Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе в рамках работы на экологической тропинке»

МБДОУ Детский сад №131 г. Уфа

Автор: Ткаченко Юлия Анатольевна, воспитатель 

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе в рамках работы на экологической тропинке»

Актуальность проблемы.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта:

создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Участники проекта:

- дети средней, старшей, подготовительной группы детского сада;

воспитатели; родители;

Вид проекта:

долгосрочный, творческо - познавательный

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Продукты проекта:

макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.

Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, желание различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).

10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями .

12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

В природе все взаимосвязано.

В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Ресурсы проекта:

1. Материал флоры и фауны средней полосы России: иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии.

2. Программы по экологическому воспитанию дошкольников:

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,

Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

3. Уголки природы в каждой возрастной группе.

4. Общий цветник, огород и фруктовый сад для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

5. Лесопарковая зона города Уфы.

6. Экологическая тропа на участке детского сада.

7. Опытническая зона в группе. Огород на окне в группе.

8 Детская библиотека.

9 Видео - и аудио диски познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

План действий по реализации проекта.

1 этапПодготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки: май.

2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки: июнь - октябрь.

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.

Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.

Оформить карту экологической тропинки в групповом уголке природы.

6. Посадка цветника, уход за цветами.

7. Посадка саженцев деревьев и уход за ними.

8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

9. Цикл практических занятий по изучению правил поведения в природе, наблюдений на экологической тропе.

10. Операция «помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

11. Операция "Подарок птицам. Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

12. Познавательное развлечение "Праздник птиц" в старшей группе.

13. Экологические занятия по темам «Воробьи зимой», « Галка», «Вороны» «Муравьи», «Стрекоза», «Перелетные птицы».

14 Экскурсия в березовую рощу «Апрель с водой, май с травой».

Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

15.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов.

16.Целевая прогулка по экологической тропе для старших, подготовительных групп «Птичий город».

17.КВН: «Растения, животные, насекомые. Кто они?»

18. "Напиши письмо лесовичку ". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа"

19. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов .

20. Оборудование в саду уголка "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

21. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.

22 Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

23. Организация в ДОУ библиотеки видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы". (О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и так далее).

24. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа".

Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.

Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа"

1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.

3. Обобщение уровня обогащения предметно - развивающей среды в группе и в целом в детском саду.

Результаты реализации проекта:

созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по экологической направленности;

разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе;

уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками составляет 94 %.

Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Невысокая профессиональная компетентность отдельных

воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.

4. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими

исследованиями на высоком методическом уровне.

5. Могут быть упущены отдельные направления экологического

проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Предупреждение рисков.

1. Распределить среди членов педагогического коллектива

ответственных за выполнение отдельных направлений экологического

проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за

реализацией плана действий проекта по своему направлению.

2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации

детских исследовательских проектов.

3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения

профессиональной компетентности по экологическому воспитанию

дошкольников.

4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей

провести в группах родительские собрания по разъяснению

запланированных задач по экологическому проекту "Экологическая тропа", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Обследование детей показали, что уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками подготовительной к школе группы на конец учебного года составляет 93%.

Создание экологической тропинки и организация работы на ней.

В качестве объектов экологической тропинки в детском саду  были взяты различные виды пород деревьев, кустарники, лекарственные растения, растения цветника, муравейники, гнездовья птиц, огород.

Этапы создания и оформления тропинки

1 Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление карты – схемы экологической тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учетом возраста детей.

3. Выбор вместе с детьми хозяина лесной тропинки – сказочного персонажа – Михаила Топтыгина.

4. Составление паспорта всех точек тропинки.

5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада.

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного .отношению к природе

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, целевые прогулки, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности, используя как выносные знаки для обозначения объектов, так и другие выносные наглядные пособия.
Паспорт объектов экологической тропинки детского сада.

Паспорт проекта «Экологическая тропа».

Вид проекта: Творческо-исследовательский

Продолжительность: долгосрочный (в течение учебного года).

Участники: дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область: ознакомление с окружающим

Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.

Цели проекта: формирование экологически-грамотного отношения детей к природе.

Задачи проекта: сформировать устойчивый интерес к природе, закрепить знания детей о природе.

Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения.

Роль родителей в реализации проекта: сбор материала по теме «Экология. Охрана природы».

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение муз работника, инструктора по физкультуре, психолога.

Работа с воспитателями: консультации для воспитателей.

Продукт проектной деятельности: конкурс поделок «Насекомые», конкурс рисунков «Охрана природы» , экскурсия по осенней тропе, по весенней тропе.

Мультимедийная презентация (презентация слайдов): презентация «Живой мир», презентация «Животные».
Объект «Хозяин экологической тропинки» 

Объект для наблюдений: Михаил – Топтыгин Цель: Беседы со сказочным персонажем, эмоциональный настрой детей.

Объект «Березовая роща»

 Объекты для наблюдений: березы. Цель; изучение и наблюдения берез в разные времена года. Объект: «Зеленая аптека» 

Объекты для наблюдений: крапива, одуванчик, подорожник, мята перечная, календула, ромашка, лопух и другие. Цель: наблюдать за ростом и развитием растений в разные времена. 

Рекомендации по организации работы с детьми: наблюдения, рассматривание цветов, листьев, плодов. Труд на грядке. Посадка новых растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме. Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения. Игры с детьми «Мы растения» « Чем полезно растение?», «Чей листок?»

