Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

Эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в  учреждениях дополнительного образования.

С.А. Филиппова

учитель музыки

МБОУ СШ №61 им.М.И.Неделина г.Липецк

 

В настоящее время детское музыкальное образование переживает пору серьезных перемен. Идет поиск наиболее прогрессивных форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Заметно активизировался интерес к фольклору, к народному музыкальному искусству.

Фольклорные традиции, уходящие корнями вглубь веков, до сих пор живут и развиваются, хотя не столь широко и интересно, как это было в прошлом.

Музыкальный фольклор — самобытная уникальная культура наших предков — осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Народные песни, игры ничем нельзя заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь, игры, песни должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастет нравственно здоровым.

В учреждениях дополнительного образования на практике знакомство с музыкальным фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и народных игр. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. В народных песнях, обрядах, праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного образа.

Выдающийся педагог XX века С. Миропольский писал: «Почему мы стоим за народную песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании?—Да потому, что мы не желаем уродовать детской природы, потому что желаем быть русскими, потому что не желаем всуе
бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому, наконец, что по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родной нам русской песней»[3, с.50].

Система работы  в  учреждениях дополнительного образования по изучению музыкального фольклорного наследия выстроена, сообразуясь с логикой и последовательностью календарно - земледельческого цикла, к которому были приурочены обрядовые действия и сопровождающие их песни.

Поскольку начало занятий традиционно приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно-земледельческими песнями начинается с осенних обрядов и традиций Древней Руси: это обычай заклинания жнив, праздник первого снопа, обрядовые действия, способствующие восстановлению плодородности земли и затраченных сил самих тружеников. В репертуаре  детского фольклорного ансамбля «Жемчужинка» также имеют место жнивные песни: «Ой, все жито мы пожали», «Ой, пора до двора», «Уж мы вьем-вьем бороду» и др.

В этих народных песнях и обрядах дети погружаются шаг за шагом в мир радости, добра, любви; знакомятся с древними обычаями предков, постепенно постигая истинное значение традиции как земного притяжения, которое создает уверенное чувство «почвы под ногами».

Зимний обряд русской традиции колядования привлекает обязательностью праздника, его неотвратимостью. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов, праздники отражали то благоговейное чувство, с которым относились к окружающей природе, к своему труду и его результатам.

Праздник — это всегда «событие» в буквальном смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Это незаменимый способ соединения, когда каждый чувствует себя причастным ко всеобщему торжеству. А еще праздник — это веселье, смех, выход накопившейся психической энергии.

Знакомство с обрядовым действием колядования построено так, что дети в  ансамбле сами как бы мысленно переносятся на несколько веков назад и являются его непосредственными участниками. Дети ходят по домам, как и в старину, и поют специальные песни, прославляя хозяина, с пожеланием ему добра и здоровья.

Изучение весенних обрядов совпадает по времени с празднованием широкой Масленицы. Украшают знакомство с русским праздником песни величания Масленицы, «долгие» песни, которые по традиции исполнялись в Прощеное Воскресенье (последний день масленичной недели), и «скорые» масленичные песни. Масленица — праздник хозяйственного изобилия, и в то же время прощание с зимой. Традиционно — это праздник веселый, озорной, отчаянный. Стихия масленичных гуляний не оставляет равнодушными ни зрителей, ни самих участников в ансамбле. Хочется верить, что такое эмоционально-действенное постижение традиционных русских праздников, проникновение в их замысел и характерный склад обязательно будут способствовать развитию у детей младшего школьного возраста понимания прекрасного, истинного.

Существует светлый, добрый, по – детски наивный весенний обряд – Заклинание весны. Дети с нетерпением ожидают его, т.к. это весело, увлекательно, и еще потому, что с этим днем связываются волнения художественного творчества. Ведь именно к этому празднику выпекают из пшеничного теста маленьких жаворонков, куликов, синичек, ласточек и приносят их  в школу. Учащиеся воплощают в своих созданиях чувства любви к природе, по-своему выражают свои представления о красоте. Очень сокровенные, по-детски непосредственные эмоции ярко видны при исполнении детьми весенних песенок-закличек, приговорок «Ой, весна – красна, на чем пришла», «Ой, кулики, жаворонушки» и др. Эти незатейливые детские песенки от сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение несут в себе образ своего творца.

Каждое музыкальное фольклорное произведение — органическая часть жизнедеятельности человека. Вся народная мудрость жизнеспособна не сама по себе, а обусловлена практической значимостью. Это свойство уходит корнями в глубочайшую древность, когда освоение окружающего мира человеком было одновременно практическим и духовным, сознательным и выразительным. Присловья, поговорки, прибаутки, пословицы окружали человека с самого его рождения. Очень точно подметил писатель Н. В. Гоголь: «Под песни баб пеленается, женится, хоронится русский человек».

Жизнь идет своим чередом. Появляется на свет дитя — ему поют родинную песню. Маленький еще человечек, а в нем для родных отражается Вселенная. Ведь у каждого народа нашей планеты человек — средоточие мира. Колыбельная песня — начало начал. Знакомством с ней начинается еще один цикл бесед, театрализованных действий, связанных с бытовой обрядовой поэтикой русского народа.

В музыкальном фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар.

Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм. В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение.

Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Каравай», «Кострома», «Две тетери», «Жил я у пана», «Летал, летал воробей» и др.).

Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собой в занимательной и увлекательной игровой форме, что освобождает воспитательный процесс от назидательности.

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:

- познавательную;

- физического развития личности;

- импровизационно-творческую;

- организационно-деятельную.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыка,  поэзии.  Игры, без сомнения, развивают ребенка физически; уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам.

Игры, включая в себя полифункциональные задачи — познавательные, коммуникативные, спортивные, творческие, — являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли» или «Кузнецы»), а также путем соединения 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми. Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре.

Изучая русский фольклор, нельзя обойти стороной частушечный жанр. Частушки вечно молоды, злободневны, актуальны, прекрасно чувствуют себя в нынешнем современном мире.

Знакомством с древними русскими календарно-земледельческими и бытовыми обрядами не заканчивается работа по изучению фольклорного наследия. Ведь кроме жанров обрядовы «фольклорная память» народа бережно сохранила и донесла до нас мудрость трудовых, исторических и других песен, сохранила прошлое в настоящем для будущего!

Все формы, приемы, методы изучения русского музыкального фольклора, а также богатейший песенный материал, яркие эмоциональные беседы, участие в театрализованных действиях — все это, несомненно, способствует творческому развитию учащихся в учреждениях дополнительного образования, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности, а так же способствует эстетическому,  духовно-нравственному и  патриотическому развитию детей.

 

Список литературы

1. Безбородова Л. А., Осеннева М. С. Методика музыкаль ного воспитания младших школьников — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Куприянова Л. Л. Русский фольклор (факультативная программа). — М., 1991.

3.  Миропольский С. И. "Учитель народной школы" - Санкт-Петербург, 1891; 3-е изд., 1909

4.Мельникова М Н. Русский детский фольклор, — М., 1987.

5. Семенова М. Мы — славяне! Популярная энциклопедия.—СПб., 1999.

6. Яременко Е. О. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М.: Дрофа, 2001.

7. Яременко Е. О. Музыка. Начальные классы. — М.: Просвещение, 2002.