Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Этнокультурный компонент в преподавании музыки и искусства в современной школе

МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани

 

Этнокультурный компонент

в преподавании  музыки и искусства в современной школе

 

Бондарь Бэлла Августовна

Учитель музыки и искусства

 

 

Введение

Актуальным и важным  для  России  всегда  остаётся  «национальный вопрос», решение которого невозможно без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной  национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения.  Поскольку  в РТ основную часть населения составляют представители  татарского и русского народов, то перспективы развития  Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия.  При этом важно, чтобы проявления толерантности, патриотизма и интернационализма начали формироваться уже в средней школе.   Развитию патриотических  чувств  способствуют целый ряд предметов школьной программы, которые формируют в сознании подрастающего поколения  гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах.

Каждый  из этих предметов  решает эти проблемы своими средствами, в том числе и  предметы эстетического направления – музыка и искусство.

            Цель музыкального образования в общеобразовательных школах трактуется так:

  • Познакомить детей с музыкальным искусством разных народов.
  • Формировать интерес и уважение к культуре народов через выдающиеся музыкальные шедевры.
  • Воспитывать гражданственность и любовь к родному краю и России.
  • Способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных  отношениях.

            Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путём глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся средствами музыкального искусства. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина  общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, гордиться достижениями страны и своего региона.

            Как отмечал Д.С.Лихачёв, «любить Родину, своё Отечество- это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей…В школе надо знакомить детей с тем, чем  могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области…культуры, науки, искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать знания о достопримечательностях, о знаменитых людях, внёсших свой  вклад в становление и развитие искусства, о культурных ценностях, которые являются гордостью  всех  народов, населяющих нашу страну.

Пояснительная записка

            Воспитание средствами музыки  и искусства имеет огромное значение, учитывая  силу их воздействия на эмоциональную сферу человека, на его духовно-нравственное развитие. Урок музыки в средней школе – это сплав   и  вокально-хоровой работы, и  беседы  о музыке, и знакомство с лучшими произведениями мировой музыкальной культуры. Следуя современным требованиям образования РТ, которые предполагают национальное воспитание и образование, приобщение  к культуре и традициям татарского народа, учителя всех школьных дисциплин решают проблему – как найти соответствующий данному  уроку, данной теме материал, который  бы отвечал требованиям программы и давал знания  о проявлении данной темы в нашем крае. Эту же задачу решают и учителя предметов эстетического цикла в русскоязычных классах и школах – как совместить российские стандарты образования с особенностями  культуры и искусства  РТ.   Мы предлагаем материал, который создан для решения этой проблемы, и используется несколько лет в нашей школе на уроках музыки и искусства.

Основными чертами современной  методики программы Д.Кабалевского,  по которой  мы работаем, является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающий такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель помогает  учащимся в поиске решений, вскрывающих смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Поэтому  использование элементов  национального компонента не должно сводиться только к разучиванию татарских народных песен и  попевок, знакомству с произведениями татарских композиторов. История татарского народа и его культуры очень богата, она неотделима от истории всей России, и, хотя программа  Кабалевского ориентирована  на русскоязычных школьников, в ней много такого материала, который  перекликается с  жизнью татарского народа, его культурой, традициями и достижениями.

      Конечно, не каждый урок музыки и искусства требует использования татарского национального компонента,  но есть уроки, которые не смогут достичь тех педагогических целей и задач, если учитель не познакомит учащихся с теми достижениями татарской культуры и искусства, который является неотъемлемой частью российской культуры.            Материал данной разработки составлен таким образом, что его использование  на уроках музыки и искусства носит универсальный характер. Это выражается в том, что предлагаемые фрагменты можно использовать в качестве:

  • добавления в основной материал урока
  • углубления темы урока
  • использования как основной темы урока

     К данной разработке предлагается электронное  приложение, иллюстрирующее каждый урок, рассматриваемый выше. Наглядный материал составлен при помощи компьютерной программы Power Point.

Возможности использования этнокультурного компонента на уроках музыки

В программу по музыке на всех этапах обучения в школах РТ, в т.ч. русскоязычных,  должны быть включены разделы «Музыка татарских композиторов», «Народная татарская песня», «Народные татарские музыкальные инструменты. Уже в начальной школе на уроках музыки есть возможность познакомить  младших школьников с традициями и обычаями татарского народа.