Объект «Лиственные деревья» 

Объекты для наблюдений: березы, осины, клены, дуб, ивы 

Рекомендации по организации работы с детьми: экскурсии и наблюдения за деревьями в разные времена года. Сравнение их между собой, забота человека о деревьях, Проведение исследований (измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева.), связь с животными. Игры с детьми: «К дереву беги», «С какого дерева листок», «Чьи детки», «Узнай дерево по силуэту». Объект «Кусты»

 Объекты для наблюдений: сирень, спирея, черноплодная рябина.

 Рекомендации по организации работы с детьми: экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года, Исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы. Чем отличаются от деревьев. Общее и отличие кустов между собой, связь с животным миром, польза для человека, забота человека.

Объект «Плодовые деревья» 

Объекты для наблюдений: яблони.

Рекомендации по организации работы с детьми: наблюдения за плодовыми деревьями в разные времена года, рисование яблони в весенний и осенний периоды.

Объект «Хвойные деревья» 

Объекты для наблюдений: одинокая сосна, красивые елочки, голубые ели. 

Рекомендации по организации работы с детьми: Наблюдения за деревьями в разные времена года, сравнение деревьев между собой. Сравнение хвойных и лиственных деревьев. Организация дидактической игры: « Кто дружит с елью»,« Кто дружит с сосной», « Кто с кем дружит». Роль хвойных деревьев в жизни человека, забота человека о хвойных деревьях.

Объект «Клумба» 

Объекты для наблюдений: настурции, бархатцы, георгины, ромашки, циннии, маки, нарциссы, флоксы и другие.

 Рекомендации по организации работы с детьми: изучение и наблюдение растений в летний период, труд с детьми, прополка, полив, рыхление, посадка новых растений. Сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связям с насекомыми. Беседы о роли человека в жизни растений.

Объект «Птичий город» 

Объекты для наблюдений: Весной – грачи. Зимой – синицы. Воробьи, снегири, летом – различные пролетающие птицы – галки, вороны, сороки. Голуби и т. д. 

Рекомендации по организации работы с детьми: наблюдение и изучение жизни птиц в разные времена года, их связи с изменением времен года, организация подкормки зимующих птиц. развешивание домиков для птиц весной, организация наблюдений за поведением птиц во время неблагоприятных условий. Игры: « Зимующие – перелётные птицы», «Гуси – лебеди», «Скворцы и кошка», « Птица без гнезда» и другие.

Объект «Белые колокольчики» 

Объект для наблюдения: ландыши.

 Рекомендации по организации работы с детьми: наблюдения за ростом и развитием ландышей, учить устанавливать взаимосвязи между поведением человека и природой, учить оценивать свои поступки. Развивать у них желание оберегать и преумножать природу.

Народные приметы

  • Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
  • Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.
  • Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.
  • Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.
  • Если весною на берёзе много почек — просо будет обильное (
  • Если берёзовая шишка натрое весною — то овёс хорошо родится.
  • Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся.

Русские пословицы, поговорки о берёзе

  • Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье
  • Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Бела береста — да дёготь чёрен.
  • Тонка берёза, да разуму учит.
  • Для врага и берёза — угроза.
  • Сок берёзовый с мякотью.
  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (загадка)

ОСИНА

Народный фольклор создал вокруг осины ореол мистики и таинственности. В пословицах и поговорках она характеризуется нелестно:

"Осина некрасива, сучкаста и шумлива".

"Осина не горит без керосина".

"Осина все шепчется, проклятое дерево".

"На осине кровь под корою" (кора под кожицей красновата).

"На осину заговаривают лихорадку и зубы" (трут корой десны до крови).

Осину называют «дрожащим тополем». Ствол у неё гладкий, серо – зеленый. Листья крепятся на гибких плоских черешках. Это красивое, стройное дерево. Любой ветерок приводит лист в движение. В народе говорят: «Дрожит, как осиновый лист». Под осиной растут грибы подосиновики. Осина растет группами, место, где растет много осин, называют осинником. В зимний период времени её ветками питается лось, грызут кору зайцы и мыши. Хорошо наблюдать за ней в начале осени, когда она меняет цвет листьев на багряный. Среди зелёных веток сосны и ели выделяется её экстравагантный наряд. Листья осины можно использовать для составления композиций и узоров. Осина обладает целебными свойствами. Из её древесины изготавливают поделки, используют в строительстве русской бани. При нагревании осиновые доски издают приятный запах.

Целебные свойства осины

Осина – уникальное по своим целительным свойствам дерево. С точки зрения энергетики – она забирает, подавляет плохую энергию. Но более интересно ее применение в народной и традиционной медицине. Химический состав осины следующий:

Кора содержит углеводы (глюкозу, фруктозу, сахарозу и др.), ароматические кислоты, дубильные вещества, высшие жирные кислоты .

В почках найдены углеводы ароматические кислоты, дубильные вещества, эфирные масла. С почек осины пчелы собирают клей, который затем перерабатывают в прополис.

Осина

Мерзнет осинка, дрожит на ветру,

Холодно в холод, жарко в жару

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться нашей осинке.

