Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналистика в современном мире»

МОУ ДО Центр детского творчества "Россияне" г. Ярославль

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Журналистика в современном мире»

 

Бобровницкая Виктория Юрьевна

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Журналистика в современном мире»

Номинация «Образовательные программы»

Направление социально-педагогическое

Срок реализации программы – 3 года

 

Эффективность и результаты реализации программы

 

Программа реализуется в объединении пресс-клуб, в состав которого входят обучающиеся 13 – 20 лет.  Силами участников коллектива издается  газета «пРОСпект», создаются лонгриды на различные темы, ведется сайт учреждения, действует группа в социальной сети «В Контакте».

Газета зарегистрирована на Портале школьной прессы России под номером 955 (http://portal.lgo.ru/dosie/izdatelstvo.htm?rn=955)

Страница «пРОСпекта» на сайте центра «Россияне» - http://cdo-ross.edu.yar.ru/gazeta__quot_prospekt_quot_/gazeta_prospekt.html

Группа объединения В Контакте https://vk.com/club138010199

Коллективные достижения объединения пресс-клуб

2015 год

  • Диплом городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет«Мы рождены для печатных изданий» за активную гражданскую позицию и творческий подход, г. Ярославль
  • Диплом I степени VI областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет в номинации «Лучшее издание», категория "Новички",  г. Ярославль

2016 год

  • Диплом III степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» в номинации «Пишем, верстаем, выпускаем», г. Ярославль
  • Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая школьная газета», номинация «Лучший репортаж», г. Омск
  • Команда пресс-клуба – дипломант онлайн-викторины "Узнаем друг друга"Международного Интернет-проекта "Мосты дружбы"
  • Диплом II степени XIV открытого Царскосельского форума школьной прессы в номинации "Печатные издания" (категория "Любители"), г. Пушкин Санкт-Петербург
  • Диплом I степени VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство", номинация "Детские печатные издания", подноминация "Любители", г. Ярославль

2017 год

  • Лауреат Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» (газета «пРОСпект»), г. Москва.
  • Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая школьная газета», номинация «Лучшая работа редактора» (газета «пРОСпект»), г. Омск
  • Золотые медали Чемпионата JuniorSkills в рамках III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция Мультимедийная журналистика (14+). Команда – Новикова Анастасия, Кокташев Анатолий, Тележкин Сергей, г. Ярославль.

В марте 2016 года газета "пРОСпект" была отмечена грамотой Ярославского государственного университета имени К.Д. Ушинского «За создание районной газеты старшеклассников, отвечающей положению «О школьных изданиях»

Личные достижения обучающихся объединения

2015 год

  • Диплом лауреата II степени Всероссийского конкурса проектов «Созидание и творчество», номинация «Издательские проекты» – специальный выпуск «Мы помним», г. Обнинск.
  • Диплом Союза журналистов Ярославской области «За лучший репортаж» (Сыромятникова Валерия).
  • Диплом Союза журналистов Ярославской области «За лучшую рецензию» (Новикова Анастасия).
  • Диплом I степени Международного интернет-проекта «Диалог культур», конкурс эссе, номинация «Во всем поможет мудрость книги» (Новикова Анастасия).
  • Диплом лауреата I степени Областного фестиваля молодежного творчества «М,АРТ», «Визуальное направление», номинация «Фото. Черно-белое» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
  • Диплом за 2 место Городского фотоконкурса «Мир в объективе молодых» в номинации «Лучший портрет» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
  • Диплом I степени IV Международного конкурса юных журналистов «XXI век. Время и мы» в номинации «Моя любимая книга» (Новикова Анастасия), г. Петрозаводск
  • Диплом II степени IV Международного конкурса юных журналистов «XXI век. Время и мы» в номинации «Портрет молодого современника» (Данилова Алиса), г. Петрозаводск
  • Специальный диплом «За привлекательную подачу литературного жанра фэнтези»Областного конкурса индивидуальных детских работ, номинация «Газетная 
  • журналистика» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
  • Диплом III степени VI областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет в номинации «Лучшая журналистская работа» (Сыромятникова Валерия), г. Ярославль
  • Диплом III степени XVIII городской научно-практической краеведческой конференции обучающихся «Отечество», секция «История образования в Ярославском крае» (Кокташев Анатолий), г. Ярославль

