Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Природа и фантазия»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества г. Черемхово»
Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Природа и фантазия»
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Петрова А.А.
Наименование образовательной организации (по Уставу): муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества г. Черемхово»
Наименование образовательной программы: дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Природа и фантазия»
Номинация: образовательные программы
Срок реализации данной программы: 2 года
Эффективность и результаты (за последние 3 года): по результатам ежегодного мониторинга образовательной деятельности в детском объединении «Природа и фантазия» педагога Петровой А.А. отмечаются стабильно растущие результаты. Так по итогам 2015-2016 учебного года успешно освоили программу 84% обучающихся, по итогам 2016-2017 учебного года-89% обучающихся, по итогам 2017-2018 учебного года-93%. Обучающиеся детского объединения «Природа и фантазия» в 2017-2018 показали хорошие результаты в конкурсах межмуниципального, районного и муниципального уровня.
Сведения о составителе (составителях): педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Петрова Анетта Анатольевна.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка……………………………………………………стр. 3
2. Планируемые результаты ……………………………………………….. стр.7
3. Учебный план 1 год обучения………………………….……………….. стр. 8
4. Календарно-учебный график 1 года обучения…………...................стр. 12
5 Содержание программы 1 года обучения……………………………..стр. 13
6. Учебный план 2 год обучения………………………….……………..стр. 19
7. Календарно-учебный график 2 года обучения………………………..стр.22
8. Содержание программы 2 года обучения………………………..…..стр. 23
9. Методические материалы …………………...……………………..….стр.28
10. Приёмы и методы, используемые на занятиях……………………..стр. 29
11. Оценочные материалы ………………………………………………...стр. 32
12. Список литературы ………….………………………………………....стр. 36
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Природа и фантазия»,художественно-эстетической направленностинаправлена на овладение обучающимися основными приёмами работы с природным материалом, развитие у них интереса к культуре и природе, знания народного творчества, эстетического отношения к окружающему миру, воспитанию мировоззрения и правильного представления о взаимосвязи «Природа - Человек».
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального, духовного, эстетического воспитания ребёнка, развития познавательной активности, творческой самореализации.Практические занятияспособствуют развитиюсенсомоторики, приобретается уверенность, точность в выполнении действий, ловкость, согласованность в работе глаз и рук, совершенствование координации движений. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. У детей формируется контроль и оценка собственной деятельности. Освоение программного материала способствует развитию личности ребенка в целом, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
В сегодняшних реалиях ценностное отношение к природе несколько утрачивает смысл. Природа гибнет, экология оставляет желать лучшего, молодое поколение теряет возможность познавать прекрасное, естественное. Актуальность данной программы вукреплении связи ребенка с природой.Дети должны понимать, что природа - замечательная мастерская. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом (поделки из шишек, орехов, семян) - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Поэтому, данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, вводит детей в удивительный мир живой природы, помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.
Новизна образовательной программы «Природа и фантазия», в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами природного и бросового материала. Кроме того, программа позволяет осуществлять интеграцию традиционных технологий работы с бумагой, тканью, нитками, цветами, крупой. Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые, оригинальные изделия. Смена видов работы и материала исключают возможность уставания и пресыщения одним видом деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключена в том, что она ориентирует воспитанников на развитие у них мотивации к творчеству через работу с природным и бросовым материалом, развитию мелкой моторики, готовит ребенка к обучению в школе в целом. В процессе работы с природным материалом, обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки - сувениры.
Цель 1 года обучения по программе:
Создание условий для развития творческих способностей детей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, сенсомоторики в процессе обучения работы с природным материалом.
Задачи 1 года:
Образовательные:
- учить детей художественной обработке листьев, семян, шишек, веточек, косточек (вишни, сливы), пуха, крупы, макарон, яичной и ореховой скорлупы, ниток, пробок, ватных дисков, ваты, ватных палочек, пластилина, солёного тестаи т.д.;
- учить детей правильно пользоваться необходимыми для работы инструментами: ножницами, стеками, кисточками и умению планировать собственную работу;
- знакомить детей с технологией и приемами изготовления композиций.
Развивающие:
развивать:
- моторику и мелкую мускулатуру пальцев рук, сенсорные навыки, воображение, мышление;
-художественный вкус и творческий потенциал;
- образное мышление и воображение;
- эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать:
- радость от общения с природой, самостоятельного и совместного изготовления
поделок, усидчивость, желание добиваться поставленной цели.
- уважение к труду и людям труда;
- аккуратность;
- умение работать в команде;
- экологическое мышление;
- бережное отношение к природе;
Цель 2 года обучения по программе:
Развитиеу детей творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, сенсомоторики в процессе обучения работы с природным материалом.
Задачи 2 года:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей художественной обработки коры, листьев, семян, шишек, веточек, корней, косточек (вишни, сливы), пуха, крупы, макарон, ракушек, яичной и ореховой скорлупы, кожуры, ниток, пробок,ватных дисков, ваты, ватных палочек, пластилина, солёного теста и т.д.
- Учить применять полученные навыки правильногоиспользования необходимыми для работы инструментами: ножницами, стеками, кисточками и т.д. в обычной жизни.
- Систематизировать умение планировать собственную работу.
- Повторить знания детей с технологией и приемами изготовления композиций.
Развивающие:
развивать:
- Улучшать моторику и мелкую мускулатуру пальцев рук, сенсорные навыки, воображение, мышление;
- Поощрять художественный вкус и творческий потенциал;
- Активизировать образное мышление и воображение;
- Стимулироватьэстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать радость от общения с природой, самостоятельного и совместного изготовления поделок, усидчивость, желание добиваться поставленной цели.
- Способствовать воспитанию уважение к труду и людям труда;
- Добиваться более аккуратного выполнения работы;
- Закрепить умение работать в команде;
- Упорядочить экологическое мышление;
- Укрепить бережное отношение к природе;
В связи с этим, особенность данной программы заключается в том, что содержание разделов и тем включает многообразие видов используемого природного материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества. Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно.
Обучение по программе «Природа и фантазия» ведётся на русском языке.Форма обучения–очная.Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5 - 7 лет. Первый год обучения - 144 часа, по 2 часа, 2 раза в неделю. Второй год обучения - 144 часа, по 2 часа, 2 раза в неделю.Количество обучающихся в группах составляет 17человек первый год обучения и 17 человек второй год обучения. Занятия проводятся по 30 минут, с перерывом на отдых 10 минут. Занятия проводятся в основном в игровой форме. Это соответствует возрастным особенностям обучающихся и дает возможность легче осваивать образовательную программу. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок из природного и других видов материала.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения), а также активные формы и приемы обучения. На занятиях используется прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофильмов, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избегать их переутомления.
Программа предполагает получить результаты в области обучения и воспитания эмоционального, бережного отношения к природе и практической природоохранной деятельности, умение использовать на практике технологические операции при выполнении творческих работ. Кроме того, предполагается эмоциональное развитие личности, формирование навыков логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, развитие наблюдательности, сенсомоторики.
Планируемые результаты:
В результате обучения в объединении 1-го года обученияпо данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные навыки:
-научатся планировать порядок рабочих операций;
- узнают виды и свойства природного материала;
- овладеют основными видами и приемами работы с природным материалом;
-научатся работать с инструментами необходимыми для изготовления поделки;
- познакомятся с различными видами материалов, их свойствами, качествами для изготовления изделий;
- овладеют приемами изготовления несложных поделок.
В результате обучения в объединении 2-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные навыки:
- научатся работать с различными материалами;
- научатся самостоятельно составлять композиции из природного материала;
- научатся пользоваться всеми необходимыми инструментами и приспособлениями
- научатсявыполнять аппликацию и мозаику из всех видов материалов;
- смогут самостоятельно рассуждать о произведениях декоративно - прикладного искусства;
- научатся работать в группе;
Работы учащихся первого и второго года обучения должны отличаться аккуратностью и высоким качеством исполнения.