ДУБ

Дуб - это одно из самых энергетически сильных деревьев. Дуб на Руси всегда считался святым деревом, деревом, связанным с мужской энергией и мощью. Не зря мужчину сравнивали с дубом. С этим деревом связано огромное количество преданий и легенд, начиная от притчи о смерти Кощеевой, хранящейся в ларце на заветном дубе, до предания о конях царя подземного мира, скрытых под корнями трехствольного дуба. Действительно, дуб - дерево очень непростое. Оно проводит в наш мир энергию планеты Юпитер и непосредственно связано с зодиакальным знаком Стрельца. Эти энергии определяют мировые процессы, судьбы людей и народов, позволяют людям, в полной мере овладевшим ими, управлять и своей собственной судьбой, и судьбами других. Поэтому дубы считаются священными деревьями не только у нас, но и во всех странах, где они произрастают.

В дубовых рощах всегда стояли храмы и святилища, там же лечили людей. Энергия этого дерева обладает силой, способной "и мертвого поднять", как говорили наши предки. Дуб - дерево-проводник, соединяющий человека с миром и Вселенной. Поэтому, если человек сумел наладить с ним контакт, дерево может подарить ему такие силы, которые не только продлят ему жизнь, но и окажут благотворное влияние на судьбу его детей и внуков - иногда вплоть до пятого поколения.

Не применяя никаких особых магических и экстрасенсорных методов, получить от дуба частичку его силы и здоровья может любой человек. Для этого:

а) надо чаще гулять в дубовых рощах;

б) по возможности использовать предметы из дуба в своем обиходе (особенно большая сила передается человеку через дубовые полы или через стены дома, построенного из дубовых бревен);

в) никогда нельзя ломать или рубить дуб для потехи.

Дуб - одно из немногих деревьев, способных передавать информацию на громадные расстояния. И если вы искалечили дуб в Киеве и решили подпитаться силой от дерева, растущего, например, в Житомире, вы ничего хорошего не получите. Ибо он уже знает о случившемся и смотрит на вас как на варвара, которого надо наказать за бесчинство. В отличие от большинства деревьев, сильно связанных с другими деревьями той местности, где они растут, дубы - единоличники. Они обладают энергетическими связями только с деревьями своего вида, независимо от расстояния между ними. Это и позволяет им, как и сосне, спокойно произрастать в одиночестве, ничуть не теряя от этого своей силы.

С удовольствием сажали дубы на Руси возле самого дома - они помогали на долгие годы сохранить здоровье и силы.

Дубовая древесина мало подвержена гниению, так как хранит огромные запасы светлой энергии, которые отдает столетиями. Строения и мебель из дуба могут согреть душу и поднять силы и здоровье не одного поколения.

СОСНА.

У сосны длинные темно – зеленые иголки. Ствол могучий с раскидистыми ветками Кора у молодых сосен нежная, у старых – бугристая, многослойная , с глубокими трещинами, из которых выделяется смола. Место, где растет большое количество сосен называют сосновым бором. В жаркую и дождливую погоду от хвои сосен исходит приятный запах, который успокаивающе действует на человека. На ветках сосны отдыхают птицы, устраивают гнёзда белки, дятлы делают дупла, в которых выводят свое потомство. В лесу сосна высокая, а на открытом месте преземистая, ветки раскидистые. Под соснами растут грибы: маслята, рыжики, лисички, грузди. Шишки у сосны небольшого размера, в них находятся семена, которыми питаются птицы. При попадании семян в землю они быстро прорастают. Живет сосна до 600 лет. Хвою она меняет в течении года.

В Калининградской области (район Куршской косы) есть необычное место, которое местные жители называют "Пьяный" или "Танцующий" лес. Это лесопосадка 80-х годов, где на одном квадратном километре растут удивительные деревья - их стволы изогнуты, скручены или извиваются петлями. Причина этого явления неизвестна, но есть еще насколько похожих мест на нашей планете, например датский «Лес Троллей». Молния очень часто бьет в ель и сосну (а также в дуб), хотя при этом почти не трогает некоторые другие деревья: тополь, вяз или орешник.

Загадки о сосне

Что же это за девица

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

Но в иголках круглый год. (Сосна или ель)

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей –

Кабанов, волков медведей. (Сосна)

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Сосна)

Пословицы и поговорки о сосне

Сосна кормит, а липа обувает.

Всяка сосна лишь своему бору шумит.

Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.

От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

Ель не сосна, шумит неспроста. С бору, да с каждой сосенки.

ЕЛЬ. 

Ель растет на всей территории России, её стройный силуэт виден издалека. Темно – зеленый цвет «юбочек» выделяется издалека. На голубом фоне неба. Место, где растет много елей, называют ельником. Как правило в ельниках сумрачно и тенисто. В народе говорят «Ель – не сосна, шумит неспроста». Вместо листьев у ели иголки, короткие и колючие. Ветки упругие, эластичные, выделяют особую смолу. Летом на них появляются шишки. Зимой. В сильные снегопады, ветки ели неломаются. Корни ели расположены у самой поверхности почвы. Ель любят птицы, мелкие звери. Под ней растут мох, грибы.

Насчитывается 36 видов ели. В РФ — 11 видов, из которых наибольшие площади занимают: Ель европейская, сибирская, финская, восточная.

Ель сибирская достигает высоты до 30 м, близка к ели европейской. Отличается более мелкими шишками, способностью переносить более суровые зимы. Распространена от Северо-Восточной Европейской части РФ по всей Сибири до побережья Охотского моря и в горных р-нах Урала, Алтая, Саян. Соседствует с пихтой, лиственницей, сосной, берёзой, осиной и др. древесными породами, нередко образует чистый древостой. Занимает площадь около. 25 млн. га.

