Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хоровой студии «Запевала»
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Дом пионеров и школьников»
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
Дополнительная общеразвивающая программа вокально-хоровой студии «Запевала»
педагог ДО высшей категории
Давыдова Э.М.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
Новизна и актуальность
Цель и задачи
Контингент обучающихся, участвующих в реализации программы
Организация учебного процесса
Формы проведения занятий
Ожидаемые результаты
Формы подведения итогов реализации программы
2.Учебно-тематический план
3.Содержание дополнительной общеразвивающей программы
4.Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Календарно-тематический план
5.Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
6.Список литературы
Литература, используемая педагогом
Литература, рекомендуемая обучающимся
интернет ресурсы
Пояснительная записка
В Концепции развития дополнительного образования детей (04.09.2014г №1726-р) говорится, о том что «В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Актуальной становиться такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
Свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы «Запевала» состоит в том, что музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе художественно-эстетического воспитания. Воспитание и социализация обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Замечательный педагог В. Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любит, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к человечному». Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Пение является весьма действенным методом художественного и эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие обучающихся.
Новизна данной программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым в дополнительном образовании по направлению художественно эстетическое – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. Духовно нравственное развитие - содействие формированию ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации культурной идентификации и самореализации обучающихся. Программа дает возможность для реализации пристрастий и особенностей обучающихся, развития их индивидуальности, музыкальных и творческих способностей, помогает открыть перспективу для будущего развития личности, дает возможность ей самоутвердиться.
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Запевала» была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; с программой И.Н. Ходневой «Студия вокала»; программой «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова Миклухо Л.С «Сольное пение» и другие, и в соответствие с требованиями ФГОС НОО.
Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Формирование устойчивого интереса к пению Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, знания, умения и навыки, которыми школьник овладевает и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности:
-Учебно-познавательная компетенция
-Информационная компетенция
-Коммуникативная компетенция
-Здоровьесберегающая компетенция
Программа отличается от других программ тем, что:
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся в вокальной группе за 5лет обучения соразмерно личной индивидуальности;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Этапы работы по программе
1 этап (начальный) |
подготовительный, 1 год обучения |
получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты |
2 этап (основной) |
2-3 год обучения |
закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение |
3 этап (заключительный) |
4-5 год обучения |
овладение в совершенстве исполнительским мастерством для дальнейшей профилизации |
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Дополнительная образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, историей, ритмикой.
Контингент обучающихся, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Запевала»
Программа «Запевала» рассчитана на обучающихся с 6-17 лет. Условиями отбора детей в вокальную группу являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям.
Формы проведения занятий
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных форм занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
1этап «Чудеса в решете»:
Подготовительный год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу,72 часа в год;
Первый год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу,72 часа учебных занятий в год;
2 этап «Новая волна»
Второй, третий год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа -144 часа учебных занятий в год;
3 этап «Созвездие»
Четвертый, пятый год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа-216 часов учебных занятий в год. На каждом году обучения по необходимости отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У ребят обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимых мероприятиях, праздничных программах, концертах, культурных событиях города, района и области.
Предметными результатами занятий по программе вокального объединения являются: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
Предполагаемые результаты обучения.
Знать. Уметь. Владеть
В конце подготовительного года обучения обучающиеся :
-петь в унисон в коллективе;
в конце 1 года обучения обучающиеся:
- чисто интонировать, петь на дыхании;
-петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
в конце 2 года обучения обучающиеся:
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
-петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
-понимать дирижёрские жесты и следовать им;
-знать средства музыкальной выразительности.
-петь под фонограмму в группе и соло;
-уметь преодолевать мышечные зажимы;
-уметь вести себя в коллективе.
в конце 3 года обучения, обучающиеся:
- петь в диапазоне: первые голоса — си м. октавы – ми 2-ой октавы; вторые голоса – ля м. октавы – ре 2 октавы.
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- петь под фонограмму 2-голосные произведения.
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
в конце 4 года обучения обучающиеся :
- петь в диапазоне: первые голоса – ля малой октавы – фа 2-ой октавы; вторые голоса – соль м.октавы – ми ь – 2-ой октавы;
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения; уметь держаться на сцене;
- обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.
в конце 5 года обучения обучающиеся :
- петь в диапазоне: первые голоса – ля м.октавы – фа # — 2-ой октавы; вторые -фа # м.октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа м.октавы – ре 2-ой октавы;
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
- знать правила охраны голоса в предмутационный период;
- уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
- уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
- настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.
По итогам обучения обучающиеся:
знать
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз. штрихи; - средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.
Основной формой подведения итогов работы являются выступления на тематических праздничных мероприятиях, проводимых внутри образовательной организации, а также участие в районных и республиканских творческих мероприятиях.
