Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЛЫЙ ПАРУС»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

(МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Творческая мастерская»

                               технической направленности                              

  Возраст детей:     7 – 11 лет

  Срок реализации:     2 года

  Педагог дополнительного образования

  Хлыбова Наталья Евгеньевна

Методическая разработка по организации работы творческих объединений

Еманжелинский муниципальный район

Красногорское городское поселение

2017г., 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………..…..……с.3

 

Учебно – тематический план (1 год обучения)………………………………………………..с.8

 

Содержание программы (1 год обучения)…………………………………………….……….с.9

 

Учебно – тематический план (2 год обучения)………………………………………………..с.8

 

Содержание программы (2 год обучения)…………………………………………….……….с.9

 

Методическое обеспечение программы……………………………………………………….с.17

 

Условия реализации программы……………………………………………………………….с.19

 

Механизм отслеживания получаемых результатов………………………………………….с.20

 

Литература……………………………………………………………………………………….с.25

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технические достижения быстро проникают во все сферы человеческой деятельности. Ребенка с ранних лет окружает огромное множество технических объектов: от бытовых приборов до современных машин. Дети познают мир таким, каким его видят. На развитие интереса к технике влияние оказывают средства массовой информации, большой выбор познавательной детской литературы. Поэтому большой интерес детей к технике возникает уже в раннем школьном возрасте. 

Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний из области конструирования, технологии обработки такого универсального материала, как бумага.

Значение оригами для развития ребенка

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, складывание, надрезание, склеивание).
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. 
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. 
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, круг, треугольник, угол, сторона, вершина, при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение. 
    Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. 
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. 

Цель программы: создание условий для всестороннего развития ребенка в процессе овладения приемами техники оригами как способа конструирования из бумаги.

Задачи программы: 

Обучающие: 

  • Знакомить учащихся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; 
  • формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; 
  • обучать различным приемам работы с бумагой; 
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; 
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм; 

Развивающие

  • развивать внимание, память, пространственное воображение; 
  • развивать мелкую моторику рук и глазомера; 
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; 
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; 

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к искусству оригами; 
  • формировать культуру труда и совершенствование трудовых навыков; 
  • формировать умение общаться друг с другом, работать в коллективе, помогать друг другу и получать радость от общения. 

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» и реализующие её педагогические технологии ориентированы на зону ближайшего развития обучающихся. Программа задаёт «образовательный маршрут» развития деятельности ребёнка, он погружается в образовательную область, которая обозначена как техническое творчество. В этой связи принципиально важным является психологическая и педагогическая диагностика индивидуальных личностных особенностей обучающихся детей (темперамента, психических познавательных процессов, способностей, интересов), обученности (уровня сформированных знаний, умений и навыков. С этой целью педагогом используются результаты включенного наблюдения самого педагога и беседы с родителями.

Новизна программы состоит в том, что она предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации специалистов в данной области и нормативные документы.

Программа предусматривает групповое двухгодичное обучение детей с 7 до 11 лет. По ходу обучения у детей, не обладающих какими-либо определёнными способностями, формируется интерес, и они с удовольствием занимаются, развиваясь эмоционально и интеллектуально.

Педагог занимается с учащимися 1 года обучения два раза в неделю по 2 академических часа и предусмотрен один час индивидуальных занятий для детей, нуждающихся в дополнительных занятиях. Для учащихся 2 года обучения предусмотрено проведение занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа. Занятия объединения строятся по намеченному плану, согласно которому дети усваивают последовательность выполнения заданий на основе порционных знаний и умений, выдаваемых педагогом на каждом занятии.  Численный состав группы – 12 человек.

Программа является мобильной, позволяет педагогу проявлять инициативу и индивидуальное творчество, учитывая желания детей и их родителей.

Педагог вправе дорабатывать программу, обогащать её содержание новыми идеями, вносить в неё коррективы, а также, по своему усмотрению, распределять количество часов по разделам, но основное её назначение – воспитание, социальная адаптация детей через декоративно-прикладное творчество остаётся неизменным.

Модульная структура предоставляет ребёнку возможность выбора интересующих его видов деятельности.

Программное содержание имеет повторяющиеся темы, но постепенно они усложняются и вносятся новые.

Основной задачей педагога является работа над  повышением у учащихся интереса к художественно-конструкторскому творчеству, а также установления связи в едином процессе обучения труда воспроизводящего с трудом творческим. Если у ребенка не разбужены чувства, он остаётся невосприимчив ни к красоте, ни к познанию. Радость творчества, снятие нервных нагрузок, осознание полезности своего труда всегда становится залогом успешного обучения.