Освоение темы "Музыка моего народа" на уроках в 3-м классе по программе Кабалевского предполагает последовательное знакомство с различными жанрами русских народных песен, а через них - с историей и бытом, обычаями и обрядами, мыслями и чувствами русского народа. Очень уместным в данной теме четверти будут следующий урок:

«Музыка  татарского народа»:

СодержаниеБогатство музыкальной культуры татарского народа. Народные татарские песни. Татарский национальный костюм. Татарский национальный орнамент. Татарские  народные инструменты. Знаменитые композиторы Татарстана. Связь татарской музыки и искусства с русской  музыкальной культурой.

Новые знания: пентатоника, курай, гармонь, С.Сайдашев, Р.Яхин, Н.Жиганов

Формирование понятийВзаимопроникновение и взаимовлияние культур разных народов

Слушание музыки: татарские  народные песни (по усмотрению учителя)

Вокально-хоровая работа: Разучивание песни на стихи Г.Тукая «Родной язык».

Углубить знания по теме  «Марш» в 1-ом классе помогает  знаменитый «Марш Советской Армии»  классика татарской  музыки С.Сайдашева

Содержание: Музыка чёткая и ритмичная. Музыка для хождения строем, на параде, в армии.  Марш и маршевая музыка.  Разнообразие маршей: военные, праздничные, спортивные, школьные, детские, игрушечные, траурные.

Новые знания: музыка чёткая и ритмичная,  музыка для хождения строем. Композиторы сочиняют марши. С.Сайдашев «Марш Советской Армии».

Формирование понятий: ритмичность музыки, ритм.

 Слушание: П.И.Чайковский «Марш солдатиков», С.Сайдашев «Марш Советской Армии».

            Первое знакомство с произведением татарского классика начинается с беседы о видах маршевой музыки, и задаётся вопрос:

  • .«Где это произведение можно услышать?»
  • «К какому виду марша относится  это произведение?»

            Ответы ребят могут быть разными, но характер музыки должен помочь первоклассникам ответить на этот вопрос и  узнать в ней  музыкальную визитную карточку  Казани, приветствующую гостей  нашего города на железнодорожном вокзале.

На одном из первых уроков в 5 классе  по теме «С чего начинается Родина?» при знакомстве и разучивании гимна России мы знакомим учащихся и с гимном  РТ как составной частью государственной символики  нашей республики:

Содержание: Музыка любимой Родины. Гимн, герб, флаг  государства. Необходимость государственной символики. Музыка моей «малой» Родины. Песни о России и Татарстане.

Радость от общения с народной музыкой.

Новые знания: Государственная символика, гимн. Творчество А.Александрова и Р.Яхина.

Формирование понятий: государство и его символика. Гимн – главная песня  государства.

Вокально-хоровая работа: Р.Андреев «Мой Татарстан» (на русском или татарском языке по усмотрению учителя)

            После знакомства с гимном  можно спросить ребят:

  • «О чём поётся в гимне?
  • Почему граждане любой страны   должны знать главную песню  своего государства?»

             С удовольствием поют школьники песню Р.Андреева «Мой Татарстан», которая знакома им в исполнении популярного татарского певца Салавата. Использование такого песенного материала помогает в формировании патриотических качеств младших школьников и является мощным стимулом для воспитания любви к тому, что мы называем  «малой Родиной». Это не только повышает интерес к предмету, но и даёт знания об искусстве и культуре Татарстана и родной  Казани.

Многие уроки в 5 классе посвящены музыкально – театральным жанрам. Познакомить с национальной культурой в 5-ом  классе нам помогает балет «Шурале» Ф.Яруллина. На этом уроке по теме «Балет» учащиеся учатся разбираться в танцевальных жанрах, знакомятся с лучшими образцами мирового танцевального искусства, узнают о творчестве Ф.Яруллина, о его трагически  короткой, но талантливой судьбе, о постановке этого балета в Татарском  государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля.

Содержание: Вид искусства – хореография. Жанры танца: классический, народный, историко-бытовой, спортивный, современный. Балет - музыкально-театральный жанр, где содержание передаётся с помощью танца и мимики. Либретто - краткое содержание балета. Балеты П.И.Чайковского. Первый татарский национальный балет «Шурале» и его автор Ф.Яруллин.

Новые знания: Балетное творчество П.И.Чайковского, симфонизм музыки балетов, жизнь   и творчество Ф.Яруллина.