Формы и виды контроля.
Подготовительный, 1 год обучения
№ |
Вид контроля |
Сроки выполнения |
1. |
Входящий контроль. Прослушивание |
Август |
2 год обучения
№ |
Вид контроля |
Сроки выполнения |
1. |
Зачетное занятие «Песенные жанры» |
ноябрь |
3 год обучения
№ |
Вид контроля |
Сроки выполнения |
1. |
Зачётная занятие «Музыкальная грамотность» |
ноябрь |
4 год обучения
№ |
Вид контроля |
Сроки выполнения |
1. |
Зачетное занятие «Что мы знаем о техниках вокального искусства» |
ноябрь |
5 год обучения
№ |
Вид контроля |
Сроки выполнения |
1. |
Зачетное занятие «Музыка России XX века» |
ноябрь |
Способы диагностики и контроля результатов
Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
Педагогическое наблюдение
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; концертную деятельность.
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений. Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.
Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Диагностика |
Основные параметры |
Период |
Способ |
Первичная |
степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям |
сентябрь, октябрь |
наблюдение |
природные физические данные каждого ребенка |
|||
уровень развития общей культуры ребенка |
|||
Промежуточная |
высокий уровень исполнения песенного произведения |
декабрь |
концертная деятельность; |
степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств |
|||
уровень развития общей культуры ребенка |
|||
Итоговая |
высокий уровень исполнения песенного произведения |
май |
концертная деятельность; |
степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств |
|||
уровень развития общей культуры ребенка |
2. Учебно – тематический план занятий
подготовительный год, 1 год обучения «Чудеса в решете»
|
Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем |
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
|
2. |
Вокально-хоровая работа |
59 |
19 |
40 |
2.1 |
Пение произведений: |
|
|
|
|
классика |
12 |
4 |
8 |
|
народная песня |
12 |
4 |
8 |
|
современная песня |
28 |
7 |
21 |
2.2 |
Пение учебно-тренировочного материала |
5 |
1 |
4 |
2.3 |
Пение импровизаций |
2 |
|
2 |
3. |
Слушание музыки |
4 |
2 |
2 |
4. |
Музыкальная грамота |
2 |
1 |
1 |
5. |
Организационно-массовая деятельность |
5 |
|
5 |
6. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
72 |
20 |
52 |
2,3 год обучения (144 часа) «Новая волна»
|
|
|
|
|
1. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2. |
Вокально-хоровые работы |
138 |
32 |
102 |
2.1 |
Пение произведений: |
|
|
|
|
классика |
6 |
2 |
4 |
|
народная песня |
6 |
2 |
4 |
|
современная песня |
110 |
14 |
96 |
2.2 |
Пение учебно-тренировочного материала |
2 |
1 |
1 |
2.3 |
Пение импровизаций |
4 |
2 |
2 |
3. |
Слушание музыки |
4 |
4 |
|
4. |
Музыкальная грамота |
4 |
2 |
2 |
5. |
Организационно-массовая деятельность |
4 |
4 |
|
Итоговое занятие . Инструктаж по ТБ |
2 |
2 |
||
|
ИТОГО: |
144 |
36 |
108 |
4,5 год обучения (216 часа)
|
|
|
|
|
1. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2. |
Вокально-хоровые работы |
180 |
36 |
144 |
2.1 |
Пение произведений: |
|
|
|
|
классика |
24 |
8 |
16 |
|
народная песня |
24 |
8 |
16 |
|
современная песня |
112 |
16 |
96 |
2.2 |
Пение учебно-тренировочного материала |
10 |
2 |
8 |
2.3 |
Пение импровизаций |
10 |
2 |
8 |
3. |
Слушание музыки |
8 |
4 |
4 |
4. |
Музыкальная грамота |
8 |
4 |
4 |
5. |
Организационно-массовая деятельность |
18 |
|
18 |
|
ИТОГО: |
216 |
46 |
170 |
Учебно – тематический план объединения «Домисолька»
(сольное пение)
1-5 год обучения
|
|
|
|
|
1. |
Вводное занятие |
2 |
|
2 |
2. |
Вокально-хоровые |
60 |
11 |
49 |
2.1 |
Пение произведения: |
|
|
|
|
классика |
12 |
4 |
8 |
|
народная песня |
12 |
4 |
8 |
|
современная песня |
30 |
|
30 |
2.2 |
Пение учебно-тренировочного материала |
4 |
2 |
2 |
1.3 |
Пение импровизаций |
2 |
1 |
1 |
3. |
Слушание музыки |
4 |
2 |
2 |
4. |
Музыкальная грамота |
6 |
3 |
3 |
|
ИТОГО: |
72 |
16 |
56 |
3.Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Подготовительный, I год обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Домисолька». Инструктаж по ТБ.
