Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналистика в современном мире»
МОУ ДО Центр детского творчества "Россияне" г. Ярославль
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Журналистика в современном мире»
Бобровницкая Виктория Юрьевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Журналистика в современном мире»
Номинация «Образовательные программы»
Направление социально-педагогическое
Срок реализации программы – 3 года
Эффективность и результаты реализации программы
Программа реализуется в объединении пресс-клуб, в состав которого входят обучающиеся 13 – 20 лет. Силами участников коллектива издается газета «пРОСпект», создаются лонгриды на различные темы, ведется сайт учреждения, действует группа в социальной сети «В Контакте».
Газета зарегистрирована на Портале школьной прессы России под номером 955 (http://portal.lgo.ru/dosie/izdatelstvo.htm?rn=955)
Страница «пРОСпекта» на сайте центра «Россияне» - http://cdo-ross.edu.yar.ru/gazeta__quot_prospekt_quot_/gazeta_prospekt.html
Группа объединения В Контакте https://vk.com/club138010199
Коллективные достижения объединения пресс-клуб
2015 год
- Диплом городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет«Мы рождены для печатных изданий» за активную гражданскую позицию и творческий подход, г. Ярославль
- Диплом I степени VI областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет в номинации «Лучшее издание», категория "Новички", г. Ярославль
2016 год
- Диплом III степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» в номинации «Пишем, верстаем, выпускаем», г. Ярославль
- Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая школьная газета», номинация «Лучший репортаж», г. Омск
- Команда пресс-клуба – дипломант онлайн-викторины "Узнаем друг друга"Международного Интернет-проекта "Мосты дружбы"
- Диплом II степени XIV открытого Царскосельского форума школьной прессы в номинации "Печатные издания" (категория "Любители"), г. Пушкин Санкт-Петербург
- Диплом I степени VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство", номинация "Детские печатные издания", подноминация "Любители", г. Ярославль
2017 год
- Лауреат Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных» (газета «пРОСпект»), г. Москва.
- Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая школьная газета», номинация «Лучшая работа редактора» (газета «пРОСпект»), г. Омск
- Золотые медали Чемпионата JuniorSkills в рамках III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция Мультимедийная журналистика (14+). Команда – Новикова Анастасия, Кокташев Анатолий, Тележкин Сергей, г. Ярославль.
В марте 2016 года газета "пРОСпект" была отмечена грамотой Ярославского государственного университета имени К.Д. Ушинского «За создание районной газеты старшеклассников, отвечающей положению «О школьных изданиях»
Личные достижения обучающихся объединения
2015 год
- Диплом лауреата II степени Всероссийского конкурса проектов «Созидание и творчество», номинация «Издательские проекты» – специальный выпуск «Мы помним», г. Обнинск.
- Диплом Союза журналистов Ярославской области «За лучший репортаж» (Сыромятникова Валерия).
- Диплом Союза журналистов Ярославской области «За лучшую рецензию» (Новикова Анастасия).
- Диплом I степени Международного интернет-проекта «Диалог культур», конкурс эссе, номинация «Во всем поможет мудрость книги» (Новикова Анастасия).
- Диплом лауреата I степени Областного фестиваля молодежного творчества «М,АРТ», «Визуальное направление», номинация «Фото. Черно-белое» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
- Диплом за 2 место Городского фотоконкурса «Мир в объективе молодых» в номинации «Лучший портрет» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
- Диплом I степени IV Международного конкурса юных журналистов «XXI век. Время и мы» в номинации «Моя любимая книга» (Новикова Анастасия), г. Петрозаводск
- Диплом II степени IV Международного конкурса юных журналистов «XXI век. Время и мы» в номинации «Портрет молодого современника» (Данилова Алиса), г. Петрозаводск
- Специальный диплом «За привлекательную подачу литературного жанра фэнтези»Областного конкурса индивидуальных детских работ, номинация «Газетная
- журналистика» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
- Диплом III степени VI областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет в номинации «Лучшая журналистская работа» (Сыромятникова Валерия), г. Ярославль
- Диплом III степени XVIII городской научно-практической краеведческой конференции обучающихся «Отечество», секция «История образования в Ярославском крае» (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
2016 год
- Диплом I степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» в номинации «Лучший фотокорреспондент» (Новикова Анастасия), г. Ярославль.
- Диплом II степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» в номинации «Лучший журналист» (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
- Диплом победителя Всероссийского фестиваля школьных СМИ, номинация «Школьный фотопроект», категория «Лучшая фотография в мультимедийном проекте», факультет журналистики МГУ, Москва.
- Диплом I степени Всероссийского фестиваля-конкурса «Вселенная под названием КНИГА», номинация литературная (Новикова Анастасия), г. Оренбург.