Наиболее крупные лесные массивы с преобладанием Ели сибирской сосредоточены на Урале, в Западной и Восточной Сибири. Голубая разновидность ели сибирской с южного побережья оз. Байкал и предгорий Восточного Саяна под угрозой исчезновения.

Детские загадки про елку:

Она зимой нарядится 
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика –
Красавицу спасу! (Елка)

Колкая Принцесса явилась к нам из леса. (Ёлка.)

Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи. (Ель.)

Почему сосна и ель вечнозеленые?

Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в теплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Все живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.

Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать — не знает. Неужто так и придется погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки пере­зимовать», — подумала птичка и, оберегая свое раненое кры­лышко, поскакала к лесу.

На опушке леса стояла кудрявая красавица-береза. Птичка к ней с просьбой:

—Береза-березонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

—Веток у меня много, листьев еще больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, — ответила береза.

Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит — стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:

—Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые теплые ветки до весны прожить.

—Вот еще придумала, — ответил дуб. — Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного желудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая свое раненое крыло. Приблизилась к речке, видит — на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла,

—Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних теплых дней, — просит и ветлу бедная птаха.

—Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу, — гордо ответила ветла.

Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто ее, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.

Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зеленая ель.

—Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? — спросила она птаху.

—Куда иду, и сама не знаю, — ответила та.

—Как же не знаешь? — удивилась ель.

—Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу,— печально сказала птичка. — Иду, куда глаза глядят.

- А что же ты со своими подругами не улетела?

— Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел.

—Ах, бедняжка! — жалостливо воскликнула сердобольная ель. — Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку — она самая теплая.

Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

—У меня ветки не такие густые, не такие теплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, — сказала она.

Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла ее от холодного ветра.

Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.

—Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.

Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он все же спросить у Мороза:

—Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

Царь холода, Мороз, сказал:

—С берез, с ветел — со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелеными.

Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелеными.

ИВА

Белая или ветла селится по берегам реки озер. Это дерево высотой до 30м. Её ветви с беловато – серебристыми листьями низко наклоняются над водой. Кажется, что дерево горько плачет о чем – то, непонятном людям. Кустарник, который произрастает по берегам рек, озер и болот, словно зеленые стены из гибких прутьев. Ни одно другое дерево так не защищает берега от обрушения. У ивы красивые – длинные и острые листья. Аромат ее цветов притягивает насекомых. Иву можно встретить и в черте города, там, где происходит большое скопление влаги после дождя и таяния снега Кора ивы обладает лечебными свойствами, её используют при многих болезнях. Не менее интересна и ива ломкая или ракита. Кудри в речку опустила И о чем – то загрустила, А о чем она грустит, никому не говорит

КЛЕН.

 У многих народов это большое красивое дерево с пышно развитой кроной издавна пользуется любовью и о нем сложены прекрасные легенды, стихи и песни. А в Канаде кленовый лист красуется даже на государственном флаге и гербе страны. Широко расселился он по свету. Во всем мире насчитывается около 150 видов клена. В Европе самый распространенный клен остролистный, в Северной Америке - и американский.

Клен остролистный легко отличить от остальных по крупным 5-7-лопастным листьям. Да и семена у него оригинальные: при падении вращаются, как пропеллеры. Отличается он от других видов клена и долговечностью - живет до 200-300 лет. Чистых насаждений обычно не образует и растет чаще всего в дубравах и ельниках в виде примеси. К почвам не очень требователен, растет быстро.

Массовое опадание семян у клена начинается после первых морозов. А ранней весной на проталинках среди снега нередко можно увидеть ярко-зеленые всходы кленов. Им не страшны весенние заморозки и летние солнцепеки.

Клен зацветает рано, в первой половине мая. Порой еще и листья не успевают распуститься, а ветки дерева уже покрываются желтовато-золотистыми букетиками цветков. Их нежный аромат издалека чувствуют пчелы. После долгой зимовки они охотно летят на свою первую «медоносную базу» и с одного гектара могут взять до 200 килограммов меда. Конечно, клену далеко до нектарной продуктивности липы. Но липа цветет поздно, обычно в начале июля, а клен выручает пчел уже в мае. Ранние же медоносы пчеловоды особенно ценят. Кленовый мед светлый, душистый, приятный на вкус.

Хорош и кленовый сок, получаемый при подсочке дерева.

Не нуждается в рекламе прочная и сравнительно легкая древесина клена. Ее особенно ценят специалисты по изготовлению клавишных музыкальных инструментов и спортивного инвентаря, мебельщики и строители. Из нее всегда считались лучшими топорища и колодки для рубанка и фуганка.

Клен - непременный представитель парков, садов и скверов, желанный гость новых городских микрорайонов. Специалисты по озеленению считают его лучшим тенистым деревом. Из него создают прекрасные аллеи. Им обсаживают улицы и автомобильные дороги.

Однако вызывает тревогу то, что с каждым годом в наших лесах это дерево в спелом возрасте встречается все реже и реже, а в ряде мест в связи с массовыми вырубками вообще начинает исчезать. Этого нельзя допускать. Отношение к клену должно быть бережное

ЯБЛОНЯ.

Яблоня относится к роду листопадных кустарников и деревьев семейства розовых с кисло-сладкими и сладкими шаровидными плодами. Деревья яблони высотой от 2, 5 и до 15 метров, на сегодня известно её 36 видов. Самые распространенные виды – культурная или яблоня домашняя, низкая и китайская.

Долговечность яблони 20-50 лет.

