Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Почемучки"

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования«Дом детского творчества»

 

 

Дополнительная общеобразовательная

(дополнительная общеразвивающая) программа «Почемучки»

 

 

Направленность – естественнонаучная

Уровень программы - базовый

Возраст обучающихся: 7 –10 лет

Срок реализации программы: 1 год (144 часа)

 

Составитель программы:

Артамонова Ирина Николаевна,

педагог дополнительного

Ковылкино – 2021

 

 

Структура программы

 

№ п/п

Наименование раздела/темы

Страница

1

Пояснительная записка программы

3-8

2

Цели и задачи программы

9

3

Учебно-тематический план программы

10

4

Содержание программы

11-19

5

Календарный учебный график

20

6

Календарно-тематический план программы

21-25

7

Планируемые результаты

26

8

Оценочные материалы

27

9

Формы обучения, методы, педагогические технологии

28-30

10

Материально-техническое обеспечение программы

31

11

Информационно-методические материалы

32-35

12

Приложения

36-39

 

1. Пояснительная записка

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.  Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.

Новые образовательные стандарты определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир, исследует его, отсюда в нем развивается личность, которая будет востребована в обществе. Я как педагог считаю, что главная задача моя не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у воспитанников внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Почемучки»:

- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от

29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (от 22.07.2020г.)

- Концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 г.

№ 1726-р;

         - Проект Концепции дополнительного образования детей до 2030 года;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;

        - Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

         - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);

- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г. № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;

- Устав МБУ ДО «Дом детского творчества»;

- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

- Локальный акт МБУ ДО «Дом детского творчества» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ».

Дополнительная  программа «Почемучки» является модифицированной. В ее основу положена авторская программа «Клуб почемучек» С.А. Алексеевой.

Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность программы заключается в том, что любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Новизна дополнительной программы объединения  «Почемучки» заключается в том, что программа предполагает другой стиль общения педагога и обучающихся. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению экологии, а ведет к заинтересованному познавательному интересу, эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Педагогическая целесообразность программы

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа кружка «Почемучки» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Отличительная особенность программы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности. В процессе работы программой предусматриваются коллективные и индивидуальные занятия. Работа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось формирование бытовых навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.

Возраст детей, участников программы и их психологические особенности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Почемучки» является программой с базовым  уровнем обучения и  ориентирована на работу с детьми 7 - 10 лет. Группы формируются из учащихся примерно одного возраста без дифференциации по половому признаку. Количество детей в группе - от 10 до 20 человек. Допускается дополнительный набор обучающихся в течение всего периода обучения.

Все воспитанники делятся на группы в соответствии с возрастом, возрастными особенностями.

Детей    7-8 лет отличает подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Дети     9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. 

Объём и сроки освоения программы

Срок реализации программы – 1 год.

Продолжительность реализации всей программы

  1 год  обучения -144 часа.

Режим занятий

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей (продолжительность учебного часа 45 минут). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с каждой группой детей. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.

 

2. Цель и задачи программы

Цель программы – создать условия для расширения знаний обучающихся об окружающем мире, формирования их познавательной активности, развития самостоятельного поискового, исследовательского мышления. 

 Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • Формировать образ Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
  • Способствовать приобретению знаний, умений, навыков, компетенций в познании окружающего мира.
  • Формировать специальные знания, умения и навыки, необходимых для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов.
  • Формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

Развивающие:

  • Расширять кругозор учащихся.
  • Развивать их воображение и эмоциональную сферу.
  • Укреплять  и развивать  интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.

Воспитательные:

  • Приобщать обучающихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

 

 

 

3. Учебно – тематический план

п/п.

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

 

 

 

 

всего

Теория

практика

 

 

 

 
 

 Введение

1

1

 

Беседа

   

1

Тайны за горизонтом

26

16

10

Проект

 

2

Жили-были динозавры и не только они?

22

14

8

 

Устный опрос

 

 

 

 

3

Тайны камней

24

16

8

 

Практичес кая работа

 

 

 

 

4

Загадки растений

28

22

6

Проект

 

 

 

5

Эти удивительные животные

18

12

6

 

Устный опрос

 

 

 

6

Планета насекомых

18

12

6

 

Проект

 

 

 

 

7

Рекордсмены в природе

4

 

4

 

Проект

 

 

 

8

Заключение.