2.Вокально-хоровые работы
2.1Пение произведения. Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).
Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
2.2Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
2.3Пение импровизаций:
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.
3.Слушание музыки:
Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры. Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.
4. Музыкальная грамота: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
II - III год обучения
1.Вводное занятие. Владение своим голосовым аппаратом.
Закрепление знаний о строении голосового аппарата.
Знакомство с основами музыкальной культуры.
2.Вокально-хоровыеработы
2.1Пение произведения Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста.
Классика – анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления. Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание. Понятие «легато», «нон легато», «стаккато». Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам. Совершенствование правильного дыхания. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.2.2Пение учебно-тренировочного материала: Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона.
2.3Пение импровизаций: Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения.
3.Слушание музыки:
Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.
Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.
Понимание настроения и характера произведений.
4.Музыкальнаяграмота:
Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса. Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.
IV - V год обучения
1.Вводное занятие. Умение владеть голосовым аппаратом при пении различных упражнений и песен. Музыкальная теория. Профилактика и гигиена голоса.
2.Вокально-хоровые работы
2.1Пение произведения: Народная песня – раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни. Классика – формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Современная песня – средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации.
Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа). Правила охраны голоса в предмутационный период.
2.2Пение учебно-тренировочного материала: Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения.
2.3 Пение импровизаций: Пение импровизаций – вариаций, на заданнуютему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Коллективное исполнение песен. Метод сценической импровизации. Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды.
3.Слушание музыки: Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов.
4.Музыкальнаяграмота: Ознакомление с двумя видами мажора и тремя видами минора. Понятие «размер», знакомство с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. понятие «пауза». Слушание многоголосных хоровых произведений. Совершенствование понятий «нотная запись», «нотный стан»
Содержание тем программы (группа сольного пения)
I год обучения
1. Вводное занятие. Экскурс в историю музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство с перспективой занятий вокального объединения «Домисолька». Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования. Прослушивание и угадывание знакомых мелодий.
2.Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения Народная песня – раскрытие ее значения как выразительницы прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку (музыкальному и вербальному), русской культуре в целом. Использовать народный материал для формирования у воспитанников патриотизма и интернационализма.
Классика – краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор – классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретация. Раскрытие многообразия и богатства певческой деятельности народов России и других стран в яркой, доступной для воспитанников форме с опорой на их опыт. Продолжить знакомство с правилами пения и охраны голоса.
Современная песня – сообщение о композиторе, об авторе слов (биография, творческий портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально – выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни. Начальный этап формирования вокальных знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально – певческого развития. Начало формирования всех основных вокальных навыков с самого первого занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному вдоху, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно – активному, экономному выдоху.
2.2Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие учебной цели. Мелодические распевания на слог. Распевания закрытым ртом. Распевания, развивающие диапазон, артикуляцию. Определение природных музыкальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты интонирования. Формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений и распевания. Дыхание и его значение в вокальном искусстве. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Пение учебно-тренировочного материала. Инструктирование — образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально – певческого развития каждого ребенка.
2.3 Пение импровизаций: В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности. Показываются и объясняются различные задания. Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос «как тебя зовут?», «музыкальный разговор», игра во фразы – догадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. Даются также импровизации на короткие стихотворные тексты. Дети обучаются различным видам импровизаций.
3.Слушание музыки: Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры. Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Музыка России XX века. Использование иллюстраций.
4. Музыкальная грамота: Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, с простейшими жанрами: песней, танцем и маршем. Овладение учащимися означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умений.
II - III год обучения
1. Вводное занятие. Беседы о новинках в мире музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство с задачами в текущем году. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования. Урок – игра «Угадай мелодию». Повторение песенного материала, пройденного в предыдущий год обучения.
2. Вокально-хоровые работы
2.1Пение произведения. Народная песня – знакомство с новыми музыкальными терминами. Углубление темы «Народная песня». Рассказ или беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального языка. Разучивание и исполнение песенных произведений. Работа над исполнительским мастерством. Знакомство с вокальными средствами выразительности. Показ – исполнение песни. Формирование элементарных исполнительских навыков. Фразировка музыки в движениях. Музыкальные акценты. Обучение умению петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.
Классика – обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми 1 – си1). формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания. Современная песня – обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Развитие диапазона голоса ми 1 – си 1, «опевание» этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания, выравнивания по тембру и силе голоса на основе чистого звуковысотного интонирования от «центрального» звука ля1 вверх и вниз. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; правильно исполнять ритмический рисунок. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения.
