Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экономической направленности «Азбука финансов» Возрастная категория: 6-7 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
экономической направленности
«Азбука финансов»
Возрастная категория: 6-7 лет
Павленко Наталья Викторовна
воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
№
|
Наименование
|
Страница
|
1.
|
Целевой раздел
|
3-6
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
3-4
|
1.2
|
Цель и задачи программы
|
4-5
|
1.3
|
Целевые ориентиры Программы
|
5
|
1.4
|
Принципы реализации программы
|
5-6
|
2
|
Содержательный раздел
|
7-13
|
2.1
|
Учебный план
|
7
|
2.2
|
Перспективное планирование работы с детьми
|
7-13
|
2.3
|
Взаимодействие с родителями
|
13
|
3
|
Организационный раздел
|
14
|
3.1
|
Описание образовательной деятельности Программы
|
14
|
3.2
|
Методы и приемы реализации Программы
|
14-15
|
3.3
|
Структура занятий
|
15
|
3.4
|
Материально-техническое обеспечение Программы
|
15-16
|
3.5
|
Способы контроля усвоения Программы
|
16
|
4
|
Список литературы
|
17
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Наличие необходимости принимать в повседневной жизни те или иные финансовые решения, а также затруднений, возникающих входе применения современных финансовых инструментов, определяют целесообразность приобретения каждым членом общества ряда знаний и навыков в области экономики.
Наблюдая за воспитанниками, мы замечаем, что дети не знают цену деньгам, небрежно относятся к вещам, игрушкам, не уважают труд других людей. Причина по большей части скрывается в семье. Обладая недостаточным уровнем финансовой грамотности, современные родители, не могут привить своим детям систему позитивных установок, необходимые навыки управления собственными финансами, сформировать у них полезные бытовые привычки, которые позволят им в будущем принимать грамотные решения.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания позволит создать фундамент, на который дети будут опираться всю свою жизнь, а значит – смогут избежать проблем, возникающих у многих современных взрослых, которые в детстве не уяснили азы финансовой грамотности.
Направленность
Настоящая программа имеет экономическую направленность. В ее основу заложена идея о том, что человек, обладающий рациональным отношением к деньгам, выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
Новизна
Новизна программы заключается в ее комплексности. Интегрируя разные виды деятельности, мы рассматриваем проблемы экономики с разных сторон. А выбирая разные формы организации занятий, мы повышаем познавательный интерес детей, формируя активную, инициативную личность, а не пассивного слушателя.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью настоящей Программы является присутствие на каждом занятии интерактивного персонажа – Монетки, выступающего для детей экскурсоводом в мир финансовой грамотности.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: формирование у старших дошкольников предпосылок финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
-
формировать элементарные экономические представления;
-
познакомить с основными экономическими понятиями;
-
формировать у детей представление о рациональном отношении к деньгам, способах их зарабатывания и разумной траты;
-
продемонстрировать способы финансового планирования;
-
дать представление о формировании стоимости товаров;
-
формировать навык грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях экономического характера;
-
обогатить представления о труде, познакомить с экономическими профессиями;
-
познакомить с основами финансовой безопасности.
Развивающие:
-
способствовать развитию экономического мышления;
-
развивать психические процессы;
-
развивать наблюдательность;
-
содействовать развитию инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
-
воспитывать полезные бытовые привычки;
-
воспитывать бережливость, трудолюбие, ответственность;
-
воспитывать ценностное отношение к результатам трудовой деятельности людей.
1.3 Целевые ориентиры Программы
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5-7 лет.
Изучив курса Программы, мы сможем добиться следующих результатов:
-
у детей сформируются элементарные экономические представления;
-
дети познакомятся с основными экономическими понятиями, станут употреблять их в нужном контексте;
-
у детей сформируется представление о рациональном отношении к деньгам, способах их зарабатывания и разумной траты;
-
дети овладеют навыками финансового планирования;
-
у детей сформируется представление о стоимости товаров;
-
у детей сформируется навык грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях экономического характера;
-
у детей расширятся представления о труде, об экономических профессиях;
-
дети овладеют основами финансовой безопасности.
