Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Лепка"

ГБОУ Самарской области СОШ №6 Городского округа Отрадный Самарской области

Центр дополнительного образования детей

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Лепка"

 
Коростелева Любовь Петровна
педагог дополнительного образования 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1.  
 

Пояснительная записка

3

  1.  

Учебно-тематический план

11

  1.  

Содержание программы

14

  1.  

Методическое обеспечение

20

  1.  

Список литературы

22

  1.  

Приложение 1. Календарный учебный график

23

  1.  

Приложение 2. Диагностика образовательных результатов

33

  1.  

Приложение 3. Диагностический инструментарий

38

  1.  

Приложение 4. Методические рекомендации

45

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка» относится к художественной направленности дополнительных общеобразовательных программ.

 

Новизна данной программы заключается в том, что за основу взята новая технология изготовления лепных изделий с дополнительным освоением техник декоративно-прикладного искусства. Такое сочетание способствует более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.

 

Актуальность

 

Программа составлена с учётом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (в качестве методических рекомендаций);
  • Устав образовательной организации ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области. 

В современном мире успешный человек должен быть всесторонне развит. А данная программа через знакомство и приобщение детей к прикладному искусству оказывает влияние на формирование художественного вкуса и открывает простор для последующего совершенствования творческих способностей учащихся. Кроме того, лепка обеспечивает духовно-нравственное и трудовое воспитание учащихся, тем самым, реализуя педагогическую направленность. Также, лепка, как одно из старинных ремесел, направлена на сохранение традиционной культуры.

 

Педагогическая целесообразность

 

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли.

Учебный курс по лепке рассчитан на двухгодичное обучение детей. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке. Для создания лепного изделия используются различные материалы. Самым распространенными материалами для детского творчества является пластилин, глина, соленое тесто.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

Доступности – при реализации предложенной программы учитываются возрастные особенности учащихся; материалы располагаются от простого к более сложному;

Наглядности – для создания атмосферы творчества на занятиях при выполнении заданий предполагается использование визуального художественного ряда.

Деятельностного обучения – важным моментом является то, что учебные занятия взаимодополняемы и имеют практическую направленность. Успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Использование этого принципа заключается в том, что учащимся предлагается на каждом этапе обучения основная и дополнительная литература по темам декоративно-прикладного искусства.

Преемственности – содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения.

 

Цель образовательной программы

 

Раскрытие творческого потенциала личности учащихся посредством декоративно-прикладного искусства «лепка».

 

Задачи программы

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
  • формировать нравственные основы личности, гуманистическое отношение к окружающему миру;
  • формировать потребность личности в непрерывном самосовершенствовании;
  • формировать дружный, творчески сплоченный коллектив;
  • привить любовь к труду и уважение к людям труда.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук;
  • развивать образное и логическое мышление, художественный вкус учащихся;
  • развивать познавательный интерес учащихся.

 

Обучающие:

  • сформировать знания об основных техниках лепки;
  • обучить основам композиции и колористики и применению их в самостоятельных творческих работах;
  • научить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами;
  • сформировать умения работать в различных техниках лепки;
  • расширить знания детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы

 

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 7-10 лет. На обучение принимаются все желающие. Допускается дополнительный набор учащихся в группы второго года обучения по результатам собеседования.

 

Сроки реализации программы

 

Программа рассчитана на 2 года:

1 год – 4 часа в неделю,144 часа в год,

2 год – 6 часов в неделю, 216 часов в год,

Индивидуальные занятия – 4 часа в неделю, 144 часа в год.

 

Форма обучения – очная.

 

Формы занятий

 

В процессе обучения используются следующие формы работы:

Групповая - основная форма проведения занятий. Коллективная деятельность помогает сделать процесс обучения и воспитания более результативным, успешным.

Индивидуальная - предусматривает работу с одарёнными детьми. Педагог может помочь ученику в углубленном изучении предмета.  Данная форма обучения результативна и на ранних этапах ознакомления с предметом, т.к. учащиеся поступают в группы с разным уровнем подготовки.

 

Режим занятий

 

         Учебная нагрузка: 1 год - 4 часа в неделю, 2 год – 6 часов в неделю, индивидуальные занятия – 4 часа в неделю.

Занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.

При такой нагрузке происходит оптимальное получение знаний и закрепление навыков.

Оптимальное количество детей в группе 15 (1 год обучения) и 12 (второй год обучения) человек, так как при большем количестве учащихся педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Индивидуальные занятия – от 2-х о 5-ти человек.

 

 

Ожидаемые результаты

 

Компоненты результата образования

Планируемые результаты

Методы диагностики (формы выявления результатов)

Личностные результаты

Обучающийся должен:

1.    Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы.

2. Различать основные нравственно-этические понятия.

3. Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.).

4.    Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

5.    Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

6.    Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

7.    Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях.

4.  Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

6. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

7. Выполнять задания по аналогии.

 

Регулятивные УУД:

1.  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

5. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

6. Корректировать выполнение задания.

7. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

 

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения 

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

6. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

7. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

8.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

Педагогическое наблюдение, собеседование, педагогический анализ результатов выставок, конкурсов, творческих работ.

Предметные результаты

Обучающийся должен

знать:

  • правила техники безопасности при работе с основным материалом, пластмассовыми ножами, стеками;
  • основы изготовления лепных изделий из различных материалов;
  • способы украшения и росписи лепных изделий;
  • народные промыслы России.