3

 

3

Проект

 

 

 

ИТОГО:

144

93

51

 

 

 

 

 

4. Содержание программы

Введение (1 ч)

Цель: Создать устойчивую мотивацию к занятиям по ознакомлению с окружающим миром; ознакомить с режимом работы объединения, правилами внутреннего распорядка, расписанием занятий,  техникой безопасности.

Теория: Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

Подведение итогов: беседа.

1. Тайны за горизонтом (26 ч)

        Цель: ознакомить с историей открытий материков и островов (выборочно), с известными путешествиями и путешественниками.

1.1. Острова и материки.

Теория: Острова и материки: большие и маленькие. Существует ли остров похожий на блюдце? Как образовались Гавайские острова?

Практика: Работа с географической картой, атласом.

        1.2. Страны мира

Теория: Страны мира. Самая маленькая страна в мире? Самая большая страна.

Практика: Работа с картой, атласом.

Подведение итогов: практическое задание по карте.

1.3. Изучение прошлого Земли. Движение материков.

Теория: Как изучают прошлое Земли. Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1.4. Великие путешествия в древности.

Теория: Великие путешествия в древности. Как древние находили путь?

Практика: работа с картой.

Подведение итогов: творческое задание. Прокладывание маршрутов.

         1.5. Исследования  материков.

Теория: Исследования материков.  Путешествие Марко Поло. Экспедиции Д. Кука. Открытия русских путешественников

(А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практика: работа с картами атласа.

1.6. Атлантида – сказка или реальность.

Теория: Страна Атлантида: миф или реальность?

          1.7. Что такое семь чудес света?

Практика: Семь чудес света. Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк

Подведение итогов: Создание и защита проекта об одном из семи чудес света.

2. Жили-были динозавры... и не только они (22 ч).

          Цель: ознакомить с особенностями некоторых пресмыкающихся, земноводных, рептилий: внешний вид, места проживания, питание и др.

2.1. Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Где живут «карманные динозавры?

Теория: Драконы и динозавры: сказка или реальность? Виды. Особенности. Герои сказок. «Карманные динозавры».

Практика: пересказ сказок, где главные герои – динозавр, дракон.

Подведение итогов: конкурс рисунков.

          2.2. Крокодилы. Змеи. Черепахи.

Теория: Крокодилы. Змеи. Черепахи. Какое животное первым появилось на суше? Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии?

Практика: просмотр научных документальных фильмов о мире рептилий.

2.3. Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения?

Теория: Ледниковый период. Районы распространения. Последствия пребывания ледника. Меловые отложения. Морены. Мамонты.

        2.4. Какими были первые рыбы? Голубые киты - миф или реальность?

Теория: Первые рыбы. Условия их обитания. Голубой кит – животное, рыба?

Практика: просмотр видеофильма «Какими были первые рыбы»

        2.5. Как улитка строит свой панцирь?

Теория: Улитка – это насекомое или животное? Виды, питание, содержание и уход.

       2.6. Экскурсия в краеведческий музей.

Практика. Экскурсия в городской краеведческий музей.

Подведение итогов: устный опрос-беседа.

3. Тайны камней (24 ч).

Цель: ознакомить с разнообразием камней, особенностями их образования, свойствами, значением и применением.

3.1. Разнообразие камней.  Когда были открыты драгоценные камни? Как образуется золото? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

Теория: Камни. Разновидности камней. Драгоценные камни. Драгоценные минералы для изготовления украшений. Золото, серебро. Малахит: физические и химические свойства.

Практика: работа с коллекциями минералов.

Подведение итогов: работа с коллекцией минералов. Характеристика свойств минералов.

         3.2. Осадочные породы Республики Мордовия. Что такое песок? Опока. Щебень. Галька.

Теория: Осадочные породы: условия образования, свойства, применение. Осадочные породы Мордовии: виды, применение.

Практика. Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Подведение итогов: работа с образцами осадочных пород. Выделение характерных свойств.

         3.3. Айсберг. Что такое коралловый остров?

