Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экономической направленности «Азбука финансов» Возрастная категория: 6-7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

экономической направленности

«Азбука финансов»

 

Возрастная категория: 6-7 лет

 

Павленко Наталья Викторовна

воспитатель

 

      СОДЕРЖАНИЕ
 
Наименование
Страница
1.
Целевой раздел
3-6
1.1
Пояснительная записка
3-4
1.2
Цель и задачи программы
4-5
1.3
Целевые ориентиры Программы
5
1.4
Принципы реализации программы
5-6
2
Содержательный раздел
7-13
2.1
Учебный план
7
2.2
Перспективное планирование работы с детьми
7-13
2.3
Взаимодействие с родителями
13
3
Организационный раздел
14
3.1
Описание образовательной деятельности Программы
14
3.2
Методы и приемы реализации Программы
14-15
3.3
Структура занятий
15
3.4
Материально-техническое обеспечение Программы
15-16
3.5
Способы контроля усвоения Программы
16
4
Список литературы
17
 
 
                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Наличие необходимости принимать в повседневной жизни те или иные финансовые решения, а также затруднений, возникающих входе применения современных финансовых инструментов, определяют целесообразность приобретения каждым членом общества ряда знаний и навыков в области экономики.
Наблюдая за воспитанниками, мы замечаем, что дети не знают цену деньгам, небрежно относятся к вещам, игрушкам, не уважают труд других людей. Причина по большей части скрывается в семье. Обладая недостаточным уровнем финансовой грамотности, современные родители, не могут привить своим детям систему позитивных установок, необходимые навыки управления собственными финансами, сформировать у них полезные бытовые привычки, которые позволят им в будущем принимать грамотные решения.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания позволит создать фундамент, на который дети будут опираться всю свою жизнь, а значит – смогут избежать проблем, возникающих у многих современных взрослых, которые в детстве не уяснили азы финансовой грамотности.
Направленность
Настоящая программа имеет экономическую направленность. В ее основу заложена идея о том, что человек, обладающий рациональным отношением к деньгам, выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
Новизна
Новизна программы заключается в ее комплексности. Интегрируя разные виды деятельности, мы рассматриваем проблемы экономики с разных сторон. А выбирая разные формы организации занятий, мы повышаем познавательный интерес детей, формируя активную, инициативную личность, а не пассивного слушателя.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью настоящей Программы является присутствие на каждом занятии интерактивного персонажа – Монетки, выступающего для детей экскурсоводом в мир финансовой грамотности.
 
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: формирование у старших дошкольников предпосылок финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
  • формировать элементарные экономические представления;
  • познакомить с основными экономическими понятиями;
  • формировать у детей представление о рациональном отношении к деньгам, способах их зарабатывания и разумной траты;
  • продемонстрировать способы финансового планирования;
  • дать представление о формировании стоимости товаров;
  • формировать навык грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях экономического характера;
  • обогатить представления о труде, познакомить с экономическими профессиями;
  • познакомить с основами финансовой безопасности.
Развивающие:
  • способствовать развитию экономического мышления;
  • развивать психические процессы;
  • развивать наблюдательность;
  • содействовать развитию инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
  • воспитывать полезные бытовые привычки;
  • воспитывать бережливость, трудолюбие, ответственность;
  • воспитывать ценностное отношение к результатам трудовой деятельности людей.
 
1.3 Целевые ориентиры Программы
                   Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5-7 лет.
Изучив курса Программы, мы сможем добиться следующих результатов:
  • у детей сформируются элементарные экономические представления;
  • дети познакомятся с основными экономическими понятиями, станут употреблять их в нужном контексте;
  • у детей сформируется представление о рациональном отношении к деньгам, способах их зарабатывания и разумной траты;
  • дети овладеют навыками финансового планирования;
  • у детей сформируется представление о стоимости товаров;
  • у детей сформируется навык грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях экономического характера;
  • у детей расширятся представления о труде, об экономических профессиях;
  • дети овладеют основами финансовой безопасности.
  • удастся заложить основы экономического мышления;
  • дети станут чаще проявлять инициативу и самостоятельность;
  • дети овладеют полезными бытовыми навыками;
  • дети станут проявлять бережливость, трудолюбие, ответственность;
  • удастся сформировать у детей ценностное отношение к результатам трудовой деятельности людей.
 