Принципы образовательной деятельности

Принцип личностно-ориентированного подхода.

Этот принцип восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики. Гуманистический и личностно-ориентированный подход направлен на человека как полноценно функционирующую и развивающуюся личность, которая видится не как застывший результат, а как постоянно изменяющаяся в вечном движении становления.

Принцип адаптивности, адресности выступает как конкретизация личностно-ориентированного и ситуационного подходов, побуждает нас быть гибкими, мобильными, максимально учитывать интересы, установки, потребности, ценности, возможности детей и действовать всегда на основе такого учета, осуществляя на практике дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Принцип природосообразности предполагает воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей, восприятие его как части природы, единственной и неповторимой. Главными признаками принципа природосообразности являются:

  • создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребёнка;
  • определение метода обучения не содержанием образования, а врожденными способностями детей;
  • формирование полезных привычек;
  • установление количества изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей ребенка (интересы, способности);
  • стимулирование у каждого ребенка индивидуального своеобразия;
  • постоянная направленность на достижение конечной цели образования, т.е. на творческое развитие личности.

Этой же цели способствует определение мотивации познавательной деятельности каждого ребёнка. Знание индивидуальных особенностей детей даёт возможность для организации дифференцированного и индивидуального обучения для различных групп обучающихся. Слабым по развитию детям необходима поддержка, способным - создание стимула для дальнейшего развития его творческих способностей.

Принцип культуросообразности нацелен на учёт условий, в которых находится обучающийся, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.

Принцип увлекательности (или радостного труда) нацелен на организацию деятельности несовместимой с равнодушием, принуждением, бесцветностью; рассчитан на завоевание души ребенка, развитие у него устойчивого интереса к данному виду прикладного творчества.

Принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности нацелен на поиск определённых закономерностей, на утверждение ценностей творчества, изобретательства, новаторства в детском коллективе.

Принцип ценностной и целевой направленности ориентируется на достижение вполне определенных результатов, а не просто на некие действия и мероприятия, то есть идет ориентация на результат в противовес ориентации на процесс.

Принцип прогностичности и активности учитывает будущие потребности социального заказа учреждения дополнительного образования детей, школ города, для чего необходимо предвидение более отдалённых событий и тенденций, которые пока ещё зримо о себе не заявляют; требует потенциального взгляда на тенденции изменения образовательного процесса, возможностей и настроений обучающихся, что позволяет своевременно предвидеть завтрашние проблемы и потребности.

Принцип демократизма проявляется:

  • в коллегиальности принятия решений;
  • в командном характере работы, в смысле работы единой «командой» с присущим ей духом, особым климатом взаимоотношений;
  • в гласности деятельности;
  • в демократичности, открытости поведения и общения.

Принцип экономичности, ресурсосбережения ориентирует на выбор тактик деятельности, экономящих время, материальные ресурсы, усилия учащихся; нацелен на недопущение перегрузок, на включение критериев экономичности в качестве обязательных.

Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения. На каждом занятии решаются конкретные воспитательные задачи.

В процессе обучения перед детьми последовательно ставятся определённые цели, и обеспечивается их достижение, что способствует развитию воли, настойчивости, формирует положительные привычки поведения и черты характера, а также познавательные способности: восприятие, внимание, память, мышление, речь и т. д.

Принцип сознательности и активности проявляется в осмыслении целей и задач обучения, глубоком понимании материала, умении применять его на практике. Основой сознательности в обучении является умственная, мыслительная или речемыслительная активность детей. В процессе анализа своей деятельности ребята учатся осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения и пути их устранения.

Принцип наглядности - это один из важнейших принципов обучения в мастерской прикладного творчества. На наглядной основе легче осуществляется переход к абстрактному мышлению. Наглядность обогащает круг представлений ребят, организует их внимание, способствует развитию мышления, наблюдательности, придает материалу большую доступность, эмоциональность, развивает творческое воображение, оказывает эстетическое воздействие на детей.

