Этнокультурный компонент в преподавании музыки и искусства в современной школе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани
Этнокультурный компонент
в преподавании музыки и искусства в современной школе
Бондарь Бэлла Августовна
Учитель музыки и искусства
Введение
Актуальным и важным для России всегда остаётся «национальный вопрос», решение которого невозможно без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения. Поскольку в РТ основную часть населения составляют представители татарского и русского народов, то перспективы развития Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия. При этом важно, чтобы проявления толерантности, патриотизма и интернационализма начали формироваться уже в средней школе. Развитию патриотических чувств способствуют целый ряд предметов школьной программы, которые формируют в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах.
Каждый из этих предметов решает эти проблемы своими средствами, в том числе и предметы эстетического направления – музыка и искусство.
Цель музыкального образования в общеобразовательных школах трактуется так:
- Познакомить детей с музыкальным искусством разных народов.
- Формировать интерес и уважение к культуре народов через выдающиеся музыкальные шедевры.
- Воспитывать гражданственность и любовь к родному краю и России.
- Способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях.
Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путём глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся средствами музыкального искусства. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, гордиться достижениями страны и своего региона.
Как отмечал Д.С.Лихачёв, «любить Родину, своё Отечество- это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей…В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области…культуры, науки, искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать знания о достопримечательностях, о знаменитых людях, внёсших свой вклад в становление и развитие искусства, о культурных ценностях, которые являются гордостью всех народов, населяющих нашу страну.
Пояснительная записка
Воспитание средствами музыки и искусства имеет огромное значение, учитывая силу их воздействия на эмоциональную сферу человека, на его духовно-нравственное развитие. Урок музыки в средней школе – это сплав и вокально-хоровой работы, и беседы о музыке, и знакомство с лучшими произведениями мировой музыкальной культуры. Следуя современным требованиям образования РТ, которые предполагают национальное воспитание и образование, приобщение к культуре и традициям татарского народа, учителя всех школьных дисциплин решают проблему – как найти соответствующий данному уроку, данной теме материал, который бы отвечал требованиям программы и давал знания о проявлении данной темы в нашем крае. Эту же задачу решают и учителя предметов эстетического цикла в русскоязычных классах и школах – как совместить российские стандарты образования с особенностями культуры и искусства РТ. Мы предлагаем материал, который создан для решения этой проблемы, и используется несколько лет в нашей школе на уроках музыки и искусства.
Основными чертами современной методики программы Д.Кабалевского, по которой мы работаем, является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающий такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель помогает учащимся в поиске решений, вскрывающих смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Поэтому использование элементов национального компонента не должно сводиться только к разучиванию татарских народных песен и попевок, знакомству с произведениями татарских композиторов. История татарского народа и его культуры очень богата, она неотделима от истории всей России, и, хотя программа Кабалевского ориентирована на русскоязычных школьников, в ней много такого материала, который перекликается с жизнью татарского народа, его культурой, традициями и достижениями.
Конечно, не каждый урок музыки и искусства требует использования татарского национального компонента, но есть уроки, которые не смогут достичь тех педагогических целей и задач, если учитель не познакомит учащихся с теми достижениями татарской культуры и искусства, который является неотъемлемой частью российской культуры. Материал данной разработки составлен таким образом, что его использование на уроках музыки и искусства носит универсальный характер. Это выражается в том, что предлагаемые фрагменты можно использовать в качестве:
- добавления в основной материал урока
- углубления темы урока
- использования как основной темы урока
К данной разработке предлагается электронное приложение, иллюстрирующее каждый урок, рассматриваемый выше. Наглядный материал составлен при помощи компьютерной программы Power Point.
Возможности использования этнокультурного компонента на уроках музыки
В программу по музыке на всех этапах обучения в школах РТ, в т.ч. русскоязычных, должны быть включены разделы «Музыка татарских композиторов», «Народная татарская песня», «Народные татарские музыкальные инструменты. Уже в начальной школе на уроках музыки есть возможность познакомить младших школьников с традициями и обычаями татарского народа.