1.4 Принципы реализации Программы
  • Принцип гуманизма.
Учитывается право каждого ребенка на признание его в обществе как личности, как наивысшей̆ ценности. Проявление уважения к его персоне, достоинству. Защита его прав на свободу и развитие.
  • Принцип интеграции.
Комплексность и системность содержания курса. Реализация идеи развития базиса личностной культуры, духовного развития дошкольников во всех сферах и видах деятельности.
  • Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
Реализация индивидуального подхода к детям, учет их интересов, возможностей̆, индивидуальных особенностей.
В основе дифференцированного подхода лежит учетом семейных, национальных традиций и т.п.
  • Принцип учета возрастных особенностей̆.
Содержание программного курса отвечает возрастным особенностям ребенка старшего дошкольного возраста.
  • Принцип совместной̆ деятельности ребенка и взрослого.
Учитывается значение совместной̆ деятельности взрослого и детей на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
  • Принципы безопасной̆ жизнедеятельности.
Программой курса предусмотрена защита интересов дошкольников от внутренних и внешних угроз.
  • Принципы инклюзивного образования.
В общую систему образования включены все воспитанники, независимо от особенностей̆ их развития.
  • Принцип связи с жизнью.
В ходе изучения курса педагог вместе с детьми устанавливает взаимосвязи процессов, находит аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; формирует у детей умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
 
2.1 Учебный план
№ п/п
Названия разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации / контроля
всего
теория
практика
1
Введение в курс.
1
1
0
 
2
Основы экономики.
31
16
15
Участие в конкурсах на уровне ДОО и города.
3
Практикумы.
3
0
3
 
4
Итоговое занятие. Викторина.
1
0
1
 
Итого:
36
17
19
 
 
2.2 Перспективное планирование работы с детьми
№ п/п
Месяц
Тема
Программное содержание
1
сентябрь
Введение в курс. «Монетка рассказывает о труде»
 
Познакомить с содержанием курса, главным героем.
Формировать представления о значении труда в жизни современного человека.
2
 
«Монетка знакомит с профессиями»
Обобщить представления о профессиях. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности взрослых.
3
 
«Путешествие в прошлое с Монеткой»
Пробудить интерес к истории, формировать представления о профессиях, популярных в прошлом.
4
 
«Монетка делится секретами: как зарабатывать деньги»
Дать представление о процессе труда. Уточнить, что человек зарабатывает деньги, выполняя определенные трудовые обязанности.
5
октябрь
«Монетка делится секретами: как трудиться во благо»
Пополнить знания детей о многообразии профессий, их нравственной составляющей. Воспитывать уважение к человеческому труду.
6
 
«Монетка делится секретами: кто придумал деньги?»
Формировать представление об истории происхождения денег. Познакомить с понятием «денежная единица».
7
 
«Какими бывают деньги?»
Познакомить детей с деньгами как универсальным средством обмена. Дать представление о денежными единицах разного номинала.
8
 
«Монетка знакомит с семьей. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Продолжить знакомить детей с видами денежных средств. Дать представление о пластиковой карте, ее назначении, способах применения.
9
ноябрь
«Монетка рассказывает о достоинстве монет и купюр»
 
Дать представления о понятиях: «деньги», «купюры», «монеты», «номинал». Учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством купюр и монет.
10
 
«Монетка рассказывает о дальних родственниках: валюта»
Ввести в словарь детей понятие «валюта», познакомить с денежными знаками стран мира. Упражнять в умении идентифицировать деньги России и валюту.
11
 
«Как деньги попадают к нам в дом»
 
Закрепить представление о труде как способе зарабатывания денег. Формировать понятие «заработная плата».
12
 
«Монетка планирует семейный бюджет»
 
Формировать элементарное представление о бюджете семьи. Дать представление о том, что можно и что нельзя купить за деньги.
 