2016 год

  • Диплом I степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» в номинации «Лучший фотокорреспондент» (Новикова Анастасия), г. Ярославль.
  • Диплом II степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» в номинации «Лучший журналист» (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
  • Диплом победителя Всероссийского фестиваля школьных СМИ, номинация «Школьный фотопроект», категория «Лучшая фотография в мультимедийном проекте», факультет журналистики МГУ, Москва.
  • Диплом I степени Всероссийского фестиваля-конкурса «Вселенная под названием КНИГА», номинация литературная (Новикова Анастасия), г. Оренбург.
  • Диплом лауреата I степени Открытого литературного конкурса в рамках проекта «Книжкина неделя», номинация проза «Я люблю тебя жизнь» (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
  • Диплом лауреата II степени Открытого литературного конкурса в рамках проекта «Книжкина неделя», номинация проза «Я люблю тебя жизнь» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
  • Диплом лауреата III степени Открытого литературного конкурса в рамках проекта «Книжкина неделя», номинация проза «Я люблю тебя жизнь» (Тихомирова Дана), г. Ярославль
  • Диплом I степени VII международного конкурса детских и юношеских СМИ «ЮнГа+» в номинации лучшая журналистская работа, категория «Не задашь вопрос, не получишь ответ» (Кокташев Анатолий), г. Челябинск.
  • Диплом II степени Конкурса кино-, видео- и фототворчества "Новый взгляд"XVI областного фестиваля детского и юношеского художественного творчества "Радуга", номинация "Фотография", подноминация "Портрет" (Новикова Анастасия).
  • Диплом I степени Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов", номинация "Взял перо я для тихого слова" (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
  • Диплом II степени Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов", номинация "Взял перо я для тихого слова" (Тихомирова Дана), г. Ярославль
  • Диплом III степени Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов", номинация "Взял перо я для тихого слова" (Новикова Анастасия), г. Ярославль
  • Специальный диплом за умение выразить патриотические чувства влитературном произведении Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов" (Каршиева Шахноза), г. Ярославль.
  • Специальный диплом X Московского отрытого конкурса детско-юношеского литературного творчества в номинации "Проза", категория 15-18 лет (Кокташев Анатолий).
  • Диплом I степени победителя литературного конкурса по теме "НеДетский взгляд" Международного Интернет-проекта "Мосты дружбы" (Кокташев Анатолий)
  • Диплом II степени призера фотоконкурса  "Мир в объективе" по теме "Восьмое чудо света" Международного Интернет-проекта "Мосты дружбы" (Новикова Анастасия)
  • Диплом лауреата Открытого литературного конкурса "Весенняя муза"(Сыромятникова Валерия), г. Ярославль
  • Диплом лауреата Открытого литературного конкурса "Весенняя муза" (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
  • Диплом I степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучшее интервью" (Кокташев Анатолий), г. Углич
  • Диплом I степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучший репортаж" (Сыромятникова Валерия), г. Углич
  • Диплом I степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучший фоторепортаж" (Новикова Анастасия), г. Углич
  • Диплом II степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучший репортаж" (Тележкин Сергей), г. Углич
  • Диплом I степени Областного фестиваля молодежного творчества "М.АРТ",направление "Художественное слово", номинация "Авторское литературное произведение" (Кокташев Анатолий), г. Ярославль.
  • Диплом I степени VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство", номинация "Лучшая журналистская работа", возрастная категория 10-13 лет (Волкова Юлия), г. Ярославль
  • Диплом I степени VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство", номинация "Лучшая журналистская работа", возрастная категория 14-16 лет (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
  • Специальный диплом от газеты "Городские новости" за конкурсную работу "Топ-менеджер тепла и уюта" VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство" в номинации "Лучшая журналистская работа" в возрастной категории 14-16 лет (Новикова Анастасия), г. Ярославль
  • Диплом III степени конкурса «Напишем историю образования города Ярославля», посвященного 90-летию муниципальной системы  образования города Ярославля (Кокташев Анатолий), г. Ярославль.

2017 год

  • Диплом II степени Международного конкурса юных журналистов "Добро пожаловать!", категория 13-17 лет (Новикова Анастасия), г. Екатеринбург.
  • Диплом II степени Международного конкурса юных журналистов "Добро пожаловать!", категория 18-20 лет (Сыромятникова Валерия), г. Екатеринбург.
  • Диплом III степени Международного конкурса юных журналистов "Добро пожаловать!", категория 13-17 лет (Волкова Юлия), г. Екатеринбург.

Сведения о составителе

Бобровницкая Виктория Юрьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее. Калининский государственный университет, 29.06.1991, специальность – русский язык и литература, квалификация – филолог, преподаватель русского языка и литературы.

Стаж педагогической работы – 23 года.