2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
Продолжить формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений, распеваний и работе над вокальными произведениями. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона.Пение импровизаций: Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в вопросы и ответы (Как тебя зовут? Что ты любишь читать? Какие песни ты любишь? Что мы видим за окном?); сюжетные импровизации: «Прогулка в лес», «Любимая сказка»; импровизации на короткое стихотворение. (Материалом для такого вида импровизаций могут служить детские стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова) В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение можно использовать:
Пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стихотворения.
Пение на двух нотах.
Пение в поступенном движении вниз.
Пение в поступенном движении вверх.
Пение с мелодическим движением по желанию. Развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности.
3.Слушание музыки:
Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.
Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.
Понимание настроения и характера произведений.
4.Музыкальная грамота: Ознакомление учащихся с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно-тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях с названием звуков, но без указания знаков тональности. Ознакомление с тремя видами минора и мажора. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций. Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.
IV - V год обучения
1.Вводное занятие. Проверка усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущем году обучения. Повторение некоторых музыкальных упражнений и игр предыдущего года обучения. Обзор современного состояния вокального искусства. Знакомство с основными задачами. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования. Профилактика и гигиена голоса.
2. Вокально-хоровые работы
2.1Пение произведения. Народная песня – формировать навыки пения без сопровождения и с сопровождением. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения. Раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни.
Классика – краткий рассказ о композиторе с указанием и прослушиванием других его произведений для детей. Знакомство с музыкальными стилями различных композиторов. Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Краткое сообщение об авторе слов. Продолжить формирование вокальных навыков: музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, в работе над репертуаром. Формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Современная песня – на песенном материале продолжить обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона. средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Правила охраны голоса в предмутационный период.
2.2 Пение учебно-тренировочного материала: Продолжить формирование музыкального слуха и постановку певческого голоса посредством упражнений и распевания. Работа над постановкой дыхания. Работа над вокально-голосовым аппаратом. Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения.
2.3 Пение импровизаций: Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях. Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Продолжить развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.
3. Слушание музыки: Прослушивание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально – эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально – осознанного восприятия музыкального произведения. Прослушивание произведений. Разговор об особенностях музыкально – выразительных средств данных произведений. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями. Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов.
4.Музыкальная грамота. Продолжить знакомство с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях с названием звуков. Ознакомление с тремя видами минора и мажора. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций.
4.Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие возрождению русской культуры, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения. Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков. При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми. При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука. Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся. Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности. Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь. Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля. Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху. Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания. Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы. Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству. При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы. Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства. Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
метод общения;
метод импровизации;
метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей. Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен. Дидактический принцип построения материала «от простого к «сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог, давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие, повторяя пройденный материал.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий. Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений. При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа. В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа. От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
Календарно-тематическое планирование
Подготовительный, 1 год обучения «Чудеса в решете»
