«Двухголосие. Канон»
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» г.Берёзовский
Открытое занятие по вокалу
Тема: Двухголосие. Канон.
Полякова Татьяна Юрьевна
Педагог дополнительного образования, концертмейстер
Тема: Двухголосие. Канон.
Цель: Формировать навыки пения каноном
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки пения a-capella;
-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
- вырабатывать умение четко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
- добиваться сознательного усвоения музыкального произведения.
Развивающие:
- развивать гармонический слух;
- закреплять навык сольфеджирования по партиям;
- развивать умение слышать и слушать себя и партнеров во время исполнения канона.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- воспитывать желание исполнять канон в самостоятельной деятельности;
- воспитывать интерес к ансамблевому пению.
Тип: Занятие - ознакомление с новым материалом.
Предмет: Вокальный ансамбль.
Форма: Практическое занятие.
Формы работы с обучающимися: коллективная, работа в подгруппах, индивидуальная.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога, видео канона в исполнении учащихся).
Методы и приемы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- побуждение обучающихся к самоконтролю и самооценке в процессе работы;
- вариативность заданий при повторении песенного материала и упражнений;
- вокализация песен на слог и сольфеджирование;
- одобрение, поощрение успехов с целью стимуляции их интереса к занятиям.
Словарная работа:
- интонация, унисон, двухголосие, мелодия, темп, ритм, динамика, регистр, партия, a-capella, канон, полифония.
Психологические условия на занятии:
- психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
- личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
- учет индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, видео детского хора, мяч, д/и «Семицветик», доска, слова-подсказки, портрет И.С. Баха, прелюдия «Ля бемоль» в записи (видео)
Планируемый результат занятия: исполнить канон как целостное музыкальное произведение на две партии.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Упражнения на развитие певческого дыхания.
4. Упражнения для распевания.
5. Канон. Работа над французской песней «Братец Яков».
6. Заключительная часть. Подведение итога.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Цель: настроить обучающихся на работу, сконцентрировать внимание
- положительный настрой на занятие вокалом;
- проверка готовности к занятию;
- ознакомление с темой занятия.
Приветствие. Проверка знаний, полученных на прошлом занятии.
Игра с мячом: вопрос – ответ.
- Что такое интонация? (темп, тембр, ритм, динамика, регистр, пауза)
- Мелодия?
- Унисон?
- A-capella?
Вопрос – С каким произведением мы познакомились на прошлом занятии?
Педагог – Сегодня мы продолжим работу над песней, но исполним ее по-другому.
Тема занятия: Канон – что в переводе с греческого означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нам нужно разогреть голосовой аппарат.
2. Артикуляционная гимнастика
Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко. Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно.
Каждое упражнение произносится 5-7 раз.
МА, МЭ, МИ, МО, МУ
ДА, ДЕ, ДИ, ДО, ДУ
РЛА, РЛЭ, РЛИ, РЛО, РЛУ
Скороговорки (проговариваются на одном дыхании 5-7 раз)
ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ
ВИДИТ ГРЕКА В РЕКЕ РАК
СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ
РАК ЗА РУКУ ГРЕКА ЦАП
СШИТ КОЛПАК НЕ ПО-КОЛПАКОВСКИ
ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО-КОЛОКОЛОВСКИ
НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ
НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОВАТЬ
У РЕЧКИ ОВЕЧКА
У ОВЕЧКИ КОЛЕЧКИ
КОЛЕЧКИ НЕ ПАДАЮТ В РЕЧКУ
А У ДЕВОЧКИ БЫЛО КОЛЕЧКО
УПАЛО КОЛЕЧКО В ТУ РЕЧКУ
3. Упражнения на развитие певческого дыхания
Дыхание – мягкая атака звука.
Во время работы над правильным дыханием контролирую и проверяю обучающегося насколько он понимает, как правильно брать дыхание, показываю на себе.
1. Короткий вдох через нос по руке педагога и длинный замедленный выдох на букву «С» со счетом: раз-два-три-четыре-пять… При каждом повторении упражнения выдох удлиняется.
2. Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счетом на букву «Ф»
3. Короткий вдох в живот, короткий выдох на букву»Ш»
4. Распевание
Цель всех распеваний – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Каждое упражнение имеет свою конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.
Используемые распевки:
- упражнения над формированием ровного чистого унисона и округлого вокального звука;
- упражнения для выработки «высокой «вокальной позиции (ощущение зевка);
- упражнения на использование цепного дыхания;
- упражнения на «глиссандо», легато и стаккато.
5. Канон. Французская песня «Братец Яков»
Этапы работы:
1. Слушание «Прелюдия №13, ля бемоль» И.С.Бах
Разбор, определение партий, количество
2. Поем в унисон «Братец Яков», отхлопываем пульсацию, затем сильную долю, затем начало каждой фразы, начало каждой музыкальной фразы.
3. Смотрим видео: исполнение канона на две партии
Вопрос – Сколько партий прозвучало? (две)
Вопрос – Партии отличались друг от друга? (нет, одна дублировала другую)
Вопрос – Что было необычно в исполнении? (вторая партия вступила с опозданием)
Вопрос – Кто попробует дать определение, что такое канон в музыке? (пение с опозданием, все поют одну и ту же мелодию, но вступают поочередно, кто начинает петь первым, тот и заканчивает первым)
4. Задания:
- дети поют первую партию, педагог вторую (отхлопывают сильную долю каждой музыкальной фразы );
- педагог поет первую партию, дети вторую (отхлопывают);
- дети делятся на две группы, поют;
- меняются партиями, поют на два голоса.
6. Заключительная часть. Подведение итога.
Проговариваю с обучающимися новые словарные слова (выставляю их на доску), закрепляю пройденную тему занятия. Даю домашнее задание: составить кроссворд по теме Канон.