декабрь
«Для чего нам нужны деньги?»
 
Заложить культуру обращения с деньгами. Учить рационально их использовать.
 
 
«За покупками с Монеткой, или какие бывают магазины»
 
Дать представление о разных категориях магазинов. Упражнять в распределении предметов для продажи в специализированных магазинах.
 
 
«Цена. Товар»
Ввести в словарь детей понятия: «цена», «товар», «качество товара». Формировать умение соотносить цену и качество товара.
 
 
«Монетка делится секретами: как цена зависит от качества товара»
 
Дать представление о принципах формирования стоимости на товары. Ввести в словарь детей понятия «спрос», «предложение». дать представление о том, что на товары одного вида, но разного качества, цена устанавливается разная.
 
январь
«Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость»
 
Ввести в словарь детей понятия «сдача», «стоимость». Познакомить с алгоритмом действий по приобретению товаров. Формировать умение устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей.
 
 
«Как разменивать деньги?»
 
Ввести в словарь детей понятие «размен». Упражнять в размене денег различного номинала.
 
 
«Монетка учит бережному отношению к вещам»
 
Воспитывать бережное отношение не только к собственным вещам, но и к общественным. Учить детей приводить в порядок испорченные вещи.
 
 
«Монетка знакомит с правилами поведения в магазине»
 
Повторить названия видов магазинов. Уточнить правила поведения в магазине. В игровой форме отработать навык совершения покупки.
 
февраль
«Монетка рассказывает о доходах и расходах семьи»
 
Ввести в словарь детей понятия «доход», «расход». Познакомить с вариантами распространенных видах доходов («заработная плата», «стипендия», «пенсия») и расходах (квартплата, покупка продуктов итд). Формировать представление о зависимости между доходом и расходом семьи.
 
 
Командная игра «Доходы»
Обобщить имеющиеся представления о видах доходов. Формировать представление о том, чтобы получить доход - необходимо потрудиться.
 
 
«Монетка делится секретами: как тратить деньги с пользой»
Расширить представление о разных видах расходов: обязательные и непредвиденные. Формировать навык траты собственных денег с пользой в игровой ситуации.
 
 
«Монетка делиться секретами: полезные экономических привычки в быту»
Формировать навык ориентировки в вопросах элементарной семейной экономики.
 
март
«Монетка рассказывает о сбережениях (накоплениях)»
 
Познакомить с процессом сбережения (накопления). Учить решать противоречия, распространенные проблемные ситуации в игровой форме.
 
 
«Дом, где живут деньги»
Познакомить с принципом работы банка. Познакомить с банковскими профессиями.
 
 
«Монетка рассказывает о рекламе»
Дать представление о рекламе, ее назначении. Повысить уровень мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
 
 
«Путешествие с Монеткой в страну Финансовой грамотности»
 
Формировать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.
 
апрель
Чтение экономических сказок
Обобщить основные экономические представления. Способствовать повышению интереса к экономике через чтение художественной литературы.
 
май
Практическая работа «Мини-банк»
 
Познакомить с принципами финансового планирования, познакомить с постулатом «сначала зарабать - потом потратить».
 
 
Станционная игра «Удачная покупка»
 
Закрепить экономические понятия: «труд», «профессия», «экономия», «товар», «услуга», «семейный бюджет». Повысить уровень мотивации к получению знаний в области экономику через игру.
 
 
Викторина «Мы – юные финансисты»
Обобщит имеющиеся представления. Развивать экономическое мышление.
 
 
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Активизировать полученные в ходе усвоения Программы знания. Создать условия для применения их на практике.
 
2.3 Взаимодействие с родителями
Помимо организации системы работы с детьми, Программой рекомендовано сотрудничество с их родителями.
 