Виды контроля:
- текущий контроль-оценка исходного (начального) уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса по программе (в начале учебного года с 15 по 20 сентября), а так же изучение динамики освоения детьми программы, личностного развития (в середине учебного года с 15 по 20 декабря);
- промежуточная аттестация - проверка освоения детьми программы каждого года обучения, учет изменений качеств личности каждого ребенка (в конце учебного года с 15 по 20 мая).
По итогам промежуточной аттестации педагогом составляется протокол о переводе на 2 год обучения или протокол об отчислении по итогам завершения обучения по программе.
Учебный план программы 1 года обучения (144 часа)
№ |
Наименование разделов программы |
Теория |
Практ. |
Всего |
Форма текущего контроля/промежуточной аттестации
|
1 |
Раздел 1. Игрушки |
3 |
3 |
6 |
|
2 |
Тема 1. Вводное занятие, текущий контроль |
1 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ |
3 |
Тема 2.Аппликация «Неваляшка» |
1 |
1 |
2 |
|
4 |
Тема 3. Лепка «Пирамидка» |
1 |
1 |
2 |
|
5 |
Раздел 2. Осень золотая. Заготовки. |
5 |
11 |
16 |
|
6 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
7 |
Тема2.Аппликация «Ваза с цветами» |
1 |
1 |
2 |
|
8 |
Тема 3. Экскурсия в ДЭБЦ |
- |
2 |
2 |
|
9 |
Тема 4. Аппликация «Заготовка овощей» |
1 |
1 |
2 |
|
10 |
Тема 5. Аппликация «Винограднаялаза» |
1 |
1 |
2 |
|
11 |
Тема 6. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
12 |
Тема 7. Лепка «Корзина с грибами» |
1 |
1 |
2 |
|
13 |
Тема 8. Лепка «Осеннее дерево» |
1 |
1 |
2 |
|
14 |
Раздел 3. Птицы – наши друзья |
4 |
4 |
8 |
|
15 |
Тема 1. «Птицы – наши друзья» |
1 |
1 |
2 |
|
16 |
Тема 2. Лепка «Воробушек» |
1 |
1 |
2 |
|
17 |
Тема 3. Аппликация «Цыплёнок» |
1 |
1 |
2 |
|
18 |
Тема4.Аппликация«Весёлые гусята» |
1 |
1 |
2 |
|
19 |
Раздел 4. Мамочка моя любимая |
2 |
4 |
6 |
|
20 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
21 |
Тема 2. Лепка «Мамочка моя любимая» |
1 |
1 |
2 |
|
22 |
Тема 3. Аппликация «Платье для мамочки» |
1 |
1 |
2 |
|
23 |
Раздел 5. Животные нашего края |
7 |
9 |
16 |
|
24 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
25 |
Тема 2. Животные нашего края |
1 |
1 |
2 |
|
26 |
Тема 3.Лепка «Собачка» |
1 |
1 |
2 |
|
27 |
Тема 4. Аппликация «Кошечка» |
1 |
1 |
2 |
|
28 |
Тема 5. Аппликация «Зайка» |
1 |
1 |
2 |
|
29 |
Тема 6.Аппликация «Белочка» |
1 |
1 |
2 |
|
30 |
Тема 7. Мозаика «Жираф» |
1 |
1 |
2 |
|
31 |
Тема 8. Лепка «Пингвин» |
1 |
1 |
2 |
|
32 |
Раздел 6. Здравствуй, Новый год! |
3 |
3 |
6 |
|
33 |
Тема 1. Лепка «Дед мороз» |
1 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ |
34 |
Тема 2. Квиллинг «Снегурочка» |
1 |
1 |
2 |
|
35 |
Тема 3. Аппликация «Новогодняя открытка» |
1 |
1 |
2 |
|
36 |
Раздел 7. Зимушка – зима |
4 |
4 |
8 |
|
37 |
Тема 1. Лепка «Снеговик» |
1 |
1 |
2 |
|
38 |
Тема 2. Аппликация «Зимний пейзаж» |
1 |
1 |
2 |
|
39 |
Тема 3. Аппликация «Шарфик для Маши» |
1 |
1 |
2 |
|
40 |
Тема 4. Плетение «Коврик» |
1 |
1 |
2 |
|
41 |
Раздел 8. Транспорт |
4 |
4 |
8 |
|
42 |
Тема 1. Аппликация «Грузовик» |
1 |
1 |
2 |
|
43 |
Тема 2. Оригами «Корабль» |
1 |
1 |
2 |
|
44 |
Тема 3. Лепка «Самолёт» |
1 |
1 |
2 |
|
45 |
Тема 4. Лепка «Дракоша» |
1 |
1 |
2 |
|
46 |
Раздел 9. Наша Родина и её защитники |
5 |
7 |
12 |
|
47 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
48 |
Тема 2. Аппликация «Строим дом» |
1 |
1 |
2 |
|
49 |
Тема 3. Аппликация «Ко Дню Святого Валентина» |
1 |
1 |
2 |
|
50 |
Тема 4. Лепка «Байкальская нерпа» |
1 |
1 |
2 |
|
51 |
Тема 5. Аппликация «Подарок папе» |
1 |
1 |
2 |
|
52 |
Тема 6. Лепка «Танк» |
1 |
1 |
2 |
|
53 |
Раздел 10. Международный женский день |
2 |
2 |
4 |
|
54 |
Тема 1 Аппликация «Подарок маме» |
1 |
1 |
2 |
|
55 |
Тема 2. Мозаика «Разноцветные шары» |
1 |
1 |
2 |
|
56 |
Раздел 11. Посуда |
3 |
3 |
6 |
|
57 |
Тема 1. Аппликация «Расписная тарелочка» |
1 |
1 |
2 |
|
58 |
Тема 2. Лепка «Чайный сервиз» |
1 |
1 |
2 |
|
59 |
Тема 3. Мозаика «Сахарница» |
1 |
1 |
2 |
|
60 |
Раздел 12. Весна – красна |
5 |
5 |
10 |
|
61 |
Тема 1. Аппликация «Скворечник» |
1 |
1 |
2 |
|
62 |
Тема 2. Аппликация «Пасхальное яйцо» |
1 |
1 |
2 |
|
63 |
Тема 3. Лепка «Пасхальное яйцо» |
1 |
1 |
2 |
|
64 |
Тема 4. Лепка «Пришельцы из космоса» |
1 |
1 |
2 |
|
65 |
Тема 5. Аппликация «Ракета» |
1 |
1 |
2 |
|
66 |
Раздел 13. Насекомые |
3 |
5 |
8 |
|
67 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
68 |
Тема 2. «Насекомые – для чего они нужны» |
1 |
1 |
2 |
|
69 |
Тема 3. Лепка «Бабочки на лугу» |
1 |
1 |
2 |
|
70 |
Тема 4. Аппликация «Гусеница» |
1 |
1 |
2 |
|
71 |
Раздел 14. День Победы |
2 |
4 |
6 |
|
72 |
Тема 1. Аппликация «Открытка к 9 мая» |
1 |
1 |
2 |
|
73 |
Тема2. Аппликация «Праздничный салют» |
1 |
1 |
2 |
|
74 |
Тема 3. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
75 |
Раздел 15. Растения нашего края |
4 |
8 |
12 |
|
76 |
Тема 1. Растения нашего края |
- |
2 |
2 |
|
77 |
Тема 2. Аппликация «Подсолнухи» |
1 |
1 |
2 |
|
78 |
Тема 3. Аппликация «Васильки» |
1 |
1 |
2 |
|
79 |
Тема 4. Аппликация «Ромашки» |
1 |
1 |
2 |
|
80 |
Тема 5 Лепка «Роза» |
1 |
1 |
2 |
|
81 |
Тема 6. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
82 |
Раздел 16. Обитатели морей |
3 |
3 |
6 |
|
83 |
Тема 1. Лепка «Дельфин» |
1 |
1 |
2 |
|
84 |
Тема 2. Аппликация «Мой аквариум» |
1 |
1 |
2 |
|
85 |
Тема 3. Аппликация «Черепашка» |
1 |
1 |
2 |
|
86 |
Раздел 17. Подведение итогов |
- |
6 |
6 |
|
87 |
Тема 1. Лепка «Вот как мы умеем» |
- |
2 |
2 |
|
88 |
Тема 2. Аппликация «Вот как мы умеем» |
- |
2 |
2 |
|
89 |
Тема 3. Итоговое занятие (промежуточная аттестация) |
- |
2 |
2 |
|
90 |
Текущий контроль (декабрь) |
- |
2 |
2 |
Выставка творческих работ |
91 |
Итого |
59 |
85 |
144 |
|
Календарно – учебный график 1 года обучения
Название модуля |
Месяц |
Форма текущего контроля/ промежуточной аттестации
|
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||
1.«Игрушки», текущий контроль (сеннтябрь) |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставка творческих работ |
2.«Осень золотая» |
4 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. «Птицы – наши друзья» |
|
6 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
4. «Мамочка моя любимая» |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
5.«Животные нашего края» |
|
|
10 |
6 |
|
|
|
|
|
|
6. «Здравствуй, новый год!» |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7.«Зимушка -зима» |
|
|
|
4 |
4 |
|
|
|
|
Выставка творческих работ |
8. «Транспорт» |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9. «Наша Родна и её защитники» |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
10.«Международный женский день» |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
11 «Посуда» |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
12.«Весна –красна» |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
13. «Насекомые» |
|
|
|
|
|
|
2 |
6 |
|
|
14.«День Победы» |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
15.«Растения нашего края» |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
|
16.«Обитатели морей» |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
17.Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
Текущий контроль (декабрь) |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Выставка творческих работ |
Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1. Игрушки.