Теория: Айсберг – плавучая ледяная гора. Какие бывают айсберги. Чем опасны айсберги.

3.4. Сады камней.

Теория: Сад камней – популярное направление в современном ландшафтном дизайне. Особенности каменного сада. Какие камни используют.

3.5. Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха?

Теория: Что такое дольмены? Типы дольменов и их описание. Статуи на острове Пасхи (Моаи (статуя, истукан, рапануйский идол) — каменные монолитные статуи) – достояние планеты.

3.6. Откуда взялись алмазы? Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Теория: Алмазы в природе: как образуются, добыча, месторождения. Применение алмаза в ювелирном искусстве. Бриллианты.

3.7. Загадки янтаря и жемчуга.

Теория: Как образуется янтарь в природе. Загадки образования янтаря. Физические свойства камня. Места добычи. Сфера применения янтаря. Виды жемчуга по форме, происхождению. Свойства жемчуга. Сказания морей: легенды о жемчуге.

3.8. Обыкновенное чудо — соль.

Практика: Определение свойств соли: состав, цвет, запах, вкус, растворитель

Подведение итогов: составление полной характеристики минерала (соль). Выводы.

3.9. Экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

Практика: знакомство с разнообразием горных пород и минералов.

Подведение итогов: устный опрос.

4. Загадки растений (28 ч).

4.1. История открытия удивительных растений.

Теория: История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Как растет банановое дерево?

         4.2. Зачем деревьям кора? Железное дерево

Теория: Кора дерева. Свойства коры. Значение коры для дерева. Железное дерево: свойства древесины. Виды деревьев с твердой древесиной. Парротия персидская. Казуарина. Каркас южный.

4.3. Почему крапива жжется?

Теория: Крапива: общее описание, полезные свойства, состав и полезные вещества, лечебные свойства. Применение. Почему крапива жжется: особенности, полезные и интересные факты.

          4.4. Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

Теория: Распространение растений. Живые сеялки. Эвкалипт: виды,

 распространение, полезные и лечебные свойства, опасные свойства

 эвкалипта.

         4.5. Кактусы.

Теория: Особенности строения, характеристики, условия среды обитания. Приспособительные признаки кактуса и адаптация к условиям обитания. Самые интересные факты о кактусах.

         4.6. История  открытия удивительных растений.

Теория: История  открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Практика: работа с гербариями растений. Просмотр видеофильма «Необычные растения нашей планеты»

Подведение итогов: создание и защита проекта по теме.

         4.7. Лекарственные растения. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений.

Теория: Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практика: работа с гербариями растений.

Подведение итогов: Творческая работа (необычное применение дикорастущих растений)

         4.8. Родина комнатных растений. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Теория: Комнатные растения: виды, свойства, посадка и уход. Овощи и фрукты: внешние признаки, свойства и качества, посадка и уход, польза и вред.

Практика: составление характеристики комнатного растения (в учебной комнате). Пользуясь справочной литературой, интернет.

Подведение итогов: создание и защита проекта по теме.

          4.9. Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой

          Практика: Экскурсия в парк для ознакомления с  растениями нашего пояса.

          Подведение итогов: устный опрос.

5. Эти удивительные животные (18 ч).

5.1. Потомки волка. Чутье обычное и чутье особое.

Теория: Потомки волка. Чутье обычное и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

        5.2. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают.

Теория: Судьба кошки во времена прошлые. Все о кошках: виды, описание, содержание. Почему и как мурлыкают кошки.

         5.3. «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.). Выхухоль

Теория: Какое животное называют «речной лошадью» и почему. Все о бегемотах: внешний вид, виды,  чем питается, враги, характер поведения, образ жизни, места обитания. Эндемик из Красной книги России – выхухоль. Самое странное животное. Внешний вид, характер поведения, образ жизни.

5.4. Красная книга Мордовии.

Практика: работа с интернет, справочной литературой -  сбор материала для проекта о представителях флоры и фауны Мордовии, занесенных в Красную книгу.

Подведение итогов: защита проекта.

          5.5.  Разумные дельфины.

Теория: Дельфины: описание, виды, образ жизни, общение, как спят, как пьют. Охота. Размножение. Разумные дельфины.

