Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

20.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню учителя «Учитель, поэтами воспетый!»
20.09.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый памяти павших на полях сражений во всех войнах «Летят в...
20.09.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
20.09.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённый Дню отца «Папы разными бывают!»
20.09.2024 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Осенний комплимент учителю!»
19.09.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
18.09.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»

Дополнительная общеразвивающая программа  художественно – эстетической направленности «Юный дизайнер»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества г. Черемхово»

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа  художественно – эстетической направленности «Юный дизайнер»

 

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Безрук Г.П.

 

 

 

Наименование образовательной организации (по Уставу): муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества г. Черемхово»

Наименование образовательной программы: дополнительная общеразвивающая программа  художественно – эстетической направленности «Юный дизайнер»

Номинация: образовательные программы

Срок реализации данной программы: 2 года

Эффективность и результаты (за последние 3 года): по результатам ежегодного мониторинга образовательной деятельности в детском объединении «Юный дизайнер» педагога Безрук Г.П. отмечаются стабильно растущие результаты. Так по итогам 2015-2016 учебного года успешно освоили программу 73% обучающихся, по итогам 2016-2017 учебного года-81% обучающихся, по итогам 2017-2018 учебного года-91%. Обучающиеся детского объединения «Юный дизайнер» в 2017-2018 стали победителями и призерами 4 Всероссийских, 7 региональных и 13 межмуниципальных и муниципальных конкурсов.

Сведения о составителе (составителях): педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Безрук Галина Петровна, награждена Благодарностью Министерства образования Иркутской области.

                                                                          

Содержание программы

  1. Пояснительная записка …………………………………………..........3
  2. Объем программы………………………………………………….......6
  3. Содержание программы 1 года обучения (144 часа) ……………….8
  4. Содержание  программы  2 года обучения (216 часов)……….. …..10
  5. Планируемые результаты……………………………………………12
  6. Учебный  план  1 года обучения (144 часа)……………………. ..14
  7. Учебный  план  2 года обучения (216 часов)…………………... ….15
  8. Календарно-учебный график  первого года обучения……………..16
  9. Календарно-учебный график второго года обучения……………...17
  10. Оценочные материалы………………………………………………18
  11. Методические материалы……………………………………………25
  12. Условия реализации программы…..………………….....................26
  13. Список литературы для педагога ..………...………………………..27

Приложения ..……...…………………………………………….............28

                                         

 

 

Пояснительная записка

 

Информационные материалы и литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р). – [Электронный ресурс] http://government.ru
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года № 33660). – [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/70731954/
  4. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области // Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская. – Иркутск. – 2016. – С. 21.

 

               Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный дизайнер» художественной направленности направлена на овладение обучающимися основными  приёмами  декоративно - прикладного искусства в области дизайнерского искусства, развитие у них интереса к культуре своей Родины, знаниям народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения и  правильного представления о взаимосвязи «Природа - Человек - Предметная среда».

             Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения  по  данной программе создаются благоприятные условия для интеллектуального,  духовного,  эстетического  воспитания личности детей, проявляющих интерес к дизайну  социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.

            Актуальность программы.  В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России,  национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа, об истоках дизайна. В связи с этим, декоративно – прикладное искусство органично входит в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные  традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный  потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно – художественно постижения мира.

Занятия в детском  объединении «Юный дизайнер»   имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что - то создавать своими руками, будучи сопряжено с изучением детьми произведений искусства, творчество пробуждает у них интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

            Педагогическая целесообразность декоративно - прикладного искусства включает в себя несколько направлений художественной деятельности: дизайн, роспись, и т. д., а также изучение народного творчества (роспись по бересте, стеклу, игрушки сувениры). Детям, занимающимися  декоративно - прикладным искусством, важно попробовать себя в ряде направлений - это позволит найти наиболее близкий ребёнку вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные возможности.

           Особенность  данной программы заключается в том, что содержание разделов и тем  включает многообразие видов заданий. Именно такую возможность и предоставляют занятия декоративно - прикладным творчеством в системе дополнительного образования детей. Настоящая программа как раз и предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно.  

        Срок освоения программы, формы и режим занятий. 

Программа рассчитана на 2 года обучения. В учебном плане детского объединения «Юный дизайнер»  на первом году обучения предусмотрено 144 часа учебных занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 45 минут с перерывом между ними 10 минут. Но 2  году обучения реализуется по 216 часов учебных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических  часа продолжительностью 45 минут с перерывом между ними 10 минут.

        Форма обучения: очная.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Планируя работу кружка, невозможно обойтись без участия детей в городских, всероссийских и областных конкурсах.

Обучение по общеразвивающей программе «Юный дизайнер» ведется на русском языке.

