Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Мой друг - компьютер" (курс: "Основы обработки изображений и видеомонтажа")

МКУ ДО "Станция юных туристов и техников"

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Мой друг - компьютер" (курс: "Основы обработки изображений и видеомонтажа")

 

Напольский Сергей Евгеньевич

педагог дополнительного образования

 
 
 
2. Пояснительная записка
Актуальность курса «Основы обработки изображений и видеомонтажа»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мой друг – компьютер» (курс: «Основы обработки изображений и видеомонтажа»),  далее  по тексту  - «программа», разработана на основе стандартных руководств к изучаемым в курсе компьютерных средств, в том числе программного обеспечения. Программа адаптирована исходя из существующих возможностей материально-технического обеспечения и личного педагогического опыта.
Основы обработки графической и/или видеоинформации – одна из ступеней в освоении детьми компьютерных технологий, следующая после освоения базовых основ работы с операционной системой и офисными программами.
Данная программа ориентирована на обучающихся 6-11-х классов в возрасте 12 – 18 лет,  уверенно освоивших основы работы с компьютером и заинтересованных в углубленном изучении компьютерных  технологий. Срок реализации программы – 1 год).  Общее количество учебных часов – 144. Программа имеет техническую направленность, решает задачи развития логического и алгоритмического мышления  школьников, а также их эстетического развития.
Программа дает обучающимся знания и умения в следующих областях:
  • основы тоновой и цветовой коррекции изображений;
  • основы технической ретуши изображений;
  • основы создания коллажей;
  • основы создания слайд-шоу среднего уровня сложности;
  • основы создания видеофильмов начального уровня сложности.
В процессе освоения программы обучающиеся учатся самостоятельно анализировать поставленную им в общем виде задачу, намечать пути ее решения (строить алгоритм решения поставленной задачи), реализовывать созданный ими алгоритм на практике с использованием инструментария изучаемых программ.
Под инструментарием в данном случае следует понимать встроенные в компьютерную программу возможности средств обработки информации для решения определенных задач (например, изменения цветового баланса изображения или соединения видеофрагментов). Обычно вызов этих возможностей осуществляется нажатием определенных кнопок или выбором определенных пунктов меню в компьютерных программах.
В процессе освоения программы развивается мотивация обучающихся к собственному техническому развитию и профориентации, повышается культура их мышления, развиваются внимательность, настойчивость и целеустремленность.
Новизна программы заключается в том, что она дает знания и навыки практического применения компьютерных программ, которые при определенном развитии могут быть использованы во «взрослой» профессиональной деятельности.
Актуальность программы обусловлена высокой популярностью представления информации в графических и видеоформатах в школьном образовательном процессе, в социальных сетях, а также высокой востребованностью профессионалов в области обработки графической и видеоинформации на рынке труда.
Педагогическая целесообразность обусловлена возможностью программы творческого развития и самореализации обучающихся, выявления их природных склонностей и становления  творческого мышления.
Отличительные особенности представленной программы:
  • личностно-деятельностный характер обучения, опирающийся на концепцию развивающего обучения;
  • комплексное и целостное представление обучающимся основ работы с графической и видеоинформацией;
  • программа предполагает освоение полного инструментария изучаемых программ, при этом она предполагает плавный переход от освоения конкретного инструментария к пониманию общих принципов, существующих в данной деятельности.
Цель программы: способствовать формированию и развитию творческих способностей, интеллектуального и духовного уровня обучающихся, а также процессу их социализации, профориентации средствами компьютерных технологий.
Задачи программы:
 Воспитательные – формирование личностных УУД. Программа способствует:
  • Раскрытию личностного потенциала обучающихся средних и старших классов – их любознательности и интереса к компьютерным технологиям, творческих задатков, познавательной активности и самостоятельности.
  • Воспитанию трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности.
  • Формированию мотивации успеха и достижения поставленной (в том числе и самостоятельно) цели, творческой самореализации в процессе улучшения внешнего вида изображений, создания простых коллажей, слайд-шоу и видеороликов.
  • Формированию навыков ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих - освоению и осмысленному соблюдению правил производительной и безопасной работы с компьютером.
  • Воспитанию нравственных основ поведения и общения с товарищами в коллективе.
Развивающие – формирование метапредметных УУД. Программа способствует:
Развитию регулятивных УУД - формированию навыков управления процессом организации собственного труда: умению анализировать исходные условия, ставить достижимые цели, вырабатывать концепцию (алгоритм) достижения цели, предпринимать практические действия в направлении достижения цели, контролировать промежуточные результаты,   при необходимости вносить в трудовой процесс (а иногда - в поставленные цели и выработанные алгоритмы ее достижения) необходимые корректировки.
Развитию познавательных УУД:
  • Умению искать недостающую информацию, а также оценивать и применять на практике найденную информацию.
  • Овладению начальными сведениями о сущности и особенностях явлений в окружающем мире (фотография – отображение окружающего мира в соответствии с некоторыми правилами этого мира).
  • Овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, умению видеть аналогии и причинно-следственные связи путем построения непротиворечивых рассуждений.
  • Формированию понятий знаково-символических средств (схем алгоритмов, печатной документации) для решения учебных и практических задач.
Развитию коммуникативных УУД:
  • Формированию умения слушать и слышать педагога и других обучающихся.
  • Выработке умения работать как индивидуально, так и при необходимости объединяться в проектные группы, иметь свое нравственно и логически обоснованное мнение, умению понимать и оценивать различные (отличные от собственной) мнения и при достаточной их нравственной и логической обоснованности корректировать свое мнение.
Образовательные задачи. Программа способствует решению следующих образовательных задач:
  • Овладению знаниями, умениями и навыками работы в графических редакторах и программах для видеомонтажа.
  • Закреплению, расширению и углублению знаний школьных предметов посредством включения обучающихся в творческую практическую деятельность.
  • Ознакомлению с основами деятельности цветокорректоров, ретушеров и видеомонтажеров.
 
