Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый перепляс»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
г. Иркутска Дом детского творчества № 2
Дополнительная общеразвивающая программа
«Веселый перепляс»
Адресат программы: 8– 12 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Лякишева Надежда Валерьевна
Педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
Иркутск, 2019
1.Пояснительная записка
Информационный материал и литература:
1.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца- Л.: Искусство,1983.-323с
2.Бахрушин Ю. А. История русского балета – М,: Советская россия,1965.- 550с.
3.Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: (Учебно-методический комплекс для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, школ искусств, детских садов). - 2-е изд., испр. и доп. – Кемерово, 2000.-101с
4.Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств/ Н.И.Бочкарева. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006.-179с.
5.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.-219с.
6.Бухвостова Л.В. Композиция и постановка танца – Орел,2002.-159с
Направленность программы: художественная.
Значимость (актуальность) программы и педагогическая целесообразность:
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: обучающиеся учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.
В настоящее время среди многообразия различных танцевальных течений, ребенок должен уметь распознать настоящее искусство, а для этого ему необходимо иметь определенные знания, знать свои корни, свою культуру. По результатам образовательных запросов детей и родителей была разработана данная программа направленная на изучение русского народного танца, непосредственно являющегося одним из средств художественно-эстетического воспитания, а знание народных традиций, народной культуры дает возможность воспитать гражданина своей страны, привить ребенку любовь к Родине, природе, уважение и эмоциональную отзывчивость. Данная общеобразовательная программа позволяет решить проблему занятости детей, их социализации в обществе, а так же развитие личностных качеств ребенка. Программа составлена на основе рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритмика и хореография» Бочкаревой Н.И.- Кемерово,2004г В данную программу включён материал по воспитанию гражданской идентичности, направленный на более глубокое знакомство и изучение культуры народов Сибири, особенности традиций и танцевального искусства, бережного отношения к народному наследию и любви к Малой Родине (Тема №4: История возникновения пляски и ее виды. Русская пляска, движения танца «Роза-белорозовая» Тема №18:Особенности костюма для плясок. Характер исполнения. Отработка элементов танца «Морячка» Тема №95:Постановка танца «Смуглянка», на основе элементов традиционной русской пляски.) Данные темы реализуются в рамках инновационного проекта «Моя Родина - Сибирь».
Отличительные особенности программы:
Особенность данной программы заключается в том, что на занятиях по хореографии происходит интеграция классического и народного танца, посредством введения комплекса упражнений классического танца в экзерсис народно-сценического танца. Это служит основой для изучения разновидностей народно-сценического танца, с помощью которого дети приобретают основные знания, понятия и навыки их исполнения.
Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся 8–12 лет.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
Младший школьный возраст (8 - 12лет), происходит формирование интереса к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 год обучения, 3 раза в неделю по 2 учебных часа, продолжительность занятия 45 мин, перерыв между занятиями 10 минут.
Цель и задачи программы:
Цель: формирование знаний, умений и навыков в области хореографического искусства, посредством народного танца.
Задачи:
Обучающие:
1.Обучить основным элементам украинского танца;
2 Обучить основные элементы эстонского танца;
3.Обучить совершенствованию своего исполнительского мастерства;
Развивающие:
1. Развивать творческий потенциал обучающихся;
2. Развивать художественно - эстетический вкус;
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к Родине, природе, уважение и эмоциональную отзывчивость;
2.Воспитывать интерес к культуре, обычаям и традициям.
3.Воспитывать патриотизм и уважение к защитникам Отечества
2.Комплекс основных характеристик программы
Объем программы: общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы 216 ч.;1 год обучения,6*36=216ч.
Содержание программы:
Программа разделена на отдельные тематические части, границы их могут несколько сглаживаться. На одном занятии могут сочетаться изучение элементов классического и народного танцев, исполняться задания на импровизацию. Педагог строит работу, соблюдая закономерность целостного педагогического процесса, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы определенного класса или группы обучающихся. Педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе, руководствуясь изложенными выше воспитательными целями и конкретными условиями.
Раздел1. Вводное занятие (2 часа)
1.1 Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, правила поведения при пожаре, правила поведения на занятии.