Широкая его крона с весны до осени одета желто-зеленым нарядом небольших продолговато-округлых листьев, зимой же деревья стоят голыми. Прежде чем обрядиться в молодую листву, они сплошь покрываются молочно-розоватой пеленой буйного цветения.

Да, яблони - украшение десятков тысяч садов. Каждому садоводу известно, что среди всех плодовых растений умеренных широт яблоне принадлежит по площади и по урожаям первое место. Яблоневые сады во всех странах занимают около 3 миллионов гектаров, а ежегодные урожаи превышают 11 миллионов тонн сочных красивых плодов. Не менее 80 процентов наших садовых деревьев - яблони  (3 миллиона тонн яблок в год). Но песня - о всяких яблонях: культурные сорта происходят в конечном счете все от тех же диких видов удивительного дерева - яблони, удивительного прежде всего своей судьбой...

Дикая яблоня относится к тем "счастливчикам" растительного мира, на которые человек обратил внимание, делая свои первые шаги по земле. Чего проще было при добыче повседневной пищи "включать в меню" плоды диких яблонь, съедобные уже вскоре после завязывания, легкодоступные, долго висящие на дереве, сохраняющиеся зимой в опавшей листве. Вполне естественно, что яблоня была и среди первых растений, возделывавшихся человеком. Изображения яблок найдены и при раскопках свайных построек и на многих памятниках древнего Египта. Они упоминаются во многих древних мифах и легендах.

Теперь яблоня обжилась у нас на огромной территории. Немало сортов дают урожай по тонне и больше плодов с одного дерева. А яблоки ведь эти - ценнейший пищевой продукт. Не говоря об их высоких вкусовых, диетических качествах и питательности, яблоки в больших количествах используют для приготовления соков, повидла, варенья, компотов, вин. Наконец, яблоки сушат и мочат.

Яблоки и блюда, приготовленные из них, - непременные украшения праздничного стола. Любопытно, что в тропиках яблоня не слишком популярна: в диком виде не встречается, а "культурная" дает не очень вкусные плоды, а то и вовсе не плодоносит. Северные и южные яблоки различаются и в нашей стране. Если в средней полосе они имеют повышенную кислотность (например, сорт Антоновка), то южанам свойственна повышенная сахаристость.
СИРЕНЬ

Родина сирени – Балканский полуостров. К сирени у людей на всех континентах трогательное и любовное отношение.

Легенда о сирени

Богиня весны отправилась в апреле будить солнце взяла в спутницы еще Ирис; богиню радуги. И пошли они осыпать землю цветами неземной красоты с наинежнейшим запахом. Облетели все страны, добрались до Скандинавии, где был еще снег и холод. И попросила богиня весны солнце дать ей для этого края тоже цветов. Но Ирис уже отдала все краски, остались сиренево-лиловая и белая краски, и она разметала их по кустам. Так и появилась сирень, которой восторгаются во всех странах.

Сиренью издавна врачевали и телесные недуги. Причем использовали для приготовления лекарств простую сирень от бледно-сиреневого до темно-фиолетового цвета. Белая для лечебных целей не годится, так же, как и сирень без запаха. Хороша та, в которой вы можете найти много "счастливых" пятерок.

Сирень для лечения

Для лечения употребляют листья, почки, цветы сирени: почки собирают в начале апреля, цветы в начале апреля и в разгар цветения, но как только она начнет вянуть и осыпаться, применять ее не стоит. Листья собирают тоже во время цветения. Сушить сирень надо в тени, без доступа солнечных лучей.

В народной медицине настой из цветков сирени заваривали как чай, который пили при простуде, коклюше и туберкулезе легких, часто в сочетании с цветками тысячелистника, пижмы и липы.

В научной медицине препараты из сирени используют как потогонное средство, рекомендуют при бронхите.

В народной медицине сирень не нашла себе широкого применения, хотя лечение малярии и эпилепсии является успешным. В годы войны к язвам и долго незаживающим ранам привязывали свежие измельченные листья сирени – эффект был заметен уже через несколько часов.

Мазь из сирени

Мазь можно приготовить из сухих листьев сирени, сока свежих листьев и почек, растертых в порошок:

Одну часть сырья смешать с вазелином или сливочным маслом (4 части).

Сирень хорошо помогает при невралгии, артрите, радикулите.

Надо помнить, что цветы сирени в большом количестве ядовиты и лучше пользоваться почками и листьями.

Народные целители используют настой сирени для лечения импотенции.

Настой сирени

2 ст.л. свежих (или одна сухих) цветов залить 2 стаканами кипятка. Настаивать 30 минут. Процедить. Пить по 0,3 стакана 3 раза в день после еды. Готовить настой на два дня. Хранить в холодильнике.

СПИРЕЯ

Спирея в природе встречается почти на всем Северном полушарии.

Форма: древесный кустарник.

Описание

Спирея – это листопадный кустарник, редко превышающий 2 м в высоту. Естественные формы куста очень разнообразны. Цветки спиреи мелкие с пятью лепестками, собранные в различные по форме соцветия; окраска разнообразна – от белой до малиновой. По времени цветения спиреи делятся на весеннецветущие (цветение происходит на прошлогодних побегах в мае-июне) и летнецветущие (цветение на побегах текущего года в конце лета). Спирея весенняя цветет обильно и продолжительно. Спирея поздняя цветет не так обильно, но дольше. Спиреи являются прекрасными медоносами.