уметь:

  •  делить тесто на части разными способами;
  • выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
  • соединять детали;
  • аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.

Педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, познавательных игр, электронных викторин, педагогическое наблюдение.

 

Способы определения результативности:

  • диагностика личностного роста и продвижения;
  • оформление фотоотчётов;
  • контроль знаний, умений и навыков:

o   вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

o   текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;

o   рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;

o   итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

 

Формы подведения итогов реализации программы

 

По окончании первого года   обучения проводится промежуточная аттестация. Результаты промежуточной аттестации служат основанием для перевода обучающегося на следующий год обучения.

По завершении всего курса программы проводится итоговая аттестация обучающихся.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме выставки, защиты творческой работы, защиты проекта. А также учитываются результаты участия в различных конкурсах.

Документальными формами подведения итогов реализации программы являются карты (таблицы) наблюдений и оценки результатов освоения программы обучающимися.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1 год обучения

 

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Знакомство с пластилином

 

 

 

 

Знакомство с чудо-помощниками: стеки, ножи. Условия безопасной работы. Отработка аккуратного изготовления муляжей из пластилина (точных копий предметов).

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Знакомство с пластилином. «Страна пластилиния».

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Путешествие в страну пластилиния». Викторина.

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Город мастеров». Игра – упражнение.

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Отработка приема лепки: шар, куб, пирамида, овал, цилиндр. Методы соединения детали.

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Игра «чудесные превращения». Продолжение знакомства детей с различными фигурами.

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

2

Зоопарк

 

 

 

 

«Фламинго»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Пальмы», «болотные травы»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Розовый фламинго» - коллективная работа

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

 

«Енот»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Дуб», «лесные травы»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Чудо-лес

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

 

«Медведь»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Медвежья берлога», «Бочка мёда»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

«Зимняя спячка» - коллективная работа

4ч.

0,5ч

3,5ч.

 

«Муравей»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

«Полевые травы», «камни»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

Коллективная работа – «муравейник»

4ч.

0,5ч

3,5ч.

 

«Ворона»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

«Лавочки, скамеечки»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Любопытная ворона»

4ч.

0,5ч

3,5ч.

 

«Пчёлка»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

«Солнышко», «Улей», «Цветок»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Пчелиные хлопоты»

4ч.

0,5ч

3,5ч.

 

«Лягушка»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

«Аист»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

«Гнездо», «Небо», «Облака»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Аист на крыше»

4ч.

0,5ч

3,5ч.

 

«Жираф»

0,5ч.

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Заблудившийся жираф»

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

 

«Еж»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Коллективная работа - «Еж в лесу»

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

 

«Верблюд»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Шатер»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Жираф в пустыне»

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

 

«Дятел»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Воробей»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Подсолнух»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Обед воробья»

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

3

Водный мир

 

 

 

 

Акула

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Водоросли, дно.

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

Коллективная работа - «Добрая акула»

4ч.

0,5ч

3,5ч.

 

«Щука»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Ерш»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Рыбки»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Подводный мир»

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

4

Домашние животные

 

 

 

 

«Кот»

2ч.

0,5ч

1,5ч.

 

«Осел»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Корова»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Двор»

4ч.

0,5ч.

3,5ч.

5

Люди

 

 

 

 

«Бабка»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Дед»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Девочка»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Мальчик»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

«Младенец»

2ч.

0,5ч.

1,5ч.

 

Коллективная работа – «Семья»

6ч.

0,5ч.

3,5ч.

 

Итого:

144ч.

28ч.

116ч.

 

 

2 год обучения

 

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

1

2

2

Солёное тесто

30

10

20

3

Работа с использованием природного материала

12

3

9

4

Соленое тесто

30

10

20

5

Пластилин

12

3

9

6

Соленое тесто

30

10

20

7

Изделия из материала на выбор (пластилин, тесто, глина)

69

23

46

8

Глина

30

10

20

 

Всего:

216

70

146

 

 

Учебно-тематический план

Индивидуальных занятий

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение в программу. Техника безопасности.

2

1,5

0,5

2

Основные приемы лепки. Материалы и инструменты.

4

2

2

3

Фоторамка «Золотая рыбка».

8

1

7

4

Подсвечник «Цветочные мотивы»

6

1

5

5

Панно «Подсолнухи»

12

2

10

6

Медуза и звезда.

8

1

7

7

Забавные рыбки.

8

1

7

8

Осьминог.

4

0,5

3,5

9

Морской конек.

4

0,5

3,5

10

Матрешки.

12

2

10

11

Чучело.

8

1

7

12

Пастушок.

12

2

10

13

Клоун.

12

2

10

14

Дворник.

12

2

10

15

Дама с лисой.

12

2

10

16

Теремок.

8

1

7

17

Оформление работ.

12

2,5

9,5

 

Всего:

144

25

119

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 год обучения

 

Тема

Цель

Теория

Практика

1

Знакомство с пластилином

Ознакомить с правилами поведения в кабинете (мастерской), правилами техники безопасности при работе с инструментами и сформировать интерес к предмету.

Знакомство с многообразием пластилина.

Знакомство с инструментами.

Ознакомление с основными приемами лепки. Освоение приемов лепки из целого куска, и конструктивного метода.

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Виды муляжей предметов. Этапы изготовления муляжей.

Беседа. История возникновения пластилина. Цветовая гамма. Свойства пластилина. Виды пластилина.