Раздел 2. Ритмика (22 часа)
2.1 Определение и передача в движении (характера музыки (спокойный, торжественный), темпа (умеренный), метроритма (длительностей: половинной, целой), размеров (2/4, 3/4), сильных и слабых долей, определение двухдольного и трехдольного размеров).
2.2 Упражнение на развитие ориентации в пространстве.
2.3 Упражнение на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц.
2.4 Упражнения на развитие художественно- творческих способностей.
Раздел 3.Основы классического танца(34 часа)
3.1 Постановка корпуса. Позиции ног-1, 2, 3, 3, 5-я. Позиции рук-1, 2, 3-я (вначале изучаются на середине).
3.2 Деми плие в 1, 2, 3, 5-й позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой). Музыкальный размер ¾, темп- анданте.
3.3 Батман тандю с1-й позиции, позднее с 5-й позиции в сторону, вперед, позднее -назад. Размер 2/4, темп-модерато.
3.4 Батман тандю с деми плие (с пур ле пье, пассэ пар тэр)-с1-й позиции, позднее с 5-й поз.(раздельно, слитно).
3.5 Батман тандю жете- натянутые движения с броском из первой позиции. Развивают упругость ног в воздухе, легкость и подвижность тазобедренного сустава. Изучается стоя лицом к станку (в сторону 2-й позиции). Размер 2/4, характер четкий, темп- модерато.
3.6 Батман тандю пике-колющий бросок натянутой ноги.
3.7 Батман тандю жете-со сгибом подъема работающей ноги вверх вниз.
3.8 Релеве лян на 45,90 градусов (стоя боком к станку). Размер ¾, 4/4 по такту на движение и фиксацию положения, темп - модернато.
3.9 Перегибы корпуса:назад, стоя лицом к станку в 1-й позиции.
3.10 Прыжки разучиваются лицом к станку. Тан леве соте- по 1, 2, 5-й позициям.
3.11 Па эшаппе на 2-ю позицию. Шанжман де пье.
Раздел 4. Русский народный танец(44часа)
4.1 Основные движения русского танца
4.2 Танец «Восьмёра» (на основе Иркутской кадрили), основные движения
4.3 Работа над постановкой танца «Восьмера»
Раздел 5. Танцы народов России и мира(42часа)
5.1 Белорусский народный танец, движения танца «Бульба»
5.2 Белорусский народный танец, движения танца «Лявониха»
5.3 Движения танца «Йоксу-полька»
5.4 Работа над постановкой танца «Бульба»
5.5 Работа над постановкой танца «Лявониха»
5.6 Работа над постановкой танца «Йоксу-полька»
Раздел 6. Пляска. Виды плясок.(72 часа)
6.1 Русская пляска, движения танца «Роза –белорозовая»
6.2 Морская пляска, движения танца «Морячка»
6.3 Солдатская пляска, движения танца «Смуглянка»
6.4 Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая»
6.5 Работа над постановкой танца «Морячка»
6.6 Работа над постановкой танца «Смуглянка»
2.1 Планируемые результаты:
В конце учебного года обучающиеся должны
Знать:
1. Знать элементарную теорию по народному и классическому танцу;
2. Знать основные элементы эстонского танца.