Цель программы 1 года обучения:

формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

      Задачи 1 года обучения по программе:

    Образовательные:

- познакомить обучающихся первого года обучения  с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучать технологиям разных видов  рукоделия.

        Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;

- развивать мелкую моторику, глазомер.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

     Воспитательные:

- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

         Цель 2 года обучения по программе:

- формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

        Задачи 2 года обучения по программе:

        Образовательные:

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

        Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

       Воспитательные:

- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

При работе над рекомендуемыми в начале занятий наиболее простыми моделями дети знакомятся с различными видами декоративного оформления изделий. 

В процессе реализации программы используются разнообразные   формы занятий:

-индивидуальная;

-индивидуально – групповая;

-групповая  (или в парах);

-практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся;

-фронтальная;

-экскурсия;

-конкурс;

-выставка;

-беседа;

-конкурс;

-викторина;

-игра.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз  меняться: занятия по композиции сменяются занятием по рисунку, работа декоративно-прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или просмотром видеофильма и т.п. Это способствует удержанию внимания учащихся и  позволяет избежать их переутомления. При этом полученные детьми знания и практические навыки закрепляются через задания, связанные с созданием понятных им образом, иллюстрацией знакомых сказок.

В зависимости от поставленных задач на занятиях детского объединения используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетается каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Отличительными особенностями данной дополнительной общеразвивающей программы является то, что традиционный школьный курс не позволяет обучающимся в достаточно полной мере освоить язык различных видов искусств и дизайна.

         В то же время в программе «Юный дизайнер» использован собственный опыт работы. Наши наблюдения показывают, что в первую очередь, у детей необходимо поддерживать устойчивый интерес к декоративно - прикладному творчеству. Это возможно в том случае, если ребёнок в конце  каждого занятия может унести с собой законченные работы, показать их родителям. Также необходимо представление работ учащихся на выставках разного уровня.

       Объем программы составляет 360 академических часов. В учебном плане детского объединения  «Юный дизайнер» в первом году обучения предусмотрено 144 часа учебных занятий, во втором   году обучения реализуется по 216 часов учебных занятий.  Группы обучающихся комплектуется  в  составе не менее 20 человек.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-14 лет.

В детском объединении «Юный дизайнер» могут заниматься обучающиеся  как младшего, так и старшего школьного возраста. При комплектации групп следует учитывать возраст детей. Так, в одну группу рекомендуется записывать обучающихся с разницей в возрасте не более 1-2 лет. Например, младшая группа 1-2 классы, старшая 3-4 классы. Комплектование в группу обучающихся одного возраста позволит руководителю построить своё занятие соответственно с их возрастами особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, организацию коллективных работ, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.

Содержание программы 1 года обучения

Раздел 1. Волшебная флористика. Знакомство с правилами техники безопасности на занятии. Понятие о флористике. Природный материал и его обработка. Изучение свойств засушенных листьев и цветов.

Практические занятия:  заготовка природного материала и его    обработка.  Изготовление аппликаций из засушенных листьев и цветов.  Обучение составлению композиций из семян.

Повторение и закрепление правил изготовления аппликаций.  Выставка: подготовка всех изделий к выставке.

Раздел  2. Бисероплетение. Вводное занятие: история бисероплетения, украшений.

Материалы и инструменты. Подготовка к работе. Расход материала. Работа со схемой.            

           Практическое занятия Низанье (подвески, кисти, цепочки). Параллельное нанизывание,  дугами. Изготовление игрушек, сувениров.

           Раздел 3. Бумажное конструирование Беседа «Удивительные превращения бумажного квадрата, или Что такое «оригами». Повторение и закрепление правил по техники безопасности. Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги.

Практические занятия:

Художественные приемы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку).

            Раздел  4. Мастерская «у Деда Мороза» Виды аппликации (плоскостная и объёмная). Особенности разметки и резания картона.

            Практические занятия: игрушки с подвижными деталями. Аппликация «Слонёнок из ткани с шариками», «Снеговик из крупы», «Ёлка из атласных лент», Новогодняя «Варежка», «Новогодняя открытка», композиция «Олени в упряжке», Снежинки для Деда Мороза, Символ Нового года, аппликация.

             Раздел 5. Чудеса из бросового материала. Вводное занятие: правила по ТБ.

Знакомство с бросовым материалом. Подготовка и заготовка бросового материала  для работы. Какие используются инструменты при работе с бросовым материалом.

     Практические занятия: «Лунная ночь» из бумажных тарелочек, панно «Лошадь из тарелочек». Изготовление панно «Барашек». Аппликация «Рыбки». Аппликация «Розы» из газетных трубочек». Итоговое занятие: обмен мнением по поводу представленных работ.

