Где растет хлеб
Методический материал. Разработка образовательной деятельности. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа муниципального района Похвистневский Самарской области 1.Пирхелева Галина Леонидовна, ГБОУ СОШ с.Старопохвистнево Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Колосок», воспитатель, I категория,446490 Самарская область, Похвистневский район, с.Старопохвистнево, улица Советская д.69 т. 89270077901 2.Табакова Валентина Александровна, ГБОУ СОШ с.Старопохвистнево Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Колосок», воспитатель, 446490 Самарская область, Похвистневский район, с.Старопохвистнево, Возрастная группа: старшая группа Тема «Откуда пришел хлеб?» Цель: создание условий для формирования понятии: путь хлеба от земли до стола. Интеграция образовательных областей: 1.Социально-коммуникативное развитие: « развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками», «развитие самостоятельности, отзывчивости, сопереживания»; 2. Познавательное развитие: « развитие познавательной мотивации», «развитие воображения и творческой активности», «формирование первичных представлений об окружающем мире»; 3. Речевое развитие: « обогащение активного словаря», « развитие связной, правильной речи», « развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха»; 4. Художественно-эстетическое развитие: « формирование элементарных представлений о видах искусства», « восприятие художественной литературы»; 5. Физическое развитие: « овладение подвижными играми с правилами»; Задачи: • Формировать умение различать зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя, поговорить об их использовании людьми. Учиться проводить эксперименты, делать выводы. • Развивать восприятие, образное и ассоциативное мышление, внимание, творческие способности детей. • Формировать связную речь, подбирать описательные прилагательные, расширить словарный запас. • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважать труд взрослых. • Воспитывать интерес к окружающему миру, чувство коллективного взаимодействия. Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, комбайн. Методы и приемы: - практические- игровой метод - наглядные- карточки с изображением продуктов питания - словесные- пословицы, стихотворение. Оборудование: картинки с изображением продуктов, тарелка с ржаной и пшеничной мукой, хлеб пшеничный, ржаной и батон, мешочки сшитые из мешковины с зернами пшеницы, ржи, овса, ячменя, ноутбук, презентация на тему «Откуда пришел хлеб?». Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Игровая Игры:«Сложи правильно», «Назови, какой бывает хлеб». Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, словесные игры, пословицы, ситуативные разговоры, вопросы. Музыкальная Слушание. Познавательная Экспериментирование, просмотр презентации. Восприятие (художественной литературы и музыки) Рассказывание, чтение. Двигательная Физминутка – «Ветер дует». Логика образовательной деятельности Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1. Организационный момент. Воспитатель под русскую народную музыку читает: Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как неба, на всех За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех. И хлеб - соль – это русский обычай, Словно символ людской доброты. (С.Коршун) Внимательно слушают педагога Проявляют интерес к поэзии 2. Беседа воспитателя с детьми. -Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? -А вчера? -А что было на обед? -Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? -Как вы уже догадались, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. Словесная игра «Назови, какой бывает хлеб» Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы. Дети встают в круг, ловят мяч, называют описательные прилагательные и обратно кидают мяч воспитателю. Излагают мысль по заданной теме и отвечают на поставленные вопросы полными предложениями; подбирают описательные прилагательные. 3. Рассказ воспитателя: «Из чего пекут хлеб?» -Пекут из муки, добавляя дрожжи, сахар, соль, воду. Но главное - мука. Хлеб бывает черный и белый (показывает). Почему он отличается? Правильно, молодцы, его пекут из разной муки. Мука получается при размалывании зерен, которые выращивают люди на полях. Белый хлеб еще называют пшеничный. Значит из какой муки его пекут? А черный хлеб называют ржаным. Почему? Дети внимательно слушают, рассматривают булки белого и черного хлеба,отвечают на вопросы воспитателя Задают вопросы по теме. Отвечают на поставленные вопросы, дополняют предложения, расширяют словарный запас. 4. Знакомит детей последовательностью добычи хлеба. -Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? -А, как он в магазин попал? Хотите узнать? Сначала зерно сеют в землю специальными машинами, сеялками. Потом вырастают колоски, зёрна собирают комбайны и грузовые машины отвозят зерно на элеватор. Там его перебирают от мусора и чистое зерно отвозят на мельницу.Там зерно перемалывают в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь? Дети внимательно слушают, рассматривают зерно в мешочках, пробуют на ощупь муку. Отвечают на вопросы. Проявляют интерес к рассказу воспитателя, активно общаются и взаимодействуют друг с другом. 5. Физкультминутка: Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо. Клонятся цветы и травы. А теперь давайте вместе. Все попрыгаем на месте Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. Дети слушают текст и выполняют движения Согласовывают действия со словами. Рационально используют запас воздуха. 6. На мольберте раскладывает иллюстрации. -Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? - Какие нужны компоненты? Внимательно слушают воспитателя и просматривают иллюстрации Проявляют интерес к картинкам; отвечают на поставленные вопросы полными предложениями; 7. Дидактическая игра: « Сложи правильно». Принимают участие в игре, соблюдая правило игры Играют с интересом. Раскладывают карточки в правильной последовательности. 8. Предлагает посмотреть презентацию «Откуда хлеб пришел?» – Видите, ребята, сколько труда нужно, чтобы мы с вами ели каждый день хлеб. С большим интересом смотрят презентацию. Дети знакомятся новыми видами спецмашин: сеялка, комбайн. 9. Приглашает детей к столу, где стоит форма для рассады. Рассматривает с детьми пророщенный овес. -Чтобы понять, как выращивают зерна на полях, мы с вами провели эксперимент. Посеяли в землю зерна овса. Поставили на подоконник, на солнышко, поливали водой. Через неделю появились дружные всходы. В результате проведенного эксперимента какой мы сделали вывод? Дети рассматривают пророщенный овес, который сеяли сами. Слушают и отвечают на вопросы, сами задают вопросы, дополняют рассказ воспитателя рассказом из личного опыта. 10. Вместе с детьми идет на палас. Обращает внимание детей, как нужно обращаться с хлебом. - В народе говорят «Хлеб всему голова». А вы знаете пословицы о хлебе? Дети встают в круг, внимательно слушают, называют пословицы, интонационно выделяя слово хлеб. – Хлеб на столах- счастье в домах. – Хлеб, соль, вода- живая еда. - Хочешь есть калачи -не сиди на печи. - Сей хлеб в пору, будет хлеба горы. Четко и интонационно проговаривают пословицы. 11. Рефлексия: 1.О чем было наше занятие? 2. Какой эксперимент мы проводили? 3. О чем смотрели презентацию? 4. В какие игры играли? 5.Что понравилось? Почему? Отвечают на вопросы. Грамотно составляют предложения. Активно принимают участие в обсуждении. 12. Благодарит за хорошую работу. И предлагает угощение - овсяное печенье с изюмом. Желает приятного аппетита! Садятся за стол и угощаются печеньями. Благодарят за угощение. Итоговое мероприятие (Выставка рисунков. Тема: Хлеб всему голова) Литература: 1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007. 2. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010. 3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М., 1999. 4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2014г.