-
удастся заложить основы экономического мышления;
-
дети станут чаще проявлять инициативу и самостоятельность;
-
дети овладеют полезными бытовыми навыками;
-
дети станут проявлять бережливость, трудолюбие, ответственность;
-
удастся сформировать у детей ценностное отношение к результатам трудовой деятельности людей.
1.4 Принципы реализации Программы
-
Принцип гуманизма.
Учитывается право каждого ребенка на признание его в обществе как личности, как наивысшей̆ ценности. Проявление уважения к его персоне, достоинству. Защита его прав на свободу и развитие.
-
Принцип интеграции.
Комплексность и системность содержания курса. Реализация идеи развития базиса личностной культуры, духовного развития дошкольников во всех сферах и видах деятельности.
-
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
Реализация индивидуального подхода к детям, учет их интересов, возможностей̆, индивидуальных особенностей.
В основе дифференцированного подхода лежит учетом семейных, национальных традиций и т.п.
-
Принцип учета возрастных особенностей̆.
Содержание программного курса отвечает возрастным особенностям ребенка старшего дошкольного возраста.
-
Принцип совместной̆ деятельности ребенка и взрослого.
Учитывается значение совместной̆ деятельности взрослого и детей на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
-
Принципы безопасной̆ жизнедеятельности.
Программой курса предусмотрена защита интересов дошкольников от внутренних и внешних угроз.
-
Принципы инклюзивного образования.
В общую систему образования включены все воспитанники, независимо от особенностей̆ их развития.
-
Принцип связи с жизнью.
В ходе изучения курса педагог вместе с детьми устанавливает взаимосвязи процессов, находит аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; формирует у детей умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
№ п/п
|
Названия разделов и тем
|
Количество часов
|
Формы аттестации / контроля
|
||
всего
|
теория
|
практика
|
|||
1
|
Введение в курс.
|
1
|
1
|
0
|
|
2
|
Основы экономики.
|
31
|
16
|
15
|
Участие в конкурсах на уровне ДОО и города.
|
3
|
Практикумы.
|
3
|
0
|
3
|
|
4
|
Итоговое занятие. Викторина.
|
1
|
0
|
1
|
|
Итого:
|
36
|
17
|
19
|
|
2.2 Перспективное планирование работы с детьми
№ п/п
|
Месяц
|
Тема
|
Программное содержание
|
1
|
сентябрь
|
Введение в курс. «Монетка рассказывает о труде»
|
Познакомить с содержанием курса, главным героем.
Формировать представления о значении труда в жизни современного человека.
|
2
|
|
«Монетка знакомит с профессиями»
|
Обобщить представления о профессиях. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности взрослых.
|
3
|
|
«Путешествие в прошлое с Монеткой»
|
Пробудить интерес к истории, формировать представления о профессиях, популярных в прошлом.
|
4
|
|
«Монетка делится секретами: как зарабатывать деньги»
|
Дать представление о процессе труда. Уточнить, что человек зарабатывает деньги, выполняя определенные трудовые обязанности.
|
5
|
октябрь
|
«Монетка делится секретами: как трудиться во благо»
|
Пополнить знания детей о многообразии профессий, их нравственной составляющей. Воспитывать уважение к человеческому труду.
|
6
|
|
«Монетка делится секретами: кто придумал деньги?»
|
Формировать представление об истории происхождения денег. Познакомить с понятием «денежная единица».
|
7
|
|
«Какими бывают деньги?»
|
Познакомить детей с деньгами как универсальным средством обмена. Дать представление о денежными единицах разного номинала.
|
8
|
|
«Монетка знакомит с семьей. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
|
Продолжить знакомить детей с видами денежных средств. Дать представление о пластиковой карте, ее назначении, способах применения.
|
9
|
ноябрь
|
«Монетка рассказывает о достоинстве монет и купюр»
|
Дать представления о понятиях: «деньги», «купюры», «монеты», «номинал». Учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством купюр и монет.
|
10
|
|
«Монетка рассказывает о дальних родственниках: валюта»
|
Ввести в словарь детей понятие «валюта», познакомить с денежными знаками стран мира. Упражнять в умении идентифицировать деньги России и валюту.