Освоение темы "Музыка моего народа" на уроках в 3-м классе по программе Кабалевского предполагает последовательное знакомство с различными жанрами русских народных песен, а через них - с историей и бытом, обычаями и обрядами, мыслями и чувствами русского народа. Очень уместным в данной теме четверти будут следующий урок:
«Музыка татарского народа»:
Содержание: Богатство музыкальной культуры татарского народа. Народные татарские песни. Татарский национальный костюм. Татарский национальный орнамент. Татарские народные инструменты. Знаменитые композиторы Татарстана. Связь татарской музыки и искусства с русской музыкальной культурой.
Новые знания: пентатоника, курай, гармонь, С.Сайдашев, Р.Яхин, Н.Жиганов
Формирование понятий: Взаимопроникновение и взаимовлияние культур разных народов
Слушание музыки: татарские народные песни (по усмотрению учителя)
Вокально-хоровая работа: Разучивание песни на стихи Г.Тукая «Родной язык».
Углубить знания по теме «Марш» в 1-ом классе помогает знаменитый «Марш Советской Армии» классика татарской музыки С.Сайдашева
Содержание: Музыка чёткая и ритмичная. Музыка для хождения строем, на параде, в армии. Марш и маршевая музыка. Разнообразие маршей: военные, праздничные, спортивные, школьные, детские, игрушечные, траурные.
Новые знания: музыка чёткая и ритмичная, музыка для хождения строем. Композиторы сочиняют марши. С.Сайдашев «Марш Советской Армии».
Формирование понятий: ритмичность музыки, ритм.
Слушание: П.И.Чайковский «Марш солдатиков», С.Сайдашев «Марш Советской Армии».
Первое знакомство с произведением татарского классика начинается с беседы о видах маршевой музыки, и задаётся вопрос:
- .«Где это произведение можно услышать?»
- «К какому виду марша относится это произведение?»
Ответы ребят могут быть разными, но характер музыки должен помочь первоклассникам ответить на этот вопрос и узнать в ней музыкальную визитную карточку Казани, приветствующую гостей нашего города на железнодорожном вокзале.
На одном из первых уроков в 5 классе по теме «С чего начинается Родина?» при знакомстве и разучивании гимна России мы знакомим учащихся и с гимном РТ как составной частью государственной символики нашей республики:
Содержание: Музыка любимой Родины. Гимн, герб, флаг государства. Необходимость государственной символики. Музыка моей «малой» Родины. Песни о России и Татарстане.
Радость от общения с народной музыкой.
Новые знания: Государственная символика, гимн. Творчество А.Александрова и Р.Яхина.
Формирование понятий: государство и его символика. Гимн – главная песня государства.
Вокально-хоровая работа: Р.Андреев «Мой Татарстан» (на русском или татарском языке по усмотрению учителя)
После знакомства с гимном можно спросить ребят:
- «О чём поётся в гимне?
- Почему граждане любой страны должны знать главную песню своего государства?»
С удовольствием поют школьники песню Р.Андреева «Мой Татарстан», которая знакома им в исполнении популярного татарского певца Салавата. Использование такого песенного материала помогает в формировании патриотических качеств младших школьников и является мощным стимулом для воспитания любви к тому, что мы называем «малой Родиной». Это не только повышает интерес к предмету, но и даёт знания об искусстве и культуре Татарстана и родной Казани.
Многие уроки в 5 классе посвящены музыкально – театральным жанрам. Познакомить с национальной культурой в 5-ом классе нам помогает балет «Шурале» Ф.Яруллина. На этом уроке по теме «Балет» учащиеся учатся разбираться в танцевальных жанрах, знакомятся с лучшими образцами мирового танцевального искусства, узнают о творчестве Ф.Яруллина, о его трагически короткой, но талантливой судьбе, о постановке этого балета в Татарском государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля.
Содержание: Вид искусства – хореография. Жанры танца: классический, народный, историко-бытовой, спортивный, современный. Балет - музыкально-театральный жанр, где содержание передаётся с помощью танца и мимики. Либретто - краткое содержание балета. Балеты П.И.Чайковского. Первый татарский национальный балет «Шурале» и его автор Ф.Яруллин.
Новые знания: Балетное творчество П.И.Чайковского, симфонизм музыки балетов, жизнь и творчество Ф.Яруллина.
Формирование понятий: танцевальные жанры, музыкально–театральные жанры, либретто. Пластика и мимика.