Раздел 6.Смешарики из дисков. Знакомство с материалом и основными приёмами. Правила пользования ножницами. Поделки из нетрадиционных материалов

 Практические задания: выполнение рельефной композиции, «Котёнок», «Ракета» из бумаги, изготовление «Самолёта», поздравительная открытка «Кораблик», «Краб», изготовление из бумаги  «сердечко Заяц», «Мышка», «Рыба», изготовление из бумаги «сердечко Заяц».

  Раздел 7-8. Подручный материал Знакомство с правилами техники безопасности на занятии. Природный материал и его обработка.

  Практические занятия: заготовка природного материала и его обработка. Обучение составлению композиций из семян. Повторение и закрепление правил изготовления аппликаций. Выставка: подготовка всех изделий к выставке.

  Раздел 9 Ватные диски. Закрепить правила по ТБ. Что такое декоративная композиция.

  Практические занятия: изготовление коллективных панно, аппликаций.  Украшение игрушек сувениров. Закрепить правила по ТБ. Что такое декоративная композиция.

 

Содержание  программы 2 года обучения (216 часов)

 

          Раздел 1. Осенний дизайн

Вводное занятие по ТБ. Материал и инструменты. Составление цветовой гаммы.

           Практические занятия: аквариум «Золотая рыбка», «Заяц» из листьев, Сова из крылаток, Лес, Собачка, Лошадка из бумаги. Изготовление коллективных панно.

          Раздел 2. Чудесные бусинки.

 Вводное занятие: история бисероплетения. Украшения. Материалы и инструменты. Подготовка к работе. Расход материала. Работа со схемой. Сочетаемость цветов. Низанье (подвески, кисти, цепочки). Параллельное нанизывание, дугами. Изготовление игрушек сувениров.

         Практическое занятие: Изготовление «Цепочки с цветочками». Цветок. Брошь-ягоды. «Букет георгинов». Изготовление листиков. Брошь  Ирис. Изготовление  панно «Дерево».

         Раздел 3. Бумагопластика.

 Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Маленькие хитрости бумаги. Оборудование. Основная техника для получения самых разнообразных форм.

Украшения в технике «квиллинг».  Процарапывание (пейзаж).  Коллективная работа

        Практические занятия: процарапывание картины. Картины «Растут бараны», «Веснянка», Бумажный город (коллективная работа). Изготовление игрушки «Ёжик», «Бегемот», «Крокодил», «Сувенир».

         Раздел 4. Мастерская «у Деда Мороза».

 Вводное занятие по технике безопасности при работе с инструментами. Составление цветовой гаммы. Виды швов. Изготовление лекал. Декоративное оформление. Последовательность работы. Изготовление сувениров. Изготовление игрушек. Изготовление коллективных панно.

          Практические занятия:

Вводное занятие по изготовлению новогодних сувениров. Символ  «Нового года». Подарочная сумочка из фетра «Елочка». Льющийся стакан «Новогодний сувенир». Новогодняя ёлка (сувенир настольный). Изготовление поздравительной открытки. Весёлый Снеговик (панно). Рождественский сувенир.

        Раздел 5. Кожаная пластика.

 Вводное занятие: хранение и окрашивание. Подбор кожи. Инструменты и материалы. Приёмы обработки кожи, варианты плетения. Кожа и природные материалы.

         Практические занятия: изготовление панно «Туманные розы». Замок из кожи. Зима. Натюрморт. Рак. Изготовление декоративной бутылки. Дуб. Дама в шляпе.

      Раздел 6. Чудеса из бросового материала.

Вводное занятие: заготовка материала, инструменты.

         Практические занятия. Разное творчество из макаронных изделий. Ваза из макарон, панно «Цапля» из кабачковых семян. Ласточка из бумаги.

 Самолет из бумаги и коробочка спичек. Шкатулка «Котёнок» из ткани. Черепаха из бросового материала. Игольница «Утёнок».

        Раздел 7. Солёное тесто.

 Вводное занятие. Изготовление теста. Вымешивание теста. Окрашивание. Составление цветовой гаммы. Хранение теста. Набор инструментов. Правила по техники безопасности

        Практические занятия: Рамка из солёного теста «Для мамы». «Ваза из открыток». «Корзина с цветами». Поздравительная открытка. Изготовление 8 из атласной ленточки. Корзина с фруктами  (коллективное панно). Картина «Ваза с цветами». Декоративный чайник.

        Раздел  8. Работа с фетром.

Вводное занятие: основа для поделок, картин, панно. Инструменты и приспособления. Техники создания картин. Выбирать необходимые для сюжета картины лоскутки фетра. Использовать лоскутки родственных цветов.

       Практические занятия:   изготовление пасхального зайца Цыплёнок из фетра. Сувенир «Пасха».  «Пасхальная Корзина ». «Курочка». Панно «Встреча весны». Подставка под стаканы «Фрукты яблоки, груши».