- Диплом лауреата I степени Открытого литературного конкурса в рамках проекта «Книжкина неделя», номинация проза «Я люблю тебя жизнь» (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
- Диплом лауреата II степени Открытого литературного конкурса в рамках проекта «Книжкина неделя», номинация проза «Я люблю тебя жизнь» (Новикова Анастасия), г. Ярославль
- Диплом лауреата III степени Открытого литературного конкурса в рамках проекта «Книжкина неделя», номинация проза «Я люблю тебя жизнь» (Тихомирова Дана), г. Ярославль
- Диплом I степени VII международного конкурса детских и юношеских СМИ «ЮнГа+» в номинации лучшая журналистская работа, категория «Не задашь вопрос, не получишь ответ» (Кокташев Анатолий), г. Челябинск.
- Диплом II степени Конкурса кино-, видео- и фототворчества "Новый взгляд"XVI областного фестиваля детского и юношеского художественного творчества "Радуга", номинация "Фотография", подноминация "Портрет" (Новикова Анастасия).
- Диплом I степени Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов", номинация "Взял перо я для тихого слова" (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
- Диплом II степени Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов", номинация "Взял перо я для тихого слова" (Тихомирова Дана), г. Ярославль
- Диплом III степени Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов", номинация "Взял перо я для тихого слова" (Новикова Анастасия), г. Ярославль
- Специальный диплом за умение выразить патриотические чувства влитературном произведении Городского конкурса литературного творчества "Россыпи слов" (Каршиева Шахноза), г. Ярославль.
- Специальный диплом X Московского отрытого конкурса детско-юношеского литературного творчества в номинации "Проза", категория 15-18 лет (Кокташев Анатолий).
- Диплом I степени победителя литературного конкурса по теме "НеДетский взгляд" Международного Интернет-проекта "Мосты дружбы" (Кокташев Анатолий)
- Диплом II степени призера фотоконкурса "Мир в объективе" по теме "Восьмое чудо света" Международного Интернет-проекта "Мосты дружбы" (Новикова Анастасия)
- Диплом лауреата Открытого литературного конкурса "Весенняя муза"(Сыромятникова Валерия), г. Ярославль
- Диплом лауреата Открытого литературного конкурса "Весенняя муза" (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
- Диплом I степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучшее интервью" (Кокташев Анатолий), г. Углич
- Диплом I степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучший репортаж" (Сыромятникова Валерия), г. Углич
- Диплом I степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучший фоторепортаж" (Новикова Анастасия), г. Углич
- Диплом II степени IV муниципального конкурса школьных СМИ, номинация "Лучший репортаж" (Тележкин Сергей), г. Углич
- Диплом I степени Областного фестиваля молодежного творчества "М.АРТ",направление "Художественное слово", номинация "Авторское литературное произведение" (Кокташев Анатолий), г. Ярославль.
- Диплом I степени VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство", номинация "Лучшая журналистская работа", возрастная категория 10-13 лет (Волкова Юлия), г. Ярославль
- Диплом I степени VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство", номинация "Лучшая журналистская работа", возрастная категория 14-16 лет (Кокташев Анатолий), г. Ярославль
- Специальный диплом от газеты "Городские новости" за конкурсную работу "Топ-менеджер тепла и уюта" VII областного конкурса юных журналистов и редакций школьных газет "Журналистское мастерство" в номинации "Лучшая журналистская работа" в возрастной категории 14-16 лет (Новикова Анастасия), г. Ярославль
- Диплом III степени конкурса «Напишем историю образования города Ярославля», посвященного 90-летию муниципальной системы образования города Ярославля (Кокташев Анатолий), г. Ярославль.
2017 год
- Диплом II степени Международного конкурса юных журналистов "Добро пожаловать!", категория 13-17 лет (Новикова Анастасия), г. Екатеринбург.
- Диплом II степени Международного конкурса юных журналистов "Добро пожаловать!", категория 18-20 лет (Сыромятникова Валерия), г. Екатеринбург.
- Диплом III степени Международного конкурса юных журналистов "Добро пожаловать!", категория 13-17 лет (Волкова Юлия), г. Екатеринбург.
Сведения о составителе
Бобровницкая Виктория Юрьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Образование: высшее. Калининский государственный университет, 29.06.1991, специальность – русский язык и литература, квалификация – филолог, преподаватель русского языка и литературы.
Стаж педагогической работы – 23 года.
Участие в профессиональных конкурсах (2014-2017 гг.):
- Диплом I степени III Всероссийского конкурса «Дополнительное образование XXI века». За дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Журналистика в современном мире».
- Серебряная медаль Всероссийского конкурса «Учитель! Перед именем твоим…», номинация «Содержательный досуг».
- Диплом лауреата Международного конкурса «Педагогический поиск», номинация «Лучшая методическая разработка (урока/занятия/НОД/праздника/мероприятия). За сценарий интеллектуальной игры «Эти удивительные страны!».