Участие в профессиональных конкурсах (2014-2017 гг.):

  • Диплом I степени III Всероссийского конкурса «Дополнительное образование XXI века». За дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Журналистика в современном мире».
  • Серебряная медаль Всероссийского конкурса «Учитель! Перед именем твоим…», номинация «Содержательный досуг».
  • Диплом лауреата Международного конкурса «Педагогический поиск», номинация «Лучшая методическая разработка (урока/занятия/НОД/праздника/мероприятия). За сценарий интеллектуальной игры «Эти удивительные страны!».
  • Диплом лауреата Международного заочного конкурса «Надежда планеты» в номинации «Гражданско-патриотическое воспитание» за творческий поиск эффективных средств работы с подрастающим поколением и комплект сценариев эстафетных интеллектуальных творческих игр «Моя Ярославия»

Полученные благодарности, благодарственные письма и дипломы (2014 – 2017 гг.):

  • Благодарность ЦДТ «Россияне» за активное участие и информационное освещение проекта «Мы из будущего: Новое поколение».
  • Благодарность оргкомитета Центра гражданских и молодежных инициатив «Идея» за организацию участия и подготовку обучающихся во Всероссийском фестивале-конкурсе «Вселенная под названием Книга», г. Оренбург
  • Благодарственное письмо департамента образования Администрации г. Омска за участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная газета», успехи в области образования, высокий профессионализм и компетентность,  г. Омск
  • Благодарственное письмо управления образования Администрации Угличского муниципального района за активное участие в муниципальном проекте «Школьные СМИ» , а также за подготовку победителей и призера IV муниципального конкурса школьных СМИ, г. Углич
  • Благодарность оргкомитета XIV Открытого Царскосельсого форума школьной прессы за подготовку победителей заочного конкурса школьной журналистики в номинации «Газеты. Любители», г. Санкт-Петербург
  • Благодарность факультета журналистики Челябинского государственного университета за участие в VII Международном конкурсе детских и молодежных СМИ «ЮнГа+», г. Челябинск
  • Благодарственное письмо декана гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» за помощь в проведении Всероссийского конкурса по фотожурналистике, журналистике, рекламе и PR для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, г. Ростов-на-Дону
  • Диплом I степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» за подготовку победителя в номинации «Лучший фотокорреспондент», г. Ярославль
  • Диплом II степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» за подготовку призера в номинации «Лучший журналист», возрастная категория 15-18 лет, г. Ярославль
  • Диплом III степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» за подготовку призера в номинации «Пишем, верстаем, выпускаем», г. Ярославль

1. Пояснительная записка

Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его постоянно меняющихся интересов и потребностей, просто обязано идти в ногу со временем. Это означает, что все большее внимание должно уделяться инновационным образовательным направлениям и программам, которые дают возможность ребенку проявить себя в активной социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, помочь определить его профессиональный выбор в современных реалиях.

Одним из таких инновационных направлений является медиобразование и формирование медиакультуры современной молодежи. Поэтому актуальным для усреждений дополнительного образования детей становится создание дополнительных общеобразовательных программ, создающих условия для включения подростков и молодёжи в процессы восприятия и создания медиапродукции, развития навыков восприятия информации и умения свободно обращаться с информационными потоками в ходе самостоятельной творческой деятельности.

Наступление эпохи информационного общества и глобальное развитие массовой коммуникации предполагает необходимость каждому современному человеку иметь представление об основных аспектах производства и функционирования медиа. По мнению декана факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского, «знание механизма теле-, радиовещания и других средств массовой информации становится жизненной необходимостью для современного гражданина».

Именно поэтому в современной педагогике родилась идея и концепция медиаобразования, как важной составляющей  общего, дополнительного и профессионального образования.

За основу принято определение ЮНЕСКО: «Медиаобразование – направление в образовании с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), с целью формирования культуры общения с медиа, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [35]. Предметом медиаобразования выступает умение обращаться с медиатекстами (печатными, устными, визуальными, аудиовизуальными) и средствами коммуникации, транслирующими их.

Отсюда следует, что формирование знаний о современных средствах массовой коммуникации и умений работать с ними, умение адекватно воспринимать информацию СМИ становится важной частью всестороннего образования подростков и молодёжи. Сегодня говорят о  необходимости формирования в процессе медиаобразования определенной медиакультуры современного человека, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия. В этом и заключается основная подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве.

В этом контексте медиаобразование – это развитие личности, в плане её способности воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать новые знания в области медиа, заниматься творчеством на стыке техники и искусства.

Дополнительная общеразвивающая программа «Журналистика в соврменном мире» представляет собой один из вариантов решения задач медиаобразования старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Цель программы – формирование медиакультуры обучающихся посредством их знакомства с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создания собственной медиапродукции.

