Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИОЛОГИЯ В ФАКТАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр естественных наук"

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИОЛОГИЯ В ФАКТАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ»

 

Коркина Наталья Андреевна

педагог ДО

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
 
1.1 Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Биология в фактах и экспериментах» естественнонаучной направленности.
Уровень освоения – стартовый.
Объем программы: 216 часов, нагрузка на группу 6 часов в неделю.
Срок освоения: 1 год обучения (36 недель).
Режим занятий: 40 мин.
Адресат программы: обучающиеся 13 - 14 лет (7 - 8 класс)
Программа разработана для обучающихся среднего школьного возраста. Группы, обучающиеся могут быть разновозрастные.
Содержание программы направлено на развитие интереса к познанию естественных природных процессов, способности занимать исследовательскую позицию, освоение обучающимися азов исследовательской деятельности и предпрофильных навыков, как основы профильного обучения в области биологии на теоретическом и практическом уровнях, через осуществление индивидуальной опытно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- ч. 5 ст. 12 Федеральный закон №273-ФЗ;
- ч. 4 ст. 75 Федерального закона №273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»);
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242;
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;
- Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр естественных наук».
Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием традиционного лабораторного оборудования.
Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить обучающихся общим приемам современной научной деятельности, т.е. коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.
Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство обучающегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.
Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с микроскопом и учится проводить простейшие исследования с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. 
При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в процессе обучения создаются условия к формированию у обучающихся целостной картины мира, воспитанию людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. На занятиях формируются умения безопасного обращения с объектами, используемыми в повседневной жизни. В плане содержания это означает значительно более продуктивные метапредметные связи на всем пути прохождения обучающегося естественнонаучных предметов (экологии, географии, физики, химии).
Реализация данной программы позволяет повысить у обучающихся познавательный интерес к предмету биология.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что программа раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования биологических знаний. Лабораторные занятия проводятся с использованием современного оборудования. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать и вести исследовательскую, проектную работу. В программу внедрены компьютерные технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень подготовки обучающихся.
Цель программы – расширение биологических знаний, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Программа построена так, что ребенок может научиться исследовать, непосредственно участвовать в подборе темы и выполнении исследовательской работы, самостоятельно изучить основные понятия и этапы исследовательской работы, через поисково-познавательную деятельность, а также приобрести навыки по оформлению и презентации исследовательской работы.
 
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
  • усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов микробиологии, цитологии и других биологических наук;
  • изучение методов научно-исследовательской деятельности;
  • изучение закономерностей микроорганизмов.
Развивающие:
  • овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками работы с микроскопом, микропрепарирования;
  • развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы обучающихся;
Воспитывающие:
  • воспитание ответственного отношения к природе родного края, ориентированного на практическую деятельность по защите окружающей среды;
  • формирование навыков здорового образа жизни.
Исследовательские:
  • умение проектировать и проводить эксперименты;
  • осуществлять исследования жизнедеятельности микроорганизмов;
  • раскрывать роль исследовательской деятельности в познании науки;
  • находить и выделять научную информацию о существующих современных данных науки о микромире.
1.2 Формы и методы обучения
 