|
11
|
|
«Как деньги попадают к нам в дом»
|
Закрепить представление о труде как способе зарабатывания денег. Формировать понятие «заработная плата».
|
12
|
|
«Монетка планирует семейный бюджет»
|
Формировать элементарное представление о бюджете семьи. Дать представление о том, что можно и что нельзя купить за деньги.
|
|
декабрь
|
«Для чего нам нужны деньги?»
|
Заложить культуру обращения с деньгами. Учить рационально их использовать.
|
|
|
«За покупками с Монеткой, или какие бывают магазины»
|
Дать представление о разных категориях магазинов. Упражнять в распределении предметов для продажи в специализированных магазинах.
|
|
|
«Цена. Товар»
|
Ввести в словарь детей понятия: «цена», «товар», «качество товара». Формировать умение соотносить цену и качество товара.
|
|
|
«Монетка делится секретами: как цена зависит от качества товара»
|
Дать представление о принципах формирования стоимости на товары. Ввести в словарь детей понятия «спрос», «предложение». дать представление о том, что на товары одного вида, но разного качества, цена устанавливается разная.
|
|
январь
|
«Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость»
|
Ввести в словарь детей понятия «сдача», «стоимость». Познакомить с алгоритмом действий по приобретению товаров. Формировать умение устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей.
|
|
|
«Как разменивать деньги?»
|
Ввести в словарь детей понятие «размен». Упражнять в размене денег различного номинала.
|
|
|
«Монетка учит бережному отношению к вещам»
|
Воспитывать бережное отношение не только к собственным вещам, но и к общественным. Учить детей приводить в порядок испорченные вещи.
|
|
|
«Монетка знакомит с правилами поведения в магазине»
|
Повторить названия видов магазинов. Уточнить правила поведения в магазине. В игровой форме отработать навык совершения покупки.
|
|
февраль
|
«Монетка рассказывает о доходах и расходах семьи»
|
Ввести в словарь детей понятия «доход», «расход». Познакомить с вариантами распространенных видах доходов («заработная плата», «стипендия», «пенсия») и расходах (квартплата, покупка продуктов итд). Формировать представление о зависимости между доходом и расходом семьи.
|
|
|
Командная игра «Доходы»
|
Обобщить имеющиеся представления о видах доходов. Формировать представление о том, чтобы получить доход - необходимо потрудиться.
|
|
|
«Монетка делится секретами: как тратить деньги с пользой»
|
Расширить представление о разных видах расходов: обязательные и непредвиденные. Формировать навык траты собственных денег с пользой в игровой ситуации.
|
|
|
«Монетка делиться секретами: полезные экономических привычки в быту»
|
Формировать навык ориентировки в вопросах элементарной семейной экономики.
|
|
март
|
«Монетка рассказывает о сбережениях (накоплениях)»
|
Познакомить с процессом сбережения (накопления). Учить решать противоречия, распространенные проблемные ситуации в игровой форме.
|
|
|
«Дом, где живут деньги»
|
Познакомить с принципом работы банка. Познакомить с банковскими профессиями.
|
|
|
«Монетка рассказывает о рекламе»
|
Дать представление о рекламе, ее назначении. Повысить уровень мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
|
|
|
«Путешествие с Монеткой в страну Финансовой грамотности»
|
Формировать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.
|
|
апрель
|
Чтение экономических сказок
|
Обобщить основные экономические представления. Способствовать повышению интереса к экономике через чтение художественной литературы.
|
|
май
|
Практическая работа «Мини-банк»
|
Познакомить с принципами финансового планирования, познакомить с постулатом «сначала зарабать - потом потратить».
|
|
|
Станционная игра «Удачная покупка»
|
Закрепить экономические понятия: «труд», «профессия», «экономия», «товар», «услуга», «семейный бюджет». Повысить уровень мотивации к получению знаний в области экономику через игру.
|
|
|
Викторина «Мы – юные финансисты»
|
Обобщит имеющиеся представления. Развивать экономическое мышление.
|
|
|
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
|
Активизировать полученные в ходе усвоения Программы знания. Создать условия для применения их на практике.
|
2.3 Взаимодействие с родителями
Помимо организации системы работы с детьми, Программой рекомендовано сотрудничество с их родителями.