Подготовка инструментов к работе. Упражнения с инструментами для изготовления муляжей из пластилина. Упражнения по смешиванию цветовой гаммы. Цветовые эффекты. Применения жесткого и мягкого пластилина. Выполнение узоров.

2

Зоопарк

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида в своих работах.

Строение видов некоторых животных. Особенности. Техника выполнения. Виды соединения деталей. Совершенствование приемов лепки. Цветовая гамма. Особенности построения композиции.  Выдержка пропорций. Устранение ошибок.

Выполнение работ по темам: «Фламинго», «Пальмы», «розовый фламинго», «Енот», «Дуб», «Чудо-лес», «Медведь», «Полевые травы», «Медвежья берлога», «Зимняя спячка», «Муравей», «Ворона», «Лавочки, скамеечки», «Любопытная ворона», «Пчелка», «Солнышко, улей, цветок», «Пчелиные хлопоты», «Лягушка», «Аист», «Гнездо», «Аист на крыше», «Жираф», «Заблудившийся жираф», «Еж», «Еж в лесу», «Верблюд», «Шатер», «Жираф в пустыне», «Дятел», «Воробей», «Подсолнух», «Обед воробья».

3

Водный мир

Научить точно передавать задуманную идею, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно передавать задуманную идею, добиваться выразительности и необычности исполнения работы.

Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

Особенности. Техника выполнения. Виды соединения деталей. Совершенствование приемов лепки. Цветовая гамма. Особенности построения композиции.  Выдержка пропорций. Устранение ошибок.

«Акула», «Водоросли, дно», «Добрая акула», «Щука», «Ерш», «Рыбки», «Подводный мир».

4

Домашние животные

Научить лепить из частей.

выдерживать соотношение пропорций по величине.

Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

Развивать гибкость пальцев рук.

Научить точно передавать задуманную идею, добиваться выразительности и необычности исполнения работы.

 

Выполнение работ по темам: «Кот», «Осел», «Корова», «Двор»,

5

Люди

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида в своих работах.

Научить лепить из частей.

выдерживать соотношение пропорций по величине.

Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

 

Выполнение работ по темам: «Бабка», «Дед», Девочка», «Мальчик»

2 год обучения

Тема

Цель

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Ознакомить с правилами поведения в кабинете (мастерской), правилами техники безопасности при работе с инструментами и сформировать интерес к предмету.

Знакомство с многообразием пластилина.

Знакомство с инструментами.

Ознакомление с основными приемами лепки. Освоение приемов лепки из целого куска, и конструктивного метода.

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Виды муляжей предметов. Этапы изготовления муляжей.

Беседа. История возникновения пластилина. Цветовая гамма. Свойства пластилина. Виды пластилина.

Подготовка инструментов к работе. Упражнения с инструментами для изготовления муляжей из пластилина. Упражнения по смешиванию цветовой гаммы. Цветовые эффекты. Применения жесткого и мягкого пластилина. Выполнение узоров.

2

Соленое тесто

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида в своих работах.

 

 

3

Работа с использованием природного материала

Научить точно передавать задуманную идею, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Научить точно передавать задуманную идею, добиваться выразительности и необычности исполнения работы.

Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

Научить

 

 

4

Соленое тесто

Научить лепить из частей.

выдерживать соотношение пропорций по величине.

Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

Развивать гибкость пальцев рук.

Научить точно передавать задуманную идею, добиваться выразительности и необычности исполнения работы.

 

 

5

Пластилин

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида в своих работах.

Научить лепить из частей.

выдерживать соотношение пропорций по величине.

Формировать навыки аккуратности. Развивать творческое воображение.

 

 

6

Соленое тесто

 

 

 

7

Изделия из материала на выбор

 

 

 

8

Глина

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы занятий

Важный компонент образовательного процесса - использование разнообразных форм учебной деятельности: игр, конкурсов, праздников, экскурсий.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными, и контрольными. Так как дисциплина «Лепка» реализуется посредством декоративно-прикладного искусства, то основным видом деятельности является практическое занятие.  Для реализации программы были поставлены те задачи и выбраны те методы, которые наибольшим образом раскрывают творческий потенциал учащихся.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный: проведение бесед-лекций с использованием наглядного материала помогает лучше усвоить новый материал;
  • репродуктивный: учащиеся изготавливают изделия по образцам;
  • диалогический: диалог между педагогом и учащимся, обсуждение и создание личных комплексных планов. Обеспечивает более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем во время практических занятий.

На занятиях широко применяется приём сенсорного восприятия (лекции, прослушивание аудиозаписей, наглядный материал).

При выборе форм, методов и приемов обучения всегда учитываются возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся

Учебно-методический комплекс

  1. Учебные пособия:
  2. специальная литература;
  • видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиозаписи, необходимые для изучения тем программы);
  • электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).
  1. Дидактические материалы:

Наглядные пособия

  • видеозаписи;
  • книжные иллюстрации;
  • фотографии;
  • предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус);
  • катушки для ниток разных пропорций и размеров;
  • желуди, плоды каштана и т.п.;
  • основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия;
  • лепные программные изделия-образцы;
  • лучшие детские изделия;
  • индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
  • таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
  • альбомы с образцами, фотографиями.