       Раздел  9. Мозаика из скорлупы.

Работа со скорлупой. Правила окрашивания скорлупы. Хранение скорлупы. Различные виды мозаик из скорлупы. Дробление скорлупы. Подготовка скорлупы к работе. Обработка и раскраска скорлупы. Абстракция.  Обучение составление композиций. Изготовление коллективных панно, аппликаций.  Аппликация из яичной скорлупы.

         Практические занятия: аппликация из яичной скорлупы. Изготовление игрушек сувениров. Мозаика «Золотая рыбка». «Заюшкина избушка». Шкатулка (абстракция). «Девушка с вазой». Итоговая выставка.

                 

Планируемые результаты

 

Предполагается, что в конце 1 года обучения, обучающиеся должны:
Знать
:

- правила техники безопасности и личной гигиены при работе с  различными инструментами, необходимыми для изготовления  и изделий;

- различные виды декоративно – прикладного искусства;

- различные материалы для изготовления изделий;

- инструменты и приспособления, применяемые в процессе обучения.

Уметь:       

- пользоваться кистью, красками, ножницами;

- владеть основными техниками бисероплетения;

- уметь изготавливать простые украшения из различного материала;

- выполнять узор по схеме и описанию.

- составлять композиции (объемные, в технике аппликации, с использованием орнамента).

- навыки аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

 

К концу 2- го года обучения должны:

  Знать:

- правила техники безопасности и личной гигиены при работе в декоративно-прикладном искусстве;

- принципы построения композиций натюрморта, пейзажа;

- различные народные промыслы;

- разные формы работы с бисером;

- способы сочетания бисера с другими видами декоративно – прикладного творчества.

Уметь:

 - конструировать из бумаги;

 - работать с солёным тестом;

 - владеть технологией работы с бисером;

 - умение самостоятельно рассуждать о произведениях декоративно-  прикладного искусства;

- уверенность в своей способности творить;

- умение работать в  группе;

- навыки культурного общения со сверстниками.

Работы обучающихся первого и второго года обучения должны отличатся аккуратностью и высоким качеством исполнения. Обучающиеся должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности.

Виды контроля:

- текущий  контроль - оценка исходного (начального) уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса по программе (в начале учебного года с 15 по 20 сентября), а так же изучение динамики освоения детьми программы, личностного  развития (в середине учебного года с 15 по 20 декабря);

 - промежуточная  аттестация - проверка освоения детьми программы каждого года обучения (в конце учебного года с 15  по 20 мая).                 

По итогам промежуточной аттестации педагогом составляется протокол о результатах промежуточной аттестации.

 

Учебный план программы детского объединения «Юный дизайнер»

 1 год обучения (144 часа)

 

Наименование раздела

Кол- во часов

Форма текущего контроля  и  промежуточной аттестации

всего

теория

практика

Вводное занятие. Текущий контроль № 1

2

2

-

Собеседование №1

Волшебная флористика

10

4

6

 

Бисероплетение

18

9

9

 

Бумажное конструирование

16

8

8

 

Мастерская у Деда Мороза.

16

7

9

 

Текущий контроль №2

2

2

-

Собеседование №2

Чудеса из бросового материала

12

6

6

 

Смешарики из дисков

16

8

8

 

Подручный материал

34

17

17

 

Ватные диски

16

9

7

 

Промежуточная аттестация

2

-

2

Собеседование,

выставка

Итого:

144

72

72

 

 

Учебный план  программы детского объединения «Юный дизайнер»

 2 год обучения (216 часов)

 

Наименование раздела

Кол- во часов

Форма текущего контроля  и промежуточной аттестации

всего

теория

практика

Вводное занятие. Текущий контроль №1

3

3

-

Собеседование №1

Осенний дизайн

15

3

12

 

Бисероплетение

24

8

16

 

Бумагопластика

24

8

16

 

Мастерская у Деда Мороза.

21

5

16

 

Текущий контроль №2

3

3

-

Собеседование №2

Кожаная пластика

21

7

14

 

Чудеса из бросового материала

24

8

16

 

Солёное тесто

27

9

18

 

Работа с фетром

27

9

18

 

Скорлупка

24

8

16

 

Промежуточная аттестация

3

1

2

Тестирование, выставка

Итого:

216

72

144

 

 

Календарный учебный график 1 года обучения

 

Наименование раздела, темы

Месяц

Формы текущего контроля и промежуточной  аттестации

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Май

Вводное занятие. Текущий контроль №1

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Собеседование №1

Волшебная

флористика

10

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Бисероплетение

-

18

-

-

-

-

-

-

-

 

Бумажное конструирование

-

-

16

-

-

-

-

-

-

 

Мастерская у Деда Мороза.

