Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная мозаика»

Название материала: Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная мозаика»

 Номинация: Образовательные программы

 Вид методической продукции: дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная мозаика»

  Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Сведения об авторе: Турежанова Гульмира Агибаевна

                        МБОУ ДОД "Дом детского творчества"

                        педагог дополнительного образования 

                        Омская обл., г. Исилькуль, ул. Советская, 70

                        8 (38173) 22-072

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время все острее ощущается необходимость в людях, способных творчески мыслить, искать новые пути решения тех или иных проблем, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста.  

Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях конструирования. Занятия конструирования в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.                                                                  

  Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим.

Предлагаемый курс «Бумажная мозаика» наиболее полно охватывает различные виды конструирования из бумаги – это классическое оригами, модульное оригами, объемное конструирование.

   Данный курс программы включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур  дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Конструирование из бумаги направлено на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей.

В ходе занятий дети овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.

        Программа «Бумажная мозаика» имеет художественно-эстетическую направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Программа позволяет раскрыть способности, как общую предпосылку творчества, как предпосылку становления и развития творческой личности.

      В процессе обучения дети приобретают навыки учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

В основе занятий лежит творческая деятельность, то есть создание оригинальных авторских работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа является авторской и состоит в интеграции двух образовательных областей: конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении интерьеров, создании макетов. 

Цель программы:  создание условий для развития творческого мышления и потенциала ребенка посредством овладения различными техниками конструирования из бумаги.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

  Знакомить с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина, целое и части, вертикаль, диагональ и с базовыми формами оригами;

  Формировать умение следовать устным инструкциям;

  Обучать различным приемам работы с бумагой;

  Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

Развивающие:

  Развивать эстетический вкус, творческие способности;

  Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;

  Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

  Приобщать детей к творчеству, вырабатывать у них стремление самостоятельно мыслить;

Воспитательные:

  Воспитывать у обучающихся любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость;

  Прививать стремление к творчеству;

  Воспитывать интерес к конструкторской деятельности, декоративно- прикладному и изобразительному искусству.

 

 Отличительные особенности образовательной программы «Бумажная мозаика»:

  комплексность (программа предполагает изучение трёх разделов: «Классическое оригами», «Модульное оригами» и «Объемное конструирование»,

  интегрированность (взаимосвязь различных разделов изобразительного искусства и конструирования),

  универсальность (возможность применения программы для различного возрастного контингента).

Условия реализации программы

В реализации данной программы принимают участие дети с 7-11 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность занятий у детей 1 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа – (144 часа в год) и 2 раза в неделю по 3 часа – 2 и 3 года обучения (216 часов в год). Программа рассчитана на групповые занятия от 15 до 20 человек, индивидуальные занятия и занятия малыми группами детей по 8-10 человек, в связи со сложным характером обучения в данном возрасте развития мелкой моторики пальцев рук и при большом количестве детей педагог не может индивидуально работать с каждым из них. Предусмотрен пятнадцати минутный перерыв между занятиями,  на котором проводятся  физминутки.

Группы детей разновозрастные, что делает данный курс программы уникальным. Такой подход позволяет воспитывать у детей чувство значимости и взаимопомощи. На занятиях важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Программа предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой деятельности детей.

 

Основные принципы обучения

  доступность

  вариативность;

  развивающий характер обучения;

  психологический комфорт ребенка;

 

Для наилучшей активизации деятельности детей сочетаются различные формы и методы обучения.

Приёмы и методы обучения

  практическая работа,

  коллективная и самостоятельная творческая работа,

  обсуждение полученного результата,

  создание авторских творческих работ и работ по шаблону на основе теоретических знаний;

  выставки.

Занятия начинаются с теоретической части – рассказ педагога, изучение чертежей, схем, образцов. Цель показа готовых образцов и конструкций – научить правильно, использовать модули и вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать. На теоретических занятиях изучаются те методы и приёмы, которые будут использоваться в последующей практической работе.

Вторая часть – практическая (изготовление изделий). Объяснение материала сочетаются с применением наглядных пособий, технологических карт. Для того чтобы увлечь детей, первые занятия начинаются с изготовления простых моделей и программа усложняется на 2 и 3 годах обучения.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам, индивидуальный и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или макета.

В процессе обучения предусматривается не только передача детям определённых знаний и практических умений, но и развитие творческих способностей, любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость, умение слушать, воспринимать и реализовать задачу. А так же интерес к конструкторской деятельности, декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

Методы обучения:

  наглядно-действенный (практический показ с объяснением);

  наглядный (демонстрация чего-либо);

  словесный (рассказ, инструктаж, беседа);

  практический (самостоятельная работа, работа в микрогруппах и авторская работа по замыслу).