Раздаточный материал

  • карточки с индивидуальными заданиями;
  • бланки тестов и анкет;
  • бланки диагностических и творческих заданий;
  1. Методические материалы
    • планы занятий (в т.ч. открытых);
    • задания для отслеживания результатов освоения каждой темы;
    • задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
    • методические рекомендации к занятиям.

Техническое оснащение занятий

  • просторное, светлое помещение, оснащённое в соответствии с требованиями СанПиН;
  • столы, стулья, шкафы для хранения материалов и инструментов;
  • инструменты: нож (стек), заостренные спички или зубочистки, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки, пластиковые медицинские или кондитерские шприцы;
  • материалы: пластилин, глина, солёное тесто, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки.

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу

  1. Самоанализ работы;
  2. Анализ работ своих сверстников;
  3. Дневник наблюдения;
  4. Выставка внутри объединения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

  1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 2010г.
  2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, «Просвещение» 2011г.
  3. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2014г.
  4. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2012г.
  5. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. - Москва. Искусство 2010г.
  6. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. - Москва, «Просвещение» 2010г.
  7. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2012г.
  8. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 2012г.
  9. Первое сентября" "Начальная школа» с пометкой "Лепка"

 

  1. http://www.paintm.net/
  2. http://www.vestiario.ru/articles/
  3. http://www.handup.ru/page-up38.html/
  4. http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
  5. http://wikipedia.org

Для детей

  1. Белова Ю.А.  Веселый пластилин - М., 2010г.
  2. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2014г.
  3. Лучия Пацци    Фантазии из солёного теста - М., 2010г.
  4. Семёнова А.А. Лепка – М., 2012 г.
  5. Синди Холт Изделия и бижутерия из глины полимерной – Ниола – Пресс 2010г.
  6. Синеглазова Н.А. Соленое тесто Ростов – Дону. Феникс 2014г.

Приложение 1

Календарный учебный график

на 2016-2017 учебный год

детское объединение «Великолепие»

1. Продолжительность учебного года:

  • начало учебного года - 1 сентября (1 год обучения – 16 сентября)
  • окончание учебного года – 31 мая,
  • количество учебных недель – 36.

 

2. Распределение учебного времени по годам обучения

 

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год обучения

 2 занятия по 40 минут

2 раза в неделю

4 часа

144 часа

2 год обучения

 3 занятия по 40 минут

2 раза в неделю

6 часов

216 часов

Индивидуальные занятия

2 занятия по 40 минут

2 раза в неделю

4 часа

144 часа

 

  1. Расписание занятий:

 

Лепка 1 год: Понедельник, Вторник, 8:50-9:30, 9:40-10:20.

Лепка 2 год: Понедельник, Среда, 13:30-14:10, 14:20-15:00, 15:10-15:50.

Индивидуальные занятия: Среда, Пятница, 8:00-8:40, 8:50-9:30.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1год обучения

 

Число, месяц

Тема

Всего часов

 
 

1

 

Знакомство с пластилином

   

 

05.09.16.

Знакомство с чудо-помощниками: стеки, ножи. Условия безопасной работы. Отработка аккуратного изготовления муляжей из пластилина (точных копий предметов).

2

 

 

06.09.16.

Знакомство с пластилином. «Страна пластилиния».

2

 

 

12.09.16.

«Путешествие в страну пластилиния». Викторина.

2

 

 

13.09.16.

«Город мастеров». Игра – упражнение.

2

 

 

19.09.16.

Отработка приема лепки: шар, куб, пирамида, овал, цилиндр. Методы соединения детали.

2

 

 

20.09.16.

Игра «чудесные превращения». Продолжение знакомства детей с различными фигурами.

2

 

2

 

Зоопарк

 

 

 

26.09.16.

«Фламинго»

2

 

 

27.09.16.

«Пальмы», «болотные травы»

2

 

 

03.10.16.

«Розовый фламинго» - коллективная работа

2

 

 

04.10.16.

«Розовый фламинго» - коллективная работа

2

 

 

10.10.16.

«Енот»

2

 

 

11.10.16.

«Дуб», «лесные травы»

2

 

 

17.10.16.

«Чудо-лес»

2

 

 

18.10.16.

«Чудо-лес»

2

 

 

24.10.16.

«Чудо-лес»

2

 

 

25.10.16.

«Медведь»

2

 

 

31.10.16.

«Медвежья берлога», «Бочка мёда»

2

 

 

01.11.16.

«Зимняя спячка» - коллективная работа

2

 

 

07.11.16.

«Зимняя спячка» - коллективная работа

2

 

 

08.11.16.

«Муравей»

2

 

 

14.11.16.

«Полевые травы», «камни»

2

 

 

15.11.16.

Коллективная работа – «муравейник»

2

 

 

21.11.16.

Коллективная работа – «муравейник»

2

 

 

22.11.16.

«Ворона»

2

 

 

28.11.16.

«Лавочки, скамеечки»

2

 

 

29.11.16.

Коллективная работа – «Любопытная ворона»

2

 

 

05.12.16.

Коллективная работа – «Любопытная ворона»

2

 

 

06.12.16.

«Пчёлка»

2

 

 

12.12.16.

«Солнышко», «Улей», «Цветок»

2

 

 

13.12.16.

Коллективная работа – «Пчелиные хлопоты»

2

 

 

19.12.16.

Коллективная работа – «Пчелиные хлопоты»

2

 

 

20.12.16.

«Лягушка»

2

 

 

26.12.16.

«Аист»

2

 

 

27.12.16.