. Итогом урока могут быть вопросы, заданные учителем:
- «Как передаётся содержание в балете? 2
- «Какое произведение можно назвать первым национальным татарским балетом?»
- «.Какой сюжет лежит в основе балета?
- «Почему балет «Шурале» оказался единственным в творчестве Ф.Яруллина?»
Урок в 6-ом классе на тему «Музыка- оружие в борьбе за мир» предполагает знакомство с творчеством Бетховена и его знаменитой 5-ой симфонией, которая по праву открывает показ героических образов в музыке.
Содержание: Преобразующая сила музыки. Влияние музыки на человека. Героический характер музыки Л.В.Бетховена и её значение для формирования героических и патриотических качеств человека. Журналист Ю.Фучик и его человеческий подвиг. Музыка в жизни М Джалиля. Общность судеб двух героев.
Новые знания: Жизнь и творчество Бетховена. Героизм его творчества. Пятая симфония и история её создания.
Формирование понятий: Преобразующая сила музыки. Симфонии Бетховена. Герои – антифашисты. Профессия – журналист. Герой татарского народа поэт М.Джалиль и музыка.
Слушание музыки: Пятая симфония Бетховена, 1 часть
Мотивы борьбы, составляющие основу всего творчества Бетховена, входят в сознание и сердце ребят также и через рассказ чешского писателя- антифашиста Юлиуса Фучика, которому музыка великого композитора помогала выстоять в фашистском застенке. И на этом уроке мы ведём разговор о великом сыне татарского народа М.Джалиле, героическая судьба которого перекликается с судьбой чешского писателя- антифашиста. Обычно рядом с портретом Ю.Фучика располагается портрет М.Джалиля и задаётся вопрос: «Почему эти два портрета на сегодняшнем уроке мы можем поместить рядом?» Итогом
беседы становиться вывод о схожести судеб героев, которые отдали свою жизнь за Родину, но остались не побеждёнными.
На уроке в 6 классе по теме «В чём сила музыки Баха?» учащиеся знакомятся с музыкальным инструментом – органом.
Содержание: Многогранность творчества И.С.Баха. Полифонизм музыки композитора. Величие человека - главная идея музыки великого немецкого композитора. Орган и клавесин в творчестве Баха. Музыка в католическом богослужении. Клавишные инструменты. Орган Казани. Современность музыки Баха.
Формирование понятий: полифония, органная фуга, клавесин, аккордеон, баян, синтезатор, костёл, месса, католическое богослужение.
Слушание музыки:И.С.Бах. Органная токката и фуга ре- минор (фрагмент). «Шутка»
Разговор на уроке продолжается о Казани как о городе высокой музыкальной культуры. В концертном зале Казанской государственной консерватории установлен орган, являющийся достопримечательностью нашего города. При этом демонстрируются слайды и фото, и школьники слушают органную музыку в исполнении известного татарского органиста Р.Абдуллина. Продолжением урока является беседа о татарских народных инструментах. Итогом урока может быть домашнее задание: подготовить презентацию «Музыкальные инструменты татарского народа», в которой прозвучат татарские напевы в исполнении курая, гармони и т. д. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы:
- « Какие вы знаете татарские народные инструменты?»
- «К какой группе инструментов относятся гармонь?»
- «Какой инструмент можно назвать «родственником» курая?»
- «Что общего между народными инструментами русского и татарского народа?»
Большим смыслом наполняется урок музыки в 7 классе на тему «Джаз- «дитя» двух культур», где ребята узнают об истории джазовой музыки, о талантливых чернокожих музыкантах, о расовой дискриминации.
Содержание: Джаз и его особенности. Возникновение джаза. Жанры джаза. Импровизация – главная особенность джаза. Знаменитые джазовые музыканты. Джаз в России
Формирование понятий: расовая дискриминация, спиричуэл, блюз, регтайм, диксиленд.
Слушание музыки: джазовые композиции О.Лундстрема и Л. Долиной
Слушание американских джазовых мелодий заканчивается знакомством с татарским джазом и беседой о развитии джаза в Казани, даётся информация о фестивале «Джазовая весна», который ежегодно проходит в нашем городе. Можно рассказать ребятам о талантливом российском джазовом музыканте и дирижёре, основателе самого знаменитого российского джазового оркестра Олеге Лундстреме, творческий путь которого начинался в Казани. Воспитательным итогом этого урока всегда бывает вывод о толерантном отношении к людям различных национальностей и рас.