3. Знать танцевальные комбинации русского танца;
4. Знать танцевальные комбинации плясок;
Уметь:
1. Уметь работать в паре;
2. Уметь исполнять тан релеве пар тэр;
3.Уметь исполнять танцевальные комбинации народного танца
4. Уметь исполнять танцевальные комбинации плясок
3.Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Учебно – тематический план программы «Веселый перепляс»
№ |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Форма промежуточной (итоговой) аттестации |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
|
Раздел 1.Вводные занятия. |
2 |
2 |
|
|
|
1.1. |
Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, правила поведения при пожаре. |
2 |
2 |
|
|
|
|
Раздел 2. Ритмика |
22 |
- |
22 |
|
|
2.1 |
Определение и передача в движении (характера музыки (спокойный, торжественный), темпа (умеренный), метроритма (длительностей: половинной, целой), размеров(2/4, 3/4), сильных и слабых долей, определение двухдольного и трехдольного размеров) |
6 |
0 |
6 |
|
|
2.2 |
Упражнение на развитие ориентации в пространстве |
4 |
0 |
4 |
|
|
2.3 |
Упражнение на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц |
6 |
0 |
6 |
|
|
2.4 |
Упражнения на развитие художественно- творческих способностей |
6 |
0 |
6 |
Итоговое занятие по пройденной теме |
|
|
Раздел 3. Основы классического танца |
34 |
- |
34 |
|
|
3.1. |
Постановка корпуса. Позиции ног-1, 2, 3, 3, 5-я. Позиции рук-1, 2, 3-я (вначале изучаются на середине). |
2 |
0 |
2 |
|
|
3.2 |
Деми плие в 1, 2, 3, 5-й позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой). Музыкальный размер ¾, темп- анданте. |
4 |
0 |
4 |
|
|
3.3 |
Батман тандю с1-й позиции, позднее с 5-й позиции в сторону, вперед, позднее -назад. Размер 2/4, темп-модерато. |
4 |
0 |
4 |
|
|
3.4 |
Батман тандю жете- натянутые движения с броском из первой позиции. Развивают упругость ног в воздухе, легкость и подвижность тазобедренного сустава. Изучается стоя лицом к станку (в сторону 2-й позиции). Размер 2/4, характер четкий, темп- модерато. |
4 |
0 |
4 |
|
|
3.5 |
Батман тандю пике- колющий бросок натянутой ноги. |
2 |
0 |
2 |
|
|
3.6 |
Батман тандю жете-со сгибом подъема работающей ноги вверх вниз. |
2 |
0 |
2 |
|
|
3.7 |
Релеве лян на 45,90 градусов (стоя боком к станку). Размер ¾, 4/4 по такту на движение и фиксацию положения, темп - модернато. |
4 |
0 |
4 |
|
|
3.8 |
Перегибы корпуса:назад, стоя лицом к станку в 1-й позиции |
2 |
0 |
2 |
|
|
3.9 |
Прыжки разучиваются лицом к станку. Тан леве соте- по 1, 2, 5-й позициям. |
4 |
0 |
4 |
|
|
3.10 |
Па эшаппе на 2-ю позицию. Шанжман де пье. |
4 |
0 |
4 |
|
|
3.11 |
Работа над изученным материалом. |
2 |
0 |
2 |
Открытое занятие по итогам темы |
|
|
Раздел 4. Основы русского народного танца |
44 |
- |
44 |
|
|
4.1. |
Основные движения русского танца |
22 |
0 |
22 |
|
|
4.2 |
Танец «Восьмёра» изучение основных движений |
12 |
0 |
12 |
|
|
4.3 |
Работа над постановкой танца «Восьмера» |
10 |
0 |
10 |
тестирование |
|
|
Раздел 5. Танцы народов России и мира |
42 |
0 |
42 |
|
|
5.1. |
Движения танца «Бульба» |
10 |
0 |
10 |
|
|
5.2 |
Движения танца «Лявониха» |
16 |
0 |
16 |
|
|
5.3 |
Движения танца «Йоксу-полька»: Беглые шаги и подскок |
8 |
0 |
8 |
|
|
5.4 |
Работа над постановкой танца «Бульба» |
2 |
0 |
2 |
|
|
5.5 |
Работа над постановкой танца «Лявониха» |
2 |
0 |
2 |
|
|
5.6 |
Работа над постановкой танца «Йоксу-полька» |
2 |
0 |
2 |
Познавательная викторина
|
|
|
Раздел 6. Пляска. Виды плясок.(72 часа)
|
72 |
0 |
72 |
|
|
6.1 |
Русская пляска, движения танца «Роза –белорозовая»
|
12 |
0 |
12 |
|
|
6.2 |
Морская пляска , движения танца «Морячка»
|
12 |
0 |
12 |
|
|
6.3 |
Солдатская пляска , движения танца «Смуглянка» |
12 |
0 |
12 |
|
|
6.4 |
Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая» |
12 |
0 |
12 |
|
|
6.5 |
Работа над постановкой танца «Морячка» |
12 |
0 |
12 |
|
|
6.6 |
Работа над постановкой танца «Смуглянка» |
12 |
0 |
12 |
Итоговая промежуточная аттестация по пройденному материалу |
|
|
Итого: |
216 |
2 |
214 |
|
|
3.2 Календарный учебный график к программе «Веселый перепляс»
Раздел/месяц |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Раздел 1. |
2ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. |
4ч |
4ч |
4ч |
2ч |
2ч |
2ч |
2ч |
2ч |
|
Раздел 3. |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
4ч |
2ч |
4ч |
Раздел 4. |
2ч |
4ч |
6ч |
6ч |
4ч |
6ч |
6ч |
6ч |
4ч |
Раздел 5. |
|
6ч |
4ч |
6ч |
2ч |
4ч |
6ч |
8ч |
6ч
|
Раздел 6. |
8ч |
8ч |
8ч |
8ч |
8ч |
8ч |
8ч |
8ч |
8ч |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
Тестирование |
|
|
|
|
Тестирование |
Всего (за месяц) |
20ч. |
26ч. |
26ч. |
26ч. |
20ч. |
24ч. |
26ч. |
26ч. |
22ч. |
3.3 Оценочные материалы:
Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов, а также материалы к промежуточной (итоговой при наличии) аттестации.