Форма занятий: беседа, игра, биологический эксперимент, лабораторные опыты, научные конференции, творческая работа, викторина, проектная работа и теоретические занятия.
При реализации программы особое внимание уделяется целостному восприятию окружающего мира в области микробиологии, который скрывает много тайн и загадок. У обучающихся в ходе реализации данной программы будут сформированы знаний в области цитологии, формирование навыков практического использования лабораторного оборудования при проведении практикумов, развитие поисковых, исследовательских навыков. Программа направлена на развитие познавательного интереса в биологической науке на примере изучения тайн самых простых и обычных для человека вещей, воспитание бережного отношения к природе.
Для развития познавательного интереса используются: теоретические (лекции), семинарские и практические занятия, ролевые игры, лабораторные работы. Используя дополнительную литературу, иллюстративный материал (схемы, электронные фотографии, микропрепараты) на семинарских и практических занятиях обучающиеся непосредственно учатся или совершенствуют умение работать с информацией и анализировать её.
Контроль знаний осуществляется с помощью познавательных задач и тестовых заданий. При изучении отдельных тем, обучающиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Каждый обучающийся в ходе освоения программы разработает и подготовит собственный проект или исследование, с которым он выступит на заключительных занятиях. В конце каждого раздела предусмотрено итоговое занятие, на котором обучающиеся подведут итоги изучения темы или модуля, систематизируют и конкретизируют полученные знания.
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и навыков познавательной деятельности:
  • поиск и работа с разнообразными источниками информации;
  • выделение фактов и доказательств;
  • анализ необходимой информации с целью её достоверности;
  • умение находить правильное решение.
Диагностика сформированных знаний, умений и навыков проводится в начале, середине и конце учебного года.
В процессе занятий в объединении «Мир Левенгука» ведущими методами и приемами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
  • метод словесной передачи и слухового восприятия информации;
приемы: беседа, рассказ, дискуссия, выступление;
  • метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, оценивание выступления, составление схем и таблиц, лабораторные опыты с применением современного оборудования;
  • метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрения, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, заинтересованность результатами работы;
  • метод контроля;
приемы: наблюдения, анализ выступлений, выступления на занятиях, защита проекта.
1.3. Учебный план
 
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Теория
Практика
Всего
1
Введение
2
 
2
Входная диагностика
1.1
Биология как наука
2
 
2
Беседа
2
Научные открытия
2
 
2
Текущая аттестация
2.1
Ученые-биологи и их открытия
2
 
2
Беседа
3
Увеличительные приборы
4
2
6
Текущая аттестация
3.1
Устройство микроскопа

 

1
1
2
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
3.2
Приборы и оборудование
2
 
2
Беседа
3.3
Микропрепараты
1
1
2
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4
Происхождение жизни
13
21
34
Текущая аттестация
4.1
Что было раньше: яйцо или курица?
2
4
 
Беседа, Презентация
4.2
Происхождение человека
2
 
 
Беседа, Презентация
4.3
Что скрывает почва?
1
1
 
Беседа, Презентация, Лабораторный практикум
4.4
Всё о клетке
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.5
Микробиология и что она изучает
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.6
Инфекционные агенты - что они замышляют?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.7
Бактерия – друг или враг?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
4.8
Решение занимательных задач
 
4
 
Практическая работа
5
Растения
16
30
46
Текущая аттестация
5.1
Всё о растениях
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.2
Ламинария, спирулина и другие
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.3
В мире лишайников
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.4
«И ни рыба и ни мясо»
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.5
Первые растения вышедшие на сушу
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.6
Какие бывают деревья?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.7
Чем болеют растения?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
5.8
Экологические группы растений
2
 
 
Беседа
5.9
Решение нестандартных и экспериментальных задач
 
4
 
Практическая работа
6
Животные
30
60
90
Текущая аттестация
6.1
Внутренние враги человека и животных
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.2
Мир губок
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.3
Враги в лесу
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.4
Одежду не шьют, а ткать - ткут
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.5
Многообразие насекомых
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.6
Любят тёплые деньки в мае майские…
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.7
Не птички, а с крыльями
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.8
Букашка маленькая, да удаленькая
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.9
Эти удивительные моллюски
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.10
Кто проживает на дне водоёмов?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.11
Животные не водные и не совсем земные
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.12
Секреты пернатого мира
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
6.13
Кто такие звери?
2
4
 
Беседа, Презентация, Лабораторный практикум
6.14
Этология животных и людей
2
4
 
Беседа, Лабораторный практикум
6.15
Экологические группы животных
2
 
 
Беседа
6.16
Решение нестандартных и экспериментальных задач
 
4
 
Практическая работа
7
Человек
6
12
18
Текущая аттестация
7.1
Наука о жизнедеятельности организмов
2
4
 
Беседа, Лабораторный практикум
7.2
Наука об устройстве организма
2
4
 
Беседа, Лабораторный практикум
7.3
Кто такие гены?
2
4
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8
Окружающая среда
10
8
18
Текущая аттестация
8.1
Можно ли выжить в космосе?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.2
Кого можно найти в пещере?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.3
Что скрывает водная среда?
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.4
Сезонные явления в природе
2
2
 