5.6. История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Эндемики.

Практика: Работа с интернет-ресурсами, справочной литературой. Сбор информации об эндемиках.

Подведение итогов: создание и защита проекта.

5.7. Необычное рядом.

Теория: Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться всегда домой, органы чувств кошки и т.д)

5.8. Экскурсия в зоопарк или в зоологический музей

Практика: экскурсия в зоопарк или в зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

Подведение итогов: устный опрос.

6. Планета насекомых (18 ч).

        6.1. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Теория: Разнообразие и многочисленность насекомых. Их роль в природе и жизни человека. Бабочки. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

Практика: просмотр видео-фильма «Бабочки. Познавательный фильм для детей и не только…» Беседа по фильму.

Подведение итогов: рассматривание насекомых в коллекции. Характеристика

6.2. Как пауки плетут свою паутину?

Теория: Виды пауков, описания, названия, особенности строения и поведения. Паутина паука: как плетёт, где она образуется, откуда выходит, роль паутины в жизни паука?

6.3. Что происходит с пчелами зимой?

Теория: Пчела: описание, размножение, образ жизни, ареал, питание, враги, как делают мед, интересные факты - «Как и Почему». Где и как зимуют пчелы. Особенности зимовки.

          6.4. Охрана насекомых. Красная книга Мордовии.

Практика: работа с материалами Красной книги Мордовии (онлайн)

Подведение итогов: создание и защита проекта.

          6.5. Обладают ли кузнечики слухом?

Теория: Кузнечик: описание, особенности, виды, среда обитания. Обладают ли кузнечики слухом?

6.6. Почему комар считается злейшим врагом человека?

Теория: Комар: описание, питание, повадки, почему кусаются, размножение, виды. Зачем в природе нужны комары. Польза и вред от укусов комаров.

          6.7. Муравьи и их квартиранты.

Теория: Муравей насекомое: описание, особенности, виды, образ жизни и среда обитания. Квартиранты муравьев.

          6.8. Жуки.

Практика: Жуки. Работа с коллекциями насекомых (онлайн). Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

Подведение итогов: создание проекта о жуках, обитающих в Мордовии.

          7. Рекордсмены в природе. (4 ч)

           7.1. Растения-рекордсмены

Практика: работа с гербариями растений, справочной литературой и интернет-ресурсами – сбор информации для проекта.

Подведение итогов: защита проекта о растениях-рекордсменах.

           7.2. Животные-рекордсмены

Практика: работа со справочной литературой и интернет-ресурсами – сбор информации для проекта. Интересные сведения о животных и их особенностях.

Подведение итогов: защита проекта по теме.

10. Заключение (3ч)

Практика: Что мы узнали и чему научились за год. Выделение самой интересной темы, раздела.

Подведение итогов: создание и защита проекта (тема выбирается обучающимся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год

Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

- количество учебных недель – 36;

- количество учебных дней – 252;

- продолжительность каникул (Письмо «О рекомендуемых сроках каникул в общеобразовательных организациях РМ в 2020/2021 учебном году» от 19.08.2020 № 4041):

– осенние: с 27 октября 2021 г. по 3 ноября 2022 г.;

 - зимние: с 28 декабря 2021 г. по 10 января 2022 г.;

 - весенние: с 26 марта 2022 г. по 3 апреля 2022 г.;

 - летние:  с 31 мая 2022 г. по 31 августа 2022 г.

Дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.

Праздничные дни:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы

7 января - Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

1 мая - Праздник Весны и Труда

9 мая - День Победы

12 июня - День России

4 ноября - День народного единства

В каникулярное время обучение по дополнительной программе продолжается. В официальные праздничные дни обучение не ведется.

 

 

 

6. Календарно-тематический  план

№ п/п

Раздел/тема

Тео рия

Прак тика

Всего часов

Пла нируемая дата

Факти чес кая дата

Фор ма конт роля

 

Вводное занятие.

1

 

1

 

 

Беседа

1

Тайны за горизонтом

16

10

26

 

 

 

1.1.

Острова и материки: большие и маленькие. Существует ли остров похожий на блюдце? Как образовались Гавайские острова?