- Диплом лауреата Международного заочного конкурса «Надежда планеты» в номинации «Гражданско-патриотическое воспитание» за творческий поиск эффективных средств работы с подрастающим поколением и комплект сценариев эстафетных интеллектуальных творческих игр «Моя Ярославия»
Полученные благодарности, благодарственные письма и дипломы (2014 – 2017 гг.):
- Благодарность ЦДТ «Россияне» за активное участие и информационное освещение проекта «Мы из будущего: Новое поколение».
- Благодарность оргкомитета Центра гражданских и молодежных инициатив «Идея» за организацию участия и подготовку обучающихся во Всероссийском фестивале-конкурсе «Вселенная под названием Книга», г. Оренбург
- Благодарственное письмо департамента образования Администрации г. Омска за участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная газета», успехи в области образования, высокий профессионализм и компетентность, г. Омск
- Благодарственное письмо управления образования Администрации Угличского муниципального района за активное участие в муниципальном проекте «Школьные СМИ» , а также за подготовку победителей и призера IV муниципального конкурса школьных СМИ, г. Углич
- Благодарность оргкомитета XIV Открытого Царскосельсого форума школьной прессы за подготовку победителей заочного конкурса школьной журналистики в номинации «Газеты. Любители», г. Санкт-Петербург
- Благодарность факультета журналистики Челябинского государственного университета за участие в VII Международном конкурсе детских и молодежных СМИ «ЮнГа+», г. Челябинск
- Благодарственное письмо декана гуманитарного факультета ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» за помощь в проведении Всероссийского конкурса по фотожурналистике, журналистике, рекламе и PR для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, г. Ростов-на-Дону
- Диплом I степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» за подготовку победителя в номинации «Лучший фотокорреспондент», г. Ярославль
- Диплом II степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» за подготовку призера в номинации «Лучший журналист», возрастная категория 15-18 лет, г. Ярославль
- Диплом III степени городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий» за подготовку призера в номинации «Пишем, верстаем, выпускаем», г. Ярославль
1. Пояснительная записка
Современное дополнительное образование, исходя из своих целей и задач, направленных на развитие личности ребенка на основе формирования и удовлетворения его постоянно меняющихся интересов и потребностей, просто обязано идти в ногу со временем. Это означает, что все большее внимание должно уделяться инновационным образовательным направлениям и программам, которые дают возможность ребенку проявить себя в активной социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, помочь определить его профессиональный выбор в современных реалиях.
Одним из таких инновационных направлений является медиобразование и формирование медиакультуры современной молодежи. Поэтому актуальным для усреждений дополнительного образования детей становится создание дополнительных общеобразовательных программ, создающих условия для включения подростков и молодёжи в процессы восприятия и создания медиапродукции, развития навыков восприятия информации и умения свободно обращаться с информационными потоками в ходе самостоятельной творческой деятельности.
Наступление эпохи информационного общества и глобальное развитие массовой коммуникации предполагает необходимость каждому современному человеку иметь представление об основных аспектах производства и функционирования медиа. По мнению декана факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского, «знание механизма теле-, радиовещания и других средств массовой информации становится жизненной необходимостью для современного гражданина».
Именно поэтому в современной педагогике родилась идея и концепция медиаобразования, как важной составляющей общего, дополнительного и профессионального образования.
За основу принято определение ЮНЕСКО: «Медиаобразование – направление в образовании с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа), с целью формирования культуры общения с медиа, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [35]. Предметом медиаобразования выступает умение обращаться с медиатекстами (печатными, устными, визуальными, аудиовизуальными) и средствами коммуникации, транслирующими их.
Отсюда следует, что формирование знаний о современных средствах массовой коммуникации и умений работать с ними, умение адекватно воспринимать информацию СМИ становится важной частью всестороннего образования подростков и молодёжи. Сегодня говорят о необходимости формирования в процессе медиаобразования определенной медиакультуры современного человека, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия. В этом и заключается основная подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве.
В этом контексте медиаобразование – это развитие личности, в плане её способности воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать новые знания в области медиа, заниматься творчеством на стыке техники и искусства.
Дополнительная общеразвивающая программа «Журналистика в соврменном мире» представляет собой один из вариантов решения задач медиаобразования старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Цель программы – формирование медиакультуры обучающихся посредством их знакомства с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создания собственной медиапродукции.
В связи с этим ставятся определенные задачи программы:
- расширять представления обучающихся в области теории и терминологии, языка и форм средств массовой коммуникации;
- создавать условия для освоения обучающимися практических навыков создания журналистских текстов в различных форматах и видах медиапродуктов;
- развивать творческий потенциал обучающихся, индивидуальное и критическое мышление, способности к анализу различных медиатекстов, а также стимулировать социальную активность обучающихся;
- активизировать стремление обучающихся к самообразованию в данной сфере;
- создавать психологически комфортную атмосферу творческого объединения, способствующую активизации творческого мышления и социальной активности обучающихся.
