Эссе и заявка.
Заявка. Эссе из опыта работы «Маленькие секреты моей педагогической деятельности, которые помогают детям хорошо усвоить предмет черчения ( 1 год обучения). Адрес учебного учреждения Наш адрес: 165150 Архангельская область, город Вельск, улица Дзержинского, дом 82 Электронная почта: school4velsk2@yandex.ru Ф.И.О. руководителя Хромова Нина Алексеевна Адрес места жительства участника г.Вельск , ул. Дзержинского д.12 кв.51 Контактный телефон, адрес электронной почты руководителя т. 89600085993 nahromova@gmail.com Эссе из опыта работы «Маленькие секреты моей педагогической деятельности, которые помогают детям хорошо усвоить предмет черчения ( 1 год обучения). Учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СШ №4 г. Вельска» Архангельской области - Хромова Нина Алексеевна Вот уже восьмой год я работаю по одногодичной программе «Черчение 9 класс». Несмотря на то, что всего 34 часа мы с детьми изучаем курс, мои выпускники, закончив школу и поступив в технические колледжи и вузы, чувствуют себя там уверенно, так как владеют графическими знаниями и, как оказывается, умеют их применять в процессе решения проблемных и творческих задач, стоящих перед ними. Позже, заходя на каникулах в родную школу, они уже мне дают рекомендации: «Строже спрашивать ГОСТы и ещё больше давать творческих заданий». В своей статье мне хотелось бы остановиться на развитии творческого потенциала личности каждого обучающегося посредством включения их в разные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения творческих задач и тестовых заданий. Как известно, процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний в соответствии с правилами, и решение творческих задач. Эти этапы связаны с работой детей по распознаванию, воспроизведению, решению как типовых, так и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без этого процесс обучения черчению остаётся незавершённым. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела у меня содержит решение пропедевтических творческих задач, направленных на усвоение соответствующих знаний. Универсальность такого подхода в том, что изучаемый материал даю в сжатой и элементарной форме, на простых примерах, хорошо знакомых детям, а уже потом более глубоко изучаю тот или иной раздел учебника. На каждом уроке я стараюсь научить детей видеть в любом чертеже объёмно-пространственную композицию (ОПК), удачно и продуктивно решать проблему формирования профессионального мышления обучающихся. ОПК, опираясь на особенности зрительного восприятия человека и его психофизические данные изучить и освоить, помогают детям в последующем легко справляться с контрольными графическими работами. Такой подход помогает мне активизировать творческий потенциал обучающихся, развивая у них образно-эмоциональное восприятие, что в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Дети способны к длительным интеллектуальным нагрузкам, к самостоятельности в работе, умеют отстаивать свою точку зрения, стараются довести начатое дело до конца. При подборе и составлении учебных заданий я слежу за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов и было понятно обучающимся. Для выполнения детьми работ использую рабочие тетради в клетку формата А-4. Стараюсь максимально исключить все непродуктивные элементы графической деятельности (перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений), всегда уделяю особое внимание формированию умений видеть форму предмета, отображать её на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, по которым сразу можно узнать формы геометрических тел, деталей. На протяжении всего курса напоминаю детям алгоритм построения чертежа детали с расчетом рабочего поля и построением габаритных прямоугольников, проведением осей симметрии, градации используемых линий, масштаба изображения. Особое внимание всегда обращаю на выбор рационального способа выполнения любого чертежа. Из экономии времени в отдельных случаях заменяю выполнение эскиза детали техническим рисунком. Безусловно, в процессе обучения черчению я всегда учитываю индивидуальные особенности обучающихся, их способности, склад мышления, интересы и др., постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития. Конечно, в каждом классе есть индивидуумы, которые считают, что знания по черчению им в жизни не пригодятся и на первых порах ничего не хотят делать. И как же бывает сложно их в этом переубеждать! Но потом постепенно втягиваются и выполняют работы на «удовлетворительно». В конце же учебного года, к своему удивлению, с интересом начинают выполнять графические работы, решать творческие задачи, их ответы на вопросы КИМ-ов становятся всё более уверенными. Наблюдая за ними со стороны, с удовольствием замечаешь, как старательно они, выполняя тот или иной чертёж, проводят линии в соответствии с ГОСТ-ми, видишь с каким интересом ждут оценку и сравнивают друг с другом свои чертежи. В целом, почти все обучающиеся в конце учебного года сожалеют о том, что черчения больше не будет и что они стали понимать, что и как надо делать по стандартам, а курс уже закончился, а хотелось бы большинству оценки в аттестат