ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по декоративно-прикладному искусству «ХуторОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по декоративно-прикладному искусству «ХуторОК» художественная направленность
возраст обучающихся 5 - 11 лет,
срок реализации – 3 года
Бойко Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
Паспорт образовательной программы дополнительного образования детей
Наименование ОП
|
«ХуторОК»
|
Сведения об авторе
|
Ф.И.О. Бойко Татьяна Николаевна
|
Место работы: МБОУ ДО ДДТ
Адрес: ст. Тацинская, пл. Калинина, 41
Телефон: 8-(86397) 2-13-42
|
|
Должность: педагог дополнительного образования
|
|
Участие в конкурсах авторских ОП
|
Всероссийский открытый конкурс образовательных программ «Образовательный ОЛИМП», Лауреат 3 степени, 2019 год
|
Направленность ОП
|
Художественная
|
Возраст обучающихся
|
5-12 лет
|
Срок реализации ОП
|
3 года
|
Нормативно-правовая база
|
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утв. постанов-лением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295
«Конвенция о правах ребенка» ратифициро-вана Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 года №1559-1
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеобразовательным программам»
Письмо Минобразования и науки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополни-тельных общеразвивающих программ»
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспи-тания в РФ на период до 2025 года»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 -2020 годы»
Приказ Минобразования РО от 21.03.2016 №115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобра-зовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
|
Год разработки, редактирования ОП.
|
2012 г. - первый вариант программы
2013 год – корректировка УТП 1 года обучения;
2014 год – разработка УТП и содержания 3 года обучения
2015 г. – корректировка УТП, частичное изменение пояснительной записки, с целью отражения темы Донского казачества
2016 год - корректировка УТП по годам обучения
2017 год - корректировка УТП по годам обучения, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
2018 год - корректировка УТП по годам обучения, разработка календарно – тематического плана, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
2019 год - корректировка УТП по годам обучения, разработка учебно – тематического плана, частичное изменение и дополнение темы Донского казачества
|
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 - 9
-
направленность
-
научно-педагогическая обоснованность
-
актуальность
-
отличительные особенности
-
практическая направленность
-
межпредметные и внутрипредметные связи
-
цели и задачи
-
возраст обучающихся
-
сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
-
формы обучения
-
формы занятий
-
ожидаемые результаты и способы их проверки
-
формы подведения итогов
-
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 9
-
УТП и содержание 1 года обучения (дошкольники) 10-12
-
УТП и содержание 1 года обучения (дошкольники) 13-16
-
УТП и содержание 2 года обучения (дошкольники) 17-20
-
УТП и содержание 1 года обучения (72 часа) 21-23
-
УТП и содержание 1 года обучения (144 часа) 24-27
-
УТП и содержание 2 года обучения (144 часа) 28-31
-
УТП и содержание 2 года обучения (216 часов) 32-36
-
УТП и содержание 3 года обучения (144 часа) 37-40
-
УТП и содержание 3 года обучения (216 часов) 41-45
-
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ46-47
-
. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
-
Используемой педагогом
-
для обучающихся
V. ПРИЛОЖЕНИЕ 49
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной обще образовательной общеразвивающей программы «ХуторОК» - художественная.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. В XVI веке на просторах дикого поля появилось вольное казачество. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. А между тем как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества, жизненном укладе, ремёслах, быте наших предков – казаков.
Казачье мастерство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивалось и менялось. При этом мастера старались внести в ремесло свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. Издавна мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения казаков-умельцев. Все, к чему прикасались руки мастеров, воплощало их любовь к родной земле. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.
Научно – педагогическая обоснованность данной образовательной Программы заключается в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем. С целью всестороннего развития обучающихся созданы условия для общения со сверстниками, нормальное коммуникативное пространство, где организован досуг, направленный на развитие моральных качеств, художественно-эстетических вкусов; обеспечиваются права каждого ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.
Актуальность программы в наше время обусловлена живым интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Именно поэтому сегодня, как никогда, особенно важно повысить престиж активных форм художественно - творческой деятельности детей, направленный на развитие способностей, индивидуальности, духовного обогащения ребенка средствами изучения традиционных казачьих и местных ремёсел.
Новизна программы состоит в том, что дети обучаются основным техникам ручного такого творчества, как работа с бумагой, природным материалом и материалом вторичной обработки. Такие знания и навыки помогают каждому ребенку достичь высокого уровня выполнения поделок и сувениров практически из любого материала. Сувенир, выполненный своими руками можно подарить, таким образом, дети дополнительно учатся церемониалу дарения.
Отличительной особенностью данной программы является проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине»; расширяет кругозор, знакомит обучающихся с жизнью казачьего Края, родного поселения, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.
Практическая направленность
Образовательная программа направлена на всестороннее развитие обучающегося и его творческих и интеллектуальных возможностей и предполагает использование широкого круга наглядных пособий, образцов, компьютерных и интернет ресурсов, которые делают учебно-воспитательный процесс более эффективным. На занятиях прослеживается формирование устойчивых знаний, умений и навыков при применении полученных теоретических знаний на практике.