«Гнездо», «Небо», «Облака»

2

 

 

09.01.17.

Коллективная работа – «Аист на крыше»

2

 

 

10.01.17.

Коллективная работа – «Аист на крыше»

2

 

 

16.01.17.

«Жираф»

2

 

 

17.01.17.

Коллективная работа – «Заблудившийся жираф»

2

 

 

23.01.17.

Коллективная работа – «Заблудившийся жираф»

2

 

 

24.01.17.

«Еж»

2

 

 

30.01.17.

Коллективная работа - «Еж в лесу»

2

 

 

31.01.17.

Коллективная работа - «Еж в лесу»

2

 

 

06.02.17.

«Верблюд»

2

 

 

07.02.17.

«Шатер»

2

 

 

13.02.17.

Коллективная работа – «Жираф в пустыне»

2

 

 

14.02.17.

Коллективная работа – «Жираф в пустыне»

2

 

 

20.02.17.

«Дятел»

2

 

 

21.02.17.

«Воробей»

2

 

 

27.02.17.

«Подсолнух»

2

 

 

28.02.17.

Коллективная работа – «Обед воробья»

2

 

 

06.03.17.

Коллективная работа – «Обед воробья»

2

 

3

 

Водный мир

 

 

 

07.03.17.

Акула

2

 

 

13.03.17.

Водоросли, дно.

2

 

 

14.03.17.

Коллективная работа - «Добрая акула»

2

 

 

20.03.17.

Коллективная работа - «Добрая акула»

2

 

 

21.03.17.

«Щука»

2

 

 

27.03.17.

«Ерш»

2

 

 

28.03.17.

«Рыбки»

2

 

 

03.04.17.

Коллективная работа – «Подводный мир»

2

 

 

04.04.17.

Коллективная работа – «Подводный мир»

2

 

4

 

Домашние животные

 

 

 

10.04.17.

«Кот»

2

 

 

11.04.17.

«Осел»

2

 

 

17.04.17.

«Корова»

2

 

 

18.04.17.

Коллективная работа – «Двор»

2

 

 

24.04.17.

Коллективная работа – «Двор»

2

 

5

 

Люди

 

 

 

25.04.17.

«Бабка»

2

 

 

02.05.17.

«Дед»

2

 

 

15.05.17.

«Девочка»

2

 

 

16.05.17.

«Мальчик»

2

 

 

22.05.17.

«Младенец»

2

 

 

23.05.17.

Коллективная работа – «Семья»

2

 

 

29.05.17.

Коллективная работа – «Семья»

2

 

 

30.05.17.

Коллективная работа – «Семья»

2

 

 

 

Итого:

144

 

КАЛЕНДРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2год обучения

Число, месяц

Тема

Всего часов

 
 

1

05.09.16.

Вводное занятие. Техника безопасности.

3

 

 

 

Соленое тесто

 

 

2

07.09.16.

Рамка «Осенний этюд». Эскиз.

3

 

3

12.09.16.

Рамка «Осенний этюд». Лепка.

3

 

4

14.09.16.

Рамка «Осенний этюд». Раскрашивание рамки.

3

 

5

19.09.16.

Рамка «Осенний этюд». Завершение работы.

3

 

6

21.09.16.

Панно «Осенний сад». Эскиз.

3

 

7

26.09.16.

Панно «Осенний сад». Лепка.

3

 

8

28.09.16.

Панно «Осенний сад». Лепка.

3

 

9

03.10.16.

Панно «Осенний сад». Раскрашивание.

3

 

10

05.10.16.

Панно «Осенний сад». Изготовление рамки.

3

 

11

10.10.16.

Панно «Осенний сад». Завершение работы.

3

 

 

 

Работа с использованием природного материала

 

 

12

12.10.16.

Забавные фигурки. Эскизы.

3

 

13

17.10.16.

Забавные фигурки. Начало работы.

3

 

14

19.10.16.

Забавные фигурки. Продолжение работы.

3

 

15

24.10.16.

Забавные фигурки. Оформление работы.

3

 

 

 

Соленое тесто

 

 

16

26.10.16.

Моделирование объемных фигур.

3

 

17

31.10.16.

Конус-основа.

3

 

18

02.11.16.

Фигуры людей. Лепка.

3

 

19

07.11.16.

Фигуры людей. Раскрашивание.

3

 

20

09.11.16.

Фигуры людей. Завершение работы

3

 

21

14.11.16.

Цельные фигуры.

3

 

22

16.11.16.

Составные фигуры.

3

 

23

21.11.16.

Фигуры животных. Лепка.

3

 

24

23.11.16.

Фигуры животных. Раскрашивание.

3

 

25

28.11.16.

Фигуры животных. Завершение работы.

3

 

 

 

Пластилин

 

 

26

30.11.16.

Панно «Здравствуй, гостья, Зима». Эскиз.

3

 

27

05.12.16.

Панно «Здравствуй, гостья, Зима». Начало работы.

3

 

28

07.12.16.

Панно «Здравствуй, гостья, Зима».  Продолжение работы.

3

 

29

12.12.16.

Панно «Здравствуй, гостья, Зима». Завершение работы.

3

 

 

 

Соленое тесто

 

 

30

14.12.16.

Ёлочные украшения. Эскизы.

3

 

31

19.12.16.

Фигурка «Дед Мороз».

3

 

32

21.12.16.

Фигурка «Звезда».