получить более высокие. И как же приятно бывает слышать это в конце учебного года! В заключение, хочу рассказать о том, как у меня проходит знакомство обучающихся с курсом черчения. Одно дело сухой академический язык учебника, другое дело, когда рассказываешь им на элементарных примерах окружающих нас в кабинете предметов и вещей, выполненных по ГОСТ-м, даже угол комнаты служит подтверждением ортогонального проецирования, являясь плоскостями проекций. Тут же на его примере показываю, как надо выполнить чертёж любого предмета или детали, чтобы мы без труда по нему узнали, что тут изображено, какими «волшебными» линиями надо это делать, чтобы показать с их помощью как видимые элементы, так и невидимые. Объясняю, что каждая линия подчиняется строгим правилам (стандартам), которые ни в коем случае нарушать нельзя. Проговариваю названия проекций, линий, проделываемых операций. Для иллюстрирования беру простые предметы, которые имеют прямые и наклонные элементы из окружающего пространства (мел, маркер, книгу, стул и т. п.), предлагаю посмотреть с трёх сторон, правильно называя проекцию и плоскость проекций (стена перед нами, стена справа, пол) и задаю один и тот же вопрос: «Сложно? Непонятно?» В ответ слышу: «Просто! Всё понятно!» И тут же начинают задавать вопросы типа: «А можно ли так вычертить стол или шкаф?» Доходит до того, что кто-нибудь из детей просит, например, рассмотреть его рюкзак, другой – ботинок… Они держат, а весь класс, называя правильно линии изображений (конечно, с моей помощью) коллективно рассказываем, как выглядит та или иная проекция. Попутно рассказываю о стандартах, форматах, масштабах и т. д. С первого же урока черчения такие элементарные творческие задачки помогают детям легко войти в курс академических понятий, а в последующем способствуют развитию их творческого потенциала. Маленькие секреты моей педагогической деятельности, которые помогают детям хорошо усвоить предмет черчения. На каждом уроке я для проверки знания ГОСТов устраиваю пятиминутный опрос, используя для этого КИМы, как с вариантами ответов, так и без, которые у меня подобраны к каждому разделу по темам. Это позволяет мне оперативно отслеживать степень усвояемости каждым ребёнком учебного материала и вовремя им помогать. Если в начале учебного года правильных ответов бывает немного, то к концу – большинство показывает хорошее усвоение государственных стандартов. Универсальность этого приёма я вижу в том, что он позволяет детям быстрее запомнить необходимые правила и грамотно выполнять чертежи. При обучении построению изображений в прямоугольной изометрии обращаю внимание на выбор наиболее рационального способа их выполнения из трёх предложенных. Поскольку материал трудный и по объёму большой, а Программа даёт на его изучение всего два урока, я при объяснении вариантов построения (последовательное наращивание объёмов предмета; последовательное удаление объёмов; построение от формообразующей грани) заменяю чертёж техническим рисунком, выполняя его на классной доске. Этот приём позволяет мне выполнить значительно больше изображений деталей. Параллельно это же самое делают дети в тетрадях. Сложные понятия «Сечения» и «Разрезы», на изучение которых Программой предусмотрено всего три урока, даю, опираясь на особенности зрительного восприятия детей, на конкретных предметах быта, делая эскизы трёх видов (на доске). Задаю вопрос: «Понятна ли форма?» Дети в растерянности предлагают : «Увеличить количество видов!» Постепенно подвожу к мысли о необходимости выполнить поперечный мысленный разрез предмета для показа формы его средней части. Объясняю, что в курсе черчения в подобных случаях используют изображения, которые называются сечениями и разрезами. Дав эти понятия, тут же объясняю, чем разрез отличается от сечения и в чём их сходство. Уже на следующих уроках при выполнении практических работ, выясняем, какие сечения называются наложенными, а какие – вынесенными. Записываем их характеристики. Вместе приходим к выводу, что вынесенные сечения предпочтительней, так как не загромождают вид лишними линиями. Тут же объясняю стандарт обозначения сечений, а также особенности выполнения сечений. Выполнив Графическую работу №6 «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями», переходим к детальному изучению разрезов. По этой же методике объясняю правила выполнения разрезов, соединение вида и разреза, местный разрез, обозначение их на чертежах и отличия от сечений, опираясь по-прежнему на особенности объёмно-пространственной композиции. Практически и теоретически закрепив пройденный материал, переходим к Графической работе №7 «Выполнение разреза в аксонометрии.» Интенсивная работа детей на уроках приучает их к длительному напряжения сил и интеллектуальным нагрузкам, умению доводить дело до конца, успешному выполнению графических работ. Универсальность применяемых мной пропедевтических творческих задач, их решение позволило мне выработать систему в преподавании черчения, когда всего за тридцать четыре часа у обучающихся удаётся сформировать пространственное мышление, творческое видение проблемы и нестандартность её решения.