-

-

-

16

-

-

-

-

-

 

Текущий контроль №2

-

-

-

2

-

-

-

-

-

Собеседование №2

Чудеса из бросового

материала

-

-

-

-

12

-

-

-

-

 

Смешарики из дисков

-

-

-

-

-

16

-

-

-

 

Подручный материал

-

-

-

-

-

-

16

-

-

 

Ватные диски

-

-

-

-

-

-

-

18

16

 

Промежуточная аттестация

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Собеседование №3 выставка

всего

12

18

16

18

12

16

16

18

18

 

 

Календарный учебный график 2 года обучения

 

Наименование раздела, темы

Месяц

Формы текущего контроля и промежуточной  аттестации

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Май

Вводное занятие. Текущий контроль №1

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Собеседование №1

Осенний дизайн

16

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Бисероплетение

-

24

-

-

-

-

-

-

-

 

Бумагопластика

-

-

24

-

-

-

-

-

-

 

Мастерская у Деда Мороза

-

-

-

21

-

-

-

-

-

 

Текущий контроль №2

-

-

-

3

-

-

-

-

-

Собеседование №2

Кожаная пластика

-

-

-

-

21

-

-

-

-

 

Чудеса из бросового материала

-

-

-

-

-

24

-

-

-

 

Солёное тесто

-

-

-

-

-

-

27

-

-

 

Работа с фетром

-

-

-

-

-

-

-

27

-

 

Скорлупка

-

-

-

-

-

-

-

-

24

 

Промежуточная аттестация

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Тестирование, выставка

Всего

18

24

24

24

21

24

27

27

27

 

 

Оценочные материалы

для  организации проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Оценочный материал  образовательной деятельности по общеразвивающей программе «Юный дизайнер»  является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Данная форма позволяет отслеживать результаты усвоения учащимися программного материала, выявлять проблемы и корректировать содержание программы.

Оценка уровня освоения программного материала проходит в три этапа: текущий контроль (1), текущий контроль (2) и промежуточная  аттестация.

Основными формами  подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный дизайнер» являются: тестирование (или опрос) и выставка.

Количество усвоения учебной программы оценивается по следующей  системе:

9 баллов - высокий уровень ставится при правильном выполнении 80-100%

100% - ребенок верно формулирует  ответы на вопросы, владеет понятийным аппаратом, понимает практическую задачу, четко выполняет ее, при выполнении руководствуется собственной фантазией, а не по образцу.

90% ребенок владеет понятийным аппаратом, понимает суть вопросов, четко формулирует ответ, понимает практическую задачу, точно выполняет ее, применяя собственное видение работы лишь в мелких деталях.

80% ребенок владеет необходимым понятием, но не может точно сформулировать ответ, понимает практическую задачу, технологично выполняет ее.

6 баллов - средний уровень ставится при правильном выполнении на 50-70 %

 70% ребенок может дать ответы на большинство из предложенных вопросов, но не четко их формулирует, выполняет практические задания без излишней аккуратности.

60% - ребенок дает односложные, не сформулированные ответы на 2-3 предложенных вопросов, выполняет все практические задания, но не выполнено аккуратно.

50% - ребенок дает верные ответы на половину предложенных вопросов, выполняет все практические задания не аккуратно.

3 балла - низкий уровень ставится при правильном выполнении на 40-30 % -

40 % - ребенок отвечает на половину предложенных вопросов, но дает односложные, не ясные формулировки, выполняет большинство практических заданий, но не аккуратно.

30% - ребенок дает верный односложный ответ на 2-3 вопроса, из предложенных заданий неаккуратно

1 балл – не освоение программы ставится при правильном выполнении на 10-20 %

20% - ребенок верно отвечает лишь на 1 вопрос, с трудом выполняет 1-2 практических задания

10% - ребенок не освоил программу.

1 вопрос приравнивается к 10%.

 

Вопросы для диагностики образовательного уровня обучающихся

 (1 год обучения)

 

Текущий контроль (сентябрь):

1. Назовите инструменты и материалы, используемые во флористике.

  1. Что такое флористика?
  2. Правила заготовки, хранения растительного материала.
  3. Что такое искусство?
  4. Береста – это… ?
  5. Что такое лекало?
  6. Перечислите правила работы с ножницами, клеем.
  7. Что такое живопись?

9.   Что такое мозаика?

10. Что такое бисер?

 

Ответы для текущего контроля (сентябрь)

 

  1. Ножницы, сухие листья, растения, цветы, клей.
  2. Это растительный материал, составляющий  различные композиции.
  3. Заготавливаем в сентябре, материал складываем под пресс и высушиваем его.
  4. Это результат  творческой деятельности человека
  5. Это верхний слой берёзовой коры.
  6. Это шаблон.
  7. Передаём ножницы кольцами вперёд.., клей держать закрытым.., после работы руки моем.
  8. Это вид изобразительного искусства с использованием красок.
  9. Это искусство выкладывание, какого либо орнамента.