4

2

6

 

 

 

1.2.

Страны мира. Самая маленькая страна в мире? Самая большая страна.

2

2

4

 

 

Работа с картой

1.3.

Как изучают прошлое Земли Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

2

 

2

 

 

 

1.4.

Великие путешествия в древности. Как древние находили путь?

2

2

4

 

 

Твор ческое зада ние

1.5.

Открытия материков. Путешествие Марко Поло. Экспедиции Д. Кука. Открытия русских путешественников

(А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

4

2

6

 

 

 

1.6

Атлантида – сказка или реальность.

2

 

2

 

 

 

1.7.

Что такое семь чудес света?

 

2

2

 

 

Защи та про екта

2

Жили-были динозавры и не только они?

 

14

8

22

 

 

 

2.1

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Где живут «карманные динозавры?

2

2

4

 

 

Кон курс рисун ков

2.2

Крокодилы. Змеи. Черепахи. Какое животное первым появилось на суше? Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии?

4

2

6

 

 

 

2.3

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения?

4

 

4

 

 

 

2.4

 Какими были первые рыбы? Голубые киты - миф или реальность?

2

2

4

 

 

 

2.5

Как улитка строит свой панцирь?

2

 

2

 

 

 

2.6

Экскурсия в краеведческий музей

 

2

2

 

 

Уст ный опрос

3

Тайны камней

 

16

8

24

 

 

 

3.1.

Разнообразие камней.  Когда были открыты драгоценные камни? Как образуется золото? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

4

2

6

 

 

Работа с коллекцией полез ных ископаемых

3.2.

Осадочные породы Республики Мордовия. Что такое песок? Опока. Щебень. Галька.

2

2

4

 

 

Работа с коллекцией полез ных ископаемых

3.3.

Айсберг. Что такое коралловый остров?

2

 

2

 

 

 

3.4.

Сады камней.

2

 

2

 

 

 

3.5.

Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха?

2

 

2

 

 

 

3.6.

Откуда взялись алмазы? Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

2

 

2

 

 

 

3.7.

Загадки янтаря и жемчуга.

 

2

 

2

 

 

 

3.8.

 Обыкновенное чудо — соль.

 

2

2

 

 

Прак тичес кая работа.

3.9.

Экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов

 

2

2

 

 

Уст ный опрос

4

Загадки растений

 

22

6

28

 

 

 

4.1.

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Как растет банановое дерево?

4

 

4

 

 

 

4.2.

Зачем деревьям кора?

Железное дерево

2

 

2

 

 

 

4.3.

Почему крапива жжется?

2

 

2

 

 

 

4.4.

Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

2

 

2

 

 

 

4.5.

Кактусы.

2

 

2

 

 

 

4.6.

История  открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

2

2

4

 

 

Проект

4.7.

Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

4

2

6

 

 

Прак тичес кая работа с герба риями

Твор ческая работа

4.8.

Родина комнатных растений. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

2

2

4

 

 

Проект

4.9

Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой

(Экскурсия в парк для ознакомления с  растениями нашего пояса).

2

 

2

 

 

Уст ный опрос

5

Эти удивительные животные

12

6

18

 

 

 

5.1

Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

2

 

2

 

 

 

5.2

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают.

2

 

2

 

 

 

5.3

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.). Выхухоль

 

2

 

2

 

 

 

5.4

 Красная книга Мордовии.

 

2

2

 

 

Проект

5.5

Разумные дельфины

 

2

 

2

 

 

 

5.6

 История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Эндемики.

 

 

2

2

 

 

Проект

5.7

Необычное рядом. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться всегда домой, органы чувств кошки и т.д)

4

 

4

 

 

Проект

5.8

Экскурсия в зоопарк или в зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

 

2

2

 

 

Уст ный опрос

6

Планета насекомых

 

12

6

18

 

 

 

6.1.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

 

2

2

4

 

 

Прак тичес кая работа с коллекцией насекомых

6.2.

Как пауки плетут свою паутину?

2

 

2

 

 

 

6.3.

Что происходит с пчелами зимой?

2

 

2

 

 

 

6.4.