Перспективное планирование по работе с родителями
Содержание деятельности
|
Срок
|
Тест «Ваша финансовая грамотность»
|
Сентябрь
|
Оформление информационного стенда «Стоит ли посвящать ребенка в финансовую жизнь семьи?»
|
Октябрь
|
Памятка «Что значит быть финансово грамотным человеком?»
|
Ноябрь
|
Оформление информационного стенда «Развиваем экономическое мышление!»
|
Декабрь
|
Оформление информационного стенда «Как научить ребенка различать «хочу» и «надо»?»
|
Январь
|
Буклет «5 игр по финансовой грамотности для детей»
|
Февраль
|
Оформление информационного стенда «Поговорим о карманных расходах»
|
Март
|
Конкурс «Моя копилка»
|
Апрель
|
Рекомендации «Сказки в помощь!» (перечень произведений, способствующий формированию предпосылок финансовой грамотности у детей)
|
Май
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Описание образовательной деятельности Программы
Для эффективного усвоения Программы курса предусмотрено проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Рекомендуемая продолжительность организованной образовательной деятельности –30 мин, что соответствует требованиям, установленным ФГОС ДО для детей 6-7 лет. В учебном году предусмотрено проведение 36 занятий в год.
Планируя работу объединения, необходимо учесть ряд условий:
- создание положительной мотивации на предстоящую деятельность;
- реализация индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
- подача материала в игровой форме;
- интегративное сочетание разных видов деятельности.
Рекомендуемая форма организации занятий – подгрупповая (не более 10 человек). Учитывая возрастные особенности детей, предусмотрено широкое применение игровых образовательных технологий. Кроме того, содержанием курса предусмотрено внедрение и других инновационных технологий, способных повысить качество воспитательно – образовательного процесса.
3.2 Методы и приемы реализации Программы
Программой предусмотрено использование разнообразных форм работы:
-
беседы;
-
тематические занятия;
-
практикумы;
-
игры;
-
экскурсии.
Методы для проведения занятий:
Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация слайд – шоу, просмотр познавательных видео.
Словесные: беседы, рассказы, чтение художественных произведений, решение вопросов проблемного характера.
Практические: трудовые поручения, практические задания.
Игровые: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации.
3.3 Структура занятий
Каждое занятие в рамках изучения курса построено по структуре, установленной ФГОС ДО и содержит:
I. Организационный момент (используются приёмы активизации интереса воспитанников).
II. Основная часть:
-
Мотивация на предстоящую деятельность.
-
Повторение пройденного материала.
-
Ознакомление с новой темой.
-
Выполнение практических заданий.
III. Заключительная часть (проводится анализ деятельности детей, рефлексия, поощрение).
3.4 Материально-техническое обеспечение Программы
Программой предусмотрено определенная организация предметно – пространственной развивающей среды в помещении, создающей дополнительную возможность для успешного овладения комплексом знаний и умений в рамках изучения курса.
Материально-технические условия реализации Программы:
-
соответствуют требованиям, установленным ФГОС (полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
-
соответствуют правилам и нормам СанПин 2.1.3684−21;
-
соответствуют правилам пожарной безопасности;
-
соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
-
соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей.
Наполнение РППС:
Техническое оснащение:
- мультимедийный проектор;
- экран для проецирования изображений;
- персональный компьютер;
- музыкальный центр;
Методическое наполнение:
- каталоги игр по формированию основ финансовой грамотности;
- набор предметных и сюжетных картинок;
- наглядный материал: банкноты, монеты.
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Банк», «Магазин».
3.5 Способы контроля усвоения Программы
Реализация Программы предполагает проведение оценки знаний детей посредством организации педагогической диагностики, сформированной на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Мониторинг проводится 2 раза в год:
- сентябрь: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на начало освоения курса.
- май: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на конец освоения курса.
Критерии освоения Программы:
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
-
Смирнова Т. «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М.: Дом Федорова, 2013.
-
Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – М.: Вышэйшая школа, 2007.
-
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018.
-
Шатова А.Т. Деньги. - М.: «Ювента», 2003.
-
Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.