Программа направлена на развитие умений обучающихся ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе и владеть различными формами творческого самовыражения при помощи современных коммуникационных технологий.
Отличительной особенностью программы является использование в качестве основной технологии – технологии проектной деятельности, в частности реализация медиаобразовательных проектов. Под медиаобразовательным проектом (медиапроектом) понимается медиаобразовательная деятельность, в определённый период времени, направленная на создание конкретного, уникального медиапродукта – газеты, журнала, Интернет-сайта и т.д.
Приоритетной целью медиапроекта является развитие способностей обучающихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно среде.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 3 года и ориентирована на обучающихся 13-18 лет.
Занятия проводятся для первого года обучения 2 раза в неделю по 3 часа, для второго и третьего – 2 раза в неделю по 3 часа, из которых 3 часа – групповые занятия и 3 часа – работа в малых группах (3-4 человека).
Результатами реализации программы можно считать:
- сформированное представление обучающихся об основных понятиях, принципах и способах работы масс-медиа;
- понимание обучающимися специфики и психологии деятельности средств массовой коммуникации;
- способность обучающихся ориентироваться в мире медиа;
- динамика в освоении обучающимися навыков работы с медиатекстами, способов выражения собственной позиции, критического анализа медиасообщений;
- владение определенным уровнем коммуникативных и социальных навыков, самостоятельности в творческом выражении посредством медиаресурсов;
- сформированность творческого объединения с благоприятным творческим и психологическим климатом.
2. Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ |
Разделы и темы |
Общее |
В том числе: |
|
теория |
практика |
|||
1. |
Средства массовой информации в современном мире |
21 |
9 |
12 |
1.1 |
Понятие Средства Массовой Информации (СМИ). Значение СМИ в жизни общества |
6 |
3 |
3 |
1.2. |
Понятие журналистики. История развития СМИ |
6 |
3 |
3 |
1.3 |
Виды СМИ. Специфика видов СМИ. Анализ современных средств массовой информации |
9 |
3 |
6 |
2. |
Жанры и язык журналистики |
63 |
12 |
51 |
2.1. |
Жанры новостной журналистики |
36 |
6 |
30 |
2.2. |
Жанры рациональной журналистики |
9 |
3 |
6 |
2.3. |
Жанры эмоциональной журналистики |
6 |
3 |
3 |
2.4 |
Язык журналистских текстов |
12 |
|
12 |
3. |
Основы деятельности журналиста |
48 |
15 |
33 |
3.2 |
Специфика и основы печатной журналистики |
18 |
6 |
12 |
3.3. |
Специфика и основы фотожурналистики |
12 |
3 |
9 |
3.4. |
Специфика и основы интернет-журналистики |
18 |
6 |
12 |
4. |
Работа над медийным проектом |
84 |
|
84 |
4.1. |
Работа над проектом печатных изданий |
42 |
|
42 |
4.2 |
Работа над проектом интернет-изданий |
42 |
|
42 |
Всего: |
216 |
36 |
18 |
2-3-й год обучения
№ |
Разделы и темы |
Общее количество часов |
В том числе |
||||
2-й год |
3-й год |
||||||
2-й год |
3-й год |
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
||
1 |
Система СМИ: каналы, типы, модели |
18 |
24 |
6 |
12 |
3 |
21 |
1.1 |
Массовая коммуникация.. Основы межличностной коммуникации |
6 |
6 |
3 |
3 |
– |
6 |
1.2. |
СМИ и аудитория. Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды |
6 |
3 |
3 |
3 |
– |
3 |
1.4. |
Текущая практика современных СМИ |
6 |
3 |
– |
6 |
– |
3 |
1.5. |
Сегодняшний мир масс-медиа |
– |
12 |
– |
– |
3 |
9 |
2. |
Теория и практика журналистики |
60 |
60 |
12 |
48 |
9 |
51 |
2.1. |
Место журналистики в обществе. Журналистика на службе общества |
6 |
6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2.2. |
Правовые основы журналистской деятельности. Методы работы журналиста |
6 |
– |
3 |
3 |
– |
– |
2.3. |
Основы журналистской деятельности |
12 |
6 |
3 |
9 |
3 |
3 |
2.4. |
Технология СМИ |
12 |
12 |
3 |
9 |
– |
12 |
2.5. |
Специфика работы основных видов СМИ |
12 |
– |
– |
12 |
– |
– |
2.6 |
Фотожурналистика |
12 |
18 |
– |
12 |
– |
18 |
2.7 |
Основы редактирования |
|
18 |
– |
– |
3 |
15 |
3. |
Интернет как вид современных СМИ |
30 |
12 |
12 |
18 |
3 |
9 |
3.1. |
Специфика интернет-журналистики |
9 |
– |
3 |
6 |
– |
– |
3.2. |
Методы и приемы журналистского творчества в интернет-изданиях |
12 |
6 |
6 |
6 |
3 |
3 |
3.3. |
Особенности веб-публикаций |
9 |
6 |
3 |
6 |
– |
6 |
4. |
Реклама в работе средств массовой информации |
12 |
12 |
3 |
9 |
3 |
9 |
5. |
Работа над медийным проектом |
96 |
108 |
– |
96 |
– |
108 |
5.1. |
Работа над проектом печатных изданий |
60 |
60 |
– |
60 |
– |
60 |
5.2. |
Работа над проектом интернет-изданий |
36 |
48 |
– |
36 |
– |
48 |
Всего |
216 |
216 |
33 |
183 |
18 |
198 |
3. Содержание программы
Дополнительная образовательная программа предусматривает несколько направлений в организации работы с обучающимися, каждое из которых решает определённые задачи формирования медиакультуры обучающихся.