Бланк промежуточной аттестации: «Оценка результатов обучения и воспитания детей объединения «Денсл»
1 и 2 полугодие
Теоретические знания по разделам программы |
Список обучающихся Ф.И. оценка ЗУН |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание элементарной теории по народному и классическому танцу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание основных элементов эстонского танца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание танцевальных комбинаций русского танца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание танцевальных комбинаций плясок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические умения и навыки по основным разделам программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение работать в паре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение исполнять тан релеве пар тэр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение исполнять танцевальные комбинации народного танца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение исполнять танцевальные комбинации плясок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика проведения тестирования и творческого задания по основным разделам программы «Веселый перепляс»
1.Тест на знание элементарной теории по народному танцу и
классическому танцу:
1. Большой вклад в развитие русской танцевальной культуры внесли
A) Скоморохи
B) Феодалы
C) Рабочие
D) Крестьяне
E) Дворяне
2. Моderato – означает
A) Медленно
B) Плавно
C) Спокойно
D) Протяжно
E) Умеренно
3. Нагрузка на разные группы мышц в течении урока должна быть
A) нагрузки не должно быть
B) неравномерной
C) облегченной
D) равномерной
E) усиленной
4. К основным направлениям народного танца относятся
A) хоровод, кара-жорга, лезгинка
B) полька, полонез, мазурка
C) вальс, минуэт
D) полонез, минуэт, рок-н-ролл
E) вальс, полька, кара-жорга
5. Кадриль бывает:
A) линейная
B) круговая
C) квадратная
D) прямоугольная
E) треугольная
6. Связующее звено между движениями
A) developpe
B) plie
C) flic-flac
D) releve
E) tandu
7. Прыжок, при котором вы делаете один или несколько поворотов в воздухе перед приземлением
A) Тан лие
B) Тур де ланд
C) Пордебра
D) Эшаппе
E) Пируэт
8. V позиция
A) Ступни находятся на одной линии, но между пятками расстояние, равное длине ступни
B) Ступни соприкасаются, закрывая друг друга на половину своей длины
C) Ступни стоят параллельно одна другой на расстоянии длины ступни, носок одной ноги находится против пятки другой
D) Ступни выворотно примыкают одна к другой, носок одной ноги соприкасается с пяткой другой
E) Ступни соединены пятками, образуя одну линию
9.Кадриль зародилась в:
A) Германии
B) России
C) Франции
D) Китае
E) Румынии
Ответы:
Вопрос № |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вариант |
A |
E |
D |
A |
ABC |
C |
B |
D |
C |
Если ребенок отвечает на все вопросы правильно – 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3.
2. Знание основных элементов эстонского танца:
Задание - исполнить:
А) основной ход;
Б) вращение на подскоках в паре;
В) соскоки по 6-й поз. с поворотом и в сочетании с «ковырялочкой».
Если ребенок выполняет все задания правильно – 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3.