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с детским объединением, режимом занятий объединения, с природным материалом, с инструментами. Техника безопасности.
Тема 2. Аппликация «Неваляшка».
Техника безопасности. Знакомство с геометрическими фигурами. Знакомство с размерами, формой.
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Неваляшка».
Тема 3. Лепка «Пирамидка»
Закрепление знаний детей о цвете, размере, форме.
Практическое занятие. Изготовление из пластилина поделки «Пирамидка».
Раздел 2. Осень золотая. Заготовки.
Тема 1.Прогулка в парк.
Знакомство с приметами осени. Заготовка природного материала.
Тема 2. Аппликация «Ваза с цветами».
Знакомство с понятием «Флористика».
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Ваза с цветами».
Тема 3.Экскурсия в детский эколого- биологический центр.
Знакомство с трудом людей осенью, заготовкой овощей.
Тема 4. Аппликация «Заготовка овощей».
Знакомство с разными видами овощей. Отличие овощей от фруктов. Учить срезать углы и получать округлые формы.
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Заготовка овощей».
Тема 5.Аппликация «Виноградная лаза».
Продолжать учить пользоваться ножницами, вырезание круга из квадрата.
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Виноградная лоза».
Тема 6. Прогулка в парк.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Тема 7.Лепка «Корзинка с грибами».
Виды грибов. Скатывание шарика и столбика из пластилина.
Практическое занятие. Лепка «Корзинка с грибами».
Тема 8. Лепка «Осеннее дерево».
Продолжать учить лепить из пластилина листочки. Учить работать в коллективе
Практическое занятие. Лепка «Осеннее дерево».
Раздел 3. Птицы - наши друзья.
Тема 1.Птицы - наши друзья.
Виды птиц, их характерные особенности. Значение птиц в живой природе.
Тема 2. Лепка «Воробушек».
Учить сплющивать объёмные формы. Закрепить знания о видах птиц.
Практическое занятие. Лепка «Воробушек».
Тема 3. Аппликация «Цыплёнок».
Познакомить с новым материалом – ватные диски. Закрепить знания о домашней птице.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Цыплёнок».
Тема 4.Аппликация «Весёлые гусята».
Продолжать учить вырезать по трафарету. Научить правильно называть детёнышей. Познакомить с пухом.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Весёлые гусята».
Раздел 4.Мамочка моя любимая:
Тема 1.Прогулка в парк.
Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Тема 2. Лепка «Мамочка моя любимая».
Познакомить с солёным тестом, замешивание, окрас, хранение.
Практическое занятие. Лепка «Мамочка моя любимая».
Тема 3. Аппликация «Платье для мамочки».
Продолжать учить пользоваться ножницами. Закрепить название геометрических фигур.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Платье для мамочки».
Раздел 5. Животные нашего края:
Тема 1. Прогулка в парк.
Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Тема 2. Животные нашего края.
Знакомство с различными видами животных.Определить значение животных в природе.
Тема 3. Лепка «Собачка».
Знакомство детей с домашними животными. Об уходе за животными. О месте их проживания.
Практическое занятие. Лепка «Собачка».
Тема 4. Аппликация «Кошечка». Учить выполнять аппликацию из ваты. Продолжать знакомить с частями животного.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Кошечка».
Тема 5. Аппликация «Зайка». Закрепить умение выполнять аппликацию из пуха. Познакомить детей с дикими животными (их отличие от домашних).
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Зайка».
Тема 6. Аппликация «Белочка». Познакомить с аппликацией из салфеток. Учить аккуратности при работе.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Белочка».
Тема 7. Мозаика «Жираф». Познакомить с животными жарких стран. Продолжать учитьправильно называть части тела животного.
Практическое занятие. Выполнение мозаики «Жираф».
Тема 8. Лепка «Пингвин». Учить налепливать мелкие детали, получая пингвина. Знакомство с обитателями севера.
Практическое занятие. Лепка «Пингвин».
Раздел 6. Здравствуй, Новый год!
Тема 1. Лепка «Дед мороз».
Учить лепить «Юбку - колокол». Продолжать лепить мелкие детали, получая фигуру Деда мороза.
Практическое занятие. Лепка «Дед мороз».
Тема 2. Аппликация «Снегурочка».
Познакомить с новогодним праздником. Учить выполнять аппликацию, украсить новогодний наряд снегурочки.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Снегурочка».
Тема 3. Аппликация «Новогодняя открытка».
Познакомить с правилами оформления открытки. Продолжать учить вырезать по трафарету.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Новогодняя открытка»
Раздел 7.Зимушка - зима:
Тема 1. Лепка «Снеговик».
Познакомить со свойствами снега. Продолжать учить скатывать шарики из солёного теста.
Практическое занятие. Лепка «Снеговик».
Тема 2. Аппликация «Зимний пейзаж».
Учить из бумаги вырезать деревья (ёлку, берёзу). Познакомить со следами, оставленными разными животными на снегу.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Зимний пейзаж».
Тема 3. Прогулка в парк.
Знакомство с зимними признаками, со свойствами снега.
Тема 4. Аппликация «Шарфик для Маши».
Дать понятия «симметрия», «повтор». Продолжать учить выполнять аппликацию, симметрично составлять узор.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Шарфик для Маши».
Тема 5. Аппликация «Коврик».
Учить нарезать полоски и вплетать их в заготовку, получая коврик.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Коврик».
Раздел 8. Транспорт:
Тема 1. Аппликация «Грузовик». Наземный транспорт, встречающийся в городе. Продолжать выполнять аппликацию из самоклеющейся плёнки. Закрепить умение пользоваться ножницами.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Грузовик».