Формирование понятий: танцевальные жанры, музыкально–театральные жанры, либретто. Пластика и мимика.

. Итогом урока могут быть вопросы, заданные учителем:

  • «Как передаётся содержание в балете? 2
  • «Какое произведение можно назвать   первым национальным  татарским  балетом?»
  • «.Какой сюжет лежит в основе балета?
  • «Почему балет  «Шурале» оказался единственным в творчестве Ф.Яруллина?»

Урок  в 6-ом классе на тему «Музыка- оружие в борьбе за мир» предполагает знакомство с творчеством Бетховена и его знаменитой 5-ой симфонией, которая по   праву открывает показ героических образов в музыке.

Содержание: Преобразующая сила музыки. Влияние музыки на человека. Героический характер музыки Л.В.Бетховена и её значение для формирования героических и патриотических качеств человека. Журналист Ю.Фучик и его человеческий подвиг. Музыка в жизни М Джалиля.  Общность судеб двух героев.

Новые знания: Жизнь и творчество Бетховена. Героизм его творчества. Пятая симфония и история её создания.  

Формирование понятий: Преобразующая сила музыки. Симфонии Бетховена. Герои – антифашисты. Профессия – журналист. Герой татарского народа поэт  М.Джалиль и музыка.

Слушание музыки: Пятая симфония Бетховена, 1 часть

 Мотивы  борьбы, составляющие  основу всего творчества Бетховена, входят в сознание и  сердце ребят также  и через рассказ чешского писателя- антифашиста  Юлиуса Фучика, которому музыка великого композитора помогала выстоять в фашистском застенке. И на этом уроке мы ведём разговор о великом сыне татарского народа М.Джалиле, героическая судьба которого перекликается с судьбой    чешского писателя- антифашиста. Обычно рядом  с портретом Ю.Фучика  располагается портрет М.Джалиля и задаётся вопрос: «Почему эти два портрета на сегодняшнем уроке  мы можем поместить рядом?» Итогом

 

беседы  становиться вывод о схожести судеб героев, которые отдали свою жизнь за Родину, но остались не побеждёнными.

            На  уроке  в 6 классе по теме «В чём сила музыки Баха учащиеся знакомятся с  музыкальным инструментом – органом.

Содержание: Многогранность творчества И.С.Баха. Полифонизм  музыки композитора. Величие человека  - главная идея  музыки великого немецкого композитора. Орган и клавесин в творчестве Баха. Музыка в католическом богослужении. Клавишные инструменты. Орган  Казани. Современность музыки Баха.

Формирование понятий: полифония, органная фуга, клавесин, аккордеон, баян, синтезатор, костёл, месса, католическое богослужение.

Слушание музыки:И.С.Бах. Органная токката и фуга ре- минор (фрагмент). «Шутка»

           Разговор на уроке продолжается о Казани как о городе высокой музыкальной культуры.  В концертном зале Казанской государственной  консерватории  установлен орган, являющийся достопримечательностью нашего города.  При этом демонстрируются слайды и фото, и школьники слушают органную музыку  в исполнении известного татарского органиста Р.Абдуллина. Продолжением урока  является  беседа о татарских народных инструментах. Итогом урока может быть домашнее задание: подготовить презентацию «Музыкальные инструменты татарского народа», в которой прозвучат татарские напевы в исполнении курая, гармони и т. д. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы:

  • « Какие вы знаете татарские народные инструменты?»
  • «К какой группе инструментов относятся гармонь?»
  • «Какой инструмент можно назвать «родственником» курая?»
  • «Что общего между народными инструментами русского и татарского народа?»

     Большим смыслом  наполняется урок музыки в 7 классе на тему «Джаз- «дитя» двух культур», где   ребята узнают об истории джазовой музыки, о талантливых     чернокожих музыкантах, о расовой дискриминации.

Содержание: Джаз и его особенности. Возникновение джаза. Жанры джаза. Импровизация – главная особенность джаза. Знаменитые джазовые музыканты. Джаз в России

Формирование понятий: расовая дискриминация, спиричуэл, блюз, регтайм, диксиленд.

Слушание музыки: джазовые композиции О.Лундстрема и Л. Долиной

    Слушание американских джазовых мелодий  заканчивается знакомством с татарским джазом и беседой о развитии джаза в Казани, даётся информация о фестивале «Джазовая весна», который ежегодно проходит в нашем городе. Можно рассказать ребятам о талантливом российском джазовом музыканте и дирижёре, основателе самого знаменитого российского джазового оркестра Олеге Лундстреме, творческий путь которого начинался в Казани. Воспитательным  итогом  этого урока всегда бывает вывод о толерантном отношении к людям различных национальностей и рас.