В связи с этим ставятся определенные задачи программы:

  • расширять представления обучающихся в области теории и терминологии, языка и форм средств массовой коммуникации;
  • создавать условия для освоения обучающимися практических навыков создания журналистских текстов в различных форматах и видах медиапродуктов;
  • развивать творческий потенциал обучающихся, индивидуальное и критическое мышление, способности к анализу различных медиатекстов, а также стимулировать социальную активность обучающихся;
  • активизировать стремление обучающихся к самообразованию в данной сфере;
  • создавать психологически комфортную атмосферу творческого объединения, способствующую активизации творческого мышления и социальной активности обучающихся.

Программа направлена на развитие умений обучающихся ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе и владеть различными формами творческого самовыражения при помощи современных коммуникационных технологий.

Отличительной особенностью программы является  использование в качестве основной технологии – технологии проектной деятельности, в частности реализация медиаобразовательных проектов. Под медиаобразовательным проектом (медиапроектом) понимается медиаобразовательная деятельность, в определённый период времени, направленная на создание конкретного, уникального медиапродукта – газеты, журнала, Интернет-сайта  и т.д.

Приоритетной целью медиапроекта является развитие способностей обучающихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно среде.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 3 года и ориентирована на обучающихся 13-18 лет.

Занятия проводятся для первого года обучения 2 раза в неделю по 3 часа, для второго и третьего – 2 раза в неделю по 3 часа, из которых 3 часа – групповые занятия и 3 часа – работа в малых группах (3-4 человека).

Результатами реализации программы можно считать:

  • сформированное представление обучающихся об основных понятиях, принципах и способах работы масс-медиа;
  • понимание обучающимися специфики и психологии деятельности средств массовой коммуникации;
  • способность обучающихся ориентироваться в мире медиа;
  • динамика в освоении обучающимися навыков работы с медиатекстами, способов выражения собственной позиции, критического анализа медиасообщений;
  • владение определенным уровнем коммуникативных и социальных навыков, самостоятельности в творческом выражении посредством медиаресурсов;
  • сформированность творческого объединения с благоприятным творческим и психологическим климатом.

2. Учебно-тематический план

1-й год обучения


п/п

Разделы и темы

Общее
количество
часов

В том числе:

теория

практика

1.

Средства массовой информации в современном мире

21

9

12

1.1

Понятие Средства Массовой Информации (СМИ). Значение СМИ в жизни общества

6

3

3

1.2.

Понятие журналистики. История развития СМИ

6

3

3

1.3

Виды СМИ. Специфика видов СМИ. Анализ современных средств массовой информации

9

3

6

2.

Жанры и язык журналистики

63

12

51

2.1.

Жанры новостной журналистики

36

6

30

2.2.

Жанры рациональной журналистики

9

3

6

2.3.

Жанры эмоциональной журналистики

6

3

3

2.4

Язык журналистских текстов

12

 

12

3.

Основы деятельности журналиста

48

15

33

3.2

Специфика и основы печатной журналистики

18

6

12

3.3.

Специфика и основы фотожурналистики

12

3

9

3.4.

Специфика и основы интернет-журналистики

18

6

12

4.

Работа над медийным проектом

84

 

84

4.1.

Работа над проектом печатных изданий

42

 

42

4.2

Работа над проектом интернет-изданий

42

 

42

Всего:

216

36

18

2-3-й год обучения

 


п/п

Разделы и темы

Общее количество часов

В том числе

2-й год

3-й год

2-й год

3-й год

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Система СМИ: каналы, типы, модели

18

24

6

12

3

21

1.1

Массовая коммуникация.. Основы межличностной коммуникации

6

6

3

3

6

1.2.

СМИ и аудитория. Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды

6

3

3

3

3

1.4.

Текущая практика современных СМИ

6

3

6

3

1.5.

Сегодняшний мир масс-медиа

12

3

9

2.

Теория и практика

журналистики

60

60

12

48

9

51

2.1.

Место журналистики в обществе.

Журналистика на службе общества

6

6

3

3

3

3

2.2.

Правовые основы журналистской деятельности. Методы работы журналиста

6

3

3

2.3.

Основы журналистской деятельности

12

6

3

9

3

3

2.4.

Технология СМИ

12

12

3

9

12

2.5.

Специфика работы основных видов СМИ

12

12

2.6

Фотожурналистика

12

18

12

18

2.7

Основы редактирования

 

18

3

15

3.

Интернет как вид современных СМИ

30

12

12

18

3

9

3.1.

Специфика интернет-журналистики

9

3

6

3.2.

Методы и приемы журналистского творчества в интернет-изданиях

12

6

6

6

3

3

3.3.

Особенности веб-публикаций

9

6

3

6

6

4.

Реклама в работе средств массовой информации

12

12

3

9

3

9

5.

Работа над медийным проектом

96

108

96

108

5.1.

Работа над проектом печатных изданий

60

60

60

60

5.2.