10.Это разноцветные маленькие бусинки, из которых изготавливают различные поделки   

 

Вопросы для текущего контроля (декабрь).

 

1.Что такое бумагапластика?

2. Что такое оригами?

3. Назвать виды бумаги.

4. Из чего делается бумага?

5. Что такое кожаная пластика?

6. Назвать виды тканей.

7. Что такое витраж?

8. Назовите разновидности ниток.

9. Что такое пайетки?

10. Перечислить виды швов, необходимых при работе с лентами?

 

Ответы для текущего контроля (декабрь).

 

1. Искусство создание поделок из бумаги.

2. Это Японское искусство складывание моделей из бумаги.

3. Писчая, гофрированная, и .т. д.

4. Из древесины.

5. Это работа с кожей

6. Х/б, лён, шёлк, кожа…

7. Это рисунок выполненный красами либо тканью на гладкой и прозрачной поверхности.

8. Шерсть, мулине, ирис, капроновые…

9. Это украшение

10. Потайной шов, зигзаги т.д.

 

Вопросы для промежуточной аттестации (май).

 

  1. Из каких деталей сделан помпон
  2. Зачем нужна игла?
  3. Какая ткань бывает?
  4. Какие швы вы знаете?
  5. Что такое выкройка (лекало)?
  6. Что такое фурнитура и для чего она нужна

7. Какие существуют виды плетения.

8. Стеклянные бусинки очень маленького размера  это..?

9. Использование инструментов и приспособлений для плетения

10. Что добавляют в солёное тесто, нужное выбрать  яйцо, воду, дрожжи.

 

Ответы для промежуточной аттестации (май)

 

  1. Из шаблона круга и шерстяных ниток.
  2. Для того чтобы шить или сшивать детали из ткани.
  3. Х/б, кожа, меховая.
  4. «через край», «петельный».
  5. Это деталь будущего изделия.
  6. Это пуговицы, глазки, носик, ленточки и т. д. для оформления изделия.
  7. Косое и прямое.

8. Бисер.

9. Бисер, проволока, леска, схема.

10. Воду.

 

 

Вопросы для диагностики образовательного уровня учащихся

(2 год обучения)

 

Вопросы для проведения текущего контроля (сентябрь)

 

1.Опишите строение ножниц.

2.Что такое оберег?

3. Во время мастер-класса, какие художественные средства языка использовались, выбрать нужное (басни, пословицы, анекдот).

4.Что является клеем при работе с солёным тестом?

5.Чем украшали себя люди в глубокой древности?

6. Из какого материала изготавливают бисер?

7.Назовите техники работы на проволоке.

8.Какое свойство у бересты?

9.Когда заготавливают бересту?

10.Элемент росписи дымковской игрушки.

 

Ответы для проведения  текущего контроля (сентябрь)

 

1. Лезвие, 2 кольца, винт.

2. Древнеславянский символ счастья и защиты

3. Пословицы.

4. Вода.

5. Кости и зубы животных.

6. Стекло.

7. Параллельное  и петельное плетение.

8. Надёжно защищает ствол берёзы от перегрева.

9. С мая по июнь.

10. Геометрические узоры

Вопросы для проведения текущего контроля (декабрь):

 

1.Из чего делали дымковскую игрушку?

2.Этапы городецкой росписи включали.

3.Традиционные цвета городецкой росписи.

4.Какого вида бисера не существует, выдрать правильный ответ (рубка, резка, стеклярус).

5.Форма стекляруса.

6.Бисер применяют для…

7.Откуда привезли бисер в Россию?

8.От чего защищают обереги?

9. Какие материалы нужны для замешивания теста?

10. Назвать тёплые и холодные цвета.

 

 

Ответы для проведения  текущего контроля (декабрь)

1.Глина

2.Подмалёвок, оттенёвки.

3.Жёлтый, голубой, синий, розовый, красный, зелёный.

4.Резка

5. Трубочка.

6.Украшения одежды.

7. Из Англии.

8.От болезней.

9.Вода, соль, мука.