3. Знание танцевальных комбинаций русского танца:
Задание исполнить:
А) комбинацию на основе «веревочки»;
Б) дробную комбинацию;
В) комбинацию на основе «моталочки».
Если ребенок выполняет все задания правильно – 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3.
4. Умение работать в паре:
-Задание встать в пару:
А) исполнить припадание в паре, в повороте;
Б) исполнить бег по кругу, руки накрест;
В) исполнить танцевальную комбинацию в паре.
Если ребенок выполняет все задания правильно – 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3.
5. Умение исполнять тан релеве пар тэр:
-Задание исполнить:
А) на середине зала;
Б) у станка;
В) в комбинации
Если ребенок выполняет все задания правильно – 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3.
6. Умение исполнять танцевальные комбинации народного танца:
-Задание исполнить:
А) комбинацию белорусского танца;
Б) комбинацию эстонского танца;
В) комбинацию русского танца.
Если ребенок выполняет все задания правильно – 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3.
7. Умение исполнять танцевальные комбинации плясок:
-Задание исполнить:
А) комбинацию русской пляски;
Б) комбинацию морской пляски;
В) комбинацию солдатской пляски.
Если ребенок выполняет все задания правильно – 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3.
Методические материалы (представлены в отдельной папке):
1.Методические доклады:
- «Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительногго образования»
- «Бурятский приветственный танец»
2.Планы занятий:
- Занятие «Ёхор- от истоков к современности»
3. Рекомендации:
1.Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и танцы, музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре (слушание и пение народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов, детского фольклора).
3.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем школьном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в старшей группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать своё впечатление и отношение.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и руководителей, и в какой - то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5.Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, группа детей и педагог становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.
6.Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
4. Методы обучения:
1.Наглядно - слуховой метод: объяснение и показ;
2. Наглядно – зрительный метод: показ, применение
наглядных пособий (видеоматериалы);
3. Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа;
5. Формы обучения и виды занятий:
- групповые
- практические, репетиционные, концерты, конкурсы, показательные выступления
6. Алгоритм учебного занятия:
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки.
Основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения.
Третья часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, задания на построение и перестроение.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается. Музыка на занятии доступна восприятию ребенка.
7. Педагогические технологии, применяемые на занятиях:
Образовательные технологии |
Обоснование применения |
Личностно - ориентированные технологии обучения
|
Пробудить интерес, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. |
Адаптированная система обучения в «динамических» и «статических» группах |
Организовать сотворчество обучающихся в группах, совмещенное с индивидуальным обучением каждого ребенка. |
Игровые технологии |
Максимально активизировать детей, создать условия успешности, эмоциональной приподнятости. |
Здоровье сберегающие технологии |
Профилактика заболеваний и охрана физического и психического здоровья обучающихся. |
4. Иные компоненты
4.1Условия реализации программы:
-соответствующая подготовка преподавателя по представленным разделам программы;
-наличие необходимого места для занятий (специально оборудованные классы);
-наличие специальной формы для занятий;
-обеспеченность уроков музыкальным сопровождением (фортепиано, баян, музыкальный центр с определенными записями музыкального материала),
-наличие необходимого инвентаря (коврики для занятий партером, палка для занятия различными видами тренажа; необходимые атрибуты для работы над элементами движений с предметами).
Основными показателями танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся, прошедших полный курс обучения, можно считать: музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, осмысленное отношение к танцу как художественному произведению, понимание единства формы и содержания танца, способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение, наличие у обучающихся нравственной воспитанности, выражающейся в поведении в коллективе, в трудолюбии, взаимопомощи, доброжелательности.
- Нормативно-правовая основа при написании программы ДО:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (далее –Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам»;
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию иорганизации режима работы, образовательных организаций дополнительногообразования детей»»;
4. Концепцияразвития дополнительного образования детей(Распоряжение
Правительства Российской Федерации от4 сентября 2014 года № 1726-р.
5. р). Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от
18.11.2015 года № 09-3242.
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области // Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская
Список литературы для педагога:
1.Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 11.12.2006 № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования»
2.Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11 «О рабочих программах».
3.Приложение № 5 к приказу Глав УО и ПО от 25.06.04. № 1163 «Положение об авторских педагогических разработках»
4.Бухвостова Л.В. Мастерство хореографа - Орел,2004.-143с.
