Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

«Двухголосие. Канон»

МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» г.Берёзовский

 

Открытое занятие по вокалу

Тема: Двухголосие. Канон.

 

Полякова Татьяна Юрьевна

Педагог дополнительного образования, концертмейстер

 

 

Тема: Двухголосие. Канон.

Цель: Формировать навыки пения каноном

Задачи:

Образовательные:

- формировать навыки пения a-capella;

-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

- вырабатывать умение четко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

- добиваться сознательного усвоения музыкального произведения.

Развивающие:

- развивать гармонический слух;

- закреплять навык сольфеджирования по партиям;

- развивать умение слышать и слушать себя и партнеров во время исполнения канона.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- воспитывать желание исполнять канон в самостоятельной деятельности;

- воспитывать интерес к ансамблевому пению.

Тип:  Занятие -  ознакомление с новым материалом.

Предмет: Вокальный ансамбль.

Форма: Практическое занятие.

Формы работы с обучающимися: коллективная, работа в подгруппах, индивидуальная.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- проблемно-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога, видео канона в исполнении учащихся).

Методы и приемы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- побуждение обучающихся к самоконтролю и самооценке в процессе работы;

- вариативность заданий при повторении песенного материала и упражнений;

- вокализация песен на слог и сольфеджирование;

-  одобрение, поощрение успехов с целью стимуляции их интереса к занятиям.

Словарная работа:

- интонация, унисон, двухголосие, мелодия, темп, ритм, динамика, регистр, партия, a-capella, канон, полифония.

Психологические условия на занятии:

- психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

- личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

- учет индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, видео детского хора, мяч, д/и «Семицветик», доска, слова-подсказки, портрет И.С. Баха, прелюдия «Ля бемоль» в записи (видео)

Планируемый результат занятия: исполнить канон как целостное музыкальное произведение на две партии.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на развитие певческого дыхания.

4. Упражнения для распевания.

5. Канон. Работа над французской песней «Братец Яков».

6. Заключительная часть. Подведение итога.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель: настроить обучающихся на работу, сконцентрировать внимание

- положительный настрой на занятие вокалом;

- проверка готовности к занятию;

- ознакомление с темой занятия.

Приветствие. Проверка знаний, полученных на прошлом занятии.

Игра с мячом: вопрос – ответ.

  1. Что такое интонация? (темп, тембр, ритм, динамика, регистр, пауза)
  2. Мелодия?
  3. Унисон?
  4. A-capella?

Вопрос – С каким произведением мы познакомились на прошлом занятии?

Педагог – Сегодня мы продолжим работу над песней, но исполним ее по-другому.

Тема занятия: Канон – что в переводе с греческого означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нам нужно разогреть голосовой аппарат.

2. Артикуляционная гимнастика

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко. Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно.

Каждое упражнение произносится 5-7 раз.

МА, МЭ, МИ, МО, МУ

ДА, ДЕ, ДИ, ДО, ДУ

РЛА, РЛЭ, РЛИ, РЛО, РЛУ

Скороговорки (проговариваются на одном дыхании 5-7 раз)

ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ

ВИДИТ ГРЕКА В РЕКЕ РАК

СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ

РАК ЗА РУКУ ГРЕКА ЦАП

СШИТ КОЛПАК НЕ ПО-КОЛПАКОВСКИ

ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО-КОЛОКОЛОВСКИ

НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ

НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОВАТЬ

У РЕЧКИ ОВЕЧКА

У ОВЕЧКИ КОЛЕЧКИ

КОЛЕЧКИ НЕ ПАДАЮТ В РЕЧКУ

А У ДЕВОЧКИ БЫЛО КОЛЕЧКО

УПАЛО КОЛЕЧКО В ТУ РЕЧКУ

3. Упражнения на развитие певческого дыхания

Дыхание – мягкая атака звука.

Во время  работы над правильным дыханием контролирую и проверяю обучающегося насколько он понимает, как правильно брать дыхание, показываю на себе.

1. Короткий вдох через нос по руке педагога и длинный замедленный выдох на букву «С» со счетом: раз-два-три-четыре-пять… При каждом повторении упражнения выдох удлиняется.

2. Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счетом на букву «Ф»

3. Короткий вдох в живот, короткий выдох на букву»Ш»

4. Распевание

Цель всех распеваний – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Каждое упражнение имеет свою конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

Используемые распевки:

- упражнения над формированием ровного чистого унисона и округлого вокального звука;

- упражнения для выработки «высокой «вокальной позиции (ощущение зевка);

- упражнения на использование цепного дыхания;

- упражнения на «глиссандо», легато и стаккато.

5. Канон. Французская песня «Братец Яков»

Этапы работы:

1. Слушание «Прелюдия №13, ля бемоль» И.С.Бах

Разбор, определение партий, количество

2. Поем в унисон «Братец Яков», отхлопываем пульсацию, затем сильную долю, затем начало каждой фразы, начало каждой музыкальной фразы.

3. Смотрим видео: исполнение канона на две партии

Вопрос – Сколько партий прозвучало? (две)

Вопрос – Партии отличались друг от друга? (нет, одна дублировала другую)

Вопрос – Что было необычно в исполнении? (вторая партия вступила с опозданием)

Вопрос – Кто попробует дать определение, что такое канон в музыке? (пение с опозданием, все поют одну и ту же мелодию, но вступают поочередно, кто начинает петь первым, тот  и заканчивает первым)

4. Задания:

- дети поют первую партию, педагог вторую (отхлопывают сильную долю  каждой музыкальной фразы );

- педагог поет первую партию, дети вторую (отхлопывают);

- дети делятся на две группы, поют;

- меняются партиями, поют на два голоса.

6. Заключительная часть. Подведение итога.

Проговариваю с обучающимися новые словарные слова (выставляю их на доску), закрепляю пройденную тему занятия. Даю домашнее задание: составить кроссворд по теме Канон.