тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...
08.05.2019 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И кружится в Вальсе Победы страна…»

Дополнительная общеобразовательная программа: "Удивительный мир растений". Программа разработана для детей 10 - 14 лет

МБОУДО «Детский эколого-биологический центр «Эколог» городского округа г. Уфа

 

Дополнительная общеобразовательная программа: "Удивительный мир растений". Программа разработана для детей 10 - 14 лет

 

Волкова Нина Ильинична

методист, педагог дополнительного образования 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Охрана природы» - это словосочетание стало очень популярно в последнее время. Сколько бы не говорили о гибели природы, человек-потребитель начинает задумываться о последствиях своего поведения по отношению к ней только накануне глобальной катастрофы. В концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей в деле нравственного и экологического воспитания. Здесь, в процессе занятий интересным делом, у ребенка, кроме комплекса специальных знаний, умений и навыков, формируется экологическое мировоззрение, умение учитывать чувства и интересы других людей, основы экологической культуры, закладывается та жизненная программа, которая определяет судьбу человека, общества, мира. В учреждениях дополнительного образования экологического профиля имеются широкие возможности для изучения растительного мира. Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный мир растений» является авторской естественнонаучной направленности. Данная программа дает обучающимся не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде. А также формирует потребность в природосберегающем поведении путем вовлечения обучающихся в разнообразную познавательную, проектно-исследовательскую, природоохранную деятельность. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, экскурсии, постановку экспериментов, самостоятельную работу, составлена на основе изученной литературы по растениям, цветоводству и личного опыта работы в области цветоводства в оранжерее ДЭБЦ и на учебно-пришкольном участке. Новизна программы. Данная программа составлена на основе программы «Путешествие с комнатными растениями» Т.Н.Карповой и представляет одно из средств по воспитанию экологической культуры детей. Отличительная особенность содержания данной программы от уже существующих образовательных программ cостоит в ее комплексности, что она включает изучение всех групп растений, а также включает раздел «Растения Башкортостана», как региональный компонент. Актуальность. Экологическое воспитание, направленное на всестороннее развитие личности ребенка, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя, является важным средством выхода из экологического кризиса, на грани которого находится планета Земля. Опираясь на естественные интересы к окружающему миру, в детях необходимо формировать основы экологической культуры от пробуждения чувства эмоциональной близости с миром природы и понимания целостной картины мира к становлению экологического мировоззрения, проявлению ответственного отношения за состояние природы. А чтобы рационально использовать и приумножать растительный мир нашей страны, мы должны знать жизнь растений, любить родную природу, внимательно относиться к ней. Данная программа расширяет и углубляет знания обучающихся по ботанике и 2 содержит много полезной и интересной информации для общего развития и подготовке обучающихся к выбору профессии. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации учебно-опытный участок и оранжерея Детского эколого- биологического центра, органично вписываясь в единое образовательное пространство, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию основ экологической культуры, воспитанию любви к природе, а также формированию базы для освоения трудовых практических навыков, проведение исследовательской и природоохранной деятельности. Таким образом, формирование основ экологической культуры обучающихся при реализации программы базируется на определенной совокупности знаний о растительном мире, основ экологии. Экологическая грамотность в совокупности с правильной экологической оценкой позволяет сформировать не только экологическое мышление, но и верное поведение, обоснованную экологическую деятельность. Межпредметная связь данной программы предполагает взаимную связь с такими предметами, как экология (темы «Взаимоотношения в мире растений», «Растительные сообщества», «Охрана растительных сообществ»); литература («Цветы в поэзии»); география – изучение видового разнообразия растений по природным зонам (разделы « По далеким пустыням», «По тропическим лесам», «По субтропикам»). А внутрипредметная связь проявляется в связи с альгологией, лихенологией, дренологией, (тема «Многообразие растительного мира России и Башкортостана» и др.), морфологией растений (при изучении видового разнообразия растений) и физиологией растений. Образовательная программа «Удивительный мир растений» может быть использована в любых других учреждениях дополнительного образования эколого- биологической направленности. Цель - содействовать формированию основ экологической культуры посредством изучения растительного мира. Задачи: 1. Образовательные задачи: - расширить представления о многообразии растительного мира; - формировать знания о растениях: о морфологии, местах распространения, взаимоотношениях друг с другом, приспособления растений к различным условиям среды; об их значении в жизни человека и в природе; систематике. - ознакомить обучающихся с растениями, занесенными в Красную книгу; - содействовать выработке практических умений и навыков по уходу, размножению за комнатными и декоративными растениями, применению полученных знаний в объединении, дома, для оказания помощи своим родителям; - содействовать выработке практических навыков по подбору растений и определению декоративности; - содействовать выработке навыков в экспериментальной и научно- исследовательской работе. 