Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Формирование смыслового чтения на уроках литературы

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение "Моряковская средняя общеобразовательная школа" Томского района Томской области

 

Методическая разработка на тему:

"Формирование смыслового чтения на уроках литературы"

 

Баздырева Елена Анатольевна

учитель русского языка, литературы

 

 

Слайд 1   Ежедневно мы: и взрослые, и дети сталкиваемся с большим объёмом информации. Возникает необходимость научить ребёнка правильно работать с этим информационным потоком, воспринимать то, что необходимо ему в дальнейшем, то есть, осмыслив информацию, выделять главную и избыточную, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей.     Литература – один из тех  предметов, на котором формируется умение смыслового чтения через работу с таким видом информации как текст. Анализируя результаты государственной  итоговой аттестации, учителя приходят к выводу, что ученики не обладают навыками  смыслового чтения. Данная проблема отражена в теме моего сегодняшнего мастер-класса. В продолжение методического семинара, хотелось бы показать некоторые приёмы технологии РКМЧП, направленные на формирование этого умения.  
 Слайд 2 (зал) как вы думаете, какие чувства человек испытывает, когда получает телеграмму? Значит, телеграмма может быть радостной. А может быть грустной. Что может сообщить телеграмма, которая вызывает радость? Рождение, юбилей.  А грусть, тревога? Беда. Смерть, болезнь. 
Слайд 3   У Константина  Георгиевича Паустовского есть замечательный рассказ «Телеграмма».  В основе этого рассказа лежит история о непростых отношениях пожилой  больной матери с её дочерью.  Катерина Петровна, главная героиня рассказа, больна. А её единственная дочь Настя не приезжает к ней. Настя живёт в Ленинграде, работает секретарём в доме художников. Она активна на работе, внимательна к сотрудникам. Настя  не виделась со своей мамой уже 3 года, письма посылает очень редко, иногда шлёт маме денежные переводы. Катерина Петровна очень ждёт её, хочет повидать Настю в последние дни своей жизни, но дочь не приезжает. 
Слайд 4 Чтобы поглубже погрузиться  в атмосферу этого произведения, предлагаю посмотреть отрывок из фильма.
Предлагаю фокус - группам приступить к выполнению задания. На ваших столах лежит инструция для выполнения данного задания.
  Пока фокус-группа работает, предлагаю обратиться к отрывкам из рассказа, подумайте, какой смысл заключён в выделенных выражениях.
 Слайд 5 Текст 1. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Примерный ответ.
Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её боль, грусть. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия. Олицетворение
Слайд 6 Текст  2  Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Примерный ответ.
Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет своё состояние слабости, одиночества, безысходности: «некуда ему было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину её тоски по дочери.
Слайд 7 Текст  3   Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Примерный ответ.
Пустота – Настя не находит времени написать маме долгожданное письмо, жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.
Слайд 8 С помощью чего автор передаёт душевное состояние героини? Через детали интерьера, пейзаж, ассоциации, средства художественной выразительности: в первом тексте использованы олицетворения, во втором олицетворение и эпитет. В третьем – метафорический эпитет.                         
  Слайд 9 Фокус – группе было предложено задание заполнить таблицу, используя один из приёмов ТРКМ - двойной дневник. Информация представлена в табличном виде, содержит цитаты из текста, которые необходимо прокомментировать. Фокус-группа готова? Что получилось у вас? Первая цитата………,  1 группа зачитайте смысловой  комментарий,  2 группа, вторая цитата из произведения …….., ваши комментарии…….., 3 цитата……., комментарии….
   Опираясь на эту таблицу, можно понять характер и поступки героев, кроме того,  такая работа направлена на лучшее понимание текста и определяет личное отношение читателя к героям, событиям, насколько он принимает и понимает позицию автора. Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и заполнять  таблицу. Такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.
Слайд 10  Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность.
  Предположим, что это сердце Насти. Половина сердца – это отношение к работе, а вторая половина – отношение к маме.  Распределите качества Насти по обеим половинкам сердца.   Что мы видим? Отношение к работе заполнено, а отношение к маме? Там безразличие. Какой можно сделать вывод? Настя ведёт себя как два разных человека (на работе она участлива, внимательна ко всем. А по отношению к близким, к матери, равнодушна.
Ей достаточно того, что её мать жива, а, что она уже старенькая, нуждается в заботе, поддержке, просто в тёплых словах, этого Настя не понимает. Она не видела маму три года, письмо, полученное от мамы, не сразу прочитала.
  Бывают моменты, когда мы чего-то не сделали, как Настя. У вас появилась возможность исправить ошибку Насти. Напишите на бланке телеграммы  письмо от имени Насти Катерине Петровне, которого она так и не дождалась. Поработайте в парах.  Зачитайте письма.
Вот такое небольшое письмо, а сколько радости оно бы принесло нашей героине. Если бы Настя писала своей матери письма, не такими унылыми и грустными были для неё последние дни жизни. А, может быть, эти письма, в которые дочь вкладывала частицу своей души, помогли бы Катерине Петровне пожить подольше. Письмо, как огонёк, согревает душу, сердце. Зажигаю свечу. Я хочу, чтобы этот огонёк горел в наших сердцах, согревал наших близких теплом, любовью. Я желаю, чтобы никакой ветер, невзгоды не задули этот огонёк.

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

В первую колонку двойного дневника выписаны фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали протест. А во вторую колонку нужно написать комментарий: мысли, объяснения, ассоциации этих фраз.
Двойной  дневник
(К.Г. Паустовский «Телеграмма»)
Цитата из текста
Комментарий
 1. Катерина Петровна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. Плакала она как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
Ей было обидно, что перед смертью она дочь не увидит, не может с ней попрощаться. Ей обидно, что это - конец.
2. «Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо».  (Катерина Петровна)
 
3. «Письма матери вызывали вздох, облегчение: … - значит, жива… начиналось глухое беспокойство, будто каждое слово было безмолвным укором…» (Настя)
 
4.      Подумала о переполненных поездах и передумала ехать.
 «- Куда там сейчас ехать! – казала она и встала.
 – Разве отсюда вырвешься!»   (Настя)
 
 
 
1.  Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо. Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.
2. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.
3. Настя вернулась домой, в свою старинную комнату на Мойке, с лепным золочёным потолком, и только там прочла письмо Катерины Петровны.
— Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала, — Разве отсюда вырвешься! Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола.

СМОТРЕТЬ ТЕЛЕГРАММУ К УРОКУ