Возможности использования местного материала на уроках музыки безграничны, каждый урок рождает что-то новое и интересное, так как в культуре и искусстве нашего края как в зеркале отражаются культурные традиции всей нашей страны.
Этнокультурный компонент на уроках искусства.
(по материалам авторской программы «Основы культуры и искусства»)
Работая много лет в школе учителем музыки, нам стало понятно, что проблемы и темы, изучаемые на уроках, выходят далеко за рамки предмета музыка. По программе одного часа в неделю не хватает, чтобы дать учащимся больше интересного, углубиться в рассказе о композиторе, о его произведениях, о жанрах и формах в музыке. Приходилось выкраивать время за счет сокращения другого раздела уроков. И когда в программу средней школы ввели предмет «Искусство», тем более в старших классах, это стало логическим продолжением уроков музыки», которые, как известно, заканчиваются в 7-ом классе.
Пробуя углубить музыку, мы увидели, что на уроках затрагиваются проблемы театра и других видов искусства, а изучение музыки, скульптуры, киноискусства «тянет» за собой темы из истории и литературы. Таким образом, в результате нашего педагогического опыта сложился цикл уроков искусствоведческого плана, который лег в основу авторской методической разработки «Основы культуры и искусства».
В основе разработки, которая представляет собой одногодичный курс, лежит принцип интеграции и углубления предметов, входящих в школьную программу: музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания и литературы, закрепленных государственным стандартом образования.
Цель разработки:
- Углубление знаний по музыке, изобразительному искусству и другим видам искусства;
- Дополнение и расширение знаний по литературе, истории и обществознанию;
- Нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание учащихся, привитие чувства толерантности на основе углубления знаний по национальной культуре и искусству.
- Формирование коммуникативности и конкурентоспособности школьников на основе этнокультурного компонента.
Каждое занятие предполагает получение новых знаний, изучение и запоминание новых терминов, слов и определений, которые используются при организации раздела опроса и повторения на занятии. Работая несколько лет по этой разработке, мы увидели результаты своей работы, когда занятия заставляют школьников самостоятельно углублять знания по музыке, изобразительному и театральному искусству. Учащиеся стараются выражать свои чувства и мысли, навеянные картиной художника или восприятием произведений музыки, скульптуры или любимыми кинофильмами. Основным принципом составления методической разработки является знакомство с различными видами искусства как составной частью духовной культуры: музыки, изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, театрального искусства, литературы и киноискусства.
Многие занятия включают в себя изучение культуры и искусства народов России и Татарстана, знакомство с традициями Казани, памятниками архитектуры и скульптуры нашего города. Важно дать понять ребятам, что Казань – город высокой духовной культуры, где искусство занимает видное место. Очень важно использовать для демонстрации виды нашего города, в архитектуре которого переплелись почти все жанры и направления, где существуют рядом как европейская, так и восточная культура, как мирно уживаются памятники искусства как татарского, так и русского народа. Некоторые уроки непосредственно посвящены искусству Татарстана и его выдающимся деятелям:
По теме «Скульптура»: «Казань в памятниках скульптуры»
Содержание: Казань – исторический и культурный центр. Знаменитые имена, связанные с Казанью. Скульптурный портрет. Заочное путешествие по городу с демонстрацией памятников великим людям с небольшими комментариями. Рассказ о великих людях могут подготовить сами учащиеся (на усмотрение учителя). Памятники А. Пушкину, Л. Толстому, М. Вахитову, Г. Тукаю, С. Сайдашеву, Ф. Шаляпину, М. Горькому, М. Джалилю и др.
Формирование понятий: Скульптурный портрет
Демонстрация: Знаменитые памятники Казани
По теме «Изобразительное искусство»: « Искусство декоративно-прикладное»
Содержание: Искусство для украшения предметов быта и окружающей среды. Удобство и эстетичность – основное требование к произведениям декоративно-прикладного искусства. Жанры декоративно-прикладного искусства – мозаика, аппликация, вышивка, чеканка, роспись по стеклу и дереву, вязание, декоративная роспись предметов быта (посуды, подносов и т.д.) Главное качество – соответствие оформления предмета его практическому назначению. Народно-художественные промыслы – гжель, хохлома и жостово и другие. Русские матрешки – главный сувенир в России. Татарский национальный орнамент. Декоративно – прикладное искусство татарского народа.