Приёмы обучения:

  наглядно-действенный (показ: частичный, полный);

  наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии);

  словесный (совет, пояснение, указание, объяснение);

  индивидуальная работа.

 

Подведение итогов осуществляется в виде:

  составления презентаций готовых работ в объединении,

  проведение выставок,

  защита творческих проектов,

  участие в конкурсах детского творчества в своём учреждении, на муниципальном и региональном уровнях.

Оценка результатов занятий по программе:

  по уровню художественного мастерства;

  по уровню теоретических знаний;

  по способности взаимодействовать с другими детьми;

  по способности принимать самостоятельное решение.

Оценка художественного мастерства:

  по уровню выполнения творческих работ;

  по творческим выставкам;

  по результатам участия в смотрах, конкурсах, фестивалях.

Критерии оценки: качество исполнения, правильность использования материала, творческий подход к заданию.

Оценка теоретических знаний:

  собеседование,

  обсуждение,

  тестирование,

  оценка творческих проектов,

  опросы в игровых формах: кроссворды, конкурсы, экскурсии.

Контроль уровня обучения:

  текущий контроль (на каждом занятии),

  контроль после завершения раздела программы,

  итоговый контроль (в конце учебного года).

 

Ожидаемые результаты реализации программы

По окончании первого года обучения дети по программе

Должны знать:

  правила безопасности труда и личной гигиены,

  свойства различных видов бумаги;

  материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;

  технологию изготовления изделий в технике оригами, модульного оригами, объемного конструирования.

Должны уметь:

  пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;

  выполнять простейшие формы для выполнения изделий в технике оригами и объёмного конструирования;

  составлять тематические композиции согласно цветосочетанию.

  изготавливать шаблоны моделей по чертежам;

  самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам.

По окончании второго года обучения дети

Должны знать:

  правила безопасности труда и личной гигиены,

  свойства различных видов бумаги;

  материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;

  технологию изготовления изделий в технике модульного оригами, объемного конструирования;

  способы и виды изготовления фона;

Уметь:

  технологически верно выполнять работы в техниках модульного оригами, объемного конструирования - изготавливать плоские и объемные поделки из бумаги;

  проявлять фантазию и воображение в создании изделий;

  уметь выполнять геометрические построения;

  составлять тематические композиции согласно цветосочетанию;

  самостоятельно изготавливать шаблоны моделей;

  самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам.

По окончании третьего года обучения дети

Должны знать:

  правила безопасности труда и личной гигиены,

  материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;

  технологию изготовления изделий в технике модульного оригами, объемного конструирования;

  способы и виды изготовления фона, конструкций.

Уметь:

  самостоятельно технологически верно выполнять работы в техниках модульного оригами, объемного конструирования - изготавливать сложные объемные поделки из бумаги;

  творчески подходить к созданию авторских изделий;

  выполнять задуманные построения для конструкций;

  составлять тематические композиции согласно заданной темы, находить оригинальные идеи;

  подготовить конструкцию к выставке, к защите проекта.

 

                Учебно-тематический план 1 года обучения

Разделы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

4

2

2

2.

Аппликация из бумаги

22

6

16

3.

Классическое оригами

24

6

18

4.

Модульное оригами

46

4

42

5.

Объемное конструирование

44

6

38

6.

Фестиваль-выставка авторских работ «Бумажная мозаика».

4

-

4

 

Всего:

144

24

120

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

Разделы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

6

6

-

2.

Модульное оригами

99

9

90

3.

Объемное конструирование

105

9

96

4.

Фестиваль-выставка авторских работ «Бумажная мозаика».

6

-

6

 

Всего:

216

24

192

               Учебно-тематический план 3 года обучения

Разделы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

6

6

-

2.

Модульное оригами

51

8

43

3.

Объемное конструирование

63

14

49

4.

Творческая мастерская  «Снежная королева»

90

9

81

5

Заключительная выставка «Мое творчество»

6

 

6

 

Всего:

216

37

179

 

Содержание по программе 1 года обучения

1. Вводное занятие – 4 часа.

Теория (2 часа): Знакомство с содержанием работы в учебном году. Перспективы обучения в объединении, ожидаемые результаты. Организационные моменты. Знакомство с правилами организации рабочих мест. Необходимые материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности. Игра – знакомство «Здравствуй, друг!».