Тема 2. Оригами «Корабль». Знакомство с морским видом транспорта.Учить складывать из бумаги корабль.
Практическое занятие. Складывание из бумаги «Корабль».
Тема 3. Лепка «Самолёт». Виды воздушного транспорта. Продолжать учить скатывать колбаски, получая самолёт.
Практическое занятие. Лепка «Самолёт».
Тема 4. Лепка «Дракоша». Сказка «Иван царевич и змей Горыныч». Лепка дракона из целого куска пластилина.
Практическое занятие. Лепка «Дракоша».
Раздел 9. Наша Родина и её защитники:
Тема 1.Прогулка в парк. Наблюдение за сезонными изменениями природы.
Тема 2. Аппликация «Строим дом». Знакомство с родным городом.Научить детей выполнять аппликацию из палочек для ушей и засушенных листьев
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Строим дом».
Тема 3.Аппликация «Ко Дню Святого Валентина». Знакомство с историей праздника. Вырезание сердечек путём складывания картона пополам и их украшение.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Ко Дню Святого Валентина».
Тема 4. Лепка «Байкальская нерпа». История Иркутской области и озера Байкала. Учить лепить нерпу из солёного теста.
Практическое занятие. Лепка «Байкальская нерпа».
Тема 5. Аппликация «Подарок папе». Познакомить детей с праздником 23 февраля. Научить изготавливать открытку.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Подарок папе».
Тема 6. Лепка «Танк». Знакомство с военной техникой. Научить лепить танк.
Практическое занятие. Лепка «Танк».
Раздел 10.Международный женский день
Тема 1. Аппликация «Подарок маме». Познакомить с историей праздника. Продолжать учить делать открытку. Учить изготавливать цветы из бумаги.
Практическое занятие. Выполнение аппликации«Подарок маме».
Тема 2.Мозаика «Разноцветные шары». Познакомит с мозаикой, учить выполнять её из шерстяных ниток.
Практическое занятие. Изготовление мозаики «Разноцветные шары».
Раздел 11.Посуда:
Тема 1. Аппликация «Расписная тарелочка». Знакомство с декоративно - прикладным творчеством родного края. Продолжать учить выполнять аппликацию в кругу.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Расписная тарелочка».
Тема 2. Лепка «Чайный сервиз». Познакомить с правилами этикета за столом (учить сервировать стол). Продолжать лепить из солёного теста. Знакомство с росписью посуды.
Практическое занятие. Лепка «Чайный сервиз».
Тема 3. Мозаика «Сахарница». Продолжать знакомить ребят с этикетом за столом и видами посуды и домашней утвари. Аккуратно выполнять мозаику
Практическое занятие. Выполнениемозаики «Сахарница».
Раздел 12. Весна – красна:
Тема 1. Аппликация «Скворечник». Закреплять признаки весны. Продолжать учить срезать углы, получая предметы округлой формы.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Скворечник».
Тема 2. Аппликация «Пасхальное яйцо». История, традиции народного праздника. Мозаика из яичной скорлупы.
Практическое занятие.Выполнение аппликации «Пасхальное яйцо».
Тема 3. Лепка «Пасхальное яйцо». Продолжать знакомить с праздником. Учить расписывать объёмное яйцо.
Практическое занятие. Лепка «Пасхальное яйцо».
Тема 4.Лепка «Пришельцы из космоса».
Познакомить детей с историей праздника день космонавтики. Учить детей самостоятельно лепить из пластилина.
Практическое занятие. Лепка «Пришельцы из космоса».
Тема 5. Аппликация «Ракета».
Продолжать знакомить с праздником.Учить выполнять мозаику из крупы (ячневая).
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Ракета».
Раздел 13.Насекомые.
Тема 1.Прогулка в парк.
Отметить изменения в природе.
Тема 2.Насекомые – для чего они нужны. Познакомить с видами насекомых их роль в жизни человека и всех животных. Рассмотреть части насекомых. Поговорить о некоторых фактах из жизни насекомых.
Тема 3. Лепка «Бабочки на лугу».
Познакомить с видами насекомых. Учить размазывать пластилин по плоской поверхности тонким слоем.
Практическое занятие. Лепка «Бабочки на лугу».
Тема 4. Аппликация «Гусеница».
Обозначить значение насекомых в природе. Учить вырезать круги из поролона.
Практическое занятие. Выполнениеаппликации «Гусеница».
Раздел 14. День Победы:
Тема 1. Аппликация «Открытка к 9 Мая». Познакомить детей с праздником 9 Мая. Учить выполнять открытку. Закрепить умение пользоваться ножницами.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Открытка к 9 мая».
Тема 2. Аппликация «Праздничный салют».
Закрепить знания детей о празднике.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Праздничный салют».
Тема 3. Прогулка в парк. Наблюдение за пробуждением природы.
Раздел 15. Растения нашего края:
Тема 1.Растения нашего края. Рассмотреть виды растений их строение. Значение в природе.
Тема 2.Аппликация «Подсолнухи».Закрепить знания о природном материале, его видах, свойстве и качествах. Учить выполнять аппликацию из семечек и семян клёна.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Подсолнухи».
Тема 3. Аппликация «Васильки».
Познакомить с видами растений. Закрепить умение вырезать по трафарету.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Васильки».
Тема 4. Аппликация «Ромашки».
Ввести понятие «Флористика». Учить выполнять аппликацию из крупы пшенной и рисовой
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Ромашки».
Тема 5. Лепка «Роза».
Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями. Продолжать учить лепить из солёного теста.
Практическое занятие. Лепка «Роза».
Тема 6. Прогулка в парк.
Продолжать наблюдать за природой.
Раздел 16.Обитатели морей
Тема 1. Лепка «Морские животные». Познакомить с видами морских обитателей. Их внешним видом, средой обитания, питанием и т.д. Научить лепить дельфина.
Практическое занятие. Лепка дельфина
Тема 2.Аппликация «Мой аквариум».
Познакомить с некоторыми обитателями морей.
Практическое занятие. Выполнение аппликации из ракушек «Мой аквариум».
Тема 3. Аппликация «Черепашка»
Продолжать знакомить детей с морскими обитателями. Учить выполнять аппликацию из скорлупы кедровых орех.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Черепашки»
Раздел 17.Подведение итогов.
Тема 1. Лепка «Вот как мы умеем».
Подведение итогов.
Практическое занятие. Лепка «Вот как мы умеем».
Тема 2. Аппликация «Вот как мы умеем».
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Вот как мы умеем».
Тема 3. Итоговое занятие.