Межпредметные и внутри предметные связи
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых разных времён. На занятиях обучающиеся получают представление о различных видах бумаги, картона, природном, бросовом материалах, пластике и других материалах. Последовательность ознакомления обучающихся с приёмами и видами техник работы с различным материалом зависит от сложности исполнения, особенностей самого изделия, технологии изготовления, материала и его назначения. Обучающиеся изучают основы безопасной жизнедеятельности, историю возникновения и становления донского казачества, основные виды ремесел. Программа предполагает развитие у детей художественно-эстетического вкуса, конструкторского, образного и пространственного мышления и творческих способностей.
В ходе работы над программой изучались методические разработки коллег: Горновой Л.В. «Студия декоративно - прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации»; Сухаревской Е.Ю. «Доноведение. Природа и история родного края»; Свешниковой Т.А. «Декорируем природными материалами». Весь наработанный материал помог в создании программы.
Цель: Изучение истории становления казачества на Дону. Создание условий для творческого развития и приобщения к культурным ценностям обучающихся, средствами декоративно - прикладного творчества.
Задачи:
воспитательные:
-
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
-
воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести начатое дело до конца;
-
формировать культуру взаимоотношений.
образовательные:
-
обучать технике и основным приемам декоративно – прикладного творчества, экономному отношению к используемым материалам;
-
обучать применять полученные знания на практике.
развивающие:
-
развивать творческие способности детей;
-
развивать фантазию, эстетический и художественный вкус;
-
формировать потребности нравственного совершенствования своей личности.
Возраст обучающихся
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, что позволяет грамотно распределить учебную нагрузку на детей при планировании.
Допускается вариативность продолжительности обучения обучающихся по программе на любом году обучения. В данной программе количество часов на втором году обучения уменьшено до 4 часов в неделю в связи с уровнем интеллектуального и физического развития обучающихся, осваивающих данную программу.
Творческая группа объединяет детей, которые успешно овладели техникой декоративно – прикладного мастерства согласно программе и желают совершенствовать свое творчество. В программу включены занятия по дизайну, оформлению жилища, все это мотивирует совершенствовать полученные знания, умения и навыки.
В объединение принимаются все желающие, без предварительного отбора, по заявлению родителей.
Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса
1-3 годы обучения –144 часа в год
2 год обучения – 216 часов в год
Общий объем времени по плану определен количеством рабочих недель в учебном году: 36 недель.
Данная программа является вариативной, разделы программы и часовая нагрузка могут быть изменены в зависимости от интересов обучающихся и нововведений в образовательную программу.
Формы и режим занятий
1 - 3 годы обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа
Основная форма обучения – занятие. Занятия также могут проходить в подгруппах. Во время подготовки персональной выставки или демонстрации изделий, возможны индивидуальные занятия. Занятия проходят в группах, где осуществляется индивидуальный подход к обучающимся.
В процессе реализации Программы используются разнообразные
формы занятий:
-
занятия - объяснения;
-
занятия общения и систематизации знаний;
-
комбинированные занятия;
-
итоговые, контрольные занятия, тестирование;
-
выставка творческих работ.
В программу также могут входить занятия – экскурсии, посещение выставок; встречи с интересными людьми, «мастер-классы».
При проведении занятий учитываются:
-
уровень знаний, умений и навыки обучающихся и их индивидуальные особенности;
-
самостоятельность;
-
активность;
-
особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
На первом году обучения обучающиеся познакомятся с историей становления казачества на Дону, и донских казачьих ремёслах; изучат казачью символику, ознакомятся с историей креативного рукоделия, основами цветовой гаммы, овладевают техникой изготовления оригинальных поделок из бумаги и картин.
На втором году обучения дети продолжают знакомиться с историей становления казачества на Дону, и донских казачьих ремёслах и совершенствуют свое мастерство в изготовлении изделий из бумаги. Расширяются знания в подборке цветовой гаммы. Детям предоставляется возможность творческой самостоятельности. Работы детей будут участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества.
На третьем году обучения дети оттачивают мастерство владения ножницами, выполняют креативные работы из природного материала, добавляется новая техника выполнения работ из бумаги - «Киригами», выполняются поздравительные открытки, панно, сувенирная продукция с преобладанием регионального компонента.
Для контроля качества освоения навыков декоративно – прикладного творчества обучающихся используются следующие формы педагогического контроля:
-
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
-
Промежуточный – демонстрация творческих работ в объединении, в ДДТ, муниципалитете (выставки);
-
Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках и конкурсах.
Для качественного усвоения программы с каждым обучающимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов декоративного творчества. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачные творческие изделия поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения работ с учетом следующих критериев:
-
удовлетворительное качество работы и соответствие заданию;
-
четкое соблюдение технологической последовательности выполнения изделия; оригинальность творческой работы.
Программа всех разделов объединения усложняется от занятия к занятию в течение всего периода обучения. Постепенно наблюдается качественный и творческий рост обучающихся от работы к работе, поэтому применяются оценочные критерии на различных сроках обучения:
1-й год обучения - аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения - аккуратность, самостоятельность выполнения,
3-й год обучения - наличие творческого элемента, профессионализм.
Формой подведения итогов и формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративно-прикладного творчества. По освоении полного курса обучения в объединении, выпускникам выдается свидетельство об окончании полного курса обучения.