Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир русской деревни»
МБУ ДО ЦДО с. Русский Камешкир
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Мир русской деревни»
Володина Римма Григорьевна
педагог
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир русской деревни» авторская, художественной направленности и апробирована в Центре дополнительного образования села Русский Камешкир. Она была принята на педагогическом совете МБУ ДО ЦДО села Русский Камешкир в 2016 году. В 2020 году внесены изменения в структуру программы в связи с действующими нормативными документами:
Нормативно – правовые основы
-
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-
Стратегии развития воспитания граждан РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г.);
-
Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-
Указа Президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года»;
-
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Локальных актов и Устав МБУ ДО ЦДО с. Русский Камешкир.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир русской деревни» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры.
Главенствующую роль в ней играет традиция как способ аккумуляции, кодирования, сохранения и трансляции жизненно важной информации. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность и «живую связь» поколений.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир русской деревни»: в духовно-нравственном воспитании детей, становление их культурной идентичности как основы развития гражданского общества.
Программа предлагает учащимся участие в творческих пробах освоения фольклорного творчества. Для родителей программа актуальна, т к. направлена на культурологическую безопасность детей: пропаганда самобытности и обращение к традициям своего народа.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир русской деревни»:
Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности детей, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя исполнителем, творцом. Систематизация целей и задач программы помогает поступенно на разных уровнях обучения реализовывать идеи гармонического развития личности, ее творческих способностей. В программе воедино слиты знания, умения, навыки, отслеживаемые различными видами контроля.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир русской деревни»:
В данной общеобразовательной общеразвивающей программе впервые уделено внимание народной семейной педагогике. Первоосновой всей духовной культуры всегда была и должна оставаться ячейка общества - семья. Семейная педагогика русского народа основана, прежде всего, на подражании положительному примеру, основах домашнего строя, строгой иерархии и в то же время инициативе. Народные педагогические приемы предназначались для детей самого раннего возраста. В былые времена ребенок к 6 годам, играя, познавал жизнь, потому что игра, как «проживание» жизни, есть не что иное, как обучение всему, что умеют взрослые, как приучение воспитанников к традициям своего народа. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры.
Отличительной особенностью данной программы является:
-
наличие регионального компонента, содержание которого охватывает историю традиционную культуру, быт жителей Камешкирского района
-
особое внимание уделяется изучению народных традиций малой родины, основанных на материалах районного историко - краеведческого музея.
-
включение ребёнка в различные виды деятельности вместе со взрослыми (родителями, старожилами, ветеранами и др.)
-
программа предполагает проигрывание народных праздников и обрядов, где можно узнать о порядке элементов праздника, его ходе, традиционном стиле и поучаствовать в нём через ролевые игры.
Основные идеи программы:
-
народные традиции и обычаи родного села, приобщение детей к культуре народного слова, мелодии, танца являются фактором формирования гражданской идентичности ребёнка;
-
только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребёнка, особенно младшего и среднего школьного возраста;
-
наиболее эффективный путь, ведущий к знанию – это включение ребёнка в различные виды деятельности (образовательную, трудовую, празднично – игровую и т.д.).
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир русской деревни»:
Развитие у детей эмоционально-положительного отношения к русской традиционной культуре через предлагаемый вид деятельности.
Задачи :
-
познакомить с историей народного хорового (фольклорного) творчества Пензенской области, России;
-
сформировать исполнительские навыки в области вокально- хорового пения;
-
обучить навыкам бережного отношения к своему голосовому аппарату, познакомить со здоровьесберегающими технологиями по сохранению и развитию детского голоса ;
-
развить музыкальные способности: музыкальный слух, голос, чувство метроритма, навыки пения в ансамбле;
-
развивать активное восприятие музыки посредством вокала;
-
развивать творческие исполнительские и импровизационные способности, свойственные носителям народного музыкального творчества;
-
развивать психологические способности: память, внимание, мышление;
-
обучить основам сценического движения;
-
научить работе с информационными порталами.
-
воспитывать творческую активную личность, уважающую культуру
-
русского и других народов;
-
воспитывать потребности использования полученных знаний в
-
творческом саморазвитии;
-
прививать основы семейного нравственно-эстетического воспитания, позитивное видение семейной жизни;
-
сохранять и активно пропагандировать региональное культурное наследие;
-
cформировать у учащихся социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
-
сформировать умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, ответственность за творческий результат.
Программа предполагают занятия с детьми, начиная с 7 лет до 17 . Такой возрастной диапазон учтён при создании структуры объединения «Росинка». В объединении нет специального отбора детей. На первом и втором этапе обучение осуществляется с полной группой, а на третьем году обучения производится деление на две группы: более полно освоивших материал и менее. Все дети обязательно прослушиваются педагогом с целью определения начальных музыкальных данных каждого и содержания индивидуального плана работы с ребенком.
Основной контингент учащихся - дети с незначительными музыкальными способностями.