Учебный план программы 2 года обучения
№ |
Наименование разделов программы |
Теория |
Практ. |
Всего |
Форма текущего контроля/ промежуточной аттестации
|
1 |
Раздел 1. Игрушки. |
3 |
3 |
6 |
|
2 |
Тема 1. Вводное занятие. Виды ДПИ, текущий контроль (сентябрь) |
1 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ |
3 |
Тема 2. Аппликация «Матрёшка» |
1 |
1 |
2 |
|
4 |
Тема 3. Мозаика «Мячик» |
1 |
1 |
2 |
|
5 |
Раздел 2. Осень золотая. Заготовки. |
5 |
10 |
16 |
|
6 |
Тема 1. Экскурсия в парк |
- |
2 |
2 |
|
7 |
Тема 2. Аппликация «Осень золотая» |
1 |
1 |
2 |
|
8 |
Тема 3. Экскурсия в ДЭБЦ |
- |
2 |
2 |
|
9 |
Тема 4. Аппликация «Овощи» |
1 |
1 |
2 |
|
10 |
Тема 5. Лепка «Ваза с фруктами» |
1 |
1 |
2 |
|
11 |
Тема 6. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
12 |
Тема 7. Мозаика «Грибок» |
1 |
1 |
2 |
|
13 |
Тема 8. Изготовление коробочки «Клубничка» |
1 |
1 |
2 |
|
14 |
Раздел 3. Птицы – наши друзья |
4 |
6 |
10 |
|
15 |
Тема 1. Птицы – наши друзья |
- |
2 |
2 |
|
16 |
Тема 2. Аппликация «Лебеди» |
1 |
1 |
2 |
|
17 |
Тема 3. Аппликация «Снегири» |
1 |
1 |
2 |
|
18 |
Тема 4. Аппликация «Павлин» |
1 |
1 |
2 |
|
19 |
Тема 5. Лепка «Утёнок» |
1 |
1 |
2 |
|
20 |
Раздел 4. Мамочка моя любимая |
2 |
4 |
6 |
|
21 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
22 |
Тема 2. Лепка «Печенье для бабушки» |
1 |
1 |
2 |
|
23 |
Тема 3. Аппликация «Мамочка моя любимая» |
1 |
1 |
2 |
|
24 |
Раздел 5. Животные нашего края |
6 |
10 |
16 |
|
25 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
26 |
Тема 2. Животные нашего края |
- |
2 |
2 |
|
27 |
Тема 3. Лепка «Кошечка» |
1 |
1 |
2 |
|
28 |
Тема 4. Аппликация «Овечка» |
1 |
1 |
2 |
|
29 |
Тема 5. Оригами «Винни – пух» |
1 |
1 |
2 |
|
30 |
Тема 6. «Лисичка» |
1 |
1 |
2 |
|
31 |
Тема 7. Аппликация «Царство диких зверей» |
1 |
1 |
2 |
|
32 |
Тема 8. Аппликация «Пингвины на льдине» |
1 |
1 |
2 |
|
33 |
Раздел 6. Здравствуй, Новый год! |
3 |
3 |
6 |
|
34 |
Тема 1. Лепка «Снегурочка» |
1 |
1 |
2 |
|
35 |
Тема2.Аппликация «Новогодняя ёлка» |
1 |
1 |
2 |
|
36 |
Тема 3. Конструирование «Снежинка» |
1 |
1 |
2 |
|
37 |
Раздел 7. Зимушка – зима |
4 |
4 |
8 |
|
38 |
Тема 1. Аппликация «Снеговик» |
1 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ |
39 |
Тема 2. Аппликация «Зимний пейзаж» |
1 |
1 |
2 |
|
40 |
Тема 3. Аппликация «Рукавичка» |
1 |
1 |
2 |
|
41 |
Тема 4. Аппликация «Шапочка для Ванюши» |
1 |
1 |
2 |
|
42 |
Раздел 8. Транспорт |
3 |
5 |
8 |
|
43 |
Тема 1. Аппликация«Поезд» |
1 |
1 |
2 |
|
44 |
Тема 2. Мозаика «Вертолёт» |
1 |
1 |
2 |
|
45 |
Тема 3. Аппликация «Пароход» |
1 |
1 |
2 |
|
46 |
Тема 4. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
47 |
Раздел 9. Наша Родина и её защитники |
4 |
6 |
10 |
|
48 |
Тема 1. Аппликация «Мой любимый город» |
1 |
1 |
2 |
|
49 |
Тема 2. Аппликация «Ко Дню Святого Валентина» |
1 |
1 |
2 |
|
50 |
Тема 3. Лепка «Обитатели Байкала» |
1 |
1 |
2 |
|
51 |
Тема 4. Аппликация «Подарок папе» |
1 |
1 |
2 |
|
52 |
Тема 5. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
53 |
Раздел 10. Международный женский день |
2 |
2 |
4 |
|
54 |
Тема 1. Аппликация «Подарок маме» |
1 |
1 |
2 |
|
55 |
Тема 2. Лепка «Моя любимаягероиня сказки» |
1 |
1 |
2 |
|
56 |
Раздел 11. Посуда |
4 |
4 |
8 |
|
57 |
Тема1. Аппликация «Чайный сервиз» |
1 |
1 |
2 |
|
58 |
Тема 2. Лепка «Конфетница». |
1 |
1 |
2 |
|
59 |
Тема 3. Аппликация «Русский народный кокошник» |
1 |
1 |
2 |
|
60 |
Тема 4. Лепка «Городецкая роспись» |
1 |
1 |
2 |
|
61 |
Раздел 12. Весна – красна |
5 |
5 |
10 |
|
62 |
Тема 1. Аппликация «Скворечник со скворцом» |
1 |
1 |
2 |
|
63 |
Тема2.Аппликация «Пасхальное яйцо» |
1 |
1 |
2 |
|
64 |
Тема 3. Лепка « Пасхальное яйцо» |
1 |
1 |
2 |
|
65 |
Тема 4. Лепка «Мы - космонавты» |
1 |
1 |
2 |
|
66 |
Тема 5. Аппликация «12 Апреля – День Космонавтики» |
1 |
1 |
2 |
|
67 |
Раздел 13. Насекомые |
3 |
7 |
10 |
|
68 |
Тема 1. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
69 |
Тема 2. Насекомые – для чего они нужны |
- |
2 |
2 |
|
70 |
Тема 3. Аппликация «Пчела Майя» |
1 |
1 |
2 |
|
71 |
Тема 4. Аппликация «Божья коровка» |
1 |
1 |
2 |
|
72 |
Тема 5. Лепка «Стрекоза » |
1 |
1 |
2 |
|
73 |
Раздел 14. День Победы |
2 |
4 |
6 |
|
74 |
Тема 1. Аппликация «Открытка к 9 Мая» |
1 |
1 |
2 |
|
75 |
Тема 2. Аппликация «Солдат» |
1 |
1 |
2 |
|
76 |
Тема 3. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
77 |
Раздел 15. Растения нашего края |
3 |
5 |
8 |
|
78 |
Тема 1. Растения нашего края |
- |
2 |
2 |
|
79 |
Тема 2. Аппликация «Первые листочки» |
1 |
1 |
2 |
|
80 |
Тема 3. Аппликация «Одуванчик золотой» |
1 |
1 |
2 |
|
81 |
Тема 4. Аппликация « Закладка для книг» |
1 |
1 |
2 |
|
82 |
Раздел 16. Обитатели морей |
2 |
4 |
6 |
|
83 |
Тема 1 Лепка «Морские хищники» |
1 |
1 |
2 |
|
84 |
Тема 2. Аппликация «Подводное царство» |
1 |
1 |
2 |
|
85 |
Тема 3. Прогулка в парк |
- |
2 |
2 |
|
86 |
Раздел 17. Подведение итогов |
- |
6 |
6 |
|
87 |
Тема 1. Лепка « Вот как мы умеем » |
- |
2 |
2 |
|
88 |
Тема 2. Аппликация «Вот как мы умеем» |
- |
2 |
2 |
|
89 |
Тема 3. Итоговое занятие |
- |
2 |
2 |
Выставка творческих работ |
90 |
Текущий контроль (декабрь) |
|
2 |
2 |
Выставка творческих работ |
91 |
Итого |
55 |
89 |
144 |
|
Календарно – учебный график 2 года обучения
Название модуля |
Месяц |
Форма текущего контроля/ промежуточной аттестации
|
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
Апрель |
Май |
||
1.«Игрушки», текущий контроль (сентябрь) |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставка творческих работ |
2. «Осень золотая» |
4 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. «Птицы – наши друзья» |
|
6 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
4. «Мамочка моя любимая» |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
5. «Животные нашего края» |
|
|
6 |
10 |
|
|
|
|
|
|
6.«Здравствуй, Новый год» |
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7. «Зимушка – зима» |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
Выставка творческих работ |
8. «Транспорт» |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9. «Ноша Родина и её защитники» |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
10. «Международный женский день» |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
11 «Посуда» |
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
|
|
12. «Весна – красна» |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
13. «Насекомые» |
|
|
|
|
|
|
2 |
8 |
|
|
14. День Победы |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
15. «Растения нашего края» |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
6 |
|
16. «Обитатели морей» |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
17. Текущий контроль (декабрь) |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Выставка творческих работ |
17. «Подведение итогов» |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Выставка творческих работ |
Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1. Игрушки
Тема 1.Вводное занятие. Познакомить с работой объединения на год.Правила техники безопасности.