Охрана насекомых. Красная книга Мордовии.

 

 

2

2

 

 

Проект

6.5.

Обладают ли кузнечики слухом?

 

2

 

2

 

 

 

6.6.

Почему комар считается злейшим врагом человека?

2

 

2

 

 

 

6.7.

Муравьи и их квартиранты.

 

2

 

2

 

 

 

6.8.

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

 

 

2

2

 

 

Проект

7

Рекордсмены в природе

 

4

4

 

 

 

7.1.

Растения-рекордсмены

 

2

2

 

 

Проект

7.2.

Животные-рекордсмены

 

2

2

 

 

Проект

8

Заключение. Подведение итогов.

 

3

3

 

 

Проект

 

ИТОГО:

93

51

144

 

 

 

 

 

 

7. Планируемые результаты освоения программы

         После прохождения программы обучающиеся должны:

Знать:

- историю важных открытий географических объектов;

- великих путешественников и их вклад в изучение Земли;

- представителей животного и растительного мира прошлого и настоящего, их основные особенности происхождения, обитания и др;

- тайны некоторых камней;

- загадки растений, животных и насекомых;

- представителей фауны и флоры Мордовии, занесенных в Красную книгу.

Уметь:

- принимать информацию и уметь её анализировать;

- работать с научно-художественной, справочной, энциклопедической

литературой, интернет-ресурсами;

- применять полученные знания на практике;

- составлять рассказы, характеристики любого объекта из мира природы;

- делать зарисовки понравившихся сюжетов;

-  развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память.

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Оценочные материалы

Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения.

 • Входной контроль проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений. Формы проведения: беседа, анкетирование, тест.

 • Промежуточный контроль проводится в декабре и осуществляется для отслеживания уровня усвоения материала программы и корректировки процесса обучения. Контроль проводится в форме теста, зачетного творческого задания по разделу, выполнения практического задания по коллекциям растений, полезных ископаемых, создания и защиты проекта, устного опроса по результатам экскурсии.

 • Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его цель – выявить усвоенный уровень знаний и умений, предусмотренных программой. Итоговый контроль проводится в форме зачета или защиты проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Формы обучения, методы,  педагогические технологии

Формы организации образовательного процесса:

Групповая, парная, индивидуальная.

Формы организации учебного занятия

Традиционные формы организации деятельности  в учебном процессе:

- Рассказ;

- Беседа;

- Экскурсия;

- Устный опрос;

- Практическая работа

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

- Презентация объекта или явления;

- Защита проекта

Педагогические технологии.

                   В системе работы по естественнонаучному образованию прослеживается чёткая обоснованность целей, задач, содержания, использования методов, форм и приемов, тогда непростые природоведческие понятия становятся детям понятны и естественны. При такой работе ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.

                    Деятельность обучающихся на занятиях является показателем развития умения самостоятельно учиться, умения рассуждать и доказывать. На этом этапе технологии сотрудничества присутствуют на каждом занятии.

                   Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе: это физкультурные минутки (ритмические, танцевальные, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика), физкультурные паузы (общеразвивающие упражнения, двигательные действия и задания, гимнастика ума и др.)

                       Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

                     Методика разноуровневого обучения снижает количество слабоуспевающих детей и повышает возможность индивидуального развития каждого ребёнка и его интеллектуального роста.

           Игровые технологии помогают строить учебный процесс и воспитательную работу. Усиливают социализацию личности, ведут к тому, что обучающийся чувствует себя не только полноценным членом объединения, но и субъектом всей учебно – воспитательной деятельности. Умело подбирая материал к занятиям, коллективным работам можно добиться высоких результатов. Ребята чувствуют, что существует свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наибольшего успеха, возможного самовыражения.

 Особенности организации образовательного процесса – образовательный процесс реализуется в очной форме.

Методы обучения:

- словесный, наглядный, практический;

- объяснительно – иллюстративный;

- частично – поисковый;

- исследовательский, проблемный;

- игровой, дискуссионный, проектный.

Методы воспитания:

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Учебно - методическое обеспечение программы.

1. Учебные и методические пособия для педагога:

 • Список литературы для педагога;

 • Интернет - источники.