5.Венгерские народные танцы - Санкт-Петербург,2000.-21
6.Воронина И. Историко-бытовой танец – М:Искусство,1980.-127с.
7.Гусев Г. П. Народные танцы-М.: Владос,2002.-207с
8.Классический танец. Программа-М.: МКРФ,1998.-29с.
9.Климов А. Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца - Санкт-Петербург,1993.-341с
10.Константинова А. И. Игровой стрейчинг - Санкт-Петербург,1993.-76с
11.Молдавские народные танцы - Санкт-Петербург,2000.-18с
12.Польские танцы - Санкт-Петербург,2000.-19с
13.Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца – учебное пособие.- Санкт-Петербург,1993.-132с.
Список рекомендуемой литературы для детей:
1.Фирилева Ж.Е. Фитнес-Данс (ЛФК) - Санкт-Петербург: детство – пресс,2007.-375с.
2.Бахрушин Ю. А. История русского балета – М,: Советская россия,1965.-550с
4.3 Календарный учебно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема |
Объем часов |
Форма занятия |
Форма аттестации |
|||
Всего |
Теор |
Практ |
|
|
||||
|
Сентябрь |
Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, правила поведения при пожаре. |
2 |
2 |
0 |
Беседа |
|
|
|
Сентябрь |
Определение и передача в движении характера музыки (спокойный, торжественный) |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие
|
|
|
|
Сентябрь |
Упражнение на развитие ориентации в пространстве положение в парах |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Сентябрь |
Русская пляска, движения танца «Роза – белорозовая»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие
|
|
|
|
Сентябрь |
Постановка корпуса. Позиции ног-1, 2, 3, 3, 5-я. Позиции рук-1, 2, 3-я (вначале изучаются на середине). |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Сентябрь |
Русская пляска, движения танца «Роза – белорозовая»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие
|
|
|
|
Сентябрь |
Деми плие в 1, 2, 3, 5-й позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой). Музыкальный размер ¾, темп- анданте. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Сентябрь |
Русская пляска, движения танца «Роза –белорозовая»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Сентябрь |
Русская пляска, движения танца «Роза –белорозовая»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Сентябрь |
Основные движения русского танца поклоны |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Упражнение на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Деми плие в 1, 2, 3, 5-й позициях (вначале лицом к станку, позднее боком к станку, держась одной рукой). Музыкальный размер ¾, темп- анданте.
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Русская пляска, движения танца «Роза –белорозовая»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Основные движения русского танца переменный шаг назад |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Движения танца «Бульба»: Подскоки с тройным переступанием на месте и с продвижением |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Русская пляска, движения танца «Роза –белорозовая»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Упражнения на развитие художественно- творческих способностей |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Постановка танца «Журавли»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Батман тандю с1-й позиции, позднее с 5-й позиции в сторону, вперед, позднее -назад. Размер 2/4, темп-модерато |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Постановка танца «Журавли»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Основные движения русского танца переменный шаг с каблука |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Движения танца «Бульба»: Подскоки на полу -пальцах по 6-й поз. С поворотом корпуса вправо и влево. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Октябрь |
Движения танца «Бульба»: Боковые шаги в сторону с притопом и в повороте |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Определение и передача в движении темпа(умеренный),метроритма(длительностей:половинной,целой),размеров(2/4, 3/4) |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Постановка танца «Журавли»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Батман тандю с деми плие(с пур ле пье, пассэ пар тэр)-с1-й позиции, позднее с 5-й поз.(раздельно, слитно). |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Основные движения русского танца медленный русский ход |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Движения танца «Бульба»: Удары в пол левой ногой, имитирующие копку картофеля |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Упражнения на развитие художественно- творческих способностей |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Постановка танца «Журавли»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Батман тандю жете- натянутые движения с броском из первой позиции. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Основные движения русского танца шаркающий шаг |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Постановка танца «Журавли»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Движения танца «Бульба»: Движения рук, связанные с посадкой картофеля, и тройные переступания ногами |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Основные движения русского танца мужской шаг с каблука |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Ноябрь |
Постановка танца «Журавли»
|
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Упражнение на развитие ориентации в пространстве |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Батман тандю жете- натянутые движения с броском из первой позиции. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Основные движения русского танца «Елочка» |
2 |
1 |
1 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Солдатская пляска , движения танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
|
|
|
|
Декабрь |
Движения танца «Лявониха»: Основной ход танца |
2 |
1 |
