять» воспитанников и кадет. Наоборот, войти в этот творческий союз детей и педагога является для них большой честью.
«Главное, чтобы ребенок хотел петь»,- от этого правила никогда не отступает руководитель хора Гладкова Наталья Владимировна. Стремясь сохранить контингент его участников, она сумела таким образом выстроить свою работу с коллективом, что это уже практически единый «творческий организм», который живет, показывая высокую результативность своей деятельности.
Деятельность творческого коллектива реализуется через программу «Хоровой класс» (разработчик НВ Гладкова, рецензия НВ Романенко, БГМК, 2015 г.). Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые имеют разные стартовые способности. Её новизна в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
В хоре занимаются дети от 7 до 18 лет, причем занятия строятся по системе: от простого к сложному. Работая по этому принципу, обеспечивается главное – ребята начинают петь, поддаваясь общим устремлениям. Репертуар, который они разучивают, нельзя назвать легким – это и патриотическая музыка, и классические произведения, и песни военных лет. Так формируется особое отношение детей к музыкальной культуре как выражению души народа, его мировоззрения, его менталитета.
Программа музыкально-патриотического воспитания в кадетском хоре позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности музыкально-патриотического воспитания кадетов, она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей кадетов в хоре.
Содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Программа музыкально-патриотического воспитания через занятия в хоре имеет практическую значимость и может быть применена для работы в любой общеобразовательной школе. Так как, увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, они более открыто принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.