Тема 2. Аппликация «Матрёшка».
Продолжать знакомить с геометрическими понятиями: величина, форма, цвет. Закрепить умение пользоваться ножницами.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Матрёшка».
Тема 3. Мозаика «Мячик».
Закрепитьумение выполнять мозаику из разных видов природных материалов. Закрепить классификацию предметов.
Практическое занятие. Выполнение мозаики «Мячик».
Раздел 2.Осень золотая.
Тема 1.Прогулка в парк.
Приметы осени.
Тема 2. Аппликация «Осень золотая».
Закрепить знание детей о флористике.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Осень золотая».
Тема 3.Экскурсия в ДЭБЦ. Заготовка овощей.
Тема 4. Аппликация «Овощи». Природный материал его свойства и качество.
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Овощи».
Тема 5. Лепка «Ваза с фруктами».
Классификация на фрукты, овощи, ягоды. Закрепить умение лепить из солёного теста.
Практическое занятие. Лепка «Ваза с фруктами».
Тема 6. Прогулка в парк. Наблюдение за природными изменениями.
Тема 7. Мозаика «Грибок».
Закрепить виды грибов.Продолжать учить выполнять мозаику из крупы.
Практическое занятие. Выполнение мозаики «Грибок»
Тема 8. Коробочка «Клубничка».
Закрепить знания о ягодах, растущих в огороде. Научить из листа бумаги складывать коробочку.
Практическое занятие. Складывание коробочки «Клубничка».
Раздел 3.Птицы - наши друзья
Тема 1. Птицы - наши друзья. Продолжать знакомить детей с видами птиц.
Тема 2. Аппликация «Лебеди». Учить выполнять аппликацию из семечек и риса. Закрепить понятие «перелётные птицы»
Практическое занятие.Выполнение аппликации «Лебеди».
Тема 3. Аппликация «Снегири».
Закрепить знания о значении птиц в природе. Закрепить умение пользоваться ножницами.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Снегири».
Тема 4. Аппликация «Павлин».
Закрепить работу по образцу. Совершенствовать умение работать с самоклеющейся плёнкой.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Павлин».
Тема 5. Лепка «Утёнок».
Обобщение знаний детей о птицах. Совершенствовать умение лепить птичку из солёного теста и раскрашивать её.
Практическое занятие. Лепка «Утёнок».
Раздел 4.Мамочка моя любимая.
Тема 1. Прогулка в парк.
Наблюдение за изменениями в природе.
Тема 2. Лепка «Печенье для бабушки».
Беседа о семье. Закрепить умениелепить печенье, пряники..
Практическое занятие. Лепка «Печенье для бабушки».
Тема 3. Аппликация «Мамочка моя любимая».
Беседа с детьми о празднике мам.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Мамочка моя любимая».
Раздел 5. Животные нашего края.
Тема 1. Прогулка в парк.
Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Тема 2. Животные нашего края.
Продолжать знакомить с разными видами животных.
Тема 3. Лепка «Кошечка».
Совершенствовать умение лепить из солёного теста. Закрепить знания детей о домашних животных.
Практическое занятие. Лепка «Кошечка».
Тема 4. Аппликация «Овечка».
Учить детей закручивать бумагу в рулончик, получая завиток. Закрепить знания о частях тела животного и наклеивать ватные палочки.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Овечка».
Тема 5. Оригами «Винни - пух». Закрепить умение складывать из листа бумаги медведя.
Практическое занятие. Складывание оригами «Винни - пух».
Тема 6. Лепка «Лисичка».
Повторить сказку «Заюшкина избушка». Закрепить умение лепить по памяти.
Практическое занятие. Лепка «Лисичка».
Тема 7. Аппликация «Царство диких зверей».
Продолжать знакомить с животными жарких стран. Учить детей из треугольников выполнять пальму и по трафарету вырезать животных.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Царство диких зверей»
Тема 8. Аппликация «Пингвины на льдине».
Продолжать знакомить с животными, проживающими на севере. Совершенствовать умение вырезать по трафарету.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Пингвины на льдине».
Раздел 6. Здравствуй, Новый год!
Тема 1. Лепка «Снегурочка».
Закрепить умение лепить из солёного теста юбку «колокол», получая фигурку снегурочки. Беседа о Новогоднем празднике.
Практическое занятие. Лепка «Снегурочка».
Тема 2. Аппликация «Новогодняя ёлка».
Способы выполнения аппликации. Совершенствовать умение работать ножницами.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Новогодняя ёлка».
Тема 3. Конструирование «Снежинка».
Учить выполнять конструирование из бумаги.
Практическое занятие. Конструирование «Снежинка».
Раздел 7.Зимушка - зима:
Тема 1. Аппликация «Снеговик».
Закрепить умение вырезать круг. Повторить правила техники безопасности.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Снеговик».
Тема 2. Аппликация «Зимний пейзаж».
Продолжать учить использовать как можно больше видов природного материала.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Зимний пейзаж».
Тема 3.Аппликация «Рукавичка».Дать понятие «симметрия». Закрепить умение выполнять геометрический узор.Учить работать с атласной лентой
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Рукавичка».
Тема 4. Аппликация «Шапочка для Ванюши».
Закрепить понятие «Симметрия» Совершенствовать выполнение аппликации.
Практическое занятие. Аппликация «Шапочка для Ванюши».
Раздел 8. Транспорт
Тема 1. Аппликация «Поезд».
Закрепить знания детей о наземном транспорте. Продолжать учить выполнять объёмную аппликацию из самоклеющейся плёнки.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Поезд».
Тема 2. Мозаика «Вертолёт».
Беседа о воздушном транспорте. Закрепить умение выполнять «Рваную» аппликацию из бумаги.
Практическое занятие. Выполнение мозаики «Вертолёт».
Тема 3. Аппликация «Пароход».
Беседа о водном транспорте. Совершенствование умение складывания из бумаги.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Пароход».
Тема 4. Прогулка в парк.
Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Раздел 9.Наша Родина и её защитники.
Тема 1. Аппликация «Мой любимый город».
Дать новые знания о городе. Закрепить умение выполнять объёмные работы из коробок.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Мой любимый город».
Тема 2. Аппликация «Ко Дню Святого Валентина».
Беседа о празднике. Закрепить умение оформлять открытку.
Практическое занятие. Изготовление открытки «Ко Дню Святого Валентина».
Тема 3.Лепка «Обитатели Байкала».
Дать новые знания о Иркутской области и озере Байкал. Учить выбирать способы лепки глядя на иллюстрацию.
Практическое занятие. Лепка «Обитатели Байкала».
Тема 4.Аппликация «Подарок папе». Беседа о празднике 23 февраля. Виды открыток.
Практическое занятие. Изготовление открытки «Подарок папе».
Тема 5. Прогулка в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Раздел 10. Международный женский день:
Тема 1. Аппликация «Подарок маме».
Беседа о празднике. Закрепить понятие «флористика».
Практическое занятие.Выполнение открытки «Подарок маме».
Тема 2. Лепка «Моя любимая героиня сказки».
