«Экоград: В поисках секретной карты»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детский экологический центр "Родник"
«Экоград: В поисках секретной карты»
Костерина Татьяна Константиновна
Шадрина Елена Александровна
Григорьева Арина Евгеньевна
Введение
Летние каникулы – это время для общения и расширения своего кругозора; это пора, когда дети, отдыхая от привычных школьных занятий,
могут с пользой веселиться и играть со своими друзьями, обрести новый круг друзей, осуществлять творческие пробы собственных сил в различных направлениях досуговой деятельности.
Лагерь с дневной формой пребывания – не только временное нахождение ребенка, где он приобретает те или иные знания, умения, занимательно проводит свое время, но и необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциалам.
Организованный отдых выполняет несколько функций: оздоровительную, развивающую, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную; формирует социальный опыт детей и подростков.
Цель программы:
Организовать содержательный досуг детей в период летних каникул через вовлечение их в активную познавательную и развлекательную деятельность с целью раскрытия духовных, творческих потенциалов и самореализации личности ребенка.
Задачи программы:
- организовать проведение культурно-досуговых мероприятий;
- вовлечь детей и подростков в общественно-полезную деятельность через участие в системе самоуправления.
- развить у детей чувства товарищества и взаимопомощи;
- формировать у учащихся гигиенические знания, нормы и правила здорового образа жизни и безопасного поведения, профилактика вредных привычек;
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. Основной состав лагеря – это обучающиеся школ района. По направленности программа является комплексной многопрофильной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Индивидуальные и коллективные формы работы в летнем лагере с дневным пребыванием детей осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы, игровые конкурсные программы, праздники, экскурсии); метода интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии).
Принципы деятельности лагеря
- сотрудничества детей и взрослых;
- уважения и доверия;
- многообразия форм и методов работы с детьми
- демократии, открывающей максимальные возможности для развития инициативы и самостоятельной деятельности детей.
Организация и обеспечение досуговой деятельности
Программа летнего лагеря предусматривает включение детей в разные виды деятельности: интеллектуальные игры, конкурсно-игровые программы, квесты, экскурсии, концерты, представления, спортивно-оздоворительную игру, игры на свежем воздухе, музыкальный конкурс, экономическую игру, эко-занятия с педагогами, тематические мастер-классы и многое другое.
На протяжении смены работают следующие творческие объединения:
- «Игровая экология»
- «Развивающие игры»
- «Ритмика и танец»
- «Основы театральной деятельности»
- «Самоделкин»
- «Мастерок»
- «Hand-made»
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание системы детского самоуправления. В «Экограде» – 2 улицы (2 отряда) по 12-13 человек. Каждая улица делится на 3 подгруппы (по 3-4 человека), которые ежедневно выполняют определенные задания по системе ЧТП (чередования традиционных поручений):
- «дежурные» (соблюдение порядка в течение дня и дежурство по столовой);
- «организаторы» (проведение утренней зарядки и подвижных игра в течение дня);
- «репортеры» (сбор информации об интересных событиях дня и выпуск репортажа в конце дня).
Сквозной темой смены является игра «В поисках секретной карты»: каждый день обучающиеся зарабатывают баллы, выраженные в положительных и отрицательных символах, которые отображаются в таблице достижений отрядов; если количество положительных баллов равно или превышает количество основных дел и занятий за день, а количество отрицательных баллов не больше одного, на финальной линейке отряд получает часть карты. Если количество отрицательных баллов превышает указанную отметку, отряд не получает часть карты, и за оставшиеся дни отряд должен заработать её, подготовив полезное дело для лагеря. К концу смены отряд собирает 18 частей карты, с помощью которой в финальный день ищет секрет в указанном месте. Итогом игры становится вручение призов за выполнение задания смены.
Система стимулирования обеспечивает мотивацию ребят к участию в проводимых занятиях, конкурсах и мероприятиях, а также к соблюдению правил поведения и этических норм в лагере.
Кадровое обеспечение
В реализации проекта участвуют:
- Педагоги – организаторы
- Педагоги дополнительного образования
- Педагог - психолог
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией учреждения. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана мероприятий.