Чтобы знания усваивались быстро и сознательно, применяется принцип систематичности и последовательности. Одной из особенностей детской психики, главным образом, в школьном возрасте является то, что приобретенные детьми знания вначале носят очень обособленный, локальный характер. Ребенок не способен самостоятельно соотнести полученные сведения со своим жизненным опытом, с теми знаниями, которыми он уже располагает. Поэтому в процессе обучения ребёнка очень важно связать разрозненные знания, представления и понятия в единую систему, связать предмет обучения по образовательной программе с предметами, изучаемыми по школьной программе.

Принцип систематичности и последовательности выражается в следующем:

  • преемственность знаний:
  • учебный материал распределен по годам обучения так, что каждый новый материал опирается на ранее усвоенный и создает прочную базу для последующего обучения;
  • содержание передаваемых знаний обеспечивает строгую последовательность и постепенное усложнение: если дети младшего школьного возраста учатся изготавливать точные копии предлагаемых им образцов, то дети старшего возраста проявляют творческое воображение и фантазию, что находит отражение в оформлении внешнего вида игрушек и изделий по собственным эскизам, а также в изготовлении изделий собственной конструкции;
  • обеспечивается комплексность в усвоении знаний, т. е. обеспечивается тесная связь между предметами, изучаемыми по школьной программе: изобразительная деятельность, геометрия, технология, биология и др. - с обучением по образовательной программе.

Принцип доступности обучения предполагает также соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей, а также учебному времени.

При изучении учебного материала применяются следующие правила: от известного к неизвестному; от близкого к далекому; от простого к сложному; от главного к второстепенному; от общего к частному.

Принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при которой ребенок всегда в состоянии воспроизвести изученный материал в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается, прежде всего, повторением и закреплением изученного материала.

Возрастные особенности обучающихся детей

7-10 лет. Для этого возраста характерно чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание, развивается наблюдательность, воображение, творческая инициатива, эмоциональная отзывчивость на художественный вымысел, творческое воображение является стержнем индивидуальности ребёнка. Это благоприятный период для развития памяти, поэтому на занятиях отводится большое место играм на тренировку памяти.

10-12 лет. В среднем возрасте детей заботит не только что делать, но и как. В это время интерес к заданиям на свободную тему значительно снижается, и поддержать его можно лишь умелым сочетанием техник на заданную тему и овладением профессиональных навыков. Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая. Наиболее серьёзные требования предъявляются к умственному и речевому развитию обучающихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. Необходимо направлять внимание ребят на общий характер объектов изображения и на их передачу. Ребята должны получить основные знания о предмете, общие сведения о народном искусстве, технологии изготовления изделий. К концу младшего школьного возраста у обучающихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)

Тема

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

 

2

Опрос

2

3D-моделирование

1

15

16

Готовая работа

3

Оригами

10

70

80

Готовая работа

4

Квиллинг

2

16

18

Готовое изделие

5

Плетение из газетных трубочек

2

28

30

Готовое изделие

6

Итоговое занятие

2

2

4

Опрос

7

Индивидуальные занятия

 

44

44

Готовое изделие

8

Летняя деятельность

 

28

28

Праздник

 

Итого

19

203

222

 

Содержание программы (1 год обучения)

Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый учебный материал.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, единства научно-практических знаний.

Практический материал направлен на развитие  творческих умений и навыков. Творческие задания раскрывают художественные способности учащихся, формируют их эстетический вкус.

Контрольный материал позволяет объективно и дифференцированно оценить результаты учебной деятельности учащихся.

  1. Вводное занятие (2 часа)

       2. 3D – моделирование (16 часов)

  • Игрушка  домик (2 часа);
  • Игрушка из мультика  «Смешарики» (4 часа);
  • Игрушка пони (6 часов);
  • Игрушка машинка (4 часа).

      3. Оригами (80 часов)

  • История возникновения и развития оригами. Виды оригами (2 часа);
  • Осенние поделки в технике оригами (4 часа);
  • Открытка «дерево» в технике оригами (2 часа);
  • Цветы в технике оригами.  «Гладиолусы» (6 часов);
  • Шар «Кусудама» в технике оригами (6 часов);
  • Модульное оригами. Модуль-основа любого изделия (2 часа);
  • Сбор фигуры «Лебедь» по схеме (12 часов);
  • Сбор фигуры «Кекс» по схеме (10 часов);
  • Сбор фигуры «Снеговик» по схеме (24 часа);
  • Сбор фигуры «Стрекоза» по схеме (12 часов).

      4. Квиллинг (18 часов)

  • Изготовление цветов в технике квиллинга (2часа);
  • Изготовление бахромчатых цветов (4 часа);
  • Коллективная работа. Композиция из цветов (12 часов).