            Возможности использования местного материала  на уроках музыки безграничны, каждый урок рождает что-то новое и интересное, так как в культуре и искусстве нашего края как в     зеркале отражаются культурные традиции всей нашей страны.

              Этнокультурный компонент на уроках искусства.

(по материалам авторской  программы «Основы культуры и искусства»)

Работая много лет в школе учителем музыки, нам стало понятно, что проблемы и темы, изучаемые на уроках, выходят далеко за рамки предмета музыка. По программе одного часа в неделю не хватает, чтобы дать учащимся больше интересного, углубиться в рассказе о композиторе, о его произведениях, о жанрах и формах в музыке. Приходилось выкраивать время за счет сокращения другого раздела уроков. И когда в программу средней школы ввели предмет «Искусство», тем более в старших классах, это стало логическим продолжением уроков музыки», которые, как известно, заканчиваются в 7-ом классе.

Пробуя углубить музыку,  мы увидели, что на уроках затрагиваются проблемы театра и других видов искусства, а изучение музыки, скульптуры, киноискусства «тянет» за собой темы из истории и литературы. Таким образом, в результате нашего педагогического опыта сложился цикл уроков искусствоведческого плана, который лег в основу авторской методической  разработки «Основы культуры и искусства».

В основе разработки, которая представляет собой одногодичный курс, лежит принцип интеграции и углубления предметов, входящих в школьную программу: музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания и литературы, закрепленных государственным стандартом образования.

Цель разработки:

  • Углубление знаний по музыке, изобразительному искусству и другим видам искусства;
  • Дополнение и  расширение знаний по литературе, истории и обществознанию;
  • Нравственно-эстетическое и патриотическое  воспитание учащихся, привитие чувства толерантности  на основе углубления знаний по национальной культуре  и искусству.
  • Формирование коммуникативности и конкурентоспособности  школьников на основе этнокультурного компонента.

Каждое занятие предполагает получение новых знаний, изучение и запоминание новых терминов, слов и определений, которые используются при организации раздела опроса и повторения на занятии. Работая несколько лет по этой разработке, мы увидели результаты своей работы, когда занятия заставляют школьников самостоятельно углублять знания по музыке, изобразительному  и театральному искусству. Учащиеся стараются выражать свои чувства и мысли, навеянные картиной художника или восприятием произведений музыки, скульптуры или любимыми кинофильмами. Основным принципом составления методической  разработки является знакомство с различными видами искусства  как составной частью духовной культуры: музыки, изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, театрального искусства, литературы и киноискусства.

Многие занятия включают в себя изучение культуры и искусства народов России и Татарстана, знакомство с традициями Казани, памятниками архитектуры и скульптуры нашего города. Важно дать понять ребятам, что Казань – город высокой духовной культуры, где искусство занимает видное место. Очень важно использовать для демонстрации виды  нашего города, в архитектуре которого переплелись почти все жанры и направления, где существуют рядом как европейская, так и восточная культура, как мирно уживаются  памятники искусства как татарского, так и русского народа. Некоторые уроки непосредственно посвящены  искусству Татарстана и его выдающимся деятелям:

По теме «Скульптура»:   «Казань в памятниках скульптуры»

Содержание: Казань – исторический и культурный центр. Знаменитые имена, связанные с Казанью. Скульптурный портрет. Заочное путешествие по городу с демонстрацией памятников великим людям с небольшими комментариями. Рассказ о великих людях могут подготовить сами учащиеся (на усмотрение учителя). Памятники А. Пушкину, Л. Толстому, М. Вахитову, Г. Тукаю, С. Сайдашеву, Ф. Шаляпину, М. Горькому, М. Джалилю и др.

Формирование понятий:      Скульптурный портрет

Демонстрация:    Знаменитые памятники Казани

По теме «Изобразительное искусство»: « Искусство декоративно-прикладное»

Содержание: Искусство для украшения предметов быта и окружающей среды. Удобство и эстетичность – основное требование к произведениям декоративно-прикладного искусства.  Жанры декоративно-прикладного искусства – мозаика, аппликация, вышивка, чеканка, роспись по стеклу и дереву, вязание, декоративная роспись предметов быта (посуды, подносов и т.д.) Главное качество – соответствие оформления предмета его практическому назначению. Народно-художественные промыслы – гжель, хохлома и жостово и другие. Русские матрешки – главный сувенир в России. Татарский национальный орнамент. Декоративно – прикладное искусство татарского народа.