Работа над проектом интернет-изданий

36

48

36

48

Всего

216

216

33

183

18

198

3. Содержание программы

Дополнительная образовательная программа предусматривает несколько направлений в организации работы с обучающимися, каждое из которых решает определённые задачи формирования медиакультуры обучающихся.

Познавательно-информационное направление включает в себя освоение обучающимися основ журналистской деятельности в различных средствах массовой информации, теории и терминологии масс-медиа, языка средств массовой информации, а также знакомство с социальным предназначением журналистики, технологиями, этикой и психологией журналисткой деятельности.

Данное направление позволяет обучающимся познакомиться со спецификой работы журналиста и теорией журналистики, а также с обширными творческими возможностями, предоставляемыми современными коммуникационными технологиями.

Аналитически-исследовательское направление ориентировано на формирование представлений у обучающихся о феномене СМИ в информационном обществе, о многообразии современных средств массовой коммуникации, позитивных и негативных аспектах, их деятельности, способах и формах их работы, значении в общественной жизни и влиянии на массовое сознание.

Это направление работы предусматривает активную деятельность в процессе исследования СМК и наработки личностного опыта обучающихся в интерпретации и осмыслении содержания медиа-изданий, а также умения ориентироваться в медиасреде.

Творческо-практическое направление заключается в предоставлении возможности обучающимся приобрести практические навыки самостоятельного создания медиатекстов в различных форматах, а также в развитии их способности медиавосприятия, критического мышления, умения ориентироваться в потоке информации и оценивать качество и достоверность информационных сообщений.

В этом направлении основной акцент делается на разработку обучающимися собственных или коллективных медиапродуктов (в зависимости от года обучения), практическом освоении способов поиска информации, создания и тиражирования медиатекстов.

Содержание программы по каждому направлению состоит из следующих разделов и тем.

Познавательно-информационное направление программы

1-й год обучения

Жанры и язык журналистики:

  • Поиск темы, сбор информации, источники информации для журналиста,
  • Понятие жанра, основные жанры журналистики,
  • Жанры новостной журналистики (специфика информационных жанров, понятие новости и критерии отбора событий для СМИ, факт и способы его подачи).
  • жанры рациональной журналистики (способы логического анализа события, выбор формы изложения).
  • Жанры эмоциональной журналистики (тема – идея – сюжет, способы «эффекта присутствия» читателя).
  • Язык журналистских текстов (языковое своеобразие текста в журналистике, зависимость языка изложения от выбранного жанра публикации, способы привлечения внимания читателей).

Основы деятельности журналиста в средствах массовой информации:

  • Журналист как личность (значение профессии, особенности, требования, личностные качества).
  • Типы журналистских специализаций.
  • Этика профессии журналиста (ответственность журналиста, этика журналистской деятельности, право на информацию, свобода слова, журналистика и власть).
  • Специфика и основы печатной журналистики (виды печатных изданий, организация работы редакции
  • Специфика и основы фотожурналистики (мультимедиа в работе журналиста, современные технические средства в деятельности журналиста, событийный характер фотографии в СМИ, жанровая фотография, жанры фотожурналистики).
  • Специфика и основы интернет-журналистики Специфика работы журналиста в интернет-изданиях (отличия интернет-изданий от традиционных СМИ, своеобразие веб-публикаций, особенности веб-публикации как сообщения).

 

2-й год обучения

Теория и практика журналистики:

  • Место журналистики в обществе (функции журналистики и ее место в обществе, журналистика как четвертая власть).
  • Социальная сущность журналистики (влияние масс-медиа на массовое сознание).
  • История журналистики (история русской журналистики ХIХ века, история современной российской журналистики).
  • Правовые основы журналистской деятельности (Законодательство РФ о СМИ, ответственность и права журналиста).
  • Методы работы журналиста (способы получения информации, интервью как источник информации, документы как источник информации).
  • Основы журналистской деятельности (способы взаимодействия СМИ и аудитории, формы и методы подачи информации, правила построения журналистского текста, понятие композиции, роль и виды заголовков, основные жанры журналистики, специфика аналитических, художественно-публицистических жанров, авторская позиция в журналистском тексте, литературное редактирование).
  • Технология СМИ (печатные СМИ, их особенности и отличия друг от друга, изучение различных газет и журналов. Аудиовизуальные СМИ (радио, ТВ), их специфические черты. Особенности каждого аудиовизуального СМИ. Интернет – новое СМИ).
  • Специфика работы основных видов СМК (практическая учебно-исследовательская работа).
  • Фотожурналистика (особенности фотографии в каждом из жанров фотожурналистики, фотокомпозиция, проблематика и виды съемки, проблематика фоторепортажа).