Материально-техническое обеспечение
- Оборудование помещений Центра
- Наличие игрового и спортивного инвентаря
- Материалы для творчества детей
- Наличие канцелярских принадлежностей
- Аудио-техника и видео-техника
- Призовой фонд
Целевая группа и механизм ее формирования
Участниками программы являются дети школ Заволжского района в возрасте от 7 до 12 лет. Вовлечение детей в лагерь осуществляется путем активного информирования детей и родителей. Формирование состава группы происходит на добровольной основе. Максимальная наполняемость лагеря – 25 человек.
Сроки и место реализации
4-28 июня 2018 года, МОУ ДО ДЭЦ «Родник», ул. Клубная, 58.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель - май
- Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке учреждения к летнему сезону;
- Издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;
- Разработка программы деятельности летнего лагеря с дневной формой пребывания детей «Экоград», заключение договоров по взаимодействию с учреждениями культуры, туризма, спорта и др.
- Подготовка методического материала для работников лагеря;
- Подбор кадров для работы в лагере;
- Составление необходимой документации для деятельности летнего лагеря (план мероприятий режим дня, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
- Прием заявлений от родителей (законных представителей), проведение родительского собрания.
II этап. Организационный – 4-5 июня
- Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей
- Запуск программы «Экоград»;
- Знакомство с правилами жизнедеятельности летнего лагеря.
III этап. Практический – 6-28 июня
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- Работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
- Анализ анкетирования детей;
- Итоговое родительское собрание;
- Анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей в будущем.
- Подведение итогов смены;
- Выработка перспектив деятельности организации;
Формы работы
- игры на знакомство и сплочение коллектива;
- экологические занятия;
- мастер-классы;
- спортивно-игровые программы, эстафеты;
- интеллектуально-творческие игры, творческие конкурсы;
- интерактивные игры, самопрезентации и представления, праздники;
- беседы;
- квест;
- экскурсии;
- игровые и развлекательные программы, шоу, фестивали, конкурсы;
- анкетирование, диагностика, опрос.
Ожидаемые результаты
- проведены культурно-досуговые мероприятия;
- дети и подростки приняли участие в общественно-полезной деятельности и в системе самоуправления.
- у детей получили развитие чувства товарищества и взаимопомощи;
- сформированы гигиенические знания, нормы и правила здорового образа жизни и безопасного поведения.
Способы проверки образовательных результатов
- табель посещаемости;
- начальное и итоговое анкетирование детей;
- анализ детских репортажей по итогам прошедшего лагерного дня;
- наблюдение за участием детей в досуговой деятельности;
- получение информации от родителей в течение смены и опрос на итоговом родительском собрании.
Содержание программы
Основное направление деятельности центра «Родник» - экологическое. В 2017-2018 учебном году Центр является участником международной экологической программы "Эко-школы/Зелёный флаг".
В связи с этим, программа летнего лагеря «Экоград-2018» является частью системы мероприятий экологической направленности МОУ ДО Детский экологический центр «Родник».
В содержательную часть программы лагеря включены экологические занятия, целью которых является экологическое воспитание и просвещение подрастающего поколения; мастер-классы по изготовлению поделок из природного и бросового материала «Вторая жизнь ненужных вещей»; мероприятия по воспитанию у детей бережного и внимательного отношения к животному и растительному миру (выезд в конный клуб «Кабриолет», посещение выездной выставки Ярославского зоопарка, квест по Губернаторскому саду и саду экзотических растений, конкурс рисунка на асфальте, путешествие по экологической тропе) и др.