Формирование понятий:      Народно-художественные промыслы

Демонстрация Татарский национальный орнамент в украшении предметов быта и    одежды: тюбетейки, национальная обувь. Предметы быта хохломской и жостовской  росписи посуда, украшения из гжели и др.

«Великие живописцы России».

Содержание: Профессия художник. Чувство цвета, формы, размера. Замысел картины. Художественный образ картины. Личные отношения автора к своему произведению. Содержание картин художников. Россия – страна великих живописцев. Правдивость и реальность в картине. Патриотизм в творчестве художников. Живопись России в XIX веке. Художники-«передвижники».  Критический реализм – основа творчества «передвижников».  Шедевры творчества Перова, Верещагина, Сурикова, Серова, Маковского, Саврасова, Крамского, Левитана. Величайшие музеи России: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей. Наш земляк И.И.Шишкин и его пейзажи. Творчество национального художника РТ Х.Якупова.

Формирование понятий:  Художники – «передвижники»

Демонстрация: Репродукции картин художников-«передвижников», Третьяковская галерея,                     Эрмитаж. Х.Якупов «Перед приговором». Национальный  музей изобразительного искусства. Пейзажи И.И.Шишкина, навеянные красотой нашего края.

«Изобразительное искусство и его жанры»

Содержание: Особенности изобразительного искусства: чувство цвета, формы, перспективы. Талант художника. Изображение жизни в живописи и музыке (сравнение). Искусства дополняют друг друга. Разнообразие жанров изобразительного искусства: живопись, графика, мозаика, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство и др. Развитие и распространение декоративно-прикладного искусства.  Парковое искусство (ландшафтный дизайн) – новый жанр декоративно-прикладного искусства. Развитие паркового искусства  в Казани к 1000-летию города.

Формирование понятий: Ландшафтный дизайн, дизайнер.

ДемонстрацияВиды Казани с элементами паркового искусства и мозаикой казанского метрополитена.

По теме «Архитектура»:   «Стиль и направление в архитектуре» (обзорное занятие)

Содержание: Культура и искусство как отражение исторической эпохи. Стиль в искусстве – этапы развития мирового искусства, складывающаяся общая художественная система, которая охватывает все виды художественной культуры.  Ведущая роль архитектуры в формировании стиля, которому подчиняются живопись, скульптура и прикладное искусство. Основные стили: античный стиль, древневосточный стиль, романский и готический стили. Классицизм, барокко, ампир, рококо, стилизация.

 

Формирование понятий: Стили и направления в искусстве. Классицизм, барокко, рококо

античность, готика, ампир, стилизация.

Демонстрация: Казанский университет (главное здание), Петропавловский собор Казани, Казанский кремль,  элементы зданий С.-Петербурга с мотивами рококо.

По теме «Театральное искусство»: «Казань театральная».

Содержание: Традиции театрального искусства в Казани. Театры музыкальные и драматические. Театры национальные. Академические театры. Роль театров Казани в объединении русской и татарской наций и культуры. К. Тинчурин, Г. Камал – выдающиеся татарские национальные театральные деятели. С. Сайдашев – известный театральный композитор. В.И. Качалов и его роль в становлении русского драматического театра. ТЮЗ – любимый театр молодежи. Кукольный театр и новаторские традиции. Репертуар театра, театральная труппа. Международный оперный фестиваль им. Шаляпина и балетный им. Р. Нуриева.

Формирование понятий: Театр музыкальный и драматический, национальный театр. Академический театр.

Демонстрация: Виды казанских театров, портреты выдающихся театральных деятелей.

По теме «Искусство – средство общения между людьми»: «Место России в диалоге культур народов мира».

Содержание: Россия – многонациональное государство, объединяющее народы разных религиозных верований и культур. Христианская и мусульманская культура России. Значение русской литературы, музыки, изобразительного искусства для развития других национальных культур. Российская опера и балет – классика мирового искусства. Большой театр России и его международное значение. Русская музыка в репертуаре многих театров мира. П.И. Чайковский и его величайший гуманизм. М. Ростропович – музыкант и общественный деятель, педагог и артист с мировым именем. Оркестр «Виртуозы Москвы» и его руководитель В. Спиваков.