2. Система средств обучения (Организационно-педагогические средства):

 · Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки»

· Подборка заданий творческого характера

Дидактический материал:

- Коллекции полезных ископаемых, камней.

- Гербарий лекарственных растений.

- Раздаточный материал: карточки с фотографиями растений и животных.

DVD Уроки Кирилла и Мефодия «Начальная школа» (анимированные интерактивные игровые упражнения)

Электронные – образовательные ресурсы самостоятельно созданные:

Тематические презентации

3. Система средств контроля результативности обучения

· Задания для вводного, промежуточного и итогового контроля.

· Промежуточные тесты для проверки теоретических знаний усвоения программы.

· Мониторинг личных достижений детей (по результатам участия в конкурсах различного уровня).

 

 

 

 

10. Материально-техническое обеспечение программы

Для организации учебного процесса имеется:

- учебное  помещение (кабинет) 35 кв.м. в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН;

- качественное электроосвещение;

- столы и стулья (количество соответствует количеству обучающихся);

- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

- канцелярские принадлежности.

Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы.

Перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимых для реализации программы:

Инструменты

Коли чество

материалы

количество

микроскоп

1

дидактический материал для проведения занятий и педагогического контроля за­нятий учащихся;

10

Компьютер

1

коллекции минералов

1

Мультимедийный проектор

1

географические, карты России и республики

3

Экран

1

глобус

1

Компасы

10

тетради, ручки, карандаши, фломастеры, альбомы, пластилин

10 комплектов

   

картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, гвозди, скотч

 

Термометры

5

дидактические игры, кроссворды, викторины

5

   

гербарии

2

Информационное обеспечение:

- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)

- Плешаков «Атлас – определитель».

– аудио-, видео-, фото-, фонды школьной и сельской библиотек

11. Список литературы

Для педагога:

- Акимушкин, И.П. Мир животных/ И.П. Акимушкин.- М., 2011.

- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 2008. 240с.

- Брэм А.Э. Энциклопедия «Жизнь животных» / А.Э.Брэм.- Москва «Терра» - «ТЕРРА», 2012.

- Горощенко В.П. Природа и люди/ В.П. Горошенко.- М., 2006.

- Григорьев А.Г. Секретные заложники/ А.Г. Григорьев.- Томск, 2016, 241с.

- Дитрих А. Почемучка.Л./А. Дитрих, С. Юрмин , Н. Кошурникова Н.- М, 2007

- Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Елкина, О.В. Мариничева.- Ярославль, 2006

- Плешаков А.А. Они должны жить. Млекопитающие/ А.А. Плешаков.- М., 1984

- Плешаков А.А. Зелёные страницы/ А.А. Плешаков. – М: Просвещение, 2007.

- Плешаков А.А. Они должны жить. Птицы/ А.А. Плешаков.- М., 2014

- Плешаков А.А. Природа/ А.А. Плешаков.- Издательство Вентана – Граф, 2006

- Плешаков А.А. От земли до неба// Атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

- Плешаков А.А. Зеленый страницы/А.А. Плешаков.- М., 2011

-  Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики/ Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений// А.А. Плешаков. А.А. Румянцев.- М., 2012

Список литературы для детей:

 

- Брюс Джим «100 вопросов и ответов. Животные»/Джим Брюс, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин. - М.:ЗАО “Росмэн”, 2006. 

- Большая энциклопедия животного мира.- М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007. 

- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001. 

- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005. 

- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009 

Ресурсы Интернет:

1.​ Материалы о насекомых [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bugdreams.com/ 

2.​ Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zooclub.farpost.com 

3.​ Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bratcev.chat.ru/index.html 

4.​ Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bober.ru/ -

5.​ Атлас рыб. Описания, ссылки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi 

6.​ Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nature.ok.ru/ -

7.​ Совершенная жизнь - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа:.​ http://plife.chat.ru/ 

8.​ Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:​ http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ 

9.​ Зооклуб - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zooclub.ru/ -

10. Видеофильм «Какими были первые рыбы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1605690607177444-1604335113257301754300107-production-app-host-man-web-yp-201&wiz_type=vital&filmId=28208023377569340