5. Плетение из газетных трубочек (30 часов)

  • Техника скручивания газетных трубочек (2 часа);
  • Корзинка из газетных трубочек (14 часов);
  • Ваза из газетных трубочек (14 часов).

 6. Итоговое занятие (4 часа)

 7. Индивидуальная работа (44 часа). Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 академический час. На занятие приглашаются дети, которые выполняют творческие работы для участия в областных, Всероссийских и международных конкурсах, а также дети, затрудняющиеся в прохождение учебного материала на основных занятиях.

8. Летняя деятельность (28 часов). Организация летней деятельности предполагает проведение кружковой работы, организацию досуговой деятельности с учащимися объединения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 год обучения)

Тема

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

 

2

Опрос

2

3D моделирование

1

11

12

Готовая работа

3

Оригами

10

60

70

Готовая работа

4

Квиллинг

2

26

28

Готовое изделие

5

Плетение из газетных трубочек

2

32

34

Готовое изделие

6

Итоговое занятие

2

2

4

Опрос

7

Летняя деятельность

 

28

28

Праздник

 

Итого

19

159

178

 

Содержание программы (2 год обучения)

  1. Вводное занятие (2 часа)
  • 3D – моделирование (12 часов):  
  • 3D открытка с цветами (2 часа);
  • 3D алмазы из бумаги (2 часа);
  • 3D дерево (4 часа);
  • 3D картина (4 часа).

      3. Оригами (70 часов)

  • История возникновения и развития оригами. Виды оригами (2 часа);
  • Осенние поделки в технике оригами (4 часа);
  • Открытки в технике оригами (2 часа);
  • Цветы в технике оригами.   (4 часа);
  • Шар «Кусудама» в технике оригами (4 часа);
  • Модульное оригами. Модуль-основа любого изделия (2 часа);
  • Сбор фигуры «Белка» по схеме (10 часов);
  • Сбор фигуры «Сова» по схеме (10 часов);
  • Сбор фигуры «Корабль» по схеме (20 часов);
  • Сбор фигуры «Заяц» по схеме (12 часов).

      4. Квиллинг (28 часов)

  • Изготовление цветов в технике квиллинга (6 часов);
  • Изготовление бахромчатых цветов (6 часов);
  • Коллективная работа. Композиция из цветов (16 часов).

      5. Плетение из газетных трубочек (34 часа)

  • Техника скручивания газетных трубочек (2 часа);
  • Корзинка из газетных трубочек (16 часов);
  • Ваза из газетных трубочек (16 часов).

      6.  Итоговое занятие (4 часа)

7. Летняя деятельность (28 часов) Организация летней деятельности предполагает проведение кружковой работы, организацию досуговой деятельности с учащимися объединения.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» учащиеся

должны знать: 

  • что такое оригами 
  • историю возникновения оригами
  • основные приемы работы, способ складывания базового треугольника 
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картон, и других материалов
  • приемы складывания модулей, скручивания бумаги
  • свойства бумаги
  • правила техники безопасности

должны уметь: 

  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами
  • подбирать бумагу нужного цвета
  • выполнять разметку листа бумаги
  • пользоваться схемой, технологической  картой
  • собирать игрушки – «оригамушки»
  • анализировать образец, анализировать свою работу 
  • составлять композицию из готовых поделок
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку 

Должны овладеть навыками:

  • разметки листа бумаги
  • складывания базового модуля 
  • резания 

Методическое обеспечение

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: 

  • Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); 
  • Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу); 
  • Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам). 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 

  • Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; 
  • Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; 
  • Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; 
  • Исследовательский – самостоятельная творческая работа. 

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и структуре.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

Познавательное

занятие

Передача информации

Беседа, рассказ

Практическое занятие по отработке определённого умения.

Обучение. Выработать умение обращаться с инструментами, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

 

Упражнения

Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельный поиск решения проблемы

Упражнения

Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен опытом, идеями.

Упражнения

Игровая форма

Создание ситуации занимательности.

Короткая игра, игра-оболочка.

Выставки

Массовая и наглядная информация, оценка роста мастерства.

Экспозиция

Занятие-зачёт

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда

Индивидуальное занятие, собеседование.