Вспомнить некоторые любимые сказки и их героев. Совершенствовать все способы лепки.
Практическое занятие. Лепка «Моя любимая героиня сказки».
Раздел 11.Посуда.
Тема 1. Аппликация «Чайный сервиз».
Продолжать знакомить с декоративно – прикладным творчеством народов России. Закрепить умение выполнять аппликацию из засушенных листьев.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Чайный сервиз».
Тема 2.Лепка «Конфетница» Закрепить и обобщить знания детей о посуде.Совершенствовать навык аккуратного выполнения аппликации.
Практическое занятие. Лепка «Конфетница».
Тема 3.Аппликация «Русский народный кокошник».
Беседа с детьми о русскомнародном костюме. Продолжать совершенствовать умение выполнять аппликацию.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Русский народный кокошник».
Тема 4. Лепка «Городецкая роспись» Познакомить детей с народными декоративно – прикладными промыслами (дымковская игрушка, городецкая роспись, гжель, жостовские подносы и .д.). Закрепить умение лепить из пластилина городецкую игрушку.
Практическое занятие. Лепка городецкая игрушка.
Раздел 12.Весна – красна.
Тема 1. Аппликация «Скворечник со скворцом».
Закрепить знания о признаках весны. Учить работать с сосновыми иголками и пухом.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Скворечник со скворцом».
Тема 2.Аппликация «Пасхальное яйцо».
Беседа о празднике. Продолжать учить работать с яичной скорлупой.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Пасхальное яйцо».
Тема 3. Лепка «Пасхальное яйцо».
Закрепить знания детей о празднике. Продолжать учить работать с объёмными формами.
Практическое занятие. Лепка «Пасхальное яйцо».
Тема 4. Лепка «Мы - Космонавты».
Пополнить знания детей о празднике. Закрепить умениелепить человека.
Практическое занятие. Лепка «Мы - Космонавты».
Тема 5. Аппликация «12 Апреля – День Космонавтики».
Закрепить знания детей о празднике. Совершенствовать выполнение аппликации из разных видов материалов.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «12 Апреля – День Космонавтики».
Раздел 13.Насекомые
Тема 1. Прогулка в парк. Наблюдать за изменениями в природе.
Тема 2. Насекомые – длячего они нужны. Систематизировать знания о насекомых Их видах, строении, пользе и вреде.
Тема 3.Аппликация «Пчела Майя».
Дать новые знания о насекомых. Учить выполнять объёмную работу.
Практическое занятие.Изготовление объёмной аппликации «Пчела Майя».
Тема 4. Аппликация «Божья коровка».
Закрепить знания детей о насекомых. Закрепить умение выполнять аппликацию из поролона.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Божья коровка».
Тема 5. Лепка «Стрекоза».
Обобщить знания детей о насекомых. Учить ребят лепить из глины.
Практическое занятие. Лепка «Стрекоза».
Раздел 14. День Победы
Тема 1. Аппликация «Открытка к 9 Мая».
Продолжать знакомить с праздником. Закрепить умение складывания цветов из бумаги.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Открытка к 9 мая».
Тема 2. Аппликация «Солдат».
Обобщить знания о празднике. Учить самостоятельно (без объяснения педагога) выполнять мозаику из крупы.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Солдат».
Тема 3.Прогулка в парк. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Раздел 15. Растения нашего края.
Тема 1.Растения нашего края.
Закрепить знания о видах растений, их значение.
Тема 2. Аппликация «Первые листочки».
Закрепить знания о весне. Закрепить технику складывания из бумаги.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Первые листочки».
Тема 3. Аппликация «Одуванчик».Закрепить названия первых весенних цветов. Учить работать с салфетками
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Одуванчик».
Тема 4. Аппликация «Закладка для книг».
Беседа с детьми о книгах и библиотеках. Продолжать совершенствовать умение выполнять мозаику.
Практическое занятие. Выполнение аппликации «Закладка для книг».
Раздел 16.Обитатели морей.
Тема 1.Лепка из солёного теста «Морские хищники» Закрепить знания детей о море, и и хищных животных обитающих в нём. Учить лепить по памяти.
Практическое занятие. Лепка «Морские хищники».
Тема 2.Аппликация «Подводное царство».
Продолжать знакомить с обитателями морей. Познакомить с аппликацией из ракушек.
Практическое занятие. Изготовление аппликации «Подводное царство».
Тема 3.Прогулка в парк.
Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Раздел 17. Подведение итогов.
Тема 1. Лепка «Вот как мы умеем». Подведение итогов.
Практическое занятие. Лепка «Вот как мы умеем».
Тема 2. Аппликация «Вот как мы умеем». Подведение итогов.
Практическое занятие.Изготовление аппликации «Вот как мы умеем».
Тема 3. Итоговое занятие.
Методические материалы
1. Дидактические средства, используемые для организации учебно-воспитательного процесса:
- наглядные пособия (иллюстрации, календари наблюдений, информационная папка - передвижка, образцы произведений изобразительного искусства);
2. Художественно-изобразительные средства и канцелярские принадлежности:
- альбомы;
- мольберт;
-салфетки, ватные диски;
- клеенки, салфетки;
- краски, гуашь, тушь;
- кисточки, баночки для воды;
-чаши для замешивания теста;
- карандаши;
- мука, соль
- клей ПВА;
- семена злаков, растений;
- крупа (гречка, рис, пшенка);
- сухие листья деревьев, кустарников, цветы, ветки, корни кустарников, мох;
- ножницы;
- бисер, пайетки;
- цветной, гофрированный картон;
- пластилин
3. Техническое оснащение занятий:
- проектор;
-ноутбук;
- диски с музыкальными произведениями;
- видеозаписи;
- фотоаппарат;
4. Перечень мультимедийных презентаций используемых на занятиях.
- Презентация«Детское объединение – Природа и фантазия»;
- Презентация «Мои попугайчики»;
Приёмы и методы, используемые на занятиях:
Для усвоения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.
Каждое занятие по темам программы, как правило, имеет теоритическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.
Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему,то или иное задание необходимо объяснить просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показомнаглядного материала и показом приёмов работы.
Практические занятия - основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения - совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применении отработанных на практике приёмов у детей формируется навыки работы с различными инструментами и материалами.
Метод наглядности используется на теоритических и практических занятиях – это показ детям, как держать и использовать в работе инструмент, показ основных используемых природных материалов и приёмов работы с ними (сбор, засушка, обработка, переработка, хранение и использование).
Важную роль здесь выполняет демонстрация образца картины, выполненной руководителем. Наглядность результата своей будущей работы стимулирует детей, побуждает их внимательно осваивать технологический процесс.
Формы занятий
Планируемыхпо основным разделам программы подобраны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей.
В разных разделах и темах используются как традиционные формы, так и ряд активных форм. В первый год обучения чаще применяются традиционные формы обучения.
Игрушки:Беседа, показ иллюстраций,ролевая игра, экскурсия по детскому саду.
Осень золотая. Заготовки:Беседа, показ иллюстраций,дидактическая игра, экскурсия в ДЭБЦ, конкурс работ.
Птицы – наши друзья: Беседа, показ иллюстраций, игра, экскурсия в парк, просмотр видео материалов.
Мамочка моя любимая:Беседа, показ иллюстраций, ролевая игра, конкурс работ.
Животные нашего края:Беседа, показ иллюстраций, подвижная игра, просмотр видео материалов
Здравствуй, новый год:Беседа, показ иллюстраций, игра, конкурс работ.
Зимушка – зима:Беседа, показ иллюстраций,дидактическая игра, экскурсия в парк
Транспорт:Беседа, показ иллюстраций, дидактическая игра, экскурсия по городу.
Наша Родина и её защитники:Беседа, показ иллюстраций, ролевая игра, экскурсия в музей,конкурс работ.