Формирование понятий: Народно-художественные промыслы
Демонстрация Татарский национальный орнамент в украшении предметов быта и одежды: тюбетейки, национальная обувь. Предметы быта хохломской и жостовской росписи посуда, украшения из гжели и др.
«Великие живописцы России».
Содержание: Профессия художник. Чувство цвета, формы, размера. Замысел картины. Художественный образ картины. Личные отношения автора к своему произведению. Содержание картин художников. Россия – страна великих живописцев. Правдивость и реальность в картине. Патриотизм в творчестве художников. Живопись России в XIX веке. Художники-«передвижники». Критический реализм – основа творчества «передвижников». Шедевры творчества Перова, Верещагина, Сурикова, Серова, Маковского, Саврасова, Крамского, Левитана. Величайшие музеи России: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей. Наш земляк И.И.Шишкин и его пейзажи. Творчество национального художника РТ Х.Якупова.
Формирование понятий: Художники – «передвижники»
Демонстрация: Репродукции картин художников-«передвижников», Третьяковская галерея, Эрмитаж. Х.Якупов «Перед приговором». Национальный музей изобразительного искусства. Пейзажи И.И.Шишкина, навеянные красотой нашего края.
«Изобразительное искусство и его жанры»
Содержание: Особенности изобразительного искусства: чувство цвета, формы, перспективы. Талант художника. Изображение жизни в живописи и музыке (сравнение). Искусства дополняют друг друга. Разнообразие жанров изобразительного искусства: живопись, графика, мозаика, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство и др. Развитие и распространение декоративно-прикладного искусства. Парковое искусство (ландшафтный дизайн) – новый жанр декоративно-прикладного искусства. Развитие паркового искусства в Казани к 1000-летию города.
Формирование понятий: Ландшафтный дизайн, дизайнер.
Демонстрация: Виды Казани с элементами паркового искусства и мозаикой казанского метрополитена.
По теме «Архитектура»: «Стиль и направление в архитектуре» (обзорное занятие)
Содержание: Культура и искусство как отражение исторической эпохи. Стиль в искусстве – этапы развития мирового искусства, складывающаяся общая художественная система, которая охватывает все виды художественной культуры. Ведущая роль архитектуры в формировании стиля, которому подчиняются живопись, скульптура и прикладное искусство. Основные стили: античный стиль, древневосточный стиль, романский и готический стили. Классицизм, барокко, ампир, рококо, стилизация.
Формирование понятий: Стили и направления в искусстве. Классицизм, барокко, рококо
античность, готика, ампир, стилизация.
Демонстрация: Казанский университет (главное здание), Петропавловский собор Казани, Казанский кремль, элементы зданий С.-Петербурга с мотивами рококо.
По теме «Театральное искусство»: «Казань театральная».
Содержание: Традиции театрального искусства в Казани. Театры музыкальные и драматические. Театры национальные. Академические театры. Роль театров Казани в объединении русской и татарской наций и культуры. К. Тинчурин, Г. Камал – выдающиеся татарские национальные театральные деятели. С. Сайдашев – известный театральный композитор. В.И. Качалов и его роль в становлении русского драматического театра. ТЮЗ – любимый театр молодежи. Кукольный театр и новаторские традиции. Репертуар театра, театральная труппа. Международный оперный фестиваль им. Шаляпина и балетный им. Р. Нуриева.
Формирование понятий: Театр музыкальный и драматический, национальный театр. Академический театр.
Демонстрация: Виды казанских театров, портреты выдающихся театральных деятелей.
По теме «Искусство – средство общения между людьми»: «Место России в диалоге культур народов мира».
Содержание: Россия – многонациональное государство, объединяющее народы разных религиозных верований и культур. Христианская и мусульманская культура России. Значение русской литературы, музыки, изобразительного искусства для развития других национальных культур. Российская опера и балет – классика мирового искусства. Большой театр России и его международное значение. Русская музыка в репертуаре многих театров мира. П.И. Чайковский и его величайший гуманизм. М. Ростропович – музыкант и общественный деятель, педагог и артист с мировым именем. Оркестр «Виртуозы Москвы» и его руководитель В. Спиваков.