Иногда спирею называют таволгой, что не совсем правильно, так как это разные растения, хотя и имеют визуальное сходство. Таволга – это травянистое растение, а спирея – кустарник

ПОДОРОЖНИК.

Многолетнее растение семейства подорожников, характеризующееся прикорневой розеткой из центральной, части которой вырастают цветоносные безлистные стебли — цветочные стрелки. Корневище — толстое, короткое, со всех сторон усаженное мочковатыми, нитевидными отростками, расположено вертикально.

Листья — широкоэллиптические или широкояйцевидные, черешковые. Немного опушенные или голые, длиной до 12 см с продольными 6-9 жилками. Цветки — мелкие, с бурым венчиком, по одному в пазухе пленчатого прицветника. Плод — яйцевидная, коробочка с мелкими семенами, располагающимися в каждом гнезде в количестве 4-8 штук.

Цветет с мая по август, плоды созревают в сентябре-октябре.

Подорожник — виды и места произрастания

Подорожник — растение, распространенное повсеместно. Встретить его можно на улицах, в садах, на обочинах дорог, лугах, пастбищах, лесных полянах и тропах. Растет на разных по влажности и механическому составу почвах. Вдоль тропинок и дорог может образовывать заросли, протяженностью в несколько километров.

В зависимости от мест обитания подорожник имеет множество народных имен: путник, дорожник, попутник, лопух подорожный.

Если говорить о разновидностях, то на данный момент известно около 260 видов. Встречаются весьма оригинальные экземпляры, жизненный цикл которых составляет не более сезона, некоторые неплохо себя чувствуют в горных пустынях Перу и Аргентины, другие — забрались на высоту 4 тысяч метров над уровнем моря, третьи — вырастают до 2-х метров (Гавайи).

Самыми распространенными видами, встречающимися на территории России и стран бывшего СНГ, являются: подорожник пурпурный, песчаный, снежный, приморский, ланцетолистный, чернеющий.

Подорожник — лечебные свойства

Растение обладает противовоспалительным, обезболивающим, кровоостанавливающим, бактерицидным, противоаллергическим и снотворным действием. Препараты на основе подорожника полезны при глазных болезнях, головной боли, сахарном диабете, нарушении обмена веществ, анемии, неврастении, аритмии, сердечной недостаточности, болезнях желчного пузыря.

Подорожник улучшает аппетит, оказывает комплексное воздействие на работу системы пищеварения, стимулирует выработку желудочного сока. Полезен он при хронических гастритах, колитах, метеоризме, язве желудка. Отмечена высокая эффективность при лечении злокачественных новообразований, лимфогранулематозов и лейкозов.

Отвары из листьев используют при лечении туберкулеза, бронхитов и других заболеваний легочной системы. Водный настой листьев при приеме внутрь тонизирует, а спиртовый — понижает артериальное давление и обладает ярко выраженным седативным действием.

Отвар семян известен как обволакивающее и мягчительное средство при запорах, геморрое, воспалительных процессах желудки и кишечника.

КРАПИВА является любимым лакомством и средством существования некоторых видов бабочек.

Крапивные иголки содержат муравьиную кислоту, которая жжется при попадании на кожу.

Из крапивного полотна шили самые крепкие паруса. В Японии крапивный жгут в сочетании с шёлком был главным материалом в изготовлении дорогих самурайских доспехов, из одеревеневших стеблей делали щиты, а из крепчайшего крапивного волокна, кручёного и натёртого воском, — тетивы для луков.

Семейство крапивных включает около 60 родов и более тысячи видов растений. Растут они в основном в тропиках.

Самую ценную часть растения представляют собой листья. В них содержатся витамины групп С, В и К в достаточно больших количествах. Кроме того, в них же обнаружены дубильные и белковые вещества.

Молодые листья крапивы добавляют в супы, борщи и др. блюда. Употребляют в весенних салатах.

В листьях крапивы можно хранить скоропортящиеся продукты, например мясо или рыбу в жару можно обкладывать листьями, чтобы оно не испортилось.

Ежегодный «Фестиваль крапивы» проводится с 2002 года в селе Крапивна Щёкинского района Тульской области. Крапива изображена на гербе этого села.

В пищевой промышленности из крапивы делают абсолютно безвредный зеленый краситель.

Крапива не зря входит в состав большинства шампуней, поскольку прекрасно укрепляет волосы. Отваром крапивы можно полоскать голову после мытья и не смывать.

Крапиву нельзя есть беременным и людям с сердечными заболеваниями.

В Англии из крапивы делают вино. Чтобы получить 3 тыс. литров вина требуется всего 40 кг листьев этого растения.

Тропические виды крапивы ужалить могут довольно болезненно, а

ОДУВАНЧИК

Во Франции, Австрии, Голландии, Франции, Германии, Индии, Японии и США есть большие поля из одуванчиков. Воистину завораживающее зрелище. 