Познавательно-информационное направление включает в себя освоение обучающимися основ журналистской деятельности в различных средствах массовой информации, теории и терминологии масс-медиа, языка средств массовой информации, а также знакомство с социальным предназначением журналистики, технологиями, этикой и психологией журналисткой деятельности.
Данное направление позволяет обучающимся познакомиться со спецификой работы журналиста и теорией журналистики, а также с обширными творческими возможностями, предоставляемыми современными коммуникационными технологиями.
Аналитически-исследовательское направление ориентировано на формирование представлений у обучающихся о феномене СМИ в информационном обществе, о многообразии современных средств массовой коммуникации, позитивных и негативных аспектах, их деятельности, способах и формах их работы, значении в общественной жизни и влиянии на массовое сознание.
Это направление работы предусматривает активную деятельность в процессе исследования СМК и наработки личностного опыта обучающихся в интерпретации и осмыслении содержания медиа-изданий, а также умения ориентироваться в медиасреде.
Творческо-практическое направление заключается в предоставлении возможности обучающимся приобрести практические навыки самостоятельного создания медиатекстов в различных форматах, а также в развитии их способности медиавосприятия, критического мышления, умения ориентироваться в потоке информации и оценивать качество и достоверность информационных сообщений.
В этом направлении основной акцент делается на разработку обучающимися собственных или коллективных медиапродуктов (в зависимости от года обучения), практическом освоении способов поиска информации, создания и тиражирования медиатекстов.
Содержание программы по каждому направлению состоит из следующих разделов и тем.
Познавательно-информационное направление программы
1-й год обучения
Жанры и язык журналистики:
- Поиск темы, сбор информации, источники информации для журналиста,
- Понятие жанра, основные жанры журналистики,
- Жанры новостной журналистики (специфика информационных жанров, понятие новости и критерии отбора событий для СМИ, факт и способы его подачи).
- жанры рациональной журналистики (способы логического анализа события, выбор формы изложения).
- Жанры эмоциональной журналистики (тема – идея – сюжет, способы «эффекта присутствия» читателя).
- Язык журналистских текстов (языковое своеобразие текста в журналистике, зависимость языка изложения от выбранного жанра публикации, способы привлечения внимания читателей).
Основы деятельности журналиста в средствах массовой информации:
- Журналист как личность (значение профессии, особенности, требования, личностные качества).
- Типы журналистских специализаций.
- Этика профессии журналиста (ответственность журналиста, этика журналистской деятельности, право на информацию, свобода слова, журналистика и власть).
- Специфика и основы печатной журналистики (виды печатных изданий, организация работы редакции
- Специфика и основы фотожурналистики (мультимедиа в работе журналиста, современные технические средства в деятельности журналиста, событийный характер фотографии в СМИ, жанровая фотография, жанры фотожурналистики).
- Специфика и основы интернет-журналистики Специфика работы журналиста в интернет-изданиях (отличия интернет-изданий от традиционных СМИ, своеобразие веб-публикаций, особенности веб-публикации как сообщения).
2-й год обучения
Теория и практика журналистики:
- Место журналистики в обществе (функции журналистики и ее место в обществе, журналистика как четвертая власть).
- Социальная сущность журналистики (влияние масс-медиа на массовое сознание).
- История журналистики (история русской журналистики ХIХ века, история современной российской журналистики).
- Правовые основы журналистской деятельности (Законодательство РФ о СМИ, ответственность и права журналиста).
- Методы работы журналиста (способы получения информации, интервью как источник информации, документы как источник информации).
- Основы журналистской деятельности (способы взаимодействия СМИ и аудитории, формы и методы подачи информации, правила построения журналистского текста, понятие композиции, роль и виды заголовков, основные жанры журналистики, специфика аналитических, художественно-публицистических жанров, авторская позиция в журналистском тексте, литературное редактирование).