3

 

33

26.12.16.

Фигурка «Избушка».

3

 

34

28.12.16.

Снежинки из соленого теста. Начало работы.

3

 

35

09.01.17.

Снежинки из соленого теста. Завершение работы.

3

 

36

11.01.17.

Клоуны. Лепка.

3

 

37

16.01.17.

Клоуны. Раскрашивание.

3

 

38

18.01.17.

Клоуны. Завершение работы.

3

 

39

23.01.17.

Мини-панно «Поздравляю».

3

 

 

 

Изделия из материала на выбор (пластилин, тесто, глина)

 

 

40

25.01.17.

Эскиз.

3

 

41

30.01.17.

Лепка домика.

3

 

42

01.02.17.

Склейка домика. Раскрашивание.

3

 

43

06.02.17.

Завершение работы домика.

3

 

44

08.02.17.

Сад возле дома.

3

 

45

13.02.17.

Конура для собаки. Собака. Лепка.

3

 

46

15.02.17.

Склейка. Раскрашивание.

3

 

47

20.02.17.

Завершение работы конуры.

3

 

48

22.02.17.

Пруд возле дома. Пруд, утки. Лепка.

3

 

49

27.02.17.

Пруд возле дома. Пруд, утки. Раскрашивание.

3

 

50

01.03.17

Пруд возле дома. Пруд, утки. Завершение работы.

3

 

51

06.03.17.

В гостях у сказки. Дубовый пень. Лепка.

3

 

52

08.03.17.

Дубовый пень. Раскрашивание.

3

 

53

13.03.17.

Дубовый пень. Завершение работы.

3

 

54

15.03.17.

Гномы. Лепка.

3

 

55

20.03.17.

Гномы. Раскрашивание.

3

 

56

22.03.17.

Гномы. Завершение работы.

3

 

57

27.03.17.

«В гостях у сказки». Завершение композиции. Оформление.

3

 

58

29.03.17.

«Вперед в космос!». Композиция.

3

 

59

03.04.17.

«Пришла весна». Композиция.

3

 

60

05.04.17.

«Пасха». Композиция. Начало работы.

3

 

61

10.04.17.

«Пасха». Композиция. Продолжение работы.

3

 

62

12.04.17.

«Пасха». Композиция. Завершение работы.

3

 

 

 

Глина

 

 

63

17.04.17.

Украшения из глины. Эскизы.

3

 

64

19.04.17.

Бусы. Лепка.

3

 

65

24.04.17.

Бусы. Раскрашивание.

3

 

66

26.04.17.

Бусы. Завершение работы.

3

 

67

03.05.17.

Пояс. Лепка.

3

 

68

10.05.17.

Пояс. Раскрашивание.

3

 

69

15.05.17.

Пояс. Завершение работы.

3

 

70

17.05.17.

Браслет. Лепка.

3

 

71

22.05.17.

Браслет. Раскрашивание.

3

 

72

24.05.17.

Браслет. Завершение работы.

3

 

 

 

Итого:

216

 

 

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий.

Лепка.

 

Месяц, число

Тема занятий

Всего часов

1

02.09.16

Введение в программу. Техника безопасности.

2

2

07.09.16

Основные приемы лепки. Материалы и инструменты.

2

 

09.09.16

Основные приемы лепки. Материалы и инструменты.

2

3

14.09.16

Фоторамка. «Золотая рыбка».

2

 

16.09.16

Фоторамка. «Золотая рыбка».

2

 

21.09.16

Фоторамка. «Золотая рыбка».

2

 

23.09.16

Фоторамка. «Золотая рыбка».

2

4

28.09.16

Подсвечник «Цветочные мотивы»

2

 

30.09.16

Подсвечник «Цветочные мотивы»

2

 

05.10.16

Подсвечник «Цветочные мотивы»

2

 5

07.10.16

Панно «Подсолнухи»

2

 

12.10.16

Панно «Подсолнухи»

2

 

14.10.16

Панно «Подсолнухи»

2

 

19.10.16

Панно «Подсолнухи»

2

 

21.10.16

Панно «Подсолнухи»

2

 

26.10.16

Панно «Подсолнухи»

2

 6

28.10.16

Медуза и звезда.

2

 

02.11.16

Медуза и звезда.

2

 

09.11.16

Медуза и звезда

2

 

11.11.16

Медуза и звезда

2

 7

16.11.16

Забавные рыбки

2

 

18.11.16

Забавные рыбки

2

 

23.11.16

Забавные рыбки

2

 

25.11.16

Забавные рыбки

2

 8

30.11.16

Осьминог.

2

 

02.12.16

Осьминог

2

9

07.12.16

Морской конек.

2

 

09.11.16

Морской конек

2

 10

14.12.16

Матрешки.

2

 

16.12.16

Матрешки.

2

 

21.12.16

Матрешки

2

 

23.12.16

Матрешки

2

 

26.12.16

Матрешки

2

 

28.12.16

Матрешки

2

 11

30.12.16

Чучело.

2

 

11.01.17

Чучело.

2

 

13.01.17

Чучело.

2

 

18.01.17

Чучело

2

12

20.01.17

Пастушок.

2

 

25.01.17

Пастушок

2

 

27.01.17

Пастушок

2

 

01.02.17

Пастушок

2

 

03.02.17

Пастушок.

2

 

08.02.17

Пастушок.

2

 13

10.02.17

Клоун.