1 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Батман тандю пике- колющий бросок натянутой ноги. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Основные движения русского танца припадание по третьей позиции |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Солдацкая пляска , движения танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Движения танца «Лявониха»: Боковой ход с отбивкой (галоп) и хлопками |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Основные движения русского танца тройные переступания ,переступания с выносом ноги на каблук |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Солдацкая пляска , движения танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Движения танца «Лявониха»: Ход с отбивкой вперед |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Декабрь |
Солдацкая пляска , движения танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Упражнение на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Батман тандю жете-со сгибом подъема работающей ноги вверх вниз. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Солдацкая пляска , движения танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Основные движения русского танца присядка по 6-й позиции с выносом ноги на каблук, «Мячик»- с одинарным хлопком впереди. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Солдацкая пляска , движения танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Движения танца «Лявониха»: Ход назад |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Релеве лян на 45,90 градусов(стоя боком к станку). |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Основные движения русского танца быстрый бег в ритмическом разнообразии |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Январь |
Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Упражнения на развитие художественно- творческих способностей |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Релеве лян на 45,90 градусов(стоя боком к станку). |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Танец «Восьмёра» Русский бег |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Движения танца «Лявониха»: .Притопы в три удара |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Перегибы корпуса:назад, стоя лицом к станку в 1-й позиции |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Танец «Восьмёра» Дробь «горох» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Февраль |
Движения танца «Лявониха»: Присядка с подтягиванием ноги на носок по 6-й поз |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Февраль |
Танец «Восьмёра» Притопы |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Февраль |
Работа над постановкой танца «Роза –белорозовая» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Определение и передача в движении сильных и слабых долей,определение двухдольного и трехдольного размеров |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Работа над постановкой танца «Журавли» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Прыжки разучиваются лицом к станку. Тан леве соте- по 1, 2, 5-й позициям. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Танец «Восьмёра» Шаг с каблука |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Работа над постановкой танца «Журавли» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Движения танца «Лявониха»: Присядка с подниманием согнутой ноги вперед |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Работа над постановкой танца «Журавли» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Прыжки разучиваются лицом к станку. Тан леве соте- по 1, 2, 5-й позициям |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Танец «Восьмёра» Шаг подскок |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Март |
Движения танца «Лявониха»: Присядка с ударом ногой впереди опорной |
2 |
0 |
1 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Танец «Восьмёра» Дробь «трилистник» |
2 |
0 |
1 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Март |
Работа над постановкой танца «Журавли» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Март |
Движения танца «Йоксу-полька»: Беглые шаги и подскок |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Апрель |
Упражнение на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Журавли» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Апрель |
Па эшаппе на 2-ю позицию. Шанжман де пье. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Восьмера» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Апрель |
Движения танца «Йоксу-полька»: Переступания с подскоком и поворотом |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Восьмера» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Журавли» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Апрель |
Движения танца «Йоксу-полька»: Переходы в паре, простые шаги с подскоком |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Восьмера» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Апрель |
Движения танца «Йоксу-полька»: Вращение на подскоках в паре |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие
|
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие
|
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Бульба» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Апрель |
Работа над постановкой танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Май |
Па эшаппе на 2-ю позицию. Шанжман де пье. |
2 |
0 |
2 |
Учебное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Восьмера» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Лявониха» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над изученным материалом |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Восьмера» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Лявониха» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над постановкой танца «Йоксу-полька» |
2 |
0 |
2 |
Тренировочное занятие |
|
|
|
Май |
Работа над танцами: «Роза –белорозовая», «Бульба»,«Журавли», «Восьмера», «Лявониха», «Йоксу-полька», «Смуглянка» |
2 |
0 |
2 |
Итоговое занятие |
Отчетный концерт
|
|
|
|
Итого |
216 |
2 |
214 |
|
|
|