  1. Интересно, что одуванчики бывают не только желтые. На Кавказе, в горах, попадаются пурпурные, а на Тянь-Шане – лиловые.
  2. Классический исторический рецепт салата из одуванчиков - салат Гете. Мать великого немецкого поэта ежедневно готовила ему весной этот салат. Вольфганг Амадей Гете считал, что именно этому рецепту он обязан своей "молодостью" и работоспособностью до 84 лет. 
  3. Одно соцветие одуванчика даёт до 200 семян, а всё растение – до трёх тысяч!
  4. Одуванчик может служить точными часами. В ясную летнюю погоду соцветия открываются в шесть часов утра, а закрываются в три часа дня

Одуванчик - одно из самых распространённых на земле растений, легко приспосабливается к условиям среды, благополучно растёт на солнцепёке и в тени, на равнинах и в горах, среди другой травы и одиночно. С конца апреля и весь май обочины дорог, луговинки, небольшие пригорки и края полей расцвечиваются ярко-жёлтым цветом, словно множество крохотных солнышек сияет в изумрудной зелени. Это раскрылись навстречу солнцу одуванчики. Одуванчик - многолетнее травянистое растение, со стержневым мясистым корнем и розеткой прикорневых резных листьев, относится к семейству сложноцветных. Цветочная стрела полая, от 10 до 30 см высоты, иногда даже до 50 см, заканчивающаяся единственной декоративной золотисто-жёлтой корзинкой

Одуванчик обладает большим корнем, далеко идущим вглубь почвы и достигающим водоносных слоёв, а потому может расти на сухих, утоптанных местах. Каждый отрезок корня может дать новое растение.

Корзинки одуванчика в сырую погоду совсем не раскрываются, а при сухой открываются между 5-6 часами и закрываются к 14-15 часами.

С древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни». Все части этого растения имеют целебные свойства.

Итальянцы широко употребляют одуванчик в пищу, у них это очень популярная и любимая еда!

РОМАШКА

Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Она обладает противовоспалительными, кровоостанавливающими, антисептическими, дезинфицирующими, вяжущими, болеутоляющими, седативными, противосудорожными, потогонными, желчегонными свойствами.

Своими полезными свойствами ромашка обязана своему богатому и целебному составу, в котором выделяются белки, камеди, слизи, горечь, эфирное масло и другие вещества

Интересные факты про ромашки

Ромашка — одно из немногих растений, известных любому говорящему на русском языке. Раньше эти растения называли «пупавками», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок». Название «ромашка» связано с проникновением на Русь средневековой медицинской литературы — травников и лечебников, в которых растения, сейчас называемые ромашкой, именовались «романом», «романовой травой», «романовым цветом».

ПАУКИ в представлении любого человека, чаще всего, ассоциируются с паутиной (хотя плетут тенета только одна треть из всех живущих на планете видов пауков). Рассмотрим внимательно создателя паутины, скромно сидящего в самом её центре. Хотя, если быть точным, не создателя, а создательницу – взрослые самцы пауков-крестовиков ловчих сетей не плетут, а ведут, насыщенную приключениями, бродячую жизнь. Итак, что предстаёт нашему взору. Небольшое, около двух сантиметров, членистоногое с восемью ногами и крупным округлым брюшком, тёмного цвета с рядом светлых пятнышек, образующих узор, похожий на крест.

Отсюда и название этого вида пауков - “крестовик”. Многие задаются вопросом: “А что же видит паук?” Точного ответа на этот вопрос не знает никто. Паук-крестовик имеет четыре пары глаз, как и большинство представителей его вида, направленных в разные стороны, которые обеспечивают ему широкий обзор. Но зрение пауков очень далеко от идеального – они близоруки. Всё окружающее, они видят в общих чертах – тени, контуры, движение. Считается, что самое хорошее зрение у пауков-скакунов, он может разглядеть муху с расстояния 25-ти сантиметров. Подбежав к своей жертве, паук вонзает в неё острые верхние челюсти и впрыскивает в тело жертвы парализующий яд. Муха прекращает трепыхаться, и паук, вращая парой ног, ловко пеленает её пучком тонких нитей, которые он вытягивает из своего брюшка. Затем перекусывает окружающие нити, и подхватив свой “завтрак”, направляется к центру паутины. Паук мнёт свою добычу, впрыскивая в неё пищеварительные соки, и муха переваривается в собственной оболочке, но чужими ферментами. Крестовику остаётся только всосать полужидкое содержимое. Опустевшая сухая шкурка жертвы выбрасывается из паутины. Если охота особенно удачна, паук не скромничает и за один раз может съесть больше десятка мух

МУРАВЬИ.

Роль муравьев в природе огромна. Тысячами незримых переплетенных нитей они связаны с другими живыми существами. Собирая сахаристые выделения тлей, муравьи предохраняют растения от опасных грибков-паразитов. Впрочем, в плодовых садах, буковых лесах охрана муравьями тлей может нанести определенный вред.

Муравьи — активные хищники. Они быстро переключаются на новые обильные источники пищи и таким образом могут подавлять вспышки размножения вредителей. С другой стороны, сами муравьи — прекрасная еда для певчих птиц, рябчиков, тетеревов, барсуков, лис, медведей. Птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они принимают “муравьиный душ” — купаются в муравейниках, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти “ванны” освобождают птиц от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье — ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой.

В пользе муравьев для человека не нужно никого убеждать, повышение плодородия почвы, уничтожение вредителей, увеличение численности полезных животных. Не случайно человек издавна обратил на них внимание, и муравьи стали первыми насекомыми, которых люди начали использовать для борьбы с вредителями. Однако сегодня муравьям (в первую очередь, рыжим лесным) нужно не столько расселение, сколько охрана. Муравейники массово гибнут при рубках леса, их варварски разоряют безграмотные туристы. Вокруг населенных пунктов, вдоль дорог и туристских маршрутов, в зонах массового отдыха муравьиных гнезд становится все меньше и меньше.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Данное жучку имя очень удачно – “солнышко”. Жучок, похож на половинку маленького, круглого блестящего, будто лакированного мячика, оранжево-красного цвета с чёрными точками, как будто пятна на настоящем солнце. У многих древних народов родословную божьей коровки вели от богов и жук являлся одним из предметов культового поклонения.