2.Развивающие задачи: - развивать эмоциональную сферу, речь, мышление, внимание, память, эстетическое восприятие; 3 - способствовать развитию и совершенствованию художественных навыков в оформлении поделок из природного материала, выставок, в составлении и оформлении цветочной композиции и в оформлении зеленого уголка в квартире; - способствовать развитию практических навыков наблюдения за растениями как в комнатных, так и в природных условиях; - способствовать развитию у обучающихся интереса к самостоятельному исследованию; - способствовать формированию стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. 3.Воспитательные: - содействовать формированию мотивации к познанию, к труду; -воспитывать ответственное отношение к природному использованию и охране окружающей среды; - содействовать формированию потребности любви к зеленым питомцам и осознанной потребности в здоровом образе жизни; Возрастной состав - от 10 до 14 лет. Период развития детей от 11-12 до 15-17 лет принято считать подростковым Собственно подростковый возраст начинается с 11-12 лет. В этом возрасте можно выделить две фазы – 10-12 лет и 12-15 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Относительно познавательного развития неоднократно подчеркивается, что «подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности» (Кон И.С., Фельдштейн Д.И., 1996). И очень важно направить эти стремления, энергию и активность в правильное русло осознания своей значимости и ответственности за сохранение уникального уголка Вселенной, данной нам во владение, имя которому - планета Земля. Количество обучающихся – в группах 1 года обучения по 15 человек, в звеньях соответственно – 7 и 8 человек, 2 года обучения – 12 человек, 3 года – 10 человек. Особенности набора – каждый желающий ребенок может записаться в объединение «Удивительный мир растений». Состав обучающихся – в течение года остается постоянный. Срок реализации программы: 3 года. Форма занятий - групповая и звеньевая, а при выполнении научно- исследовательских работ - индивидуальная. Режим занятий: количество занятий – 144 часа в год, учебных часов в неделю – 4ч. Продолжительность учебного часа для обучающихся 3-4 классов - 35 мин, для 5-8 классов - 45 мин. в соответствии Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными особенностями обучающихся. 4 Место проведения занятий - Детский эколого-биологический центр Советского района г. Уфы, кабинет № 12. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В результате реализации данной программы, обучающиеся БУДУТ ЗНАТЬ: - значение растений в природе и в жизни человека; - строение и роль органов цветкового растения; - морфологические особенности изучаемых растений (название, корень, стебель, лист, цветок, плод), родину, особенности содержания и ухода; - жизненные формы, семейства растений; - основные способы размножения, рост и развитие растений на примере комнатных и декоративных растений; - типы комнатных и декоративных растений: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, теплолюбивые, холодостойкие; - общие правила заготовки и сушки растений; - косметические свойства комнатных растений; - виды почв; - питание комнатных и декоративных растений, виды удобрений; - наиболее распространенные заболевания и вредителей комнатных и декоративных растений; способы лечения и профилактики; - что такое икебана; произведения, где описываются цветы; легенды и мифы о цветах; - «чемпионов» растительного мира; - типы растительных сообществ; - особенности взаимоотношений растений в мире растений; - приспособления растений к абиотическим и биотическим факторам среды; - экологические группы растений; -основные семейства цветковых растений Башкортостана; первоцветы, представителей отделов моховидные, лишайников, папоротниковидные, голосеменные; ядовитые растения; растения, занесенные в Красную книгу, включая виды, произрастающие в Башкортостане. БУДУТ УМЕТЬ: - распознавать органы цветкового растения; - различать изученные виды растений; - работать с микроскопом, с гербарием, с определителем; - располагать комнатные растения по типу: светолюбивые, теневыносливые тенелюбивые, теплолюбивые, холодостойкие; - приготовить почвенную смесь; - производить уход за комнатными и декоративными растениями: проводить рыхление, полив, прищипку и обрезку, вносить удобрения, производить пересадку и перевалку, пикировку и т.п.; - проводить наблюдение за сезонными изменениями в живой природе и оформлять результаты наблюдений; - оформлять комнатными растениями интерьер и декоративными растениями – учебно-опытный участок. Способы определения результативности: 5 Входной контроль: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся; изучение социального окружения, выявление склонности и интересов обучающихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, собеседование с обучающимися и родителями. Для оценки реализации программы применяется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: собеседование по пройденному материалу, викторины. Итоговый контроль. Формы подведения итогов реализации программы: итоговое тестирование, анкетирование. 

Смотреть работу полностью