- Технология СМИ (печатные СМИ, их особенности и отличия друг от друга, изучение различных газет и журналов. Аудиовизуальные СМИ (радио, ТВ), их специфические черты. Особенности каждого аудиовизуального СМИ. Интернет – новое СМИ).
- Специфика работы основных видов СМК (практическая учебно-исследовательская работа).
- Фотожурналистика (особенности фотографии в каждом из жанров фотожурналистики, фотокомпозиция, проблематика и виды съемки, проблематика фоторепортажа).
Интернет как вид современных средств массовой коммуникации:
- Специфика интернет-журналистики (особенности интернет-журналистики, специфика и классификация веб-изданий, интернет-журналистика в медапространстве, её интерактивность и гипертекстуальность).
- Методы и приемы журналистского творчества в интернет-изданиях (источники и способы получения информации, Интернет как путь к источникам информации).
- Особенности веб-публикаций (структурно-композиционное своеобразие, основные жанры интернет-журналистики, понятие гипертекста, гипертекстуальность веб-публицистики).
Реклама в работе средств массовой коммуникации:
- Понятие рекламы. Функции рекламы.
- Важнейшие черты рекламы. Закон о рекламе.
- Реклама и её влияние на общество.
- Классификация рекламы. Основные средства её распространения.
- Методы привлечения внимания к рекламе.
- Рекламный текст: структура и требования. Правила оформления рекламных текстов. Рекламный слоган.
3-й год обучения
Теория и практика журналистики:
- Ответственность журналистики перед обществом. История взаимодействия журналистики и общества (влияние современных информационно-коммуникационных технологий на журналистику, технологическая революция в журналистике, российская журналистика ХХI века, журналистика и социальные сети, новые черты журналистики).
- Основы журналистской деятельности (новость и аналитическая статья, тактика журналиста в интервью, рецензия, комментарий, язык журналистских текстов, логика построения текста, литературное редактирование).
- Технология СМК (содержательное наполнение издания, приёмы открытого проявления позиции журналиста, концепция и идеология издания, информационные потребности аудитории, трансформация традиционных СМИ в Интернете, новые методы подачи информации).
- Специфика работы основных видов СМИ (практическая учебно-исследовательская работа).
- Фотожурналистика (репортажная съемка, фотография в рекламе, современные тенденции дизайна периодических изданий).
- Основы редактирования (соответствие содержания материала редакционному заданию, соответствие жанра и содержания, работа с заголовком, оценка информационной ценности материала, стилистика и синтаксис, выразительные средства, корректорская правка)
Интернет как вид современных средств массовой коммуникации:
- Методы и приемы журналистского творчества в интернет-изданиях (способы подачи информации, элементы оформления электронных изданий, разработка структуры и содержания).
- Особенности веб-публикаций (идейно-тематические особенности публицистического произведения сетевых изданий, жанровая и языковая палитра интернет-публицистики, литературное редактирование веб-публикаций).
Реклама в работе средств массовой коммуникации:
- Основные средства распространения рекламы. Виды печатной рекламы, рекламные публикации в прессе.
- Реклама на телевидении и радио. Рекламный клип: законы жанра.
- Выразительные средства рекламных текстов. Цвет в рекламе.
- Медиапланирование.
- Технологии PR.
Аналитически-исследовательское направление программы
1-й год обучения
Средства массовой информации в современном мире:
- Понятие журналистики (сущность деятельности, специфика, функция, значение в жизни общества).
- История развития СМИ (переход средств массовой информации в систему массовых коммуникаций).
- Понятие Средства Массовой Информации (СМИ).
- Виды СМИ (информационные агентства, радио, телевидение, печатные средства массовой информации, интернет-издания).
- Специфика видов СМИ (анализ подачи материала в различных изданиях).
- Значение СМИ в жизни общества (место журналистики в информационном обществе).
- Понятие масс-медиа. Анализ современных средств массовой информации (информационные агентства, радио, телевидение, печатные средства массовой информации, интернет-издания. Сравнительный анализ новостей в различных СМИ).
- Типы и содержание СМИ. Каналы распространения информации (характеристики по типу издания, содержанию, языку, аудитории, периодичности, времени выхода, тиражу, формату, объему, оформлению, ареалу распространения).
2-й год обучения
Система СМИ – каналы, типы, модели:
- Массовая коммуникация. Коммуникационный процесс. Основы межличностной коммуникации (массовая коммуникация как общественный феномен, функции массовой коммуникации, способы и средства передачи информации, современные тенденции развития).