Международный женский день:Беседа, показ иллюстраций, ролевая игра.
Посуда:Беседа, показ иллюстраций,дидактическая игра, конкурс работ.
Весна – красна: Беседа, показ иллюстраций, игра, экскурсия.
Насекомые:Беседа, показ иллюстраций игра, конкурс работ.
День Победы:Беседа, показ иллюстраций, экскурсия к мемориалу славы.
Растения нашего края:Беседа, показ иллюстраций,дидактическая игра, экскурсия в парк.
Обитатели морей:Беседа, показ иллюстраций, дидактическая игра, просмотр видео материала.
Подведение итогов:Беседа, экскурсия на выставку, конкурс работ.
Во второй год обучения используется кроме беседы, рассматривания иллюстраций, экскурсий, просмотра видео материала активные формы, стимулирующие воображение, фантазию воспитанников. Например, «Вводное занятие» строится как ролевая игра, позволяющая вспомнить правила техники безопасности с различными инструментами. В других разделах применяются иные формы:
Игрушки: Учебная игра.
Осень золотая. Заготовки:Экспедиция.
Птицы – наши друзья:Поиск.
Мамочка моя любимая:Викторина.
Животные нашего края: Комбинированное.
Здравствуй, новый год:СпектакльЗимушка – зима:Сказка.
Зимушка – зима: Праздничное мероприятие.
Транспорт:Конкурс знаний.
Наша Родина и её защитники:Интегрированное.
Международный женский день:Концерт.
Посуда:Фантазия.
Весна – красна:Урок – творчества.
Насекомые:Исследования.
День Победы: Беседа, просмотр иллюстраций, экскурсия к мемориалу славы.
Растения нашего края: Детская лаборатория.
Обитатели морей:Тестирование.
Подведение итогов:Отчёт.
Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а так же конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем.
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым. Формы проведения итогов по каждому разделу программы определяются конкретными учебными и воспитательными целями. Поэтому используются как традиционные формы(выставки, конкурсы), так и активные, иногда- эксклюзивные способы проведения итогов: викторины о декоративно прикладном искусстве, экскурсии по выставкам.
Оценочные материалы для организации и проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по программе
«Природа и фантазия»
Пояснительная записка
Оценочные материалы необходимы для установления уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля образовательной деятельности учащихся и установления уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы «Природа и фантазия».
Оценка результатов текущего контроля образовательной деятельности учащихся проводится дважды в год (в сентябре и декабре) в форме выставки (текущий контроль №1 и текущий контроль №2).
Установление уровня освоения общеразвивающей программы «Природа и фантазия» проводится в мае каждого учебного года и является промежуточной аттестацией учащихся. Проводится в форме выставки.
Текущий контроль и промежуточная аттестацияпроводится для выявления успешности и эффективности усвоения программы, позволяет отслеживать результаты усвоения учащимися программного материала, выявлять проблемы и корректировать содержание программы.
Усвоения учебной программы оценивается по следующей системе:
9 баллов (высокий уровень) ставится при правильном выполнении 80-100%
100% ребенок верно формирует ответы на вопросы, владеет понятийным аппаратом, понимает практическую задачу, четко выполняет ее, при выполнении руководствуется собственной фантазией, а не по образцу.
90% ребенок владеет понятийным аппаратом, понимает суть вопросов, четко формулирует ответ, понимает практическую задачу, точно выполняет ее, применяя собственное видение работы лишь в мелких деталях.
80% ребенок владеет необходимым понятием, но не может точно сформулировать ответ, понимает практическую задачу, технологично выполняет ее.
6 баллов (средний уровень) ставится при правильном выполнении на 50-70 %
70% ребенок может дать ответы на большинство из предложенных вопросов, но не четко их формулирует, выполняет практические задания без излишней аккуратности.
60% - ребенок дает односложные, не сформулированные ответы на 2-3 предложенных вопросов, выполняет все практические задания, но не выполнено аккуратно.
50% - ребенок дает верные ответы на половину предложенных вопросов, выполняет все практические задания не аккуратно.
3 балла (ниже среднего уровня) ставится при правильном выполнении на 40 - 30 %
40%- 30%- ребенок отвечает на половину предложенных вопросов, но дает односложные, не ясные формулировки, выполняет большинство практических заданий, но не аккуратно
1 баллов (не освоение программы) ставится при выполнении на 20-10% заданий-
20% - ребенок дает верный односложный ответ на 2-3 вопроса, из предложенных заданий неаккуратно
10% - ребенок верно отвечает лишь на 1 вопрос, с трудом выполняет 1-2 практических задания.
Виды работ при организации выставки творческих работ обучающихся проведения:
Для детей 1 года обучения:
Текущий контроль № 1:обучающимся предлагается выполнить аппликацию «Осень золотая».
Текущий контроль №2: обучающимся предлагается выполнить аппликацию «Зимушка - зима».
Промежуточная аттестация – аппликация «Мой аквариум»
Для детей 2 года обучения:
Текущий контроль № 1 – аппликация «Осенний пейзаж».
Текущий контроль № 2 -аппликация «Зимние забавы».
Промежуточная аттестация – аппликация «Морские животные».
Критерии анализа творческих работ обучающегося
для организации и проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
Этот диагностический способ отследить динамику развития детской, поделки. Творческая работа определяется педагогом по следующим критериям:
1 Нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций.
2Содержание: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.
3Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк.
4Композиционное решение: ритмичность в изображении предметов, разнообразие размеров предметов (пропорции). Качество конструктивного построения: связь детали предмета между собой и всей формой. Передача объёма.
5Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
6Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Использование светотени.
7. Планированиепорядка рабочих операций;
8. Владениевидами и свойствами природного материала;
9. Владениеинструментами необходимыми для изготовления поделки;
10. Умение самостоятельно выполнение работы.
По итогам текущего контроля оформляются оценочные листы и результат выставляется в соответствующей графе журнала с формулировкой «зачет/незачет».
По итогам промежуточной аттестации на каждую группу оформляются оценочные листы и протоколы по форме:
Оценочный лист
для анализа творческих работ учащихся
детского объединения «Природа и фантазия»
в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации
1-го года и 2-го года обучения
учебная группа № (…) детский сад №(…), (…) год обучения
№ п/п |
Ф.И.О. |
Критерии оценки работы обучающихся |
Общее количество баллов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
|||||||||
|
|
% выполненных заданий |
|
Протокол результатов
20____/20_____учебный год
промежуточной аттестации обучающихся
Название объединения______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога____________________________________________
Дата проведения___________________________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Результаты промежуточной аттестации
учебная группа № (…) школа №(…), (…) год обучения
п/п |
фамилия и имя ребенка |
итоговый балл/уровень |
Динамика достижения планируемых результатов |
|
тестирование |
выставка творческих работ |
|||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
--- |
|
|
|
|
Всего аттестовано обучающихся. Из них по результатам аттестации:
высокий уровень __________ чел.
средний уровень __________ чел.
низкий уровень ___________ чел.
Подпись педагога ___________
+- повышение уровня планируемых результатов.
- - понижение уровня планируемых результатов.
0 – уровень достижений не изменился.
Количество баллов, набранных учащимися и уровень усвоения программного материала фиксируются в соответствующей графе журнала учета рабочего времени педагога дополнительного образования
Список литературы для педагога:
1. Выгонов В. В. Изделия из бумаги. Москва. Издательский дом МСП. 2001 г.
2. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Москва. Мозаика-синтез. 2010 г. 3. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Москва. Мозаика-синтез. 2011 г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва. «Карапуз - дидактика» творческий центр «Сфера». 2009 г.
5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Ульяновск. И. «Учебная литература». 2004 г.