Каждое занятие состоит из нескольких этапов:

  1. Вступительная беседа.
  2. Основная часть (рассматривание образца, показ приёмов выполнения, последовательность выполнения; тренировка памяти, развитие логики, мышления).
  3. Выполнение практических работ (применение ранее изученных знаний и умений, и закрепление вновь полученных).
  4. Заключительный этап (осмысление детьми полученных знаний и умений,  объективное оценивание своей собственной деятельности)

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (насекомые, фрукты, овощи, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).

  1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на 
    инструменты и материалы, лежащие на парте). 
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений): 
  • повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей); 
  • повторение действий прошлого занятия; 
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники 
    безопасности. 
  1.  Введение в новую тему: 
    загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.); 
  • показ образца; 
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки) 
  • повторение правил техники безопасности. 
  1. Практическая часть: 
  • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); 
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте; 
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; 
  •  анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). 

При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:

  • создание положительной познавательной мотивации детей
  • активизацию речевого аппарата, обогащение словарного запаса
  • формирование способов оценки ребёнком собственной деятельности

Методический и дидактический материал:

  • образовательная программа;
  • специальная литература по профилю деятельности;
  • методические разработки, показывающие возможное разнообразие технологий изготовления изделий, различные варианты;
  • учебно-наглядные пособия (технологические карты, схемы, чертежи);
  • раздаточные материалы (эскизы, шаблоны по изготовлению работ, схемы по вышивке, швам);
  • образцы изделий, выполненные как педагогом, так и обучающимися

Условия реализации программы

Поставленные задачи решаются при наличии необходимых условий:

  1. Атмосфера доверия, доброжелательности, комфортности на занятиях, доверие детей к педагогу.
  2. Активное вовлечение родителей в образование их ребенка через совместное обсуждение возникающих проблем, семейные домашние задания, вовлечение в совместную с ребенком творческую деятельность, участие в проектировании индивидуальной образовательной программы.
  3. Умение педагога действовать гибко, вариативно, ориентируясь на интересы детей, их состояние здоровья, на создавшуюся ситуацию.
  4. Своевременное подключение специалистов – психологов, к решению проблем ребенка.
  5. Деятельность ребёнка на занятиях организована с учетом возрастных особенностей и тех возрастных изменений, которые проходят на протяжении всего года.
  6. Желание ребёнка, положительный эмоциональный настрой к объекту его творчества. Интерес к виду деятельности.
  7. Регулярное проведение учебных занятий.
  8. Постоянное предоставление ребенку права выбора, когда ребёнок может реализовать свою творческую позицию от замысла до оценки результата.
  9. Проведение мини-выставок детских работ для стимулирования творчества детей и мониторинга образовательных результатов.

К участникам образовательного процесса нужно отнести и их родителей, так как они оказывают помощь в приобретении необходимых для работы материалов, создают условия для работы детей и ответственно, осознанно, заинтересованно относятся к занятиям детей.

При обучении педагог уделяет большое внимание соблюдению санитарно-гигиенических требований:

  • проветривание помещения;
  • проведение перемен, физкультурных минуток;
  • гимнастики для глаз и плечевого пояса

Для успешной реализации образовательной программы «Творческая мастерская» необходим учебно-методический комплекс, состоящий из подробно разработанных тематических подборок с поурочным планированием занятий, содержащих помимо имеющего дидактического материала, который будет пополняться по темам образовательной программы.

В качестве дидактического материала педагог систематически использует работы воспитанников прошлых лет.

В процессе работы по настоящей программе педагог пользуется информационно-методическими материалами, имеющимися в методическом кабинете.

Для расширения кругозора, пробуждения любознательности и повышения заинтересованности в овладении данным видом прикладного творчества необходимо иметь специальную литературу.

Наглядным пособием служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым сопровождаются рассказы или беседы о видах народного прикладного искусства.

Материально-техническое обеспечение

Используемый инструмент. Основными инструментами для занятий ДПТ являются:

  1. Линейка
  2. Ножницы

Расходные материалы. Для изготовления изделий используются следующие материалы:

  1. Различные виды бумаги (цветная, глянцевая), картон
  2. Карандаши (простые)
  3. Ластики
  4. Клей

Внесение изменений в программу влечет за собой дополнения, изменения в материальном обеспечении.

Механизм отслеживания результатов

Планомерный контроль за учебной деятельностью позволяет педагогу привести в систему усвоенный  обучающимися за определённый период материал, выявлять успехи в учении, проблемы и недостатки в знаниях, умениях и навыках обучающихся, определять качество усвоения пройденного материала в практической деятельности.