Беседа, Презентация Лабораторный практикум
8.5
Флора и фауна ЯНАО
2
 
 
Беседа, Презентация
Итого:
83
133
216
 
 
1.4 Планируемые результаты освоения программы
 
Результаты освоения программы " Биология в фактах и экспериментах" включают:
Предметные результаты:
  • умение различать и приводить примеры объектов предмета биологии в окружающем мире;
  • умение изучать биологические объекты;
  • умение работать со световым микроскопом и электронным микроскопом;
  • умение изготавливать простейшие микропрепараты;
  • знания отличительных признаков основных групп грибов;
  • знания цветочных культур, особенностях их строения;
  • знание некоторых отличительных признаков основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • осознание места человека и его роли в биосфере;
  • знание органов чувств и способы сохранения здоровья;
  • умение соблюдать правила поведения в природе;
  • умение вести наблюдения, сравнивать, анализировать, делать выводы;
 
Личностные результаты:
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей, с позиции "хорошо" или "плохо";
  • проявление активности в изучении окружающего мира;
  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести, способности к пониманию и сопереживанию.
  • обладать навыками общения: умение работать в группах, уметь отстаивать собственное мнение и умение быть терпимым к мнению других, умение избегать конфликтных ситуаций.
 
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
 
  • овладение навыком наблюдения, сравнения, анализа.
  • умение организации самостоятельной познавательной деятельности.
  • умение извлечения необходимой информации из схем, рисунков, книг, просмотра видео и формирование умения работать с полученной информацией.
  • осуществление контроля и внесения необходимых изменений, исправлений, дополнений в свою работу, если она расходится с образцом.
  • освоение способов решения проблем творческого и исследовательского характера; умение строить рассуждение или доказательство своей точки зрения по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;
  • ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
  • умение анализировать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • умение понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, задавать вопросы и отыскивать на них ответы.
  • умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям.
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
 
Коммуникативные УУД:
  • соблюдение простейших норм этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • овладение навыками грамотной, выразительной, эмоциональной речи.
  • умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности.
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
  • овладение навыком работать в паре, в группе, умение овладевать различными социальными ролями в коллективе,
  • через осуществление интеллектуальной, игровой деятельности.
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • умение определять свое и чужое эмоциональное состояние.
  • умение слушать и понимать речь учителя, отвечать на поставленные вопросы, умение проявлять уважение к педагогу.
  • умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
 
Личностные УУД :
  • формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру.
  • умение проявлять интерес к познанию мира и мировой культуре, духовному наследию.
  • уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
  • умение оценивать результат собственной деятельности.
  • умение понимать значение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности.
  • уметь обсуждать и анализировать, понимать роль биологии в жизни человека.
  • формирование умений самоорганизации.
  • формирование эстетического вкуса.
  • умение проверять себя, находить в собственной работе ошибки.
 
Регулятивные УУД:
  • умение организовывать свое рабочее место.
  • умение анализировать результаты своих действий, фиксировать в конце урока удовлетворенность / неудовлетворенность своей работой на занятии.
  • оценивание свои поступки с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей, по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности.
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
 
Формы подведения итогов реализации программы
Предметные результаты предполагают стартовую диагностику, текущую, тематическую и итоговую. В начале обучения по программе дети проходят стартовое оценивание в форме тестов на определение опыта взаимодействия с природой, определение нравственно-экологической позиции, отношения к обучению. Промежуточное и тематическое оценивание освоения программного материала проводится в форме викторин, творческих заданий, фронтальных опросов, практических работ, тестов на соотношение терминов и определений. Итоговая форма аттестация - это защита портфолио, защита групповых или индивидуальных мини проектов, учет степени активности в организации и создании мини проектов.
 
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
 
Продолжительность одного занятия – 40 минут
Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
 
Продолжительность учебного года
(Срок реализации)
Количество учебных недель
Общий объем учебных занятий по программе
Количество занятий в неделю для 1 группы
с 01 сентября до 31 мая
36
216 часов
6 часов