- СМИ и аудитория. Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды (понятие аудитории, аудитория массовой коммуникации, целевая аудитория, технологии воздействия на аудиторию, эффекты воздействия массовой коммуникации)
- Текущая практика современных СМИ (обзор основных коммуникационных каналов; газетно-журнальная периодика, радио и телевидение, интернет-СМИ. Назначение информационных агентств. Специализированная пресса. Анализ рынка ярославских СМИ. Школьная пресса, роль детских СМИ в жизни образовательного учреждения).
3-й год обучения
Система СМИ – каналы, типы, модели:
- Массовая коммуникация. Понятие о коммуникационном процессе. Основы коммуникации (пресса, телевидение, интернет в системе массовой коммуникации).
- СМИ и аудитория. Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды (печатные СМИ и читатели, аудитория радио и телевидения: технологии измерения и тенденции развития, манипуляции в СМК).
- Текущая практика современных СМИ (трансформация традиционных и появление новых СМИ, интерактивность и диалогичность в деятельности современных СМИ, менеджмент СМИ, экономика и маркетинг СМИ).
- Сегодняшний мир масс-медиа (понятие медиарынок, анализ российского медиарынка).
Творческо-практическое направление программы
1-й год обучения
Работа над медийным проектом (практика работы в средствах массовой информации:
- Работа над проектом печатных изданий (планирование выпуска, сбор информации, подготовка материалов, выпуск).
- Работа над проектом интернет-изданий (сбор информации, создание журналистского веб-сообщения, размещение веб-публикаций).
2-й год обучения
Работа над медийным проектом (практика работы в средствах массовой информации:
- Сбор информации, подготовка текстов, анализ и редактирование материалов.
- Планирование и выпуск печатных изданий (участие в разработке концепции, структуры и содержания выпуска, вёрстке издания).
- Планирование и выпуск веб-изданий (понятие интернет-проекта, участие в разработке идейно-тематического содержания, вёрстка издания, размещение в сети Интернет).
3-й год обучения
Работа над медийным проектом (практика работы в средствах массовой информации:
- Сбор информации, подготовка текстов, анализ и редактирование материалов.
- Планирование и выпуск печатных изданий (подготовка самостоятельного медиапроекта – разработка концепции, структуры и содержания выпуска, вёрстка).
- Планирование и выпуск веб-изданий (подготовка самостоятельного медиапроекта – разработка идейно-тематического содержания, вёрстка издания, размещение в сети Интернет).
4. Методическое обеспечение программы
При организации образовательного процесса используются различные формы и методы работы, которые позволяют решать задачи каждого направления программы.
Познавательно-информационное направление осуществляется, прежде всего, через систему бесед, тренингов, упражнений, игровых и творческих заданий, разбора работ, анализа текстов СМИ и т.д.
Аналитически-исследовательское направление реализуется преимущественно через активные и исследовательские методы – дискуссионные обсуждения, семинары с использованием иллюстративных материалов, групповые обсуждения, деловые игры, творческие лаборатории, анализ материалов СМИ, обзорные беседы, решение проблемных ситуаций и т.д.
Творческо-практическое направление – через проектный метод, в частности творческие медиапроекты, где комплексно сочетаются различные методы и приемы практической и творческой деятельности.
В целом основными приемами и методами, используемыми в ходе реализации программы, будут:
- знакомство с базовыми понятиями;
- теоретические сообщения,
- практические задания,
- ролевая игра,
- беседа,
- коллективная и индивидуальная работа;
- создание проблемной ситуации, ее решение;
- решение творческих задач,
- творческие задания;
- проблемный анализ;
- творческая лаборатория,
- групповая рефлексия;
- дискуссия,
- мозговой штурм,
- проектирование,
- работа с опорными конспектами,
- анализ практического материала,
- анализ творческих продуктов,
- просмотр телепередач и кинофильмов,
- самоанализ и рефлексия.
Диагностика освоения программы и индивидуального продвижения обучающихся предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений, фиксации индивидуальной работы обучающихся, анализа творческих продуктов (выполнение творческих заданий, участие в разработке и самостоятельная разработка медиапроектов, публикации и пр.).
Для диагностики состояния детского творческого объединения проводятся социометрические исследования, опросы с использованием методики незаконченных предложений, анкетирование и т.д.
Для каждого этапа освоения программы определяются свои адекватные методы и формы контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный.
Мониторинг образовательных результатов
Критерии мониторинга:
- Уровень сформированности коммуникативной и информационной культуры.
- Динамика сформированности ценностного и эстетического отношения к медиапродукции.
- владение определенным уровнем самостоятельного выражения собственной позиции посредством медиа.
Методы мониторинга:
- анализ творческих продуктов (статистика, учет, экспертная оценка)
- анкетирование по методу незаконченных предложений
- самооценка (м.б. портфолио процесса)
- тест-опросник коммуникативных умений
- тестовые задания
- статистика творческой активности обучающихся
- рефлексивные методы: а) синквейн, диаманта, б) пятиминутное эссе, в) ПОПС-метод (позиция, основание, пример, следствие).