Татарстан как пример объединения, развития, взаимопроникновения и мирного сотрудничества двух культур: восточной и европейской. М.Ш. Шаймиев – президент РТ и его роль в развитии национальных культур. Индивидуальные особенности культур рядом живущих народов. Толерантное отношение между людьми разных вероисповеданий и культур. Мировое значение Универсиады 2013.

Формирование понятий: Культура народов Поволжья, тюркская группа, народы пентатонической группы. Казанский кремль – пример соединения двух религий и культур. Международный  музыкальный конкурс им. Чайковского, Московский международный кинофестиваль, фестиваль оперного искусства им.Ф. Шаляпина и балетного им.Р.Нуриева в

Казани, Международный кинофестиваль стран исламского мира «Золотой минбар», Казанский международный фестиваль джазовой музыки «Джазовая весна».

Демонстрация: Видеоинформация о международных фестивалях и конкурсах, которые проводятся в России и Татарстане и их значение. Информация об Универсиаде 2013 года.

Заключение

Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, выдвигают целый ряд проблем. Одной из важнейших является проблема воспитания и адаптации детей в современном мире. Сегодняшние социально – экономические преобразования, изменения в содержании ценностных  ориентаций молодёжи, неблагоприятные семейно–бытовые отношения приводят к неисправимым ошибкам  как  в воспитании, так и в образовании.      Перед преподаванием  в настоящее время встают сложные педагогические задачи: возрастают потребности возврата многих утраченных  духовных ценностей. Поиск новых подходов к преподаванию, различных форм проведения уроков в школе, построение наиболее эффективных форм проведения занятий, которые смогут научить детей адаптации к реалиям современного мира.

            Современное многонациональное общество нуждается в таком учебно-воспитательном  процессе, который будет не изолирован, а работать в условиях взаимодействия с другими национальными культурами. Изучение нескольких культур не должно ограничиваться показом элементов различных культур, а должно осуществляться через взаимодополнение, выявления их сходства и различия, общих истоков и корней. Сравнивая искусства разных народов и находя общие элементы, учащиеся шире и глубже воспринимают национальную культуру собственного народа и в последующем  будут способны внести в неё свой вклад. Поэтому образовательные концепции и программы должны  ставить перед собой задачи передачу традиций, культуры и накопленного опыта  всех народов России. Актуальность этой проблемы в РТ очевидна.

            Предметы эстетического цикла дают широкую возможность для воспитания национального самосознания, уважения и взаимопонимания людей разных национальностей, формированию патриотических качеств будущих граждан нашей страны.

     Мы думаем, что представленная разработка  сможет в какой-то мере помочь решению вышеназванных задач в современной школе. Из урока в урок учащиеся получают знания о своём родном крае, о тысячелетней Казани, о культуре и  искусстве народов, живущих много веков рядом в мире, дружбе и согласии.  По словам В.В.Путина, «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда  у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».     

Литература

  1. Программа по музыке для общеобразовательной школы, М, «Просвещение», 2007;
  2. Программа по изобразительному искусству для общеобразовательной школы, М, «Просвещение», 2007;
  3. «История мировой и отечественной культуры», М, Центр, 2002;
  4. «История искусств», ГМВП, 2000;
  5. «Культурология». М, 2003;
  6. История мировой культуры. Справочник школьника, М, 1996;
  7. Д. Кабалевский. «Воспитание музыкой» М, Просвещение, 1991;
  8. Л.А. Харисова. «Национальная культура в содержании образования», К, 1995;.
  9. История и культура родного края под редакцией Ф.Ю. Юсупова. Учебное пособие для средней школы, К, Магариф, 1993;
  10. П.В. Соболев «Художественная культура личности», Л, 1986;
  11. О.Ю. Белова «История искусств». Краткий курс лекция для средней школы.  «Аквариум», ГИППВ, 2000;
  12. Н.А. Горяева «Первые шаги в мире искусства », М, Просвещение, 1991;
  13. «Казань.  Памятники всемирного наследия», М, Вече, 2004;
  14. «Казань в памятниках истории и культуры», К, 1982;
  15. Словарь по искусству, М, Омега, 1999.
  16. Е.Б.Береговая «Учреждения с  этнокультурным компонентом образования и их место в региональном комплексе государственного образовательного стандарта». Интернет.