Цель контроля:

Получение объективной информации о развитии ЗУНов во время обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Творческая мастерская».

Задачи контроля:

  • определение фактического состояния объекта в данный момент времени;
  • прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени:
  • определение причин выявления отклонений объекта от заданных параметров;
  • обеспечение устойчивого состояния объекта.

Объектами контроля являются:

  • знание понятий, теории;
  • прикладные знания;
  • уровень и качество изготовляемого творческого продукта;
  • мастерство, техника исполнения;
  • степень самостоятельности в приобретении знаний;
  • развитие творческих способностей.

Критериями оценки  являются:

  • уровень предусмотренных программой теоретических знаний (правильность, полнота, систематичность);
  • качество выполнения практических работ (соответствие техническим и технологическим требованиям, правильные приёмы выполнения работ);
  • умение пользоваться инструментами, правильная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;
  • умение объяснить значение, смысл выполняемых работ;
  • степень самостоятельности и творческий подход к выполнению задания;
  • время, затраченное на выполнение работы.

При оценке знаний и умений учитывается также динамика личных достижений и удовлетворенность детей и родителей на основе собеседования. Результативность деятельности учащихся оценивается также методом личной диагностики через проведение итоговых занятиях и участие в выставках. Метод личной диагностики – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и реагировать на ошибки детей с дальнейшим исправлением.

Промежуточная и  итоговая аттестация учащихся объединения «Творческая мастерская» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности.

Промежуточная  аттестация - это оценка обученности учащихся по дополнительной общеобразовательной программе «Творческая мастерская» по итогам занятий на  1  году обучения. Цель промежуточной аттестации – определение уровня обученности  учащихся объединения «Творческая мастерская» на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы (1год обучения).    

Итоговая аттестация – это оценка обученности учащихся объединения  по завершению реализации дополнительной общеобразовательной программы «Творческая мастерская» (2 год обучения).  Цель итоговой аттестации - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы «Творческая мастерская».

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации

учащихся объединения «Творческая мастерская»

1 г.о. – итоговая выставка детских работ, 2 г.о. – итоговая выставка детских работ, защита проектов. При аттестации учитываются достижения учащихся в течение реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческая мастерская».

Уровни обученности по дополнительной общеобразовательной программе «Творческая мастерская»: высокий; оптимальный; средний; низкий. Получение низких результатов не ведёт к отчислению учащегося из объединения. Учащемуся предлагается повторить курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Творческая мастерская».

Критерии оценивания уровня обученности учащихся объединения «Творческая мастерская»

п/п

Уровни обученности

Критерии оценки

Степень самостоятельности

Качество работы

Количество представленных работ на выставку

1

Высокий

ребёнок самостоятельно справляется с заданием, большую часть работ на выставку выполнил без помощи взрослых

Аккуратно выполнена работа; чёткий, ровный контур изделия,  интересное композиционное и цветовое решение

3-4 работы

2

Оптимальный

ребёнок в большинстве случаев справляется самостоятельно, большую часть работ выполнил без помощи взрослых

Изделие выполнено в основном аккуратно, допускаются небольшие погрешности в выборе композиции и цветовом решении

2-3 работы

3

Средний

ребёнок справляется с заданием при помощи взрослых, затрудняется с выполнением задания самостоятельно

Изделие выполнено не везде аккуратно,  присутствуют погрешности в цветовом и композиционном решении

1-2 работы

4

Низкий

ребёнок не может выполнить работу без помощи взрослых

Неверно выбранная композиция, неудачное цветовое решение, работа выполнена не качественно

к выставке собственных работ не подготовил

При отслеживании результатов деятельности используется метод проверки знаний – практическая работа. Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учащихся, способность применять знания при решении конкретных задач. Этот метод проверки важен, поскольку удовлетворяет принцип связи обучения с практикой, ориентирует на применение знаний.

Для оценки результативности учебных занятий применяется стартовый, промежуточный, итоговый контроль.

В первые дни обучения проводится стартовый контроль, который позволяет увидеть исходную подготовку каждого ребёнка.

Цель стартового контроля – определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения входящего этапа педагог осуществляет:

  • Прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе.
  • Выбор программы обучения.

Эти знания важны для осуществления дифференциального и индивидуального подходов к обучению, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы, для чего используются следующие средства:

  • устный опрос
  • собеседование с учащимися и их родителями
  • наблюдение.