Интернет как вид современных средств массовой коммуникации:

  • Специфика интернет-журналистики (особенности интернет-журналистики, специфика и классификация веб-изданий, интернет-журналистика в медапространстве, её интерактивность и гипертекстуальность).
  • Методы и приемы журналистского творчества в интернет-изданиях (источники и способы получения информации, Интернет как путь к источникам информации).
  • Особенности веб-публикаций (структурно-композиционное своеобразие, основные жанры интернет-журналистики, понятие гипертекста, гипертекстуальность веб-публицистики).

Реклама в работе средств массовой коммуникации:

  • Понятие рекламы. Функции рекламы.
  • Важнейшие черты рекламы. Закон о рекламе.
  • Реклама и её влияние на общество.
  • Классификация рекламы. Основные средства её распространения.
  • Методы привлечения внимания к рекламе.
  • Рекламный текст: структура и требования. Правила оформления рекламных текстов. Рекламный слоган.

3-й год обучения

Теория и практика журналистики:

  • Ответственность журналистики перед обществом. История взаимодействия журналистики и общества (влияние современных информационно-коммуникационных технологий на журналистику, технологическая революция в журналистике, российская журналистика ХХI века, журналистика и социальные сети, новые черты журналистики).
  • Основы журналистской деятельности (новость и аналитическая статья, тактика журналиста в интервью, рецензия, комментарий, язык журналистских текстов, логика построения текста, литературное редактирование).
  • Технология СМК (содержательное наполнение издания, приёмы открытого проявления позиции журналиста, концепция и идеология издания, информационные потребности аудитории, трансформация традиционных СМИ в Интернете, новые методы подачи информации).
  • Специфика работы основных видов СМИ (практическая учебно-исследовательская работа).
  • Фотожурналистика (репортажная съемка, фотография в рекламе, современные тенденции дизайна периодических изданий).
  • Основы редактирования (соответствие содержания материала редакционному заданию, соответствие жанра и содержания, работа с заголовком, оценка информационной ценности материала, стилистика и синтаксис, выразительные средства, корректорская правка)

Интернет как вид современных средств массовой коммуникации:

  • Методы и приемы журналистского творчества в интернет-изданиях (способы подачи информации, элементы оформления электронных изданий, разработка структуры и содержания).
  • Особенности веб-публикаций (идейно-тематические особенности публицистического произведения сетевых изданий, жанровая и языковая палитра интернет-публицистики, литературное редактирование веб-публикаций).

Реклама в работе средств массовой коммуникации:

  • Основные средства распространения рекламы. Виды печатной рекламы, рекламные публикации в прессе.
  • Реклама на телевидении и радио. Рекламный клип: законы жанра.
  • Выразительные средства рекламных текстов. Цвет в рекламе.
  • Медиапланирование.
  • Технологии PR.

Аналитически-исследовательское направление программы

1-й год обучения

Средства массовой информации в современном мире:

  • Понятие журналистики (сущность деятельности, специфика, функция, значение в жизни общества).
  • История развития СМИ (переход средств массовой информации в систему массовых коммуникаций).
  • Понятие Средства Массовой Информации (СМИ).
  • Виды СМИ (информационные агентства, радио, телевидение, печатные средства массовой информации, интернет-издания).
  • Специфика видов СМИ (анализ подачи материала в различных изданиях).
  • Значение СМИ в жизни общества (место журналистики в информационном обществе).
  • Понятие масс-медиа. Анализ современных средств массовой информации (информационные агентства, радио, телевидение, печатные средства массовой информации, интернет-издания. Сравнительный анализ новостей в различных СМИ).
  • Типы и содержание СМИ. Каналы распространения информации (характеристики по типу издания, содержанию, языку, аудитории, периодичности, времени выхода, тиражу, формату, объему, оформлению, ареалу распространения).

2-й год обучения

Система СМИ – каналы, типы, модели:

  • Массовая коммуникация. Коммуникационный процесс. Основы межличностной коммуникации (массовая коммуникация как общественный феномен, функции массовой коммуникации, способы и средства передачи информации, современные тенденции развития).
  • СМИ и аудитория. Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды (понятие аудитории, аудитория массовой коммуникации, целевая аудитория, технологии воздействия на аудиторию, эффекты воздействия массовой коммуникации)
  • Текущая практика современных СМИ (обзор основных коммуникационных каналов; газетно-журнальная периодика, радио и телевидение, интернет-СМИ. Назначение информационных агентств. Специализированная пресса. Анализ рынка ярославских СМИ. Школьная пресса, роль детских СМИ в жизни образовательного учреждения).