2

 

15.02.17

Клоун.

2

 

17.02.17

Клоун.

2

 

22.02.17

Клоун.

2

 

01.03.17

Клоун.

2

 

03.03.17

Клоун.

2

14

10.03.17

Дворник.

2

 

15.03.17

Дворник.

2

 

17.03.17

Дворник.

2

 

22.03.17

Дворник.

2

 

24.03.17

Дворник.

2

 

29.03.17

Дворник.

2

15

31.03.17

Дама с лисой.

2

 

05.04.17

Дама с лисой.

2

 

07.04.17

Дама с лисой.

2

 

12.04.17

Дама с лисой.

2

 

14.04.17

Дама с лисой.

2

 

19.04.17

Дама с лисой.

2

16

21.04.17

Теремок.

2

 

26.04.17

Теремок.

2

 

28.04.17

Теремок.

2

 

03.05.17

Теремок

2

 17

10.05.17

Оформление работ.

2

 

12.05.17

Оформление работ.

2

 

17.05.17

Оформление работ.

2

 

19.05.17

Оформление работ.

2

 

24.05.17

Оформление работ.

2

 

26.05.17

Оформление работ.

2

 

 

Итого:

144

Приложение 2

 

Диагностика результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы «_____________»

 

Диагностика результатов обучения по программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого

качества

К-во баллов

Методы

диагностики

Теоретическая подготовка

  1.  Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

1

 

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

 

 

 

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

5

 

максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

10

  1.  Владение специальной терминологией по тематике программы

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

1

 

средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

 

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

10

2. Практическая подготовка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 

 

минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

1

 

Практические занятия, зачёты и т.д.

 

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

5

 

максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

10

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

 

 

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)

1

средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)

5

максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

Креативность в выполнении заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога)

1

Наблюдение, практические занятия, конкурсные и презентационные занятия

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

5

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

 

10

3. Общеучебные умения и навыки

3.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

 

Самостоятельность в подборе и анализе литературе

 

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

1

 

 

Творческие задания по теории, конспекты, рефераты и т.д.

 

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

5

 

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

 

3.2. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

 

 

 

 

 

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи и контроле педагога)

1

 

 

средний уровень (работает с помощью педагога или родителей)

5

максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

10

 

4.Учебно-коммуникативные умения

4.1. Умение слушать и слышать педагога

 

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

 

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

1

 

Наблюдение

 

средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей)

5

максимальный уровень (не испытывает особых трудностей)

10

4.2. Умение конструктивно общаться со сверстниками

 

Сформированность умения конструктивно общаться со сверстниками

 

минимальный уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения в общении, нуждается в постоянной помощи, периодически провоцирует конфликты)

1

средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей, сам в конфликтах не участвует, старается их избежать)

5

максимальный уровень (не испытывает особых трудностей, пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты)

10

5.Учебно-организационные умения

5.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

 

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

1

Наблюдение

 

средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей)

5

максимальный уровень (не испытывает особых трудностей)

10

5.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой)

1

средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½)

5

максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

10

5.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовлетворительно

1

хорошо

5

отлично

10

             

 

Диагностика личностного развития обучающихся в процессе освоения

образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

К-во баллов

Методы

диагностики

  1. Организационно-волевые качества

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

терпения хватает меньше чем на ½ занятия

1

 

Наблюдение

терпения хватает больше чем на ½ занятия

5

 

терпения хватает на все занятие

10

1.2. Воля

 

 

 

 

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

 

волевые усилия обучающегося побуждаются извне

1

Наблюдение

иногда – самим обучающимся

5

всегда – самим обучающимся

10

1.3. Самоконтроль

 

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

обучающийся постоянно находится под воздействием контроля из вне

1

Наблюдение

периодически контролирует себя сам

5

постоянно контролирует себя сам

10

  1. Ориентационные    качества

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

завышенная

1

Наблюдение, собеседование с детьми, родителями

заниженная

5

нормальная

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

 

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

интерес к занятиям продиктован обучающемуся извне

1

 

Наблюдение, собеседование с детьми, родителями

интерес периодически поддерживается самим обучающимся

5

 

интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

10

 

  1. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

периодически провоцирует конфликты

0

Наблюдение, собеседование с детьми, родителями

сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

5

пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

10

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

избегает участия в общих делах

0

Наблюдение

участвует при побуждении извне

5

инициативен в общих делах

10

 

Сводная ведомость

результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы «_____________»

 

Объединение _________________________ Педагог_______________________

Год обучения _________ № группы _____

Вид диагностики (входящая, промежуточная, итоговая)

 

 

п/п

ФИО обучающегося

 

 

Показатели

Средний балл

Результаты обучения

Личностное развитие

 

1. Теоретическая подготовка

2. Практическая подготовка

3. Общеучебные умения и навыки

4. Учебно–коммуникативные    умения

5. Учебно-организационные          умения

 

1. Организационно-волевые качества

2.Ориентационные качества

3. Поведенческие качества

 

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

4.1

4.2

5.1

5.2

5.3

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

3.1

3.2

 

 

 

 

 

 

 

 

     

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минимальный уровень            1 – 4 балла      -  _______чел.   _________%

Средний уровень                      5 – 8 баллов    -  ______ чел.   _________%

Максимальный уровень          9 – 10 баллов   - ______    чел.   _________%

 

Приложение 3

 

Диагностический инструментарий

Методика выявления результативности.