10.Голубой, розовый и т. д. синий, зелёный, красный…

 

Вопросы для  проведения промежуточной аттестации (май)

Тест «Народные промыслы» (с выбором одного правильного ответа)

Вопросы к тесту:
1. Из чего делают гжельскую посуду?
А. Глина
Б. Дерево
В. Бумага
2. Основные узоры хохломской росписи.
А. Звери, птицы
Б. Растительные узоры, травка, ягоды
В. Геометрические узоры
3.Краски гжели с каким временем года можем сравнить?
А. Осень
Б. Зима
В. Весна
4. Первая дымковская игрушка.
А. Кукла
Б. Свистулька
В. Лошадка
5.Роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом.
А. Промысел Жостово
Б. Промысел гжель
В. Промысел хохлома 
6. Основа Городецкого цветка. 
А. Круг
Б. Овал
В. Завиток
7. Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера?
А. красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный
Б. Белый, голубой, синий
В. Золотой, красный, чёрный
8. Родина дымковской игрушки.
А. Нижегородская область с. Хохлома
Б. Кировская область с. Дымково
В. Московская область с. Гжель
9.Роспись в сине-голубых тонах.
А. Хохлома
Б. Жостово
В. Гжель
10.Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?
А. Жолтовский  металлоподнос
Б. ЗАО Фабрика «Городецкая роспись»
В. Фабрика "Гжель"
 

Ответы для проведения  промежуточной аттестации (май)

Ключ к тесту:
1 А; 2 Б; 3 Б; 4 Б; 5 В; 6 А; 7 А; 8 Б; 9 В; 10 А;

 

Оценочный лист

Объединение _________________группа ______год обучения_________

Дата______________

 

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

1

2

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие работы  обучающихся оцениваются по 9-балльной системе.

9 баллов ставится за 80-100 %  правильное выполнение работы - высокий уровень

6 баллов ставится за 50-80 %  правильное выполнение работы - средний уровень

3 балла  ставится за 50-30 % правильное выполнение работы - ниже среднего уровня

1 балл ставиться за 10-20 %  - не освоение программы.

По итогам текущего контроля при выполнении работы учащимися на 9 и 6 баллов, учащиеся получают зачет, данные об этом фиксируются в журнале учета рабочего времени педагога дополнительного образования.

Количество баллов, набранных учащимися в рамках промежуточной аттестации, и уровень усвоения программного материала фиксируются в соответствующей графе журнала учета рабочего времени педагога дополнительного образования.

 

 

Лист

по оцениванию творческих способностей учащихся

 в рамках промежуточной аттестации

п/п

Ф.И. обучающегося

качество изделия (аккуратность выполнения работы)

цветовое решение  изготовления изделия

умения использовать правильные   оттенки

умение  подбирать цвета

оригинальность изделия

общее кол-во баллов

%

итоговая оценка

владеет  умениями и навыками в полной мере – 9 б

владеет достаточно, допускает ошибки – 6 б

владеет на минимально допустимом уровне – 3 б

не владеет умениями  – 1 б

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО педагога: ________________

 

 

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

20____/20_____учебный год

промежуточной аттестации обучающихся

Название объединения_____________________________________________

Фамилия, имя,  отчество педагога___________________________________

Дата проведения__________________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)

Члены аттестационной комиссии____________________________________

                                                                             Ф И О. должность

                                                                                    

Результаты промежуточной аттестации

п/п

фамилия и  имя ребенка

итоговая оценка (балл/уровень)

Динамика достижения планируемых результатов

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

Всего аттестовано_________обучающихся. Из них по результатам аттестации:

высокий  уровень __________ чел.

средний уровень   __________ чел.

низкий уровень  ___________ чел.

+   -  повысился уровень достижения планируемых   результатов

-    - понизился уровень достижения планируемых   результатов

0   - уровень достижения планируемых   результатов не изменился

Подпись педагога ___________

 

Методические материалы

     Методическое  обеспечение:

  - Оценочные материалы образовательной деятельности;

- Формы организации образовательного процесса (приложение 1);

- Основные принципы обучения (приложение 2);

- Основные методы обучения (приложение 3);

- Учебные занятия для индивидуальной и групповой работы.

- Контрольные задания, тесты, анкеты.

- Перечень используемых мультимедийных презентаций для реализации программы.

         

       Дидактическое обеспечение:

- наглядные пособия (шаблоны, трафареты, схемы);

- образцы изделий;

- раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся;

- бланки для проведения мониторинга;

 

Условия реализации программы

Мебель:
- столы,
- стулья,
- стол для педагога,
- ноутбук для педагога
Канцелярские  принадлежности:
- цветная бумага,
- картон белый и цветной,
- клей карандаш,  ПВА,
и т.д.
Инструменты: 
- ножницы, 
- карандаши простые, 
- кисточки для клея, 
- салфетки, 
- клеенка, 
и т.д.
 

Список использованной литературы.

 

Для педагога:

1.Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.

2. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009.

3. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент»,

4. Даниэла Ченто. «Шьем из кожи». М., «КОНТЕНТ», 2006.

5. Еременко Т.И. «Иголка –волшебница». М., «Просвещение», 1988.

6. Жолобчук В.В. Колесова Л.В. «Пошив изделий из кожи и ткани». М., издательство «Сталкер», 2007.

7. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006.

8. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники». М., 1997.

9. Кузьмина М. Максимова М. «Азбука лоскутного шитья». М., «ЭКСМО», 2008.

10. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004

11. . Левина Е.В. «Многоликая кожа». М., «Академия», 1998.

12.  Муханова И.Ю. «Шитье из лоскутков». М., издательство «Олма-пресс», 2002.

13. Плотникова Т. «Техника вышивки крестом». М., «Владис», 2008.

14. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство».  М ., 1984..

15. Селиванова Н.В. «Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения». М., «Издательский дом МСП», 2000

                                                                                                                                                                                                                

   Приложение 1

 

Формы организации образовательного процесса

 

Планируемых по основным разделам программы, подробны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей.

     В разных разделах и темах используются как традиционные формы (беседы, практические упражнения детей  с разными материалами), так и ряд активных форм. В первый год обучения чаще применяются традиционные формы:

Раздел I. Беседа, показ иллюстраций, инструментов.

Раздел II.Беседа, показ иллюстраций, игра, мастер- класс.

Раздел III.Экскурсия, ролевая игра, показ иллюстраций.

Раздел IV.Просмотр видеоматериалов, демонстрация изделий,

конкурс творческих работ учащихся.

Раздел V.Беседа, показ иллюстраций, обсуждение готовых работ.

Раздел VI.Беседа, показ иллюстраций, показ готовых работ, конкурс

творческих работ.

     Во второй год обучения чаще используются активные формы, стимулирующие творческие воображение, фантазию воспитанников.

Например, «Вводное занятие» строится как ролевая игра, позволяющая вспомнить правила техники безопасности с различными инструментами. В других разделах применяются иные формы:

в разделе II – беседа, работа на пленере, учебная игра;

в разделе III – конкурс рисунков, беседа;

в разделе IV – занятие без руководителя (занятие, на котором дети самостоятельно или вместе с родителями изготовляют конкретное изделие, а затем каждый объясняет свой замысел и ход работы педагогу и всему коллективу); викторина; круглый стол с родителями.

     Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса

соответствуют возрастным особенностям  детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем.

     Так, в ходе освоение II раздела второго года обучения центральная учебная задача состоит в том, чтобы дети овладели способом передачи элементов перспективы, усвоили представление о картине как воображаемой плоскости. Поэтому  освоение внимание здесь стоит уделить формированию умения анализировать соотношение и сочетание предметов по наблюдение, объяснение, практические повторение, что необходимо для выработки соответствующего навыка.  

     Для успешной реализации программы необходимы соответствующие

дидактические материалы и технические оборудование.

  Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещённым, проветриваемым.

      Формы подведения итогов по каждому разделу программы определяются конкретными учебными и воспитательными целями. Поэтому используются как традиционные формы ( выставки, конкурсы), так и активные, иногда – эксклюзивные способы подведения итогов: экскурсии по выставке (где экскурсоводами выступают воспитанники кружка). Особенно высокий стимулирующий эффект  для обучающихся создаёт такая форма подведения итогов, как их участие в выставках, организуемых на  базе настоящих выставочных залов,  в этом случае авторы могут дать комментарии к своим работам посетителям выставок.

    Система контроля включает в себя участие детей в выставках разного уровня (окружных, городских, всероссийских, международных), где ребята получают дипломы и грамоты, а также оценку своей творческой работы независимым жюри.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Приложение 2

 

                                       Основные принципы  обучения

 

Приёмы и методы

Для освоения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.

      Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.

     Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснить просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала и показом приёмов работы.

      Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применении отработанных на практике приёмов у детей формируются навыки работы с различными

инструментами и материалами.

      Метод наглядности используется на теоретических и практических занятиях – это показ детям, как держать и использовать в работе инструмент, показ основных используемых природных материалов и приёмов работы с ними (сбор, засушка, переработка, хранение и использование).

       Важную роль выполняет здесь демонстрация образца картины,

выполненной руководителем. Наглядность результата своей будущей работы стимулирует детей, побуждает их внимательно осваивать технологический процесс.

                                  

  Приложение 3

 

                                          Основные методы обучения

Приёмы и методы

Для освоения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.

      Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.

     Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснить просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала и показом приёмов работы.

      Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применении отработанных на практике приёмов у детей формируются навыки работы с различными

инструментами и материалами.

      Метод наглядности используется на теоретических и практических занятиях – это показ детям, как держать и использовать в работе инструмент, показ основных используемых природных материалов и приёмов работы с ними (сбор, засушка, переработка, хранение и использование).

       Важную роль выполняет здесь демонстрация образца картины,

выполненной руководителем. Наглядность результата своей будущей работы стимулирует детей, побуждает их внимательно осваивать технологический процесс.