В разных странах название жучка разное и это говорит о глубоком уважении к нему наших предков, дошедшим до наших дней: в России и во Франции – “божья коровка”, на Украине – “солнышко”, в Великобритании “леди-жук”

Невинная внешность божьей коровки очень обманчива. Вот она, неторопливо семеня ножками, ползёт по руке и это почти у всех людей вызывает к ней только симпатию. Однако образ жизни, который ведёт божья коровка, совершено, не схож с её миролюбивым внешним видом. Божья коровка хищник и её в основном она промышляет охотой. Медленное передвижение, отсутствие каких-либо инструментов для захвата и удержания добычи – всё это не позволяет солнышку догонять и хватать. И всё же божья коровка находит “свою” добычу. Жертвами божьих коровок становятся малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений – в основном это тли.

МАЙСКИЙ ЖУК.

Майский жук широко известен не столько своими интересными свойствами, сколько приносимым вредом. Особенно опасны личинки. Личинка третьего возраста в течение дня полностью съедает корешки двухлетней сосны. Деятельность жуков и их потомства может загубить обширные лесопосадки, питомники, плантации свеклы, молодые сады. Первые попытки наладить борьбу с жуком были сделаны в средние века. Долгое время жуков просто собирали вручную. Ранним утром оцепеневших от холода насекомых легко стряхнуть, сгрести и уничтожить. Ясно, что ручной сбор требует огромных затрат времени и множества рабочих рук. Поэтому он был вытеснен химическим оружием, которое является сейчас основным средством уничтожения вредителя. Идет интенсивная разработка нехимических способов борьбы с вредителями. Испытываются они и против майского хруща. Прежде всего, у хруща в природе множество врагов. Насекомые-паразиты используют живого жука и его личинок как корм своему потомству. Едят хрущей хищные жуки-жужелицы. Болезни и гибель жука вызывают более ста пятидесяти видов бактерий и грибков. Проведены успешные опыты по их применению против хруща. Крупные жуки и их жирные личинки – лакомая пища для кукушки, сороки, сойки, скворца, иволги и других птиц. Забота о пернатых друзьях – это тоже борьба с вредителями. Пробовали воевать с жуком и «атомным оружием» – радиоактивностью. В опытах за 16 суток хрущи получили дозу радиации в восемь тысяч раз большую, чем допустима для человека. Ветви деревьев, на которых кормились насекомые, отмерли. Жуки стали бесплодными, но остались вполне живыми. Причем облучение даже слегка взбодрило их: увеличилась активность, снизилась смертность, правда, аппетит остался прежним. Таким образом, для уничтожения хрущей метод этот оказался непригодным.

Думается, что в будущем разумное сочетание различных средств защиты растений позволит сделать ущерб от майского хруща экономически не ощутимым. Численность его будет ограничена. Изменив свою репутацию, жук станет просто интересным объектом биологических исследований.

БАБОЧКИ.

Дневные бабочки имеют широкие, зачастую пестро окрашенные крылья, которые складываются вертикально над спиной. Верхняя пестрая яркая окраска крыльев служит для того, чтобы бабочки находили друг друга. Нижняя сторона крыльев имеет защитную окраску под цвет тех растений, на которые садятся бабочки. У дневных бабочек слабо развитое по сравнению с крыльями тело. Поэтому они кажутся в полете легкими, воздушными, невесомыми. Они порхают. Личинки и куколки этих бабочек нередко украшены различными шипами и отростками, которые придают им угрожающий и фантастический вид.

Капустница-белянка

Чаще всего на нашем огороде можно увидеть капустницу – это бабочка из семейства Белянки.

Капустницу можно встретить повсеместно в пределах Европы, Северной Африки и Азии, например, в сельскохозяйственных зонах, равнинах и парках Гималайских гор. Она довольно вынослива в полете, и европейская популяция регулярно мигрирует по всему континенту. Размах крыльев бабочки от 5 до 6,5 сантиметров.

Крапивница

В наших краях зимуют крапивницы, гусеницы которых живут на крапиве. Весной летают перезимовавшие бабочки, а с середины лета начинают летать бабочки нового поколения. Крапивницы интересны также тем, что, в зависимости от того, где и в какое время года они появляются на свет, приобретают разные размеры и окраску.

Крапивница это хорошо известная ярко окрашенная бабочка, которая в Северной Америке еще по-другому называется космополит.

Это одна из самых широко распространенных бабочек из всех представителей этого отряда. Найти ее можно практически на всех континентах, за исключением Антарктики.

Павлиний глаз

Очень красива бабочка дневной павлиний глаз. На каждом крыле ее можно увидеть по большому пятну, напоминающему глаз. Это, конечно, не настоящие глаза, окраска предназначена для отпугивания врага. Какой интересный способ защиты от хищников! Глазчатки и павлиноглазки относятся к числу наиболее крупных бабочек. У них широкие и округленные крылья, причем каждое крыло, как мы уже говорили, несет посередине цветное глазчатое пятно. Эти бабочки распространены преимущественно в тропических и субтропических странах, но несколько видов встречается и в Европе. На территории нашей страны насчитывается 20 видов павлиноглазок.