№ |
Тема занятия |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
1 |
Праздник «День знаний! |
1.09.16 |
|
2. |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Понятие голосовой аппарат, его строение, воспроизведение звуков. |
6.09.16 |
|
3. |
Вокально-хоровая работа. Певческая установка. «Петь приятно и удобно» муз.В.Кистеня, сл.В.Степанова |
8.09.16 |
|
4 |
Вокально-хоровая работа. Певческая установка. «Петь приятно и удобно» муз.В.Кистеня, сл.В.Степанова |
13.09.16 |
|
5 |
Вокальные упражнения для правильного формирования звука. «Дон-дон», «Уж как шла лиса» р.н.п. |
15.09.16 |
|
6 |
Работа над постановкой дыхания. «Калина» р.н.п |
20.09.16 |
|
7 |
Вокально-хоровая работа. Работа над двухголосием «Калина» р.н.п |
22.09.16 |
|
8 |
Вокально-хоровая работа .Работа над двухголосием «Калина» р.н.п |
27.09.16 |
|
9 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня В. Дементьев «Простая песенка» |
29.09.16 |
|
10 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня В. Дементьев «Простая песенка» |
4.10.16 |
|
11 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня В. Дементьев «Простая песенка» |
6.10.16 |
|
12 |
Праздник «День республики» |
11.10.16 |
|
13 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Хорошее настроение» Муз. и сл. Осошник Н. |
13.10.16 |
|
14 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Хорошее настроение» Муз. и сл. Осошник Н. |
18.10.16 |
|
15 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Хорошее настроение» Муз. и сл. Осошник Н. |
20.10.16 |
|
16 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Мы вместе» Муз. и сл.А. Ермолов |
25.10.16 |
|
17 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня«Мы вместе» Муз. и сл.А. Ермолов |
27.10.16 |
|
18 |
Пение импровизаций. «Две лягушки» муз.Г.Струве |
01.11.16 |
|
19 |
Осенние каникулы (по плану) |
03.11.16 |
|
20 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «За рекою старый дом» И.С.Бах |
08.11.16 |
|
21 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «За рекою старый дом» И.С.Бах |
10.11.16 |
|
22 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «За рекою старый дом» И.С.Бах |
15.11.16 |
|
23 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «За рекою старый дом» И.С.Бах |
17.11.16 |
|
24 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой |
22.11.16 |
|
25 |
Беседа «День Конституции РБ». Просмотр видеофильма |
24.11.16 |
|
26 |
Пение импровизаций.Канон. «Две лягушки»муз. Г.Струве |
29.11.16 |
|
27 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой |
01.12.16 |
|
28 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой |
06.12.16 |
|
29 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Новый год у ворот» вок.студия «Родники» |
08.12.16 |
|
30 |
Благотворительный концерт. Подари свое сердце». Слушание музыки. |
13.12.16 |
|
31 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Новый год у ворот» вок.студия «Родники» |
15.12.16 |
|
32 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Новый год у ворот» вок.студия «Родники» |
20.12.16 |
|
33 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Тонкая рябина» р.н.п |
22.12.16 |
|
34 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Тонкая рябина» р.н.п |
27.12.16 |
|
35 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Тонкая рябина» р.н.п |
29.12.16 |
|
36 |
Зимние каникулы (по отдельному плану) |
10.01.17 |
|
37 |
Зимние каникулы (по отдельному плану) |
12.01.17 |
|
38 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Тонкая рябина» р.н.п |
17.01.17 |
|
39 |
Пение импровизаций. Канон. «Эхо» муз. Г.Струве |
19.01.17 |
|
40 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой |
24.01.17 |
|
41 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой |
26.01.17 |
|
42 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой |
31.01.17 |
|
43 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой |
02.02.17 |
|
44 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Мы моряки» муз Лядова Л.сл. Садовский М. Работа над двухголосием. |
07.02.17 |
|
45 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Мы моряки» муз Лядова Л.сл. Садовский М. Работа над двухголосием. |
14.02.17 |
|
46 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Мы моряки» муз Лядова Л.сл. Садовский М. Работа над двухголосием. |
16.02.17 |
|
47 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Мы моряки» муз Лядова Л.сл. Садовский М. Работа над двухголосием. |
21.02.17 |
|
48 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Мамочка милая, мама моя! Муз. В.Канищева, слова Л. Афлятуновой. |
23.02.17 |
|
49 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня.Мамочка милая, мама моя!Муз. В. Канищева, слова Л. Афлятуновой |
28.02.17 |
|
50 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Горница-узорница» муз. А. Деревягина сл. В.Степанов, |
02.03.17 |
|
51 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Горница-узорница» муз. А. Деревягина сл. В.Степанов, |
07.03.12 |
|
52 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Горница-узорница» муз. А. Деревягина сл. В.Степанов, |
09.03.12 |
|
53 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой |
14.03.17 |
|
54 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой |
16.03.17 |
|
55 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой |
21.03.17 |
|
56 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной |
23.03.17 |
|
57 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной |
28.03.17 |
|
58 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной |
30.03.17 |
|
59 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Давайте сохраним» Муз. А. Черный, Сл. Н.Старшинов |