11. Все о бегемотах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pointeresam.ru/fact/neveroyatno-interesnye-fakty-o-begemotax

12. Энциклопедия животных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://faunistics.com/begemot/

13. Экзотические животные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krasnouhie.ru/vyxuxol-foto-opisanie-reliktovogo-zhivotnogo.html

14. Дельфины: описание, виды, образ жизни, общение, как спят, как пьют, фото и видео - «Как и Почему». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/kipmu.ru/s/delfiny/

15. Nauka.Club | Образовательный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://nauka.club/okruzhayushchiy-mir/babochki.html

Паразиты в доме. Пауки. https://yandex.ru/turbo/parazitdoma.ru/s/drugie-parazity/kak-pauk-pletet-pautinu

16. Животный мир. Сайт о животных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://givotniymir.ru/vidy-paukov-opisanie-nazvaniya-foto-osobennosti-stroeniya-i-povedeniya-vidov-paukov/

17. Пчела: описание, размножение, образ жизни, ареал, питание, враги, как делают мед, интересные факты - «Как и Почему». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/kipmu.ru/s/pchela/

18. ТараКлоп. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://taraklop.ru/osy-i-shershni/kak-zimuyut-pchely/

19. Сайт о животных: Живность.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://givnost.ru/kuznechik-nasekomoe-opisanie-osobennosti-vidy-i-sreda-obitaniya-kuznechika/

20. Детская энциклопедия Потому.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://potomy.ru/fauna/2456.html

21. Domovreditel.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://domovreditel.ru/komary/zachem-nuzhny-komary

22. За партой (образовательный портал для педагогов, учеников, студентов). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai/publ/biologija/udivitelnaja_ehntomologija/kvartiranty_muravev/31-1-0-759

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Правила работы с микроскопом

1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.

2. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
5. При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуйтесь винтом.
6. После работы при помощи винтов поднимите тубус. Проверьте, чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым маленьким увеличением. Снимите препарат с предметного столика. Микроскоп приведите в нерабочее положение.

Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

 

 

Приложение 2.

Правила работы с гербариями

При работе с гербарными образцами необходимо придержи­ваться следующих правил:

1. Гербарные листы должны лежать горизонтально.

2. Перекладывать гербарные листы можно только один по­верх другого в горизонтальном положении, не листая их как книгу.

3. Брать гербарные листы всегда только двумя руками.

4. Для работы брать из пачки (папки) только один гербарный лист, остальные аккуратно отложить в сторону.

5. Нельзя переворачивать гербарный лист.

6. Нельзя на гербарный лист класть какие-либо предметы (учебники, книги и др.) или облокачиваться на него.

7. Нельзя вынимать из середины целой пачки отдельные лис­ты или обложки, а также вкладывать обратно, так как при этом можно повредить целостность гербария. При необходимости мож­но переложить часть пачки до нужного гербарного листа и, взяв его, заметить закладкой место.

8. По окончании работы с гербарным листом его необходимо аккуратно вложить в папку согласно порядкового номера.

9. Гербарные листы в папке (пачке) необходимо вернуть в гербарный шкаф или сдать ответственному лицу.

10. Гербарии следует хранить в специальных жестких папках.

11. Нельзя писать, чертить на гербарномлисте или на его обратной стороне.

12. Только с разрешения преподавателя, обламывать какие-либо части гербария для исследования.

13. Для работы с гербарием необходимо иметь ручную или бинокулярную лупу, препаровальные инструменты, бумагу для записей, определитель растений и т. д.

 

 

Приложение 3

 

План характеристики полезного ископаемого

1. Название.

2. Состав.

3. Свойства: цвет, блеск;

твёрдость, сыпучесть, хрупкость, вязкость;

тяжелее или легче воды; горючесть.

4. Место добычи.

5. Использование в народном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Порядок изучения растения

1. Как называется растение?

2. Дерево, кустарник или травянистое растение?

3. Определи и назови растение.

4. Какие листья у растения, какие цветки, плоды?

5. Попытайся определить, как рассеиваются семена у растения.

6. Вспомни, где ты видел это растение в природе: на лугу, в поле, в лесу, в водоёме, в огороде?

7. Как его использует человек?