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с выставочным материалом. Беседа по итогам экскурсии. (2 часа)

2.  Аппликация из бумаги – 22 часа.

Теория (6 часов): «Волшебные свойства бумаги». Изготовление бумаги, ее свойства. Виды бумаги. Показ образцов. Разновидности клеев, используемых для склеивания. Знакомство с возможностями бумаги. Ее текстурные и фактурные особенности. Знакомство со схемами и чертежами.

Практика ( 14 часов) : Сгибание, вытягивание, скручивание, закручивание различных видов бумаги. Выполнение «Гармошка», «Веер». Изготовление аппликации «Гусеничка на яблоке».  Аппликация «Осеняя пора». Мозайка. Поздравительные открытки. Цветы на подставке. (Задумка композиции. Зарисовка эскиза. Способы изготовления листьев, веток, травы из бумаги. Изготовление задуманного. Сбор композиции).

Итоговое занятие (2 часа): Выставка авторских работ «Вот как мы умеем!». Развлекательная программа, творческие конкурсы.

3.  Классическое оригами – 24 часа.

Теория (6 часов): Виды оригами. Их различия. Сведения из истории развития оригами. Показ образцов. Инструменты для оригами и правила их применения. Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами.

Практика (16 часов): Зарисовка объекта. Изготовление шаблонов, карточек-схем. Изготовление базовых форм в технике оригами. Выполнение фигур животных, птиц, насекомых, цветов, листьев, коробочек.

Итоговое занятие (2 часа): Выставка авторских работ «Волшебный мир оригами».

4.  Модульное оригами - 46 часов.

Теория (4 часа): Знакомство с новым методом классической техники оригами - модульное оригами. Показ образцов. Работа со схемами. Ознакомление с описанием техники выполнения двух модулей – элементов, из которых состоят все представленные фигуры.

Практика (38 часов): Изготовление карточек-схем. Выполнение модулей. Изготовление модульного оригами: Ёлочка, Дед мороз, Снеговик. Изготовление фигур «Петушок», «Пингвин», « Такса».

Итоговое занятие (4 часа): Оформление интерьера детского учреждения авторскими работами.

5.  Объёмное конструирование – 44 часа.

Теория (6 часов) : Знакомство с объемным конструированием. Работа со схемами.

Практика (38 часов): Изготовление шаблонов, карточек. Изготовление геометрических фигур, животных, домов, транспорта. Выполнение работы «Одень куклу». Сказочных персонажей. Изготовление объёмных снежинок и елочных украшений, конструкций ёлок. Объёмные композиции из бумаги «Лесные жители», «Красавица зима». Коробки для подарков, рамочки для фотографий. (Задумка композиции. Зарисовка эскиза. Способы изготовления задуманного. Сбор композиции).

6.  Фестиваль-выставка авторских работ «Бумажная мазайка» - 4 часа.

Практика (4 часа): Подбор готовых работ и их подготовка к выставке.  Изготовление пригласительных для родителей и учащихся школ города. Оформление выставки. Оценка жюри конкурсных работ.

Содержание по программе 2 года обучения

1.  Вводное занятие – 6 часов.

Теория (3 часа): Знакомство с содержанием работы в учебном году. Перспективы обучения в объединении, ожидаемые результаты. Организационные моменты. Знакомство с правилами организации рабочих мест. Необходимые материалы и инструменты. Инструктаж по техники безопасности.

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с выставочным материалом. Беседа по итогам экскурсии. Анкетирование. (3 часа)

2.  Модульное оригами - 99 часов.

Теория (9 часов): Закрепление техники изготовления модульного оригами. Показ образцов. Работа со схемами. Задумка композиции. Зарисовка эскиза.

Практика (90 часов): Изготовление карточек-схем. Выполнение модулей. Изготовление модульного оригами : Елочка, Дед мороз, снеговик .Коллективное выполнение композиции «Зимняя краса». Изготовление открыток. Изготовление сказочных персонажей «Хуторянка», « Украинка», «Скоморох», «Медвежонок», «Цыганка», «Принцесса», Королева мышей».

Итоговое занятие (4 часа): Оформление интерьера   Дома детского творчества авторскими работами.

3.  Объёмное конструирование – 105 часов.

Теория (9 часов): Закрепление знаний и умений работы объемным конструированием. Работа со схемами.

Практика (96 часов): Изготовление шаблонов, карточек. Изготовление геометрических фигур, животных, дворцов, транспорта. Изготовление корзин из бросового материала. Изготовление объёмных снежинок и елочных украшений, конструкций ёлок. Объёмные композиции «Природа рядом». Сказочных персонажей. Изготовление объёмных композиций в рамках. Коробки для подарков, рамочки для фотографий. (Задумка композиции. Зарисовка эскиза. Способы изготовления задуманного. Сбор композиции).