04.04.17 |
|
60 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Давайте сохраним» Муз. А. Черный, Сл. Н.Старшинов |
06.04.17 |
|
61 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Давайте сохраним» Муз. А. Черный, Сл. Н.Старшинов |
11.04.17 |
|
62 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «Мы дружим с музыкой» муз.Й.Гайдна |
13.04.17 |
|
63 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «Мы дружим с музыкой» муз.Й.Гайдна |
18.04.17 |
|
64 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «Мы дружим с музыкой» муз.Й.Гайдна |
20.04.17 |
|
65 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «Мы дружим с музыкой» муз.Й.Гайдна |
25.04.17 |
|
66 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Вот какая бабушка!» музыка Т.Попатенко, Стихи И.Черницкой |
27.04.17 |
|
67 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Вот какая бабушка!» музыка Т.Попатенко, Стихи И.Черницкой |
04.05.17 |
|
68 |
Праздник Победы. Участие в шествии «Бессмертный полк» |
09.05.17 |
|
69 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной |
11.05.17 |
|
70 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной |
16.05.17 |
|
71 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Давайте сохраним» Муз. А. Черный, Сл. Н.Старшинов |
18.05.17 |
|
72 |
Отчетный концерт ДПиШ. Выступление. «Давайте сохраним» Муз. А. Черный, Сл. Н.Старшинов |
23.05.17 |
|
73 |
Посещение Миякинской картинной галереи |
25.05.17 |
|
74 |
Итоговое занятие. Беседа «Безопасное лето». Инструктаж по ТБ. |
30.05.17 |
|
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения «Новая волна»
№ |
Тема занятия |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
1 |
Праздник «День знаний! |
1.09.17 |
|
2. |
Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения, сидя и стоя. Попевки: р. н. песни: «Уж как шла лиса по травке», «Во поле берёза стояла», вокальные упражнения по системе В.В.Емельянова |
5.09.17 |
|
3. |
Вокальные упражнения на формирование навыков певческого дыхания; Попевки: «Андрей-воробей», «Лесенка 3-х ступенчатая» Е. Тиличеевой; песни «До, ре, ми…» |
7.09.17 |
|
4 |
Работа над постановкой дыхания. Осени не будет никогда. Муз. Е.Скрипкин, сл. Д. Мигдал |
12.09.17 |
|
5 |
Работа над постановкой дыхания. Осени не будет никогда. Муз. Е.Скрипкин, сл. Д. Мигдал |
14.09.17 |
|
6 |
Работа над постановкой дыхания. Осени не будет никогда. Муз. Е.Скрипкин, сл. Д. Мигдал |
19.09.17 |
|
7 |
Вокальные упражнения для правильного формирования звука. В. Шаинский, Танич М. «Семь дорожек» |
21.09.17 |
|
8 |
Вокально-хоровая работа . В. Шаинский, Танич М. «Семь дорожек» |
26.09.17 |
|
|
Вокально-хоровая работа. Современная песня В. Шаинский, Танич М. «Семь дорожек» |
28.09.17 |
|
10 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Учителя» муз.А.Ермолова |
3.10.17 |
|
11 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Учителя» муз.А.Ермолова |
5.10.17 |
|
12 |
Праздник «День республики» |
10.10.17 |
|
13 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Гимн детей России. Муз. А.Кирилова |
12.10.17 |
|
14 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Гимн детей России. Муз. А.Кирилова |
17.10.17 |
|
15 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Гимн детей России. Муз. А.Кирилова |
19.10.17 |
|
16 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Тонкая рябина» р.н.п |
24.10.17 |
|
17 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Тонкая рябина» р.н.п |
26.10.17 |
|
18 |
Пение импровизаций. Канон «Пастушья песенка» |
31.10.17 |
|
19 |
Осенние каникулы (по плану) |
02.11.17 |
|
20 |
Вокально-хоровая работа. Классика. |
07.11.17 |
|
21 |
Вокально-хоровая работа. Классика. |
09.11.17 |
|
22 |
Вокально-хоровая работа. Классика. |
14.11.17 |
|
23 |
Вокально-хоровая работа. Классика |
16.11.17 |
|
24 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня |
21.11.16 |
|
25 |
Беседа «День Конституции РБ». Просмотр видеофильма |
23.11.17 |
|
26 |
Пение импровизаций. Канон. |
28.11.17 |
|
27 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Верь в добро» сл. О.Митрошиной |
30.11.17 |
|
28 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Верь в добро» сл. О.Митрошиной |
05.12.17 |
|
29 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Верь в добро» сл. О.Митрошиной |
07.12.17 |
|
30 |
Благотворительный концерт. Подари свое сердце». Слушание музыки. |
12.12.17 |
|
31 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Новогодняя метель» группа Киндер Сюрприз. |
14.12.17 |
|
32 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Новогодняя метель» группа Киндер Сюрприз. |
19.12.17 |
|
33 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Волшебная страна муз. и сл.О.Юдахиной |
21.12.17 |
|
34 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Волшебная страна муз. и сл.О.Юдахиной |
26.12.17 |
|
35 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Волшебная страна муз. и сл.О.Юдахиной |
28.12.17 |
|
36 |
Зимние каникулы (по отдельному плану) |
09.01.18 |
|
37 |
Зимние каникулы (по отдельному плану) |
11.01.18 |
|
38 |
Пение импровизаций. Канон. |
16.01.18 |
|
39 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной |
18.01.18 |
|
40 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной |
23.01.18 |
|
41 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной |
25.01.18 |
|
42 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Работа над двухголосием. «Йыр килтерзем» муз. Р.Сахаутдинова |
30.01.18 |
|
43 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Работа над двухголосием. «Йыр килтерзем» муз. Р.Сахаутдинова |
01.02.18 |
|