За период обучения обучающиеся получают определенный объём знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль, который осуществляется в середине учебного года.

Его цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся.

Задачи:

  • Оценка успешности выбора технологии и методики.
  • Корректировка учебного процесса.

Промежуточный  контроль применяется для оценки качества усвоения материала, при этом учитываются следующие факторы:

  • творческий подход к выполнению изделия
  • умения и навыки работы с разными материалами.

Средства:

  • собеседование,
  • опрос детей во время занятий,
  • анализ выполненной работы на каждом занятии;
  • самостоятельная творческая работа
  • выставка детских работ после прохождения каждой темы.

Обучающиеся будут участвовать в отборе работ для выставки, выбирать наиболее аккуратные, оригинальные и художественно оформленные изделия.

Такие мини-выставки оформляются в кабинете объединения. Выставка продемонстрирует достигнутый качественный уровень подготовки ребенка, побуждает его к дальнейшему совершенствованию.

Итоговый контроль - итог завершения конкретного этапа (промежуточная и итоговая аттестация учащихся).

Его цель – подведение итогов завершающегося года обучения.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Диагностика состояния осуществляется в выставочных результатах зачетных работ, конкурсах  и т.д.

Способы отслеживания результатов образовательного процесса

Отслеживание результатов образовательного процесса проводится два раза в год  по следующим критериям:

  1. Аккуратность
  2. Трудолюбие
  3. Способность доводить работу до завершения
  4. Специальные способности
  5. Активность
  6. Любознательность

Под аккуратностью подразумевается степень готовности ребёнка к занятию, умение поддерживать порядок во время выполнения работы, качество уборки рабочего места после занятия.

Под трудолюбием понимается интерес и желание ребёнка выполнять задание, старание выполнить его хорошо.

Способность доводить начатую работу до конца также является важной в процессе  отслеживания результатов, так как, начав работу с большим желанием и усердием, ребенок может потерять к ней интерес, когда столкнется с трудностями при ее выполнении. А при потере интереса снижается и аккуратность в выполнении, и любознательность и усердие, что повлияет на качество работы, если она вообще будет выполнена.

Специальные способности – самостоятельность, владение материалами и приемами работы с ними, внимательность, владение теоретическими знаниями  и умениями применять их на практике.

Под активностью подразумевается инициативность, участие в выполнении коллективной работы, в беседах и конкурсах.

Любознательность - стремление получить новые знания, потребность в творчестве и творческих экспериментах.

Также по прохождению тем программы проводятся зачетные занятия в виде опроса по пройденному материалу, в виде мини-выставок.

Таким образом, сравнительный анализ позволяет отследить эффективность процесса обучения, определить дальнейшие действия по закреплению знаний, умений у воспитанников, по совершенствованию их личностных качеств.

 Эффективность программы будет оцениваться коллективом и качеством проводимых выставок:

  • отчётных;
  • тематических;
  • персональных.

Критерии оценки на выставках:

  • аккуратность;
  • образность;
  • композиция;
  • соблюдение технологических параметров;
  • оценка уровня содержания работы;
  • творческий подход к выполнению изделия (эстетика, новизна, нестандартность);
  • экономный расход материала;
  • соблюдение ТБ при работе.

Лучшие работы учащихся принимают участие в фестивале детского творчества,  который ежегодно проводится в апреле месяце.

 Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;  
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; 
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Формы учёта подведения итогов освоения программы

Результаты мониторинг ЗУНов учащихся «Творческая мастерская» заносятся в таблицу (приложение).

Используемая литература

  1. Белякова О.Д., Изотова М.А. Лучшие поделки из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 160 с., ил. (УМЛ(Х – ДПТ) – 3)
  2. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей/сост. А.М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с. ил. (УМЛ(Х – ДПТ) – 7)
  3. Кочетова С.В. Игрушки для всех/обложка художника Н.Обедковой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Издательский Дом «Нева», Валери СПД, 1999. – 128 с., ил.           (УМЛ(Х – ДПТ) – 24)
  4. Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка/Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 96с.: ил.               (УМЛ(Х – ДПТ) – 31)

Интернет-ресурсы

  1. Рабочая программа дополнительного образования  «Модульное оригами»  Составила: Каратаева Т.Б.- учитель I категории   http://nenuda.ru
  2. Рабочая программа по дополнительному образованию «Оригами» на 2012-2013 учебный год.  Разработала учитель начальных классов: Бурдейная Наталья Викентьевна