Татарстан как пример объединения, развития, взаимопроникновения и мирного сотрудничества двух культур: восточной и европейской. М.Ш. Шаймиев – президент РТ и его роль в развитии национальных культур. Индивидуальные особенности культур рядом живущих народов. Толерантное отношение между людьми разных вероисповеданий и культур. Мировое значение Универсиады 2013.
Формирование понятий: Культура народов Поволжья, тюркская группа, народы пентатонической группы. Казанский кремль – пример соединения двух религий и культур. Международный музыкальный конкурс им. Чайковского, Московский международный кинофестиваль, фестиваль оперного искусства им.Ф. Шаляпина и балетного им.Р.Нуриева в
Казани, Международный кинофестиваль стран исламского мира «Золотой минбар», Казанский международный фестиваль джазовой музыки «Джазовая весна».
Демонстрация: Видеоинформация о международных фестивалях и конкурсах, которые проводятся в России и Татарстане и их значение. Информация об Универсиаде 2013 года.
Заключение
Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, выдвигают целый ряд проблем. Одной из важнейших является проблема воспитания и адаптации детей в современном мире. Сегодняшние социально – экономические преобразования, изменения в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагоприятные семейно–бытовые отношения приводят к неисправимым ошибкам как в воспитании, так и в образовании. Перед преподаванием в настоящее время встают сложные педагогические задачи: возрастают потребности возврата многих утраченных духовных ценностей. Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения уроков в школе, построение наиболее эффективных форм проведения занятий, которые смогут научить детей адаптации к реалиям современного мира.
Современное многонациональное общество нуждается в таком учебно-воспитательном процессе, который будет не изолирован, а работать в условиях взаимодействия с другими национальными культурами. Изучение нескольких культур не должно ограничиваться показом элементов различных культур, а должно осуществляться через взаимодополнение, выявления их сходства и различия, общих истоков и корней. Сравнивая искусства разных народов и находя общие элементы, учащиеся шире и глубже воспринимают национальную культуру собственного народа и в последующем будут способны внести в неё свой вклад. Поэтому образовательные концепции и программы должны ставить перед собой задачи передачу традиций, культуры и накопленного опыта всех народов России. Актуальность этой проблемы в РТ очевидна.
Предметы эстетического цикла дают широкую возможность для воспитания национального самосознания, уважения и взаимопонимания людей разных национальностей, формированию патриотических качеств будущих граждан нашей страны.
Мы думаем, что представленная разработка сможет в какой-то мере помочь решению вышеназванных задач в современной школе. Из урока в урок учащиеся получают знания о своём родном крае, о тысячелетней Казани, о культуре и искусстве народов, живущих много веков рядом в мире, дружбе и согласии. По словам В.В.Путина, «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Литература
- Программа по музыке для общеобразовательной школы, М, «Просвещение», 2007;
- Программа по изобразительному искусству для общеобразовательной школы, М, «Просвещение», 2007;
- «История мировой и отечественной культуры», М, Центр, 2002;
- «История искусств», ГМВП, 2000;
- «Культурология». М, 2003;
- История мировой культуры. Справочник школьника, М, 1996;
- Д. Кабалевский. «Воспитание музыкой» М, Просвещение, 1991;
- Л.А. Харисова. «Национальная культура в содержании образования», К, 1995;.
- История и культура родного края под редакцией Ф.Ю. Юсупова. Учебное пособие для средней школы, К, Магариф, 1993;
- П.В. Соболев «Художественная культура личности», Л, 1986;
- О.Ю. Белова «История искусств». Краткий курс лекция для средней школы. «Аквариум», ГИППВ, 2000;
- Н.А. Горяева «Первые шаги в мире искусства », М, Просвещение, 1991;
- «Казань. Памятники всемирного наследия», М, Вече, 2004;
- «Казань в памятниках истории и культуры», К, 1982;
- Словарь по искусству, М, Омега, 1999.
- Е.Б.Береговая «Учреждения с этнокультурным компонентом образования и их место в региональном комплексе государственного образовательного стандарта». Интернет.