«Формирование познавательных УУД и их диагностика на уроках математики в 5 классе на базовом уровне».
МБОУ «Очерская СОШ №3»
Педагогический проект по математике для 5 класса.
Тема: «Формирование познавательных УУД и их диагностика на уроках математики в 5 классе на базовом уровне».
Учителю информатики и ИКТ
Каменских Людмила Владимировна
Обоснование необходимости проекта.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию обучающихся, обеспечить овладение ими умениями в решении различных практических и межпредметных задач. Но многим учащимся сложно воспринимать материал по математике. Весь материал основан на умении складывать и вычитать в уме натуральные числа, уметь поставить правильный вопрос в задачах, знать правила для работа с дробями и уметь их применять и многое другое. А самое главное, в 5 классе закладывается основа математических знаний, которые применяются при сдаче ГИА по математике. Поэтому ненасильственное изучение математики возможно лишь тогда, когда у обучаемого удается сформировать интерес к предмету, его понятиям, идея числа, умениям, методам.
Актуальность проекта заключается в том, что работа учителя по созданию условий, направленных на развитие навыков обучающихся, обеспечивает соответствие современного обучения в контексте ФГОС.
Объект исследования: обучение математике на базовом уровне в 5 классе
Предмет исследования: обучающая среда на уроках математики в 5 классе
Гипотеза исследования: если на уроках математики в 5 классе организовать работу с использованием дидактического материала по предложенной схеме, то у обучающихся будут сформированы познавательные УУД.
Цель проекта:
создание условий для формирования познавательных УУД (знаково-символьное представление информации, вычислительные навыки, смысловое чтение) на уроках математики в 5 –ом классе на базовом уровне
Задачи проекта:
1.Разработать тематическое планирование по поточно-групповому методу обучения
2. Создать условия на уроках для формирования познавательных УУД через подбор дидактического материала для развития познавательной активности (мыслительные операции, логическое мышление, алгоритмическое мышление, умения точно выразить мысль)
3. Формировать знания и умения, необходимые для изучения курса математики 7-9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни посредствам урока через повышение уровня сформированности познавательных УУД
4.Разработать диагностические материалы по определению уровня сформированности познавательных УУД
5.Создать банк данных контрольных и срезовых работ в соответствии с КИМами.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические; действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование
Из представленных выше познавательные УУД на уроках математики на базовом уровне целенаправленно буду формировать:
- осуществлять сравнение
- осуществлять классификацию
- выбор способа решения задачи
- осуществлять знаково-символическую работу, работу со схемой
- осуществлять смысловое чтение(структурировать, выявлять поставленный вопрос)
- создание схемы для задачи
- логическое рассуждение, установка причинно-следственной связи
Ожидаемый результат проекта
Повысить познавательные УУД в результате реализации проекта на:
- осуществлять сравнение – 5%
- осуществлять классификацию – 2%
- выбор способа решения задачи – 1%
- осуществлять знаково-символическую работу, работу со схемой – 2%
- осуществлять смысловое чтение(структурировать, выявлять поставленный вопрос) – 2%
- создание схемы для задачи – 4%
- логическое рассуждение, установка причинно-следственной связи – 1%
Описание проекта
Работая над формированием УУД, применяя ту или иную технологию, мы должны понять , происходит ли формирование УУД и на каком уровне. А для этого мы должны отслеживать уровень сформированности УУД.
Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.
Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Результаты диагностики дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.
Разработка диагностики включает следующие этапы:
- планирование итоговой работы;
- разработка заданий;
- конструирование проверочной работы;
- разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;
- подготовка инструкций по проведению работы.
Прогнозирование результатов проекта.
В соответствии с требованием программы по математике для 5 класса 80% учащихся должны
- Производить в уме арифметические действия (сложение и вычитание трёхзначных чисел, умножение двух-и трёхзначных чисел на однозначное число, умножение и деление любого числа на 10, 100, 1000, …).
- Уверенно выполнять письменно действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями (не сложные).
- Решать несложные задачи арифметическим (алгебраическим) способом.
- Распознавать и изображать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольники, круг, окружность, шар).
- При объяснении решений учащимися должна звучать грамотная математическая речь
Оценка эффективности реализации проекта.
Контрольные срезовые работы в соответствии с КИМами (тестовые технологии – 1 раз в четверть)
Диагностика познавательных УУД
Контрольная работа по математике_1
Контрольная работа по математике_2