4.  Фестиваль-выставка авторских работ «Бумажные чудеса» - 6 часов.

Теория (6 часов): Выбор работ, подготовка к выставке. Распечатка пригласительных билетов для родителей и учеников школ города. Галерея работ.

Содержание по программе 3 года обучения

1.  Вводное занятие – 6 часов.

Теория (3 часа): Знакомство с содержанием работы в учебном году. Перспективы обучения в объединении, ожидаемые результаты. Организационные моменты. Знакомство с правилами организации рабочих мест. Необходимые материалы и инструменты. Инструктаж по техники безопасности.

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с выставочным материалом. Беседа по итогам экскурсии. Анкетирование. (3 часа)

2.  Модульное оригами - 51 часов.

Теория (8 часов): Закрепление техники изготовления модульного оригами. Показ образцов. Работа со схемами. Задумка композиции. Зарисовка эскиза.

Практика (43 часов): Изготовление модульного оригами: цветы, цветы в вазе, ёлки. Коллективное выполнение композиции. Изготовление сказочных персонажей.

Итоговое занятие (4 часа): Оформление интерьера детского учреждения авторскими работами.

3.  Объёмное конструирование – 63 часов.

Теория (14 часов): Закрепление знаний и умений работы объемным конструированием. Работа со схемами.

Практика (49 часов): Изготовление объёмных снежинок и елочных украшений, конструкций ёлок. Объёмные композиции «Природа рядом». Изготовление объёмных композиций в рамках. Коробки для подарков. Изготовление конструкции дома с элементами дизайна из материала белого цвета. (Задумка композиции. Зарисовка эскиза. Способы изготовления из различных материалов. Изготовление задуманного. Сборка  композиции).

4.  Творческая мастерская «снежная королева» – 90 часов.

Теория (9 часов): По мотивам сказки  Г. Х. Андерсена «Снежная королева» изготовление персонажей с помощью уже овладевших техник - модульного оригами и объёмного конструирования. (Задумка композиции. Зарисовка эскиза. Способы изготовления из различных материалов. Изготовление задуманного. Сбор композиции).

Практика (81 час): Изготовление авторских работ по заданной теме.

5.  Заключительная выставка «Мое творчество» - 6 часов.

Практика (6 часов): Подготовка работ к выставке. Сбор композиции. Оформление и работа выставки. Защита авторских работ.

 

 

               Материально-техническое и методическое

обеспечение программы

 

         Для реализации образовательной программы детского объединения «Бумажные фантазии» предполагается наличие необходимой материально-технической базы, состоящих из следующих компонентов:

  помещение для занятия с достаточным освещением,

  шкаф для хранения инструментов,  материалов и приспособлений для работы с бумагой;

  столы для работы.

Оборудование:

  компьютер,

  мультимедийная установка.

  доска.

Материалы:

  бумага (писчая, ватман, цветная односторонняя, цветная двухсторонняя, картон белый, картон цветной, бумага гофрированная),

  клей (ПВА, «Момент»),

  бижутерия, ленточки, нитки,

  ножницы, альбом для рисования, цветные и простые карандаши, линейки.

Методическое обеспечение:

  наглядные пособия,

  дидактический материал.

  образовательная программа детского объединения «Бумажные фантазии»,

  учебно-тематический план,

  календарно- тематический план,

  поурочные планы.

 

                  Литература, рекомендуемая педагогу:

1.Афонькин С. Сборник лучших моделей из бумаги. – М. Аким 2001

2.Жукова И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. - Издательство «Скиф», 2013

3.Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1998.

4.Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009.

5.Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. – Айрис пресс 2013.

6.Романина В. И. Аппликационные работы. – М.Просвещение, 1983.

   7.Оригами с детьми 7 лет. Методическое пособие. Издательство «Мозаика-синтез». Москва 2012.

8.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – Москва 2005.

9.Цейтлин Н. И. Внеклассные занятия по труду. – М.: Просвещение, 1999.

10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,1991.

Литература, рекомендуемая обучающимся:

1.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – Москва 2005.

2.Салагаева Л. М. Объемные картинки. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010.

3.Жукова И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. Издательство «Скиф», 2013.

4.Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. – Айрис пресс 2013.

5.Романина В. И. Аппликационные работы. – М.Просвещение, 1983.

6.Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1998.

7.Пантелеева Л.В. Художественный труд. – Москва-Белград, 1987.