3-й год обучения

Система СМИ – каналы, типы, модели:

  • Массовая коммуникация. Понятие о коммуникационном процессе. Основы коммуникации (пресса, телевидение, интернет в системе массовой коммуникации).
  • СМИ и аудитория. Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды (печатные СМИ и читатели, аудитория радио и телевидения: технологии измерения и тенденции развития, манипуляции в СМК).
  • Текущая практика современных СМИ (трансформация традиционных и появление новых СМИ, интерактивность и диалогичность в деятельности современных СМИ, менеджмент СМИ, экономика и маркетинг СМИ).
  • Сегодняшний мир масс-медиа (понятие медиарынок, анализ российского медиарынка).

Творческо-практическое направление программы

1-й год обучения

Работа над медийным проектом (практика работы в средствах массовой информации:

  • Работа над проектом печатных изданий (планирование выпуска, сбор информации, подготовка материалов, выпуск).
  • Работа над проектом интернет-изданий (сбор информации, создание журналистского веб-сообщения, размещение веб-публикаций).

2-й год обучения

Работа над медийным проектом (практика работы в средствах массовой информации:

  • Сбор информации, подготовка текстов, анализ и редактирование материалов.
  • Планирование и выпуск печатных изданий (участие в разработке концепции, структуры и содержания выпуска, вёрстке издания).
  • Планирование и выпуск веб-изданий (понятие интернет-проекта, участие в разработке идейно-тематического содержания, вёрстка издания, размещение в сети Интернет).

3-й год обучения

Работа над медийным проектом (практика работы в средствах массовой информации:

  • Сбор информации, подготовка текстов, анализ и редактирование материалов.
  • Планирование и выпуск печатных изданий (подготовка самостоятельного медиапроекта – разработка концепции, структуры и содержания выпуска, вёрстка).
  • Планирование и выпуск веб-изданий (подготовка самостоятельного медиапроекта – разработка идейно-тематического содержания, вёрстка издания, размещение в сети Интернет).

4. Методическое обеспечение программы

При организации образовательного процесса используются различные формы и методы работы, которые позволяют решать задачи каждого направления программы.

Познавательно-информационное направление осуществляется, прежде всего, через систему бесед, тренингов, упражнений, игровых и творческих заданий, разбора работ, анализа текстов СМИ и т.д.

Аналитически-исследовательское направление реализуется преимущественно через активные и исследовательские методыдискуссионные обсуждения, семинары с использованием иллюстративных материалов, групповые обсуждения, деловые игры, творческие лаборатории, анализ материалов СМИ, обзорные беседы, решение проблемных ситуаций и т.д.

Творческо-практическое направление – через проектный метод, в частности творческие медиапроекты, где комплексно сочетаются различные методы и приемы практической и творческой деятельности.

В целом основными приемами и методами, используемыми в ходе реализации программы, будут:

  • знакомство с базовыми понятиями;
  • теоретические сообщения,
  • практические задания,
  • ролевая игра,
  • беседа,
  • коллективная и индивидуальная работа;
  • создание проблемной ситуации, ее решение;
  • решение творческих задач,
  • творческие задания;
  • проблемный анализ;
  • творческая лаборатория,
  • групповая рефлексия;
  • дискуссия,
  • мозговой штурм,
  • проектирование,
  • работа с опорными конспектами,
  • анализ практического материала,
  • анализ творческих продуктов,
  • просмотр телепередач и кинофильмов,
  • самоанализ и рефлексия.

Диагностика освоения программы и индивидуального продвижения обучающихся предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений, фиксации индивидуальной работы обучающихся, анализа творческих продуктов (выполнение творческих заданий, участие в разработке и самостоятельная разработка медиапроектов, публикации и пр.).

Для диагностики состояния детского творческого объединения проводятся социометрические исследования, опросы с использованием методики незаконченных предложений, анкетирование и т.д.

Для каждого этапа освоения программы определяются свои адекватные методы и формы контроля как текущего, так и итогового.

Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный.

Мониторинг образовательных результатов

Критерии мониторинга:

  • Уровень сформированности коммуникативной и информационной культуры.
  • Динамика сформированности ценностного и эстетического отношения к медиапродукции.
  • владение определенным уровнем самостоятельного выражения собственной позиции посредством медиа.

Методы мониторинга:

  • анализ творческих продуктов (статистика, учет, экспертная оценка)
  • анкетирование по методу незаконченных предложений
  • самооценка (м.б. портфолио процесса)
  • тест-опросник коммуникативных умений
  • тестовые задания
  • статистика творческой активности обучающихся
  • рефлексивные методы: а) синквейн, диаманта, б) пятиминутное эссе, в) ПОПС-метод (позиция, основание, пример, следствие).