44 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня Работа над двухголосием. «Йыр килтерзем» муз. Р.Сахаутдинова |
06.02.18 |
|
45 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня Работа над двухголосием. «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой. |
08.02.18 |
|
46 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой |
13.02.18 |
|
47 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой |
15.02.17 |
|
48 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой |
20.02.18 |
|
49 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Колечко» р.н.п |
22.02.18 |
|
50 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Колечко» р.н.п |
27.02.17 |
|
51 |
Вокально-хоровая работа. Народная песня. «Колечко» р.н.п |
06.03.18 |
|
52 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня."Лучшее слово на свете" муз Е.Морозова |
13.03.18 |
|
53 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня"Лучшее слово на свете" муз Е.Морозова |
15.03.18 |
|
54 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Лучшее слово на свете" муз Е.Морозова |
20.03.18 |
|
55 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной |
22.03.18 |
|
56 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной |
27.03.18 |
|
57 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной |
29.03.18 |
|
58 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной |
03.04.18 |
|
59 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «О той весне» Сл. и муз. Елены Плотниковой |
05.04.18 |
|
60 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «О той весне» Сл. и муз. Елены Плотниковой |
10.04.18 |
|
61 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «О той весне» Сл. и муз. Елены Плотниковой |
12.04.18 |
|
62 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «Колыбельная песня в бурю» муз.П. Чайковского, сл. А.Плещеева) |
17.04.18 |
|
63 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «Колыбельная песня в бурю» муз.П. Чайковского, сл. А.Плещеева) |
19.04.18 |
|
64 |
Вокально-хоровая работа. Классика. «Колыбельная песня в бурю» муз. П. Чайковского, сл. А.Плещеева) |
24.04.18 |
|
65 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Поведай ты мне о войне" сл.Николай Петросян , Муз. М.Сибирцевой |
26.04.18 |
|
66 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Поведай ты мне о войне" сл.Николай Петросян , Муз. М.Сибирцевой |
03.05.18 |
|
67 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. Поведай ты мне о войне" сл.Николай Петросян , Муз. М.Сибирцевой |
08.05.18 |
|
68 |
Праздник Победы. Участие в шествии «Бессмертный полк» |
10.05.18 |
|
69 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Привет, лето» Сл. В. Дубовицкий, муз. Джерри Херман |
15.05.18 |
|
70 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Привет, лето» Сл. В. Дубовицкий, муз. Джерри Херман |
17.05.18 |
|
71 |
Вокально-хоровая работа. Современная песня. «Привет, лето» Сл. В. Дубовицкий, муз. Джерри Херман. |
22.05.18 |
|
72 |
Отчетный концерт ДПиШ. Выступление. |
23.05.18 |
|
73 |
Посещение Миякинской картинной галереи |
29.05.18 |
|
74 |
Итоговое занятие. Беседа «Безопасное лето». Инструктаж по ТБ. |
31.05.18 |
|
5.Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: звукоусилительное оборудование, пассивная акустическая система, активный микшер, соединительный шнур, микрофоны, компакт-диски, флеш - карты. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные
Оснащение занятий
Оборудование |
ТСО |
Дидактический и наглядный материал |
стол педагога – 1 шт. |
магнитофон – 1 шт. |
фонотека |
стул педагога – 1 шт. |
фортепиано (синтезатор) – 1 шт. |
|
стул обучающегося – 1 шт. |
ноутбук (компьютер для педагога) – 1 шт. |
нотная литература |
инструмент (фортепиано, синтезатор) – 1 шт. |
мультимедийная установка – 1 шт. |
|
шкаф – 1 шт. |
||
тумба под магнитофон – 1 шт. |
||
усилительная аппаратура |
|
видеотека |
микрофоны – 6 шт. |
|
|
Микшерный пульт – 1 шт. |
|
|
Список литературы, рекомендованной для педагогов.
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
11.Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
12.И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
13.Г.В.Пичугина. Статья «Компетентности подход в технологическом образовании».
14.Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. – 2004. – № 4.
15.Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. – № 5
Список литературы, рекомендованной для детей.
1.Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2.Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3.Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4.Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5.Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6.Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Приложение к программе по вокалу
Интернет ресурсы:
- Фишман И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа:http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
- Н. Кондратюк «Музыка в школе» «Творческий центр», М.,2005
материал нтнПримерный репертуарный план
(вокальная группа)
«Петь приятно и удобно» муз.В.Кистеня, сл.В.Степанова
«Дон-дон», «Уж как шла лиса»р.н.п.
«Простая песенка» В. Дементьев
«Эхо» муз. муз.Г.Струве
«Две лягушки» муз.Г.Струве
«Горница-узорница» муз. А. Деревягина сл. В.Степанов,
«За рекою старый дом» И.С.Бах
«Мы дружим с музыкой» муз.Й.Гайдна
«Новый год у ворот» вок.студия «Родники»
«Калинка» р.н.п
«Мы вместе» Муз. и сл.А. Ермолов
«Тонкая рябина» народная песня
«Давайте сохраним» Муз. А. Черный, Сл. Н.Старшинов
«Вот какая бабушка!» музыка Т.Попатенко, Стихи И.Черницкой
«Мы моряки» муз Лядова Л.сл. Садовский
«Мамочка милая, мама моя!» Муз. В. Канищева, слова Л. Афлятуновой.
«Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной
«Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой
«А напоследок я скажу» муз. А. Петров, сл. Б. Ахмадулина
«Чёрное и белое» муз. Э. Колмановский, сл. М. Танич
«Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов
«Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«У церкви стояла карета» народная песня
«Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв
«Колечко» народная песня
«Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной
«Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой
«Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой
«Мы станичный запомним вечера» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник
«Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина
«Вместе песню запоём»
«Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой
«Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский
«Планета детства» муз. и сл. В. Цветков
«Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева
«Вороны» муз. муз. и сл. И. Орехов
«Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков
«Письма» муз. и сл. К. Попов
«Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов
Примерный репертуарный план (группа сольного пения)
«Зачем это лето» муз. А Костюк, сл. В Степанов
«Утро туманное» муз. А. Абаза, сл. И. Тургенев
«Цветные сны» муз. М. Дунаевский
«Песенка о погоде» муз. А. Петров, сл. Э Рязанов
«Новогодняя» из репертуара группы «Фабрика»
«Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов
«На забытом берегу» муз. А. Костюк, сл. Л. Рубальская
«Поздняя любовь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Случайный вальс» муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский
«Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов
«Мама – Мария» муз. и сл. А. Губин
«Новогодняя ночь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Ветром стать» муз. и сл. Макsим
«Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв
«Дорогой длинною» муз. Б. Фомин, сл. К. Подревский
«Дороги России» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Я в весеннем лесу» муз. и сл. Е. Агранович
«Я люблю тебя» муз. и сл. К. Лель
«Куда уходит детство?» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв
«Ромашки» муз. и сл. З. Рамазанова
«Зимний сон» муз. и сл. А. Шевченко
«Верность» муз. А. Новиков, сл. В. Харитонов
«Ты меня на рассвете разбудишь» муз. А. Рыбников из оперы «Юнона и Авось»
«Девочка, которая хотела счастья» из репертуара группы «Город 312»
«Ещё люблю из репертуара группы «A' Studio»
«Тонкая рябина» народная песня
«С чего начинается Родина?» муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский
«Школьный бал» муз. С. Дьячков, П. Леонидов
«Я у бабушки живу» муз. Э. Ханок, сл. И. Шаферан
«Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц
«Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. Ю Энтин
«Золотая свадьба» муз. Р. Паульс, сл. И. Резник
«Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев
«Дорога добра» муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин
«Облака» муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов
«Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
«Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
«Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной
«Игорёк» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Там, за полосой дождя» муз. и сл. П. Степанов
«Джинсовый мальчишка» Муз. С. Сорокин, сл. О. Шамис
«Песня об оранжевых подтяжках» муз и сл. К. Попов
«Первая тайна» муз. и сл. ToryYutt
«Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Балаганчик» муз. и сл. В. Осошник
«Лучшее слово на свете» муз. и сл. В. Цветков
«Танго снежинок» муз. и сл. В. Осошоник
«Лето прошло» муз. А. Никульшие, сл. А. Ганин
«Косолапый дождь» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Не ругайся, мама» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Ты мне снишься» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Нет тебя со мною» муз. А. Варламова, сл.И. Трубочкиной
«Звездочёт» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Качели» муз. А. Вараламова, сл. Р. Паниной
«Прощальный звонок» муз. А. Варламова, сл. Е. Сырцовой
«Мой учитель» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Серебряный олень» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой
«Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной
«Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
Спешите под или полное копирование матеразрешеПриложение 1
Учебные занятия строятся примерно по одному плану:
1.Разогрев вокального аппарата:
1.1.Несколько дыхательных упражнений.
1.2.Небольшие распевки в пределах квинты с закрытым или на гласный «О», «А».
2.Работа над правильным ковальным формированием звука:
2.1.Пение на одной ноте различных слогов: «ми», «ме», «ма», «му» для сглаживания разницы в произношении гласных звуков.
3.Исполнение вокального произведения.
Варианты упражнений, попевок, могут быть весьма разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией) проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием: знакомство с мелодией и словами песни; переписывание текста; ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни; регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука: проверка усвоения текста песни;работа по закреплению мелодической основы песни;постановка корпуса, головы;рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
атака звука; закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования: проверка усвоения песни и мелодии в целом; слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам; музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией: музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре; выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.
5. Работа с фонограммой: повторение ранее усвоенного материала; определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента; определение темпа, динамических и агогических оттенков; исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью: музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона; запоминание ритмической основы аккомпанемента; запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем: закрепление ранее усвоенного материала; воссоздание сценического образа исполнителя песни; практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном: технические параметры; восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование; сценический мониторинг; малые технические навыки звуковой обработки; взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.