Режим и формы занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа в группах от 6-ти до 8-ми человек. Расчасовка в учебно-тематическом плане может варьироваться в зависимости от скорости и качества усвоения обучающимися учебного материала. Тематика содержания может корректироваться в зависимости от целей и задач занятий. Обучение по программе очное.
Формы образовательного процесса: занятие, викторина, конкурс. Основной организационной формой в ходе реализации программы является занятие. Эта форма обеспечивает четкость и непрерывность процесса обучения, возможность  сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Занятия проводятся по следующей схеме:
  • организация обучающихся;
  • актуализация, повторение ранее изученного материала;
    изучение нового материала;
  • практическая работа;
  • рефлексия;
  • подведение итогов.
Обязательным компонентом настоящей программы является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей. Выполнению этого положения способствуют:
  • контроль правильности положения осанки обучающихся при работе за компьютером;
  • разбиение занятия на две части с обязательным перерывом 5-10 минут;
  • использование удобной мебели (компьютерных столов, стульев) в процессе занятия;
  • использование ЖК мониторов с высокой разрешающей способностью;
  • благоприятная эмоциональная обстановка на занятиях в духе сотворчества, доброжелательного отношения, поддержки со стороны педагога и взаимоподдержки обучающихся;
  • создание «ситуации успеха» для всех детей на каждом занятии, в первую очередь для недостаточно подготовленных – необходимо дать им возможность чувствовать себя на равных со всеми.
Характеристики среднего и старшего школьного возраста. Особенностью большинства обучающихся среднего и старшего возрастного звена является то, что они чаще заинтересованы в получении конкретного результата при выполнении учебных упражнений, чем в понимании сути этих упражнений, общих принципов работы программ и технологического процесса обработки изображений и видеофрагментов. Они обычно способны выполнить и даже запомнить алгоритм выполнения конкретных упражнений, но редко могут самостоятельно адаптировать известный алгоритм, если немного изменить условия упражнения. Однако признаком компетентности в реальной деятельности является умение самостоятельно решать возникающие практические задачи на основе знания теории, общих принципов работы программ, конкретных инструментов и их особенностей.
Поэтому можно выделить следующие этапы развития творческого потенциала, способностей и освоения программы обучающимися:
  • Умение понимать конкретные задачи по обработке изображений и/или видеофрагментов и применять конкретные инструменты для решения этих задач.
  • Умение классифицировать задачи и применяемые для их решения инструменты.
  • Умение одновременно видеть несколько задач, строить последовательность их решения и последовательно применять разные инструменты для выполнения построенного алгоритма.
  • Понимание сути возникающих задач и характерные особенности  и взаимосвязи применения изученных инструментов.
  • Понимание тесной связи теории и практики, появление интереса к смежным областям деятельности (например, к фотографии и видеосъемке).
Для определения результативности образовательного процесса и своевременной его корректировке проводится мониторинг, основными этапами которого являются:
  • входной контроль,
  • текущий контроль,
  • итоговый контроль.
Основными методами контроля являются:
  • наблюдение за обучающимися;
  • периодические устные опросы;
  • тестирование;
  • контрольные задания;
  • анализ массива данных, полученных в процессе контроля образовательного процесса.
Формы подведения итогов реализации программы:
  • миниконкурсы внутри учебной группы, содержащие теоретическую и практическую части;
  • выполнение промежуточных учебных заданий, в том числе комплексных;
  • выполнение итоговых работ по каждому блоку программы;
  • участие в конкурсах и выставках различного уровня.
 