Календарно-тематический план
Дата |
Время |
Вид деятельности |
4.06.2018 (пн) |
8.30-9.00 |
Разделение на отряды, зарядка. |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.30 |
Игры на знакомство |
|
10.30-12.00 |
Эко-урок |
|
12.00-13.00 |
Подготовка презентации отрядов для открытия смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Подготовка творческих номеров к открытию смены |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
5.06.2018 (вт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.10 |
Прогулка, игры на свежем воздухе |
|
10.10-11.30 |
Мастер-класс «Изготовление браслетов для отрядов» |
|
11.30-13.00 |
Подготовка к открытию смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Открытие смены |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
6.06.2018 (ср) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.10 |
Прогулка, отрядные дела |
|
9.30-13.00 |
Выезд в ТЮЗ, спектакль «Дюймовочка» |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
7.06.2018 (чт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
09.00-09.30 |
Завтрак |
|
10.00-11.00 |
Спортивно-оздоровительная игра «В здоровом теле здоровый я» |
|
11.00-12.00 |
Квест по сказкам Пушкина (детская библиотека) |
|
12.00-13.00 |
Краеведческая викторина «Моя малая родина» |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
8.06.2018 (пт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-12.00 |
Конный клуб «Кабриолет» |
|
12.00-13.00 |
Подготовка творческих номеров к закрытию смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
9.06.2018 (сб) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-11.00 |
«Веселые опыты» - интерактивная программа |
|
11.00-13.00 |
Эко-урок |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
13.06.2018 (ср) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.40 |
Выставка животных Ярославского зоопарка |
|
10.40-13.00 |
Мастер-класс |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
14.06.2018 (чт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-11.00 |
Квест «Алиса в зазеркалье» |
|
11.00-12.00 |
|
|
12.00-13.00 |
Подготовка творческих номеров к закрытию смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
15.06.2018 (пт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.00 |
Прогулка |
|
9.30-12.00 |
Спектакль «Кот в сапогах», ТЮЗ (ДК «Энергетик») |
|
12.00-13.00 |
Культурно-массовое мероприятие |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Экологическая тропа «Растительный мир Нижнего поселка» |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
18.06.2018 (пн) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-13.00 |
Выездная экскурсия |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
1 этап конкурса «Музыкальная мозаика» |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
19.06.2018 (вт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.30 |
Подготовка заданий к конкурсу «Музыкальная мозаика» |
|
10.30-12.00 |
Фильм «Пушистый монстр» |
|
12.00-13.00 |
Прогулка |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
20.06.2018 (ср) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.00 |
Прогулка |
|
10.00-11.20 |
2 этап конкурса «Музыкальная мозаика» |
|
11.20-13.00 |
Подготовка творческих номеров к закрытию смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
21.06.2018 (чт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-12.00 |
«Семь секретов старого парка» - экскурсия и квест в художественном музее |
|
12.00-13.00 |
Подготовка творческих номеров к закрытию смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
22.06.2018 (пт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-10.30 |
ЛМК «Память на века в сердцах» (детская библиотека) |
|
10.30-11.30 |
День памяти |
|
11.30-13.00 |
Подготовка творческих номеров к закрытию смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
25.06.2018 (пн) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-11.00 |
Сводная репетиция закрытия смены |
|
11.30-12.30 |
Пожарные эстафеты (с сотрудниками ГБУ ЯО «ПСС ЯО») |
|
12.30-13.00 |
Прогулка |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
26.06.2018 (вт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-12.00 |
1 тур - Экономическая игра «Ярмарка» |
|
12.00-13.00 |
Подготовка творческих номеров для закрытия смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
27.06.2018 (ср) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-12.00 |
2 тур - Экономическая игра «Ярмарка» |
|
12.00-13.00 |
Подготовка творческих номеров для закрытия смены |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.20 |
Занятия с педагогами объединений |
|
14.20-14.30 |
Линейка, рефлексия |
|
|
|
28.06.2018 (чт) |
8.30-9.00 |
Линейка, зарядка, подвижные игры |
|
9.00-9.30 |
Завтрак |
|
9.30-11.30 |
Подготовка творческих номеров, репетиции |
|
11.30-13.00 |
Праздничное мероприятие, посвященное закрытию смены, награждение участников |
|
13.00-13.30 |
Обед |
|
13.30-14.30 |
Линейка, рефлексия |
Критерии оценки результатов реализации программы
- стабильность посещения детьми летнего лагеря;
- активность и участие детей в коллективно–творческих делах;
- уровень и характер взаимоотношений в детской среде;
- устойчивый интерес ребят к игровой и творческой деятельности;
- удовлетворенность детей своим творчеством и результатами в играх;
- заинтересованность родителей в посещении детьми летнего лагеря.