Дидактическое оснащение программы:

  • карточки с заданиями;
  • наборы раздаточного материала;
  • записи телепередач и кинофильмов,
  • подборки материалов прессы,
  • литература по темам.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

  • учебный класс;
  • маркерная доска;
  • несколько компьютеров с выходом в Интернет,
  • принтер,
  • сканер;
  • фотоаппараты,
  • диктофоны,
  • видеокамера,
  • канцелярские материалы,
  • игровые атрибуты.

5. Библиографический список

  1. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе / О.А. Баранов. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. – 87 с.
  2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М., 2003. – 174 с.
  3. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала / С.И. Галкин. – М., 2008. – 215 с.
  4. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. – М.: Изд-во РУДН, 2001.
  5. Журналист в поисках информации Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов / Под ред. А.К. Симонова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Галерия, 2004. – 180 с.
  6. Засурский Я.Н. Журналистское образование для всех / Я.Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2002. – № 2. – С. 3.
  7. Калмыков А.А. Интернет-журналистика: Учебное пособие / А.А.Калмыков, Л.А. Коханова – М.: Юнити, 2005. – 383 с.
  8. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2001. – 319 с.
  9. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 192 с.
  10. Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учеб. Пособие / С.Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, –2004. – 82 с.
  11. Кочеткова А. В. Медиапланирование Учебное пособие / А.В. Кочеткова. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 176 с.
  12. Лукина М. М. Технология интервью Учебное пособие / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
  13. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета: Учеб. Пособие / М.М. Лукина. – М., 2005. – 87 с.
  14. Медиаобразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4-5 декабря 2008 / Сост. И. В. Жилавская; ред. кол: И. В. Жилавская, Ю. Н. Кириленко (1 часть), Н. А. Тельцова (2 часть). – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – 340с.
  15. Мурюкина Е.В. Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа // Медиаобразование. – 2008. – № 4. – С. 46-53 .
  16. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы / Е.В. Мурюкина. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 200 c.
  17. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 256 с.
  18. Педагогический контроль в процессе воспитания: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера, 2008. – 160 с.
  19. Рэддик Р.Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов: научное издание // Р. Рэддик. – М.: Вагриус, 1999. – 415 с.
  20. Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе». – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 116 с.
  21. Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич – М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. – 216 с.
  22. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. техн., 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  23. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Засурского. – М., 2002. – 259 с.
  24. Стечкин И. В., Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал // И.В. Стечкин, Д. А.Олеринская, Л. А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
  25. Тертычный А. А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М., 2000. – 312 с.
  26. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В.В. Тулупов. – Воронеж, 2001. – 320 с.
  27. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
  28. Федоров А., Новикова А.: Основные теоретические концепции медиаобразования // http://viperson.ru/wind.php?ID=514690&soch=1
  29. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.В. Федоров. – Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.
  30. Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиажурналистика / А.В. Федоров. – М.: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. – 400 с.
  31. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. – 234 c.
  32. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов: ЦВВР, 2001. –708 с.
  33. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. –С. 35- 44.
  34. Челышева И.В. Проблемы и перспективы развития детской журналистики в постсоветском пространстве // Информационное поле современной России: практики и эффекты / Под ред. В.З. Гарифуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008 – С.235-239.
  35. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования / И.В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 206 с.
  36. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. –  М.: Педагогическое общество России, 2002. –  224 с.
  37. Электронный ресурс. Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
  38. Электронный ресурс. Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/
  39. Электронный ресурс. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» // http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096
  40. Электронный ресурс. Человек и информационное общество (Образовательный центр) // http://www.phis.org.ru/education
  41. Электронный ресурс. ЮНПРЕСС: Агентство медиаобразовательных проектов для детей и молодежи на материале прессы (Москва) // http://www.ynpress.ru

Литература и источники для обучающихся

  1. Ворошилов В.В. Журналистика: Курс лекций / В.В. Ворошилов. – СПб.: издательство Михайлов В.А., 2004. – 145 с.
  2. Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста / А.А. Инджиев. – Ростов н./Д.: Феникс, 2007. – 496 с.
  3. Кинг Ларри. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно – Альпина Бизнес Букс; 2006 // http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/king.html
  4. Лукина М. М., Медиаобразование в школе: издаем школьную газету / М.М. Лукина, С. Э. Некляев. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 68 с.
  5. Тулупов В.В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, интернет: Учебник / В.В. Тулупов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 318 с.
  6. Туманов Д. В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов // Д.В. Туманов. – Казань, 2000 // http://rudocs.exdat.com/docs/index-50608.html
  7. Электронный ресурс. Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
  8. Электронный ресурс. Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/
  9. Электронный ресурс. Мультипортал ЮНПРЕСС // http://www.ynpress.com/
  10. Электронный ресурс. Информационный портал для молодых журналистов // http://yojo.ru/
  11. Электронный ресурс. Социальная сеть начинающих журналистов // http://journalisti.ru/