Дидактическое оснащение программы:
- карточки с заданиями;
- наборы раздаточного материала;
- записи телепередач и кинофильмов,
- подборки материалов прессы,
- литература по темам.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- маркерная доска;
- несколько компьютеров с выходом в Интернет,
- принтер,
- сканер;
- фотоаппараты,
- диктофоны,
- видеокамера,
- канцелярские материалы,
- игровые атрибуты.
5. Библиографический список
- Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе / О.А. Баранов. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. – 87 с.
- Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М., 2003. – 174 с.
- Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала / С.И. Галкин. – М., 2008. – 215 с.
- Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. – М.: Изд-во РУДН, 2001.
- Журналист в поисках информации Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов / Под ред. А.К. Симонова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Галерия, 2004. – 180 с.
- Засурский Я.Н. Журналистское образование для всех / Я.Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2002. – № 2. – С. 3.
- Калмыков А.А. Интернет-журналистика: Учебное пособие / А.А.Калмыков, Л.А. Коханова – М.: Юнити, 2005. – 383 с.
- Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2001. – 319 с.
- Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 192 с.
- Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учеб. Пособие / С.Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, –2004. – 82 с.
- Кочеткова А. В. Медиапланирование Учебное пособие / А.В. Кочеткова. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 176 с.
- Лукина М. М. Технология интервью Учебное пособие / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
- Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета: Учеб. Пособие / М.М. Лукина. – М., 2005. – 87 с.
- Медиаобразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4-5 декабря 2008 / Сост. И. В. Жилавская; ред. кол: И. В. Жилавская, Ю. Н. Кириленко (1 часть), Н. А. Тельцова (2 часть). – Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. – 340с.
- Мурюкина Е.В. Логика построения медиаобразовательных занятий, базирующихся на основных видах анализа // Медиаобразование. – 2008. – № 4. – С. 46-53 .
- Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы / Е.В. Мурюкина. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 200 c.
- От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 256 с.
- Педагогический контроль в процессе воспитания: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера, 2008. – 160 с.
- Рэддик Р.Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов: научное издание // Р. Рэддик. – М.: Вагриус, 1999. – 415 с.
- Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе». – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 116 с.
- Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич – М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. – 216 с.
- Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. техн., 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
- Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Засурского. – М., 2002. – 259 с.
- Стечкин И. В., Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал // И.В. Стечкин, Д. А.Олеринская, Л. А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М., 2000. – 312 с.
- Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В.В. Тулупов. – Воронеж, 2001. – 320 с.
- Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – 270 с.
- Федоров А., Новикова А.: Основные теоретические концепции медиаобразования // http://viperson.ru/wind.php?ID=514690&soch=1
- Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.В. Федоров. – Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.
- Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиажурналистика / А.В. Федоров. – М.: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. – 400 с.
- Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. – 234 c.
- Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов: ЦВВР, 2001. –708 с.
- Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. –С. 35- 44.
- Челышева И.В. Проблемы и перспективы развития детской журналистики в постсоветском пространстве // Информационное поле современной России: практики и эффекты / Под ред. В.З. Гарифуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008 – С.235-239.
- Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования / И.В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 206 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
- Электронный ресурс. Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
- Электронный ресурс. Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/
- Электронный ресурс. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» // http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096
- Электронный ресурс. Человек и информационное общество (Образовательный центр) // http://www.phis.org.ru/education
- Электронный ресурс. ЮНПРЕСС: Агентство медиаобразовательных проектов для детей и молодежи на материале прессы (Москва) // http://www.ynpress.ru
Литература и источники для обучающихся
- Ворошилов В.В. Журналистика: Курс лекций / В.В. Ворошилов. – СПб.: издательство Михайлов В.А., 2004. – 145 с.
- Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста / А.А. Инджиев. – Ростов н./Д.: Феникс, 2007. – 496 с.
- Кинг Ларри. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно – Альпина Бизнес Букс; 2006 // http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/king.html
- Лукина М. М., Медиаобразование в школе: издаем школьную газету / М.М. Лукина, С. Э. Некляев. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 68 с.
- Тулупов В.В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, интернет: Учебник / В.В. Тулупов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 318 с.
- Туманов Д. В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов // Д.В. Туманов. – Казань, 2000 // http://rudocs.exdat.com/docs/index-50608.html
- Электронный ресурс. Лаборатория ТСО и медиаобразования ИСМО РАО //http://mediaeducation.ru/
- Электронный ресурс. Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» // http://www.mediagram.ru/
- Электронный ресурс. Мультипортал ЮНПРЕСС // http://www.ynpress.com/
- Электронный ресурс. Информационный портал для молодых журналистов // http://yojo.ru/
- Электронный ресурс. Социальная сеть начинающих журналистов // http://journalisti.ru/