Перспективное планирование по работе с родителями
Содержание деятельности
Срок
Тест «Ваша финансовая грамотность»
Сентябрь
Оформление информационного стенда «Стоит ли посвящать ребенка в финансовую жизнь семьи?»
Октябрь
Памятка «Что значит быть финансово грамотным человеком?»
Ноябрь
Оформление информационного стенда «Развиваем экономическое мышление!»
Декабрь
Оформление информационного стенда «Как научить ребенка различать «хочу» и «надо»?»
Январь
Буклет «5 игр по финансовой грамотности для детей»
Февраль
Оформление информационного стенда «Поговорим о карманных расходах»
Март
Конкурс «Моя копилка»
Апрель
Рекомендации «Сказки в помощь!» (перечень произведений, способствующий формированию предпосылок финансовой грамотности у детей)
Май
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
 
3.1 Описание образовательной деятельности Программы
Для эффективного усвоения Программы курса предусмотрено проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Рекомендуемая продолжительность организованной образовательной деятельности –30 мин, что соответствует требованиям, установленным ФГОС ДО для детей 6-7 лет.  В учебном году предусмотрено проведение 36 занятий в год.
Планируя работу объединения, необходимо учесть ряд условий:
-  создание положительной мотивации на предстоящую деятельность;
-  реализация индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
- подача материала в игровой форме;
- интегративное сочетание разных видов деятельности.
Рекомендуемая форма организации занятий – подгрупповая (не более 10 человек). Учитывая возрастные особенности детей, предусмотрено широкое применение игровых образовательных технологий. Кроме того, содержанием курса предусмотрено внедрение и других инновационных технологий, способных повысить качество воспитательно – образовательного процесса.
 
3.2 Методы и приемы реализации Программы
Программой предусмотрено использование разнообразных форм работы:
  • беседы;
  • тематические занятия;
  • практикумы;
  • игры;
  • экскурсии.
Методы для проведения занятий:
Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация слайд – шоу, просмотр познавательных видео.
Словесные: беседы, рассказы, чтение художественных произведений, решение вопросов проблемного характера.
Практические: трудовые поручения, практические задания.
Игровые: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации.
 
3.3 Структура занятий
Каждое занятие в рамках изучения курса построено по структуре, установленной ФГОС ДО и содержит:
I. Организационный момент (используются приёмы активизации интереса воспитанников).
II. Основная часть:
  1. Мотивация на предстоящую деятельность.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Ознакомление с новой темой.
  4. Выполнение практических заданий.
III. Заключительная часть (проводится анализ деятельности детей, рефлексия, поощрение).
 
3.4 Материально-техническое обеспечение Программы
Программой предусмотрено определенная организация предметно – пространственной развивающей среды в помещении, создающей дополнительную возможность для успешного овладения комплексом знаний и умений в рамках изучения курса.
Материально-технические условия реализации Программы:
  • соответствуют требованиям, установленным ФГОС (полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
  • соответствуют правилам и нормам СанПин 2.1.3684−21;
  • соответствуют правилам пожарной безопасности;
  • соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
  • соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей.
Наполнение РППС:
Техническое оснащение:
- мультимедийный проектор;
- экран для проецирования изображений;
- персональный компьютер;
- музыкальный центр;
Методическое наполнение:
- каталоги игр по формированию основ финансовой грамотности;
- набор предметных и сюжетных картинок;
- наглядный материал: банкноты, монеты.
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Банк», «Магазин».
 
3.5 Способы контроля усвоения Программы
Реализация Программы предполагает проведение оценки знаний детей посредством организации педагогической диагностики, сформированной на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Мониторинг проводится 2 раза в год:
- сентябрь: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на начало освоения курса.  
- май: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на конец освоения курса.  
Критерии освоения Программы:
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
  1. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
  2. Смирнова Т. «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М.: Дом Федорова, 2013.
  3. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – М.: Вышэйшая школа, 2007.
  4. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018.
  5. Шатова А.Т. Деньги. - М.: «Ювента», 2003.
  6. Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.