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты
В результате реализации данной программы пробуждаются, раскрываются и развиваются творческие способности обучающихся и реализуется их личностный потенциал в области освоения компьютерных технологий обработки графической и видеоинформации. Процесс развития личности идет по циклическому пути от мотива к осмыслению и постановке задач,  далее к освоению технологических основ решения задач с последующим их практическим решением и, в результате - постановка более сложной задачи.
Мотивация обучающихся проходит развитие от простого желания смонтировать видеоролик к желанию освоения все более сложных приемов обработки графической  и видеоинформации и, постепенно, к пониманию желательности освоения теоретических основ данной конкретной деятельности и освоению смежных с изучаемой областей деятельности.
Все промежуточные этапы между мотивом и получением практического результата способствуют освоению знаний и навыков в области компьютерных технологий обработки графической и видеоинформации, формированию самостоятельности, здорового образа жизни, познавательной активности и развития культуры мышления, интеграции знаний школьных предметов и практической деятельности, воспитанию культуры трудовой деятельности, общительности, трудолюбия и ответственности.
Получение результата в решении простой задачи мотивирует учащихся к постановке себе более сложной задачи, формирует у них устойчивый интерес к более глубокому изучению и освоению включенных в программу смежных технологий.
Метапредметные результаты.
Освоение обучающимися универсальных способов интеллектуальной деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
В части регулятивных УУД - сформированность следующих умений:
  • принять учебную задачу или ситуацию;
  • выделить и сформулировать проблему;
  • составить план действий по решению проблемы;
  • планомерно и настойчиво работать для реализации принятого плана действий;
  • периодически осуществлять самоконтроль и оценку достигнутых результатов;
  • соблюдать правила культуры и безопасности трудового процесса.
В части познавательных УУД – сформированность следующих умений:
  • осуществлять поиск информации и выполнять необходимую корректировку планов в ходе практической деятельности;
  • осуществлять операции сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, видеть аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
В части коммуникативных УУД – сформированность следующих умений:
  • слушать и слышать педагога и других обучающихся, учитывать разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, умение корректировать свою позицию в случае обоснованности необходимости такой корректировки;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу с сохранением собственной индивидуальности, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
Предметные результаты.
По окончании освоения программы обучающиеся должны
знать:
  • базовый инструментарий графического редакторы Adobe Photoshop;
  • основы тоновой и цветовой коррекции изображений;
  • основы ретуши фотографий, в том числе портретных;
  • основы технологий создания фотоколлажей;
  • базовый инструментарий видеоредактора Vegas Pro;
  • основы технологии создания слайд-шоу начального и среднего уровня в формате видеоролика;
  • основы технологии создание коротких видеофильмов.
Уметь:
  • устанавливать и выполнять базовую настройку программ Adobe Photoshop и Vegas Pro;
  • улучшать качество фотографий за счет их цветовой коррекции, ретуши и повышения резкости изображений;
  • выполнять подготовку изображений к печати и размещению в Интернет;
  • создавать простые фотоколлажи;
  • монтировать слайд-шоу начального и среднего уровня;
  • монтировать короткие видеофильмы.
Обучающиеся должны получить опыт следующих эмоционально-ценностных отношений:
  • интерес к развитию в сфере компьютерных технологий обработки графической и видеоинформации и/или смежных областей;
  • убеждение в ценности расширения своего кругозора, познания окружающего мира и его закономерностей, проявление основ жизненно состоятельной методики  познания;
  •  чувство успеха и самореализация от успешно решенной задачи.

Смотреть работу полностью