Способы оценивания:

- текущая диагностика и оценка педагогом деятельности обучающегося;

- беседа;

- наблюдение (карта наблюдений);

- анализ практических и самостоятельных работ (в устной форме);

- коллективный разбор ошибок в работах.

Оценка промежуточных результатов.

После выполнения практических работ ученики выполняют проверочные работы, которые сразу на занятии проверяются педагогом, проводится беседа, коллективное обсуждение работ. Либо проводится рейтинг готового изделия.

Оценка итоговых результатов.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса при проведении презентации итоговых работ. На итоговом занятии проходит демонстрация лучших работ учеников.

При подведении итогов по усвоению программы учитывается участие в конкурсах, выставках и т.д.

Оценивание работ осуществляется:

А - высокая степень самостоятельности при выполнении работы, нестандартные подходы к выполнению задания, наличие творческих элементов (5баллов)

В - работа выполнена самостоятельно, в рамках задания. (4 балла)

С - работа выполнена с помощью педагога или товарищей. (3балла)

D - работа не выполнена. (2 балла)

 

Карта наблюдения за проявлениями интереса к занятиям

 

Ф.И.О.

Срез

Критерии проявления интереса

Всего баллов

Приподнятое настроение, возбуждение

Вносит предложения по созданию образов персонажей и т.д.

Вносит предложения по композиции

Проявляет устойчивый интерес

Самостоятельно совершенствует процесс

Работает с материалом

1

Код

I

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

2-5

II

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

2-5

Код

I

II

10

Код

I

II

 

При оценке критериев проявления интереса:

5 баллов – 5-6 «+»

4 балла – 4 «+»

3 балла – 3 «+»

2 балла – 2-0 «+».

Рейтинг готового изделия (работы) (анализ продукта деятельности).

Великолепие

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

• форма передана точно:

• есть незначительные искажения;

• искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

• части расположены верно;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы не верно.

4. Передача пропорций предмета в изделии:

• пропорции предмета соблюдаются;

• есть незначительные искажения;

• пропорции предмета переданы не верно.

5. Композиция:

В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией:

• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;

• есть незначительные искажения;

• пропорциональность разных предметов передана не верно.

6. Передача движения:

• движение передано достаточно четко;

• движение передано неопределенно, неумело;

• изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет:

Этот критерий рассматривает цветовое решение изделия:

• передан реальный цвет предметов;

• есть отступление от реальной окраски;

• цвет предметов передан не верно;

Анализ процесса деятельности.

8. Техника лепки.

В этом критерии рассматривается способность детей использовать различные технические приемы для изготовления своего изделия:

• по частям

• из целого куска

• комбинированным способам

9. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;

• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

• адекватна;

• неадекватна (завышенная, заниженная);

• отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

• к предложенному заданию;

• к процессу деятельности;

• к продукту собственной деятельности.

10. Уровень самостоятельности:

• выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;

• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.

11. Творчество:

• самостоятельность замысла;

• оригинальность изображения;

• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно - 3 балла;

• есть незначительные искажения - 2 балла;

• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 30 баллов, низшее - 10 баллов, промежуточное число может быть разным:

Имя ребенка

Форма

Строение предмета

Передача пропорций предмета в изделии

Композиция

Передача движения, выразительность

Цвет

Техника лепки

Регуляция деятельности

Уровень самостоятельности

Самостоятельность замысла, оригинальность изображения

Общее число балов

 

1

ХХХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ХХХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ХХХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

ХХХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему (пример).

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

• форма передана точно - 3 балла;

• есть незначительные искажения - 2 балла;

• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

В соответствии с критериями определяется уровни творчества детей:

1. высокий уровень;

2. средний уровень;

3. низкий уровень.

В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества (приложение №7).

Уровни

%

Высокий уровень

 

Средний уровень

 

Низкий уровень

 

 

Приложение 4

Методические рекомендации

Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.                                                                                                               Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

3. Поэтапная лепка изделия по нотации.

 

 Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)

5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

 

Навыки, приобретённые учениками:

 

  1. умение свободно владеть лепным материалом.
  2.  знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
  3.  знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
  4.  правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
  5. умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
  6.  умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
  7. развитие мелкой моторики пальцев рук;
  8.  видение пропорций и объемов;
  9.  развитие фантазии и объемного мышления.

 

Предполагаемые результаты.

 

  1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий.
  2. Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
  3. Участие в выставках детского творчества
  4. Распространение технологии за пределами школы.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.

Правила поведения

1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.

2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.

3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.

5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
Для учеников 2-го и более старших классов можно добавить пункты, выражающие этическое отношение ребенка к предмету:

6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи.

7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались, и он стал серым.

8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.

9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.

10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.

11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.

 

Правила подготовки рабочего места перед началом урока

1. Достань принадлежности лепки.

2. Надень рабочую одежду.

3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.

4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места

(за 2–3 минуты до конца урока)

1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.

3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.

5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7. Все принадлежности убери.

Занятие начинается с подготовки пластилина к работе:

1. Отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина.

2. Если пластилин достаточно мягкий, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если пластилин твердый, разрезать кусок на более мелкие, размять их по отдельности и сложить вместе. После этого можно лепить какую-нибудь форму.

Рабочее состояние пластилина – это когда кусок мягкий и податливый, легко гнется и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать – он, наоборот, утолщается.